“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=TPBzgSgCYeU
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия
Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков – человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.
Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.
Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.
Отчаянный поступок Надежды Антоновны
Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги».
Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации.
Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.
«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии
Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.
Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.
Обманутые мечты
Вначале женщины даже радуются этому, но время идет, а обещанных денег нет и нет. Кучумов приходит к ним в гости каждый день, но о своем обещании молчит, наконец Телятев открывает ей глаза, сказав, что Григорий Борисович разорен, как, впрочем, и он сам. В отчаянии Лидия посылает мать за Васильковым, чтобы сказать, что она умирает и хочет его видеть.
Савва Геннадич приходит, но на предложение жить вместе отвечает отказом. Желая проучить ее, он предлагает ей стать ключицей в доме его матери взамен на обещание погасить долги, а потом, если «испытательный срок» она выдержит с честью, забрать с собой в Петербург. На это пойти Лидия не может, но, подумав, решает встать на путь исправления.
Мало ли у кого какие дела! Вот и у меня дела такие, что мне нужно на богатой невесте жениться
- Егор Дмитрич Глумов. – Ах он, эфиоп! Вот потеха-то! Приехал откуда-то из Камчатки и прямо женится на лучшей нашей невесте. Видишь ты, у него дела такие, что ему непременно нужно жениться на ней. Какая простота! Мало ли у кого какие дела! Вот и у меня дела такие, что мне нужно на богатой невесте жениться, да не отдают. Что он такое за птица? Что он делает, по крайней мере?
- Телятев. Он небогат или скуп; заплатил за вино — и сейчас же при мне записал в книжку в расход.
- Глумов. Не конторщик ли? А как характером?
- Телятев. Прост и наивен, как институтка.
- Глумов. Прост и наивен… не шулер ли?
- Телятев. Не могу сказать. А вот пьет шампанское, так на диво: отчетливо, методически, точно воду зельтерскую. Выпили по бутылке, и хоть бы краска в лице прибавилась, хоть бы голос поднялся.
- Глумов. Ну, так сибиряк, наверное, сибиряк.
- Телятев. Сигары курит дорогие, по-французски говорит отлично, только с каким-то акцентом небольшим.
- Глумов. Теперь знаю, агент какого-нибудь торгового дома лондонского, и толковать нечего.
- Телятев. Разбирай его, как знаешь! Вот задачу-то задал!
- Глумов. Ну, да кто бы он ни был, а комедию сыграть нужно. Мы уж и то давно не смеялись, все приуныли что-то.
- Телятев. Только в твоей комедии комические-то роли, пожалуй, достанутся нам.
- Глумов. Нет, мы будем играть злодеев, по крайней мере, я… И вот с чего начинается: ты познакомь этого чудака с Чебоксаровыми, а я скажу Надежде Антоновне, что у него золотые прииски; и будем любоваться, как она станет за ним ухаживать.
Тема
Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России – купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.
Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни один из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном – удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.
Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь – не продашь», Большов сам остаётся у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.
Основная мысль произведения заключается в простой истине – «что посеешь, то пожнёшь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.
Критика[ | ]
В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привилегированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.
Сергей Николаевич Дурылин в книге «Елена Митрофановна Шатрова» (1958) пишет о том, как актриса раскрывает образ главной героини Лидии Чебоксаровой: «Лидию Чебоксарову легко превратить в трафаретный образ холодной светской барышни-кокетки, мечтающей вступить в права светской дамы — покорительницы сердец. Так часто играли роль Лидии в дореволюционном театре. От этой традиции старого театра не далеко ушел по примитивности и новый шаблон, установившийся в некоторых постановках „Бешеных денег“ на сцене советского театра,— элементарная, упрощенная подача образа как антидворянского плаката. В игре Шатровой нет и следов ни того, ни другого. Играет она мягко, тонко, правдиво. В ее исполнении Лидия Чебоксарова вовсе не кокетка. Она обыкновенная девушка, наделенная красивой наружностью и несколько ироническим складом ума. Вырасти она в другой среде, с иными понятиями, она заняла бы другое место в жизни. Но Лидия родилась и выросла в тлетворной атмосфере барского легкожития, она не знает иной морали, кроме узаконенного себялюбия и неограниченного эгоизма. Ей ли только присуща эта мораль? Она ли сполна ответственна за порочность этой морали?»
Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении «дельцов». Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. «Честный промышленник» Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в «практический век честным быть не только лучше, но и выгодно», в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочувствия. Но Островский не может принять целиком Василькова. И он не может стать для него носителем положительного начала
Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в «экономки» и на выучку к Василькову
Пьеса кончается торжеством «делового человека». Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов «торговли», чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: «вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной», но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение «простотой и добротой сердечной» Василькова определяется идейный смысл комедии «Бешеные деньги». Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. «Честность» и жизненные принципы Василькова («из бюджета не выйду») аморальны. Брак для него — торговая сделка, а любовь — предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших коммерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес — единственный движущий мотив их поведения.
Родоначальник русского театра
Писатель и переводчик, поэт и драматург А. Н. Островский (1823—1886) посвятил жизнь развитию русского театрального искусства. Александр Николаевич написал 51 драматическое произведение. Первой публикацией стала комедия «Свои люди — сочтёмся» (1850), а на сцене дебютировала пьеса «Не в свои сани не садись» (1853).
Островским заложены основы современной драматургии и концепция сценической постановки. Новаторские идеи продвигались в «Артистическом кружке» и «Обществе драматических писателей». Нередко автор выступал в роли режиссёра-постановщика, как это было в случае с комедией «Последняя жертва» в Александринском театре.
При анализе творчества Островского литературоведы условно делят драматургию писателя на четыре категории:
- Эпизоды из жизни купечества.
- Представление народного быта.
- Сцены из мира чиновников невысокого ранга.
- Пьесы о зарождающемся классе предпринимателей.
Комедия «Бешеные деньги», которая относится к четвёртой группе созданий А. Н. Островского, закончена в конце осени 1869 года. Первоначальное название «Коса на камень» драматург поменял на «Не всё то золото, что блестит». В 1870 году во втором номере журнала «Отечественные записки» пьеса напечатана под заглавием «Бешеные деньги».
Легко нажитое легко тратится
В начале второго действия Надежда Антоновна получает письмо от мужа, в котором тот жалуется, что хозяйство терпит убытки, имение поставлено на продажу и требуется выплатить долг в 30 тыс. рублей. Вместе с тем выясняется, что приданое Лидии Юрьевны потрачено женщинами на наряды и развлечения. О материальных затруднениях Чебоксарова рассказывает Кучумову. Григорий Борисович обещает помочь.
После ухода старика мать сообщает дочери о тяжёлом финансовом положении, в котором они оказались. Лидия, привыкшая тратить деньги без счёта, готова выйти замуж за любого богатого жениха. Слуга объявляет о приходе Телятева. Пожилая дама оставляет молодых людей одних.
Коса нашла на камень
Финальное действие проходит в прежней квартире Чебоксаровых, только теперь обставленной новой мебелью. Лидия и Надежда Антоновна вернулись к роскошной жизни, несмотря на то, что никто из обожателей молодой женщины денег не даёт.
Приехал Кучумов, который неделю назад вместо обещанной крупной суммы выделил только 613 рублей. И теперь, когда речь заходит о деньгах, Григорий Борисович пользуется отговорками. Лидия прогоняет болтуна.
Молодая дама обращается за помощью к Телятеву. Но дворянин сам задолжал 300 тыс. рублей и со дня на день ожидает заключения в долговую тюрьму. Иван Петрович объясняет Лидии Юрьевне, что богатым считается лишь тот, кто умеет зарабатывать деньги, а не с размахом тратить состояние. Таковым является Савва Геннадич.
Василькова просит денег у Глумова, который нанялся личным секретарём к состоятельной даме. Женщина тяжело больна, и медики предполагают, что пациентка не проживёт больше года. Егор Дмитриевич надеется завладеть состоянием госпожи, но теперь ничем не может помочь Лидии Юрьевне.
Дочери Чебоксаровой становится плохо. Она просит позвать мужа, который живёт напротив. Дама умоляет о прощении и хочет вернуться к нему. В ответ предприниматель предлагает жене стать у него экономкой с окладом в 1 тыс. рублей. Только после того, как женщина научится управлять хозяйством, Савва Геннадич позволит сопровождать его в светском обществе. Преодолевая гордыню и унижение, Лидия Юрьевна соглашается.
Краткое содержание передаёт лишь сюжет комедии «Бешеные деньги». Википедия предлагает только список персонажей, небольшой критический очерк и краткую информацию о написании произведения и сценических воплощениях пьесы. Прочтение полного текста сочинения А. Н. Островского позволит в полной мере насладиться сочным русским языком.
В Санкт-Петербургском театре Комедии
Премьера самой молодой версии спектакля состоялась в феврале 2018 года — эта версия «Бешеных денег» была поставлена на сцене Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова. Этот вариант получился не только очень близким к первоисточнику, даже несколько рафинированно, но и невероятно красивым — свежий взгляд на костюмы и внешность персонажей, непрерывно идущий снег, сочетание синего и черного в минималистических декорациях — все это привлекает даже тех, кто успел увидеть все существующие постановки «Бешеных денег» и не готов удивляться. Режиссером спектакля стала Татьяна Казакова, которая является художественным руководителем всего этого театра.
Возможно, сказался женский взгляд на пьесу, но в этой версии совсем не симпатизировать Савве и Лидии не получится: внутри Василькова зритель почувствует трагичную нотку самоотречения, а в Лидии — проблески нежной, хоть и глубоко затаенной души. Между героями, помимо практичного союза, можно будет почувствовать и зарождающуюся любовь. Таким образом, Казакова решила сделать из комедии в некотором роде мелодраму. В ролях появились начинающие актеры, выступившие наравне с заслуженными и даже народными артистами:
- Васильков — Александр Матвеев.
- Лидия — Дария Лятецкая.
- Старшая Чебоксарова — Ирина Мазуркевич/Наталья Шостак.
- Телятев — Николая Смирнов.
- Кучумов — Сергей Русскин.
- Глумов — Дмитрий Лебедев.
Спектакль идет ровно три часа, стоимость билетов от 500 до 2000 рублей. Адрес театра: Санкт-Петербург, Невский проспект 56.
Экранизация
В 1981 году на экраны была выпущена первая и единственная на сегодняшний день художественная экранизация пьесы «Бешеные деньги» — если не учитывать версию 1978 года, так как она, все-таки, является спектаклем, хоть и показанным по телевизору. Режиссером фильма выступил Евгений Матвеев, актер Малого театра, которому не довелось принять участие в театральной постановке пьесы, хотя он об этом всегда мечтал. Фильм несколько искажает основной посыл первоисточника, делая Василькова и Лидию не плохими по природе, а как бы жертвами дурного влияния окружающих. Таким образом соглашение младшей Чебоксаровой стать экономкой в доме матери Саввы Генадьича (так по фильму) выглядит здесь не как ненормальная для здоровой семьи причуда, а как путь исправления, без которого ни Василькову, ни Лидии не обойтись. Фильм интересен участием в нем таких актеров, как Елена Соловей и Юрий Яковлев. По многочисленным отзывам в сети, многи кинозрители и любители творчества Островского сходятся во мнении, что уже ради одной только блестящей игры этих выдающихся артистов фильм достоин просмотра. Роли исполнили:
По теме: Свободный стиль одежды: характеристика, правила создания образа, фото
- Васильков — Александр Михайлов.
- Лидия — Людмила Нильская.
- Чебоксарова — Елена Соловей.
- Телятев — Юрий Яковлев.
- Кучумов — Павел Кадочников.
- Глумов — Вадим Спиридонов.
Главные герои
В пьесе Островского «Бешеные деньги» отражены нравы и мировоззрения дворянства, затронута тема кризиса этого российского сословия. Персонажи произведения хитры, лицемерны, самоуверенны до наглости. Ради получения быстрых больших денег они готовы на любые поступки. Им чужды душевные терзания и муки совести. Во время просмотра или прочтения пьесы происходит знакомство со следующими персонажами:
- Савва Геннадьевич Васильков. Провинциал в возрасте около 35 лет. Его простота заметна во всем — от манеры речи до повседневной одежды, которую он носит. Всегда держит при себе кошелек, полный банкнот.
- Иван Петрович Телятев. Сорокалетний дворянин, на службе не состоит. Получает финансовую помощь от московских тетушек. Живет одним днем, не печалясь о будущем.
- Григорий Борисович Кучумов. Шестидесятилетний барин с титулованной родословной. Ранее служил чиновником, теперь в отставке. Лжец и сладострастник. Все уверены, что он богат, но это не так.
- Надежда Антоновна Чебоксарова. Важная пожилая дама.
- Лидия Юрьевна. Дочь Чебоксаровой. Привыкла тратить деньги, но не хочет знать, каким трудом они зарабатываются. Считает свою жизнь пропащей без золота и бриллиантов.
- Василий. Камердинер Василькова.
- Андрей. Служит в доме Чебоксаровых.
- Григорий. Прислуживает Телятеву.
- Николай. Нанят на работу Кучумовым.
- Мальчик из кофейной.
- Гуляющие лица.
Эфирные существа, бросьте мечты о несбыточном счастье
- Лидия (подает мужу руку). Благодарю вас, что на целый день вы даете волю моим слезам. Мне нужно о многом поплакать! О погибших мечтах всей моей жизни, о моей ошибке, о моем унижении. Мне надо поплакать о том, чего воротить нельзя.
- Моя богиня беззаботного счастия валится со своего пьедестала, на ее место становится грубый идол труда и промышленности, которому имя бюджет.
- Ах, как мне жаль бедных, нежных созданий, этих милых, веселеньких девушек! Им не видать больше изящных, нерасчетливых мужей!
- Эфирные существа, бросьте мечты о несбыточном счастье, бросьте думать о тех, которые изящно проматывают, и выходите за тех, которые грубо наживают и называют себя деловыми людьми.
Островский Александр Николаевич – Бешеные деньги
Лидия. А где ж прииски?
Надежда Антоновна. Выдумка Глумова.
Лидия. Я погибла. Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу; я умру, умру.
Надежда Антоновна. Мне кажется, у него есть деньги, только он скуп. Если б ты оказала ему побольше ласки… Переломи себя.
Лидия (задумавшись). Ласки? Ласки? О, если только нужно, он увидит такую ласку, что задохнется от счастья. Это мне будет практикой. Мне нужно испробовать себя, сколько сильна моя ласка, и что она стоит на вес золота. Мне это годится вперед, мне без золота жить нельзя.
Надежда Антоновна. Страшные слова говоришь ты, Лидия.
Лидия. Страшней бедности ничего нет.
Надежда Антоновна. Есть, Лидия: порок.
Лидия. Порок! Что такое порок? Бояться порока, когда все порочны, и глупо, и нерасчетливо. Самый большой порок есть бедность. Нет, нет! Это будет первый мой женский подвиг. Я доселе была скромно кокетлива, теперь я испытаю себя, насколько я могу обойтись без стыда.
Надежда Антоновна. Ах, перестань, Лидия! Ужасно! Ужасно!
Лидия. Вы старуха, вам бедность не страшна, я молодая и хочу жить. Для меня жизнь там, где блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь.
Надежда Антоновна. Я не слушаю.
Лидия. Кто богаче, Кучумов или Телятев? Мне это нужно знать, они оба в моих руках.
Надежда Антоновна. Оба они богаты и мотают, но Кучумов богаче и добрее.
«Бешеные деньги» в Малом театре
Спектакль успешно шел в Малом театре с момента первой премьеры 1870 года много лет, но был снят с показа на рубеже веков — гражданская война и революция требовали совсем других постановок. Однако уже к 30-м годам на сцену стали возвращаться классические спектакли — тем более Островский, настолько совпадавший в своих идеях с идеями нового, советского государства. Первая советская постановка пьесы состоялась в 1933 году, именно на сцене Малого театра. Содержание спектакля «Бешеные деньги» 1933 года было максимально близко к первоисточнику — режиссер-постановщик Иван Степанович Платонов не терпел отсебятины по отношению к классике, а потому были соблюдены абсолютно все ремарки Александра Островского. Все тогдашние гении театральной сцены были задействованы в постановке. Роль Надежды Чебоксаровой исполнила величайшая русская актриса Александра Александровна Яблочкина. Ее работа была высоко оценена как зрителями и критиками, так и партнерами по сцене, хотя сама актриса говорила, что изначально не поняла Чебоксарову и в первых постановках играла ее неправильно:
Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека
По теме: Тонизируем мышцы пресса: 25 лучших упражнений
Роль ее дочери Лидии исполнила не менее гениальная актриса Елена Николаевна Гоголева, которой на момент премьеры было 33 года. Благодаря прекрасным внешним данным, она продолжала играть 24-летнюю Лидию до 48 лет. Старшая и младшая Чебоксаровы в исполнении Яблочкиной и Гоголевой — на фото ниже.
Среди других знаменитых актеров спектакля «Бешеные деньги» 1933 года — Николай Капитонович Яковлев в роли Василькова, Константин Александрович Зубов в роли Телятева и Петр Иванович Старковский в роли Кучумова.
Следующая постановка спектакля на сцене Малого театра была не только осуществлена в 1978 году, но еще и экранизирована в виде телеспектакля. Режиссерами данной постановки выступили Николай Александрович, Владимир Бейлис и Леонид Варпаховский. В данной постановке тоже было задействовано немало звезд экрана и сцены СССР, но уже более известных современному зрителю. Так, роль Лидии досталась звезде своего времени Элине Быстрицкой — несмотря на то что на момент премьеры ей было ровно 40 лет. Роль ее будущего избранника Василькова досталась Юрию Каюрову, Надежду Антоновну сыграла Ирина Ликсо, а Телятева — Никита Подгорный.
Ну а первая премьера спектакля «Бешеные деньги» в Малом театре, который успешно ставится и в настоящее время, состоялась спустя 20 лет — в 1998 году. Продолжительность этого спектакля 2 часа 45 минут и состоит он из двух действий с антрактом. Возрастное ограничение 12+. Стоимость билетов на спектакль от 200 до 3000 рублей. Постановка проходит на другой сцене Малого театра, которая находится по адресу Большая Ордынка, 69.
Режиссером-постановщиком четвертой — для Малого театра — версии пьесы стал Виталий Николаевич Иванов, заслуженный деятель искусств РФ, а главным режиссером Виталий Анатольевич Коняев, народный артист РФ. В ролях:
- Васильков — Виктор Низовой/Дмитрий Кознов.
- Лидия — Полина Долинская/Дарья Новосельцева.
- Чебоксарова — Алефтина Евдокимова/Людмила Полякова.
- Телятев — Валерий Бабятинский.
- Кучумов — Владимир Дубровский.
- Глумов — Михаил Фоменко.
У Малого театра есть даже трейлер данного спектакля с одним из актерских составов. Его можно посмотреть в видеоролике, представленном ниже.
Пятое (заключительное) действие
Старуха Чебоксарова и ее дочь в замешательстве: Кучумов им не помогает денежными средствами, они снова в долгах. Также дамам становится известно, что старику Чебоксарову он тоже никакой финансовой помощи не оказал. Семейство разорено, поместье их продали. Средств, оставшихся после уплаты долговых счетов, едва хватает на жизнь самому Чебоксарову. Он тоже ничем не может женщинам помочь. Выясняется также, что поместье их приобрел Савва Геннадич. Лидия не может в это поверить и ожидает от Кучумова помощи. Князь является, но снова только обещает и придумывает различные отговорки. Красавица начинает понимать, что Кучумов – обманщик.
Приехавший Телятев смеется над ней и говорит, что ее супруг в добром здравии и что старый князь состоятелен лишь в разговорах, а в действительности его содержит богатая супруга, которая выделяет ему каждый месяц около 10 рублей. Собственное состояние Кучумов давно растратил, кредит ему никто не дает, и Василькову он также должен. Те шестьсот рублей, что князь выдал Лидии изначально, он тоже одолжил, выписав векселем две тысячи.
Также Иван Петрович поведал Чебоксаровой-младшей, что познакомил ее супруга с безотказной девицей, а тот щедро одарил ее роскошной коляской и другими вещами. Лидию охватила зависть, которая ее измучила. Кроме того, Телятев рассказал о причинах успешности супруга Лидии: Васильков получил достойное образование, сколотил на подрядах неплохое состояние и сейчас работает на торговой бирже. Чебоксарова-младшая позвала мать и попросила ее пригласить Савву Геннадича, сказав тому, что они в отчаянном положении, погибают.
Чебоксаровых посетил Глумов, который поведал присутствующим о том, что он теперь личный секретарь у одной старой вдовы. Кроме того, Глумов оказывает пожилой женщине и иные услуги личного характера, за что та его щедро одаривает. Он рассчитывает на то, что вдова скоро отойдет в мир иной и все ее богатства достанутся ему. Красавица Лидия с ее услугами теперь Глумову неинтересна, потому что ранее девушка отвергала его ухаживания. Вскоре он покидает квартиру Чебоксаровых.
Оставшийся Телятев наблюдает за разыгрываемой комедией, как Надежда Антоновна и Лидия симулируют собственную болезнь и показывают притворное отчаяние пришедшему Василькову, надеясь его разжалобить. Но и тут Чебоксарова-младшая утверждает, что ее вина лишь в том, что она покинула супруга, не имея собственных сбережений, а во всем остальном виноват он.
Далее Лидия говорит, что Васильков слишком жесток, а он отвечает, что подкупленная прислуга поведала ему о том, как порочно живет она, и позориться вторично он не намерен. Савва Геннадич предложил Лидии иной способ заработка – стать экономкой в его имении. Та выгоняет супруга, но тут же возвращает обратно. Он подробнее излагает ей собственный взгляд на ситуацию: поначалу Лидия берет уроки ведения хозяйственных дел у матери Василькова, потом становится светской дамой, но придерживается бюджета, а затем оказывает ему помощь в организации светских приемов в его доме, экономно расходуя средства. Савва Геннадич считает, что Лидия еще должна научиться стать женой. Она взяла время, чтоб подумать.
Спустя некоторое время к женщинам является пристав для описания квартиры по причине задолженности. Пришедший Кучумов снова кормит Лидию отговорками. Чебоксарова-младшая, поколебавшись, вынуждена была согласиться на предложение супруга. Он же искренне сожалеет по поводу разорения Ивана Петровича. Но тот в свою очередь утешает Василькова и относится к собственному разорению с иронией, говоря, что добродетель почтенна и в рубище.