Мой спутник сочинение рассуждение

Анализ произведения мой спутник горького - сочинить.ру

Дорога Анапа – Тифлис

Уйдя от чабанов, рассказчик восхищается простотой их благородного поведения, а его спутник вдруг начинает смеяться. Выясняется, что если бы их привели к властям, то грузин бы всем стал говорить, что Максим хотел его утопить, и его бы не отправили в тюрьму. Рассказчик поражен цинизмом своего спутника, который не понимает простейшей морали. Далее Шакро Птадзе ворует у Максима пять рублей и пропивает их. Потом, поработав у черкесов на сборе кукурузы, грузин ворует у них кисею. Зная мстительность и жестокость черкесов, рассказчик отбирает во время драки у грузина кисею и выбрасывает ее на дорогу. Далее, помирившись, они продолжают путь в Тифлис.

Конец путешествия

Два мученика, наконец, добираются до окраин Тифлиса. Они ждут темноты, так как князю стыдно появиться в городе оборванцем, где все, как он говорит, его знают. Наконец, стемнело, и в домах стали зажигаться огоньки. Шакро Птадзе забирает у Максима башлык, чтобы совсем прикрыться, и просит своего товарища подождать у конки. После этого он исчез навсегда. Так заканчивается рассказ Максима Горького «Мой спутник», краткое содержание которого мы передали. Но рассказчик не обиделся на своего спутника, который сопровождал его четыре месяца. Он часто вспоминал его по-доброму и со смехом, поскольку видел пропасть между собой и ничтожным князем.

Впервые рассказчик увидел героя в Одесском порту. Его привлекло необычное восточное лицо с красивой бородкой. Три дня наблюдал он, как юноша стоял на набережной и тоскливо разглядывал мутную воду гавани. Его неподвижная фигура выглядела странно среди снующих туда-сюда рабочих.На четвертый день рассказчик не выдержал и спросил, не хочет ли этот франт есть. Тот схватил кусок арбуза и хлеб и, скрывшись за грудой товара, стал жевать, хищно оглядываясь, боясь, что отберут еду.

После он рассказал, что он единственный сын богатого кутаисского помещика — князь Шакро Птадзе. Он служил конторщиком на железнодорожной станции вместе с товарищем, но товарищ скрылся, прихватив все деньги и ценные вещи. Князь пытался его догнать, но, проделав путь до Одессы, остался совсем без гроша и второй день ничего не ел. Рассказчик предложил обратиться в полицию, но узнал, что юноша жил в номере, не заплатил за него и побил кого-то.

Его покровитель решил заработать денег на пароход до Батума, но девятнадцатилетний князь ел за троих, и ничего скопить не удавалось. Тогда он предложил отправиться пешком до Тифлиса, ведь сам давно мечтал побывать в Крыму. Юноша вынужден был согласиться.

Переход от Одессы до Херсона

Вот как начинается рассказ Максима Горького «Мой спутник», краткое содержание которого мы начинаем излагать.

В одесской гавани рассказчик обратил внимание на хорошо одетого человека восточного типа, который приходил туда каждый день. Грузчик решил с ним познакомиться

Обедая хлебом и арбузом, он обратил внимание на голодный блеск глаз молодого человека, которому было лет 19, и предложил ему своей нехитрой еды. Тот моментально жадно все проглотил. Тогда Максим, как звали рассказчика, пошел и купил ему мяса и хлеба, которые он быстро съел, словно боясь, что у него отнимут еду. Потом поблагодарил своего кормильца и рассказал, что он грузинский князь Шакро Птадзе (реальный прототип – Цулукидзе). Но его ограбил его сослуживец, которого он начал разыскивать. Теперь же он хочет попасть в Тифлис к отцу, состоятельному помещику. Рассказчик пообещал помочь ему добраться до дома пешком. Так они и пошли из Одессы в Тифлис.

Мы продолжаем освещать краткое содержание («Мой спутник» — увлекательный рассказ, который стоит того, чтобы ознакомиться с ним полностью). Когда они прошли около ста км и добрались до Херсона, рассказчик уже неплохо знал Шакро. Это было животное в человеческом облике: добродушное, когда оно было сыто, и раздражительное, недовольное, дикое и неразвитое — в других случаях. Он был уверен, что во главе всего стоит сила, которая и устанавливает все законы. Разговоры о Христе и милосердии вызывали у него скуку и непонимание.

Анализ произведения Страсти-мордасти Горького

Анализ произведения Страсти-мордасти Анализ произведения Страсти-мордасти Горького В цикл произведений Максима Горького «На Руси» входит произведение «Страсти-мордасти», который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы, и восхищающей человечностью и чистотой, которую так трудно встретить даже среди наивысших слоев общества, но иногда встречается в тех самых «низших» слоях общества.

Иллюстрация прекрасного в отвратительном кажется чем-то неправильным, что и не может принят автор. Прекрасное личико мальчика-калеки никак не соответствует месту его обитания — грязного подвала с кучами мусора грязи. История рассказывает о встрече торговца пивом и семьи, состоящей из спившейся матери, которая зарабатывает всеми возможными путями, в том числе и своим телом, и мальчика-инвалида, который днями сидит в сыром подвальчике и ухаживает за найденными в жилище насекомыми как за домашними питомцами, сажая каждого в отдельную коробочку и давая им имена.

Все существа наделялись мальчиком качествами и именами материнских «гостей», которые регулярно посещали их убогое жилище для утех, уже обыденных для взгляда ребенка. В «зверушатнике» мальчику не хватает бабочек, о чем он и говорит своему новому другу. В следующий приход рассказчик приносит наловленных дворовыми мальчишками бабочек, чему калека безмерно рад, но по-своему: нет этого запала в глазах и радости, нет улыбки.

Мальчик чист и невинен. В его глазах можно увидеть искренность и желание жить. Самая большая мечта ребенка — увидеть чистое поле, выбраться туда когда-нибудь и насладиться реальным миром, его красотой и необъятностью. Но нет надежды, нет улыбки. Он ухаживает за матерью, которая явно переносит какую-то болезнь, что можно понять благодаря ввалившемуся носу и искривлённой улыбке женщины. Леня жалеет мать, оберегает, как маленькую, а она делает для своего ребенка все, только бы прокормить своего сыночка.

Такая большая любовь в таком крохотном подвальчике. Безысходность, скрадывающая все яркие краски жизни, просто не даёт покоя герою. Он всячески старается развеселить мальчика, но безуспешно. Осознав свою беспомощность, мужчина просто уходит. Слезы застилают ему глаза. Вся Русь в таком состоянии, ничто не меняется.

История заканчивается отрывом, не законченностью. Неясно, какова была судьба этих двоих, но очевидна. А они такие не одни. Таких судеб миллионы. Возможно ли что-то исправить? Автор не смог. Также читают: Картинка к сочинению Анализ произведения Страсти-мордасти Популярные сегодня темы.

VI

Шакро шел и посмеивался. Повествователь спросил, что это ему так весело. А тот объяснил, что если бы их повели к атаману, то он бы сказал, будто Максим топил князя, и стал бы плакать. Тогда его бы пожалели и не посадили в тюрьму.

Этот цинизм уже не удивлял рассказчика. Он только уточнил: действительно ли Шакро верил в то, что он хотел его утопить. Тот заверил, что теперь он верит Максиму и считает его настоящим человеком. Он пообещал, что, когда они придут в Тифлис, он расскажет все своему отцу, и тот отблагодарит его.

Он долго описывал все прелести будущей жизни спутника, но потом захотел спать, лег в яму, укрылся чекменем и заснул, а рассказчик смотрел на море и думал о людях, поработивших эту стихию.

2 вариант

Рассказ Максима Горького «Мой спутник» основан на реальном путешествии автора из Одессы в Тифлис.

Автор, подрабатывающий в Одессе и собирающийся перемещаться в Крым, каждый день встречал одного и того же человека с тростью и обладающего кавказской внешностью. Он прогуливался возле реки и безучастно осматривал город тоскливым взглядом. Через несколько дней после постоянных столкновений в городе, автор решается во что бы то ни стало познакомиться с этим человеком. Кто он? Что здесь делает? Почему всегда ничем не занят? Все эти вопросы интересовали нашего героя и он, предложив сидевшему неподалеку незнакомцу завел знакомство. Со временем, когда рассказчик решил помочь обманутому и одинокому грузинскому князю Шакро Птадзе вернуться домой, его попутчик стал день ото дня все больше и больше требовать, не давая ровно ничего взамен, только упрёки. Он не работал, ссылаясь на плохое самочувствие, а после и вовсе признался, что работать не умеет.

Что оставалось делать автору? Не мог он оставить беднягу на произвол судьбы и помогал во всем. Кормил, выслушивал жалобы, а иногда, и оскорбления в свой адрес?

Нельзя понять до конца, почему герой позволил так с любой обращаться. Есть вероятность, что его забавляли беседы и споры между такими разными видениями жизни и ее правил. Представители новой и старой мысли существовали вместе и достаточно мирно.

Герой живёт бродяжничеством и разовыми подработками. Он не удовлетворен жизнью оседлого человека. Ему близок тот образ жизни, в котором он свободен и ничем не обременен. Персонажа привлекает новизна: новые знакомства, новые места, новые приключения.

В финале рассказа спутник-«нахлебник» главного героя покидает мужчину, едва только войдя в город. Он даже не поблагодарил человека, обеспечивающего его всем необходимым целых 4 месяца пути. Тем не менее, автор с улыбкой и по-доброму об этом вспоминает. Он видит огромную пропасть между работающим классом и теми, кто считают себя выше и лучше других.

Основной мыслью рассказа является то, что каждый человек, со своим пониманием жизни и ее уклада, особенный, и нуждается в таком же отношении. Можно сколько угодно говорить о том, какими мы должны быть, но на то мы и живём в мире, чтобы приспосабливаться к сосуществованию с разными людьми, которые представляют население нашей страны и создают этот самый неповторимый колорит русского народа.

III

Попутчики шли в Феодосию, где было много работы в гавани. По дороге питались фруктами и ягодами, но голодный князь становился раздражительным, упрекал своего товарища в «роторазэвайствэ», а рассказчик устал от историй о его баснословном аппетите: он мог за завтраком съесть маленького барашка и выпить три бутылки вина.Возле Ялты появилась возможность заработать — вырезать фруктовый сад от сучьев. Князь отказался якобы из-за головной боли, а Максим заработал денег и купил хлеба и мяса на двоих, но «больной» съел всю еду один. Рассказчик промолчал и этим обрек себя на тяжкое испытание. Теперь грузин постоянно увиливал от работы, а почти все заработанное съедал без зазрения совести. Он объяснял, что князь не может работать, но научился просить милостыню.

Он стал помыкать своим товарищем, а однажды засмеялся над его лицом, глупым, как у барана. Максим испытал обиду и ушел, но Шакро догнал и извинился. Он объяснил, что раз его друг терпит все его выходки, значит, глуп, как баран. Юноша обещал вести себя иначе. Рассказчик простил неразумного князя.

Когда они пришли в Керчь, пришлось прятаться от полиции. Им нужно было перебраться в Тамань, но никто бы их не перевез: слишком опасно.

VII

Герои были уже в Тверской области. Одежда князя была изорвана, но собрать на новую не удавалось. Юноша был неспособным ни к какой работе. Однажды он украл из сумки скопленные пять рублей, напился и пришел с толстой бабой-казачкой, обвинившей рассказчика в том, что он якобы украл полтораста рублей у князя еще в Одессе.Баба грозилась свести его в войсковую избу, пришлось решить проблему с помощью трех бутылок вина. Утром он растолкал князя, раздраженного с похмелья, и они двинулись в путь. В степи их настигла гроза. Шакро испугался, а Максим запел, радуясь дивному хаосу.

Но грузин разозлился и запретил петь, а когда его спутник воспротивился, услышал о себе, что он пустое место, а Шакро знает весь Кутаис. Юноша выкрикнул все обиды, всё возмущение и недовольство, которые накопились у него за четыре месяца путешествия.

II

Когда путешественники добрались до Херсона, Максим (так звали рассказчика) знал много о жизни на Кавказе. Его поражала бессмысленная жестокость кавказских обычаев, но князь его мнения не разделял. Например, он считал, что крестьян так же много, как земли, а князь — звезда, поэтому нельзя наказывать его за жестокое обращение с крестьянами.

Доводы рассказчика были бессильны перед непосредственностью и неразвитостью молодого князя. Он говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты, с восхищением и причмокиванием. Таким звуком на Руси приманивали свиней, а жители Кавказа выражали им все чувства.

Максим слушал рассказы князя с интересом писателя, но его возмущали жестокость жителей гор, их поклонение богатству и грубой силе. Как-то он спросил у Шакро, знает ли он учение Христа. Тот сказал, что все на Земле живут по закону Христа, но ничего больше объяснить не смог. Когда же попутчик стал говорить о Христе, юноша зевал, а потом заявил, что закон у того, у кого сила. Порой он вызывал ненависть.

Сюжет и тема:

Главный герой встречает по пути грузинского князя Шакро Птадзе, которого, как позже выяснилось, обманул друг, оставив без средств существования. Главный герой предлагает князю пойти с ним в Крым пешком. Он дает слово, что найдет попутчика Шакро, либо сам лично будет его сопровождать.

Путь предстоял им долгий. Они знакомятся ближе. Шакро рассказывает своему спутнику о жизни на Кавказе и об обычаях. Главный герой восхищен, но в то же время поражен жестокостью и варварством народов Кавказа.

Наконец путешественники прибывают в Крым. В городе рассказчик работает, содержит себя и товарища, в то время как Шакро отлынивает от работы и ничем кроме милостыни не зарабатывает. Птадзе помыкает главным героем.

Рассказчик был очень терпелив, он прощал все грузинскому князю. Лишь один случай рассердил главного героя: Шакро рассмеялся над внешностью рассказчика, сравнил его лицо с тупой бараньей рожей. Оскорбленный и униженный главный герой покидает грузинского князя, но тот догоняет его и просит прощения. Рассказчик обладал щедрой душой и простил Шакро.

Оба товарища ни в Феодосии, ни в Керчи не находят способа заработать для поездки в Тифлис. Рассказчик придумывает план, который с наступлением темноты пустит в ход.

Поздней ночью грузинский князь и рассказчик воруют лодку и отправляются в плаванье. Их чуть не настигла погибель, но, к счастью, все обошлось. Они добираются до земли, и бегут к костру, который виднелся вдалеке.

Путешественники подвергаются нападению своры собак, но их спасают чабаны, которые позже решают, что делать с путниками. В итоге самый старший чабан высказал мнение отпустить товарищей, а лодку отправить обратно в Керчь.

Чабаны дают в дорогу путникам еду, рассказчик благодарит их за проявленное благородство. Путники направляются в Анапу. Шакро смеется и говорит, что на месте рассказчика поступил бы иначе: сказал бы, что главный герой хотел утопить его и начал бы плакать, тогда его пожалели бы, а рассказчика посадили бы в тюрьму.

Рассказчик возмущен цинизмом грузина, но попытки объяснить ему нормы морали оказались тщетны. Грузин считает себя человеком, а спутника своего – никем.

По пути во Владикавказ путники нанимаются к черкесам, чтобы собирать кукурузу. Грузинский князь крадет лезгинскую кисею. Главный герой бросает на дорогу сворованный предмет, так как был наслышан о мстительности черкесов. Рассказчик пытался объяснить Шакро, как плох его поступок, но в итоге между ними разгорелась драка. В итоге они мирятся, и отправляются дальше в путь.

Князь и рассказчик добрались до Тифлиса, но в город не могут зайти, так как Шакро неподобающе одет, не соответствует своему титулу князя. Грузин просит подождать рассказчика, а сам уходит и больше не возвращается.

Тема – автор рассказа дает понять, что зло, если ему не противиться, возрастает, переходя все допустимые рамки. Князь Шакро ведет паразитический образ жизни, обещая спутнику вознаграждение в будущем, которые останутся лишь словами.

VII

Герои были уже в Тверской области. Одежда князя была изорвана, но собрать на новую не удавалось. Юноша был неспособным ни к какой работе. Однажды он украл из сумки скопленные пять рублей, напился и пришел с толстой бабой-казачкой, обвинившей рассказчика в том, что он якобы украл полтораста рублей у князя еще в Одессе.Баба грозилась свести его в войсковую избу, пришлось решить проблему с помощью трех бутылок вина. Утром он растолкал князя, раздраженного с похмелья, и они двинулись в путь. В степи их настигла гроза. Шакро испугался, а Максим запел, радуясь дивному хаосу.

Но грузин разозлился и запретил петь, а когда его спутник воспротивился, услышал о себе, что он пустое место, а Шакро знает весь Кутаис. Юноша выкрикнул все обиды, всё возмущение и недовольство, которые накопились у него за четыре месяца путешествия.

Переправа и встреча с чабанами

Ночью они крадут шлюпку без весел на таможне. Максим гребет досками, которые в ней лежат. Усиливается ветер, он их может снести в море. Лодка переворачивается. Уцепившись за веревки по ее бортам, они продолжают плыть неизвестно куда. На их счастье их выносит на берег, но к ним подбегают огромные собаки, готовые их загрызть.Максим свистит изо всех сил, и они слышат как на помощь бегут люди. Через несколько минут, замерзшие, промокшие и голодные, они уже сидят у костра, который развели чабаны, и рассказывают им о своих злоключениях. Чабаны раздумывают, кому их сдать: таможенникам или атаману. И то и другое грозит путешественникам тюрьмой. Наконец, старший решает их просто отпустить, дав им на дорогу хлеба и сала. Продолжая рассказ Горького «Мой спутник», краткое содержание показывает, как разрешается назревающий конфликт.

IV

Тогда ночью рассказчик стащил одну из шлюпок таможенной брандвахты. Вёсел не было, но путешественники использовали вместо них две доски. Сильные волны раскачивали лодку, а когда герои оказались в открытом море, волны вышибли из рук Максима доску.

Им ничего не оставалось, как отдаться разгулу стихии. Шакро предложил сделать парус из его чекменя. Но когда рассказчик приладил один рукав и потянулся за вторым, лодка подпрыгнула особенно высоко и герои оказались в воде.

Рассказчик усилием воли вскарабкался на дно перевернувшейся лодки и увидел князя, из последних сил державшегося за веревку. Он помог ему залезть на лодку, но дно было скользким. Максим предложил слезть в воду и держаться за веревку, но князь решил, что тот хочет его утопить. Рассказчик стал спускаться первым и ногой ткнулся во что-то твердое. Оказалось, что это земля. Путешественники выволокли лодку на берег, но увидели в версте от них огонь и бросились к нему.

Дорога Анапа – Тифлис

Уйдя от чабанов, рассказчик восхищается простотой их благородного поведения, а его спутник вдруг начинает смеяться. Выясняется, что если бы их привели к властям, то грузин бы всем стал говорить, что Максим хотел его утопить, и его бы не отправили в тюрьму. Рассказчик поражен цинизмом своего спутника, который не понимает простейшей морали. Далее Шакро Птадзе ворует у Максима пять рублей и пропивает их. Потом, поработав у черкесов на сборе кукурузы, грузин ворует у них кисею. Зная мстительность и жестокость черкесов, рассказчик отбирает во время драки у грузина кисею и выбрасывает ее на дорогу. Далее, помирившись, они продолжают путь в Тифлис.

IV

Тогда ночью рассказчик стащил одну из шлюпок таможенной брандвахты. Вёсел не было, но путешественники использовали вместо них две доски. Сильные волны раскачивали лодку, а когда герои оказались в открытом море, волны вышибли из рук Максима доску.

Им ничего не оставалось, как отдаться разгулу стихии. Шакро предложил сделать парус из его чекменя. Но когда рассказчик приладил один рукав и потянулся за вторым, лодка подпрыгнула особенно высоко и герои оказались в воде.

Рассказчик усилием воли вскарабкался на дно перевернувшейся лодки и увидел князя, из последних сил державшегося за веревку. Он помог ему залезть на лодку, но дно было скользким. Максим предложил слезть в воду и держаться за веревку, но князь решил, что тот хочет его утопить. Рассказчик стал спускаться первым и ногой ткнулся во что-то твердое. Оказалось, что это земля. Путешественники выволокли лодку на берег, но увидели в версте от них огонь и бросились к нему.

Популярные сегодня темы

Сегодня мы поговорим о роли отца в семье и в жизни детей. Семья как маленькая государство и этим государством надо управлять умно и грамотно, поэтому, когда в семье не бывает отца, говорят семья «без главы»

Мне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом

Бориса Леонидовича Пастернака можно назвать великим русским поэтом, который также занимался и переводческой деятельностью. Его жизненный путь был долгим, однако стоит сказать о том, что при литературном даре писателя

Абсолютно все люди на планете разные. Каждый, человек индивидуален, со своими привычками, характером. Со своими целями на жизнь, стремлениями и мыслями. Естественно люди не могут существовать в полном одиночестве

Валентин Григорьевич Распутин является известным русским писателем. Родился в 1937 году и испытал на себе все невзгоды военного и послевоенного времени. Несмотря на все трудности, Валентин Григорьевич

Источник

В Крыму

Наконец, они прошли Перекоп и устремились в Феодосию, чтобы в порту заработать денег и добраться до Батуми. Пока они идут через Крым, рассказчик все время подрабатывает, чтобы у них были деньги на еду, а князь от работы отказывается, предпочитая собирать милостыню. Так продолжается рассказ «Мой спутник», краткое содержание которого мы передаем. Рассказчик Максим все прощает своему спутнику. Шарко считал Максима глупым за то, что он работает и кормит его, бездельника. Он рассуждал с высокомерием и считал, что во всем превосходит рассказчика. Около Алушты они на берегу моря, разведя костер, заночевали. Луна, безбрежное море очаровали рассказчика.Вдруг Шакро начал над ним смеяться, обидев и рассердив его до самой глубины души: грузин решил, что он глуп как баран. Еще раз Максим простил его. Они добрались до Феодосии, но работы не нашли и отправились, голодая, в Керчь. Они оборвались до такой степени, что их принимали за босяков и работы не давали. А надо было переправиться через пролив в Тамань. Далее рассказ «Мой спутник», краткое содержание которого мы пересказываем, становится драматичным.

VIII

Ближе к Тифлису Шакро стал совсем угрюмым. Возле Владикавказа они подрядились убирать кукурузу, но через два дня ушли из-за враждебного отношения к ним. По дороге выяснилось, что князь украл кусок кисеи, чтобы продать.

Максим разозлился: он слышал о том, как черкесы поступают с ворами. Между героями происходит стычка, но потом они мирятся. Перед Тифлисом Шакро вновь пообещал целый год кормить своего спасителя и дать работу. После он попросил башлык, чтобы его, князя, не увидели в рваной одежде, велел ждать его возле Верийского моста и исчез.

Больше рассказчик его не видел, но вспоминал с добрым чувством, ведь князь научил его многому.

II

Когда путешественники добрались до Херсона, Максим (так звали рассказчика) знал много о жизни на Кавказе. Его поражала бессмысленная жестокость кавказских обычаев, но князь его мнения не разделял. Например, он считал, что крестьян так же много, как земли, а князь — звезда, поэтому нельзя наказывать его за жестокое обращение с крестьянами.

Доводы рассказчика были бессильны перед непосредственностью и неразвитостью молодого князя. Он говорил о кавказской жизни, полной дикой красоты, с восхищением и причмокиванием. Таким звуком на Руси приманивали свиней, а жители Кавказа выражали им все чувства.

Максим слушал рассказы князя с интересом писателя, но его возмущали жестокость жителей гор, их поклонение богатству и грубой силе. Как-то он спросил у Шакро, знает ли он учение Христа. Тот сказал, что все на Земле живут по закону Христа, но ничего больше объяснить не смог. Когда же попутчик стал говорить о Христе, юноша зевал, а потом заявил, что закон у того, у кого сила. Порой он вызывал ненависть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: