Краткое содержание сказа П. Бажова «Хозяйка медной горы»
В праздничный знойный день два заводских работника отправились смотреть траву. Во время дороги присели передохнуть и задремали. Более молодой из них пробудился и заметил перед собой красивую молодицу с черно-сизой косой.
Девица не сидела на месте: смеялась и с кем-то разговаривала на непонятном языке. Была одета в зеленый наряд из шелкового малахита – камня, похожего на ткань. Заводской работник смекнул, что пред ним сама Хозяйка медной горы.
Лишь только он об этом подумал, как девица обернулась и позвала работника, по имени Степан, к себе. Когда работник подходил, то увидел множество разноцветных ящерок, которые обступили его, а потом вместо ящериц главный герой обнаружил под ногами драгоценные камни.
Девица сказала ему, чтобы тот не боялся ее. Но Степан не хотел показаться трусом и ответил, что ничего не боится. На эти слова Хозяйка ответила, что тогда у нее есть просьба – сказать заводскому приказчику, душному козлу, чтоб тот покинул рудники. В награду сказала, что согласится выйти замуж за главного героя. Затем обернулась в ящерку и убежала.
Степан боялся, но не хотел прослыть трусом, поэтому озвучил слова девицы приказчику. Разумеется, тот рассердился и приказал надзирателю выпороть работника, а после заковать его в рудниках, где невозможно было что-то добыть. Ещё придумал и установил для провинившегося работника план на день, который так же было невозможно выполнить. События происходили во времена крепостного строя.
Прикованный цепями Степан начал работать и обнаружил, что камень «так и сыпется» и работа ладится. Тут появилась и сама хозяйка. По ее приказу ящерицы сняли цепи, и она предложила Степану показать свое приданое.
Под землей главный герой увидел комнаты диковинной красоты из дорогих камней и самоцветов. Хозяйка шла впереди, Степан за ней. Платье на девушке переливалось дорогими камнями и меняло цвет.
После они дошли до комнаты, где Хозяйка накормила Степана, поблагодарила за то, что выполнил ее просьбу и спросила, женится ли парень на ней. На что Степан Петрович ответил, что уже пообещал другой простой девушке Настасье повести ее под венец.
Хозяйка немного загрустила, но обрадовалась верности Степана. Когда парень уходил, из глаз девушки потекли слезы, которые превратились в драгоценные камни. Хозяйка собрала их в ладонь и отдала Степану со словами, что тот сможет их дорого продать. Еще вручила подарок для его невесты – шкатулку из малахита с разными драгоценными украшениями.
Опять Степан Петрович оказывается в руднике, ящерицы обратно заковали его в цепи. А шкатулка превратилась в маленькую так, чтобы работник ее смог спрятать. Оказалось, что камня было уже кем-то нарублено свыше заданной нормы.
Перевели главного героя в иной забой, он и там план перевыполнил. Заподозрил надзиратель что-то неладное, и пошел к заводскому приказчику с рассказом о том, что работник Степан продал душу нечистому.
Приказчик решил получить с этого свою выгоду и дал обещание Степану, что если в рудниках будет добыта стопудовая глыба малахита, то даст крепостному работнику волю.
В скором времени главный герой находит глыбу малахита, но вольную ему не дают. Из «Сам-Петербурху» приезжает барин, когда узнает о находке крепостного. Он поручает найти невольному работнику малахитовые камни, из которых можно бы было высечь столбы длиной не менее 5 сажен.
Степан был раз обманут, поэтому теперь требует вперед подписание вольной для себя и жены Настасьи. Барин подписал документ. Вскоре Степан находит необходимые камни, которые отправляют в главную церковь «Сам-Петербурха».
С того времени крепостной Степан становится вольным, а все драгоценные камни пропадают из рудников, уходят под землю.
Степан женился, обзавелся семьей, обустроил дом, но счастья в жизни «не поимел»: сделался не весел и словно болен. Купил ружье и стал на рудник наведываться. Говорил, что охотится там, но с добычей никогда не возвращался.
Однажды Степан ушел на охоту и не вернулся. По прошествии какого-то времени нашли его неживого с застывшей на лице улыбкой. Те люди, что обнаружили покойного, рядом видели огромную плачущую ящерицу.
В руке у Степана были зажаты камешки – медный изумруд. Как только ладонь разжали, они превратились в пыль. Людям со временем удалось выяснить, что были то слезы самой Хозяйки медной горы, которые Степан не стал продавать, а сберег, с ними же и смерть принял.
Сказка заканчивается словами: «Вот она, значит какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»
Внешность и поведение девушки
Степан увидел прекрасную девушку невысокого роста с косой, в которую были вплетены ленты из тонкой позвякивающей меди. Коса её была иссиня-чёрного цвета и казалась прилипшей к спине. Фигура у неё была ладная, а платье поражало необыкновенной красотой: как будто сшито было из шёлкового малахита. Цвет его постоянно менялся: то, как стекло, блестит, а то вдруг станет бесцветным, а потом засверкает алмазной россыпью или станет красного медного цвета, а затем снова появляется оттенок зелёного шёлка. Самая красивая крестьянская девушка не смогла бы сравниться с ней красотой.
Эта красавица очень подвижна, непоседлива и смешлива. Со Степаном она разговаривает весело, с шутками и улыбкой. Её речь часто бывает насмешливой.
Местные жители считали, что с ней лучше не вступать в разговор, т.к. она может околдовать человека. Она обладает ясновидением, например, знает, что невесту Степана зовут Настей, хотя он не произносил её имени. Хозяйка в курсе всех дел и событий, которые происходят на руднике: она каким-то образом узнала, что Степана посадили на цепь под землёй за его поступок.
И войско у неё своё есть, состоящее из бесчисленного количества разноцветных ящериц. Собирает и распускает это войско она хлопаньем в ладоши.
Хозяйка может любую ценную руду превратить в обычный камень и наоборот. Она крепко держит своё слово и считается покровительницей рудокопов.
Хозяйка очень богата, но все её владения находятся в рудниках под землёй. Эти владения она показывает Степану и за его помощь щедро его благодарит — дарит невесте Степана большую малахитовую шкатулку, в которой собраны всевозможные женские украшения: кольца, серьги и др.
Второстепенные персонажи
Заводской приказчик
– управляющий на рудниках. Злой, коварный человек, душегуб и обманщик.
Второй заводской приказчик
– друг, сопровождавший Степана в самом начале произведения, когда тот впервые встретил Хозяйку. Герой во время этой встречи спал.
Надзиратель рудничный
– надзиратель за крепостными работниками на рудниках.
Настя
– простая девушка, в самом начале – невеста Степана, впоследствии – жена. Получила в подарок от Хранительницы рудников через Степана Петровича шкатулку с украшениями.
Барин
– человек, которому принадлежали рудники, а также крепостной Степан. В его подчинении находился заводской приказчик.
Смысл произведения «Хозяйка медной горы» Павла Бажова
Хозяйка Медной горы — это повелительница подземного царства драгоценных камней в знаменитых уральских сказах Павла Бажова. У нее много обличий, от шустрой ящерицы до озорной девчонки. Но чаще всего она появляется в виде величественной и гордой молодой женщины, одетой поистине по-царски — в усыпанное драгоценностями платье, которое сверкает и переливается, принимая самые разные цвета. В ее честь назван первый из сказов Павла Бажова, открывающий его знаменитый цикл преданий о горнозаводском Урале в старинные времена — «Малахитовая шкатулка».
Главный герой этой истории — молодой каменотес по имени Степан, с детства слышавший рассказы старых горняков как о самой Хозяйке, так и о других волшебных обитателях Урала. Как часто бывает при встречах с Хозяйкой, он принял ее за обычную фабричную девчонку, пока она не приняла свой истинный облик и не велела Степану передать жадному приказчику уходить с рудника. Он послушался Хозяйки, был жестоко избит и закован в цепи, но Хозяйка вывела его из заточения и привела в свое сказочное царство.
И раньше Хозяйка помогала людям, но на этот раз холодная красавица с каменным сердцем не только пожалела, но и полюбила человека и предложила Степану разделить вместе с ней ее несметные богатства и ее власть. Ведь Хозяйка не только бережет свои сокровища, но и повелевает горами, устраивая обвалы и взрывы рудничного газа и жестоко наказывая тех, кто осмелился быть непочтительным с ней, а тем более прямо перечить ее воле.
Степан отказался от любви Хозяйки, сказав, что у него уже есть невеста и что он будет ей всегда верен. Возможно, им двигала не только любовь к своей Настеньке, но и понимание того, что любовь столь чуждого людям существа, как Хозяйка Медной горы, не принесет человеку счастья.
Хозяйка вывела его на волю и щедро одарила, что и позволило Степану и его невесте выкупиться из крепостного рабства. Но после встречи с Хозяйкой он стал болеть и чахнуть и вскоре умер, как будто любовь волшебной красавицы не принесла ему счастья.
Точно так же заканчиваются и многие народные предания о любви волшебных существ и обычных людей, которая может быть взаимной или несчастной, но всегда оказывается пагубной для человека. Как рассудили старые горняки, близкое знакомство с Хозяйкой не приносит счастья ни хорошим, ни плохим людям, хотя в легендах, рассказанных Бажовым, есть и обратные примеры.
Как выяснится в дальнейшем, Хозяйка станет покровительницей дочери Степана Танюшки. Она научит ее женским рукоделиям и поможет избавиться от ухаживаний молодого барина, забрав девушку к себе в свое подземное царство. Но Хозяйка и Таня похожи на две капли воды, и это наводит на мысль, что она и есть настоящая мать Танюшки. Возможно она, как это в обычае у волшебных созданий, подменила человеческого ребенка своим отпрыском, а потом все же забрала дочь к себе.
Так в чем же смысл истории о Хозяйке Медной горы? На этот вопрос есть несколько ответов. Возможно, это вариация «бродячего» сказочного мотива, хотя Бажов уверял, что сам придумал эту легенду, а не подслушал ее у старых горняков. Возможно, это история об опасности слишком смелых желаний или о недостижимости совершенства в мастерстве, повторение мотивов, которые часто встречаются и в остальных произведениях Павла Бажова. Словом, разобраться в смысле этого небольшого по объему рассказа не проще, чем понять мотивы своенравного поведения самой Хозяйки и других духов гор. В любом случае понятно одно: с волшебными существами шутить не стоит.
Истории Хозяйки Медной горы посвящен как снятый вскоре после Великой Отечественной войны великолепный художественный фильм, так и менее популярные мультфильмы более поздних лет. Ее изображали самые разные художники, включая мастеров декоративного искусства вроде живописцев Палеха, а также камнерезы. Как правило, ее изображают в малахитовом платье, лучше всего показывающем как изменчивую красоту, так и сверхъестественные возможности повелевающей горами Хозяйки. Есть поверье о том, что если смотреть на камень малахит, то увидишь что-то вроде гибкой фигуры Хозяйки, хотя увлекаться этим занятием небезопасно. Об этом говорят сами камнерезы, а также любители эзотерики и мистики, верящие, что все рассказанное Бажовым произошло на самом деле.