Анализ произведения «обломов» и. а. гончарова

Сравнение романа с экранизациями и адаптациями

Сравнение романа «Обломов» И.А. Гончарова с его экранизациями и адаптациями является весьма интересным занятием. Несмотря на то, что роман был написан более 150 лет назад, его темы и проблемы до сих пор актуальны и понятны современному зрителю. Однако, при переносе на экран, многие аспекты романа могут быть упущены или изменены, что может повлиять на восприятие и понимание произведения.

Одной из самых известных экранизаций «Обломова» является фильм режиссера Никиты Михалкова, вышедший в 1980 году. В этой экранизации было сделано много изменений в сюжете и характерах персонажей, что вызвало недовольство у некоторых поклонников романа. Однако, фильм получил множество наград и стал одним из самых известных российских фильмов.

Еще одной интересной адаптацией «Обломова» является театральная постановка, созданная режиссером Константином Богомоловым. В этой постановке было сделано много новых интерпретаций и изменений, которые позволили зрителям увидеть роман с новой стороны.

В целом, сравнение романа «Обломов» с его экранизациями и адаптациями показывает, что каждый автор и режиссер видит произведение по-своему и старается передать свою интерпретацию зрителю

Однако, при этом важно помнить, что оригинальный текст всегда останется основой истории, и только он может дать полное понимание произведения

Символика и метафоры в романе

В романе «Обломов» И.А. Гончарова символика и метафоры играют важную роль в создании образов и передаче глубокого смысла произведения. Одним из наиболее ярких символов является образ Обломова, который становится воплощением лени и бездействия. Его неподвижность и безразличие к окружающему миру символизируют отрешенность от реальности и отказ от жизни.

Метафоры в романе также несут в себе глубокий смысл. Например, образ дома Обломова, который становится местом его заточения, символизирует его внутреннюю тюрьму и отсутствие желания изменить свою жизнь. Также метафорический образ «пропасти» между Обломовым и его возлюбленной Ольгой выражает их различие в жизненных взглядах и ценностях.

В целом, символика и метафоры в романе «Обломов» помогают читателю понять глубинный смысл произведения и раскрыть его тему лени и бездействия, которые могут привести к гибели человека.

Композиция и смысл произведения

Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:

  1. Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
  2. Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
  3. Кульминация сюжета случается летом.
  4. Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.

В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:

Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
Он не может совладать со своей природой.
Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.. Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова

Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает

Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.

Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.

Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.

Анализ 3 главы «Обломова»

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц — друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «… в Америку и Египет!…Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова «Обломов», анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить «обломовщину», так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Проблематика

Роман “Обломов” Ивана Александровича Гончарова представляет собой настоящий литературный полигон для исследования разнообразных проблем и тем. Это произведение обогащено нравственно-философскими, социальными и национальными аспектами, которые пронизывают его сюжет и персонажей.

Одной из центральных проблем в романе являются нравственно-философские вопросы. Главные герои сталкиваются с вопросами о смысле жизни, о правильности своих действий и бездействия. Взаимоотношения между персонажами, их чувства, поиски счастья и понимания являются основными мотивами, развивающимися на протяжении всего романа

Социальные проблемы также занимают важное место в романе. Основной темой является “обломовщина” – состояние инерции и бездействия, которое стало символом определенной части российского общества

Гончаров исследует, как обстоятельства жизни и воспитание могут воздействовать на человека, заставляя его выбирать праздный образ жизни вместо реализации своих природных талантов. Это актуальная тема, которая остается релевантной и в современном обществе.
Национальный характер также подвергается анализу в романе. Гончаров создает образы разных героев, каждый из которых олицетворяет определенные черты русской национальной идентичности. Эти образы помогают читателю понять историю и дух времени, в котором разворачивается действие романа.

Проблематика романа

Среди основных проблем романа можно перечислить следующие:

  • проблема апатии и бездействия дворянского сословия
  • проблема любви
  • проблема дружбы
  • проблема воспитания

Замечание 1

Главной проблемой произведения является не желание элиты занимать активную позицию. Эти люди возможно и хотели бы что-то изменить в своём существовании, но лень попросту не дает им этого сделать, они способны лишь на мечты и размышления.

Помимо общественной проблемы Гончаров отдельной темой выделяет любовную проблему. Любовь – светлое и очень сильное чувство, которое толкает людей на совершение поступков. Любовь Ольги Ильинской должна была изменить Обломова. Заняв активную позицию Ольга вкладывает силы и душу в перевоспитание Обломова. Но все эти действия Обломов не воспринимает, они мучительны для него, они не соответствуют его характеру. Обловом в этой ситуации делает выбор в пользу себя нежели своей возлюбленной. На эту позицию можно смотреть двояко: с одной стороны, он не принял решения меняться ради любимой, что характеризует его как человека эгоистичного, с другой, он не стал притворятся и обманывать Ольгу, играть чужую роль, что характеризует его как человека честного.

В произведении И. А. Гончаров также поднимает проблему дружбы. Обломов и Штольц давние и близкие друзья, несмотря на то, что они полная противоположность друг другу между ними имели место быть теплые отношения. Их дружба смога выдержать даже испытание любовью к одной женщине, но потом, будучи семейными людьми, именно время и бытовые заботы стали причиной охлаждения их отношений. Но следует отметить, что Обломов называет своего сына, рожденного от Пшеницыной, Андрюшей в честь Штольца, а Штольц по просьбе Обломова заботится о ребёнке после его смерти. Все это свидетельствует о некой сохранившейся теплоте между ними.

Проблема воспитания также освещается автором в этом произведении. Обломов единственны ребенок в семье, родители баловали его, от родителей он перенял размеренный, неторопливый образ жизни. Проблема состоит в том, что родители не научили своего ребенка главному – трудолюбию, самостоятельности – слуги постоянно помогали ему во всех даже незначительных делах. Родители оберегали его от проблем и не научили быть решительным и стойким. Такое воспитание является скорее всего закономерным в помещичьих и дворянских семьях. Все это привело к упадку такого социального слоя как дворянство.

Социальные аспекты романа

Социальные аспекты романа «Обломов» И.А. Гончарова являются одними из наиболее важных и интересных аспектов анализа этого произведения. В романе Гончарова ярко выражены противоречия и проблемы русского общества XIX века, такие как отставание от Запада, неразвитость экономики, социальное неравенство и т.д. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, является символом ленивости и бездействия, которые были характерны для многих представителей российской интеллигенции того времени. Он не только не работает, но и не может принять никаких решений, что является отражением общей безынициативности и безответственности российской элиты. В романе также ярко выражены социальные различия между дворянством и крестьянством, а также между городской и сельской жизнью. В целом, социальные аспекты романа «Обломов» являются важным элементом его глубокого анализа и позволяют лучше понять проблемы и противоречия российского общества XIX века.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, по которым и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.

В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое «обломовщина»?

Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».

Назовите любимую одежду Обломова.

Ответ. Халат. Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Поделиться ссылкой

Жизненный путь Гончарова

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.

После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).

 

В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.

Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.

Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.

В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.

 

Композиция

Роман делится на четыре части, каждая из которых представляет собой определенный этап жизни Ильи Ильича Обломова и отражает разные времена года, а также четыре состояния его души.

  1. Экспозиция, первая часть романа, характеризуется практически полным отсутствием действия. Здесь читатель встречается с бездействием и апатией главного героя, его мечтами и размышлениями. В этой части происходит знакомство с разнообразными персонажами, которые, хоть и разные по характеру, все одинаково олицетворяют апатию и бездействие общества. Главная цель этой части – показать корни “обломовщины” и условия, в которых формировалась личность Обломова.
  2. Завязка, вторая часть, является точкой отсчета для деградации личности главного героя. Даже страсть к Ольге и преданная дружба с Штольцем не делают Илью Ильича лучше. Эта часть также представляет собой начало его знакомства с Ильинской, что впоследствии перерастет в кульминацию романа.
  3. Кульминация, третья часть, имеет решающее значение для судьбы главного героя. Здесь его мечты становятся реальностью, он решается на любовь и риск, но постепенно теряет самого себя в погоне за этими мечтами. Именно здесь герой реализует свои идеи и стремления, но оказывается неспособен сохранить их и вернуться к прежнему образу жизни. Это разделение между мечтой и реальностью становится решающим моментом в его судьбе.
  4. Развязка, четвертая и заключительная часть, описывает последние дни главного героя после брака с Агафьей Пшеницыной и его скорой кончины. Брак оказывается последним шагом в его упадке и отупении.

Творческая история и жанр

Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:

  1. Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
  2. Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
  3. Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.

Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.

Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.

История создания

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Сравнение «Обломова» с другими произведениями И.А. Гончарова

Сравнение «Обломова» с другими произведениями И.А. Гончарова позволяет увидеть, что роман является наиболее зрелым и глубоким произведением автора. В отличие от «Острова Сахалин», где Гончаров описывает жизнь заключенных и их отношения с администрацией, «Обломов» является более универсальным произведением, которое затрагивает темы, актуальные для всех людей.

Сравнение с «Обломовым» также позволяет увидеть, что «Обыкновенная история» и «Фаталист» являются более легкими и поверхностными произведениями. В «Обыкновенной истории» Гончаров описывает любовную историю, которая не имеет глубокого философского смысла, а «Фаталист» является скорее философским трактатом, чем художественным произведением.

Таким образом, «Обломов» является наиболее значимым произведением И.А. Гончарова, которое затрагивает важные темы, такие как лень, бездействие, любовь и смерть. Роман является глубоким анализом человеческой природы и позволяет читателю увидеть себя и свои проблемы в главном герое.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Анализ символов в произведении

Роман Гончарова Обломов «Обломов» обладает рядом символов, которые имеют глубокий смысл и помогают читателю лучше понять суть произведения.

Один из ключевых символов в романе — это сам главный герой, Илья Ильич Обломов. Он является символом инертности, бездействия и пассивности. Обломов становится воплощением общественной лени и апатии той эпохи. Его личность символизирует упадок и застой российской дворянской интеллигенции.

Другой важный символ в произведении — вишневый сад. Сад является метафорой ушедшего времени и упущенных возможностей. Вишневый сад, где Обломов проводил свое детство, становится символом утраты и ностальгии по прошлому. Он представляет собой образ утраченного счастья и невозможности вернуться в него.

Еще одним символом, присутствующим в романе, является город. Город символизирует суету, движение и прогресс. В противоположность городской суете, Обломов представляет собой символ сельской тишины и безделья. Этот контраст подчеркивает различие между активностью и пассивностью, между жизнью в городе и жизнью в деревне.

Кроме того, множество деталей и описаний в романе также обладают символическим значением. Например, изображение пыльных штор и затхлости в квартире Обломова символизирует его замкнутость и отсутствие движения в его жизни.

В целом, символы в «Обломове» помогают раскрыть глубину произведения и передать его основные идеи и темы. Они помогают читателю лучше понять символическое значение главного героя, а также противопоставления между прошлым и настоящим, активностью и пассивностью.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Образы женщин в произведении

В романе «Обломов» И.А. Гончарова образы женщин играют важную роль в развитии сюжета и характеризации главного героя. Героини романа представлены в разных социальных слоях и имеют различные характеры.

Первая женщина, которая появляется в романе, это мать Обломова. Она является типичной представительницей дворянской интеллигенции, которая не способна понять своего сына и его проблемы. Ее образ символизирует старую пору, которая не может приспособиться к новым условиям жизни.

Другой важный образ женщины в романе — это Ольга Ильинична. Она является противоположностью Обломова: энергичной, целеустремленной и активной. Она представляет новую эпоху, которая пришла на смену старой. Ольга Ильинична становится для Обломова катализатором перемен, она помогает ему преодолеть свою лень и бездействие.

Третий образ женщины — это Агафья Михайловна, горничная Обломова. Она является символом простоты и душевности. Агафья Михайловна помогает Обломову осознать, что в жизни важны не материальные блага, а духовные ценности.

Таким образом, образы женщин в романе «Обломов» И.А. Гончарова играют важную роль в создании образа главного героя и характеризации эпохи, в которой происходят события романа. Каждая из героинь символизирует определенные качества и ценности, которые помогают Обломову преодолеть свои проблемы и стать лучшим человеком.

Влияние «Обломова» на русскую литературу

Роман «Обломов» И.А. Гончарова стал одним из самых значимых произведений русской литературы XIX века. Он не только поразил своей глубиной и многогранностью, но и оказал огромное влияние на последующие поколения писателей. В «Обломове» Гончаров создал образ человека, который не может преодолеть свою лень и бездействие, и этот образ стал символом русской инертности и отставания. Роман вызвал многочисленные дискуссии и споры, но никто не мог остаться равнодушным к этому произведению. Влияние «Обломова» на русскую литературу было огромным, и до сих пор его можно увидеть в произведениях многих современных авторов.

Чему учит?

Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это не только захватывающая история любви и жизни героев, но и ценный урок для каждого читателя. Он учит нас важным жизненным урокам, которые актуальны и по сей день.

Первое, на что обращает внимание этот роман, это то, что изменения в нашей жизни начинаются с нас самих. Обломов, основной персонаж, проводит много времени в бесконечных размышлениях и мечтаниях, но не предпринимает конкретных действий

Он живет в мире своих собственных иллюзий, и это приводит к его стагнации и упущению возможностей. Роман насмешливо и честно показывает нам, что для изменения жизни нужно браться за нее самим.

Однако, важно помнить, что активность и решимость не должны исключать наши внутренние размышления и мечты. Обломов был экстремальным в своей лени и бездействии, но это не значит, что мы должны отказываться от внутреннего мира и саморефлексии

Склонность к рассуждениям, к мечтательности – это часть человеческой природы, которая делает нас уникальными и креативными. Главное – найти баланс между внутренним миром и внешними действиями.

Итак, “Обломов” учит нас тому, что для изменения своей жизни необходимо принимать инициативу и действовать, не ждать чудес и помощи со стороны. Но при этом, не забывать о ценности внутреннего мира, размышлений и мечтаний, которые делают нас настоящими и уникальными личностями.

Философские итоги романа И. А. Гончарова

Философское значение финала произведения заключается в том, что Штольц находит компромисс. Проведя всю жизнь в труде, он обретает спокойствие и мир в семейной жизни. 

Эта метаморфоза помогает понять, что с годами герой изменился, отследить его личностный рост, который привел к определенным метаморфозам и переоценке ценностей.

Роль Обломова иная, он «играет» с реальностью. На примере этого героя Гончаров показывает, то если человек не меняется, то непременно деградирует, как личность.

Нежелание Ильи Ильича трудиться, следовать современным течениям, принимать важные решения, приводит к его смерти. Герой погибает.

Философия жизни такова: нужно искать компромисс, расти, развиваться. В противном случае человек не будет «поспевать» за обществом, современными тенденциями. Ожидание чуда не гарантирует, что оно произойдет, а ждать вечно – значит, попусту тратить свою жизнь.

Прежде чем написать сочинение по теме, стоит немного «окунуться» в историю и понять, что противопоставление Обломова и Штольца – это влияние обстановки в стране. Сложившаяся ситуация, противостояние западников и славянофилов угадывается в романе и персонажах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: