Действующие лица
- Турбин Алексей Васильевич — полковник-артиллерист, 30 лет.
- Турбин Николай — его брат, 18 лет.
- Тальберг Елена Васильевна — их сестра, 24 года.
- Тальберг Владимир Робертович — генштаба полковник, её муж, 31 год.
- Мышлаевский Виктор Викторович — штабс-капитан, артиллерист, 38 лет.
- Шервинский Леонид Юрьевич — поручик, личный адъютант гетмана.
- Студзинский Александр Брониславович — капитан, 29 лет.
- Лариосик — житомирский кузен, 21 год.
- Гетман всея Украины (Павел Скоропадский).
- Болботун — командир 1-й конной петлюровской дивизии (прототип — Болбочан).
- Галаньба — сотник-петлюровец, бывший уланский ротмистр.
- Ураган.
- Кирпатый.
- Фон Шратт — германский генерал.
- Фон Дуст — германский майор.
- Врач германской армии.
- Дезертир-сечевик.
- Человек с корзиной.
- Камер-лакей.
- Максим — гимназический педель, 60 лет.
- Гайдамак-телефонист.
- Первый офицер.
- Второй офицер.
- Третий офицер.
- Первый юнкер.
- Второй юнкер.
- Третий юнкер.
- Юнкера и гайдамаки.
Ухаживания Шервинского
Владимир Робертович, будучи довольно известной персоной, намерен бежать в Германию в одиночку, так как немцы не берут женщин. Через полтора часа он уже должен сидеть в поезде. Помощник военного министра будто бы советуется с супругой, однако в действительности он ставит её перед фактом своей так называемой командировки.
Мужчина говорит, что вернётся спустя пару месяцев, просит Елену пока поберечь их комнаты. Он просит жену не принимать поручика Леонида Юрьевича Шервинского, так как этот назойливый ухажёр может опозорить его фамилию.
Девушка отправляется собирать вещи мужа. Николка и Алексей осуждают мелочного и трусливого Тальберга.
Через некоторое время приходит Шервинский. Он дарит Елене, играющей на рояле, большой букет. Мужчина пытается ухаживать, говорит приятные слова. Девушка рассказывает ему, что её супруг в отъезде. Шервинский доволен этой новостью. Теперь он может ухаживать за Еленой, ничего не боясь. Он хвалится тем, как однажды ему довелось петь в Жмеринке, намекая на свой превосходный оперный голос.
Девушка всех зовёт к столу. Гости пьют за здоровье хозяйки и говорят ей комплименты. Шервинский сообщает, что гетману ничто не угрожает, поэтому не нужно верить слухам, что немцы хотят его бросить. Присутствующие подтрунивают над Лариосиком. Николай поёт солдатскую песню, Шервинский пьёт за гетмана. Гости не поддерживают тост. Юноша хочет выпить за Елену и её мужа. Офицеры дискутируют по поводу действий гетмана, Алексей выступает против его политики.
Все подпевают Лариосику, играющему на рояле. Гостям еле удаётся успокоить пьяного Мышлаевского, который рвётся стрелять в комиссаров. Мужчине становится плохо, его уносят в ванную.
Шервинский и Елена думают, что остались наедине, они забывают про дремлющего Лариосика. Мужчина уверяет девушку, что её супруг к ней не вернётся, и не скрывает своей радости. Елена вначале пытается возразить, но потом признаётся, что не уважает мужа.
Вариант 2
Пьеса “Дни Турбиных” Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь одной из самых знаменитых семей в России в начале XX века. Она рассказывает о жизни Турбиных, которые были богатыми и влиятельными людьми, но стали жертвами революции. В пьесе описывается их жизнь до и после революции, а также их отношения друг с другом и с окружающим миром.
Одной из главных тем пьесы является тема любви. В пьесе описываются отношения между главными героями, которые переживают множество испытаний и трудностей. Они сталкиваются с предательством, изменой и разочарованием, но в конце концов находят друг друга и находят смысл жизни. Главный герой, Александр Турбин, влюбляется в свою жену, Елену, и готов на все ради нее. Однако их отношения становятся настолько сложными, что они вынуждены расстаться. В конце концов они находят друг друга, но уже не могут быть вместе.
Еще одной важной темой пьесы является тема революции. В пьесе описывается, как жизнь главных героев меняется после революции, как они теряют все, что имели, и как они вынуждены бороться за выживание
Пьеса показывает, как революция повлияла на жизнь обычных людей и как она изменила их мир. Главные герои становятся жертвами революции и вынуждены бороться за свою жизнь. Они теряют все, что имели, и вынуждены начать все сначала.
В пьесе “Дни Турбиных” Булгакова также описывается тема власти и влияния. Главные герои были богатыми и влиятельными людьми, которые имели много власти и влияния на окружающих. Однако после революции они потеряли все свое влияние и стали обычными людьми. Пьеса показывает, как власть и влияние могут изменить жизнь человека и как они могут быть опасными. Главный герой, Александр Турбин, был богатым и влиятельным человеком, но после революции он потерял все свое влияние и стал обычным человеком.
Еще одной важной темой пьесы является тема семьи. Главные герои – это семья Турбиных, которая была богатой и влиятельной
Однако после революции они потеряли все свое богатство и стали обычными людьми. Пьеса показывает, как семья может быть важна в жизни человека и как она может помочь ему выжить в трудные времена.
В пьесе “Дни Турбиных” Булгакова также описывается тема веры. Главные герои были верующими людьми, которые верили в Бога и жили по его заповедям. Однако после революции они потеряли свою веру и стали сомневаться в Боге. Пьеса показывает, как вера может помочь человеку выжить в трудные времена и как она может быть важна в жизни человека.
В целом, пьеса “Дни Турбиных” Булгакова – это произведение, которое описывает жизнь людей в России в начале XX века. Она рассказывает о любви, революции, власти и влиянии, а также о том, как эти темы могут изменить жизнь человека
Пьеса показывает, как важно сохранять веру и семью в трудные времена и как они могут помочь человеку выжить
Алексей Турбин и его философия
Турбин считает, что искусство должно быть неотъемлемой частью жизни и способом самовыражения. Он сам является талантливым поэтом и мечтает о том, чтобы его стихи принесли благотворные перемен в обществе. Он презирает искусство, которое становится просто развлечением для обеспеченных слоев общества и не затрагивает настоящие проблемы и эмоции людей.
Философия Турбина также проявляется в его стремлении к свободе. Он последовательно выступает против любых форм деспотии и принуждения, будь то политическая репрессия или общественные нормы. Турбин считает, что только в свободной истинной любви и искусстве человек может достичь счастья и гармонии.
Однако философия Турбина имеет свои противоречия и сложности. Он часто оказывается в конфликте с окружающими, не понимая их поведение и мотивы. Его искренность и страсть могут приносить ему как радость, так и боль, и в конечном итоге приводят его к трагической судьбе.
Таким образом, философия Алексея Турбина в произведении «Дни Турбиных» открывает перед нами комплексную картину человеческой природы, стремления к истине и свободе, но также и непредсказуемости и сложности жизни.
История создания произведения
Анализ произведения Михаила Афанасьевича свидетельствует о том, что она необыкновенно сценична, изобилует неожиданными сюжетными поворотами, живыми диалогами, динамикой конфликтов. В пьесе «Дни Турбиных» рассказывается о революции и судьбе интеллигенции в условиях Гражданской войны. Писатель противопоставляет всеобщему хаосу стремление сберечь привычный быт:
- кремовые шторы;
- белую скатерть;
- лампу под абажуром.
История создания пьесы довольно интересна. Автор писал, что при чтении «Белой гвардии» ему вдруг стало казаться, будто из страницы показывается что-то цветное. Он стал присматриваться и сумел убедиться, что это трёхмерное изображение. Булгаков сравнил увиденную картинку с коробочкой, в которой сквозь строки были заметны двигающиеся фигурки персонажей из романа. Писатель провозился три ночи с первым изображением и вдруг осознал, что сочиняет пьесу.
Булгакову понадобилось приложить немало усилий, чтобы преобразовать своё произведение. Вначале он пытался сохранить все основные сюжетные линии, однако пятиактную пьесу было невозможно сыграть в один вечер. Тогда автор убрал всё лишнее, после чего редакция оказалась более сильной. К сожалению, и её не приняли к постановке, так как произведение якобы представляло собой явную апологию белого движения. Пришлось Булгакову внести ещё кое-какие изменения: он убрал упоминания о Троицком, добавил сцену, в которой гайдамаки издевались над евреем, преобразовал финальную часть.
Премьера состоялась 5 октября 1926 года и имела большой успех. Но пьеса вызвала и яростные нападки. Многочисленные критики в своих статьях поучали Михаила Афанасьевича в самом оскорбительном тоне, называли его «литературным уборщиком», «сукиным сыном».
Человеческая душа в поиске смысла
Главный герой романа, Сергей Турбин, предстает перед нами как личность, ищущая смысл своего существования. Он переживает различные эмоции и противоречия, и его внутренний мир отражает столкновения между идеалами чистоты и самопожертвования с одной стороны, и реальностью жизни с другой. Вечный поиск идеала и желание подвига становятся его двигателем, но они противоречат сухой и жесткой реальности и массовым общественным мнением.
Опыт Сергея Турбина поднимает важный вопрос о значимости жизни каждого отдельного индивида и его попытке найти себя. Хотя герой и переживает кризис смысла и часто сталкивается с трудностями, он никогда не отказывается от своих идеалов и продолжает искать смысл жизни в своих делах и отношениях с другими людьми.
В «Дни Турбиных» важным аспектом является также внутренний конфликт между личными стремлениями и общественными требованиями. Персонажи борются с несовпадением своего идеала и роли, которую от них ожидают общество и их близкие. Стремление сохранить свою индивидуальность и не сглаживать ее под общественные шаблоны является важным моментом в процессе поиска смысла жизни.
Итак, произведение «Дни Турбиных» предлагает читателю глубокое погружение во внутренний мир героев, которые находятся в постоянном поиске смысла и своего пути в жизни
Автором искусственно созданы ситуации, которые выявляют важность отыскания собственных истинных ценностей в мире, где казалось бы, все заранее определено и прописано
Планы о свадьбе
Спустя пару месяцев после трагедии Елена с Ларионом украшают ёлку. Юноша делает девушке предложение, она отвечает дружеским поцелуем в лоб и говорит, что у неё роман с мужчиной, с которым он знаком. Лариосик вспоминает их поцелуй и хватается за водку.
Входит Шервинский в смешном костюме, он рассказывает, что ночью красные будут в городе, петлюровцам конец. Мужчина снова просит Елену стать его женой, ведь Тальберг уже точно не возвратится. Она даёт согласие, но у неё есть условие: избранник должен перестать врать. Мужчина сжигает портрет Тальберга в камине, они направляются в комнату девушки, там поёт Шервинский.
Входит Николай, он ещё очень слаб и пока передвигается на костылях. Парень замечает, что со стены пропал портрет мужа Елены. Он всё понимает и ложится на кровать. Приходит Лариосик, он несёт бутылку водки. Увидев пустую раму, он роняет тару, она разбивается.
Вскоре возвращается Тальберг, он сообщает, что разочаровался в гетманщине и приехал за супругой, ему удалось достать командировку на Дон к генералу Краснову. Елена отвечает, что намерена развестись и выйти замуж за Шервинского. Разгневанный муж собирается устроить скандал, но Мышлаевский его прогоняет.
Зажигаются огоньки на ёлке. Лариосик, стесняясь, произносит тост. Он вспоминает, как много довелось им всем пережить за эти два месяца. Парень называет Елену замечательной женщиной и говорит, что она заслуживает счастья. Слышны пушечные удары — это праздничный салют.
Портрет семьи Турбиных в романе
Портрет Андрея Турбина, старшего брата, немного противоречив. Он является одним из главных представителей русской интеллигенции начала XX века. Андрей — человек раздвоенный, борющийся между своими идеалами и реальностью жизни. Он альтруист и романтик, поэт и философ. В своих действиях и мыслях он стремится к совершенству, к созданию идеального общества. Однако, он также страдает от утраты веры в свои идеалы и разочарования в людях.
Сестра Андрея, Елена, отличается от него своим широким кругозором и неконформистскими взглядами. Она представляет собой яркий образ сильной и независимой женщины, которая готова бороться за свою свободу и достоинство. Елена не боится выступать против общественных норм и стереотипов, она смело погружается в мир искусства и музыки, стремится к честности и справедливости во всем.
Вместе Андрей и Елена Турбины символизируют две противоположности в русской истории. Они олицетворяют различные миры и идеи, которые борятся друг с другом. При этом, они оба остаются героями, которые никогда не сдаются и всегда стоят на защите своих идеалов и принципов.
Портрет семьи Турбиных в романе «Дни Турбиных» является одним из ключевых элементов, отражающих основные идеи и темы произведения. Это семья, которая выступает против общественных ограничений и конформизма, стремится к идеалам и борется за свободу и справедливость.
Действие первое
Картина первая
Квартира Турбиных. Вечер. В камине огонь. При открытии занавеса часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини. Алексей
склонился над бумагами.
Николка
(играет на гитаре и поет)
.
Хуже слухи каждый час.
Петлюра идет на нас!
Пулеметы мы зарядили,
По Петлюре мы палили,
Пулеметчики-чики-чики…
Голубчики-чики…
Выручали вы нас, молодцы!
Алексей
. Черт тебя знает, что ты поешь! Кухаркины песни. Пой что-нибудь порядочное.
Николка
. Зачем кухаркины? Это я сам сочинил, Алеша. (Поет.)
Хошь ты пой, хошь не пой,
В тебе голос не такой!
Есть такие голоса…
Дыбом станут волоса…
Алексей
. Это как раз к твоему голосу и относится.
Николка
. Алеша, это ты напрасно, ей-Богу! У меня есть голос, правда не такой, как у Шервинского, но все-таки довольно приличный. Драматический, вернее всего — баритон. Леночка, а Леночка! Как, по-твоему, есть у меня голос?
Елена
(из своей комнаты)
. У кого? У тебя? Нету никакого.
Николка
. Это она расстроилась, потому так и отвечает. А между прочим, Алеша, мне учитель пения говорил: «Вы бы, говорит, Николай Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция».
Алексей
. Дурак твой учитель пения.
Николка
. Я так и знал. Полное расстройство нервов в турбинском доме. Учитель пения — дурак. У меня голоса нет, а вчера еще был, и вообще пессимизм. А я по своей натуре более склонен к оптимизму. (Трогает струны.)
Хотя ты знаешь, Алеша, я сам начинаю беспокоиться. Девять часов уже, а он сказал, что утром приедет. Уж не случилось ли чего-нибудь с ним?
Алексей
. Ты потише говори. Понял?
Николка
. Вот комиссия, Создатель, быть замужней сестры братом.
Елена
(из своей комнаты)
. Который час в столовой?
Николка
. Э… девять. Наши часы впереди, Леночка.
Елена
(из своей комнаты)
. Не сочиняй, пожалуйста.
Николка
. Ишь, волнуется. (Напевает.)
Туманно… Ах, как все туманно!..
Алексей
. Не надрывай ты мне душу, пожалуйста. Пой веселую.
Николка
(поет).
Здравствуйте, дачники!
Здравствуйте, дачницы!
Съемки у нас уж давно начались…
Гей, песнь моя!.. Любимая!..
Буль-буль-буль, бутылочка
Казенного вина!!.
Бескозырки тонные,
Сапоги фасонные,
То юнкера-гвардейцы идут…
Электричество внезапно гаснет.
За окнами с песней проходит воинская часть.
Алексей
. Черт знает что такое! Каждую минуту тухнет. Леночка, дай, пожалуйста, свечи.
Елена
(из своей комнаты)
. Да!.. Да!..
Алексей
. Какая-то часть прошла.
Елена
, выходя со свечой, прислушивается.
Далекий пушечный удар.
Николка
. Как близко. Впечатление такое, будто бы под Святошином стреляют. Интересно, что там происходит? Алеша, может быть, ты пошлешь меня узнать, в чем дело в штабе? Я бы съездил.
Алексей
. Конечно, тебя еще не хватает. Сиди, пожалуйста, смирно.
Николка
. Слушаю, господин полковник… Я, собственно, потому, знаешь, бездействие… обидно несколько… Там люди дерутся… Хотя бы дивизион наш был скорее готов.
Алексей
. Когда мне понадобятся твои советы в подготовке дивизиона, я тебе сам скажу. Понял?
Николка
. Понял. Виноват, господин полковник.
Электричество вспыхивает.
Елена
. Алеша, где же мой муж?
Алексей
. Приедет, Леночка.
Елена
. Но как же так? Сказал, что приедет утром, а сейчас девять часов, и его нет до сих пор. Уж не случилось ли с ним чего?
Алексей
. Леночка, ну, конечно, этого не может быть. Ты же знаешь, что линию на запад охраняют немцы.
Елена
. Но почему же его до сих пор нет?
Алексей
. Ну, очевидно, стоят на каждой станции.
Николка
. Революционная езда, Леночка. Час едешь, два стоишь.
Звонок.
Ну вот и он, я же говорил! (Бежит открывать дверь.)
Кто там?
Голос Мышлаевского
Николка
(впускает Мышлаевского в переднюю)
. Да это ты, Витенька?
Мышлаевский
. Ну я, конечно, чтоб меня раздавило! Никол, бери винтовку, пожалуйста. Вот, дьяволова мать!
Елена
. Виктор, откуда ты?
Мышлаевский
. Из-под Красного Трактира
Осторожно вешай, Никол. В кармане бутылка водки
Не разбей. Позволь, Лена, ночевать, не дойду домой, совершенно замерз.
Елена
. Ах, Боже мой, конечно! Иди скорей к огню.
Идут к камину.
Мышлаевский
. Ох… ох… ох…
Алексей
. Что же они, валенки вам не могли дать, что ли?
Мышлаевский, Ларион и Тальберг
Первая глава начинается с того, что Николай Турбин (Николка), молодой восторженный парень, поёт под гитару. Его тридцатилетний брат Алексей хочет услышать другую песню. Родственники ссорятся. Внезапно пропадает электричество. За окнами маршируют военные, слышится пушечный выстрел. Электричество появляется снова. Елена, сестрёнка парней, волнуется за своего супруга. Братья пытаются её успокоить.
Приходит Виктор Викторович Мышлаевский — открытый и бесстрашный артиллерист тридцати восьми лет. Мужчина очень замёрз, в кармане у него бутылка водки. Он сообщает, что прибыл из Красного Трактира, крестьяне которого теперь находятся на стороне Петлюры. Артиллерист чудом смог попасть в город, ему помогли перевестись штабные офицеры, которым он устроил большой скандал.
Мышлаевский пьёт водку, греясь возле камина. Николай растирает ему обмороженные конечности. Когда Виктор Викторович удаляется из комнаты, чтобы принять горячую ванну, приготовленную Еленой, раздаётся звонок. Это пришёл молодой двоюродный брат Турбиных Ларион Ларионович Суржанский или просто Лариосик. В руках у него чемодан.
Он всех рад видеть, однако никто не понимает, кто этот юноша. Парень представляется, после чего недоразумение проходит. Становится ясно, что это кузен из Житомира, который собирается стать студентом Киевского университета. Лариону присущи следующие характеристики:
- хронический неудачник;
- маменькин сынок;
- нелепый и неприспособленный парень, который живёт в своём мире.
Юноша ехал из Житомира одиннадцать дней. По пути его обокрали, теперь у него остались лишь книжки и рукописи. Елена хочет поселить Лариосика в библиотеке. Когда кузен удаляется, раздается звонок. Это пожаловал Владимир Робертович Тальберг — супруг Елены и подполковник генштаба. Девушка с радостью сообщает мужу, что к ним приехали Ларион и Мышлаевский. Мужчина недоволен. Он говорит, что дела обстоят плохо:
- враги окружили город;
- немцы собираются оставить гетмана на произвол судьбы, но он пока не в курсе.
Смерть Алексея
Николка находится в Александровской гимназии, там он поёт песни, ему подпевают юнкера. Заметив замёрзших парней, Мышлаевский приказывает ломать парты и топить печи. Входит Алексей, он сообщает, что распускает дивизион, ведь борьба с Петлюрой завершена. Надо срочно избавиться от погон и уйти домой. Все разбегаются.
Мужчина просит Мышлаевского забрать Николая и направляться к Елене. Николка отказывается уходить без брата. Разрыв снаряда разбивает окна, Алексей падает. В комнату врываются петлюровцы. Николай ползёт по лестнице вверх и бросается с перил вниз.
Взволнованная Елена собирается отправиться на поиски братьев. Приходит Шервинский, он рассказывает, что петлюровцы взяли город, а гетман в бегах. Он уверен, что с Алексеем всё в порядке, ведь он его успел обо всём предупредить.
Кто-то стучит в окно, в дом вносят Николку, он в крови. Мышлаевский бинтует раны. Елена спрашивает паренька о брате, но тот ничего не отвечает. У девушки начинается истерика. Она всё понимает.
Действие второе
Картина первая
Лакей докладывает, что личный адъютант гетмана, князь Новожильцев, отбыл наспех из дворца. Даже шашку с собой не прихватил. Причиной такой спешки послужило полученное по полевому телефону неприятное известие. Попытка дозвониться князю домой ни к чему не привела. Он словно испарился. Начальника штаба Святошинского отряда тоже на месте не оказалось, как и его помощников.
Шервинский пишет послание и обращается с просьбой к камер-лакею передать его вестовому. Вестовой должен доставить его по необходимому адресу, забрать оттуда сверток и привезти его сюда же.
За дверью кабинета послышались оживленные голоса. Входит гетман. На вид мужчина лет 45. Голова его была обрита налысо. Лицо украшали аккуратно подстриженные седые усы. Гетман был возмущен. Почему никто не прибыл на назначенное им совещание. Куда все подевались? Шервинский пытается как-то оправдать отсутствующих, что-то лепеча на русском, чем вызвал еще больший гнев гетмана. Он требует изъясняться исключительно на украинском языке.
Шервинский докладывает, что князь Новожильцев оставил дежурство, не дождавшись окончания смены, и самовольно покинул рабочее место. Гетман отдает приказ отправить наряд на квартиру князя, арестовать его и доставить в комендатуру
Набравшись смелости, Шервинский сообщает о важном звонке, поступившем за пять минут до прихода гетмана. Командующий добровольческой армии отбыл со всем штабом на поезде в Германию
Они решили бежать, после известия о том, что петлюровские части прорвали фронт.
На просьбу гетмана предоставить ему войска для борьбы с петлюровцами, немецкие офицеры – представители командования, ответили отказом. Вместо помощи они предлагают гетману покинуть Киев. Переодев его в немецкое генеральское обмундирование, под видом раненого, гетмана выносят на носилках из кабинета. Шервинскому места в поезде не хватило. Дозвонившись до полковника Турбина, он сообщает Алексею о бегстве гетмана. Получив на руки сверток, который он так ждал, Шервинский переодевается в штатское и покидает дворец.
Картина вторая
Телефон в этот вечер не смолкал
Телефонист на мгновение отвлекся от привычной ему работы, заострив внимание на шум, раздавшийся за дверью. В кабинет ввели дезертира-сечевика
Лицо у него было разбито и кровоточило.
Устроить пленнику допрос с пристрастием, было поручено уланскому ротмистру Галаньбе от одного вида на которого душа в пятки уходила. Дезертир со слезами на глазах пытается объяснить, что он не тот за кого его принимают. Он простой солдат. Его цель была добраться до лазарета. Ноги совсем обморожены. Без медицинской помощи никак не обойтись. Галаньба заставил дезертира сесть на пол и снять сапоги.
Убедившись, что пойманный солдат не врет, Галаньба отчитал его за то, что тот перемещается по территории без соответствующих документов и вводит людей в заблуждение. Он отдает приказ сопроводить дезертира под арестом до лазарета, перевязать ему ноги и вернуть в штаб, а после в качестве наказания дать пятнадцать шомполов.
Следующим пленным оказался простой сапожник. Его корзина была наполнена новой обувью. Отшивая сапоги на дому, мужчина относил готовую продукцию в город, в хозяйский магазин. Как не пытался он возражать, с просьбой не трогать хозяйский товар, петлюровцы мигом растащили обувь. Сапожника, дав напоследок в ухо, выставили за дверь.
Полковник Болботун, услышав от телефониста, что два гетьманских полка собираются перейти на их сторону, обрадовался. Если они будут с ними, то удача будет на их стороне. Узнав, что подступы к городу взяли, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.
Классовые противоречия и социальная критика
В романе отчетливо прослеживается противопоставление двух социальных классов — дворянства и пролетариата. Зощенко через глаза героев показывает неравенство, унижение и понижение, которому подвергаются люди низкого социального статуса. Он глубоко анализирует социальные механизмы, которые создают классовые различия.
Главной темой произведения является критика российской интеллигенции и высшего общества в целом. Зощенко специально вводит в роман таких персонажей, как промышленник Верлогин, который лишь внешне выглядит успешным, но на самом деле является неудачником. Таким образом, писатель указывает на то, что внешний блеск и богатство не всегда свидетельствует о настоящем успехе и счастье.
Противоречия между классами | Опрометчиво шагая по улице, Платон Платонович Турбин врезал в угол дома маленького мальчика. Мальчик упал, в судорогах взмахивая ногами. Мелькали сапоги, платья, лица ли, крики, руки; но Лизка к брату шпагой нанесла столь сильный удар, что шпага забыперивши с гуся, отскочила и осталась в техническом этюде, к которому подошел один из персонажей. |
Социальные противоречия | Всюду лежат осколки станков, порванные красные флаги, обгоревшие французские картинки, выломанные двери, вызванная бунтом волна. Чуть отступив из этого центра мятежа, загорается разъезжающий с колеи трамвай, на колеи лежащий вывороченный наизнанку автомобиль с вращающимся мотором; там пожар с поваленной стеной изучает, маяча между язычками пламени, груду сукна, сыпя из нее вовсе золотые звезды… |
Зощенко также поднимает проблему социальной мобильности и надежды на улучшение жизни. Он показывает, как герои романа мечтают о лучшем будущем, но оказываются запутанными в классовых преградах и ограничениях. Он предлагает своим читателям внимательно рассмотреть статус-кво и попытаться изменить свою судьбу собственными силами.
Таким образом, роман «Дни Турбиных» является важным произведением русской литературы, которое не только раскрывает историю семьи Турбиных, но и критически анализирует классовые противоречия и социальные проблемы того времени. Зощенко показывает, что настоящий успех и счастье можно достичь только путем понимания и преодоления социальных барьеров.
Заключение
Несмотря на типично конъюнктурный характер произведения М. А. Булгакова, отраженный в восхвалении нового строя, в пьесе есть общечеловеческие моменты, общечеловеческие принципы. Судьбы офицеров белого движения, русской интеллигенции, которые выбирают свой дальнейший путь, — это не что иное, как осознание человеком своей собственной свободы. Свободы выбора!
Герои пьесы «Дни Турбиных» имеет право выбирать: эмигрировать или оставаться в стране; мыслить по-новому или продолжать быть ретроградом. Для кого-то новый строй и новое мышление – это начало новой жизни, для кого-то – это финал существования и крах! Но пока человек имеет возможность выбора – он свободен!
И это главная мысль М. А. Булгакова, которую невозможно скрыть под слоем идеологического налета, связанного с восхвалением большевизма и принципов нового общественного порядка, устоявшегося в России после революционных событий 1917 года.
«Дни Турбиных», анализ пьесы Булгакова
Пьеса «Дни Турбиных» — это инсценированная версия романа писателя «Белая гвардия», написанная в 1925-ом году по заказу руководства Художественного театра. Хронологически события романа шире, чем в пьесе. Основные идеи романа и его герои остались в неприкосновенности. Пьеса подвергалась многочисленным переработкам и в оригинальном виде увидела свет в середине августа 1925-го года.
Пьесу «Дни Турбиных» следует рассматривать исключительно в контексте идеологии и исторических реалий эпохи. Победившая социалистическая революция, строительство основ социалистического общества, политическое и идейное господство однопартийной системы, борьба в ВКП(б) за власть после смерти В. И. Ленина фактически предопределили генеральные мировоззренческие посылы автора. Особенно вопрос об обреченности белогвардейского движения, стремящегося к возвращению старого общественного строя, имевшего место быть в России до событий 1917-го года.
Обреченность белого движения
Все герои пьесы «Дни Турбиных» разделились на два противоборствующих лагеря с диаметрально противоположными взглядами на системный вопрос — «прошлое-будущее» России.
Для одних впереди крах, декаданс, кризис, катастрофа, слом старого мира, для других – уверенность в скором рождении принципиально новой России
Интеллигенция и революция
Отношение русской интеллигенции к социальным потрясениям начала XX века – еще одна мысль М. А. Булгакова. Судьба мыслящей половины русского общества в условиях дикости и варварства революции – это приземленное желание сохранить свой дом и образ жизни, нормальный быт, противостоять наступившему хаосу.
Именно порядок в доме Турбиных, с одной стороны, и творящийся за его пределами хаос (социальный, политический, экономический, культурный), с другой, — противопоставляются друг другу. Это создает у зрителя ощущение тяги к порядку. (Кстати, это весьма смелая мысль автора, которую он посмел выразить, применяя принципы «эзопова языка»).
Трагедия Алексея Турбина
Одной из генеральных идей пьесы является трагедия одного из членов семьи Турбиных – Алексея. Именно трагедия, которая заключалась в том, что герой оказался обманут царистским режимом, который противопоставлял себя народу.
Осознавая свое заблуждение, Алексей Турбин погибает под петлюровскими пулями. Но смерть его не носит характера обреченности: герой понимает, что заблуждался, но удовлетворен тем, что понял свое заблуждение. Смерть Алексея через познание истины – вот сложный психолого-идеологический механизм, которых применил Михаил Афанасьевич в своей пьесе.
Отношение русской интеллигенции к социальным потрясениям начала XX века еще одна мысль М.
07.05.2020 23:42:39
2020-05-07 23:42:39