Сочинение «символический реализм и драматизм нравственного конфликта в литературном анализе пьесы антона павловича чехова «три сестры»

"три сестры": анализ пьесы чехова

Краткое содержание

Ознакомление с кратким содержанием избавит от необходимости читать пьесу полностью и поможет понять ее смысл. «Три сестры» Чехова разворачивают свое действие в губернском городе (в котором современники без труда узнавали описание Перми), доме семьи Прозоровых.

Младшей из сестер, Ирине, исполняется 20 лет. Именно поэтому ждут гостей, накрывают столы в зале. Сама девушка испытывает небывалый душевный подъем, но не может понять, в чем его причина. Ей кажется, будто она летит под парусами по бескрайней небесной глади, а рядом с ней парят в свободном полете крупные белые птицы.

Известно, что осенью семейство Прозоровых планирует переезжать в Москву. У девушек есть брат, Андрей, собирающийся поступать в университет, причем в том, что это завершится успехом, уверены все сестры. Юноша непременно получит образование и станет профессором.

Муж Маши, второй сестры, по фамилии Кулыгин, также испытывает общее настроение радости. Счастлив и Чебутыкин, врач-медик, некогда бывший влюбленным в мать девушек. Ожидает светлого будущего и поручик Тузенбах, оптимистично настроен Вершинин.

Развитие сюжета

Однако во втором действии все меняется. Каждого из ключевых героев произведения ожидает разочарование, крушение надежд:

  • Андрей, в мечтах видящий себя московским профессором, находит мало интересного в скромной должности земского секретаря. Он страдает от одиночества, ощущает себя чужим, никому не нужным.
  • Маша разочаровывается в супруге. Он оказался всего-навсего обычным учителем, а не мудрым ученым, каким представлялся ей изначально. Да и круг его друзей довольно скучен и прозаичен.
  • Ирина недовольна своей службой на телеграфе. Девушка понимает, что эта должность — отнюдь не то, о чем она грезила.

Разочарованной приезжает из гимназии Ольга. Общее настроение пессимизма передается и Вершинину, который продолжает рассуждать о счастье, но в его словах явственно звучит упаднический дух.

Даже Чебутыкин, славящийся своими каламбурами, начинает страдать от внутренней боли, раздумывать об одиночестве, которое именует «страшной штукой, но неизбежной». Очаровательная скромница Наташа на деле оказывается мещанкой, стремящейся занять в доме лидирующую позицию. Она выпроваживает гостей, чем вызывает негодование Маши.

Действие третье

Последующее развитие событий отделяет от описанного ранее срок три года. Если в первом действии перед читателем солнечный полдень, то сейчас автор в ремарках указывает, что на дворе мрачно. Да и сами события счастливыми не назовешь — звуки набата говорят о том, что случился страшный пожар, окно дома Прозоровых окрашено в красный цвет от зарева, а само жилище наполняется людьми, спасающимися от страшной стихии.

Каждый из действующих лиц по-своему переживает обрушившуюся на них трагедию:

  • Ирина в отчаянии, до нее доходит мысль о том, что в Москву они с сестрами не уедут никогда, что жизнь проходит, будто песок сквозь пальцы, и ничего нельзя возвратить.
  • О своем будущем в тревоге задумывается и Маша. Цитата: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?».
  • Андрей горько сожалеет о своем браке, который не принес ему ожидаемого счастья.
  • Горечь разочарования сразила и Тузенбаха, который осознал, что счастливая жизнь ему только мерещилась.
  • Чебутыкин от безысходности стал пить, плачет.

Кулыгин пытается убедить себя в том, что он доволен, повторяя это слово несколько раз, однако именно это и доказывает — каждый из персонажей сломлен, разочарован, раздавлен жизнью и несчастлив.

Завершающие сцены

Последнее действие рисует перед читателем или зрителем картину начинающейся осени. Маша, прогуливаясь по аллее, наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада по переводу покидает город, офицеры прощаются с Прозоровыми, делают фото на память. Везде царят скука и тишина. Андрей уверен в том, что город в скором времени опустеет.

Маша рассталась с Вершининым, несмотря на то, что некогда испытывала к нему сильные чувства. Ольга стала начальницей гимназии и смирилась с тем, что переезд в Москву остался лишь в мечтах. Ирина, мучимая этой же мыслью, приняла предложение руки и сердца от Тузенбаха.

Она готова начать новую жизнь, именно поэтому чувствует желание работать. У нее словно выросли крылья.

Кажется, что история хотя бы одной из сестер завершится благополучно, но этому было сбыться не суждено. Соленый, поклонник Ирины, вызывает Тузенбаха на дуэль и убивает его.

«Три сестры»: Краткое содержание по действиям

Первое действие. Начинается все с мажорных нот, герои полны надежд в ожидании прекрасных перспектив: сестры Ольга, Маша и Ирина надеются, что их брат Андрей скоро поступит в Москву, они переедут в столицу и их жизнь чудесно изменится. В это время в их город приезжает артиллерийская батарея, сестры знакомятся с военными Вершининым и Тузенбахом, которые тоже весьма оптимистичны. Маша наслаждается семейной жизнью, ее муж Кулыгин светится благодушием.  Андрей делает предложение своей скромной и стыдливой возлюбленной Наташе. Друг семьи Чебутыкин развлекает окружающих шутками. Даже погода веселая и солнечная.

Во втором действии наблюдается постепенное снижение радостного настроения. Вроде бы Ирина стала трудиться и приносить конкретную пользу, как и хотела, но служба на телеграфе для нее  «труд без поэзии, без мыслей». Вроде Андрей женился на любимой, но прежде скромная девушка забрала в свои руки всю власть в доме, а ему самому стало скучно работать в земской управе секретарем, но решительно поменять что-то все сложнее, быт затягивает. Вроде Вершинин еще говорит о скорых переменах, но для себя он не видит просвета и счастья, его удел только работать. У него с Машей взаимная симпатия, но они не могут все разорвать и быть вместе, хоть она и разочаровывается в своем муже.

Кульминация пьесы  заключена в третьем  действии, обстановка и настроение его полностью противоречат первому:

Нам показываются события спустя три года, и они абсолютно не радуют. И герои пришли в крайне безысходное состояние: Ирина плачет о безвозвратно ушедших счастливых днях; Маша тревожится, что ждет их впереди; Чебутыкин уже не шутит, а лишь пьет и плачет:

И только Кулыгин сохраняет спокойствие и довольство жизнью, это лишний раз подчеркивает его мещанскую натуру, а также еще раз показывает, как все тоскливо на самом деле.

Финальное действие проходит осенью, в это время года, когда все умирает и уходит, а все надежды и мечты откладываются до следующей весны. Но весны в жизни героев уже, скорее всего, не будет. Они успокаиваются на том, что есть. Артиллерийскую батарею переводят из города, который после этого будет будто под колпаком повседневности. Маша и Вершинин расстаются, теряя в жизни последнее счастье и ощущая ее законченной. Ольга смиряется с тем, что желанный переезд в Москву невозможен, она уже начальница гимназии. Ирина принимает предложение Тузенбаха, готова выйти за него и начать другую жизнь. Ее благословляет Чебутыкин: «Летите, мои милые, летите с Богом!». Советует он «улетать», пока возможно, и Андрею. Но и скромные планы персонажей разрушены: Тузенбах убит на дуэли, а Андрей не может собраться с силами для перемен.

Анализ пьесы «Три сестры» А.П. Чехова

«Три сестры» — это классическая пьеса А.П. Чехова, которая рассказывает о жизни трех сестер Ольги, Маши и Ирины. Пьеса повествует об их надеждах, мечтах и стремлениях в условиях русской провинциальной действительности. Анализируя пьесу, можно выделить несколько ключевых тем.

Оптимизм и отчаяние

Одной из главных тем пьесы является противоречие между оптимизмом и отчаянием героев. Они мечтают о лучшей жизни и верят в светлое будущее, но одновременно с этим они чувствуют себя отчаянными и разочарованными в реальности. Одна из сестер, Маша, застряла в браке с мужем, к которому не испытывает чувств, а Ирина не находит себя в профессии и ощущает жалость к своей жизни.

Символ птицы

Символ птицы имеет в пьесе множество вариаций значения. Во многих сценах птицы упоминаются как символ свободы и легкости, к которому герои стремятся. Тем не менее, в других моментах птицы ассоциируются с беспомощностью и зависимостью от других людей. Одна из сестер, Маши, говорит: «Мне хочется летать, как птица, но я не знаю, как».

Конфликт поколений

Еще одной значимой темой является конфликт поколений. Сестры представляют разные поколения и имеют разные взгляды на жизнь. Олига и Ирина хотят сохранить идеалы поколения предшествующего им, тогда как Маша мечтает о новой жизни и уходе от старых традиций.

Разбор основных идей

Одной из главных идей пьесы является тема времени и его влияния на жизнь героев. Чехов показывает, как жизнь проходит мимо главных героев, оставляя у них ощущение пустоты и незавершенности. Он подчеркивает, что время неумолимо течет, и герои не могут вернуть упущенные возможности.

Еще одной важной идеей пьесы является тема женской зависимости. Чехов описывает три сестры, которые тоскуют по своей молодости и независимости, но при этом они не могут освободиться от оков семейных обязанностей и общественных ожиданий

Автор обращает внимание на социальные ограничения, которые препятствуют женщинам осуществить свои мечты и стремления

Также в пьесе присутствует тема искусства и его роли в жизни героев. Чехов показывает, что искусство является спасением и утешением для героев, позволяя им уйти от реальности и насладиться мгновениями красоты и гармонии. Оно дает им возможность найти смысл в жизни и утешение в своих страданиях.

Время и его влияние на жизнь героев
Женская зависимость в обществе
Роль искусства в жизни героев

Взаимоотношения с мужчинами и поиск любви

Ольга, старшая сестра, работает учителем и подавляет свои собственные желания во имя должности и заботы о семье. Она ощущает пустоту и одиночество, и, хотя потенциальные поклонники есть, Ольга не может решиться на взаимоотношения из-за своей преданности семье и своим обязанностям.

Маша, средняя сестра, замужем за Кулигиным, но несчастлива в браке. Она ищет утешения и любви в общении с другими мужчинами, иной раз даже позволяя себе флиртовать с ними. Она ищет внешнего спасителя из своей невыносимой ситуации, но оказывается в тупике и понимает, что настоящая любовь не может быть найдена во внешнем мире, а должна быть обретена внутри себя.

Ирина, младшая сестра, мечтает о встрече своей жизни и прекрасном любовном опыте. Она погружена в мечты о будущем, но чувствует себя несчастной и неудовлетворенной в настоящем. Она в постоянном поиске новых впечатлений и переживаний, но постепенно осознает, что счастье не может быть найдено извне, а должно быть построено на взаимоотношениях с людьми, которые уже находятся рядом.

Чехов исследует разные аспекты взаимоотношений и поиска любви, показывая, что любовь не всегда может быть найдена или исполнена вне нас. Вместо этого он придает значимость самоактуализации, внутреннему росту и принятию себя. Три сестры сталкиваются с различными проблемами в своих отношениях с мужчинами и в поиске любви, но в конечном итоге осознают, что настоящая любовь и счастье начинаются внутри нас.

Современность Трех сестер

Три сестры Чехова были написаны более столетия назад, но их актуальность не утрачена со временем. Пьеса высказывает мнение о том, что жизнь в России была трудна и безнадежна, и люди мечтали о более счастливом будущем. Эта тема по-прежнему знакома современному зрителю, который может найти отзвуки своей жизни в судьбах героев пьесы.

Кроме того, Три сестры затрагивают тему роли женщин в обществе. Для своего времени мало кто позволял себе такую феминистскую позицию, но Чехов говорит много о том, насколько женщины заброшены в мире мужчин. Эта тема по-прежнему активна в нашем обществе, и пьеса становится более релевантной с каждым годом.

В своей работе Чехов также поражает своей красотой и простотой. Его язык, хоть и устаревший, всё ещё красив. Использование диалогов и сцен, чтобы проект идеи и тем в головах зрителей, делает пьесу легкой для понимания и захватывающей для зрителей всех возрастов.

Решение политических и социальных проблем 15%
Равенство женщин в обществе 27%
Семейные отношения и проблемы 43%
Неопределенность и бесцельность жизни 15%

Наконец, Три сестры учат зрителей размышлять о многих глубоких вопросах жизни. Каков смысл жизни? Что значит быть счастливым? Как взаимодействовать с окружающим миром? Какую роль играть в своей судьбе? По-прежнему существует много хаоса в мире и в нашей жизни, и пьеса предлагает зрителям возможность задуматься о своих личных ответах на эти вопросы.

Сюжет и главные темы в пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова

Главная тема пьесы — тоска по прошлому и недостижимая мечта. Сестры живут в постоянном ожидании, надеясь, что их жизнь изменится, но вместо этого они терпеливо подчиняются своим обязанностям и продолжают мечтать о лучшей жизни. Они стремятся найти смысл и радость в своей серой и однообразной жизни в провинции.

Одной из важных тем пьесы является невозможность вернуться в прошлое. Сестры вспоминают свое детство и мечтают о возвращении в Москву, но это оказывается невозможным. В пьесе Чехов исследует тему времени и преходящего момента, а также ностальгии и разочаровании.

Другая важная тема пьесы — неудовлетворенность и потеря смысла жизни. Сестры ощущают пустоту и неспособность найти счастье в своих отношениях и работе. Они ищут смысл своей жизни и пытаются найти истинное счастье, но каждая из них сталкивается с разочарованием и потерей надежды.

Однако, несмотря на свою неудовлетворенность и разочарование, сестры сохраняют надежду и верят в возможность изменений. Они продолжают мечтать о будущем и желают вернуться в Москву. Чехов создает в пьесе атмосферу ожидания и надежды, которая сопровождает героев на протяжении всей пьесы.

Смысл названия пьесы «Три сестры»

В русской классической литературе названия произведений, как правило, символичны и очень часто выражают отношение автора к изображаемому. В пьесах Чехова все сложнее. Он не раз утверждал, что в названиях его произведений не следует искать особого смысла, иронии или глубинной символики. И действительно, кажется странным, что пьеса называется «Три сестры», в то время как в этой драме представлена история семьи Прозоровых и не менее важным образом является Андрей, брат сестер

Если взять во внимание женские образы, то Наташа, жена Андрея, гораздо активнее, чем Ирина, Маша и Ольга, она добивается всего, о чем мечтала

Драматическая тема «Трех сестер» — настойчивая вариация мотива напрасно пропадающей красоты. Образы трех сестер являются олицетворением духовной красоты и искренности. Автор часто использует сравнение женской души с перелетной птицей, и это становится одним из лейтмотивов пьесы.

Цветовая символика, отмеченная автором в ремарке к первому действию, настраивает читателя и зрителя на восприятие сестер как единого образа. Они становятся олицетворением прошлого, настоящего и будущего национальной жизни. И это положение иллюстрируется колористическими символами. Белое платье Ирины символизирует молодость и надежду, синее форменное платье Ольги подчеркивает ее зависимость от футлярной жизни. Черное платье Маши прочитывается символом загубленного счастья. Весь драматизм представленной автором ситуации заключается в том, что будущее связано не с Ириной, а с Машей. Ее странная реплика — «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…» — символический комментарий зависимости героинь от собственного бессилия.

Анализ произведения

Жанр «Три сестры» Чехов определил как драму. Произведение традиционно считается сложным для анализа, поэтому школьники чаще всего разбирают его в классе. Ведь понять авторский замысел и написать сочинение дома весьма непросто.

Центральными героинями, как следует из названия, являются Маша, Ольга и Ирина Прозоровы. Каждая из них имеет собственный характер, однако нередко литературоведы рассматривают их образы, как единое целое. Девушки живут надеждой на лучшее, искренне ждут перемен, что символизирует их стремление вырваться из родного города и переехать в Москву.

Однако суровая реальность вносит свои корректировки в перспективы Прозоровых — сестры вынуждены остаться на месте, в губернском городе, их мечты о Москве так и остаются мечтами.

Постепенно героинь начинают посещать мысли о прожитых годах, уходящей молодости, осознание того, что сил остается все меньше и изменить уже едва ли что получится. И это общее настроение разочарования в жизни и в себе царит во всех картинах пьесы. Вот почему ряд критиков считает книгу самой пессимистичной в творчестве Чехова.

