Содержание повести
Андрей Васильевич Коврин — умный человек, магистр и автор научно-публицистических докладов. Он ведет безрадостную жизнь в городке. Ему приходится много трудиться, постоянно писать и читать, он все время курит и пьет вино. Врачи диагностируют у Коврина нервное расстройство и рекомендуют поехать в тихую деревушку, чтобы побыть подальше от городской суеты и поближе к природе.
В поместье Борисовка проживает престарелый Егор Песоцкий — бывший опекун Коврина, вырастивший его как собственного сына. Он постоянно живет в деревенском домике. В его жизни существует лишь несколько радостей: бывший воспитанник Коврин, дочь Татьяна и сад. Сад старику заменяет малое дитя. Целые дни он заботится о нем и даже не заснул ночью, когда с яблонями случилось несчастье и их необходимо было спасти от стихии.
Татьяна Песоцкая — привлекательная, утонченная и юная девушка. Из-за отца ей пришлось жить в деревне. Она просто умирает от скуки, поскольку старик только и говорит о своем саде. Приезд Коврина стал для нее глотком воздуха в деревенской глуши. Когда Коврин видел девушку в последний раз, она была очень маленькой. Сейчас же Таня превратилась в привлекательную девушку. Между ними завязываются отношения. Егор Песоцкий рад этому — лучшую пару для Тани в деревне не найти.
Песоцкие — приземленные, беззастенчивые, простые люди. Другое дело — утонченная натура Андрея. Старик все время говорит Татьяне о том, насколько умный и талантливый Коврин, насколько далеко этот человек может пойти. Андрей Васильевич относится с любовью к Песоцким и их деревенскому домику, но все вокруг ему кажется довольно примитивным, здесь нет достойного собеседника. Неожиданно главный герой встречает Черного монаха.
Коврину давно известно предание о Черном монахе — загадочном страннике, который обошел весь мир. Он может ходить по воде, летать над горами, пронизывать атмосферу и исследовать космические просторы. В один день этот мистический человек предстает перед Ковриным в саду у Песоцких.
В один из дней Таня, которая к тому времени уже стала супругой Андрея Васильевича, проснулась среди ночи и увидела, что ее муж ведет разговор с пустым стулом. Испуганная женщина обращается к врачам. Общими силами Коврина уговаривают пройти реабилитацию в психиатрической больнице. Призрак покидает Андрея Васильевича, однако одновременно с этим уходят радость и счастье. Супруг начал обвинять Татьяну в том, что она заставила его лечиться и нарушила хрупкий, но устойчивый мир. Из-за скандалов они разводятся.
Не выдерживает этого удара престарелый Песоцкий. Он сильно заболевает и скоро умирает. О его смерти Андрей Васильевич узнает из письма Татьяны, наполненного проклятиями и негодованиями. Коврин вместе с новой супругой Варварой Петровной отправляется на отдых, поскольку тоже тяжело заболел. Он выходит подышать и опять видит монаха. Тот упрекает его за недоверие, но добродушно дает еще один шанс, поскольку Коврин является избранным. На лице героя появляется улыбка, он не чувствует, что из горла идет кровь. Он ощущает счастье и умирает.
Ирреальность сюжета повести
События повести разворачиваются в доме Песоцких. А.П. Чехов много времени уделяет деталям, подробно описывая быт. В первых частях повести много пейзажей, увиденных глазами Коврина. Этим писатель показывает легкость в душе и праздность Коврина, его радость от встречи с этим местом.
Песоцкий – известный садовод. Сад для него – смысл жизни. У Песоцкого, по сути, было всего три радости: дочь, сад и воспитанник Коврин. Коврин в дом Песоцких приезжал редко. Последний раз он был здесь, когда Татьяна еще была подростком. Однако в этот раз Коврина посетила мысль, что возможно, он полюбит ее. Именно так и случается. Он делает Тане предложение. Все счастливы, Песоцкий считает, что Коврин будет прекрасным наследником. Однако параллельно этим радостным событиям происходят весьма странные вещи.
К Коврину приходит черный монах, который убеждает его в том, что он – избранный, гений, что он – один из тех немногих, кто ведете народ к бессмертию, в счастливое будущее. Коврин понимает, что этот монах является лишь плодом воображения, мощной галлюцинацией. Но по словам монаха, человек с нормальным сознанием – это примитивное, стадное существо, и если Коврин желает оставаться избранным, ему придется пожертвовать психическим здоровьем.
Замечание 1
Возможно, А.П. Чехов хотел доказать теорию Ломброзо о том, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но писатель пытался показать, что оправдывать свои низкие, неправильные, антиморальные поступки с помощью философии – не выход.
Дальнейшее действие крутится вокруг бесед главного героя с монахом. Коврин понимает, что черный монах говорит те вещи, о которых Коврин думает давно, но не осмеливается воспроизвести. Монах для Коврина быстро становится личностью, которая вселяет уверенность и надежду. После бесед с монахом он всегда весел, бодр и счастлив.
Беседы Коврина с монахом ведутся параллельно остальным событиям: подготовкой к свадьбе, проблемами садом.
Коврин абсолютно счастлив в своем безумстве. Он наслаждается жизнью, безумно любит жену, много работает и с нетерпением ждет каждой встречи с черным монахом. В Коврине все быстрее зреет мания величия.
Однажды монах приходит к герою домой, пока Татьяна спит. Они беседуют на философские темы. Вдруг Таня просыпается и видит, что Коврин разговаривает с пустым креслом. Она понимает, что ее муж – сумасшедший. Таня с отцом убеждают Коврина поехать на лечение.
Через некоторое время Коврина вылечили и отпустили домой. Однако от прежнего веселого, счастливого, уверенного человека не осталось ничего. Раньше Коврин мог любоваться прекрасной мелодией или закатом, то теперь это раздражительный, нервный человек, потерявший смысл жизни и ненавидящий людей, лишивших его встреч с черным монахом. Все чаще между супругами вспыхивают ссоры, а от прежних чувств ничего не осталось. Не осталось и благодарности к Песоцкому.
В своем безумии Коврин был абсолютно счастлив. Он был уверен в своих силах, в том, что он делает великое дело. С монахом он говорил на темы, недоступные обычным людям. Монах ему помогал установить истину в философских вопросах, которым Коврин посвятил свою жизнь. Лишив Коврина безумия, семья лишила его смысла жизни. Это в конце концов приводит героя к другой женщине. Она его старше и оберегает его, как мать. Чехов уделяет этой женщине немного внимания, показывая ее незначительность в жизни Коврина. У героя появляется тяжелое заболевание. В роковой вечер Андрей открывает письмо от Татьяны. Оно пропитано ненавистью. Таня пишет о том, что ее отец умер, о том, что теперь сад принадлежит чужим людям, и это все – вина Коврина. Таня в письме желает ему смерти. Герой понимает, что он – посредственность. Он больше не верен своим убеждениям. Случайно услышав песню про черного монаха, Коврин чувствует волнение, он вспоминает о том доме, том саде и о тех людях, которые делали его счастливыми. В этот момент происходит встреча с черным монахом. Но Коврин от слабости не может даже нескольких слов сказать монаху. Он умирает, но перед смертью слышит именно то, что так хотел услышать: он гений, посланник Бога, его предназначение – внести вклад в спасение человечества. И этим вкладом оказывается его жизнь. Коврин умирает, чувствуя себя нужным, счастливым.
Сочинение по произведению Черный монах
Главным героем пьесы выступает Андрей Васильевич Коврин, который занимается философией и делает свою работу не по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя и стремится к высоким идеалам. Благодаря этому герой выделяется из общей массы окружающих его людей, он обладает более возвышенной душой, если возможно так выразиться. При этом Коврин изначально не выглядит человеком надменным или отстраненным, наоборот, он легок в общении и его обожают многие, а особенно его дочь Песоцкого Таня и Егор Семены Песоцкий, в великолепном имении которого и разворачивается основное действо.
Песоцкий является садоводом и обожает в этом мире дочь, Коврина и свой сад. Коврин в свою очередь давно не был гостем у своего наставника и приезжает вновь, когда Таня повзрослела. Теперь он делает девушке предложение, и они начинают счастливое существование, счастлив и Песоцкий.
Только вот главного героя посещает галлюцинация в форме черного монаха, который начинает говорить об избранности этого человека о его отказе от простого обывательского сознания и потребности сделаться мессией для всего человеческого рода. Чехов в этой повести таким образом исследует грань между нормальностью и безумием, связь между гениальностью и безумием, особенности мании величия.
Образ черного монаха взят героем из песни и перенесен в его действительность. Эта воображаемая фигура становится его другом и верным собеседником, который единственный может ответить на трудный философский вопрос или поддержать разговор по философской теме. Со временем Таня обнаруживает сумасшествие супруга и его отправляют на лечение.
Вылечившийся Коврин практически лишен своей радости и своего счастья, он становится нормальным в привычном смысле этого слова, но нормальным мир не радует его. Об этом говорил и монах – галлюцинация, которая изящно оправдывала собственное существование, избранностью людей, которые видят галлюцинации. Конечно, Чехов рассматривает в этой повести не вопрос о психическом здоровье, но тематику поиска счастья и более общую поблематику человеческого сознания.
История написания
Антона Павловича Чехова знают во всем мире как автора небольших аллегорических произведений и писателя, который исследует многообразие человеческой натуры. Но в поздних рассказах отчетливее можно заметить интерес писателя к онтологической тематике (онтология — учение в философии закономерностях, структурной составляющей и принципах бытия). Ярче всего она показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в пьесах:
- «Вишневый сад».
- «Три сестры».
- «Дядя Ваня».
Повесть была написана в подмосковном доме в Мелихово (сейчас здесь расположен самый крупный дом-музей Чехова) в 1893 г. Создавая «Черного монаха», автор, как обычно, делился своими мыслями с друзьями. Он пишет письма Гольцеву, Лейкину, Суворину, рассказывая о некоторой любопытной «повестушке в несколько листов». Сам писатель говорил, что идея повести ему приснилась.
Подробный анализ рассказа Черный монах
Творчество Антона Павловича Чехова затронуло множество глобальных проблем, таких как трагедия равнодушия, счастья. Не обошел писатель и тему мания величия, которая явно отразилась в его рассказе, написанном в 1893 году, «Черный монах».
Идея сего произведения пришла Чехову во сне, после донесения до читателей, произошел переворот в мыслях людей, ознакомившихся с этой книгой.
Главным героем «Черного монаха» является Андрей Коврин, который представляется современником Антона Павловича. Благодаря сему образу писатель желал рассказать о том, как страшно, когда человек, идя слепо к собственной цели, отталкивает близких и родных ему людей. Такой человек обречен лишь на погибель…
Заметно с первых страниц становится то, что Чехов выделяет персонажа из толпы, что его окружает. Люди, которые находятся рядом с героем, просто-напросто примитивны, обыденны, неинтересны. А Андрей Васильевич обладает редкими особенностями: приобщение к искусству, к книгам, богатство внутреннего мира. Главный герой духовен в отличие от Песоцких, которых посещает он по совету своего товарища-доктора, что наказал лечиться в деревне Коврину. Трудиться персонаж во имя философии, для него это главная цель в жизни. Вместе с этим он довольно-таки интересный человек, легкий в общении.
Что же происходит в доме посещаемых героем? Он влюбился в дочь Егора Семеныча, являющимся хозяином великолепного сада, за которым требуется уход и теплая забота. Татьяну захотел взять в жены Андрей Васильевич. Безусловно, Песоцкий не в силах был ему отказать, потому как человек в общей сложности прекрасен собой, мудр, загадочен.
После свадьбы все налаживается, начинает царить мир и покой. Но, как показывает литература, «покой нам только снится». Еще Толстой говорил, что покой – это сон, от которого трудно отказаться, но если этого не сделать, но можно навсегда забыть об истинных стремлениях, взлетах, минутах счастья.
Коврин видит миражом черного монаха, который входит в его жизнь так внезапно, что осознать всю сложившуюся ситуацию просто невозможно. Приходит странник к персонажу из какой-то песни и убеждает главного героя в том, что Андрей Васильевич избранный, он гений, тот, на кого может надеяться народ, у него есть возможность на светлое будущее. Конечно, Коврин понимает, что черный монах – всего лишь галлюцинация. Но слова того слишком задевают героя, ибо призрак проповедует, что люди нормальные – это примитивные существа.
После всего произошедшего жизнь Андрея Васильевича меняется: он чаще и чаще беседует с монахом на разные темы. Тот вселяет огромную надежду в его сердце. С ним персонаж чувствует себя в своей тарелке, ему легко, хорошо. Он тепло относится к близким людям, трудиться в поте лица, продолжает при этом вести разговоры с монахом. Коврин наполняется уверенностью, выращивает манию величия.
Когда в один прекрасный день жена героя крепко спала, Коврин беседовал снова с монахом, Татьяна проснулась, увидев, как любимый ее толкует о чем-то с креслом. После этого пошли разговоры о том, что ему пора пойти на лечение.
После некоторого промежутка времени Андрея Васильевича вылечивают, от него сияющих глаз, уверенного взора, ничего этого не осталось. Теперь он раздражителен, пассивен, персонаж потерял всякий смысл жизни…
Отношения в семье разрушаются, герой находит себе другую женщину, старшую его на два года. Открыв однажды письмо от Татьяны, узнает, что отец умер её, она полна к нему ненависти.
Происходит самое долгожданное и необычное: услыхав ту песню, с которой всё и завязалось, возвращается монах к Коврину. Он слышит от призрака, что является посланником Бога, избранным. Но теперь поздно: герой вспоминает Татьяну, счастливые минуты, а монах дарит Андрею Васильевичу легкую смерть.
Так, мания величия, как показывает Чехов, ни к чему положительному не приводит. Лучше посвятить собственную жизнь семье, ибо гордыня далеко не заводит в плане великих достижений. Нужно разделять свои горести, радости с близкими! Тогда станет на душе спокойнее и радостнее!
10 класс
Анализ композиции
Во время анализа произведения отдельное внимание нужно обратить на композицию повести. Она выглядит так:
- Начало описывается в мажорных тонах. Главный герой отправляется в деревенский домик Песоцких, он наполнен надеждами на лучшее будущее, его встречают добродушный старик, красивая Татьяна и пышный сад.
- Главная часть пронизывается ощущением тревожности. Реальность начинает бороться с ирреальностью, добро — со злом. На сцене появляется монах.
- Кульминация — сумасшествие главного персонажа уже очевидно, призрак пропадает, начинается затишье, однако все говорит о том, что это ненадолго.
- Окончание — минорное описание, жизни персонажей сломлены: старик умирает, Татьяна одинокая и несчастлива, Коврин заболел, сад отдали в руки чужому человеку.
Писатель мог бы оставить повесть незаконченной, дав хоть немного надежды на то, что у главных персонажей получится восстановиться после катастрофы. Но перед окончанием повествования дьявольской молнией на небе возникает монах и увлекает Коврина в адскую пучину.
Глава 1: Знакомство
В первой главе нас знакомят с главным героем повести Андреем Ковриным и его друзьями. Сам герой является магистром наук, и он приезжает в деревню к своей подруге Татьяне Песоцкой. Дружили они с детства, а жила девушка вместе с отцом. Отец же девушки – знаменитый русский садовод и селекционер. Проживают они в огромной усадьбе, которая обустроена в английском стиле.
По пути к Песоцким Андрей заехал в свою деревушку Ковринку, а потом и к друзьям. Отец девушки, Егор Песоцкий, еще и воспитывал в свое время Андрея. Он демонстрирует парню свои достижения в садоводстве, показывает выращенные им редчайшие растения, начиная от цветов и заканчивая плодоносными деревьями.
В гостях Андрей не сидит без дела – он занимается чтением, изучает иностранный язык и много времени проводит с дочерью садовода – ему нравится эта миниатюрная брюнетка, кроме того, она поведала ему о том, что отец гордится тем, чего он добился в науке.
Презентация на тему: » Повесть «Черный монах» — одно из самых сложных и неоднозначно трактуемых произведений А.П. Чехова. Современники писателя видели в ней разоблачение избраннических.» — Транскрипт:
1
Повесть «Черный монах» — одно из самых сложных и неоднозначно трактуемых произведений А.П. Чехова. Современники писателя видели в ней разоблачение избраннических идей Д. Мережковского, теорий вырождения Макса Нордау, высмеивание учения Ломброзо о родстве гениальности с безумием. Главный герой повести трактовался как интеллигент, проникнутый декадентскими идеями, как тонкая, нервная, изящная натура, талантливый ученый.
2
Повесть «Черный монах» была написана А.П.Чеховым в 1893 году. Считается, что Чехов давно хотел написать про манию величия, к которой может привести гениальность. Черный монах – идея, пришедшая к писателю во сне. И, как оказалось, именно эта идея выделила повесть из всех остальных, поставила ее особняком, который сложно было критиковать.
3
История создания рассказа «Чёрный монах» — самое поэтическое и самое фантастическое произведение Чехова, которое вызвало высокую оценку Л.Н. Толстого и в то же время разноречивые и неуверенные отзывы критиков. Слишком уж необычным был этот рассказ, не вписывающийся в контекст художественного мира писателя. Рождением образа чёрного монаха Чехов обязан … сновидению. Из воспоминаний брата Михаила: « Сижу я как-то после обеда у самого дома… и вдруг выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза — Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный монах». Этот факт так взволновал Чехова, что он написал рассказ с одноимённым названием. Какую цель преследовал Чехов, выстраивая действие вокруг фигуры призрака, сделав призрак если не главным, то заглавным её героем? «Просто пришла охота изобразить манию величия», – так комментировал замысел своего произведения сам Чехов в письме к А.С. Суворину. Вторым фактором, повлиявшим на создание этого удивительного рассказа, была «Валахская легенда» Гаэтоно Брага, которую любила петь Лика Мизинова, часто бывавшая в Мелихове, где и появился «Чёрный монах». В этом романсе было нечто мистическое.
4
Сюжет События развиваются в большом и красивом доме Песоцких. Автор много времени уделяет мелочам, описывая быт. Очень много в первых частях повести пейзажей, увиденных глазами Андрея. Таким способом А.П.Чехов показывает праздность и легкость в душе Коврина, радость от встречи с этим местом. К Коврину приходит черный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина в том, что Коврин – гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию. Коврин понимает, что монах – это плод его воображения, мощная галлюцинация. Однако, по словам того же монаха, человек с нормальным сознанием – стадное и примитивное существо. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен смириться с такой жертвой, как психическое здоровье. Дальнейший ход событий крутится вокруг бесед Коврина с черным монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидят в голове у Коврина, но которые он не осмеливался воспроизвести. Черный монах быстро становится для него личностью, которая вселяет в Коврина надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда бодр, весел и счастлив. Коврин польщен, все замечают, что он стал весел и бодр. Однажды Таня застает Коврина разговаривающим с пустым креслом. Она убеждает мужа, что тот болен, Коврин начинает лечиться. Жизнь кажется ему пресной, он скучает по разговорам с чёрным монахом. Он расстается с Таней, упрекая её в том, что она заставила его лечиться. Он живёт с другой женщиной, старше его на два года. Вскоре Таня пишет ему письмо, сообщая о смерти отца. Коврина вдруг охватывает беспокойство, ему является чёрный монах. Коврин умирает.
5
Проблема рассказа – гений и посредственность, гений и толпа. В основе рассказа «Чёрный монах» — дуализм, идеалистическое философское направление, признающее основой мира два независимых начала: материю и дух. Два мира как организующая сила произведения – это мир людей и мир чёрного монаха. Основная тема повести изображение человека, сомневающегося в своей исключительности, человека, со страхом ждущего нового столетия. И подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении.
Вариант 2
Рассказ “Черный монах” Антона Чехова – это история о том, как маленький городок был потрясен неожиданным приездом монаха. Главный герой, Игнат, был очень заинтересован в этом странном человеке и решил познакомиться с ним. Однако, когда Игнат пришел к монаху, он обнаружил, что тот был уже мертв. Это вызвало у Игната множество вопросов, и он начал искать ответы на них.
Чехов использовал множество символов в своем рассказе, чтобы передать свои мысли. Например, черный цвет монаха символизировал смерть и тайну. Также, монах был одет в черный плащ, что еще больше усиливал его загадочность. Все это создавало атмосферу таинственности и непонятности.
Главный герой рассказа, Игнат, был очень любопытным и умным человеком. Он не мог просто так пройти мимо монаха и не задать ему вопросов
Игнат был уверен, что монах знал что-то важное, и он был готов узнать это любой ценой. Однако, когда Игнат узнал, что монах уже умер, он понял, что все его усилия были напрасны
В рассказе Чехова также присутствует тема смерти. Монах, который приехал в городок, был уже мертв. Это вызвало у героев рассказа множество вопросов и размышлений о жизни и смерти. Чехов хотел показать, что смерть – это неизбежный факт жизни, и что каждый из нас должен задуматься о своей жизни и о том, что он оставит после себя.
Кроме того, в рассказе присутствует тема религии. Монах был представителем церкви, и его приезд вызвал множество вопросов у героев рассказа. Они задумались о том, что такое религия и как она связана с жизнью человека. Чехов хотел показать, что религия – это не просто набор правил и обрядов, а что она имеет глубокий смысл и может помочь человеку в жизни.
Еще одна тема, которая присутствует в рассказе, – это тема любопытства. Игнат был очень любопытным человеком, и его любопытство привело его к монаху. Однако, это любопытство привело его к тому, что он узнал о смерти монаха. Чехов хотел показать, что любопытство может иметь негативные последствия, и что мы должны быть осторожными в своих поисках.
В целом, рассказ “Черный монах” Антона Чехова – это история о том, как маленький городок был потрясен неожиданным приездом монаха. Чехов использовал множество символов и тем, чтобы передать свои мысли о жизни и смерти, религии и любопытстве. Главный герой, Игнат, был очень любопытным и умным человеком, который не мог пройти мимо монаха и не задать ему вопросов. Рассказ Чехова – это глубокая и пронзительная история, которая заставляет задуматься о многом.
Театр и кино
Первый кинофильм по сюжету популярного произведения Чехова был снят в 1987 г., его режиссером был Иван Дыхнович. Роль Коврина в фильме играл актер Станислав Любшин, Песоцкого сыграл Петр Фоменко, Таню — Татьяна Друбич.
В 1995 г. на телевизионные экраны выходит одноименный спектакль режиссера Сергея Десницкого, также он сыграл в телеспектакле одного из главных персонажей. Через четыре года «Черного монаха» с успехом поставили на сцене столичного ТЮЗа. Главным режиссером стал Кама Гинкас. Персонажа Коврина в спектакле играл Сергей Маковецкий. Главная роль в «Черном монахе» досталась Игорю Ясуловичу. Образ старика Песоцкого воплотил на сцене актер Валерий Баринов. Татьяну сыграла Юлия Свежакова.