Заплатка краткое содержание для читательского дневника:
Мальчик по имени Бобка — владелец прекрасных штанов защитного цвета.
У одного мальчика были штаны солдатского цвета, которые ему очень нравились и которыми он очень гордился. Однажды он порвал их, когда перелезал через забор и зацепился за гвоздь. Он рассказал все маме и попросил зашить дыру, но мама была рассержена и оказалась выполнить эту просьбу. Пришлось мальчику идти обратно во двор в рваных штанах и ребята стали над ним смеяться — ведь что это за солдат, который сам себе штаны не может зашить?!
Стало стыдно. Тогда мальчик попросил у мамы все необходимое для заплатки и приступил к делу. Мальчик торопился и наконец, пришил заплатку, несмотря на то, что игла так и норовила его уколоть.
Результат его не порадовал, потому что пришитый кусок ткани торчал, ткань вокруг него сморщилась, а штанины оказались разной длины. Пришлось ему делать все заново.
Взял наш мастер нож, отпорол пришитую ткань, распрямил, приложил к штанам, обвел карандашом и стал пришивать снова, внимательно следя за тем, чтобы не вылезать за черту. На этот раз он возился очень долго, зато результат в этот раз получился намного лучше.
Выйдя во двор, нашего героя окружили ребята и стали его хвалить. А тот, вертясь во все стороны, чтобы было видно всем, говорил, что еще и пуговицы обязательно научится пришивать.
Мальчик не стал рассчитывать на то, что ему кто-то пришьет заплатку, а сделал это сам. И пусть даже с первого раза у него не получилось это сделать, он не бросил дело на полпути, а сделал еще одну попытку и добился хорошего результата.
Идея и основная мысль
Проводя анализ рассказа, можно выделить его главную мысль: если постараться и проявить терпение и аккуратность, удастся справиться с любым делом.
Рассказ учит самостоятельности, дисциплинированности, терпению, упорству, настойчивости, умению выходить из трудной ситуации и преодолевать препятствия, возникшие на пути. Самостоятельность нужно проявлять не только в важных и значимых поступках, но и в бытовых мелочах, — об этом говорится в произведении Носова «Заплатка».
Картинки к рассказу показывают, что штаны у Бобки именно зелёные, защитного цвета — а значит, он мечтает стать настоящим солдатом. И благодаря этой ситуации главный герой понимает, что настоящий солдат должен не только Родину защищать, но и уметь обслуживать себя в быту, как любой другой человек. Мама не всегда будет рядом, поэтому лучше не перекладывать ответственность на родителей, а самому добиваться поставленной цели.
Старательность Бобки — наглядная иллюстрация того, что в любом деле лучше не спешить, а действовать аккуратно и продуманно. Сначала он зашил штаны как попало, из-за чего всё стало ещё хуже, чем с дыркой. Зато в другой раз, когда он нанёс рисунок карандашом и шил, не выходя за карандашную черту, на заплатку стало любо-дорого поглядеть.
Читая эту занимательную историю, любой ребёнок захочет брать пример с главного героя и стремиться к самостоятельности. Мама Бобки также проявила себя как мудрый человек, заботящийся о своём сыне. Она понимала, что, чем раньше ребёнок научится сам зашивать порванную одежду, тем лучше. Более того: это научит его более бережно относиться к вещам, не лазать по заборам, а уж если натворил что-то — нести ответственность за свои поступки.
Кроме того, произведение учит, что своими победами можно и нужно гордиться. Иногда собственным трудом, качественно выполненной работой не стыдно и похвастаться перед другими.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Н. Н. Носов «Заплатка»
Цели: познакомить с рассказом Н. Н. Носова «Заплатка»; развивать навыки составления плана к тексту; активизировать словарный запас; расширять лексический опыт.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Объяснение значения слова «рассказ».
Рассказ — небольшое произведение, в котором автор описывает события, которые бывают в жизни.
2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка» по плану:
1) Смородиновые черенки.
2) Подготовка грядки.
3) Долгожданный день.
3. Работа по содержанию рассказа.
— Почему все хвалили девочку?
— Какую работу выполняла Таня?
III. Знакомство с биографией H. H. Носова.
— Николай Николаевич Носов родился 1908 году в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н. Носов писал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Федина задача», «Замазка» и др.). В 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Н. Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 г. получил Государственную премию за свои повести и рассказы.
IV. Знакомство с рассказом Н. Носова «Заплатка».
1. Отгадывание названия рассказа.
ЗАЛ – Л + ПЛАТОК – О + А
2. Первичное знакомство с рассказом (чтение учителем и хорошо читающими учащимися).
V. Работа по содержанию.
1. Беседа по вопросам.
— Как зовут героя рассказа?
— С чего начинается рассказ?
— Как вы думаете, почему Бобка дорожил своими штанами?
— Как он их порвал?
— Почему Бобка пошел на улицу в рваных штанах?
— Подумайте, почему мама не помогла сыну?
— Когда и почему Бобке стало стыдно?
2. Найди и прочитай.
— Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.
— Что Бобка говорит иголке? Почему?
— Понравилась ли Бобке его работа?
— С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
— Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.
— Как он работал во второй раз?
— Найдите слова, с помощью которых автор говорит нам, что Бобка очень старался.
— Как ребята отнеслись к работе Бобки?
— Каким вы себе представляете Бобку?
VI. Восстановление плана и пересказ.
1. Повторное чтение про себя.
2. Восстановление плана:
• Разговор с мамой (3)
• Гордость Бобки (6)
• Замечательные штаны (1)
• Нелегкое дело: (5)
— первая попытка;
— вторая попытка
• «Какой же ты солдат?» (4)
• Дырка (2)
VII. Работа с пословицами.
— Выберите пословицу, отражающую главную мысль рассказа:
1) Маленькое дело лучше большого безделья.
2) Какие труды, такие плоды.
3) С кем поведешься, от того и наберешься.
4) Терпение и труд все перетрут.
VIII. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить пересказ по плану, нарисовать иллюстрацию к каждому пункту (задание выполняется группой: распределяют, кто к какому пункту плана будет рисовать иллюстрацию).
Носов «Мишкина каша» для читательского дневника
К автору проводящему свое лето с мамой на даче приезжает его лучший друг Мишка. Автор очень рад этому событию, рада и мама. Пользуясь случаем, что автор теперь не один, она объявляет, что ей необходимо уехать в город на пару дней. Она объясняет, что ребятам надо будет самостоятельно приготовить обед, сварив суп и кашу. Ребята соглашаются, а Мишка обещает, что сварит очень вкусную кашу.
Мама перед отъездом, оставляет продукты и подробно рассказывает как правильно готовит. Только автор слушает ее не внимательно, надеясь на умение готовить Мишки.
После маминого отъезда, друзья вместо того, чтобы приступить к готовке отправляются на реку, взяв с собой весь запас хлеба и варенья в качестве перекуса. Проведя на речке весь день и вернувшись только к вечеру, ребята берутся за стряпню.
Приступив к приготовлению каши, ребята разделили обязанности. Мишка готовил, а автор следил за печкой. На все вопросы автора Мишка отвечал, что так надо. Через некоторое время, каша начала лезть наружу. Ребята стали откладывать лишнюю крупу и заметили, что она совсем сухая. Тогда они начали добавлять воды, а каша начала снова лезть из кастрюли. Автор начал понимать, что готовить кашу Мишка попросту не умеет, но тот возразил, что скоро все будет готово. Вся готовка Мишки свелась к тому, что он откладывал лишнюю крупу и подливал воды. Так продолжалось до того момента, пока вода не кончилась.
Николай Носов «Живая Шляпа» слушать онлайн
Русская сказка
О рассказе
Заплатка – рассказ Николая Носова о работе на совесть!
Детский писатель Николай Носов рос в тяжелое для России время. У детей не было возможности учиться, они часто болели, были лишены вкусных конфет и мягких игрушек. Но, несмотря на сложный период в истории, мальчики и девочки стремились к знаниям. Будущий знаменитый писатель с 14 лет трудился на самых тяжелых работах, но всегда хотел получить высшее образование и реализовать свои мечты.
Факт из биографии! Николай Носов рос в многодетной семье. У него был старший брат и двое младших – братишка и сестренка. Семье было тяжело в голодное время, родители много работали, а дети учились ценить каждую краюху хлеба и вещи, которые донашивали за старшими братьями.
Пережитые в детстве горести автор переложил на книжные странички. Он хотел, чтобы ребятишки, которые прочтут его поучительные рассказы стали добрыми и смелыми, честными и трудолюбивыми.
Бобка и зеленые штаны
Короткий рассказ о мальчугане по имени Бобка – отголосок советских времен. Мамы и папы были заняты на работе, ребятишки резвились во дворе, но бережно относились к брюкам и футболкам. История сорванца Бобки и его зеленых штанов ярко иллюстрирует времена дефицита, а воспитательная работа мамы готовит сына к суровым трудовым будням.
Чтобы раскрыть суть сюжета, познакомимся с его героями:
Главный герой Бобка очень гордился своими штанами защитного цвета. Они были похожи на солдатские, а потому особенно ценные. Друзья немного завидовали Бобке, но беспечный герой был неосторожным, зацепился за забор и в брючине образовалась дыра.
Мама Бобки пожурила пострела. Она считала, что если натворил дел, то посиди и подумай, как исправить ситуацию. Мамин урок пошел мальчугану на пользу, он не только справился с проблемой, но и научился красиво пришивать заплатки.
Друзья сначала посмеивались над Бобкой, а потом на деле убедились, парень умеет держать удар. Первая неудачная попытка с зашиванием прорехи вызвала только насмешки. А вторая аккуратная заплатка, обведенная карандашом, сделала Бобку настоящим героем улицы.
Замечательный рассказ Носова станет поучительной историей для современных ребят. Мальчишкам от 6 лет и старше будет удивительно, как можно своими руками залатать порванные штаны, а потом мечтать пришить оторванные пуговицы?!
Читаем с детьми — делаем выводы!
Рассказы Носова полюбят мальчишки и девчонки любого возраста. Родители, воспитатели и педагоги начальной школы используют произведения писателя в образовательных и воспитательных целях. Истории мудрого автора написаны более 50 лет назад, но они никогда не утратят актуальности. Книжки Николая Николаевича навсегда останутся на полках современной русской литературы.
Давайте вместе с ребятами на основе рассказа «Заплатка» научимся делать правильные выводы:
— Бережно относись к вещам, береги труд мамы и папы.
— Если совершил плохой поступок – сумей самостоятельно все исправить.
— Взялся за дело – потрудись, сделай качественно и на совесть.
— Хорошая работа – это уважение окружающих, а самому – гордость и награда.
— Учись самостоятельности с ранних лет, в жизни обязательно пригодится.
Мы не знаем, кем стал Бобка, когда вырос. Но наверняка ответственным человеком, на радость маме поступил в институт и окончил его с отличием. Если с детства паренек приучен к труду, стремится к самостоятельности и добивается поставленных целей, то из него обязательно вырастет Человек с большой буквы.
В заключение несколько пословиц к рассказу Носова «Заплатка»:
У ленивого крыша течет, и печь не печет;
Сделаешь наспех, сделаешь на смех;
Всякая работа мастера хвалит.
Читайте текст детского рассказа «Заплатка» вместе с детьми онлайн большими буквами на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета.
Бобка их очень любил и всегда хвастался: — Смотрите, ребята, какие у меня штаны.
Солдатские! Все ребята, конечно, завидовали.
Ни у кого больше таких зеленых штанов не было. Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны.
От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить. Мама рассердилась: — Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? — Я больше не буду!
Зашей, мама! — Сам зашей. — Так я же ведь не умею! — Сумел порвать, сумей и зашить. — Ну, я так буду ходить, — проворчал Бобка и пошел во двор. Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться. — Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны? А Бобка оправдывается: — Я просил маму зашить, а она не хочет. — Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить. Бобке стало стыдно.
Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи.
Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое.
К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой. — Чего ты колешься?
Ах ты, противная! — говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться. Наконец заплатка была пришита.
Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче. — Ну, куда же это годится? — ворчал Бобка, разглядывая штаны. — Еще хуже, чем было!
Придется все наново переделывать. Он взял ножик и отпорол заплатку.
Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть.
Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор.
Ребята окружили его. — Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена.
Сразу видно, что сам пришивал. А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил: — Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась!
Ну, ничего.
Когда-нибудь оторвется — обязательно сам пришью.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
В: Дети! Отгадайте мою загадку:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает (Книга)
В. : Правильно, это книга. Книга с давних времен считается лучшим другом и помощником человека. Как вы думаете, почему? (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)
В. : Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах? (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т. д.)
1 часть В. : Назовите предметы, которые вы видите на картинках? (зеленые штаны, иголка, нитки, заплатка).
В. : мы с вами недавно прочитали рассказ, в котором встречаются эти предметы. Кто вспомнит название рассказа( «Заплатка»)
В. : Кто автор рассказа Заплатка? (Николай Николаевич Носов).
В:. Правильно, Николай Николаевич Носов. Он очень любил детей и написал для них много рассказов. Книги этого автора хочется читать и перечитывать.
В:. Ребята, а кто из вас знает, что такое заплатка (Кусок ткани, кожи, нашиваемый на разорванное место для починки).
Назовите героя рассказа Н. Носова «Заплатка» (Бобка)
2 часть. «Что происходило?»
В:.Ребята, предлагаю вам вспомнить, что происходило в рассказе Н. Носова » Заплатка». Помогут вам в этом иллюстрации рассказа. Но, к сожалению они перепутались. Вам необходимо вспомнить, что было сначала, а что потом, выложить иллюстрации в нужном порядке и рассказать о событиях, изображенных на них.
1. С чего начинается рассказ? Какие у Бобки были штаны? Какой был Бобка? Что случилось, когда Бобка полез через забор?
2. Куда пошел Бобка с рваными штанами? К кому он обратился за помощью? Зашили ему штаны, если нет, то почему? Что и как сказала мама Бобки?
3. Что случилось потом? Как дворовые ребята отреагировали на дырку в штанах у Бобки? Как Бобка оправдывался ребятам? Что сказали мальчики Бобке, кто должен зашивать его штаны?
4. Что было дальше? Что попросил Бобка у мамы? Легко ли было Бобке первый раз пришивать заплатку? Как Бобка пришивал заплатку в первый раз?
5. Почему Бобка решил переделать свою работу? Как мальчик работал во второй раз?
6. Как во второй раз была пришита заплатка?
7. Чем закончился рассказ? Понравился ли результат друзьям Бобки?
Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?
В:. Пришивать заплатки и пуговицы должны уметь не только девочки, но и мальчики. Поэтому и мама Бобки хотела, чтобы её сын был самостоятельным умелым.
Ребята, а вы помогаете мамам? Давайте покажем, что вы умеете делать по дому?
Физкультминутка.
Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю, (далее движения по тексту)
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу,
И ни разу ни словечка
Не скажу.
3 часть. «Как происходило?»
В:.Ребята, давайте, вспомним разговор мамы и Бобки в рассказе.
Чтение отрывка.
Что ответила мама Бобке, когда он просил зашить штаны? Как она сказала?
Что ответил Бобка маме услышав, «Сумел порвать сумей и зашить»
Попробуйте изобразить маму и Бобку при этом разговоре.
Интонационное упражнение
— Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа? (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)
— Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией? (2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)
— Каким стал Бобка в конце рассказа? (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)
Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.
— Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Дети пробуют передать движение, интонацию)
Д/игра «Мамины помощники»
В. : Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок.
Молодцы! Вы быстро справились!
Заключение
о каком рассказе мы говорили? Кто автор этого произведения? Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.
Я тоже очень люблю рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.
А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время
Неожиданный поворот
Но мама отказалась пришивать заплатку
Носов (в кратком содержании для читательского дневника нет возможности полностью передать ее диалог с мальчиком) подчеркивает, что для мамы было важно приучать сына отвечать за свои поступки и самому исправлять ошибки
Бобка сначала было махнул на дырку рукой и отправился в тех же штанах на улицу. И даже попытался оправдаться перед ребятами, смеявшимися над рваными штанами, что это мама виновата. Однако ему стало стыдно, когда друзья сказали, что солдаты должны сами уметь и пришивать пуговицу, и ставить заплатку
Носову – краткое содержание для читательского дневника это докажет – важно было заставить своего героя осознать свою неправоту и начать действовать самостоятельно
Носов «Живая Шляпа» для читательского дневника
Шляпа лежала на комоде, рядом с комодом играл котенок Васька. А два друга Вадик и Вовка сидели за столом и были заняты раскрашиванием картинок. Вдруг они услышали хлопок, а затем увидели лежащую на полу шляпу. Вовка решивший поднять шляпу, но как только подошел к ней, то тут же отпрыгнул. На вопрос Вадика, в чем дело, Вовка ответил, что ШЛЯПА ЖИВАЯ. Вадик не поверил товарищу, но как только подошел к шляпе, шляпа поползла к нему. Испуганные ребята забрались на диван, а шляпа выползла на середину комнаты, начала двигаться к дивану. Испуганные ребята бросились вон из комнаты. Испуганный Вовка засобирался домой. Сославшись на то, что очень боится живой шляпы. Ребята стали искать разумное объяснение, может кто то дергает шляпу за ниточки. Но пойти и проверить у них не хватило смелости. Тогда ребята решил вооружиться. В качестве оружия они взяли клюшку и лыжную палку. Приоткрыв дверь, ребята стали пугать шляпу, и та как им показалось, испугалась. Так установилось некое перемирие, Шляпа лежала возле стола, а ребята стояли в нерешительности в проеме двери и не решались войти. Тогда им в голову пришла идея набрать картошки и кидать в шляпу издалека. После нескольких попыток, ребятам удалось попасть в шляпу. В это же мгновение шляпа подскочила и закричала: Мяу!. А через секунду из под шляпы появился, сначала серый хвост, а потом и весь Васька. Оказалось, что шляпа упала на Ваську. Васька же ни чего не понимал, а только жмурился и фыркал.
Ссылки[править]
|
Примечания[править]
- Читательский дневник «Заплатка». Папины сказки. Проверено 13 ноября 2023.
- Заплатка. fantlab.ru. Проверено 13 ноября 2023.
- Николай Носов — Заплатка: Краткое содержание. Рустих кратко. Проверено 13 ноября 2023.
- ↑ Николай Носов. Лабиринт. Проверено 13 ноября 2023.
- Анализ произведения «Заплатка» Носова.. PortalOnline. Проверено 13 ноября 2023.
- Краткое содержание «Заплатка» для читательского дневника. Образовака. Проверено 13 ноября 2023.
- Заплатка — краткое содержание для читательского дневника. nukadeti.ru. Проверено 13 ноября 2023.
- ↑ Заплатка — краткое содержание для читательского дневника. Дома у Семена. Проверено 13 ноября 2023.
- Заплатка — анализ для читательского дневника. Мишкины книжки. Проверено 13 ноября 2023.
- Заплатка — краткое содержание для читательского дневника. Фригато. Проверено 13 ноября 2023.
Об авторе[править]
Николай Николаевич Носов (-) — советский писатель, сценарист, драматург, автор повестей и рассказов.
Писатель родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером. После окончания школы-семилетки Николай Носов работал на бетонном заводе. В 19 лет он поступил учиться в Киевский художественный институт, но в конце 1920-х годов перевелся на режиссёрский факультет Государственного института кинематографии, который и окончил в 1932 году. С этого же года он больше 20 лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссёр был награжден боевым орденом Красной Звезды.
Литературный дебют Николай Носов состоялся в 1938 году, после публикации одного из рассказов, которые он придумывал для сына, в детском журнале «Мурзилка». Всеобщее признание Николай Носов получил благодаря книгам о Незнайке.
Чему учит рассказ
Николай Носов в своих детских рассказах пишет о простых ребятах, которые часто оказываются к комических и нелепых ситуациях, с помощью которых дети и получают ясный взгляд на жизнь. С добрым юмором и любовью автор относится и к этому герою, к мальчику Бобке. В своем небольшом произведении Носов, который написал его в далеком 1956 году, показывает, как герой, делая такое «несложное» для мальчика дело, как шитье, с детства воспитывает в себе такие качества, как трудолюбие и усидчивость. Само название «Заплатка» уже готовит читателя к такому понятию, как детская самостоятельность.
Автор говорит с детьми о важных вещах простым, доступным языком. Анализируя рассказ, читатель понимает, что Николай Носов хочет донести до юного читателя мысль: нужно с детства учиться быть уверенными в себе и ответственными. Ведь ребенок больше начнет ценить не только чужой, но и свой труд, когда идет к цели сам, без помощи родителей или взрослых.
Основную мысль рассказа хорошо характеризуют такие пословицы:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- В труде рождаются герои.
- Дело мастера боится.
- Всякое уменье трудом дается.
- Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
Описание книги[править]
Главный герой — мальчик по имени Борька или же Бобка гордился своими зелёными «солдатскими» штанами. Однажды он лез через забор и порвал их. Мама отказалась их зашивать, а друзья со двора высмеяли мальчика за дырку на штанах. Тогда Бобка решил справиться самостоятельно. Первую заплатку пришил второпях, вкривь и вкось, поэтому потребовалось переделать. Потом мальчишки во дворе похвалили: совсем как настоящий солдат, сам себе шьёт. Довольный Бобка обещает, что и пуговицы будет сам пришивать.
Основная мысль рассказа «Заплатка» заключается в том, что нужно быть самостоятельным и нести ответственность за свои проступки. В рассказе отражается эпоха военного и послевоенного времени: все живут скромно и латают одежду, так как купить новые штаны непросто. Дети равняются на солдат, которые должны уметь и Родину защитить и заплатку пришить.
Рассказ учит быть более целеустремлённым и не опускать руки, если что-то не получилось с первого раза. Николай Носов призывает юных читателей проявлять самостоятельность, ответственность за поступки, исправлять свои оплошности, не сдаваться, быть упорным.
Главные герои
В рассказе несколько главных героев. Их описание и характеристика:
- Бобка — обычный мальчик, который очень гордился своими брюками защитного цвета и хотел походить на настоящего солдата. В начале истории он предстаёт человеком, привыкшим полагаться на других, ведь раньше за него всё делала мама. Однако по ходу действия он меняется, становится трудолюбивым, старательным, самостоятельным, аккуратным. Он добрый, весёлый, не боится трудностей, упорный, уверенный в себе. Заплатка становится для него новым поводом для гордости.
- Мама Бобки — добрая, ласковая и заботливая женщина, но хочет, чтобы сын вырос по-настоящему самостоятельным и ни от кого не зависящим, поэтому преподаёт ему хороший урок, отказав зашивать брюки.
- Ребята во дворе — верные друзья главного героя, хорошие, весёлые, беззаботные, насмешливые. Восхищаются брюками Бобки и заплаткой, которую он сам пришил, дают дельные советы, комментируют его поступки и хвалят его.
Таким образом, каждый из героев может чему-то научить читателя.