Гаршин сказка о жабе и розе тема и главная мысль

Гаршин сказка о жабе и розе тема и главная мысль - граматика и образование на pisanino.ru

«Сказка о жабе и розе»: краткое содержание

Когда-то жили жаба и роза. На цветнике, что находился перед деревенским домиком, и рос куст, где расцвела роза. Этот цветник был очень запущенным, он зарос сорной травой, которая добралась уже и до дорожек. Деревянная решетка, окружающая ее, совсем развалилась, а зеленая краска облупилась. Часть заборчика растащили для игр мальчишки и деревенские мужики — отбиваться от собак.

Однако красота цветника от этого запустения и разрушения нисколько не пострадала. Остатки решетки оплели цветущие ростки хмеля и повилики, мышиного гороха. Даже разросшаяся крапива украшала цветник своим насыщенным зеленым цветом.

Вариант 2 Текст Краткое содержание Гаршин О жабе и розе для читательского дневника

Очень трогательная сказка, в которой одушевлены растения и животные. А именно: роза, выросшая в заброшенном палисаднике, жаба, стремящаяся цветок сожрать. Прекрасная роза мечтает уже лишь о достойной кончине, которую ей дарит девушка, отогнав жабу, Маша срезает цветок для больного брата. Тот, вдохнув аромат розы, умирает с улыбкой на устах. И роза, несмотря на множество букетов, становится самым важным цветком на похоронах. Она не спасла мальчика, но скрасила его кончину, сделала её более лёгкой, возможно, в этом и было её предназначение.

Рассказ говорит о значении каждого, о высокой цели прекрасного. В сказке побеждает добро и красота.

Читать краткое содержание №2 сказки Гаршина О жабе и розе

Эта прекрасная роза распустилась единственная в палисаднике, о котором почти все уже забыли. Лишь мальчик любит здесь бывать. Часто он сидел и отдыхал на воздухе. Понятно, что всем не до палисадника и растений, ведь ребёнок очень болен, слаб. Впрочем, от разорения и сорняков цветник даже не кажется некрасивым, у него появился свой особый шарм. Там цветут разные цветы, но вот роза одна. У неё такой прекрасный аромат, что сказочник сравнивает его с молитвой.

Мальчику становится хуже. Он уже не может выходить в сад, а это была единственная радость, поэтому он часто вспоминает его. Сестра Маша трогательно ухаживает за больным. И вот, когда ему вдруг стало лучше, он попросил принеси ему розу из сада. Окажется, что это было лишь облегчение перед самым концом мучений ребенка.

Маша спешит на улицу. Девушка и не знает, что в последний момент спасёт розу от настоящего монстра. Уже давно злобная жаба собиралась слопать цветок. Её привлек, изначально, аромат цветка, хотя ей всё было лень выяснить, что это за приятный запах. Увидев розу, жаба решила её сожрать, хотя голодной не бывала. В первый раз, напав на цветок, она укололась об острые шипы розы. В другой раз жаба, залечив раны, решила подобраться к цветку по веткам. В этот момент Маша и увидела гадкое создание. Она отбросила жабу, а та от злости даже бросилась на человека, но могла допрыгнуть лишь до края юбки. Маша ногой откинула эту гадкую жабу, а та уже не решилась продолжать «бой».

Естественно, Маша и все другие были ужасно опечалены смертью ребёнка, но сестру утешало то, что она успела скрасить последние минуты малыша этой розой. На похоронах девушка поцеловала розу с благодарностью. Цветок отдал свою жизнь не зря, кроме того, был спасен от гадкой жабы.

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Главные герои и их характеристики:

  •  Вася  — худой и слабый, тихий и скромный, но невероятно любознательный и смышленый мальчик 7-и лет. Любил подолгу наблюдать за живой природой и читать книги.
  •  Маша  — старшая сестра Васи. Добрая, заботливая и сострадательная девушка.
  •  Жаба  — прожорливое и отвратительное существо, желающее съесть розу, потому что ее жизнь сосредоточена на пище, и она не способна делать и чувствовать что-то другое.
  •  Роза  — хрупкое, нежное, ранимое и чувствительное создание. Получает удовольствие от прекрасного и понимает эмоции тех, кто ее окружает. Лишена дара речи, но выражает свои слова с помощью изумительного аромата, который излучает.

Подробнее

Майским утром в заброшенном старом цветнике зацвела роза. Ее духи распространились далеко, и больше здесь не было красивых цветов.

Внизу, на сырой земле, сидела старая жаба. Иногда ветер доставлял ей тонкий и приятный запах, но жаба была слишком ленива, чтобы открыть глаза и узнать, что это испускает. Ночью он поймал много насекомых, поел и задремал среди корней.

Цветник давно заброшен. Раньше сюда приходил семилетний Вася, худой и болезненный. Он читал книгу, сидя на единственной уцелевшей скамейке, или наблюдал за муравьями, жуками, ящерицами. За мальчиком из окна ухаживала старшая сестра Маша.

Однажды он нашел ёжика и очень обрадовался, когда начал пить принесённое молоко. Голос сестры испугал животное, хотя звериная глупость не испугала тихого кроткого ребенка.

В этом году мальчик еще ни разу не был в саду. А сестра сидела уже не у окна, а у постели Васи. Ребенку было уже трудно держать в руках даже небольшой том книги, он быстро уставал читать и еле отрывал голову от подушки. Теперь он говорил шепотом, редко чем-то интересовался.

Но теперь мальчика беспокоил сад. В нем ли распустились розы? Спросив сестру, он получил утвердительный ответ и, успокоившись, заснул.

Между тем цветок вошел в полную силу. Короткий период его жизни подходил к концу, но, несмотря на короткую продолжительность, в нем были и страх, и боль.

Жаба заметила розу.

Странные чувства зародились в сердце жабы. Цветок был таким красивым и ароматным, что ему захотелось быть ближе к этому существу. Переполненная эмоциями, жаба прохрипела, что сожрёт розу.

Повторяя эти слова, жаба карабкалась по веткам куста, все ближе и ближе подходя к цветку. Роза дрожала и мечтала умереть другой смертью. Но его ветви были не такими беззащитными: на молодых побегах были острые и сильные шипы, которыми жаба ужалила лапы и брюхо и со временем упала на землю

Но он не отказался от своей идеи. На следующее утро, отдохнув и поев, жаба снова вскарабкалась на красивый своенравный цветок. Охваченная ненавистью и восхищением, она больше не обращала внимания на шипы, раздирающие ее тело. Теперь он уже рядом с цветком, протягивая к его лепесткам некрасивую лапу…

Вася тихонько позвонил сестре и попросил сорвать розу в саду.

Маша стряхнула с куста жабу, которая в гневе попыталась кинуться на нее, но ее туфля тут же оттолкнула ее.

Вася сжал розу, вдыхая ее духи. Через мгновение он умер.

Никто не должен жить только для себя.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Осеева Печенье

    Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе.

  • Краткое содержание Синяя звезда Куприна

    В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

  • Краткое содержание Детство Никиты Толстой

    Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом

  • Краткое содержание Бианки Мышонок Пик

    Какой бы ни был трудным путь, он всегда заканчивается. В этой сказке наш герой – крошечный мышонок, который отправился в опасное и в тоже время веселое путешествие к своим родным брату и сестре. На этом сложном пути его постоянно подстерегают опасности

  • Краткое содержание За далью — даль Твардовский

    В поэме Александра Твардовского «За далью даль» описано путешествие героя по стране. В этой «дороге, лежащей прямо на восход…» автора ожидало множество новых впечатлении, прошлых воспоминаний и неожиданных встреч.

«Сказка о жабе и розе» — самое известное произведение Всеволода Михайловича Гаршина. Эта литературная сказка уже давно входит в школьную программу и пользуется любовью маленьких читателей. В этой статье мы представим краткое содержание произведения и приведем его анализ.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Название произведения: «Сказка о жабе и розе»

Число страниц: 16

Жанр произведения: сказка

Главные герои: роза, жаба, мальчик Вася и его сестра Маша.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.

Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.

Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.

Поняла, что срезали и спасли её не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.

Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.

Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

  1. Запущенный цветник.
  2. Красивая роза.
  3. Жирная старая жаба.
  4. Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
  5. Охота на цветок.
  6. Мольба о помощи.
  7. Спасение бутона.
  8. Прощальная улыбка умирающего Васи.
  9. Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.

Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику. Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша

Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша

Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.

В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе» для читательского дневника

Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.

Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.

Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.

Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.

Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.

Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.

Пословицы к произведению:

  • Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
  • Добрые дела и после смерти живут.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Красота спасёт мир.

Словарь неизвестных слов:

  • Коровяки, повилика — садовые растения.
  • Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
  • Слопать — разговорное слово, скушать.

Читательские дневники по другим произведениям Всеволода Гаршина:

  • «Лягушка-путешественница»
  • «Attalea princeps»
  • Краткая биография Всеволода Гаршина и презентация

Библиотека произведений автора пополняется

В саду

Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Она давно уже не выходила из комнаты; солнце ослепило ее, и от свежего воздуха у нее слегка закружилась голова. Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок.

– Ах, какая гадость! – вскрикнула она.

И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака

Она не посмела попробовать еще раз и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату

Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.

– Дай ее мне, – прошептал он. – Я понюхаю.

Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

– Ах, как хорошо…

Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал… навсегда.

Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю.

Основная мысль произведения

Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:

  • Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
  • Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
  • Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
  • Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.

Всеволод Гаршин. Сказка о жабе и розе

Жили на свете роза и жаба.

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах.

В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.

– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?

– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.

Цветник

В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.

– Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? – спрашивает из окна сестра. – Может быть, ты с ним побегаешь?

– Нет, Маша, я лучше так, с книжкой.

Подробнее

В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.

Внизу, на сырой земле сидела старая жаба. Иногда ветер доносил до нее тонкий приятный запах, но жабе было лень открывать глаза и искать, что его издает. За ночь она вдоволь наловила насекомых, наелась и дремала в корнях.

Цветник был заброшен уже давно. Раньше сюда приходил семилетний Вася, худой и болезненный. Он читал книжку, сидя на единственной уцелевшей лавочке или наблюдал за муравьями, жуками, ящерицами. За мальчиком приглядывала старшая сестра Маша из окна.

Однажды он обнаружил ежа и очень радовался, когда тот стал пить принесенное молоко. Голос сестры напугал зверька, хотя тихого и кроткого ребенка не боялась звериная мелочь.

В этом году мальчик еще ни разу не был в саду. Да и сестра сидела уже не возле окна, а рядом с постелью Васи. Ребенку уже тяжело было держать в руках даже маленький том книги, он быстро уставал от чтения и едва поднимал голову от подушки. Говорил он теперь шепотом, редко интересуясь чем-то.

Но сейчас мальчика беспокоил сад. Расцвели ли в нем розы? Спросив у сестры, он получил утвердительный ответ и, успокоенный, уснул.

А цветок тем временем вступал в свою полную силу. Подходила к концу недолгая пора его жизни, но невзирая на кратковременность, здесь были и страх, и горе.

Розу заметила жаба.

Странные чувства возникли в жабьем сердце. Цветок был так прекрасен и душист, что ей захотелось быть ближе к этому созданию. Охваченная эмоциями, жаба прохрипела, что слопает розу.

Повторяя эти слова, жаба полезла по ветвям куста, все ближе и ближе к цветку. Роза дрожала и мечтала погибнуть другой смертью. Но ветки ее были не так уж беззащитны: на молодых побегах красовались острые и крепкие шипы, об которые жаба исколола себе лапы и брюхо и свалилась в итоге на землю

Но от идеи своей она не отказалась. На следующее утро, отдохнув и наевшись, жаба вновь полезла на приступ непокорного прекрасного цветка. Охваченная ненавистью и восхищением, она уже не обращала внимания на колючки, раздиравшие ее тело. Вот она уже рядом с цветком, протягивает безобразную лапу к его лепесткам…

Вася тихонько позвал сестру и попросил сорвать одну розу из сада.

Маша стряхнула с куста жабу, которая в гневе попыталась на нее броситься и тут же была отброшена башмаком.

Вася сжал розу, вдыхая ее аромат. Мгновение спустя он умер.

Никто не должен жить только для самого себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Сказка о жабе и розе»: главная мысль и анализ

Итак, главные образы произведения (жаба и роза) олицетворяют два противоположных начала — безобразное и прекрасное, зло и добро. Отвратительная ленивая жаба ненавидит все красивое и высокое. Роза — прямая ее противоположность, она — воплощение радости и прекрасного. Эти два образа символизируют борьбу двух извечных начал. Раскрыть отношения автора к этим персонажам очень просто — достаточно посмотреть, какие эпитеты он подбирает для их описания. Так, при характеристике розы используются красивые возвышенные слова. Жаба же наделяется такими низменными качествами, как злоба, глупость, жадность, лень.

Основная мысль «Сказки о жабе и розе» заключается в том, что зло не в силах одолеть добро, красота же (внутренняя или внешняя) может спасти наш мир, полный разнообразных человеческих недостатков. И даже несмотря на то, что произведение оканчивается печально, и мальчик вместе с розой погибают, но такой финал вызывает у читателя, кроме печали, еще и некую светлую грусть, так как эти персонажи были связаны с прекрасным. Не стоит забывать и о том, что смерть розы смогла доставить ребенку последнюю радость, скрасив последние мгновения его жизни. Кроме того, сам цветок был рад подобной смерти, так как это не только принесло мальчику добро, но и спасло от ужасной жабы, которая могла испытывать только ненависть.

Сказка Гаршина учит читателя доброте и любви к прекрасному, призывает избегать и игнорировать зло. Красота не только в облике, но и в душе. Именно поэтому роза так легко согласилась принести свою жизнь в жертву, тем самым сделав прекрасной даже смерть.

Кроме того, автор показывает, насколько беззащитна красота перед уродливым ликом зла. Роза не могла противостоять жабе, она нуждалась в защите. Так что из этого можно сделать еще один вывод — красоту и добро необходимо защищать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: