Сюжет и основные персонажи
Рассказ Шолохова «Чужая кровь» рассказывает о теме коллективизации и последующих страшных событий, которые привели к гибели и страданиям многих людей.
Основные персонажи рассказа — это крестьянская семья, которая противится коллективизации и живет вдали от цивилизации. Отец, Мартынов, считает, что он имеет право жить свободно и самостоятельно работать на земле, которая принадлежит ему. Поэтому он сопротивляется внедрению колхоза и отказывается присоединиться к нему.
Тема «чужая кровь» в рассказе отражена в кровопролитной битве, которая происходит между колхозниками и крестьянами, противниками коллективизации. Оба лагеря становятся обвиняемыми в убийствах и насилии, но именно «чужая кровь» символизирует трагическую потерю невинных людей, которые вступили в битву против своей воли.
Через глаза главного героя рассказа, юного Антонки Мартынова, мы видим, как мирные люди становятся жертвами своих иллюзий и ненависти, как невинные жертвы становятся кормом для войны. В итоге, кровь многих героев, как своих, так и чужих, оплавляется в неразрывную массу, покрывающую поле боя.
Сюжет «Чужей крови» наполнен жестокостью и несправедливостью войны, а также проявлениями героизма и человечности. Рассказ Шолохова вызывает размышления о том, как необходимо избегать разделений и ненависти, чтобы избежать чужой крови.
Обзор сюжета рассказа Чужая кровь
Идея рассказа «Чужая кровь» заключается в том, что человеческая судьба может быть определена не только родословной или национальной принадлежностью, но и внутренними качествами и выборами личности
Шолохов обращает внимание на то, что кровь может быть «чужой» не только в смысле принадлежности к другой нации, но и в смысле непохожести на своих собратьев из того же народа
Рассказ проводит параллель между Григорием Седым, который был бродягой и отверженным, и Никифором Сайцевым, который являлся солдатом и совершал героические поступки. Несмотря на то, что Григорий не имел идеальных родословных, его внутренние качества позволили ему совершить подвиг, который Никифор не смог совершить.
Таким образом, тема чужой крови в рассказе Шолохова ставит под сомнение идею «кровной связи», акцентирует внимание на значимости выбора и внутренних качеств человека. Рассказ призывает к преодолению предрассудков и стереотипов, а также к осмыслению того факта, что личность определяет не происхождение, а ее поступки и действия
Характеристика главного героя рассказа
Тема рассказа — сложные отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Идея произведения заключается в показе несправедливости и жестокости, которую испытывают простые люди от своих обладателей земельного имущества.
Роль побочных персонажей в развитии сюжета
Однако, важную роль в развитии сюжета играют не только главные герои, но и побочные персонажи. Эти второстепенные герои помогают раскрыть характеры и мотивации главных героев, добавляют интригу и неожиданные повороты.
Например, персонаж Марьяна, дочь старого казака. Ее свободная и неподдельная натура, ее способность видеть истинные чувства и действия людей помогает окружающим осознать бессмысленность войны и насилия. Ее трагическая судьба и гибель становятся символом разрушения мира и прекращения жизней многих невинных людей.
Еще один важный персонаж – Матвей Гров. Этот старый крестьянин, изведавший все ужасы войны, помогает главному герою понять бессмысленность насилия и приводит его к решению прекратить кровопролитие. Во времена молодости Гров сам был неукротимым бунтарем, но годы и опыт сделали его мудрым истинным патриотом.
Таким образом, побочные персонажи в «Чужей крови» играют значимую роль в развитии сюжета и раскрытии главных идей произведения Михаила Шолохова. Они помогают показать бессмысленность войны, разрушительное влияние насилия и необходимость мира и солидарности.
Чужая кровь
Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой — не больше девятнадцати лет — мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.
Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».
Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.
Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».
Смысл названия книги «Чужая кровь»
Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.
Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.
Смысл финала рассказа «Чужая кровь»
Финал пробирает до мурашек из-за точного описания автором эмоций, которые испытали мать с отцом. Своего Петра они уже потеряли, и им пришлось расстаться с только что приобретенным сыном Николаем. Но как бы ни было тяжело, они отпустили его, ведь выбора у них все равно не было.
Душераздирающая война забрала у них самое дорогое, а ее последствия продолжают заставлять испытывать лишения. Мы видим, что старики остались совсем одни, без поддержки и надежной опоры в виде детей Не кому вести хозяйство, которое и так уже пришло в упадок. Но эти сильные люди еще способны не показывать слез, которые разрывают их сердца в момент прощания с любимыми.
Очень краткий пересказ рассказа «Чужая кровь»
Еженощно просыпаясь, думал старик Гаврила из донской станицы Филипповки, о Петре, пропавшем на войне сыне. Вспоминал, как отправлял его на войну. На прощание наказ дал не посрамить предков своих, служить честно и справно. Через месяц в станицу зашли красные. Дед яростно демонстрирует им свою неприязнь, ходит в штанах с лампасами и цепляет на мундир монаршеские медали. Председатель указал, что висюльки неуместны сейчас. Дед повиновался, снял медали, но злобную обиду затаил. Несмотря на разрушения и бесчинства красных вокруг, старики надеялись на возвращения родного сына. Справили ему одежу и обувь, строили планы на будущее.
Однажды утром к ним приходит сосед Прохор, служивший с Петром в одном полку. Он приносит им плохую весть – Петра убили в сражении. Старик отказывается в это верить и выгоняет соседа из хаты.
В станице полным ходом идет продразверстка. К деду Гавриле приходят, чтобы забрать хлеб. Как раз в момент передачи зерна во двор врываются кубанцы и перебивают весь отряд. Уже вечером Гаврила обнаруживает живым продкомиссара, который требовал у него хлеб.
Им оказывается молодой белокурый парень, девятнадцати лет. Он тяжело ранен, старики его выхаживают и привязываются к нему душой, как к родному сыну. Когда парень поправляется, они узнают, что он без родни, заводской рабочий, и зовут его Николай. В память о родном ребенке старики кличут его Петром.
Через три месяца парень выздоравливает. Он соглашается пожить лето у Гаврилы, чтобы помочь по хозяйству. Но старики надеются, что новый сын останется навсегда и досмотрит их.
Вскоре на адрес Гаврилы приходит письмо для Николая. В нем заводские товарищи зовут парня домой, чтобы восстанавливать завод. Видя, что он томится и переживает за своих друзей, скрепя сердцем, старики отпускают названного сына.
Несколько интересных сочинений
- Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение
В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.
- Сочинение Какие мечты можно назвать недостижимыми?
Эх, мечты! Все мы люди и всем нам свойственно мечтать. Мечты бывают у всех разные, от нового компьютера до неимоверного богатства. Наши мечты – это как мираж. Так как помечтав о машине, она не появится прямо перед нами
- Есть ли противоречие в сочетании «Мёртвые души»?
Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.
- Сочинение Родная земля
Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.
- Сочинения 9 класс ОГЭ
Здесь собраны сочинения ОГЭ 15.3
Главная » Баня » Михаил шолохов — чужая кровь. Чужая кровь
Контекст создания и описание произведения
Представь себе, какое затягивающее сюжетное действие! «Чужая кровь» рассказывает историю о бывшем бандите, Кадырове, который пытается освободить сына из турецкого плену. Он жаждет отомстить за предательство, своих недругов, и в течение всей книги мы следим за его поисками и приключениями.
Возможно, задаешься вопросом, а почему это произведение так важно? Вот я и говорю тебе, дорогой читатель. «Чужая кровь» — это не только захватывающая история о мужестве и отваге, но и критика государственной политики, описывающая жестокие реалии в послевоенный период СССР
Оказывается, в то время, когда Михаил Шолохов писал «Чужую кровь», он был подвергнут критике и негативным оценкам со стороны властей. Его произведения часто касались сложных социальных и политических вопросов, и «Чужая кровь» не стала исключением.
Однако Шолохов не позволил этому затмить его творческую вольность. Он продолжал писать бесстрашно, оставаясь верным своей внутренней мотивации и искренней страсти к литературе. Это отражено в каждой странице «Чужей крови» — произведение, написанное безграничной любовью к слову и искусству.
Так что, дорогой читатель, «Чужая кровь» — это более чем просто книга. Это памятник литературному гению Шолохова, а также крик души и вызов властям. Это произведение, которое учит нас видеть красоту внутри тьмы и надеяться на перемену даже в самых трудных временах.
О чем книга «Чужая кровь»
Дело происходит во времена войны с большевиками. Старый казак Гаврила вынужден отправить воевать своего единственного сына Петра. Для того времени это было почетно, поэтому отправляя сына на войну Гаврила наказал тому не позорить его честное имя.
Без единственного сына хозяйство отца и матери пришло в скором времени в упадок. Оставалось лишь ждать с войны Петра, но этому не суждено было исполниться. Вскоре стало известно о безвременной кончине сына.
Это известие чуть не убило стариков, но они нашли в себе силы жить дальше. Однако, мать чуть не сошла с ума от горя, да и сам Гаврила озлобился на большевиков, поэтому когда те появились в их деревне, он пылал ненавистью к этим людям. После одной крупной стычки между большевиками и казаками, лишились жизни многие молодые солдаты. Одного из выживших Гаврила отнес к себе в дом и вместе с женой стал выхаживать.
Этот боец был молод и напоминал старикам покойного сына, поэтому они к нему сильно привязались. Настолько, что не хотели его отпускать и предложили остаться у них навсегда для ведения домашнего хозяйства. Но вскоре Николаю (так звали солдата) пришла телеграмма с просьбой вернуться на завод в родной город. Недолго думая, он согласился.
Старики были вынуждены вновь испытать боль от потери сына, ведь, несмотря на то, что в Николае текла не их, а чужая кровь, он стал для них родным. Все же они вновь нашли в себе силы, чтобы отпустить его.
Темы и символы в романе «Чужая кровь»
Тема войны и мужества
Одной из главных тем, затрагиваемых в романе «Чужая кровь», является война. Автор не только описывает жестокость и разрушение, порождаемые войной, но и показывает мужество героев, их борьбу за выживание, свое отечество и свои идеалы. Война становится испытанием для души и характера каждого персонажа романа.
Тема веры и нравственности
Другая важная тема, присутствующая в «Чужей крови», — это тема веры и нравственности. Шолохов показывает, как война влияет на моральные принципы героев, как она выявляет их истинные ценности. Вопросы нравственности и веры играют ключевую роль в развитии сюжета романа и формировании характеров персонажей.
Символ Человека
В романе «Чужая кровь» часто встречается символ Человека, который олицетворяет настоящую силу и мужество. Герои романа преодолевают трудности и испытания, сохраняя свою человечность и достоинство. Они становятся символом для всех солдат, борющихся за свою Родину, и вдохновляют читателя на подвиги и самопожертвование.
В целом, роман «Чужая кровь» Михаила Шолохова обладает глубокой символикой и тематикой. В нем отражены множество проблем и вопросов, которые актуальны и по сей день
Прочитав этот роман, читатель не только погружается в историческую эпоху, но и получает возможность задуматься о важности мужества, веры и нравственности в нашей жизни
Анализ романа «Чужая кровь» М.А. Шолохова
Основной сюжет романа «Чужая кровь» разворачивается в послевоенном СССР и рассказывает о молодом парне, по имени Кузнецов, который возвращается с фронта домой и сталкивается с новыми социальными и экономическими реалиями. Кузнецов, как и многие другие советские солдаты, стал жертвой невероятной несправедливости в восприятии обществом, и вокруг него начинаются сложные события.
В романе Шолохов использует различные литературные приемы, чтобы создать мощный образ Кузнецова и показать его путешествие через испытания и преграды. Автор использует яркую и живописную местность Дона, чтобы создать насыщенный и реалистичный фон действия. Картины жизни на Дону, с его ландшафтами, кочующими стадами, идеализированными изображениями хлеборобов и казаков, способствуют углублению в суть романа.
Шолохов очень внимательно и точно описывает характеры и внутренний мир своих героев. Он умело передает сложность и противоречивость человеческой натуры. Кузнецов – это герой со своими силами и слабостями, который ищет свое место в жизни после войны. Автор дает нам возможность ощутить его эмоции, трудности и радости, идти с ним по жизненному пути.
Одним из наиболее важных аспектов романа является его социальная составляющая. Шолохов исследует такие темы, как коллективизация сельского хозяйства, проблемы несправедливости в обществе, экономические трудности и жертвы, которые люди должны были сделать, чтобы выжить после войны. Он показывает сложности и противоречия советской системы, и в то же время, подчеркивает силу и выносливость людей в борьбе за свои идеалы.
Роман «Чужая кровь» М.А. Шолохова – это подлинное литературное произведение, которое позволяет нам почувствовать и понять сложности того времени и глубокие эмоции героев. Шолохов удивительно описывает человеческую природу и ее неуязвимость перед трудностями и испытаниями. Он оставляет нас с мыслями о силе и выносливости духа в советском обществе того времени, и задает вопросы о справедливости и истине.
Главная мысль произведения Чужая кровь Шолохова
Произведение учит не предавать память о своих умерших родственниках в угоду новым близким.
Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.
Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину. Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.
Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.
Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».
Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.
Финал истории
Может быть, это и не очень хорошо по отношению к погибшему ребенку, но старики все более привязывались к новоиспеченному «Петро», проникаясь к нему теплыми чувствами и постепенно забывая горечь утраты. Николай же не только вызывал любовь названных родителей, но и приобрел их уважение, ибо, несмотря на травму (у него из-за ранения действовала только одна рука), работал он за двоих.
Но вот летом пришло письмо деду Гавриле на имя Косых Николая. Мужики с завода слали Коле «привет» и просили его о помощи. Коля (так как был добропорядочным коммунистом и отличным человеком) потерял покой и сон. С одной стороны, он не хотел бросать стариков на произвол судьбы, а с другой, он рвался в
Дед Гаврила был мудрым человеком, видя мытарства названного сына, прослезившись напоследок, благословил Николая-Петро и отпустил. Прощанием старика и его сына заканчивается рассказ автора, а значит, завершается и его краткое содержание. «Чужая кровь» Шолохова — поистине замечательное произведение о родительской любви.
Каждую ночь после первых петухов в донской станице Филипповке просыпается дед Гаврила, долго сидит возле дома, курит, кашляет и вспоминает о единственном сыне, пропавшим без вести в Гражданскую войну.
Когда грянула война, стали наступать красные, Гаврила сам снарядил сына Петра. Купил ему доброго коня, отдал дедовское седло с уздечкой и велел служить царю, как служили его деды и прадеды, и не срамить тихий Дон.
Через месяц после проводов Петра в станицу пришли красные. На фронте сын заслуживал урядницкие погоны, а в Филипповке отец вынашивал «ненависть стариковскую, глухую» к проклятым красным. Назло им носил на груди царские медали, пока председатель Совета станицы снять не велел.
Когда Пётр пропал, хозяйство в упадок пришло. Лошадей разобрали — сначала белые, потом красные, а последнюю неказистую лошадёнку махновцы увели. Дворовые постройки рушились, в них хозяйничали мыши. Руки у Гаврилы на работу не поднимались — не для кого было работать. Только весной не выдерживал старик, запрягал быков, шёл пахать и сеять пшеницу.
Приходили соседи с фронта, но о Петре никто из них не слышал. Однако и Гаврила, и его старуха-жена ждали сына, надеялись. Сшили ему полушубок, сапоги приготовили, папаху на гвоздь повесили, как будто сын вышел ненадолго и скоро вернётся.
Однажды Гаврила увидел, как жена оплакивает Петра, обняв ненадёванную им папаху. Налетел, с ног старуху сбил, папаху отобрал. С тех пор «левый глаз у старухи стал дёргаться, и рот покривило».
Прошло время. Вернулся из Турции сосед, служивший с Петром в одном полку, и рассказал Гавриле, что сын его погиб в битве с красными.
Вскоре по станице прошли слухи о продразвёрстке и о бандах, идущих с низовьев Дона. Но Гаврила в исполком не ходил и новостей не слыхал. Однажды к Гавриле явился председатель с тремя продотрядниками. Их начальник, молодой, высокий, белокурый, потребовал отдать излишки пшеницы, и старику пришлось подчиниться.
Не успел Гаврила выйти во двор, как налетела банда кубанцев. Началась перестрелка, и все продотрядники погибли. Когда всё стихло, Гаврила обнаружил, что белокурый начальник, оказавшийся мальчишкой лет девятнадцати, ещё дышит.
Четверо суток пролежал белокурый в Гавриловой хате, как мёртвый, только сердце билось. Потом у него начался жар. Выхаживали его старики три месяца, привязались и начали называть Петром. Очнувшись, белокурый назвался Николаем, но старики упорно называли его именем единственного сына.
Когда весной Николай встал на ноги, старики отдали ему одежду, справленную для Петра. Раны его почти зажили, только сломанная правая рука так и не срослась.
Родом Николай был с Урала. Отца его по пьянке убили, когда мальчику семь лет исполнилось, а мать ушла с подрядчиком. Вырос Николай при чугунолитейном заводе, туда и работать пошёл. Он был коммунистом, и это чуждое слово уже не казалось Гавриле таким страшным.
Узнав, что Николай — сирота, старики предложили ему остаться и быть вместо сына. Он обещал лето в Филипповке прожить, а там видно будет. Гаврилу он называл отцом, и от этого теплело у старика на сердце.
Николай оказался работящим, наравне с Гаврилой хозяйство поднимал. Ближе к осени пришло Николю письмо с Урала — звали его родной завод поднимать. Несколько дней он думал, мучился, но остаться не смог, решил уехать, куда звала его кровь.
Гаврила подвёз его до поворота дороги, попрощался, зная, что Николай больше не вернётся. Скоро ветер закручивал пыль там, где прошёл неродной сын.
Стилистические приемы и художественные особенности
Рассказ «Чужая кровь» Михаила Шолохова отличается множеством стилистических приемов и художественных особенностей, которые помогают раскрыть главную тему и идею произведения.
Один из главных стилистических приемов, используемых автором, — это применение разнообразных метафор и образных сравнений. Они помогают создать впечатляющую картины и передать настроение героев и общую атмосферу рассказа. Например, в одной из главных сцен, где главный герой во время боя видит, как «залетают парчовые осколки, переодетые в лунные лучи, усеянные безжизненными телами». Такая метафора позволяет читателю визуализировать ужасы войны и почувствовать холод окружающей смерти.
Другим важным стилистическим приемом является использование повторов и параллелизмов. Они помогают создать ритм и повторяемые структуры, что усиливает эмоциональный эффект произведения и делает его более запоминающимся. Например, в рассказе часто повторяются фразы о «чужой крови», которые символизируют жестокость и безразличие к чужой жизни во время войны. Такой прием помогает подчеркнуть главную тему произведения и передать идею о ценности каждой человеческой жизни.
Еще одним стилистическим приемом, который используется в рассказе, является смена перспективы и стиля рассказа. В один момент мы видим все события глазами главного героя, в следующий момент — через призму воспоминаний других персонажей. Это помогает создать сложный и многогранный образ человеческой драмы, где каждый персонаж имеет свою историю и точку зрения.
Таким образом, рассказ «Чужая кровь» Михаила Шолохова отличается использованием разнообразных стилистических приемов и художественных особенностей, которые глубже раскрывают главную тему и идею произведения. Эти приемы помогают создать впечатляющие образы и передать сложность человеческой драмы во время войны.
Использование описательной лексики и образов
Тема и идея рассказа Шолохова «Чужая кровь» пронизаны использованием описательной лексики и образов. Автор виртуозно описывает окружающий мир, создавая живые и яркие образы, которые помогают передать глубокий смысл и эмоциональную напряженность произведения.
В рассказе «Чужая кровь» особое внимание уделяется описанию природы и окружающей среды. Шолохов использует яркие и насыщенные краской описания, чтобы передать красоту и одновременно дикость степи, в которой происходят события рассказа
Он описывает дуновения ветра, бурлящие ручьи, облачность неба, создавая таким образом атмосферу и погружая читателя в мир природы, который становится неотъемлемым элементом истории.
Образы также играют значимую роль в произведении. Шолохов создает ярких и запоминающихся персонажей, которые становятся символами определенных идей и ценностей
Важное место в рассказе занимает образ Верки, молодой и непокорной девушки, которая стала жертвой неправых укладов советской деревни. Ее образ символизирует силу и борьбу за свое место в мире, независимо от обстоятельств
Использование описательной лексики и образов в рассказе «Чужая кровь» помогает Шолохову передать сложность человеческих отношений, борьбу с несправедливостью и красоту степного пейзажа. Эти приемы делают произведение ярким и запоминающимся, позволяют читателю войти в мир произведения и погрузиться в его смысл и эмоции.
Ритм и композиция рассказа Чужая кровь
Шолохов использует определенный ритм в описании событий и передаче суровости и напряженности ситуаций. Его слова, выбранные с большим мастерством, позволяют читателю почувствовать ритм и скорость жизни героев, а также интенсивность их борьбы.
Композиция рассказа также хорошо продумана, она помогает передать идею и тему произведения. Вступление в рассказ вводит читателя в атмосферу кровавой войны, вызывая у него сразу же интерес и желание узнать, что произойдет дальше. Разделение рассказа на несколько эпизодов позволяет показать разные стороны гражданской войны, а также развитие главного героя.
Идея рассказа «Чужая кровь» связана с призванием каждого человека отстаивать свои убеждения и бороться за свое дело, несмотря на все трудности и преграды. Атмосфера кровопролития и непримиримости дополняет эту идею, делая ее еще сильнее и очевидной.
В целом, ритм и композиция рассказа «Чужая кровь» Михаила Шолохова помогают передать его идею и тему, создавая ощущение динамичности и напряженности. Это одно из наиболее ярких произведений автора, которое не оставит равнодушным ни одного читателя.
Завязка
Вместо Петро (именно так зовут сына престарелых родителей) в станицу (она, естественно, находится на Дону) возвращается его однополчанин Прохор. Он сообщает деду и его старухе, что их сына больше нет. Погиб на войне, как и многие. Этот момент, когда родители узнают о смерти сына, можно считать завязкой произведения. К ней же относится и появление в станице, во дворе у деда, трех «продотрядников» в сопровождении председателя. Дед Гаврила не знал, что по стране железными ступнями «шагает» продразверстка. Ее основной смысл такой: государство отчуждает у населения продукты питания, а потом, согласно своему усмотрению и установленным нормам, выдает их обратно. Как нетрудно понять, это — антикризисная мера. Продразверстка практиковалась советской властью несколько раз, дед Гаврила стал жертвой одной из первых подобных процедур. У него отбирали только хлеб.
Но ребята, посланные новой властью, не успели забрать все то, что смогли бы унести. Неожиданно прямо рядом с гумном их расстрелял неизвестный на лошади, а потом он так же внезапно скрылся. Дед в это время направлялся к дому и просто остолбенел от такого развития событий.
Чуть погодя, когда он пришел в себя, герой пошел осмотреть поверженных приспешников Советской власти. И удивительное дело, но один из них даже после тяжелых ранений дышал.
Петро умер, да здравствует Петро
Старики трепетно ухаживали за своим врагом-другом на протяжении трех месяцев. Когда он пришел в сознание, то рассказал свою историю: звали его Николаем, он был сиротой. Работал всю жизнь (не слишком долгую) на уральском чугунолитейном заводе. Коля был убежденным коммунистом. Старики расчувствовались и сказали: «Раз никого у тебя нет, оставайся, парень, с нами, только звать тебя будут теперь Петро. Сын у нас был Петро, а теперь ты будешь вместо него». Николай легко сделал старикам такую милость, но пообещал только, что он с ними до осени поживет, а там видно будет.
Когда Коля-Петро оправился от физических и моральных потрясений, стал помогать деду по хозяйству. Старики были счастливы: они потеряли сына, но в «чужой крови» обрели еще одного.
Анализ произведений русской литературы 11 класс
-
.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
(973)Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет…
-
B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
(950)Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить… -
B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» анализ произведения
(759)Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный…
-
B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка…» анализ произведения
(814)Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…»… -
B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
(1398)«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для…
-
B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
(843)«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому…
-
А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом…» анализ произведения
(859)В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о…
-
А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» анализ произведения
(703)Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».
Первая строфа произведения тонко…
-
А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
(574)Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как…
-
А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
(698)Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой…