Кратко «ася» и. с. тургенев

В помощь ученикам

Сюжет

Молодой человек Н. Н., ведущий праздный образ жизни, путешествовал по Европе, пока однажды в небольшом провинциальном городке в Германии не познакомился с парой из России. Это были брат и сестра Гагины. Особенно поразила господина Н. Н. поведение семнадцатилетней Анны, которую брат называл Асей. Это была очень яркая, живая, непосредственная девушка, чьё настроение менялось, словно калейдоскоп. Герой не понимал мотивов поступков Аси, но именно эта загадочность его пленяла, и он всё больше влюблялся в девушку.

Однажды, случайно послушав разговор Гагиных, господин Н. Н. возомнил, будто они не брат и сестра. Он на несколько дней покинул их, но после Гагин встретился с ним и рассказал историю Аси. Выяснилось, что девушка была внебрачной дочерью его отца, у которого была связь с красивой горничной Татьяной. Отец Гагина очень любил девочку и даже официально признал её.

Да и сам Гагин всем сердцем привязался к сводной сестре.

Между тем Ася очень переживала по поводу своего происхождения и по этой причине ни с кем не сближалась. Господин Н. Н. замечательно проводил с ней время, ему казалось, что он глубоко любит её. Однако иного мнения был Гагин. Он считал, что Н. Н., находившийся во власти предрассудков, не сможет сделать Асю счастливой.

Сделав над собой усилие, Ася написала письмо Н. Н., и тот поспешил на свидание с девушкой. Однако при встрече он так и не нашёл в себе сил сделать признание в любви. Ася, глубоко оскорблённая в своих чувствах, убежала, и её с трудом нашёл брат. На следующее утро господин Н. Н. узнал, что Гагины покинули немецкий городок. В панике он бросился вслед за ними, но ему уже не суждено было увидеть Асю.

История Аси

Ася — не простая барышня-дворянка. Она — дочь состоятельного барина, отца Гагина, и бедной крепостной. Двусмысленное положение, недостаток воспитания и личные горести накладывают определенный отпечаток на поведение и манеры главной героини. Она не может ловко, по-светски вести беседу, не может уверенно владеть своими чувствами и эмоциями.

Чем же притягательна Ася Тургенева? Отзывы о ней рассказчика свидетельствуют о том, что главные недостатки девушки являются ее основными добродетелями. Ася не похожа на светских кокеток, лицемерных и бездумных барышень. Она наделена воображением, страстностью, живостью и непосредственностью, что делает ее очаровательной и желанной в глазах главного героя.

Сюжет

Молодой человек Н. Н., ведущий праздный образ жизни, путешествовал по Европе, пока однажды в небольшом провинциальном городке в Германии не познакомился с парой из России. Это были брат и сестра Гагины. Особенно поразила господина Н. Н. поведение семнадцатилетней Анны, которую брат называл Асей. Это была очень яркая, живая, непосредственная девушка, чье настроение менялось, словно калейдоскоп. Герой не понимал мотивов поступков Аси, но именно эта загадочность его пленяла, и он все больше влюблялся в девушку.

Однажды, случайно послушав разговор Гагиных, господин Н. Н. возомнил, будто они не брат и сестра. Он на несколько дней покинул их, но после Гагин встретился с ним и рассказал историю Аси. Выяснилось, что девушка была внебрачной дочерью его отца, у которого была связь с красивой горничной Татьяной. Отец Гагина очень любил девочку, и даже официально признал ее. Да и сам Гагин всем сердцем привязался к сводной сестре.

Между тем Ася очень переживала по поводу своего происхождения, и по этой причине ни с кем не сближалась. Господин Н. Н. замечательно проводил с ней время, ему казалось, что он глубоко любит ее. Однако иного мнения был Гагин. Он считал, что Н. Н., находившийся во власти предрассудков, не сможет сделать Асю счастливой.

Сделав над собой усилие, Ася написала письмо Н. Н., и тот поспешил на свидание с девушкой. Однако при встрече он так и не нашел в себе сил сделать признание в любви. Ася, глубоко оскорбленная в своих чувствах, убежала, и ее с трудом нашел брат. На следующее утро господин Н. Н. узнал, что Гагины покинули немецкий городок. В панике он бросился вслед за ними, но ему уже не суждено было увидеть Асю.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Несчастная любовь

Общение с господином Н. Н. пробуждает в сердце юной и неопытной девушки бурю новых и невразумительных для нее чувств. Она, непонимающая себя и страшащаяся своих ощущений, ведет себя странно и переменчиво, но это не обычные капризы. Поведение Аси отражает ее внутреннюю борьбу и смятение, ее желание понравиться и очаровать.

Не умея скрывать своих чувств и даже не осознавая, что это необходимо делать, девушка открывает душу своему брату и любимому. В этом детском наивном поступке раскрывается вся она — невинная и порывистая Ася Тургенева. Главные герои не могут по достоинству оценить ее откровенность и темпераментность.

Гагин называет сестру сумасшедшей и сокрушается, что “она погубит себя, непременно”. Однако он все же отмечает возвышенные и благородные чувства Аси, а также ее чистоту и искренность.

