Фольклорно-мифологическая основа повести м. карима «помилование»

Фольклорно-мифологическая основа повести м. карима "помилование"

Содержание произведения «Помилование»

Произведение «Помилование» написано Мустаем Каримом и рассказывает о необычной истории, которая произошла в маленьком городке. Главный герой, Фархад, это простой молодой человек, который работает на стройке и заботится о своей бабушке, с которой живет. Жизнь Фархада изменилась в один момент, когда он узнал о планах его бывшей подруги Фатимы выйти замуж за богатого и влиятельного человека, чтобы улучшить свое положение в обществе.

Фархад понимает, что он не может позволить себе конкурировать с этим мужчиной, но он всегда был готов сделать все возможное, чтобы защитить Фатиму и обеспечить ей счастливую жизнь. Он решает использовать свои связи с местной властью и просит помощи у губернатора города, чтобы остановить этот брак.

Губернатор после беседы с Фархадом получает информацию, которая заставляет его задуматься о своих прежних решениях и взглядах на общество. Он осознает, что его власть дает ему возможность влиять на судьбы других людей и он должен использовать ее отвественно. Губернатор меняет свое решение и отказывается помогать Фатиме.

Фархад, узнав о решении губернатора, впадает в отчаяние и понимает, что он не может добиться желаемого результата, используя свою силу или связи. Он понимает, что единственный способ помочь Фатиме — это попросить ее понять его настоящие чувства и принять его извинения за прошлые ошибки.

Основная идея произведения «Помилование» заключается в том, что каждый человек имеет возможность изменить судьбу других людей, если он действует с любовью и состраданием. Вместо того, чтобы использовать свою силу и влияние для достижения своих собственных целей, главные герои находят путь к счастью через искренность и понимание.

Мотивы произведения «Помилование»

Главный мотив произведения — это мотив государства и власти. Автор изображает судебную систему, в которой наблюдаются коррупция и несправедливость. Основной конфликт рассказа заключается в том, что главный герой, решив достичь справедливости, сталкивается с препятствиями со стороны власти и подпольной системы. Поэтому это произведение напоминает о сравнении добра и зла, и разделении правды и несправедливости.

Другой мотив, который несет произведение, — это мотив этики и морали. Помилование — процесс, который рассказывает о выборе между законом и справедливостью. Главный герой сталкивается с этическими дилеммами и должен решить, что для него важнее — законность или собственное понятие справедливости. Используя этот мотив, автор поднимает важные вопросы о природе человеческой натуры и моральной ответственности.

Таким образом, мотивы произведения «Помилование» помогают развить основную тему произведения и передать важные идеи о моральном выборе и противоречиях в нашей жизни.

Главный герой и его конфликты

Одним из главных конфликтов, с которыми сталкивается Мустай Карим, является конфликт с обществом. В своих стремлениях к установлению справедливости и свободы, Мустай натыкается на преграды и негативное отношение со стороны людей, которые боятся перемен и придерживаются старых порядков. Здесь возникает противоречие между желаниями Мустая и ожиданиями общества.

Еще одним важным конфликтом, с которым сталкивается главный герой, является конфликт с самим собой. Мустай Карим борется с собственными страхами и сомнениями, неуверенностью в своих силах и способностях. Однако он не сдается перед этими испытаниями и преодолевает свои личные границы, чтобы достичь поставленных целей.

Главный герой также сталкивается с конфликтом между своими личными ценностями и ожиданиями окружающих. Он постоянно ощущает давление, чтобы соответствовать общественным стандартам и быть таким, каким хотят видеть его другие. Однако Мустай стремится быть самим собой, сохраняя свою индивидуальность и непоколебимость.

Искренность, преданность своим идеалам и борьба за справедливость являются главными ценностями героя. Он готов противостоять невзгодам и преградам, чтобы добиться своей правды и обеспечить гармонию в обществе.

