Убытки
Яков испытывает досаду от преследующих его финансовых потерь. Каждый день, прошедший без заказа, любой умерший горожанин, которого родственники решили похоронить в гробу не его работы и всякая излишняя, по его мнению, трата, воспринимается им как убыток, подлежащий фиксации в особой книжке. Даже гроб для жены попал в этот скорбный список.
Перелом сознания наступает после похорон. Яков идет домой грустный, он не реагирует на заманчивое предложение руководителя Моисея Ильича Шахкеса, переданное все тем же Ротшильдом. Флейтист не сразу улавливает перемену настроения скрипача и опасается конфликта, но тот встречает еврея ласковым словом.
Якову вдруг пришла в голову простая мысль о цели его появления на свет. Ей, собственно, посвящено все произведение «Скрипка Ротшильда». Смысл рассказа в том, что вся судьба каждого человека состоит в совокупности убытков, которые частично компенсируются краткими мигами счастья. И только смерть прекращает череду потерь.
Особенности изображения идеи в творчестве Чехова
В период, когда в русской литературе начинает развиваться реализм, а в сферу искусства входят политические, социальные и экономические проблемы, писатели акцентируют свое внимание на изображении идеи. Героев-идеологов часто изображают Тургенев и Гончаров (например, Базаров, Штольц, Адуев-старший), на конфликте двух идей строится сюжет и композиция произведений этих писателей («Обыкновенная история», «Отцы и дети»)
Однако расцвет идеи и идеологов в русской литературе наблюдается в творчестве Достоевского и Толстого. Толстой свои идеи излагает прямо, в виде речи от автора, строгих философских построений, доказательств и т. д. Для Достоевского характерен полифонический роман, в котором героями являются скорее именно идеи, а не люди. В его произведениях персонаж в своем образе воплощает какую-либо идею, а сюжет основан на проверке идеи, ее столкновении с жизнью.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Изображение идеи и героев-идеологов характерно и для произведений Чехова, в их числе:
- «Огни»,
- «Палата № 6»,
- «Невеста»,
- «Убийство»,
- «Скрипка Ротшильда»,
- «Крыжовник»,
- «Дуэль»,
- «Скучная история»,
- «Дом с мезонином» и т. д.
Идея в художественной системе Чехова не догматична. Так, Толстой и Достоевский стремятся максимально завершить идею в пространстве художественного текста. В их произведениях присутствуют развернутые философские программы (идеи Раскольникова и Кириллова о сверх-человеке, концепция истории в романе «Война и мир»). В произведениях Толстого и Достоевского язык, которым излагаются концепции и идеи, напоминает дискурс публицистической статьи или философского трактата, а сюжет произведения строится так, чтобы исчерпать все онтологические и логические возможности концепции.
Совершенно иначе отображается идея в творчестве Чехова. Писатель берет идею в случайных ее проявлениях: отдельные мысли персонажей, отдельные фрагменты разговоров. В рассказах Чехова редко встречаются герои с целостной идеей, с выдержанной идеологической позицией. При этом идея в сюжете произведения может не играть никакой роли вообще. Чехов не стремится проверить состоятельность идей, сталкивая их с жизнью. Например, в произведении «Дом с мезонином» спор художника и Лиды не имеет сюжетной функции, а идеологическое столкновение героев является случайным, эпизодическим моментом. В «Скучной истории» идеи – отдельные фрагменты записей старого профессора. Трагизм повести заключается в том, что главный герой – трудящийся мыслящий человек, не имеющий гармоничного, целостного мировоззрения, стройности и соответствия между чувствами и идеями.
Замечание 2
В размышлениях и спорах героев произведений Чехова идея не предстает завершенной.
В творчестве Чехова идея проходит «пунктирный» путь развития. Оно постоянно прерывается повседневным течением жизни, а порой и вовсе обрывается. Автора не интересует процесс возникновения идея, причины, сформировавшие ее в сознании персонажа, конечный итог развития идеи. Например, герой рассказа «Дуэль» Фон Корен изначально предстает как человек с твердой идеологической позицией. Он давно все продумал, все сложил в четкую концепцию. Уже с готовыми идеями появляется и Лида в «Доме с мезонином».
Таким образом, для Чехова характерна идея, которая не разрешается в рамках произведения, а только ставится в нем. Сам писатель считал, что задачей художника является не решение вопроса, а его правильная постановка в произведении.
Сюжет
История, о которой повествует Антон Павлович в этом небольшом произведении, проста и одновременно требует немалых душевных усилий для понимания.
Она как красивая и грустная песня, которую при всей доступности и напевности мелодии очень трудно хорошо спеть, и тем более сочинить.
Таков рассказ «Скрипка Ротшильда», краткое содержание которого не займет много места. Пожилой человек по имени Яков работает, у него, как сказали бы сегодня, «свой бизнес», он гробовщик. Дела идут не очень хорошо, городок маленький, все покойники, включая перспективных, наперечет. Поэтому Якову по прозвищу Бронза приходится подрабатывать игрой на скрипке в небольшом местном оркестре. Там его знают и уважают за талант музыканта, хотя характер у гробовщика сложный. Особенно достается Ротшильду, коллеге-флейтисту, которого Бронза терпеть не может за унылый вид и столь же «жизнерадостную» манеру исполнения. И вот у пожилого мастера заболевает, а затем и умирает законная супруга Марфа. Происходит это событие достаточно быстро, но за краткий период хвори главный герой узнает много нового. Вернее, все это он знает давно, просто скупые факты скрыты под тяжким слоем житейских забот о хлебе насущном. И вдруг воспоминания вместе с непривычными мыслями врываются в душу Якова. Он тоже заболевает и быстро умирает, но перед этим успевает совершить два поступка: сочинить прекрасную мелодию и завещать свой инструмент доселе ненавистному ему еврею-флейтисту. Вот и весь сюжет рассказа «Скрипка Ротшильда». Анализ его, тем не менее, может быть объемнее самого произведения.
Анализ первой фразы
Первая фраза в любом, а тем более в таком небольшом произведении, как рассказ, чрезвычайно важна: она задает тон всему повествованию. «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Фраза составлена не просто парадоксально — абсурдно. Логика языка заставляет нас ждать, что после слов «городок был маленький» будет сказано: «меньше деревни». У Чехова — «хуже деревни». Конечно, город не может быть меньше деревни, город все-таки. Но почему «хуже»? Потому что «хуже деревни» ничего быть не может? И если уж городок «хуже»… Далее — вообще отсутствие какой-либо логики: «Старики… умирали так редко, что даже досадно». В первой фразе поражает сочетание абсурдности и бесчеловечности, отсутствие логики и смысла. Нет смысла в речи, нет и в жизни. Кому принадлежат эти слова? Автору? Следующие предложения все разъясняют: так думает Яков Бронза. Однако первая фраза все же не взята в кавычки. Она принадлежит и Якову, и Чехову. Это пример несобственно-прямой речи, когда автор по тем или иным причинам передает свои мысли и чувства герою. Так, кстати, построено повествование в рассказе «Студент». Почему же в рассказе «Скрипка Ротшильда» Чехов ни разу не прибегает к прямой речи для передачи размышлений Якова, ограничиваясь несобственно-прямыми высказываниями (а ведь Яков — главный герой!)? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.
Национальный вопрос
В первую очередь современного читателя может смутить частое употребление в рассказе слова «жид» и его производных. Это ни в коем случае не свидетельствует об антисемитизме А. П. Чехова, среди друзей которого евреев было немало. Дело в том, что это определение, с некоторых пор ставшее символом шовинизма и воспринимаемое как оскорбление национального достоинства, в описываемые годы имело широкое хождение и просто обозначало вероисповедание и национальность вкупе. Оно созвучно немецкому Jude, английскому Jew и переводам слова «еврей» на многие другие языки. В рассказе «Скрипка Ротшильда» Антон Павлович пользуется провинциальной фразеологией своего века, что придает ему жизненность и достоверность. Особенно интересной представляется реакция детей на улице при виде проходящих мимо них персонажей. Ротшильда они дразнят «жидом», а Якова – «Бронзой».
На пороге смерти
Однако когда жена Якова находится при смерти, он начинает задумываться о том, что его жизнь прошла бессмысленно, что за все годы совместной жизни он никогда не ласкал свою жену, что она чахла рядом с ним, поэтому так радовалась приближающейся смерти. Поняв эту истину, он заболевает сам и чувствует, что смерть скоро заберет и его. Единственное, что ему было жаль, – это скрипка, которая после смерти осталась бы в одиночестве.
Яков Бронза берет скрипку и начинает на ней играть. В этот момент к герою приходит Ротшильд, которого Яков не любил. Главный герой играет проникновенную музыку, она сильно повлияла на душу зашедшего Ротшильда. Он стоял, а слезы капали из его глаз. Игра Якова на скрипке глубоко запала в душу Ротшильда, именно такое творчество можно назвать истинным искусством.
Только перед самой смертью Якову удалось создать настоящее произведение искусства, которое трогает до глубины души. «Жалобная и трогательная» мелодия, повествующая о напрасно прожитой жизни Якова, смогла точно передать чувства и эмоции создателя, а также смогла передать настроение печали.
Анализ рассказа
Жанр произведения — рассказ, сюжет довольно необычен. После прочтения ощущается неприятное послевкусие, появляется тяжесть на душе. Жаль главных героев, которые прожили бессмысленные жизни и на исходе своих дней не испытали никаких положительных эмоций. Мужчину всю жизнь интересовали только деньги, нехватка которых его сильно расстраивала. Больше он ни о чём не волновался
Чехов акцентирует внимание на том, что главный герой жил, как нищий, и заставлял супругу на всём экономить, даже тогда, когда у него были средства
Произведение начинается с экспозиции. Читатель узнаёт главных героев, их характеры и мировоззрение. Кончина супруги Якова способствует дальнейшему развитию сюжета. После смерти Марфы гробовщик начинает размышлять о бесцельно прожитой жизни. Если бы не это событие, то вряд ли бы он когда-либо об этом задумался.
Мужчина меняется изнутри, у него появляются новые ценности и приоритеты. Материальные блага уже не занимают в его жизни так много места. Яков начинает чувствовать боль и жалость. Он уже не производит впечатление бессердечного и чёрствого. Когда в конце рассказа Ротшильд предлагает ему поиграть в оркестре, он не реагирует на возможность заработать. Теперь финансовые убытки не играют для него такую большую роль.
Когда главный герой дарит скрипку Ротшильду, он вместе с инструментом передаёт ему и свою душу. Лишившись предрассудков и неправильных убеждений, Яков обретает душевный покой и житейскую мудрость. В конце рассказа это музыкант, а не чёрствый гробовщик. Даже автор перестаёт называть своего героя Бронзой. Сочиняя музыку и передавая её вместе с инструментом, он там самым оставляет постоянное напоминание о себе, подтверждая этим идею бессмертия души. Финал является очень сильным и вполне логичным. Тем не менее у читателя могут возникнуть трудности с интерпретацией концовки.
Если необходимо быстро ознакомиться с произведением Чехова «Скрипка Ротшильда», краткое содержание окажется наилучшим решением.
История происхождения скрипки
Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.
XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.
Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.
В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.
Образы героев
Фонетика
Сегодня дайджесты, высмеянные еще Марти Ларни, в моде. Читать произведение полностью хотят не все, это долго, даже если оно совсем маленькое, такое, как «Скрипка Ротшильда». Краткое содержание, однако, не в силах передать всего очарования рассказа.
Чехов – мастер передачи особенностей звучания голосов. Его персонажи говорят каждый по-своему. Яков немногословен, по крайней мере вслух. Он много думает, но мысли его практичны и конкретны. Возможно, так он защищается от окружающего мира, которым недоволен, получая от него лишь убытки. Порой фразы гробовщика нелепы, как в сцене посещения больницы, куда он привез заболевшую Марфу. Яков ведет себя так, как будто он провинился, в его интонациях угадываются нотки извинения. Очень колоритно изъясняется и фельдшер, его речь наполнена самолюбованием, он наслаждается всей полнотой власти над пациентами и их родственниками в отсутствие врача. Речь еврея, привыкшего говорить на идиш – излюбленная тема для многих писателей, не удержался от соблазна изобразить ее и Чехов. «Скрипка Ротшильда» — фонетически выверенная симфония слов, как и другие произведения Антона Павловича.
Эволюция творчества Чехова
Чехов умер нестарым человеком, но за краткую жизнь свою успел много понять. Чем старше он становился, тем грустнее и добрее получались произведения, и все более глубокий смысл приобретали они. Если сравнивать «Письмо ученому соседу» юного Антоши Чехонте с «Казаком» или «Архиереем», становится ясной та метаморфоза мироощущения, которую пережил автор. Рассказ «Скрипка Ротшильда» относится к позднему периоду творчества великого писателя. Он написан в 1894 году, некоторые литературные критики считают, что в рассказах Чехова этого периода ощущается влияние творчества Л. Н. Толстого
Возможно, они и правы, хотя это не так уж и важно
Ироничный финал
Зрелый Чехов временами проявляет не меньше ехидства, чем Антоша Чехонте, хотя оно имеет качественно иной уровень. Новая скрипка Ротшильда вызывает любопытство окружающих, всему городку известна бедность флейтиста, а инструмент хорош. Ирония заключается и в фамилии этого персонажа, и в его одежде, и в том, как он распорядился наследством.
Ротшильд печален по своей сути, весь его облик олицетворяет вселенскую скорбь, любое музыкальное произведение он исполняет так, что слушателям хочется плакать. Свою флейту он забросил, играет теперь на завещанном Яковом инструменте, пытаясь воспроизвести сочиненную им же в порыве вдохновения мелодию. Возможно, что запомнилась она не вполне достоверно, но что-то от ее все же осталось, что трогает души купцов, и новый хозяин скрипки исполняет ее по десять раз на дню.
Сама собой напрашивается параллель с современной поп-культурой, пытающейся воспроизвести традиции великого русского искусства в упрощенной, более доступной для массового потребителя форме. Современным купцам она тоже нравится.
Два «Фауста»
Повесть Тургенева «Фауст» можно задать прочитать на дом либо после знакомства с фрагментами «Фауста» Гете, либо при изучении творчества самого писателя. В ней ребята столкнутся с Тургеневым-мистиком, Тургеневым-философом, Тургеневым-поэтом. Его очень интересуют непознанные силы природы, которыми нельзя шутить. В природе есть тайна, познать ее до конца — невозможно. По словам самого Тургенева, «нужно жить не выше болотной травы». Человек – часть природы, связан, переплетен с ней, такие же непознанные силы есть и внутри него самого (вспомним «Бежин луг» — Павел, смеющийся над этими силами, погибает; Базаров, который не видит мистической стороны жизни, отрицает тайну – тоже гибнет). В продолжение разговора можно сразу прочитать Тютчева: «О чем ты воешь, ветр ночной?», «День и ночь», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый», «Святая ночь на небосклон взошла», «Еще земли печален вид» и другие стихотворения. Также очевидны переклички тургеневского «Фауста» с «Господином из Сан-Франциско» И.Бунина и «Гранатовым браслетом» А.Куприна.
На уроке можно задать ребятам несколько вопросов для проверки чтения и создания проблемных ситуаций для обсуждения. Примеры вопросов:
- «Фауст». Рассказ в …. письмах. Сколько их? (9)
- Расскажите историю бабушки героини. (Простая итальянская крестьянка, убита на следующий день после рождения дочери, крестьянином, ее женихом; увлеклась дедом героини Ладановым).
- Какова роль сцены с пауком? (Героиня легко берет его до чтения «Фауста», ей кажется, что она знает жизнь, чего следует бояться, а чего нет, что ядовито, а не опасно; она читала естественнонаучные книги, путешествия и т.п., а художественную литературу, стихи не читала вовсе. После «Фауста» будет вздрагивать от шороха).
- В каком месте комнаты и почему привыкла сидеть героиня? (Под портретом матери; под ее крылом, не хочет выходить из ее опеки)
- Как зовут героиню? Почему? Знаете ли вы еще героиню с таким же именем и отчеством в русской литре, через жизнь которой прошла большая любовь, принесшая смерть? (Вера Николаевна, «Гранатовый браслет»)
- В повести есть переклички с пушкинской «Пиковой Дамой». Заметили ли вы их? (Старуха с портрета посмотрела на героя, когда он сказал ей, что прочел дочери «Фауста»; привидение старухи, явившееся Вере Николаевне).
- Где еще есть такой комплекс мотивов: калитка, гроза, вода, грозящая старуха, замужняя полюбила и призналась, смерть? («Гроза» А. Островского)
- «Старуха Ельцова пригвождена к стене и должна молчать…» О чем речь? (О портрете матери героини).
- Продолжить фразы
- «Надламывать себя не для чего, — промолвила она, — …» («надо всего себя переломить или уж не трогать»)
- «Ты как лед: пока не растаешь… ( крепка, как камень, а растаешь, и следа от тебя не останется»)
- «Я умею только одно…» (молчать до последней минуты)
- «Жалобный крик примчался издалека и…» (и прильнул, словно дребезжа, к черным стеклам окон)
- «Прежде я прибавил бы: будь счастлив; теперь скажу тебе: (Старайся жить, оно не так легко, как кажется).
10. История о вазе как притча-объяснение рассказа. («Помню, когда я был еще ребенок, у нас в доме была красивая ваза из прозрачного алебастра… Однажды, оставшись наедине, я начал качать цоколь, на котором она стояла… Ваза вдруг упала и разбилась вдребезги. Я обмер от испуга и стоял неподвижно перед осколками… Я возмужал – и легкомысленно разбил сосуд в тысячу раз драгоценнейший…» Герою было интересно «покачать цоколь», поставить эксперимент над жизнью, бросить ей вызов – за это он и поплатился. Не качайте цоколь, как бы прочен он ни казался – упадет что-то хрупкое и ценное, что на нем стоит и гибель чего будет ужасна).
Итоговая тема для обсуждения – почему герой выбрал для чтения вслух именно «Фауста» Гете? Этот вопрос может стать темой письменной работы.
Интерпретация рассказа «Скрипка Ротшильда»
Рассказ «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова вызывает размышление о том, как люди относятся к исполнителям искусства. Главный герой Володин, несмотря на свой талант, оказывается никому не нужен в мире, где ценят только богатство и красоту. Все, что он получает за свою музыкальную талантливость, это бедность и пренебрежение со стороны общества. Рассказ подчеркивает несправедливость мира, где красивые и милые вещи оцениваются больше, чем духовность и talent.
Также в рассказе обращает на себя внимание тема одиночества. Володин, несмотря на свой талант и старания, не в состоянии реализовать его в полной мере
Он остается один, и никто не приходит на его концерты. Это печальная история о том, что порой даже талант не может спасти человека от одиночества и незамеченности.
Рассказ «Скрипка Ротшильда» напоминает о том, что искусство нужно ценить и уважать, даже если оно не является коммерчески выгодным. Талант и духовность не могут быть изменены деньгами и богатством, и человек, который обладает ими, заслуживает нашего внимания и уважения.
Супружеская жизнь Бронзы
Гробовщик Яков – человек суровый, тому само ремесло способствует. Но он большую часть жизни своей прожил как потребитель и накопитель. К жене относился, скорее, как к рабочей скотине, чем человеку. Только когда она заболела, Яков задумался о том, сколько всего делала супруга за время их совместной жизни. Даже занемогшая, Марфа продолжает выполнять нелегкие хозяйственные обязанности, но силы вскоре оставляют ее. Жена зовет мужа, она лежит с ясным и каким-то радостным выражением лица в предвкушении долгожданного вечного отдыха, названного Бертольдом Брехтом «днем Святого никогда». Они разговаривают, Марфа напоминает Якову о недолгом родительском счастье. Девочка, их дитя, умерла. Об этом грустном моменте общей судьбы словами умирающей пожилой женщины лаконично повествует А. П. Чехов в рассказе «Скрипка Ротшильда». Анализ и сопоставление временных промежутков дает основание сделать вывод о том, что ребенку было всего два годика. За все время супружества Яков ни разу не проявил нежности к жене, на этой мысли он сам себя ловит. Раскаяния, однако, в этот момент не испытывает.
Актуальность проблем, затронутых в рассказе «Скрипка Ротшильда»
Рассказ «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова является одним из наиболее известных произведений классика русской литературы. История о скрипаче, который продал свой талант ради мелкой выгоды, до сих пор не теряет своей актуальности.
Проблема амбиции, жадности и мести, затронутая в рассказе, остается важной и в современном мире. Многие люди по-прежнему бросают свои идеалы и ценности ради близорукой наживы, а затем страдают от последствий своих поступков
Помимо этого, рассказ поднимает еще одну проблему – проблему искусства и его влияния на человека. Чехов показывает, что искусство не просто красиво, оно может быть сильным и душевным вдохновением, но может также и убивать душу и сжимать ее в петле мелочных забот и преследований.
В целом, рассказ «Скрипка Ротшильда» является глубоким и пронзительным произведением, которое задает много важных вопросов и заставляет зрителей задуматься о смысле жизни, человеческих ценностях и смысле искусства.
Популярные темы сообщений
- Ростов Великий: Золотое кольцо России Ростов- город, входящий в состав Золотого кольца России, он считается старейшим городом золотого кольца. Первое упоминание о нем датируется 862 годом в «Повести временных лет», о нем говорят, как о городе, которым владел Рюрик. В 1151 году,
- Балет Балет – очень тонкое, красивое и эстетичное театральное искусство. Зародился балет в Италии в середине шестнадцатого века. Название балет произошло от итальянского слова «ballo», что значит танец. Сначала дамы танцевали на сцене в длинных платьях,
- Правовое государство Правовое государство – это страна, в которой приоритет политики направлен на права и свободу человека. Мысли о построении именно правового государства возникали у людей еще давно.
Яков-музыкант
В те далекие времена качественной звуковоспроизводящей аппаратуры еще не изобрели, и в качестве музыкального сопровождения всех торжеств использовалось «живое» исполнение. Оркестры были разными, но чаще всего они имели две главные национальные окраски: цыганскую и еврейскую. Жители разных народов, населяющих Российскую империю, любили оба эти жанра. О том, как подрабатывал в одном из музыкальных коллективов тогдашнего «шоу-бизнеса» главный персонаж, и написал А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда» рассказывает не о национальных взаимоотношениях, последние, скорее, носят деловой характер.
Когда появилась скрипка
Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.
Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.
Также, на протяжении всего 16 века изготовлением скрипок занималось целое семейство — Амати. Андреа Амати основал кремонскую школу скрипичных мастеров и усовершенствовал музыкальный инструмент скрипку, придав ей изящные формы.
Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.
Вариант 1
Рассказ “Скрипка Ротшильда” Антона Чехова – это история о том, как музыка может изменить жизнь человека. Главный герой рассказа – Иван Иванович, скрипач, который играет в оркестре ресторана. Он живет скромной жизнью и мечтает о том, чтобы стать известным музыкантом. Однажды он получает возможность исполнить свою мечту – сыграть на скрипке Ротшильда, дорогущем инструменте, который принадлежит богатому посетителю ресторана.
Иван Иванович играет на скрипке так, что все забывают о своих делах и прислушиваются к музыке. Он чувствует, что его мечта сбывается, и он становится известным музыкантом. Однако, когда он возвращается к своей скромной жизни, он понимает, что ничего не изменилось. Он все еще играет в ресторане и живет в бедности.
Рассказ Чехова показывает, что музыка может изменить жизнь человека, но только если он сам готов измениться. Иван Иванович не готов был изменить свою жизнь, поэтому его мечта не сбылась. Рассказ напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к переменам, если хотим, чтобы наши мечты сбылись.
Вариант 2
Рассказ “Скрипка Ротшильда” Антона Чехова – это история о том, как музыка может изменить жизнь человека. Главный герой рассказа – Иван Иванович, скрипач, который играет в оркестре ресторана. Он живет скромной жизнью и мечтает о том, чтобы стать известным музыкантом. Однажды он получает возможность исполнить свою мечту – сыграть на скрипке Ротшильда, дорогущем инструменте, который принадлежит богатому посетителю ресторана.
Иван Иванович играет на скрипке так, что все забывают о своих делах и прислушиваются к музыке. Он чувствует, что его мечта сбывается, и он становится известным музыкантом. Однако, когда он возвращается к своей скромной жизни, он понимает, что ничего не изменилось. Он все еще играет в ресторане и живет в бедности.
Рассказ Чехова показывает, что музыка может изменить жизнь человека, но только если он сам готов измениться. Иван Иванович не готов был изменить свою жизнь, поэтому его мечта не сбылась. Рассказ напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к переменам, если хотим, чтобы наши мечты сбылись.
Однако, рассказ Чехова не только о том, как музыка может изменить жизнь человека, но и о том, как она может объединять людей. Когда Иван Иванович играет на скрипке Ротшильда, все забывают о своих различиях и прислушиваются к музыке
Музыка объединяет людей, и это еще одно важное послание рассказа
Кроме того, рассказ Чехова показывает, что деньги не всегда приносят счастье. Богатый посетитель ресторана, у которого есть скрипка Ротшильда, не может наслаждаться музыкой так же, как Иван Иванович
Деньги не могут купить настоящую любовь к музыке, и это еще одно важное послание рассказа
Также рассказ Чехова показывает, что мечты могут быть опасными. Иван Иванович мечтал о том, чтобы стать известным музыкантом, но когда его мечта сбылась, он понял, что это не так просто
Иногда мечты могут оказаться ловушкой, и это еще одно важное послание рассказа
В целом, рассказ “Скрипка Ротшильда” Антона Чехова – это история о том, как музыка может изменить жизнь человека. Он напоминает нам о том, что мы должны быть готовы к переменам, если хотим, чтобы наши мечты сбылись. Рассказ также показывает, что музыка может объединять людей и что деньги не всегда приносят счастье. И, наконец, рассказ напоминает нам о том, что мечты могут быть опасными и что мы должны быть осторожными, когда стремимся к их осуществлению.
Жанровые особенности рассказа «Скрипка Ротшильда»
Рассказ «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова относится к жанру психологической прозы. В нем автор исследует внутренний мир главного героя Ивана Ивановича, его чувства и эмоции, а также отношения с близкими людьми.
Одной из ключевых особенностей жанра является использование монологов и внутреннего диалога. В рассказе мы видим множество таких моментов, например, когда Иван Иванович размышляет о своих воспоминаниях или о своей семье. Благодаря этим монологам мы можем узнать много нового о главном герое и его внутреннем мире.
Еще одной жанровой особенностью рассказа является поэтическое описание окружающей обстановки. Чехов использует красочные цветовые гаммы и яркие метафоры, чтобы описать природу и атмосферу вокруг героя. Это напоминает нам о том, что даже окружающая среда может оказать влияние на наш внутренний мир.
Таким образом, рассказ «Скрипка Ротшильда» объединяет в себе элементы психологической прозы, монологов и поэтического описания природы и окружающей среды.
Анализ 2
Как известно, Чехов скончался от туберкулеза, мирно и понимая приход собственной кончины. Его спокойный уход, описанный супругой, свидетельствует о глубоком понимании мира этим человеком, опыте не только в опыте жизни, но и опыте смерти.
Конечно, какой у человека может быть опыт касательно того как оставлять тело? Такое бывает только единожды и обратного пути не бывает. Поэтому не существует того, кто мог бы рассказать каково за этой дверью и кем становится там человек.
Тем не менее, чуткие наблюдения и философские рассуждения позволяют сделать какие-то выводы, понять мир более глубоко. Опытом такого осмысления делится Чехов в рассказе Скрипка Ротшильда.
Автор рассказывает историю некого гробовщика, который также подрабатывает скрипачом в еврейском оркестре. Хотя имя его самого Яков (но фамилия Иванов), то есть еврейское, главный герой призирает и ненавидит жидов, с которыми ему иногда приходится играть в оркестре. Особенно он презирает флейтиста Ротшильда, который из каждой мелодии делает невероятно грустную и тоскливую – тут автор явно указывает на типично еврейский менталитет, со склонностью к подобное экзистенциальной печали.
Настает час, отправляется на тот свет супруга Якова Матвеевича, он отвозит ее к доктору, потом обратно, сам делает гроб и хоронит. Похороны позволяет ему немного сэкономить, чему он весьма рад. Иванов наслаждается тому как смог организовать похороны и какой хороший гроб сделал для супруги.
Такие незначительные радости контрастируют с разочарованием героя от отсутствия теплых слов, которые он говорил бы своей супруге. Яков никогда не носил ей сладости со свадеб, на которых играл и вообще не радовал. Поэтому она воспринимала свой уход как избавление.
Помимо этого герой этого рассказа много размышляет о собственной судьбе и отношении к другим людям. Он всегда был беден, всегда относился к остальным с ненавистью.
Когда приходит и его черед оставить этот мир, он понимает всю тоску этого мира. Тут Чехов невероятно точно описал, то как порой человек только на смертном одре осознает подлинные ценности этого мира. Итогом этого понимания становится простой поступок, он отдает свою скрипку Ротшильду, которого всегда ненавидел.
Искусство
Яков хорошо играет на скрипке. Это косвенно подтверждается отношением к инструменту его жены. Она бережно вешала скрипку на гвоздь каждый раз после прихода мужа со свадьбы, где он получал свой гонорар (полтинник плюс угощение). Играть он любил и дома, а порой ему достаточно было просто прикоснуться к струнам, чтобы обрести внутренний покой. У гробовщика, по всей видимости, был талант музыканта, который он открыл по-настоящему лишь незадолго до кончины. Так бывает, человек относится к своему увлечению как к второстепенному мастерству, а на самом деле именно в нем состоит истинное его призвание. Один из подобных случаев описан в рассказе А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Сочинение прекрасной печальной мелодии, от которой и у автора, и у первого случайного слушателя льются из глаз слезы, венчает талант Бронзы.
Структура рассказа «Скрипка Ротшильда»
Рассказ «Скрипка Ротшильда» А. П. Чехова имеет традиционную структуру для произведений данного жанра. Он состоит из вступления, повествования и развязки.
Вступление представляет собой описание атмосферы музыкальной вечеринки у Михайловых. Автор детально описывает диваны, цветы, кресла, что создает образ комнаты, где звучит музыка и можно насладиться ею.
Повествование начинается с знакомства главного героя, разочарованного музыканта Ивана Ивановича с молодой и красивой Алисой
Здесь автор описывает основную конфликтную ситуацию в рассказе: Иван Иванович влюбляется и пытается обратить на себя внимание Алисы, но получает отказ. Развязка происходит с помощью событий, когда Ротшильд приезжает на вечеринку, проявляет интерес к игре музыканта и дарит ему скрипку, которая, по словам Ротшильда, «дороже всего существующего на свете»
Интересно, что рассказ имеет не только вертикальную структуру (вступление — повествование — развязка), но и горизонтальную: события описываются через взгляды и диалоги героев, их внутренние переживания и мысли.
Рассказ «Скрипка Ротшильда» является произведением социально-психологического жанра, где главной целью автора является раскрытие взаимоотношений между людьми и социумом.