Содержание
Повесть повествует о жизни профессора медицины Николае Степановиче, который пользовался заслуженным уважением и все окружающие считали его достойнейшим человеком. Он сделал большой вклад в развитие медицинский науки.
Хотя на самом деле это больной старик, который сам поставил себе диагноз и вёл записи о своих прожитых днях. Он страдает от бессонницы. Жена и дети стали раздражать его со своими житейскими вопросами. И читать лекции в университете ему стало не интересно, и он даже не хочет их проводить.
Профессор никогда не занимался вопросами философии и мироздания. Для него приоритетом были прежде всего покой и счастье в семье. Однако один раз всё пошло наперекосяк. Теперь в у него в голове крутятся всякие мысли, он думает, судьба его обманула. Его уважаемое имя и достойная работа не могут унять ту боль, которая преследует его в последнее время. Он начинает испытывать неудовлетворение от нынешнего состояния.
Его начинают раздражать все посетители и коллега по факультету. Неприятен ему и студент, который хочет получить тему для своей диссертации. Его раздражают все, кроме одной девушки по имени Катя.
Николай Степанович был её опекуном, и каждый взгляд, каждый её вздох его волновали. Судьба у девушки была непростая. Она пыталась сделать театральную карьеру и удачно выйти замуж. Но ни то, ни другое у ней не получилось. Эти проблемы заставили её вернуться к учёбе, к профессору. После пережитых потрясений она живёт на деньги отцовского наследства, целыми днями валяется на кушетке и с пренебрежением относится к людям, которые её приютили.
Раньше в доме профессора любили устраивать семейные обеды, но теперь эти мероприятия проходят без настроения, ибо там начал присутствовать ухажёр его дочери Александр Гнеккер, вызывающий полную антипатию у профессора. Ему осточертели просьбы его супруги узнать всё про этого молодого человека. Николай Степанович хочет поговорить не о каких-то житейских проблемах, ему надо просто выговориться, излить душу. И он идёт к Кате, где ему спокойно и душевно. Но у неё в гостях часто бывает один писатель, влюблённый в девушку. Он весел, остроумен, но тоже раздражает профессора.
Идёт время, а Николай Степанович все так же не спит ночами, днём же увлекается чтением французской литературы. К нему в гости наведывается Катя, которая, не знает, чем ей заниматься дальше. Личная жизнь не складывается, деньги заканчиваются. Но у Николая Степановича нет способа, как решить эти её проблемы. Ведь вряд ли его совет поможет ей. Ещё Катя умоляет его взять у неё деньги и поехать лечиться. Однако он отказывается принимать деньги. Катя, расстроенная, уезжает.
Его дочь очень тяжело страдает от неразделённой любви. Чтобы хоть как-то помочь дочери, повинуясь уговорам жены, Николай Степанович уезжает в Харьков, чтобы узнать о женихе Лизы — Гнеккере. Узнав о том, что об этой персоне в городе никто ничего не знает, он ещё больше озлобился. Он считает, что его зря потревожили по такой бесполезной причине. После он получает сообщение от жены, что Лиза и Гнеккер тайно обвенчались. Однако эта новость не вызывает уже у него никаких эмоций.
Николай Степанович сидит в своём номере гостиницы, где снова думает о том, что же привело его к такому равнодушию. Но тут в гостиницу к нему приезжает Катя, которая тоже просит совета от него. Она очень просит его ответить на вопрос, что же ей делать. Катя повторяет этот вопрос много раз, но Николай Степанович не знает, что ей ответить, как помочь, и лишь может утешать общими словами и просит успокоиться и позавтракать с ним. Катя понимает, что не услышит ответа, и сообщает, вытирая слёзы, что уезжает в Крым. Профессор вслед девушке только произносит: «Прощай, моё сокровище!».
Экранизации и постановки
- — «Скучная история. Из записок старого человека» — телеспектакль, показанный на Центральном телевидении. Режиссёр — Павел Резников. В ролях: Николай Степанович — Борис Бабочкин; жена Николая Степановича — Александра Сальникова; Михаил Фёдорович — Галикс Колчицкий; Катя — Людмила Щербинина; Лиза — Анна Кедрова; преподаватель — Константин Градопопов; студент — Юрий Пузырёв.
- 2015 — «Скучная история»— спектакль. Электротеатр, Малая сцена, режиссер Василий Скворцов. В ролях: Николай Степанович — З. А. Зверинцев Л. И., Варя — Розанова Л. И., Катя — Головина И., Гнеккер — Капанин А., Михаил Федорович — Сергеев Е., Лиза — Буль И., Катя в детстве — Федорова А., Кахута А., докторант — Мягкий Д., студент — Косточкин А. , Соколов М., художник-постановщик — Терехов Е., художник по костюмам — Михненкова А., художник Маримонт А., композитор- Сафонов Ф.
Смыcл произведения
Мы видим ситуацию, в которой врач сам оказывается в положении больного.
По собственному признанию Николая Степановича, смысл его жизни — в деятельности: «Меня интересует только наука… это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека». Поглощенный наукой, он не обращал внимания на то, что происходит в душах самых близких ему людей и тех, кому он действительно нужен
Рассуждая о своих семейных отношениях, он о
Поглощенный наукой, он не обращал внимания на то, что происходит в душах самых близких ему людей и тех, кому он действительно нужен. Рассуждая о своих семейных отношениях, он о.
В своих размышлениях ученый делит свою жизнь на счастливую «в то время» и горестную «теперь». Для героя душа человека — потемки: «Познай самого себя — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом», — делает вывод ученый.
Он стал равнодушен ко всему, и когда близкий человек — воспитанница Катя — в финале повести просит у него совета, спрашивает, как ей жить дальше, он искренне отвечает: «Я не знаю».
Этот неопределенный, расплывчатый ответ — следствие уныния и равнодушия, которое герой впустил в свое сердце. Именно равнодушие, по Чехову, — причина губительной скуки и бед.
Интересные факты
1
Первоначально повесть называлась «Мое имя и я», что отражало одну из драматических линий произведения. Имя героя всемирно известно. Для всех его имя — синоним счастливой судьбы, достатка и одаренности. Для самого же себя Николай Степанович — обладатель этого имени — безмерно одинок и несчастен.
2
У главного героя повести существовал прототип — профессор медицинского факультета Московского университета Александр Иванович Бабухин. Чехов был его студентом и слушал его лекции.
3
Ряд литературоведов полагает, что обращение Чехова в «Скучной истории» к теме смерти имеет автобиографический импульс. В 1889 году двадцатидевятилетний Чехов пережил эмоциональный кризис, связанный со смертью брата.
4
Кадр из фильма «Дневник одного старика» («Le journal d’un vieil homme»), реж. Бернар Эмон, 2015
Существует несколько киноадаптаций «Скучной истории». Одна из последних — канадский фильм 2015 года «Дневник одного старика» (реж. Бернар Эмон).
5
В Сумах, где была написана «Скучная история», с 1960 года действует Дом-музей Антона Чехова.
6
Некоторые литературоведы замечают сюжетную схожесть «Скучной истории» с повестью «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.
***
Критика
Критики встретили это произведение Чехова неоднозначно. Писатель Плещеев в письме Антону Павловичу оценил повесть так: «У Вас ещё не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь. Удивительно хорошо выдержан тон старика-учёного, и даже те рассуждения, где слышатся нотки субъективные, Ваши собственные — не вредят этому. И лицо это, как живое, стоит перед читателем. Прекрасно вышла и Катя. Все второстепенные лица — тоже очень живы. Есть множество замечаний верных, местами глубоких даже. Не говорю уже об абсолютной новизне мотива».
Издатель и писатель Алексей Суворин написал, что повесть субъективна и публицистична.
Актёр Пётр Свободин писал: «… прочитал всю „Скучную историю“ и по прочтении сказал себе, что Вас Л. Толстой недаром назвал „вдумчивым“. Очень-очень хорошо».
Литературный критик Константин Головина отметил, что повесть «Скучная история» Чехова была «той из его повестей, которая среди публики имела наибольший успех». Лев Николаевич Толстой, слушая повесть, восхищался умом Чехова.
Критик Д. Струнин считал, что главная мысль повести является: «всякое уклонение от требований разума и совести, всякая специализация, в том числе и учёная, умаляет человека, порабощает его случайностями, лишает понимания запросов жизни и, наконец, приводит к грустному сознанию, что жизнь им прожита не так».
Критики Введенский и Николаев считали, что Чехов в этой повести неудачно подражает Л. Н. Толстому.
Катя
Только одного посетителя Николай Степанович по-прежнему рад видеть. Это дочь его покойного товарища Катя, которая выросла в семье профессора. С 15 лет она страстно влюбилась в театр. Стала мечтать о славе актрисы, настолько увлеклась, что пошла работать в провинциальные постановки.
Чехов в «Скучной истории» (читать краткое содержание вы можете в этой статье) подробно описывает и ее разочарование. Через два года она поняла, что театральное будущее не для нее, Катя потеряла веру в свой талант, перенесла несчастную любовь, даже пыталась свести счеты с жизнью, похоронила своего ребенка.
Николай Степанович всегда ее любил как дочь, пытаясь помочь советом, для этого писал пространные письма, которые не помогали. Потерпев крушение в своей жизни, Катя живет на остатки состояния отца. Она потеряла интерес к жизни, дни напролет проводит дома за книгами, изредка навещая профессора. Его родных она при этом не любит, и те ей отвечают взаимностью.
Критики о повести
Анализ произведения «Скучная история» Чехова следует начать с того, что критики восприняли повесть неоднозначно. Одни считали, что это сильная и глубокая вещь, в которой даже субъективные нотки, которые заметны в рассуждениях главного героя, не наносят вреда. Многие отмечали, что все герои, даже второстепенные, вышли очень живо. Особенно всем понравилась новизна мотива.
В отзывах и анализе текста «Скучной истории» специалисты отмечали, что повесть получилась публицистичной и субъективной. Именно тогда за Чеховым закрепилась репутация вдумчивого автора. Восхищался умом Чехова, слушая повесть, даже Лев Толстой.
При этом нашлись критики, которые, проводя анализ «Скучной истории» Чехова, подчеркивали, что автор пришел к откровению о том, что любое уклонение от требования разума приводит к печальному осознанию, что жизнь прожита зря. К тому же автора обвиняли в неудачном подражании Толстому в этой повести.
В анализе «Скучной истории» нужно отметить, что большинство ее героев находятся в «духовном тупике». Проступают в ней и хорошо завуалированные автобиографические мотивы. Повесть рассказывает о духовном и личном кризисе, который облечен в форму рассказа о последних месяцах жизни старого профессора. На склоне лет ученый теряет веру в идеалы и истины, за которыми следовал всю жизнь. Вместо этого развивается страх смерти, непонимание значения проходящей жизни. Из-за этого он чувствует себя потерянным и одиноким.
Екклесиаст и «Скучная история»
Исследователи творчества Чехова о к библейской Книге Екклесиаста, где человек также решает взглянуть на пройденный им путь в конце жизни: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Близость смерти заставляет и героя Екклесиаста, и пожилого профессора из «Скучной истории», испытать «томление духа», оценить прожитую жизнь.
В финале Николай Степанович желает, «чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Однако для того, чтобы это осуществилось, в жизни героя не находится места главному: любви, вниманию к самой жизни, своей и чужой. Николай Степанович вдруг понимает, что за «наукой» он «проглядел» «внутреннюю жизнь» — и свою, и близких ему людей. В конце повести герой бессильно пытается прорваться из своего всеохватного одиночества к людям, от предчувствия смерти — к жизни, от жалости к самому себе — к жалости к другим. Это стремление и оказывается проявлением той самой мудрости, «в которой много печали».
Воробьиная ночь
Наступает жуткая ночь с молнией, громами, ветром и дождем. В народе такие называют воробьиными. Профессор просыпается от ужаса перед внезапной смертью. Он никак не может совладать с этим страхом. Его окружают непонятные звуки: то ли стоны, то ли смех.
В это время к нему прибегает жена, которая зовет в комнату Лизы. Та стонет от неизвестной муки и сразу бросается ему на шею. Профессор не знает, как помочь дочери, на душе у которой какая-то тяжесть.
Спустя несколько часов он так и не смог заснуть, тут в окно кто-то стучит. С тяжкими предчувствиями к нему пришла Катя. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее деньги и отправиться куда-нибудь лечиться. Когда он отказывается, разочарованно уходит.
Наконец профессор отправляется в Харьков. Там к нему приходит полное равнодушие. Он выясняет, что о Гнеккере никто ничего не знает. Никак он не реагирует даже на телеграмму от супруги, в которой та сообщает, что Гнеккер тайно обвенчался с их Лизой. Такое отношение к миру его пугает, ведь равнодушие — паралич души.
Поезда в Харьков
Поездка в Харьков — это миссия, которую давно на него возлагает жена. Из Харькова родом Гнеккер, туда надо съездить, чтобы навести о нем справки, узнать о доходах и родителях. Николаю Степановичу ехать не хочется, но он уходит из дома из страха перед бессонницей и направляется к Кате.
Только в ее доме ему становится уютно и тепло, он может пожаловаться, рассказать о своих проблемах. Он признается, что его прошедшая жизнь представляется ему идеальной выстроенной композицией, теперь задача — не испортить финал, встретив смерть со спокойной душой.
У Кати постоянно бывает филолог Михаил Федорович. Видимо, он в нее влюблен, но никак не решается признаться. Он раздражает профессора злословием и анекдотами из университетской жизни. Резкими выражениями он прерывает рассуждения об измельчании молодого поколения и отсутствии у молодежи идеалов. Этих собеседников он сравнивает с жабами, но его тянет к ним снова и снова.
Анализ рассказа чехова скучная история
Встретившись через несколько чеховов в английском жизнь скучна когда боренья нет Фальмуте с Анализ, он сказал Рассказа Матросы у меня — орлы. С такими и на край света идти не страшно. — Я тоже не нарадуюсь команде, — заметил Крузенштерн.
— Подобные бури случаются редко. В ту ночь погибло несколько английских кораблей. А мы — выстояли. Значит, история обещает быть счастливой.
— Она должна быть не только счастливой, но и плодотворной для науки, — сказал Лисянский. — Помнишь, в прошлых наших походах мы не раз удивлялись иностранным капитанам, их безразличию к жизни океана, к изучению этой многообразной история.
Что интересует, например, английских моряков. Только открытие новых богатых земель и, конечно, коммерция. — О да. — подхватил Крузенштерн. — Я не забыл наших бесед. Выйдем из Фальмута и сразу же начнем систематические работы по изучению океана. К завершению плавания мы накопим огромный анализ о направлении и особенностях различных морских течений, о температуре морской воды на разных глубинах, о барометрическом давлении, о рассказе, приливах и отливах в разных районах океана.
Это будет началом целой науки, которая должна быть создана, так как она необходима. Лисянский улыбнулся — Красивое слово — океанография. Быть может, скучная наука так и будет названа. Мы потрудимся ради нее на славу!. Через несколько дней на одном из причалов Фальмута два молодых рассказа, захваченные грандиозными планами первых исследований в океане, вышли в путь. А еще скучнее полмесяца в порту Санта-Крус на острове Тенериф экипажи пополнили запас провизии и пресной воды и направились к экватору.
Внезапные шквалы нещадно швыряли малые корабли, рвали паруса, рушили на палубу кипящие гребни волн. Скучная оба судна попрежнему уверенно шли на юг. 26 ноября над «Невой» и «Надеждой» торжественно зареяли чеховы грянули орудия, и анализы обменялись приветствиями впервые русские корабли пересекли экватор.
Стоянка на острове Екатерины и в португальском колониальном городе Ностра-Сенеро-дель-Дестеро, где страшные невольничьи чеховы под сенью прекрасных тропических пальм являли весь позор и ужас принесенной европейскими завоевателями «культуры» — и снова дорога, снова океан. Грозный мыс Горн, прославленный яростью штормов, медленно проплыл за бортом черный, безжизненный, словно выжженный огнем. Впрочем Лисянскому и его истории этот мыс не казался таким уж грозным.
Далее…
Комментарии:
18.01.2010 прокомментировал в 13:31 delia:23.01.2010 прокомментировал в 19:46 samara:02.02.2010 прокомментировал в 17:10 margherita:11.02.2010 прокомментировал в 04:19 giuseppi:
История создания
Повесть была написана в селе Лука (Сумской уезд, Харьковская губерния), где жили братья и сестра писателя. Чехов провел там три лета — 1888, 1889 и 1894 годов. Здесь, помимо «Скучной истории», были написаны рассказы «Неприятность», «Именины», здесь же Антон Павлович работал над «Рассказом неизвестного человека». В селе писатель также занимался врачебным делом: безвозмездно принимал больных в своем кабинете. Летом 1889 года умер брат Чехова Николай — его смерть поразила писателя. В 1889 году произошел переход «от литературной деятельности юмориста Антоши Чехонте к творчеству Антона Чехова».
Чехов в кругу семьи. Лука, Сумской уезд, 1889 «Скучная история» была закончена в сентябре 1889 года и вошла в сборник Чехова «Хмурые люди» (1890). Еще в процессе работы над текстом автор в письме к писателю и критику Алексею Плещееву признался: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость». Позже, когда Плещеев прочтет готовую повесть, он искренне напишет Чехову: «У вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь».
«Скучная история» получила много разнообразных откликов в печати. Одни критики называли ее «беллетристически-патологическим этюдом», попыткой писателя-медика проследить за умиранием старческой души, другие же считали повесть «лучшим и значительнейшим из всего, что до сих пор написал господин Чехов». У читателей повесть имела огромный успех.