Мустай Карим – пример для подражания, вдохновляющая личность, которая показывает, что неважно, сколько преград и противоречий возникают на пути, главное – иметь веру в себя и бороться за свои убеждения. Возможно, каждый из нас имеет свои конфликты и преграды, но важно помнить, что сила и настойчивость могут победить любые трудности

Список использованной литературы

1. «Башкирское
народное творчество» (том 2) предания и легенды — Уфа «Башкирское книжное
издательство», 1987

2. «Деревенские
адвокаты» М. Карим — издательство «Современник», 1989

3. «Малые жанры
русского фольклора» — Москва «Высшая школа», 1979

4. «Мифологическая
символика слов и образов» А. Рогалев — Москва «Литература в школе №8», 2002

5. «Мустай
Карим» — Уфа «Китап», 2000

6. «Мустай
Карим» М. Ломунова — Москва «Художественная литература», 1988

7. «Помилование»
М. Карим — Москва «Современник», 1987

8. «Русское
народное мифологическое творчество» — Москва «Просвещение», 1971

9. « Словарь
символов» В. Копалинский — ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002

10. «Неиссякаемый
источник» А.Л. Фокеев — издательство «Лицей», 2005.

Жизнь и творчество Мустая Карима

Мустай Карим родился в маленьком городке и с самого детства проявлял интерес к искусству и литературе. Его родители тоже были ценителями красивого слова и поэзии, поэтому они поддерживали его творческие устремления.

Во время учебы в школе, Мустай Карим начал писать свои первые стихи

Он не боялся выразить свои мысли и чувства через слова, и это привлекало внимание окружающих

После окончания школы, Мустай Карим поступил в университет, где выбрал гуманитарное направление, которое позволило ему развивать свои творческие способности. В это время он начал публиковать свои произведения в различных литературных журналах и газетах.

На протяжении своей карьеры Мустай Карим создал множество произведений в жанрах поэзии, прозы и драматургии. Его стихи характеризуются красотой и глубиной мысли, а его проза – умением показать человеческие отношения и взаимодействие в сложных жизненных ситуациях.

Вдохновение человека

Мустай Карим пишет о важности веры в себя и в свои силы. В его произведениях можно насладиться красотой и мощью человеческого духа, который может преодолеть любые преграды.
Любовь и страстные чувства

Автор проявляет мастерство в описании любовных и страстных отношений между людьми. Он умело передает искренность и сложность этих чувств в своих произведениях.
Философия и глубокие мысли. Мустай Карим задает важные вопросы о смысле жизни, человеческой природе и месте человека в мире. Его произведения заставляют задуматься и рассмотреть мир с новой точки зрения.

Мустай Карим стал популярным не только в своей стране, но и за ее пределами. Его работы переведены на множество языков, а его книги можно найти в книжных магазинах по всему миру.

Жизнь и творчество Мустая Карима вдохновляют и волнуют многих людей. Его умение передавать эмоции и чувства через слово делает его произведения незабываемыми. И каждый раз, когда вы возьмете в руки его книгу, вы окунетесь в мир прекрасных слов и открытий.

Ранние годы и образование

Мустай Карим был рожден в небольшом селе на юге Казахстана. С самого детства он проявлял огромный интерес к книгам и знанию. Когда другие дети играли во дворе, он предпочитал проводить время в библиотеке, погружаясь в мир приключений и знаний.

В его семье образование было признано важным источником будущего успеха. Родители и бабушка Мустая всегда поддерживали его стремление учиться и развиваться. Они сами были без образования и хотели, чтобы Мустай имел возможность получить лучшую жизнь через знания и образование.

Мустай с радостью ходил в школу, где он был одаренным и талантливым учеником. Он легко усваивал новую информацию и проявлял особый интерес к истории и литературе. В его ранних годах учеба была для него не просто обязательством, а источником удовлетворения и радости.

Учителя Мустая отмечали его талант и предлагали ему дополнительные материалы для чтения и исследования. Это только усилило его любовь к образованию и убедило его в том, что знания — это сила, способная изменить мир.

По окончании школы Мустай поступил в престижный университет, где продолжил свое образование и расширил свои знания в различных областях. Он был активным участником студенческой жизни, организовывал культурные мероприятия и лидировал в научных проектах.

Ранние годы и образование Мустая сформировали его взгляды на жизнь и его стремление к высоким целям. Он осознал, что образование — это не только ключ к личному успеху, но и средство для изменения общества и нашего мира в лучшую сторону.

Описание главных персонажей

Мустай Карим — необычный человек, имеющий своеобразное видение искусства. Он мечтает о том, чтобы создать картину, которая смогла бы полностью передать его чувства и мировосприятие. В своих картинах он изображает природу и жизнь дагестанского народа с неповторимым искусством и глубокой философией.

Еще одним важным персонажем в рассказе является Вера Ивановна — молодая девушка, подруга главного героя. Вера Ивановна тоже одинока, и она ухаживает за Мустаем. Она является для него не только помощницей и поддержкой, но и неким смыслом жизни. Она понимает его творчество и разделяет его идеалы.

Оба главных героя, Мустай Карим и Вера Ивановна, являются необычными и чувствительными людьми, они имеют глубокое внутреннее мировосприятие и стремятся к идеалу в своей жизни и творчестве.

Карьера и успех

Определение карьеры и успеха для каждого человека может быть индивидуальным. Для некоторых это может означать получение высокого ранга или занимаемой должности, для других — достижение хорошего дохода, для третьих — уважение и признание коллег и общества. Но независимо от того, как мы определяем свою карьеру и успех, существуют определенные принципы и стратегии, которые могут помочь нам достичь поставленных целей.

Итак, каким образом мы можем построить успешную карьеру? Вот несколько ключевых аспектов, которые следует учитывать:

Определите свои цели: Прежде чем начинать строить свою карьеру, важно определить, чего именно вы хотите достичь. Я задумывался над своими целями и мечтал о том, что могу достигнуть в рабочей сфере

Когда вы имеете ясное представление о своих целях, вы можете сфокусироваться на достижении их.

Развивайте свои навыки и знания: Хорошие навыки и профессиональные знания являются фундаментом для успешной карьеры. Обучение и самосовершенствование должны стать постоянными партнерами в вашем профессиональном росте. Используйте различные источники информации, чтобы погрузиться в вашу сферу и быть в курсе последних тенденций и разработок.

Стройте связи и сеть: Классическое выражение «не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь» содержит истину. Социальная сеть играет важную роль в создании карьерных возможностей. Установите контакты с людьми, которые работают в вашей отрасли или имеют сходные интересы. Общение с такими людьми может привести к новым возможностям и открытиям.

Будьте настойчивыми и уверенными: Карьера и успех требуют от нас настойчивости и силы воли. Не бойтесь брать на себя новые задачи и рисковать. Важно верить в себя и свои способности, несмотря на возможные препятствия и неудачи. Успех приходит к тем, кто стоит на ногах и борется за свои цели.

В конце концов, карьера и успех — это процесс, который требует времени, усилий и постоянного развития. Но с правильным подходом и настойчивостью вы можете добиться отличных результатов. Не стесняйтесь мечтать и стремиться к тому, чтобы ваша карьера приносила вам радость и удовлетворение. Вперед, и пусть у вас всегда будет много успешных моментов в вашей профессиональной жизни!

Основной сюжет и поворотные моменты

Поворотные моменты в произведении начинаются с момента ареста Мустая Карима. На первый взгляд все обстоятельства указывают на его вину, и даже сам герой сомневается в своей невиновности. Данная ситуация вызывает тревогу у читателя, который, вместе с Мустаем, начинает искать доказательства его невиновности.

В процессе расследования Мустай Карим встречает разных людей: некоторые предлагают ему помощь, а другие пытаются помешать ему. Эти встречи с разными персонажами становятся важными поворотными моментами, которые влияют на дальнейшее развитие сюжета.

Один из самых значимых поворотных моментов происходит, когда Мустай Карим находит свидетелей, которые могут подтвердить его невиновность. Однако они требуют большие деньги за свою помощь. Герой сталкивается с трудностями и понимает, что ему нужно собрать деньги, чтобы вернуться к семье.

Второй поворотный момент наступает, когда Мустай Карим решает использовать свои навыки ремесленника, чтобы заработать деньги. Он начинает создавать удивительные изделия, которые вызывают восхищение у окружающих. Этот поворот смешивает сюжет книги с элементами мастерства и интриги.

Наконец, основной сюжет романа достигает своего главного поворотного момента, когда Мустай Карим получает помилование и освобождается из тюрьмы. Его невиновность наконец-то признается, и он может вернуться к своей семье.

В целом, основной сюжет «Мустай Карим Помилование» рассказывает о том, как герой справляется с испытаниями и преодолевает преграды на пути к свободе. Эта история также даёт читателю много важных уроков о мужестве, вере в себя и добросовестном труде.

Основные мотивы произведения

Другим важным мотивом произведения является поиск истины и надежды. Мустай Карим, находясь в заключении, стремится найти ответы на свои вопросы и надеется на то, что его невиновность будет признана. Этот мотив показывает, что даже в тяжелых обстоятельствах человек может сохранять веру в справедливость и искать светлые моменты в своей жизни.

Еще одним мотивом произведения является тема силы воли и выживания. Мустай Карим проходит через множество испытаний и трудностей, но не сдаётся и продолжает бороться за свободу. Этот мотив подчеркивает силу характера героя и его способность преодолевать все трудности, которые ему выпадают на пути.

Также в произведении присутствует мотив любви и преданности. Мустай Карим оказывается поддержанным своей семьёй и близкими людьми, которые всегда стоят рядом с ним и верят в его невиновность. Этот мотив показывает, что даже в самых трудных моментах человек может обрести поддержку и любовь своих близких.

Такие мотивы как справедливость, невинность, сила духа и вера в лучшее являются основными в произведении «Мустай Карим Помилование»

Эти мотивы помогают создать глубокое и трогательное содержание произведения, привлекая внимание читателей и вызвавая у них эмоциональный отклик

Любовь и предательство

В произведении «Мустай Карим Помилование» основные мотивы связаны с темами любви и предательства.

Помилование — краткое содержание произведения, рассказывает о жизни главного героя, Мустая Карима, который влюбляется в прекрасную девушку по имени Амина. Но их любовь оказывается под угрозой из-за предательства Мустая Карима его другом, который желает забрать Амину для себя.

В процессе развития сюжета мотивы любви и предательства становятся все более яркими. Мустай Карим делает все возможное, чтобы спасти свою любовь, однако попадает в ловушку, расставленную его другом. Он оказывается в тюрьме и решает бежать, чтобы спасти Амину от предательства и поклонения другого.

В конце произведения любовь и предательство находят свое разрушительное развитие. Мустай Карим возвращается к Амине, но она уже оказывается в объятиях его друга. Герой понимает, что потерял свою любовь из-за предательства. Он чувствует горечь и разочарование, осознавая, что любовь может быть предательской и изменчивой.

Справедливость и месть

В произведении «Мустай Карим Помилование» присутствует тема справедливости и мести. Главный герой, Мустай Карим, становится объектом неправдоподобных обвинений и судебного процесса, несправедливо осужденный за преступление, которого не совершал.

Основное напряжение в романе строится вокруг вопроса о мести. Мустай Карим, поняв свою непричастность к преступлению, несправедливорешает найти настоящего виновника и отомстить ему. Это побуждает его принять титул террориста и заняться расследованием. Герой всеми силами стремится найти истину и доказать свою невиновность.

Искренними чувствами Мустая Карима напрямую руководит его потребность в справедливости. Герой не может принять тот факт, что безнаказанным уйдет настоящий преступник, которого никакие доказательства не могут задеть. В этом контексте месть становится необходимым оружием для достижения справедливости.

Мотив мести и стремления к справедливости пронизывают всю сюжетную линию произведения «Мустай Карим Помилование». Это создает напряжение и драматическую интригу и, в конечном итоге, позволяет герою достичь своей цели — найти истину и установить справедливость.

1.2 Жанровое своеобразие повести

Если
задуматься о её жанровой принадлежности, то первое, что приходит на ум: повесть
романтическая, либо лирическая. И действительно, признаки этого жанра налицо: восторженная
поэтическая интонация описания пробуждающегося чувства Любомира и Марии-Терезы,
порою сказовый слог, былинные повторы. Романтично происхождение самой героини. Романтично
и описание зарождающейся в сердце Марии-Терезы тревоги за судьбу Любомира,
после того как её посещают майор и лейтенант, ведущие следствие по делу Зуха.

Однако мы
помним по классическим произведениям, романтические истории обычно производят
впечатление, чуть ли не сказки. Отчего же тогда нас не покидает ощущение
реальности, чуть ли не ужаса происходящего? Оттого, что автор этой истории
обладает горячим сердцем, он бесконечно любит своих героев, вкладывает в
поступок каждого из них собственную боль. Он действительно смотрит на них
«чутким оком души».

Страдают
герои — переживает и читатель. Но какими средствами добивается писатель
необходимого чувства сопереживания? Автор умеет так повести рассказ, чтобы
персонажи ожили, зажили собственной жизнью. Военные люди — кажется, все в одной
форме, а каждый со своей судьбой, биографией, резко очерченной
индивидуальностью: страдающий печенью и обиженный на весь слабый пол из-за
того, что его бросила жена, вместе с тем справедливый и всё понимающий капитан
Казарин; единственный, кто решился обжаловать приговор трибунала, воплощение
воинской чести комиссар Зубков; виртуоз по части ругательств старшина Хомичук; наивный
сын степей часовой Калтай Дусенбаев; «знаток истории Древнего Рима» и
толкователь вещих снов лейтенант Леонид Ласточкин.

Трагично
выглядят обстоятельства, несовершенство человеческого жизнеустройства, в
котором любовь становится причиной гибели и страданий влюблённых, «жертвой
войны»: «Конечно, если не брать в расчёт любовь, — поразительное головотяпство.
А кому какое дело до твоей любви? Ни свидетелем защиты её не позовут. Ни
заступницей она быть не может. Саму судят». Это, «если не брать в расчёт
любовь»? А если брать? В нормальных обстоятельствах ведь мы не берём её в
расчёт. Но война — это и есть, то ненормальное состояние человеческого
общества, при котором и любовь, и милосердие, и право на ошибку, и прощение
часто в расчёт не берутся. Повесть Мустая Карима «Помилование» — как раз о
таком случае. Главная её идея — протест против античеловеческой сущности войны.
И ещё призыв помнить как о её героях, так и о невинных жертвах.

Мне кажется,
что история Любомира Зуха и Марии-Терезы для других — как героев повести, так и
её читателей — нечто вроде особой книги: смотрите, и такое бывает. Или — вот
что может получиться, если отвлечься от реальной жизни, забыть о них, жить
только любовью… Комиссар Зубков, отвечая капитану Казарину на его просьбу
спасти Зуха, говорит: «Такое только в книгах может случиться. Если бы книга
закончилась чудом, о котором вы просите, читатель вздохнул бы с облегчением. Книга,
если в ней нет чуда, — мёртвая книга».

В повести
«Помилование» чуда не случилось. Вернее, оно случилось, но на тернистом, долгом
пути к людям утратило свою спасательную волшебную силу. Решение о помиловании
Любомира Зуха было принято наверху, но опоздало на несколько часов. Как это
часто бывает в жизни, добро торжествует не для тех, кто в нём больше всего нуждается.

Через многие
годы после войны механик — водитель Любомир Зух был оправдан писателем Мустаем
Каримом.

Проанализировав
проблемное и жанровое содержание повести, мы пришли к выводу, что самые
поэтические страницы посвящены чувствам, чистым и возвышенным, которые не может
уничтожить война.

3.3 Магические числа

В
мифопоэтических представлениях древних существовали так называемые сакральные
числа, игравшие важнейшую роль в культовых обрядах, в фольклоре и древнерусских
текстах. У каждого числа было несколько значений. В тексте «Помилования» нам
встретилось множество чисел. Наши наблюдения мы оформили в следующей таблице:

“через два дня и вовсе крылья опустились у Любомира Зуха” “из
четырех кур было только две”
(небесное Число «2» символизировало двойственные начала всего
сущего небесное — земное, правое — левое, добро — зло и т.п.)

“Все трое: Прокопий Прокопьевич, Янтимер, Заславский встали на
ноги”, “У Янтимера есть три маленьких брата”

“Сложили крохи из трех вещмешков и с грехом пополам протянули три
дня^,

Число «3» воплощало образ динамической (изменяющейся, подвижной) целостности,
полного совершенства, превосходства.
« одной и два имен сразу” “единственная коза” Число «1» было символом единства целостности
“двенадцать лет своей жизни там прожила Мария — Тереза; “в 12 ч.10
мин. началось заседание суда”
Число «12» считалось счастливым и встречалось чаще всего в
новогодней обрядности (двенадцать месяцев, знаков зодиака)

“я седьмой”

“неделю Любомир жил — то в небо взмывал, то падал в бездну”.

Из суммы «3 +4» (соединение динамической и статистической
целостностей) образуется число «7», считавшееся преимущественно человеческим,
а также воплощавшее идею земной полноты, гармонии (семь цветов радуги, семь
нот в музыке, семь дней в недели и т.п.).

На наш взгляд, магия числа имеет определенное значение в
судьбах героев. Двенадцать лет прожила Мария — Тереза в родительском доме, а
число двенадцать считается счастливым. В двенадцать часов началось заседание,
на котором решалась судьба Любомира Зуха, а цифра 12 считается судьбоносной. То
же самое можно сказать о цифрах 3, 1,7.

Магические числа определяют жизнь героев. Когда герои
счастливы, используются числа 1,3,7. Когда что-то случается в жизни персонажей
обязательно вмешивается цифра 2.

Для М. Карима, любовь — чудо, сказка, божественный дар.

Самые поэтические, самые красивые страницы в повести
посвящены чувствам людей, самым чистым возвышенным, которые не может убить
война, чему способствовали фольклорные и мифологические образы.

В «Помиловании мы постоянно чувствуем присутствие автора. Он
страдает, сомневается, радуется вместе с нами, читателями. В этой повести
ощутимо лирическое начало, что и создает особую красоту языку произведения,
приближают переживания героев к сердцу читателя.

Заключение.

Изучив специальную литературу по теме, проведя собственное
исследование, мы пришли к следующим выводам

В повести самые поэтические страницы посвящены чувствам, чистым
и возвышенным, которые не может уничтожить война.

Мустай Карим продолжает традиции русской классической
литературы. К фольклору и мифологии обращались многие писатели и поэты 19 — 20
вена

Веками копили мифы и фольклорные образы опыт народов, их
представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Когда-то,
передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить. Эти
представления — часть духовных сокровищ, накопленных человечеством, знакомство
с которыми обогащает каждого, кто с ними соприкасается.

В повести сильна романтическая струя, несмотря на жесткость
самой ситуации. Для М. Карима, любовь — чудо, сказка, божественный дар.

Романтическое начало в художественное полотно повести
вносят сказочные фрагменты. Мустай Карим использовал в своем произведении
фольклорно-мифологические образы природы, магические числа, пословицы.

Все эти элементы ярче выявляют недозволенность
происходящего. Недозволенность — не в пределах конкретного события, но в
глобальном смысле — войны, что рушит миллионы судеб.

В основе повести лежит характерный для фольклора прием
противопоставления (антитеза) Эту несовместимость войны и естества людского
подчеркнет у Мустая Карима и природа

Ещё ярче роль фольклорных и мифологических образов в
осуществлении замысла автора повести подчёркивается в ходе сопоставления его
творчества с творчеством С.А. Есенина

Фольклорно — мифологическая основа творчества С.А. Есенина
направлена на изображение пленительной красоты природы России, которую Есенин
воспевал с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо.

Фольклорно — мифологическая основа М. Карима противостоит
смерти, а любовь Любомира Зуха и Марии-терезы обретает вечность.

Фольклор и мифология органически входят в повествование
повести «Помилование» Мустая Карима и являются выражением народной национальной
традиции, духа народа, его нравственно-эстетических ценностей.

Презентация на тему: » Первый этап прочтение учащимися повести М.Карима «Помилование» Второй этап проведение самого мероприятия Третий этап составления рекомендательного списка.» — Транскрипт:

3

Первый этап прочтение учащимися повести М.Карима «Помилование» Второй этап проведение самого мероприятия Третий этап составления рекомендательного списка литературы для среднего возраста, куда войдут книги башкирских писателей о войне

4

«Поступай так, чтобы вам не было совестно и стыдно завтра, через десять лет, через сто лет» «В трудные годы надо быть крепче железа» «Нельзя ощущать ответственность только в какие-то определенные моменты, так сказать, «единовременную» обязанность» «Все должное в свой срок свершиться» «Человек не должен жить на земле только ради себя»

5

Понимание проблемы назначения человека и смысла жизни, богатства его духовного мира и подлинной красоты Восприятие проблем мира и дружбы между народами, патриотизма, человека и человечности

6

1. Вступительное слово библиотекаря: История создания произведения, дата написания, переводчик, когда и где впервые опубликована, прототипы главных героев. О ком и о чем эта повесть? Почему через сорок лет снова обращается Мустай Карим к теме войны и человека на войне?

7

а) О чем рассказывает М. Карим в повести? Какой период войны отражен в ней? б)В чем вы увидели своеобразие этого произведения о войне? Каковы особенности сюжета, композиции и конфликта? в) Какие эпизоды в повести произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? г)Каковы жизненные позиции, нравственные идеалы героев повести? д)Как решаются в повести проблемы «Война и человек на войне», «Война и порождающая все прекрасное на земле любовь человеческая»? е)Каково ваше отношение к главным героям повести Любомиру Зуху и Марии-Терезе, Янтимиру Байназарову и Леониду Ласточкину, капитану Р.С.Казарину и комиссару А.Д.Зубкову?

8

1. Справедливо ли обвинило военное начальство Любомира Зуха в дезертирстве? ( Каково ваше личное отношение к герою) 2. Какова мера вины Л.Зуха в самовольной отлучке и поездке к любимой? (Вы оправдываете его поступок или осуждаете?) 3. Справедлив ли приговор военного трибунала: «За тяжкое воинское преступление… бывший сержант Зух Любомир Дмитриевич по закону военного времени приговаривается к высшей мере наказания.. 4. Вы поддерживаете, или не согласны с решением капитана Казарина в первом и во втором случае? (Как бы вы поступили на месте капитана Казарина?) 5. Как вы оцениваете поведение Буренкина, который считает, что «каждый должен нести ответственность за содеянное». 6. Что заставило его обратиться к капитану Казарину с просьбой: «Милосердие нужно! Прощение! Ошибка не преступление.»

9

1. Автор пишет, что «Следствие велось всерьез и досконально». Так ли это было на самом деле? 2

Что самое важное и главное не учли при следствии «плотный розовощекий майор с толстыми линзами» и «худой, как хлыст, лейтенант»? 3. Каковы жанровые особенности произведения? (Какие художественные особенности повести делают ее романтической, лирической?)

10

Подведение итогов по обсуждению. Выводы детей Что дало вам чтение и обсуждение повести?

3.2 Сказочные образы в повести М. Карима «Помилование»

В повести
нами обнаружены сказочные фрагменты.

“А Лене снится сон, знатный такой сон, упоительный. Вот только
конец нехороший… Будто он, в красной косоворотке, в черных хромовых сапогах
со шпорами, стоит посреди какой-то поляны, а сам почему-то без порток. Однако
это его ни капли не волнует.д.линная, до колен рубашка от сраму спасает. Вдруг
перед Леней садится стая птиц. Сказать бы — голуби, да вроде покрупнее,
сказать бы — гуси, да, кажись, помельче. Вытянув длинные шеи, плавно
покачивая головами, чуть распахнув крылья, птицы пошли танцем вокруг
Ласточкина. И так, танцуя, они стали превращаться в красивых, стройных
девушек. Каждая старается, чтобы парень на нее взглянул, к себе зовет. Манят,
крыльями-руками машут, но его не касаются. А Леня стоит в изумлении, не
знает, какую выбрать, вконец растерялся. Значит, любят его, мил он им, пригож.
Желанен! Радость, безмерная, безграничная, охватывает его”…
Превращение из птицы в девушку тесно связаны с мифологическими
воззрениями, в частности, с древнейшими тотемистическими представлениями. По
словам академика В.Н. Жирмунского, в таких сказаниях мы имеем тотемистические
основы фольклорного сюжета: дева-птица выступает как праматерь рода.
“Анна, кажется ему, не шагает рядом, а катиться, словно клубочек,
будто он, Янтимер, как падчерица из сказки, пустил его перед собой и бежит следом”.
Во многих сказках волшебным помощником для героя является
путеводный клубочек.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: