Краткое содержание — Он живой и светится — Виктор Драгунский
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Он живой и светится”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
Дениска. Маленький мальчик. Добрый, мечтательный, с хорошим воображением. Честный, отзывчивый, умеет ценить прекрасное.
Мишка Слонов. Друг Дениски. Мальчик практичный, прагматик, стремится к личной выгоде.
Мама Дениски. Добрая, справедливая, все понимает и поддерживает сына.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Дениска ждет маму в песочнице и играет с новым автомобилем, который ему подарил папа. Но он обменивает автомобиль на светлячка, потому что тот живой и светится.
Краткое содержание
Вечером в песочнице Дениска ждет свою маму, когда к нему подходит его друг, Мишка.
Мишка видит игрушечный грузовик, который ему очень нравится и предлагает за игрушку все свои сокровища.
Дениска отказывается меняться, пока Мишка не достает спичечный коробок, в котором сидит светлячок.
За светлячка Дениска легко отдает машинку и смотрит на насекомое, как на чудо.
Когда мама возвращается с работы и узнает, что Дениска поменял машинку на светлячка, она спрашивает, зачем мальчик так поступил.
Но Дениска отвечает, что светлячок живой и светится, и мама понимает, что Дениска прав.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась в этом рассказе сцена мены. Мишка что только не предлагал Дениске, и марки, и надувной круг, но все это не интересовало Дениску, ведь ему нельзя было меняться. Но перед светлячком мальчик не устоял, ведь тот был живым.
План произведения для пересказа
- В песочнице
- Появление Мишки
- Предложения обмена
- Светлячок
- Появление мамы
- Мама и светлячок
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Живая природа прекрасна и удивительна, и ничто, сделанное человеческими руками, не сравнится с творениями живой природы.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу, любить животных, понимать красоту и уметь радоваться самым простым вещам. Учит быть честным, добрым, слушаться родителей. Но также учит думать своей головой, если ситуация меняется.
Мне понравился этот рассказ и его главный герой — мальчик Дениска. У Дениски оказалась очень чувствительная душа, он оказался способен оценить красоту простого насекомого, и я считаю, что он поступил совершенно правильно.
Новые слова и выражения
Брынза — вид сыра.
Гватемала и Барбадос — редкие марки.
Пословицы к произведению
Живой о живом и думает.
Жизнь полна чудес.
Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай.
Живой пес лучше мертвого льва.
Дорого, но не дороже денег.
Краткое содержание
Однажды вечером мальчик Дениска сидел во дворе у песка и ждал маму, но она всё не приходила, должно быть, задерживаясь где-то. Уже все родители из их двора вернулись, дети пошли вместе с ними по домам ужинать, а Дениска всё продолжал ждать. Он скучал и хотел есть.
В это время во двор вышел его друг Мишка, поздоровался и сел рядом. Он увидел, что у приятеля есть игрушечный самосвал. Он очень понравился Мишке, тот сразу же начал рассматривать его, задавать вопросы про то, сам ли он набирает песок, а в конце попросил дать его ему домой — поиграть. Но Дениска отказался: он очень дорожил игрушкой, так как это был подарок папы, который тот преподнёс ему перед отъездом. Между тем на улице уже начинало темнеть, становилось ещё грустнее.
Тогда Мишка решил на что-нибудь выменять машину: на редкие марки, карандаши, лопнутый плавательный круг, который можно было бы заклеить. Но Денис упрямо отказывался, считая всё это неравноценным обменом.
Дениска был так восхищён, что разрешил другу забрать самосвал насовсем. Радостный Мишка убежал с игрушкой домой, а он остался во дворе со своим светлячком и ещё долго любовался им, совсем забыв про то, что хотел домой. Всё было как в сказке, и он почему-то не мог ровно дышать, у него сильно билось сердце, а в носу кололо, как будто хотелось плакать.
Наконец пришла мама и повела Дениску домой. За ужином она спросила, как там его самосвал, но он рассказал, что променял его, и показал светлячка. Они погасили свет и вместе стали смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Мама тоже подтвердила, что это волшебство. Но всё же она спросила, почему же Дениска согласился обменять свою ценную игрушку на светлячка, а тот ответил: «Он лучше любого самосвала, потому что он живой и светится!»
Сюжет
Денис во дворе дома ждет маму. Всех детей забрали, и только за ним еще не пришли. Он скучает и тоскует и не понимает, почему она так задерживается. Чтобы отвлечься, он пытается играть в песочнице, но это мало помогает. К нему подходит Мишка и восхищается его игрушечным самосвалом. Мишка предлагает обмен, но Денис категорически против — это подарок папы. Приятель не отстает и предлагает последнее, что у него есть, спичечный коробок. Денис заинтересованно открывает коробок и видит светящегося зеленым светом светлячка. Он в восторге и сразу отдает самосвал. Наблюдая за светляком, Денис не замечает, как приходит мама. Она удивляется его обмену, но Денис говорит: «Ведь он живой и светится!».
Лодочник, шорник, бакенщик
Поженившись в Гомеле, его молодые родители Юда Перцовский и Рита Драгунская отправились в поисках лучшей жизни за океан. Но в Америке не прижились и через полгода после появления на свет сына вернулись на родину.
Шла война. В 1918 от тифа умер отец Виктора. Мать вышла замуж за красного комиссара Ипполита Войцеховича, но он вскоре погиб. Вторым отчимом Виктора стал актер водевильного театра Менахем-Мендл Рубин, который брал семью на гастроли и в 1925 году перевез в Москву (к тому времени Рита родила второго сына — Леню). А потом Рубин… бросил жену с двумя детьми и эмигрировал в США.
Статья по теме
Незнайку душит Скуперфильд. Почему сказка Носова полезна взрослым и детям? Спустя годы Виктор Юзефович признается, что детства у него практически и не было:
«Несмотря на то, что Рубин позволял нам с мамой жить хорошей и, можно даже сказать, богатой жизнью, я видел, что это продлится недолго. Так и произошло. Поэтому все детство и юность мне приходилось подрабатывать то здесь, то там, чтобы накопить на будущее».
Школьником он работал лодочником на Москве-реке, перевозя людей на другой берег, потом — учеником токаря на , откуда был уволен за трудовую провинность, мастерил для лошадей шоры на фабрике «Спорт-туризм». И даже служил бакенщиком, прокладывая путь пароходам по ночной реке. Но любовь к исполнительскому искусству, приобретенная в совместных гастролях с Рубиным, привела Виктора к Алексею Дикому: в «Литературно-театральную мастерскую». А через пять лет — в Театр транспорта.
Потом был Театр киноактера и собственный ансамбль пародий «Синяя птичка», в котором выступали Зиновий Гердт, Евгений Весник, Михаил Глузский, Евгений Моргунов, Юрий Яковлев, Ролан Быков. Параллельно Драгунский писал фельетоны, юмористические монологи, сказки, выходил на арену цирка на Цветном бульваре, работал Дедом Морозом на елках, писал песни, которые исполняли Леонид Устесов и Клавдия Шульженко. И даже сыграл диктора в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос».
Была у Драгунского, как у большинства мужчин его поколения, и своя война. На фронт — из-за тяжелой формы астмы — его не взяли, но в ополчении под Москвой он рыл окопы, едва не попал в окружение. А потом все-таки не раз побывал на фронте. Хоть и с концертной бригадой.
«Он живой и светится»: структура и логика
Введение
В книге 1 «Он живой и светится» организуется внимательное чтение произведений одного жанра — рассказа. Ребята наблюдают, как строятся эти рассказы и как они связаны с творческой судьбой Виктора Драгунского, исследуют индивидуальную манеру письма, любимые темы писателя. Работа по этой книге — достаточно серьезное погружение в мир Виктора Драгунского, мастера детского рассказа. И одновременно исследование этого жанра (в исполнении Виктора Драгунского).
Книга 1 состоит из девяти учебных модулей и вводного коллажа, посвященного творческой судьбе Виктора Драгунского. Каждый модуль включает один рассказ и задания для работы с ним.
Распределение учебного материала по урокам условное. Окончательное решение принимает учитель.
1. Порядок расположения рассказов (эмоциональная тональность)
Отличительной особенностью рассказов В. Драгунского является сочетание комического описания героев и событий с их лирическим изображением, причем в одних рассказах комическое или лирическое представление событий резко преобладает, в других комическое и лирическое присутствуют примерно на равных.
Одна из задач работы по этой части учебника — не только заметить эти типы эмоциональной тональности (эта способность обычно у детей уже есть), но и наблюдать, как, с помощью каких приемов автор буквально заставляет читателей то смеяться над полюбившимися героями, их рассуждениями и поступками, то сочувствовать им, разделять их волнения, тревоги и даже грусть.
В связи с этой задачей рассказы в книге «Он живой и светится» расположены с учетом типов эмоциональной тональности.
В самом начале размещены рассказы с четким преобладанием комического («Куриный бульон», «Тайное становится явным», «Слава Ивана Козловского», «Что любит Мишка», «Шляпа гроссмейстера»). Наиболее яркие комические моменты, напоминающие клоунские номера, отмечены специальным изображением:
Между тем и в этих рассказах можно расслышать «лирические нотки». В заданиях учебника лирическая тональность визуализирована с помощью символического изображения:
Далее следует рассказ с более ли менее равноправным присутствием комического и лирического («Расскажите мне про Сингапур»).
После этого размещены рассказы чисто лирического характера («Он живой и светится», «Друг детства», «Девочка на шаре»).
2. Как устроены рассказы?
3. Историческая рубрика и глоссарий.
Рассказы Драгунского написаны уже достаточно давно, в 50-е — 60-е годы 20 века. Поэтому многое реалии, отразившиеся в рассказах, остались в прошлом и незнакомы современным школьникам (пионерский галстук, клякса, многие другие). Для разъяснения и демонстрации этих реалий создана историческая рубрика.
Устаревает не только предметный мир, но и наш язык. Отдельные слова, а также фразеологизмы (типа «проще пареной репы») разъяснены в глоссарии.
Переход в историческую рубрику и глоссарий осуществляется по ссылкам, выделенным в опубликованных текстах рассказов.
Последнее изменение: Четверг, 27 августа 2020, 23:29
Подробный пересказ
«Он живой и светится» открывает цикл «Денискины рассказы», изданный Драгунским В. Ю. в 1964 году. Каждый эпизод является законченным произведением, небольшим по объему. Все они повествуют о приключениях мальчика по имени Денис. Цикл рассчитан на детей разного возраста. Читатель растет вместе с героем. Поэтому сначала идут более короткие и простые по смыслу рассказы.
Денис сидел в песочнице, играл с самосвалом и ждал маму. Она где-то задерживалась. Мальчик размышляет о том, что могло ей помешать приехать раньше. Возможно осталась в институте, ждала долго автобус или встретила тетю Розу. Родители других детей со двора уже вернулись. И наверняка все уже пьют вкусный чай с бубликами и брынзой. В окнах стали загораться огоньки.
Мальчик сильно проголодался и загрустил. С обидой думает, что если бы мама его ждала, хотела есть и скучала, он бы сразу к ней побежал. И нигде бы не задерживался. От этих размышлений его отвлекает друг Мишка, неожиданно появившийся во дворе.
Приятель сразу же заинтересовался самосвалом. Стал его катать и задавать много вопросов про новую игрушку. А затем начал предлагать товарищу на обмен разные интересные штуки: редкие марки и «лопнутый» плавательный круг. Но Денис не соглашался, так как самосвал был подарен папой перед отъездом. Тогда Мишка достал свою главную ценность, с которой самому было жаль расставаться. Это был спичечный коробок, который он протянул другу.
Денис открыл коробочку и сначала ничего не понял. А потом увидел мерцание зеленого огонька. Будто свет был очень далеко и одновременно рядом. Крошечная звездочка оказалась живым светлячком. Мальчик затаил дыхание от восторга. Поэтому сразу согласился отдать самосвал Мишке навсегда в обмен на живую звездочку. Приятель радостно схватил игрушку и убежал домой.
А Денис какое-то время еще стоял и любовался огоньком. И даже не заметил как пришла мама. Они пошли домой пить чай с бубликами и брынзой, как он и хотел. За ужином мама спросила как новая игрушка сына. Денис честно признался, что променял машинку. Мама удивилась, но ругать ребенка не стала. А решила уточнить на что же такое он согласился променять самосвал.
Мальчик попросил маму погасить свет. Затем открыл заветную коробочку. Несколько минут они вместе стояли и любовались зеленым огоньком. После чего мама включила свет. Ей понравился светлячок, но все же не могла понять как ребенок согласился променять любимую игрушку на «червячка». А Денис ответил просто: «он живой и светится».
Хочется верить, что добрый мальчик все же выпустит своего маленького и волшебного пленника из коробочки.
Рассказ учит любить природу, ценить все живое выше материального. Чудеса природы непостижимы и намного интереснее любых изобретений человека. Автор напоминает, что нужно быть любознательным, добрым, чутким, уметь отличать настоящее от искусственного. Только чуткий человек с открытым сердцем мог увидеть волшебство в насекомом
Жизнь полна чудес, очень важно уметь их замечать даже в мелочах
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Анализ произведения
В рассказе представлено три персонажа: Дениска Кораблев, его мама и лучший друг Мишка Слонов.
Краткое содержание
Мальчик ждал маму возле песочницы. Она по какой-то причине задерживалась, начало смеркаться, а на небе появлялись звезды.
Все дети стали расходиться по домам. В это время к Дениске подошел лучший друг и взял его самосвал. Эта игрушка ему очень нравилась, и Мишка попросил поиграть с ней. Только Денис отказал другу, так как машинка была ему очень дорога — это подарок отца.
Тогда Мишка стал торговаться, он предлагал редкие марки, надувной круг, но Дениску все это не интересовало. После этого Слонов достал из кармана свое сокровище — спичечный коробок, в котором что-то светилось. Миша объяснил другу, что это живой светлячок, светящийся в темноте.
Дениске так захотелось его себе, что он, не раздумывая, обменял машинку на эту диковинку.
Вскоре пришла его мама, и они пошли домой. Денис рассказал ей, что обменял самосвал. Когда мама спросила на что, мальчик попросил ее выключить свет. Теперь они вместе смотрели на светящуюся «звездочку». Мальчик видел в этом чудо, волшебство, но мама не могла понять, как можно было обменять на жука большую дорогую машинку.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Мальчик ждет маму в песочнице.
- Появление друга.
- Мишка просит обменять игрушку и предлагает разные вещи.
- Светящееся волшебство.
- Мальчик согласился на обмен.
- Дорога домой.
- Чудо.
- Он живой и светится.
Основная мысль
На примере главных героев автор показал, что чудеса природы намного интереснее и ценнее всех изобретений человека.
Только чувственные люди с чистой душой могут заметить красоту природного мира, оценить ее по достоинству.
Мальчик смог понять ценность живого существа перед искусственным самосвалом.
В этом заключается главная мысль «Он живой и светится» Драгунского.
Это произведение учит следующему:
- любить и оберегать окружающую среду;
- быть любознательным, добрым, честным и внимательным человеком;
- замечать разницу между живым и искусственным.
Читательский дневник по рассказу «Он живой и светится» Виктора Драгунского
Название произведения: «Он живой и светится»
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Главные герои: Дениска, Мишка, мама.
Второстепенные герои: отсутствуют
Характеристика главных героев:
Мишка — хитрый и проворный мальчишка.
Хотел самосвал взять себе и схитрил перед другом.
Напористый.
Дениска — добрый и доверчивый. Любознательный.
Любит природу.
Мама — добрая и ласковая. Не стала ругать сына за обмен.
Краткое содержание рассказа «Он живой и светится»
Однажды вечером Дениска поджидал свою маму, но её всё не было.
Зато появился на детской площадке его друг, Мишка.
Он сразу заинтересовался игрушечным самосвалом, с которым играл Дениска.
Мишка долго изучал самосвал и его возможности, а потом предложил поменяться.
Мишка рассчитывал, что выменяет игрушку на несколько редких марок, но Дениска не соглашался.
Самосвал казался ему очень ценным, так как он был подарком папы.
Тогда Миша предложил другу коробок со светлячком.
Дениска был очарован чудом и поменялся. Он дождался маму и показал светлячка ей.
Мама не стала ругать сына, ведь светлячок был живым.
Основная мысль рассказа «Он живой и светится»
Главная мысль рассказа в том, что самым ценным может быть только живое.
Основная идея рассказа заключается в том, что жизнь — великое чудо.
Рассказ учит нас понимать разницу между обычными игрушками и живыми существами.
Учит любить природу.
Краткий отзыв о рассказе «Он живой и светится» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что мы часто ценим вещи, которые нам не нужны.
И не замечаем того, что действительно важно. Герой этого рассказа сделал очень правильный выбор
Герой этого рассказа сделал очень правильный выбор.
Он обменял самосвал на светлячка.
Самосвал был хорошей игрушкой, но и только.
А светлячок был живым, чудом.
Это очень интересный рассказ с неожиданным финалом.
Автору удалось показать духовный мир маленького мальчика, который хорошо понимал разницу между игрушкой и живым существом.
Мне очень понравился Денис, это замечательный, добрый и щедрый мальчик.
Он фантазёр и выдумщик.
Мальчик умеет удивляться чудесам окружающего мира.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, как правильно расставить приоритеты в жизни.
Как сделать верный выбор и не пожалеть о нём.
Пословицы к произведению:
- Живое — живому, мёртвое — мёртвому.
- Выменял кукушку на ястреба.
- Нет друга — ищи, нашёл — береги.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Живой о живом и думает.
Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Драгунского:
- «Тайное становится явным»
- «Что любит Мишка»
- «Главные реки»
- «Денискины рассказы»
- «Где это видано, где это слыхано»
- «Бы»
- «25 кило»
- «Англичанин Павля»
- «Надо иметь чувство юмора»
- «Куриный бульон»
- «На Садовой большое движение»
- Краткая биография Виктора Драгунского для презентации
Библиотека читательских дневников автора пополняется.