Краткое содержание рассказа
Рассказ «Елка» Михаила Зощенко рассказывает о конфликте, возникающем во время новогоднего утренника в школе. В центре внимания находится мальчик Володя, который несмотря на свои усилия, не может найти роль в представлении. Он хочет сыграть роль елки, но ему отказывают из-за его роста.
Начало рассказа описывает подготовку к утреннику, все дети и взрослые возбуждены и ожидают праздника. Здесь представлены герои рассказа — учительница, дети и Володя. В процессе подготовки Володя проявляет большой энтузиазм и готовность помочь, но все его предложения отвергаются.
Развитие сюжета происходит во время самого утренника. Все дети получают роли, все, кроме Володи. Он находится на заднем плане и обуревается разочарованием и горечью. Но он все же решает помочь друзьям и приносит в класс ёлку на себе. Это момент, который становится развязкой рассказа. Володя становится центром внимания и достойно играет роль елки.
Заключение рассказа выражает мысль о том, что каждый человек может быть полезным и находить свое место в данной ситуации. Рассказ написан в ярком и легком стиле, что делает его приятным для чтения и позволяет прочувствовать эмоции персонажей.
Основная сюжетная линия
Рассказ начинается с выхода героев в город в поисках елки. Отец и мать соревнуются в чувстве прекрасного, каждый настаивая на своем выборе. Затем эта интрига развивается в основной конфликт сюжета, когда они отказываются уступить друг другу и начинают ссориться. Ссора сопровождается полностью противоположными аргументами родителей, что создает комическую и абсурдную ситуацию.
В развитии сюжета принимает участие сын героев, который старается примирить своих родителей и предложить разумное решение. Он поднимает вопрос о том, что важнее: внешний вид елки или теплое и дружное новогоднее настроение. Этот разговор ведет к заключению рассказа, когда семья украшает простую елку вместе и празднует Новый год в духе семейной гармонии и взаимопонимания.
Стиль рассказа отличается ироническим подходом автора и его яркими описаниями. Зощенко умело использовал гротеск и сатиру, чтобы показать нелепость спора и ссоры героев.
Главные персонажи и их характеристики
Герои:
Персонаж | Характеристики |
---|---|
Катя Иванова | Младшая дочь Ивановых. Упряма, но справедлива. Хочет, чтобы праздник прошел идеально. |
Даша Иванова | Старшая дочь Ивановых. Добрая и заботливая. Пытается помочь семье провести настоящий праздник. |
Мария Громова | Мать детей, разведенная с Олегом Громовым. Независимая и уверенная в себе. Стремится сохранить семейные традиции. |
Олег Громов | Отец детей, живет отдельно от семьи. Безответственный и эгоистичный. Изменяет супруге и не уделяет детям должного внимания. |
Заключение:
«Елка» Михаила Зощенко — рассказ о семейных ценностях и сопереживании, о том, что настоящее счастье можно найти даже в самых непростых ситуациях. Герои, их характеристики и взаимоотношения, а также стиль повествования делают этот рассказ уникальным и запоминающимся.
Краткий пересказ
Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания о зимнем празднике относятся к пятилетнему возрасту.
Рассказчик повествует об одном случае, который произошел в одно из празднований Нового года.
Главный герой — мальчик Минька и его старшая сестра Леля. Когда их мама ушла, дети решили посмотреть на елку. Зеленая красавица была увешана спелыми крымскими яблоками, сладкой пастилой, вкусными конфетами, грецкими орехами и веселыми хлопушками. Под елкой стояли подарки, но они совершенно не волновали ребят. Их интересовали вкусности.
Леля была высокого роста, а ее брат маленького. Девочка съела одну пастилку, которая была высоко подвешена. Минька мог дотянуться только до яблока. Сестра дразнила его и поедала пастилу, конфеты, орехи и достала одну хлопушку.
Мальчика это разозлило, он попытался два раза встать на стул и упал. При падении он разбил фарфоровую куклу. Ребята убежали из комнаты и ждали возвращения родителей и прихода гостей.
Когда пришли гости, мама рассказчика по очереди приглашала ребят и угощала их яблоком, конфетой и пастилой. Когда ей попалось откушенное яблоко, она похвала своих детей и спросила:»Кто это сделал?»
Лелю обвинила Миньку, а Минька Лелю. В качестве наказания мама отдала подарок сына, заводной паровоз, другому мальчику. Минька обиделся и ударил соперника.
Мама этого мальчика сообщила, что больше в гости к ним никогда не придет и назвала Миньку разбойником.
Мать Миньки защитила его и прогнала этих людей. Недовольство гостей продолжали расти. Другая женщина сказала, что не хочет, чтобы ее дочери дарили поломанную куклу. Леля прогнала ее со словами, что в таком случае кукла достанется ей.
По признанию рассказчика, после этого случая он никогда не брал чужого и никогда никого не бил.
План рассказа «Елка»
Составить к рассказу Зощенко краткое содержание для читательского дневника поможет нижеприведенный план:
Воспоминания о елках. Автор вкратце описывает первые пять новогодних праздников своей жизни. Первая осознанное празднование случается в 5 лет. Автор знакомит читателя со своей старшей сестрой. За большой рост он называет ее Лелища. Проказы детей. Лелька с Мишкой начинают лакомиться угощениями, пока мама вышла из комнаты
А потом Минька по неосторожности разбивает табуреткой фарфоровую куклу, которая лежала на полу. Приходят гости
Мама раздает подарки и угощения малышам, пока не берет в руки надкушенное яблоко. Брат с сестрой отвечают за свои проказы. Наказание от мамы – она дарит паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Минька бьет мальчика. Ссора с гостями. Мама обиженного мальчика возмущается и уходит, за ней – мама девочки, которой подарили поломанную куклу. Минька с Лелькой выгоняют гостей, радуясь, что теперь все подарки достанутся им. Вердикт от папы. Папа, увидев, что все гости ушли, наказывает детей по-своему – все подарки будут розданы ушедшим детям. Вывод автора. 35 лет спустя автор признается, что ни разу не взял чужого и ни разу не ударил слабого.
Используя данный план, можно без труда сделать краткий пересказ и анализ, а также написать отзыв к рассказу Зощенко.
Идеи и мораль рассказа
Конфликт в рассказе возникает между героем, который хочет устроить новогодний праздник, и членами его семьи, которые не разделяют его энтузиазма
Развитие событий показывает, как герой старается убедить свою семью в важности и необходимости праздника, но в конечном итоге все его попытки оказываются тщетными
Сюжет рассказа строится на противопоставлении идеального мира, представленного героем, и реальности, которая не оправдывает его ожидания. Заключение рассказа оставляет читателя с ощущением трагичности и комичности ситуации. Автор не оставляет никакой надежды на изменение обстановки или понимание со стороны персонажей.
Начало | Развитие | Развязка |
---|---|---|
В рассказе автор знакомит нас с героем, который испытывает желание устроить новогоднюю елку и праздник для своей семьи. | Герой организует подготовку, старается впечатлить своих близких, но они не оценивают его усилия и проявляют равнодушие. | В конце рассказа герой понимает, что его идея оказалась неосуществимой, и он остается с чувством разочарования и непонимания. |
Стиль рассказа отличается характерными чертами автора – юмором, иронией и саркастичностью. Зощенко подчеркивает безумие и абсурдность ситуации, используя нестандартные описания и диалоги героев. Его язык является легким и простым для восприятия, однако за этой простотой скрывается острота и сила высмеивания.
Герои рассказа представлены в отрицательном свете – они проявляют себя как недовольные, эгоистичные и лицемерные люди. Автор не даёт читателю возможности сопереживать им и сочувствовать их проблемам.
Самовлюблённость и эгоизм
Конфликт: основной конфликт рассказа «Елка» заключается в столкновении самовлюблённости и эгоизма человека с общественной реальностью.
События: в сюжете происходят следующие события: начало рассказа, введение героев и представление их своеобразия, развитие сюжета с выступлениями героев и их самовлюблёнными высказываниями, развязка — неучастие публики в активности героев и их самовлюблённость, заключение — осознание героями своей заблуждённости и насмешка окружающих.
Развитие: события рассказа развиваются постепенно, через диалоги и монологи персонажей. Герои услышавшие об открытии елки в газете,решают сходить на спектакль,так как подумали,что придут господа писатели,и когда пришли они удивились , что публика состояла только из самых обычных людей.
Герои: главный герой рассказа — Михаил Степанович, который является обитателем высоких сфер литературы и искусства и весьма самовлюблённым и эгоистичным. Также в рассказе присутствуют другие персонажи, такие как: его друзья-писатели и публика, которые становятся объектами насмешек героя.
Заключение: рассказ «Елка» Михаила Зощенко в ироничной форме показывает опасность самовлюблённости и эгоизма, а также то, как эти качества могут помешать человеку видеть и понимать реальность и окружающих.
Развязка: в развязке рассказа герой осознаёт свою заблуждённость и понимает, что публика не принимает его самовлюблённость и эгоизм всерьёз, а скорее насмехается над ним.
Михаил Зощенко: Елка: Читательские дневники
содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.
Читательский дневник — 1
В рассказе ‘Елка’ Михаила Зощенко идет речь о брате и сестре: Леле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней елки и подарки.
Леля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Леля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Леля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.
Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лели и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила какому-то мальчику Минькин паровозик.
В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лели и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям.
Рассказ ‘Елка’ учит детей тому, что нельзя жадничать и показывать себя плохим хозяином, иначе можно испортить праздник не только гостям, но и себе самому.
Чему учит рассказ
Сам Зощенко называет это произведение «поучительной сказкой». Чему же учит эта сказка?
Родителей она учит воспитывать своих детей великодушными и добрыми к другим, а детей – никогда не брать того, что тебе не принадлежит, и всегда думать о последствиях своих поступков.
Основная мысль Зощенко «Елка»: какая бы фантазия не толкала вас на авантюры, разум должен преобладать, ведь за свои поступки придется держать ответ.
Прочитав этот рассказ, каждый вспомнит запах новогодней елки, и сердце наполнится атмосферой предпраздничной суеты. В памяти человека на всю жизнь остаются такие поучительные моменты – когда родитель выступает в роли мудрого учителя и преподносит жизненный урок своему чаду.
Михаил Зощенко, ставший великим советским писателем-сатириком и драматургом, научился всегда быть честным и смотреть на жизнь с иронией.
Михаил Зощенко рассказ «Елка», так же, как и другие автобиографичные рассказы для детей, писал не только с поучительной целью, но и просто чтобы разбудить фантазию и повеселить. Анализировать детские воспоминания, всегда перемешанные с неудержимыми фантазиями, – интересно и весело.
Автор на своем примере показывает ценность семейных традиций и то, как важно прививать детям принципы с самого раннего детства
План пересказа рассказа ‘Елка’ Михаила Зощенко
- Пятилетний Минька с нетерпением ждет елки.
- Старшая сестра Леля предлагает Миньке пойти подглядеть елку
- Леля решает не глядеть подарки, но съесть пастилку с елки
- Минька кусает яблоко
- Леля есть вторую пастилку, а маленький Минька может дотянуться только до яблока
- Минька ставит стул и падает с него на фарфоровую куклу.
- Пришли гости, дети с родителями и мама стала раздавать подарки
- Мама нашла обкусанное яблоко и решила наказать Миньку
- Мама отдает паровозик другому мальчику
- Минька бьет мальчика по руке
- Родители детей обиделись и уходят, а Леля и Минька рады, что все подарки им остаются
- Папа сказал, что такое воспитание губит детей и погасил елку.
Краткий пересказ рассказа Ёлка: Михаила Зощенко
Текст для читательского дневника по рассказу Елка
В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом.
Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.
Чему учит рассказ Ёлка Зощенко
Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание стыд, который они не забудут.
Читать краткое содержание рассказа Зощенко Елка
Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после ещё по одной… Сестра Леля старше и выше Миньки, поэтому она смогла срывать запретные плоды – конфеты с недоступных для мальчика веток, а он съел только яблоко. В общем, дети совместно разорили ёлку она стала совсем некрасивой и даже бедной. Также они совершили боле страшное преступление: стали смотреть подарки в коробках. И конечно, сломали куклу. В шутку Леля пугает брата, что его накажут.
Вечером, когда мама начинает дарить подарки детям гостей, всё раскрывается. Гости обижаются, начинают ругать детей, но мама вступается за них, хотя и не считает их правыми. Она даже в наказание дарит игрушечный паровозик, который был для Миньки, обиженному мальчику.
Автор пишет, что прошло уже больше тридцати лет, а он помнит ту елку, будто все было вчера. Благодаря тем событиям, Зощенко в жизни не взял чужой вещи, так тот стыд отпечатался в его детском сознании
Важно, что это первое ощущение, понимание и даже… взросление
Краткое содержание Зощенко Ёлка
В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Встречи новогодних праздников до этого времени не запомнились мальчику, ведь он был совсем крохой. Рассказчик с огромным нетерпением ждет весёлого торжества. Вместе с семилетней сестрой Лелей мальчуган подглядывает, как мать украшает елку красивыми игрушками, свечами и сладостями. Затем, пользуясь отсутствием взрослых, дети пробираются в гостиную с нарядной зеленой красавицей.
Сладости манили настолько, что девочка, не выдержав искушения, съедает пастилку. Мальчик не отстает от нее и откусывает яблоко. Леля была на удивление высокой девочкой, поэтому могла брать сладости даже с верхушки. Её брат наоборот был слишком низкий, поэтому дотягивался лишь до нижнего яблока. Поедание новогодних угощений с ёлки продолжается. Обиженный на сестру, Минька пытается встать на табуретку, чтобы взять пастилки и конфетки с более высоких веток, но вместо этого падает на подарки, лежащие под елкой. Увидев, что у подарочной фарфоровой куклы отбита ручка, дети убегают.
В этот момент в красиво украшенную комнату заходит множество приглашённых маленьких детей с их родителями. Взрослые и ребятня устремляются в центр нарядной гостиной, к елке, где мама Миньки и Лели раздает сладости с елки и подарки. Тут хозяйка обнаружила покусанное нетерпеливым сыном яблоко. Рассерженная женщина заругала своих детей. Чтобы наказать ослушавшегося сына, родительница отдала паровозик, который предназначался Миньке, одному мальчику четырёх лет. Тот обрадовался и сразу же стал играть с новой игрушкой. Это так разозлило рассказчика, что он ударил чужого мальчугана по руке. Разразился скандал, в который оказались вовлечены и хозяева, и гости. Взрослые стали обвинять друг друга в использовании неправильных методов воспитания. Лелька с братом, желая получить все подарки детей, стали выгонять гостей из дома. Закончилась история тем, что в комнату пришёл папа и пригрозил отдать все игрушки гостям.
Сейчас рассказчику уже больше семидесяти лет, но он до сих пор вспоминает этот случай из детства. После того Нового года мальчик ни разу не взял чужого и ни разу не ударил слабого человека.
Анализ произведения Михаил Зощенко
Рассказ «Ёлка» имеет глубокий смысл, так как несёт в себе нравственные уроки для детей. Автор прекрасно рисует, используя эпитеты и метафоры, как прекрасно выглядит ёлка, как в ожидании новогоднего чуда живут дети и как суетятся родители, чтобы устроить детям большой и прекрасный праздник.Читать все это описание приятно, так как читатель сам погружается в эту атмосферу. Но всю эту атмосферу нарушает один эгоистичный поступок, который совершают дети. Они не только без разрешения взрослых заходят в комнату с ёлкой, но и поедают конфеты, которые были предназначены для всех. Стул, который постоянно падает у Миньки, ломает игрушки, которые также с нетерпением ждали другие дети. И из-за такого поведения детей новогодний праздник оказывается испорченным. Прекрасно читать финальные строки в рассказе о том, что дети всё-таки сделали выводы и никогда в жизни больше не поступали так, чтобы окружающие их люди страдали от их поступков.
Тематический уклон рассказа
Развитие сюжета происходит в доме семьи, где происходят различные события в преддверии праздника. В центре внимания стоят приготовление ужина и наряжение елки. Конфликт возникает, когда герои пытаются нарядить елку без вершины. Драматический момент рассказа достигает кульминации, когда появляется муж Ника Афанасьича — Зина.
Развязка рассказа происходит с появлением Зины, который приводит целую группу людей и испорченную елку. Все события разворачиваются быстро, что подчеркивает темп рассказа и его структуру.
Заключение рассказа заключается в примирении героев и усмехах над собственными неудачами. Зощенко передает свою иронию к событиям и героям, которых он описывает с легким негодованием и смехом.
Социальные и экономические проблемы
Рассказ «Елка» Михаила Зощенко раскрывает различные социальные и экономические проблемы, которые существуют в советском обществе.
- Начало рассказа устанавливает обстановку, в которой разворачиваются события. Главный герой приходит на ёлку, ожидая веселья, но сталкивается с неоправданными ожиданиями и разочарованием.
- Весь рассказ ведется в типичном для Михаила Зощенко стиле — сатирическом и критическом. Автор осмеивает недостатки и проблемы советского общества, такие как низкий уровень жизни, партийная пропаганда и хвастовство.
- Конфликт в рассказе заключается в противоречии между ожиданиями героя и действительностью, которую он видит на ёлке. Герой сталкивается с алчностью и аморальностью других людей, а также с ложным праздничным настроением общества.
- Герои рассказа — обычные советские граждане, каждый из которых представляет определенный типаж или недостаток общества. Они являются элементами критического рассмотрения и сатирической картинки советской жизни.
- Развитие событий начинается с входа героя на ёлку и его ожиданий, а затем постепенно раскрывает иллюзорность и нереальность представлений героя. Он видит алчность людей, хвастовство и непродолжительное счастье, которое быстро сменяется разочарованием.
- Рассказ достигает своей развязки в заключительной части, когда герой осознает всю иронию своей ситуации и отношений в советском обществе. Он понимает, что общество охладело к празднованию Нового года и полностью погрузилось в свои проблемы и интересы.
Таким образом, рассказ «Елка» Михаила Зощенко является не только юмористической историей, но и критическим отражением социальных и экономических проблем советского общества. Автор использует сатиру и иронию, чтобы подчеркнуть негативные стороны жизни в то время.
Роль юмора и сатиры в произведении
Главным конфликтом в произведении становится противоречие между декоративным оформлением праздника — в данном случае, новогодней ёлкой, и реальностью, в которой дремлет обыденность и лицемерие. Юмор и сатира используются автором для раскрытия этого конфликта, чтобы показать безнадежность и тщетность прикладываемых усилий.
В сюжете происходит ряд событий, которые специально подобраны для подчеркивания тупости и абсурдности действий героев. Они включают в себя поиск места под ёлку, суету с подарками и их размен, а также общую атмосферу, в которой проходит празднование Нового года.
Особое внимание следует обратить на стиль повествования в произведении. Зощенко использует яркие ироничные образы, переувеличение и преуменьшение, чтобы вызвать у читателя смех и рефлексию
Тонкий юмор и сатира являются ключевыми инструментами автора для передачи своих наблюдений и критики некоторых социальных явлений.
Развязка рассказа «Елка» состоит в том, что праздник заканчивается обыденностью и разочарованием, когда околоитсяённая ёлка вынесена на мусоропровод и обмениваемые подарки оказываются бесполезными и некстати.
Герои рассказа — обычные люди, каждый из которых по-своему ждёт от праздника радости и волшебства, но сталкиваются с трагикомической ситуацией, где праздник превращается в суету и лицемерие.
В заключение, в рассказе «Елка» Михаила Зощенко юмор и сатира играют ключевую роль. Они позволяют автору выразить свой скептицизм и критику к некоторым аспектам современного общества и показать, как обычные ситуации могут выглядеть абсурдно и лицемерно. Это помогает читателю задуматься и посмотреть на реальность с другой стороны.
Другие рассказы Зощенко
Короткий рассказ о птичке, которая спасла своих птенцов от любопытного мальчика и отвлекла его внимание от гнезда. Умная птичка читать Один…. Поучительный рассказ о честности
Поучительный рассказ о честности
Минька получил единицу в школе и так расстроился, что забыл дневник в парке на скамейке. Ему завели новый…
Короткий рассказ Зощенко о гусе, который думал, как съесть большую хлебную корку, и мальчике, который рассуждал об умственных способностях гуся. …
Рассказ про молодого журавля, который жил у автора. У него были подрезаны крылья, и он везде ходил пешком за женой автора, а ребята на болоте…
Юмористическая история о Дениске и Мишке, которым было поручено спеть дуэтом с сатирическими куплетами на концерте. Мальчики долго репетировали, …
Никита — охотник — Чарушин Е.И.
Смешной рассказ про то, как Никита играл в охотника. Дома он охотился на игрушечных зверей, а летом на даче ему представилась возможность…
Сашин подарок
Малышев М.И.
В канун Нового года пятилетнему Саши мама принесла с работы подарок. Сколько всяких сладостей таил в себе целлофановый мешочек! Саша долго любовался подарком, вертел его и так и сяк, прежде чем решился развязать красивую голубую …
Лекарь-самоучка
Малышев М.И.
Нашел Заяц в лесу пузырек, прочитал по слогам на этикетке: «Кас-тор-ка» и обрадовался: «Стану лекарем». Весть о том, что у Зайца есть лекарство, разнеслась по всему лесу. И побежали, полетели к Зайцу больные звери и …
Две елочки
Малышев М.И.
Сразу за поселком начинается ельник. На краю ельника, который подступал к самым домам, росли две маленькие елочки – одна пушистая, другая кудрявая. Елочек не связывала крепкая дружба, но близкое соседство обязывало их перекинуться иной раз …
Воздушный Змей
Малышев М.И.
На легкую пластмассовую рамку наклеили тонкую прочную бумагу. Снизу и по бокам этого сооружения приклеили разноцветные ленточки. На бумаге нарисовали глаза, нос, рот, а затем привязали к игрушке длинную суровую нитку. Так на свет …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 — Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …
3 — Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
Михаил Зощенко — замечательный русский писатель, печальный человек и большой юморист. Как ни странно, такое встречается. Он писал произведения и для взрослых, которыми зачитывались, когда они выходили из печати, и рассказы для детей. Наиболее известен цикл «Леля и Минька» (в нем восемь коротеньких произведений), созданный между 1937 и 1945 годами. Его открывает у Зощенко «Елка». Краткое содержание будет представлено ниже.
Главные герои
Главными героями произведения М. Зощенко являются дети:
- Леля.
- Минька.
Сестра была старше брата на два года, но она была очень бойкой и всегда учила брата чему-нибудь, хотя и сама не всегда знала, как нужно правильно поступить.
Узнав, что ёлка наряжена, что подарки уже подготовлены она уговорила своего младшего брата, от лица которого ведётся рассказ, пробраться в закрытую комнату и немного пошалить там с подарками.
Леля ни в чём не хотела уступать брату и подавала тому не очень хороший пример для подражания. Но то, что с ними произошло, повлияло и на дальнейшую жизнь ребят, так как они больше никогда так не поступали и всегда делали в своей жизни лишь только правильный выбор.
Краткий пересказ
Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания о зимнем празднике относятся к пятилетнему возрасту.
Рассказчик повествует об одном случае, который произошел в одно из празднований Нового года.
Главный герой — мальчик Минька и его старшая сестра Леля. Когда их мама ушла, дети решили посмотреть на елку. Зеленая красавица была увешана спелыми крымскими яблоками, сладкой пастилой, вкусными конфетами, грецкими орехами и веселыми хлопушками. Под елкой стояли подарки, но они совершенно не волновали ребят. Их интересовали вкусности.
Леля была высокого роста, а ее брат маленького. Девочка съела одну пастилку, которая была высоко подвешена. Минька мог дотянуться только до яблока. Сестра дразнила его и поедала пастилу, конфеты, орехи и достала одну хлопушку.
Мальчика это разозлило, он попытался два раза встать на стул и упал. При падении он разбил фарфоровую куклу. Ребята убежали из комнаты и ждали возвращения родителей и прихода гостей.
Когда пришли гости, мама рассказчика по очереди приглашала ребят и угощала их яблоком, конфетой и пастилой. Когда ей попалось откушенное яблоко, она похвала своих детей и спросила:»Кто это сделал?»
Лелю обвинила Миньку, а Минька Лелю. В качестве наказания мама отдала подарок сына, заводной паровоз, другому мальчику. Минька обиделся и ударил соперника.
Мама этого мальчика сообщила, что больше в гости к ним никогда не придет и назвала Миньку разбойником.
Мать Миньки защитила его и прогнала этих людей. Недовольство гостей продолжали расти. Другая женщина сказала, что не хочет, чтобы ее дочери дарили поломанную куклу. Леля прогнала ее со словами, что в таком случае кукла достанется ей.
По признанию рассказчика, после этого случая он никогда не брал чужого и никогда никого не бил.
Вывод (моё мнение)
Минька, от лица которого идет рассказ, испытал очень сильный стыд в тот вечер, когда родители отругали их. Это переживание отразилось на его личности, и он больше никогда не трогал чужого. Этот рассказ учит быть терпеливым, думать о других и не поддаваться злости. Ведь необдуманные и легкомысленные поступки могут причинить боль другим людям и испортить всем настроение.
Добавить в избранноеЗощенко М., рассказ «Елка»
Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Елка» и их характеристика
- Минька. Мальчик пяти лет. Обидчивый, эгоистичный, жадный.
- Леля. Сестра Миньки семи лет. Хитрая, жадная, обманщица.
- Мама. Добрая и ласковая, всегда заступается за своих детей.
- Папа. Строгий, но справедливый. Очень умный.
План пересказа рассказа «Елка»
- Елка в гостиной
- Вкусные подарки
- Леля ест пастилку
- Надкусанное яблоко
- Разорение елки
- Сломанная кукла
- Приход гостей
- Разоблачение
- Золотушный мальчик и его паровозик
- Золотушная девочка и ее кукла
- Гости ушли
- Слова папы
Кратчайшее содержание рассказа «Елка» для читательского дневника в 6 предложений
- Минька и Леля проникают в гостиную и начинают объедать подарки прямо с елки.
- Минька роняет стул на куклу и ломает ей ручку.
- Мама раздает подарки гостям и отдает Минькин паровозик другому мальчику.
- Минька бьет мальчика, а его мама обижается и уводит ребенка.
- Леля и Минька выгоняют всех гостей, мечтая забрать все игрушки.
- Папа предупреждает, что они умрут от одиночества и отправляет детей спать.
Главная мысль рассказа «Елка»