Главный же герой, напротив, не может оценить редкие и прекрасные качества девушки, которая любит его и которую любит он сам. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» — думает господин Н. Н. Да, он не может идти наперекор светским правилам, не может жениться на незаконнорожденной, не может бороться за свою любовь. И даже когда Гагин прямолинейно и грустно спрашивает друга о том, собирается ли он жениться на его сестре, тот избегает прямого ответа и молчит.

Чем же заканчивает свою повесть “Ася” Тургенев? Отзывы и рецензии о произведении свидетельствуют о том, что выбранный эпилог очень реалистичен и удачен.

Чему учит повесть?

На примере главного героя Иван Сергеевич Тургенев показывает, что праздный образ жизни, бесцельное существование не способны сделать человека счастливым. Будучи зрелым человеком, Н. Н. с горечью осознает, что прожил свою молодость совершенно бесцельно, впустую потратив лучшие годы. Судьба подарила ему шанс круто изменить жизнь, однако он не понял, что Ася – это его единственная возможность придать своему существованию смысл. Если бы он это вовремя понял, то был бы счастливым человеком: любил и был любимым, создал крепкую семью, растил детей. Однако его страх ответственности разрушил эту надежду на счастье.

Также Тургенев в своем произведении дает понять, что не стоит бояться своих чувств. Ася полностью отдалась любви, которая переполняла ее изнутри. Для девушки первый опыт оказался не слишком удачным: любовь обожгла ее, но при этом научила многим важным и полезным вещам. Ася раскрыла в себе умную, зрелую женщину с чувством собственного достоинства. Неудачный опыт помог ей лучше понять себя, свои желания, и в будущем не совершать ошибок при выборе суженого. Не стоит бояться искренних душевных порывов: так или иначе они обязательно сослужат добрую службу.

Тема

Тема любви. Это центральная тема повести «Ася», поскольку именно она в полной мере раскрывает истинную суть героев. Тургенев намеренно посылает им испытание любовью, чтобы они смогли раскрыть самые потаенные уголки своей души, смогли раскрыться перед читателем. Лишь сильный, честный, искренний человек способен по-настоящему полюбить другого человека. Однако трагедия состоит в том, что далеко не каждый способен справиться с этим непростым испытанием, и зачастую любовь оказывается неразделенным чувством, способным принести одни лишь страдания. Подобная история описана и в повести «Ася». Открытая, искренняя Ася готова была отдать всю себя возлюбленному, но тот испугался ответственности, перемен в жизни. В итоге девушка глубоко разочаровывается в своем избраннике, а  последний, добровольно отказавшись от любви, обрекает себя на вечное одиночество. Тема лишнего человека. Это также весьма важная тема, которую Тургенев поднимает в повести. Главный герой – прекрасно образованный, молодой богатый дворянин, перед которым открыты все двери. Однако по каким-то причинам он никак не может отыскать себя в этом мире. Подтверждением тому служит его праздное и совершенно бесцельное путешествие по Европе. Н. Н. не в состоянии отыскать себе занятие по душе, как-то применить на пользу свои таланты и способности. Его несостоятельность проявляется и в чувственной сфере: герой боится признаться в любви не только Асе, но и самому себе, а потому невольно отталкивает ее. Лишь спустя время он осознает, какую чудовищную ошибку совершил. Тема семьи. Данная тема раскрывается автором на примере семейства Гагиных. Узнав о существовании сестры, внебрачной дочери своего отца, Гагин не отвернулся от нее. Напротив, он сделал все возможное, чтобы как-то скрасить ее существование

Герой прекрасно понимал, как некомфортно она себя чувствовала себя в обществе, где большое внимание уделялось вопросам происхождения. Для Гагина же семейные ценности были гораздо выше сословных предрассудков, и при помощи этого героя Тургенев призывает читателя ценить и беречь своих близких

Тема ностальгии. Повесть начинается с ностальгических воспоминаний главного героя о днях своей молодости, об упущенной любви. Приобретя жизненный опыт, он тосковал по дням юности, когда был беспечен, влюблен и полон светлых надежд.

Тема

Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство — это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н

не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире

Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

Краткий пересказ

Асе 17 лет, и ее полное имя – Анна Николаевна Гагина. У нее «мальчишеская» стрижка, спускающаяся до плеч, вьющиеся темно-каштановые волосы, черные глаза и длинные ресницы. Ее наряд состоит из широкополой соломенной шляпы, которая закрывает часть лица, а также шарфа и длинного платка. У Аси непредсказуемый темперамент. Она может быть грустной в один момент, а в следующий вдруг стать шумной и веселой, совершая странные поступки, например, поливая цветы у развалин старого замка. Постепенно он начинает понимать, что, скорее всего, Ася все-таки не совсем сестра Гагина.

Через несколько дней главному герою надоело сомневаться, и он вызвал Гагина на откровенный разговор. Выяснилось, что Ася на самом деле не была настоящей сестрой Гагина. Когда ему было двенадцать лет, Гагин уехал из дома, чтобы учиться в интернате в Санкт-Петербурге. Когда это произошло, его отец уже был вдовцом и жил в деревне. После смерти отца выяснилось, что у его родителя был еще один ребенок – Ася, которая родилась от горничной, работавшей в семье Гагина. Пока ей не исполнилось девять лет, Ася жила с матерью в домике и росла в обстановке, далекой от обстановки утонченных дам.

На девятом году жизни Аси скончалась ее мать, и девушка оказалась в доме своего отца-землевладельца. Там ей пытались дать более утонченное воспитание, стараясь превратить ее в женщину высокого общественного положения. Когда ее отец умер, Асе было уже тринадцать лет. У нее не было другой семьи, кроме сводного брата Гагина, которому было двадцать лет, и он стал единственным опекуном своей сестры.

Ася провела четыре года в петербургском интернате, который был выбран Гагиным для того, чтобы она могла получить лучшее воспитание. За это время она столкнулась со многими трудностями, так как учителя пытались улучшить поведение Аси, а также научить ее иностранным языкам, таким как французский и немецкий, и танцевать вальс. Однако, несмотря на все их усилия, свободолюбивая натура Аси оставалась в основном неизменной.

Ася и Гагин отправляются за границу, где сталкиваются с главным героем. Состояние Аси вызывает у героя чувство сострадания к ней. Он предполагает, что ее беспокойство является следствием ее неустойчивого социального положения. Ася испытывает множество неуверенности в себе из-за своего «неподходящего» происхождения, что приводит к тому, что она стесняется своей матери и хочет быть такой же респектабельной, как другие женщины из высшего класса. Это приводит к тому, что Ася ведет себя странно: она напряжена, странно смеется, любит покрасоваться и неадекватно ведет себя на публике.

Ася привыкла высказывать все свои мысли и не умеет лгать, хотя ее робкий характер маскируется наглым поведением. Несмотря на добросердечность, с ней бывает трудно найти общий язык. Кроме того, она умна и проворна, забавна и не любит слишком долго оставаться на одном месте. Ее брат считает Асю капризной и изнеженной личностью, склонной к озорству и общению с людьми более низкого социального положения

С другой стороны, она несет себя с гордостью и никогда не жалуется, демонстрируя острое чувство собственной важности, а также амбиции

У молодой пары развиваются сильные эмоции друг к другу, и однажды Ася присылает главному герою письмо, в котором приглашает его на свидание. У героя происходит напряженный разговор с братом Аси. Он замечает чувства девушки к герою и размышляет о том, собирается ли он жениться на Асе. Главный герой не уверен и не знает, действительно ли он хочет жениться на этой женщине. В заключение они договариваются, что при следующей встрече герой откажет Асе в ее привязанности, чтобы не давать ей ложных надежд.

В следующий раз они встречаются в доме, принадлежащем вдове мэра. Ася выражает свои эмоции по отношению к герою и бросается в его объятия, но внезапно он начинает выдвигать против нее обвинения. Оказывается, его расстроило то, что она призналась брату в своих чувствах к нему, что, по его мнению, не позволит им теперь быть вместе.

Поняв, что ее любовь не была взаимной, Ася ушла, и главному герою и Гагину пришлось искать ее. Тогда главный герой понял, что у него действительно было желание сочетаться браком с Асей, и он испытывал к ней какие-то чувства. К сожалению, было уже слишком поздно. На следующий день он собирался поговорить с Гагиным, чтобы попросить руки Аси, но тут выяснилось, что она уехала из города со своим братом. Он обнаружил, что они уехали в Лондон, но на этом его поиски Аси закончились, так как дальнейшая информация о ее местонахождении неизвестна.

Сообщение
появились сначала на
.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

С этим читают:

И. С. Тургенев «Ася»: характеристика героев

И. С. Тургенев «Ася»: краткое содержание

Источник

Начало печальной истории

Краткий пересказ “Аси” Тургенева следует начать с описания главного персонажа, от лица которого ведется рассказ событий.

Пред критическим взором читателей предстает анонимный господин Н. Н. Он, вспоминая молодость, восстанавливает в памяти события своего турне по Европе и знакомства с необычными соотечественниками.

Он встречает Гагиных — молодого мужчину и юную девушку, брата и сестру, которые путешествуют вместе. Мужчины быстро сближаются друг с другом, часто проводят время сообща за беседами и развлечениями.

Главные герои “Аси” Тургенева испытывают друг к другу неподдельные чувства дружбы и симпатии. Со временем господин Н. Н

начинает обращать внимание и на сестру своего товарища

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику — буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось — и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику — буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось — и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

Главные герои

Ася – молодая, красивая девушка семнадцати лет с живыми черными глазами, непосредственная, свободолюбивая, яркая личность.

Господин Н. Н. – герой, от лица которого ведётся повествование, молодой человек двадцати пяти лет, спокойный, слабохарактерный, наблюдательный, полный жизненных предрассудков.

Гагин – сводный брат Аси, молодой художник, прямодушный, честный, который трепетно заботится о сестре.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Ася»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Ася»

для самых компанейских —

Главные герои «Ася»

для самых крутых —

Читать «Ася» полностью

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: