Краткое содержание
Одни из них так исхудали, что были похожи на скелеты с громадными, печально светящимися глазами. А иные так опухли из-за сильного голода, что их кожа, голубая от напряжения, кажется, вот-вот треснет. Им предопределено было умереть, и они тихо погибали в маленьком сквере, на глазах у жителей деревени.
Милиционер Ваня Душной следил за тем вот, чтобы из этого маленького сквера они никуда не выходили. Там они и лежали прямо на земле, тихо умирая. Взрослые пробовали держаться подальше от ужасного места, но малышей было нельзя удержать от “животной любознательности». С ужасом и жалостью они смотрели на страдальческий уход в небытие этих несчастных людей.
Управляющий станции, следя за детьми, не мог понять, какими людьми станут эти «зачарованные гибелью» малыши.
Володя, будучи добросердечным и чутким мальчиком, изумляется, как он не свихнулся от лицезрения погибающих без еды людей. Но объясняет себе это тем, что уже сумел привыкнуть к людским страданиям и очерстветь душой. Володя был сыном неплохо зарабатывающего рабочего, и поэтому не ведал, что такое голод.
Исхудавших до костей куркулей в деревне называли «шкилетниками», а тех, у кого были отеки, — «слонами». Как-то раз Володя стал очевидцем разговора между Дыбаковым и одним из шкилетников. Дыбаков нарвался на умирающего человека, лежащего в пыли , и уже хотел обойти эти “останки”, но человек пожелал поговорить с ним перед гибелью. Он не мог понять, из-за чего его обрекли на смерть от голода. «Правда ли за то, что у меня были две лошадки?», — спросил он, на что получил равнодушное согласие.
От вида этих жутких людей у Володи пропал аппетит, и, в отличие от брата, он почти перестал есть. Ему было жалко умирающих, которым приходилось от голода грызть древесную кору, но он осознавал, то это — народные враги, которые не заслуживают сочувствия.
По утрам конюх Абрам приезжал в березовый лесок на станции и забирал умерших людей. Тех, кто еще был жив, не трогал, а трупы укладывал на телегу, словно дрова. Так проходила их привычная деревенская жизнь.
Володе было тяжко понимать, что он был одним из немногих, кто никогда не голодал. Мальчишка решился делиться едой с теми, кто «очень-очень голоден «, даже если он должен был считать их врагами. Ему достаточно было пойти в березовый лесок и протянуть голодающим кусок хлеба. Но Володя понимал, что это нужно было сделать тайком.
У Володи получилось спрятать недоеденный обед так, что мать ничего не заподозрила. Придя в лесок, он нарвался на «одного из “слонов”, бродящих по деревне «. Володя дал ему остатки обеда, пообещав принести на следующий день новую еду.
На следующий день Володя тоже отнес всю недоеденную пищу на пустырь. Но отдать обещанную еду «слону» он не успел. Через дорогу перебежала больная искалеченная женщина по имени Отрыжка, уговаривая поделиться пищей с ней. Она хотела отнести еду своему голодному сыну. Володя отдал ей всю еду и возвратился домой, так и не дойдя до пустыря.
На следующий день мальчишка заметил знакомого “Слона”, стоящего у ворот его дома. Володя дождался возвращения матери и отнес нищему хлеба и картошки. У “Слона” мальчишка разузнал, что у Отрыжки не было сына. Она все выдумывала, лишь бы ей дали поесть.
Свидетелем беседы Володи и “Слона” был папа мальчугана. Володя любил его и испытывал гордость за своего отца — героя-революционера. Он страшно испугался, что отец будет считать его предателем, если выяснит, что он помогает “куркулям”. Но папа лишь отметил, что хлеба в государстве на всех не хватает и что так голодным не поможешь.
Совсем скоро Володя встрял в западню. Когда голодающие увидели доброту мальчугана, они начали приходить к его дому и просить дать им хлеба. С каждым днем их появлялось все больше и больше. И когда однажды они пришли целой толпой, и окружили мальчика, умоляя дать им поесть, с Володей случилась истерика. Он закричал на голодающих, прогоняя их прочь.
Так произошло “полное излечение” от ребяческой жалости. Однако совесть мальчика не могла успокоиться просто так. Как-то раз Володя приметил плешивую, истощавшую собаку, без всякого выражения на морде, и подумал, что нашел «самое несчастное и беспомощное существо в деревне «.
Мальчишка стал давать собаке хлеб, но собака не хотела брать пищу из его рук. Она хватала кусок хлеба только когда он бросал его на землю. Но Володя не и не ждал от собаки благодарности, ему было достаточно того, что он поддерживает жизнь другого существа и так зарабатывает себе “право на пищу и жизнь»…
Заканчивается рассказ документальным комментарием о том, за рубеж вывозили на продажу миллионы центнеров зерна, в то время как в собственной стране миллионы людей умирали от голода.
Образы главных героев — муки человеческой совести
Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.
Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.
Исцелить совесть мальчика, помогла собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог помочь людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.
Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоубийство.
После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.
Рассказ «Хлеб для собаки» Тендрякова был написан в 1970 году. В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжелый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, показанное сквозь призму детского восприятия.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хлеб для собаки» по главам. Пересказ книги также будет полезен для читательского дневника.
Смысл названия рассказа
Заглавие, как ему и полагается, выделяет самую суть произведения, его конкретику, но понятно это становится только финале. Сама же фраза уже обладает своей атмосферной подачей. И ещё даже не зная толком о чём пойдёт повествование, начинаешь испытывать чувство жалости, сопереживания и даже вины.
Хлеб здесь олицетворяет не просто еду, а скорее ценность или дар. И поделиться хлебом означает что-то гораздо большее, чем просто кормление
Получается, что и собака, пусть и голодная, это образ (символ) чего-то более важного и значимого
О чём рассказ
К 1933-му году голодный мор в стране достиг своего пика. Истощённые жители городов и деревень из последних сил цеплялись за жизнь.
В небольшом посёлке вместе с семьёй проживает 10-летний Володя Тенков. Ответственная должность его отца позволяет им не испытывать нужду в пропитании. Но именно этот достаток становится причиной терзаний и душевных расстройств подростка.
В школу он еду брать боится, стесняясь осуждения и зависти.
Помимо жителей в посёлке, в берёзовом сквере возле станции обитают раскулаченные ссыльные, не доехавшие до места назначения. Старшие их и за людей не считают, называя южным словом «куркули», а молодняк бегает посмотреть на их предсмертные агонии. Человеческий облик эти личности давно утратили: извиваясь и корчась они обгладывают кору с деревьев или собирают мусор на дороге. Из-за навешенного ярлыка «врагов государства» никто им даже и не думает помогать.
В то же время именно их поведение и внешний вид заставляет мальчика ещё больше задуматься: какое право он имеет быть сытым, когда вокруг творится такое безумие. И разве не перестали они уже быть врагами?
Эти мысли сводят его с ума. Он еле ест, истерзанный внутренними противоречиями. В какой-то момент ему кажется, что выход найден: поделиться с «самым голодным».
Его попытка помочь кому-нибудь привела к тому, что он, наоборот, возненавидел эти полумёртвые, ползающие на коленях, c пузырящейся пеной у рта, тела. Больше он не пытался.
Душевные терзания и угрызения совести после этого никуда не делись, но добавилась ожесточённость.
И неизвестно, что бы стало с Володей если бы не одно событие.
Однажды он увидел возле крыльца собаку. А в ней то самое «самое голодное» существо и своё спасение.
Основные персонажи
- Володя Тенков – от его имени ведется рассказ, десятилетний мальчик, честный, совестливый и бесхитростный. Он часто не понимает, что происходит в мире, и не может добиться ответов от взрослых людей, но его мучает совесть, хотя он и сам еще не понимает, за что.
- Отец Володи — честный и порядочный мужчина, революционер, занимающий высокий пост.
- Иван Душной – рядовой милиционер, человек эгоистичный и равнодушный к чужой боли и страданиям.
- Дыбаков – чиновник, партийный функционер, человек черствый и циничный.
- Абрам-конюх — день за днем собирает и вывозит на своей телеге тела мертвых «куркулей», «врагов революции».
Художественные образы
Произведение читается удивительно легко, глава за главой преодолевается с небольшими усилиями у читателя, которого автор уводит все дальше и дальше, вглубь собственных воспоминаний. Нелепые образы, бессмысленные выражения, оксюмороны, возникающие в мыслях героя, не допускают шока у читателей или людей, которые слушают рассказ онлайн. Вот несколько примеров из произведения Тендрякова:
- «…пошла прочь, как тонущая лодка, накрененная набок», а из нутра героя «…рыдающим галопом вырвался дикий и чужой голос…»;
- «…сминая серебристы голос кукушки…», «девушка, чью судьбу и тело покорежил бесполезный конвейер жизни»;
- «щедра без устали», «шум от колес повозки разрывает тишину».
Последние слова поэта, как приговор всем, кто еще может сострадать: «…мне вполне хватало того, что я кого-то подкармливаю, поддерживаю жизнь существа, так, и сам имею право жить и есть. Истощенную от голода собаку кормил не я хлебом, а собственную совесть».
В современном мире, в котором пропасть между социальным классом только увеличивается, никогда не потеряет актуальность рассказ Тендрякова. Что делать, если не можешь один к лучшему изменить мир? Кто именно тот, которому больше всех требуется помощь? Как протянуть эту самую руку помощи? После прочтения «Хлеба для собаки» каждый найдет ответы на вопросы и договорится с собственной совестью.
>>
Кто самый голодный?
Он украдкой не доедал то, что ему подавалось на обед или ужин, и честно сэкономленные «воровские» продукты относил тому, кто был, по его мнению, самым-самым голодным. Такого человека было найти и легко, и трудно. Голодными были в посёлке все, но кто самый? Как узнать? Ошибиться нельзя…
Он отдал свои «обжигающие сквозь карманы» остатки обеда одному «дяденьке» с бледным раздутым лицом, и положил так делать каждый день. Одного «осчастливить» у него получилось, но со временем число попрошаек стало неумолимо расти. Всякий день возле его дома их собиралось великое множество. Они стояли весь день и без устали ждали его выхода. Что делать? Прокормить более двух — сил не хватит. А ведь говорил отец, что невозможно чайной ложкой море вычерпать… И тогда с ним случился срыв, или, как он сам сказал, «излечение». В один миг потемнело в глазах, и откуда-то из недр души вырвались неподвластные ему рыдания и крик: «Уходите! Уходите! Гады! Сволочи! Кровопийцы!» И они молча развернулись и ушли. Навсегда.
Судьба каторжников
Содержание рассказа наполнено ужасными картинами. Осужденные жители страны, приговоренные к отбыванию срока на каторге в дальних уголках Сибири, по состоянию здоровья не были способны пережить долгую дорогу. Они не могли доехать до места ссылки и умирали от голода.
Внешний вид у этих людей был просто омерзительный. Они вели себя, словно сумасшедшие. Старики старались пройти мимо убогих, а дети с любопытством смотрели на бедных и голодных бродяг до самой их кончины. За репрессированными обязан был смотреть начальник станции. Чтобы они не сбежали, чиновника постоянно проверял милиционер.
Автор описывает трагический эпизод смерти каторжника, из последних сил пытающегося удержаться за дерево, чтобы не упасть на землю. Он стремится выжить. Писатель применяет прием антитезы, чтобы усилить восприятие книги, противопоставляет могучему стволу березы хрупкие руки бедняги.
Действие рассказа
Действие рассказа разворачивается в одном русском селе, прилегающем к железной дороге. Через село мрачным потоком идут ссыльные раскулаченные люди, которых отправили в Сибирь за неповиновение государственным указам о коллективизации.
На глазах у местных жителей, обездоленные, уставшие от долгой дороги люди умирают прямо на окраине поселка. Жители поселка пытаются обходить это место стороной, ведь даже при огромном желании помочь умирающим, они не могли этого сделать: это могло быть расценено, тогда как оказание помощи врагам государства.
Описание автором смерти одного из куркулей, вызывает не только чувство жалости у читателя, но и понимание того, что человеческая жизнь в сталинском государстве не имела абсолютно никакой ценности.
Умирающий мужчина хватался руками за дерево, словно это была его последняя возможность устоять на земле, и медленно спускаясь вниз, проклинал государство и людей, из-за которых так нечестно лишается жизни.
Маленькие дети с изумлением смотрели на его смерть, позже это поколение через всю свою жизнь пронесет это будоражащее душу чувство несправедливости и жалости.
Биография писателя
Владимир Федорович Тендряков — знаменитый советский писатель, родившийся в маленьком селе в Вологодской области. Отец мальчика работал прокурором. Владимир много читал и отлично учился в школе. Окончание школьного образования выпало на начало Великой Отечественной войны. Юноша отправился на военную службу в ряды Красной Армии и его послали обучаться на радиста, где он получил звание сержанта. Участвовал в боевых действиях с 1942 года. Получив два ранения под Харьковом и Сталинградом, его комиссовали, и Владимир отправился домой.
В тылу работал школьным военруком, затем секретарем районного комитета комсомола. После завершения войны переехал в Москву, чтобы получить образование, поступил во ВГИК. После года обучения перевелся в литературный институт, который с успехом закончил. Первое сочинение было издано, когда Владимиру исполнилось 25 лет. Он являлся корреспондентом всех популярных газет Советского Союза.
Среди известных рассказов Тендрякова можно выделить следующие:
- «Не ко двору».
- «Три мешка сорной пшеницы».
- «Ухабы».
- «Апостольская командировка».
- «Ненастье».
- «За бегущим днем».
- «Расплата».
- «Шестьдесят свечей».
- «Хлеб для собаки».
- «Путешествие длиной в век».
Писатель в своих рассказах обращался к людям с актуальными проблемами советских жителей. В его изложениях отражаются печальные последствия событий довоенного периода. Так, прослеживая анализ «Хлеба для собаки», можно увидеть, что этот рассказ посвящается теме голода, который охватил множество регионов СССР в 30-х годах. Ужасные события видны глазами ребенка, именно их и пересказывает автор.
Смысл рассказа
Советская власть неумолима и беспощадна, её идеология и методы не подлежат сомнению.
Через историю своего детства автор поднимает такую тему как «репрессии». В отличие от взрослых, которые в большинстве своем поддерживали и свято верили в незыблемость постановлений правительства, чуткий, страдающий от чужого горя, десятилетний мальчик не понимает эту «беспощадность» и не может с этим мириться.
Он видит в подробностях все унижения и муки раскулаченных, уже не людей и прямо задает вопрос: «Неужели они всё это заслужили? Разве и теперь они враги? »
Эти вопросы так и остались звучать эхом.
Смысл финала
Забота об этом умирающем от голода существе и стало спасением мальчика, способом не сойти с ума от окружающей действительности; своего рода платой за тот хлеб, что ест он сам.
Понимал ли десятилетний Володя, что не собаку, а свою совесть подкармливает он этими кусками хлеба, и что это себя он спасает от постоянных угрызений и самобичевания?
А как же другие? Взрослые не имели права демонстрировать свою боль и страх на грани безумия, и как могли скрывали их внутри себя. Им нельзя было быть слабыми. И всё равно по осунувшимся лицам и подрагивающим сутулым спинам это было видно. А ещё были те, кто, не справившись с творившимся вокруг ужасом, сами прекращали свой жизненный путь.
Другие персонажи
Отец Володи
– герой революции, честный, порядочный мужчина.
Ваня Душной
– милиционер, равнодушный к чужим страданиям человек.
Абрам
– конюх, в чьи обязанности входит сбор и вывоз мертвых куркулей.
Дыбаков
– первый секретарь партии, жесткий, циничный человек.
События происходят летом 1933 года, когда в небольших поселках стали появляться « те, кого уже не считали людьми ». Это были раскулаченные зажиточные крестьяне, «куркули», сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения.
От страшного голода одни из них походили на « скелеты с огромными, кротко горящими глазами », другие – до того раздуты, что, казалось, « вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа ». Брошенные на произвол судьбы, они тихо умирали в небольшом скверике на глазах у жителей поселка. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они « не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути ».
Взрослые старались обходить это страшное место стороной, но детей невозможно было удержать от их « зверушечьего любопытства ». Со страхом, жалостью и брезгливостью они наблюдали за мученической смертью куркулей. Начальник станции, глядя на этих детей, не понимал, какими же людьми они вырастут, если уже сейчас « любуются смертью ».
Рассказчик удивляется, как он, будучи добрым, впечатлительным мальчишкой, « не заболел, не сошел с ума » при виде людей, умирающих от голода. Но тому есть объяснение – он уже успел « как-то попривыкнуть, обмозолиться » к человеческим страданиям. Будучи сыном ответственного служащего, он не знал, что такое голод, но его окружали люди, готовые ради куска хлеба на немыслимые унижения.
Худых истощенных людей в поселке звали « шкилетниками, больных водянкой — слонами ». Однажды Володя стал « свидетелем нечаянного разговора Дыбакова с одним шкилетником ». Наткнувшись на лежащего в пыли умирающего, Дыбаков « хотел было уже обогнуть случайные мощи », но тот перед смертью решил поговорить с начальником. Он никак не мог понять, за что его обрекли на погибель – « Неужель всерьез за то, что две лошади имел?» , на что получил холодный утвердительный ответ.
Увиденные картины лишали Володю аппетита, и он, в отличие от младшего брата, стал плохо есть – « под горло подкатывала тошнота », чем очень злил мать. Его душа не ведала покоя – мальчику было жаль людей, вынужденных есть кору с деревьев, но он понимал, что это куркули, враги народа, и не достойны жалости.
По утрам в привокзальный березняк ездил конюх Абрам « собирать падалицу » – мертвых куркулей. Живых он не трогал, а трупы складывал « в телегу, как дровяные чурки ». Затем начиналась обыденная поселковая жизнь.
Володе очень тяжело осознавать, что он один из немногих, кто не голодает. Мальчик принял решение делиться едой с « самым, самым голодным, даже если он враг ». Для этого достаточно пойти в березовый скверик и протянуть руку с хлебом – там уж точно не ошибешься. Но он понимал, что нужно действовать украдкой, тайком ото всех.
Володе удалось незаметно от матери спрятать еду, которую он не доел во время обеда. Налетев « на одного из шатающихся по поселку слонов », Володя протянул ему остатки обеда и пообещал на следующий день принести еще. Мальчик был счастлив от того, что помог человеку прожить еще один день.
На следующий день Володя заметил, что возле « калитки торчал знакомый слон ». Дождавшись ухода матери, он раздобыл несчастному немного хлеба и картофеля. От «слона» мальчик узнал, что у Отрыжки нет детей.
Свидетелем разговора Володи и куркуля стал отец мальчика. Володя очень любил и гордился своим отцом – героем революции. Он отчаянно боялся, что отец, узнавший о его помощи врагам народа, обвинит его в предательстве. Но отец лишь сказал, что у страны недостаточно на всех хлеба и « чайной ложкой море не вычерпаешь ».
Вскоре Володя попал « в полную осаду » – возле его дома, узнав о доброте мальчика, стали появляться «шкилетники» и «слоны», умолявшие о куске хлеба. Когда они обступили Володю плотным кольцом и стали требовать еду, с ним приключилась истерика. Так произошло его « полное излечение от мальчишеской жалости ».
Однажды Володя заметил плешивую, худую собаку с пустым взором, и понял, что нашел « самое несчастное существо в поселке ». Мальчик начал подкармливать пса хлебом, но тот никогда не брал еду из рук – доверие к человеку навсегда было утрачено в нем. Однако Володя не ждал проявления благодарности от пса, ему было достаточно, что он поддерживает чью-то жизнь и тем самым зарабатывает собственное « право есть и жить »…
Урок в 8 классе по литературе «Анализ рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Урок в 8 классе по литературе
«Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Цели:
-познакомить учащихся с рассказом В. Тендрякова, повествующего о голоде 1933 года,
— совершенствовать навык анализа литературного произведения,
-углубить понятие совести, нравственного выбора, ответственности.1.Вступительное слово учителя о писателе.
Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) из того поколения, которому в 1941 году было 17-18 лет. Только 3% их вернулись домой. Эти, из трех процентов, жаждали рассказать о своем духовном опыте, многие из них стали хорошими писателями. В.Ф. Тендряков о войне пишет мало. Его больше интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы. Тендряков – мастер новеллы. Характер его героев проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. В своих произведениях «Чудотворная», «Тугой узел», «Суд», «Кончина», «Шестьдесят свечей», «Ночь после выпуска» он затрагивает нравственные и социальные противоречия. Писатель был ярым противником бесконфликтной литературы.
В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».
2.Чтение рассказа «Хлеб для собаки».
3.Анализ произведения (фронтальные беседы).
1) О каких исторических событиях повествует рассказ?
2) Кого называли куркулями?
За что их раскулачивали?
Как относились к ним в обществе?
3) Как описывает голодных куркулей рассказчик?
4) Почему мальчик не может ни есть, ни спать, ни радоваться жизни, хотя его семья живет благополучно?
5) На какой поступок решился мальчик и как это его характеризует?
6) Почему он постоянно испытывает состояние раздражения, беспокойства?
7) Почему рассказ называется «Хлеб для собаки»? Как рассказчик объясняет свой поступок?
Что поражает нас в документальной справке? Как усиливает смысл рассказа эта справка?
4. Работа над понятием «совесть».
1) Найти в толковом словаре это понятие.
(Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение пред окружающими людьми, обществом.)
2) Какова главная идея рассказа?
3) Прочитайте данные высказывания. Какие из них выражают основные мысли произведения?
Прокомментируйте свой выбор
1. «Трудно быть человеком». А. Мальро.
2. «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». А. Швейцер.
3. «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их». А. Швейцер.
4. «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П. Чехов.
5. «Моя совесть есть не что иное, как моё «я», ставящее себя на место оскорбленного «ты»…» Л. Фейербах.
6. «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред».
А. Швейцер.
7. «Существует внутреннее мужество – мужество совести, которое проявляется в честности, самоотверженности, в смелости делать то, что мы считаем правым наперекор всем людским толкам и суждениям. Отличительною чертою такого рода мужества есть величие души». С. Смайлс.
8. «Закон, живущий в нас, называется совестью». И. Кант.
9. «Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения». Н.Чернышевский.
Об авторе
Владимир Тендряков
родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей
, затем прокурором. В 1941 году будущего
писателя
призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков
попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.
О Тендрякове
коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков
— автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».
Тендряков
в своем
творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические
последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен
теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.
Слайд 12Отчего же мальчик, затеявший благое дело, так ужасно кричит на
тех, кого он хотел накормить? Не только от испуга, но
и, думается, от сознания своего абсолютного бессилия. К сожалению, горькая фраза отца («Чайной ложкой моря не вычерпаешь») оказалась тоже истиной.Но оставаться равнодушным Володя всё же не мог. Что же делать? Как «накормить» свою голодную, неудовлетворённую совесть? Наконец нашёлся тот «самый-самый голодный», которого так долго искал Володя, – несчастная облезлая собака, которую не пожалел даже отец Володи (он пожалел её хозяина), собака, которая навсегда утратила доверие к человеку. У неё «пустые, не пускающие в себя глаза» без всякого выражения, даже без страха. Да, Володя спас, вероятно, собаку от голодной смерти, но и она спасла его нравственно: она дала ему возможность заботиться о ком-то, успокоить, насколько это было возможно, мучения совести, делать то добро, которое он, мальчик, мог сделать. Кормя собаку, он «кормил» свою совесть.