Однако еще одним важнейшим персонажем, позволившим автору выразить свои идеи, является Андрей Прозоров. Не зря женские образы напрямую с ним связаны:

  • Ольга (старшая), Ирина и Маша — сестры.
  • Наталья — сначала возлюбленная, а затем — супруга.

Именно Андрея можно назвать ключевым персонажем, носителем смысла произведения.

https://youtube.com/watch?v=wXs7vMqHwWQ

Характеристика главного героя

Андрей Прозоров — человек умный, образованный, но сильным назвать его невозможно, он не готов к борьбе. Ничего не делает ради того, чтобы занять столь желаемую должность профессора, предпочитая праздность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что постепенно жизненные силы покидают его, оставляя наедине с собственным бессилием и разочарованием. Сначала — в кажущейся несправедливости обстоятельств, затем — в себе самом.

Прозоров отдаляется от сестер, залезает в долги, даже вынужден принять унизительную должность от любовника Наташи, своей жены. А меж тем именно с ним сестры связывали свои надежды на лучшую жизнь. Падение героя, его неспособность занять активную жизненную позицию сделали несчастным не только его самого, но и всю его семью. Таким образом, при анализе «Три сестры» Чехова следует отметить, что в произведении явно звучит любимая классиком тематика — человека доброго, умного и образованного, но слабого и безвольного, ставшего причиной несчастья других, пусть и не специально.

Дополнительные образы

В драматическом рассказе Чехов рисует перед читателем противопоставление Москвы и провинции, причем в буквальном смысле понимать его не стоит. Столица не означает нечто светлое сама по себе, а провинциальный городок не является воплощением всего негатива. Однако героини в своих монологах мечтают о переезде, поэтому Москва становится образом-символом, означающим возможность изменить свою жизнь, сорваться с места, будто перелетная птица, обрести свободу, подняться ввысь над серой действительностью.

Но, увы, провинция, которая символизирует отсутствие душевных сил и отказ от перемен, все же оказывается сильнее.

Вторая значимая оппозиция, которую описывают литературоведы — это противопоставления гражданских и военных персонажей. Офицеры олицетворяют собой свежую жизненную волну, это веселые и умные люди, без которых жизнь в городе станет серой и унылой. Конечно, назвать кого-либо из них совершенством, неким авторским идеалом, будет не вполне правильно, однако именно эти простые и бесхитростные герои во многом смогли добиться того, что оказалось не по силам слабой духом интеллигенции.

Именно поэтому в конце повествования они покидают уездный городишко, где отродясь не было ничего захватывающего, и отправляются в неизвестность — то ли в Польшу, то ли в Читу. Этот момент автор специально не освещает, подчеркивая, что перед теми, кому удалось соединить силу духа, образование и стремление жить, открыт весь мир.

https://youtube.com/watch?v=QV3Kkstoq9E

Изучение сюжета и структуры произведения «Три сестры»

Сюжет произведения развивается в течение нескольких лет и охватывает различные события, происходящие в жизни семьи Прозоровых. Главная тема произведения — стремление героев найти свое место в жизни и удовлетворить свои глубокие душевные потребности.

Структура произведения «Три сестры» имеет традиционную для драмы форму. Оно состоит из четырех актов, каждый из которых представляет определенный временной промежуток. В каждом акте происходят новые события и развиваются взаимоотношения между героями, что придает произведению напряженность и драматизм.

В первом акте происходит знакомство с героями и представление основной проблематики произведения. Изначально сестры испытывают недовольство своей жизнью в провинциальном городе, они мечтают о перемещении в Москву, которая для них является символом мечты и счастья.

Во втором акте сестры частично осуществляют свои мечты, но оказываются разочарованными и несчастными. Они понимают, что истинное счастье не связано с материальным достатком и внешними условиями, а зависит от внутренней гармонии и самореализации.

Третий акт является поворотным моментом в истории сестер. Они осознают, что прожитые годы были потеряны и что действительное счастье можно найти только в себе, в своем внутреннем мире, а не внешних обстоятельствах. Этот акт отмечен глубокой философской задумкой автора и является пиком драматического развития произведения.

Четвертый акт произведения уводит читателя в будущее и демонстрирует, что сестры не смогли осуществить свои мечты и остались пленницами своего прошлого и своих собственных ограничений. Они не смогли реализоваться полностью и достичь истинного счастья, что придает произведению глубину и трагичность.

Таким образом, изучение сюжета и структуры произведения «Три сестры» позволяет понять глубокий философский смысл произведения и его важность в контексте русской драматургии. История сестер Прозоровых становится символом утраты и сожаления, но также и важным источником самопознания и осмысления собственной жизни для читателя

Многолетняя классика драматургии

«Три сестры» — это одна из самых значимых пьес Антона Чехова, которая до сих пор остается актуальной. Премьера состоялась в 1901 году, но с тех пор она не теряет своей значимости и послужила основой для многих экранизаций и постановок.

Чехов сумел насытить свое произведение множеством тем, которые до сих пор затрагивают каждого зрителя: социальные, брачные, семейные проблемы и т.д. Каждый персонаж в пьесе имеет свою историю и собственную мотивацию, что делает ее более реалистичной и живой. А легендарные реплики, такие как «Все будет, абсолютно все будет», стали настоящим наследием мировой культуры.

Несмотря на то, что прошло более ста лет со времени написания произведения, возрастные кризисы и поиски собственного места в жизни остались актуальными и сегодня. В этом заключается вечность пьесы и ее высокая ценность для каждого зрителя.

Значение и влияние произведения «Три сестры» на современную литературу

«Три сестры», великое произведение Антона Павловича Чехова, имеет огромное значение и глубокое влияние на современную литературу. Эта пьеса, написанная в конце XIX века, до сих пор считается одной из наиболее значимых и ярких работ Чехова, отражающих трагическую жизнь русской интеллигенции.

В «Трех сестрах» Чехов на мастерском уровне проникновенно искажает жизнь главных героев, показывая их стремление к смыслу и своего рода экзистенциальному исканию. Чехов создает неподдельную атмосферу мечтательности, разочарования и тоски, которая безупречно отражает дух эпохи.

История об этих трех сестрах, Ирине, Маше и Ольге, стала неотъемлемой частью канона русской литературы и оказала значительное влияние на многих писателей и драматургов. Влияние «Трех сестер» можно увидеть в современных произведениях, которые исследуют темы тоски по поводу незаменимости и негодности существующего положения вещей.

Чеховский поисках смысла, наблюдении человеческой натуры и обнажении душевных страданий положил фундамент современного исследования человеческой психологии

Акцентируя внимание на внутренней жизни персонажей и сложности человеческих отношений, «Три сестры» создали прочную основу для психологической прозы и драматургии

Это произведение также определило новый подход к структуре пьесы и развитию сюжета. К примеру, его используют для создания альтернативных концовок, где герои проживают другую жизнь или противостоят трагическому финалу. Это дает возможность современным писателям и драматургам исследовать альтернативные развития сюжета и переосмысление жизни героев.

Таким образом, «Три сестры» Антона Чехова имеет огромное значение и продолжает оказывать сильное влияние на современную литературу. Она стала исходной точкой для многих работ, которые исследуют сложности существования, тоску по недостижимым идеалам и человеческие отношения в современном обществе.

Семейные отношения и их разрушение

На протяжении всей пьесы мы следим за главными героинями – тремя сестрами Прозоровыми, которые изначально видят свое счастье не в нынешнем месте пребывания, а в возвращении в Москву. Они пытаются наладить свою жизнь, справиться с преградами и ограничениями, однако часто свойственная им мечтательность и неудовлетворенность ведут к разочарованию и ощущению пустоты.

Чехов тщательно строит треугольник семейных отношений между сестрами и их мужьями. Его герои погружены в мир характеризующих семью традиций и условностей, которые порой препятствуют их индивидуальному развитию и осуществлению желаний. Сестры постоянно обсуждают свои проблемы и мечты, однако их взаимное понимание и поддержка оказывается недостаточной, чтобы спасти погибающие отношения в семьях.

В пьесе отчетливо прослеживаются конфликты, непонимание и обман между супругами, что приводит к деградации и разрушению семей. Сестры осознают, что оказались в ловушке собственных желаний, а декорации жизни их семейными отношениями кажутся искусственными и неожиданными.

Чехов задает вопросы о природе семейных отношений, роли женщины в семье и обществе, показывая трагическую ситуацию героинь, которые не могут реализовать себя и жить полной жизнью в тесном пространстве провинциального города. Сквозь пленетарный характер трех семейных историй Чехов поднимает проблемы любви, гармонии, взаимопонимания, предательства и разочарования.

Проблемы Примеры
Непонимание Наташа не понимает стремления Ольги к образованию.
Обман Маша скрывает свои чувства к Вершинину.
Разочарование Ирина разочаровывается в своей работе в почтовом учреждении.

Чехов подчеркивает, что проблемы в семье неразрывно связаны с проблемами идеологии и общественной среды, в которой они живут. Семейные отношения становятся заложниками социальной ситуации и консервативных взглядов окружающих. И только признание себя и принятие собственного счастья и своей роли в нем может привести к исправлению положения и возможности нового начала.

Встречаем героинь — Ольгу, Машу и Ирину

Ольга — серьезная и ответственная девушка, работает учителем. Она заботится о сестрах и часто выступает в роли опоры для них. Ольга мечтает о светлом и прекрасном будущем, о мире и гармонии.

Маша — умная, красивая и тонкая натура. Несчастлива в браке с Кулигиным и влюблена в Вершинина. Маша скрыто страдает, и ее главная тема — искренняя и несчастная любовь, которая сталкивается с реальностью и обстоятельствами.

Ирина — мечтательная и наивная девушка, стремится найти свое призвание и смысл жизни. Она хочет жить настоящим и хорошим, чтобы ее жизнь не была пустой.

Каждая из сестер имеет свои мечты и стремления, но им мало дают счастья, и они все время живут в ожидании счастья, которое так и не приходит. Основной темой пьесы является тоска, грусть и неудовлетворенность сестер Прозвище, которые любят и жаждут изменений, но не знают, как их достичь.

«Три сестры» Чехова — это не только история о трех сестрах, но и о всем человечестве, о его стремлении к счастью, свободе и осмысленности жизни.

Тема несбывшихся надежд

Особую роль в развитии метафорического подтекста произведения играют образы птиц. Мотив перелетных птиц несколько раз повторяется в пьесе. О них говорит Тузенбах, рассуждая о смысле жизни, о птицах с грустью размышляет Маша, когда прощается с офицерами, покидающими город.

Тема напрасно растраченных сил и несбывшихся надежд подчеркивается еще одним мотивом, в целом главенствующим во всем творчестве Чехова — разрушением дома, усадьбы, семейного счастья. Именно борьба за дом явилась внешней канвой действия пьесы. Хотя борьбы как таковой нет — сестры не сопротивляются, они смиряются с тем, что происходит, потому что они не живут в настоящем, у них есть прошлое — семья, дом в Москве и, как им кажется, будущее — работа и счастье в Москве. Столкновение надежды, размаха мечты со слабостью мечтателей — вот главный конфликт пьесы, который проявляется не в действии, а в подтексте произведения. В этом решении выразилась грустная иронии автора над «недотепами», над обстоятельствами, которые невозможно преодолеть.

Б. Зингерман в книге «Театр Чехова» завершил анализ пьес А. П. Чехова тем, что сравнил все сюжеты великого драматурга с событиями жизни самого создателя пьес: «…лиризм чеховского театра — это не одни исповеднические монологи действующих лиц, не только стыдливый подтекст и паузы, полные грустного настроения: Чехов в своих пьесах проигрывает сюжеты своей жизни… Может быть, он потому и стал писать не романы, а пьесы, что именно в диалогической форме Чехову с его закрытым темпераментом легче было выразить свою личную тему — чем больше он вышучивает героев, тем сильнее мы им сострадаем». Чехов всю жизнь мечтал о большой семье, о собственном доме, но ни того, ни другого не обрел, хотя был женат и имел две усадьбы (в Ялте и Мелихове). Уже тяжело больной, Чехов все же не впадал в отчаяние, он стремился близким людям передать надежду и радость даже тогда, когда жизнь настойчиво опровергала самые скромные поводы для оптимизма. Пьеса Чехова — не отчаянный жест человека, не способного исправить реальность, — это мечта о счастье. Поэтому произведения Чехова не следует воспринимать как «грустные песни об уходящей гармонии».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: