Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
“Злоумышленник”
Чехов А., рассказ “Злоумышленник”
Жанр: юмористический рассказ
Главные герои рассказа “Злоумышленник” и их характеристика
- Денис Григорьев. Простой деревенский мужик, темный и необразованный.
- Следователь. Образованный, но такой же темный
План пересказа рассказа “Злоумышленник”
- Денис Григорьев перед следователем
- Зачем нужна гайка
- Грузило
- Любимое занятие деревенских мужиков
- Причина аварии поезда
- Арест Григорьева
- Лучше бы высекли.
Кратчайшее содержание рассказа “Злоумышленник” для читательского дневника в 6 предложений
- Следователь допрашивает Дениса Григорьева.
- Тот говорит, что откручивал гайку для грузила.
- Григорьев объясняет правила рыбной ловли.
- Оказывается вся деревня крутит гайки.
- Следователь решает отправить Григорьева в тюрьму
- Григорьев не понимает за что.
Главная мысль рассказа “Злоумышленник”
Незнание законов не освобождает от ответственности.
Чему учит рассказ “Злоумышленник”
Рассказ учит знать и представлять последствия своих действий. Не брать чужое, даже если чужое принадлежит государству. Учит знать законы. Учит быть законопослушным, примерным гражданином. Учит пользе образования.
Отзыв на рассказ “Злоумышленник”
Мне понравился этот рассказ, хотя особо выделить в нем некого. Григорьев просто очень глупый мужик, который поступает так, как ему кажется верным. Что при этом он нарушает закон, до него не доходит. Следователь поступает так, как ему велит закон. Что при этом гибнет человек, до него не доходит. И самое главное, от того, что Григорьева посадят, гайки откручивать не перестанут.
Пословицы к рассказу “Злоумышленник”
Дуракам закон не писан. Дурак только в сказках удачлив. Легче руками работать, чем головой. Не там вор крадет, где много, а там, где лежит плохо. Закон не забор, через него не перелезешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Злоумышленник”
Перед судом стоит босой мужичок в латаных портах и нечесаной копной волос. На вид он кажется очень суровым – это Денис Григорьев. Следователь спрашивает его о гайке, за откручиванием которой Григорьева застал сторож. Григорьев переспрашивает и следователь несколько раз повторяет вопрос. Наконец Денис говорит, что отвинчивал гайку, потому что она была нужна ему для грузила. Следователь не верит мужику и Григорьев обижается. Он говорит, что самый последний дурак не станет ловить рыбу без грузила, потому что иначе леска будет плавать по воде. Все ловят с грузилом и даже господа, и мальчишки. Следователь говорит, что для грузила практичнее было взять свинец или гвоздик, но Григорьев возмущается – ведь свинец надо еще найти, а в гвозде нет нужного весу. Следователь тоже возмущается и говорит, что из-за отвинченной гайки целый поезд мог сойти с рельс и погибнуть куча народа. Денис даже обижается и отвечает, что сколько времени вся деревня гайки скручивала и еще не разу ничего подобного не было. Он даже пугается предположения о том, что он замышлял смертоубийство специально. Следователь заявляет, что теперь понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельс. Денис спешит с ним согласиться и говорит, что следователь умный и ему господь разумение дал, не то что ему, темному. Следователь спрашивает про вторую гайку. Выясняется, что во дворе Дениса можно найти не одну гайку. И следователь объясняет Григорьеву, что тому грозят каторжные работы. Денис все еще ничего не понимает и переминается с ноги на ногу. Следователь что-то пишет. Наконец Григорьеву надоедает стоять просто так и он робко спрашивает, можно ли ему идти. Следователь отвечает, что должен отправить Григорьева в тюрьму. Денис пугается не на шутку. Он говорит, что ему нельзя в тюрьму, потому что надо на ярмарку, что про недоимки врет староста, и начинает перечислять своих братьев. Следователь просит увести Григорьева, а тот все говорит, что брат за брата не в ответе и что лучше бы его высекли как полагается.
Сочинение на тему мой любимый рассказ а п чехова злоумышленник – PDF
В ведение Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативных документов Федеральный закон от 29 декабря 2012 273-Ф «Об образовании в Российской Подробнее Пособие содержит подробное планирование уроков литературы в 7 классе общеобразовательных учреждений, занимающихся по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Рассматриваются все этапы урока: проверка домшнего Подробнее
Тематическое планирование по литературе в 7 классе Всего в году 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР 8ч. ; Внеклассное чтение 6 ч. ; 26ч. Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Дрофа», Подробнее
Обратите внимание
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла протокол Руководитель Согласовано Зам. директора по УМР Миголь И.А. Утверждаю Директор Банникова Т.Н. Рабочая программа Название курса ЛИТЕРАТУРА Класс 7
Подробнее
Тематическое планирование по литературе. 7 класс. Экстернат. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Автор-составитель В.Я.Коровина, 7-е издание, Москва, Просвещение, 2000 г. Занятие 1.(сентябрь) Устное народное Подробнее
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2006 г.) и учебника «Литература Подробнее
Тематическое планирование по литературе, 7 класс п/п Раздел программы, количество часов Тема урока Введение (ч). Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. 2 Устное народное Подробнее
Подробнее
/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества Подробнее
Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература Подробнее
Тема урока п п 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. 2. Предания как поэтическая автобиография народа. 3. Понятие о былине. Собирание былин. 4. Новогородский Подробнее
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Подробнее
Смысл названия книги «Злоумышленник» А.П. Чехова
В заглавии произведения А.П. Чехова обозначен не конкретный человек. Злоумышленник символизирует общую халатность, которая царит в стране. У главного персонажа не было дурных мыслей, он не анализировал последствия, а просто хотел заработать. Большая вина лежит на тех, кто, зная о способах добычи гаек, охотно их принимал. Злоумышленник — собирательный образ тех, кто из-за своей необразованности и невежества совершает поступки, последствия которых бывают плачевными и непоправимыми. А.П. Чехов своим заглавием хотел показать, что этот рассказ о тех, кто приносит беды и несчастья обществу. Однако некоторые персонажи этого даже не осознают.
История создания
История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:
- Рассказ «Злоумышленник» входит в первый сборник автора — «Пестрые рассказы». Впервые опубликован 7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чахонте.
- Многие приходят к мнению, что прототипом главного героя, Дениса Григорьева, является крестьянин Никита Пантюхин, который проживал в селе Красково. Особенно схожа манера речи и некоторые фразы, но главное — Пантюхин откручивал гайки, не придавая этому никакого значения. Но сам Чехов утверждал, что написал рассказ с обобщенными образами.
- Основная проблема, описанная Чеховым, была распространенным явлением в то время. Люди действительно массово воровали гайки и приводили в негодность железную дорогу.
Анализ рассказа
«Злоумышленник» поднимает во все времена больную для России тему халатности. Кто виноват в том, что поезда сходят с рельсов и погибают люди? Неграмотные, в абсолютном большинстве не понимающие, к чему могут привести их действия мужики или умные, всё прекрасно понимающие господа, которые покупают у них неводы с этими открученными гайками.
Сдаётся то, что, если бы тот же Денис Григорьев знал бы, что он фактически становится убийцей, если бы ему кто-то растолковал это, то, скорее всего, он бы не стал этого делать, так как русский мужик в основе своей богобоязнен и сознательно на такой грех, как убийство, не пойдёт. Проблема в том, что, судя по финалу произведения, в силу своей врожденной тупости и темноты он так ничего не понял, за что его наказывают, ведь он просто зарабатывает себе на пропитание.
В рассказе чётко и ясно озвучиваются, кто есть истинные злоумышленники. Умные, грамотные господа, покупающие у деревенских мужиков рыболовные снасти для того, чтобы в дальнейшем получать удовольствие от рыбной ловли, прекрасно знают о технологии изготовления этих неводов, но молчат. Знают, к чему ведёт подобное «рукоделие» мужичков, но продолжают покупать эти неводы, тем самым поощряя мужиков к дальнейшему «творчеству».
Рассказ написан в стиле реализма, потому что отображает конкретную реальность российской действительности конца XIX века. Необычна композиция произведения. Здесь нет ни начала, ни конца. Будто сцена с Денисом вырвана из общей картины и представлена читателю. Приговор неизвестен. Чувствуется желание автора, чтобы сам читатель вынес его. Рассказ написан более ста лет назад, но пытливый читатель без труда сможет провести живые параллели с современностью.
Новые слова
Грузило – одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле и для натяжения нитей в ткацких станках.
Шилишпер – хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых.
Невод — крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах.
Уклейка, голавль – распространенный вид рыб из семейства карповых.
Сукно – как правило, шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань.
Недоимка – не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.
Проблематика книги «Злоумышленник»
Рассказ «Злоумышленник» не так прост, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на юмористическую составляющую, в книге скрываются глобальные проблемы, характерные для общества того времени. Автор в произведении сделал акцент на том, что невозможно требовать от необразованного мужчины осознания того, к каким катастрофическим последствиям могут привести его действия. Государство должно помогать людям, просвещать их, следить за их безопасностью. Иначе поступки простых граждан могут привести к настоящим трагедиям. Проблемы, назревшие в обществе, разрушают его изнутри.
Однако государство пошло по-другому пути. Судебному следователю гораздо проще отправить человека в тюрьму, чем докопаться до истинной проблемы. Простой деревенский мужик был наказан каторжными работами, ему просто сломали жизнь.
Но не стоит забывать, что каждый человек сам несет ответственность за свои поступки и действия. Поэтому никто и не снимает вину с Дениса Григорьева. Совершая то или иное действие, человек должен отдавать себе отчет в том, что он делает. Иначе последствия этого могут разрушить не только его собственную жизнь, но и привести к катастрофе, в которой погибнут другие люди.
Сочинение-отзыв
Мне очень не нравится этот рассказ. Сначала он меня просто взбесил, я отбросила его (вместе с книгой), но читать по литературе всё равно надо, поэтому дочитала. Но вызывал он до самого последнего момента (хорошо, что он ещё совсем не большой) раздражение.
Как этот герой может быть таким глупым? Просто тупость, простите. И ведь Чехов специально показывает глупость этого мужика. Абсолютно темный человек, который делает нехорошие вещи, но этого не понимает. По-моему, ему и не верят судьи, так как нельзя не понимать такой простой логики. Гайки отвинчивают, рельсы сдвигаются, поезда идут под откос, гибнут люди. А этот подсудимый не может связать в своей голове отсутствие гайки и гибель пассажиров поезда. Он ведь даже говорит, что не рельсу ведь унёс, даже болт оставил… Но ведь так один открутил, другой… У них ведь там мода в деревне рыбачить с этими гайками. Тут мужик очень хорошо рассуждает о том, что гвоздь гнутый не подходит, а свинец купить надо. И грузило для рыбной ловли очень нужно, так как и так как… Но и сам говорит, что дуракам закон не писан, вот и ему, как дураку, не писан. Он ещё и жалуется на сторожа, который его поймал на месте преступления, стукнул его в гневе. Принижает себя постоянно, что у него ум мужицкий, а к господам подлизывается, что им видней, они умные… Но не берет на себя большой вины. Не думал ничего плохого – не убивал
Так и представляется, что сейчас могли бы по «простоте душевной» из двигателя тоже какие-нибудь гайки вытаскивать, а из компьютера важного – микросхемы, а на производстве лекарств – спирт из состава микстуры, типа, вреда никому не сделается
Смешная и грустная ситуация описана в рассказе. Реально ведь люди ничего не понимают. А учить их – такую стену нужно будет разбивать, быстро это не сделаешь… Наказывать. Другим, чтобы был урок. Но тут гуманность и сострадание возмущается, ведь крестьянин на самом деле не понимает. И тут у него уже защита срабатывает, он и не поймет, будет считать себя жертвой, как и до сих пор. Но то от сторожа он пострадал, а теперь от господ. Если б ему раньше сказали давно, что от открученной гайки такая трагедия может быть, то он бы, наверное, понял. Теперь, когда ему и гайки нужны, и он уже в суде, он не поймет связи. И ведь судя по его уточнение (где именно дома гайку нашли), она не одна у него и, вообще, во всей деревне.
В общем, меня расстроил этот рассказ. Так хочется верить, что сейчас нет таких Денисов.
Анализ 2
Замечательный писатель, некогда произнесший: «краткость – сестра таланта», опытный врач, отличный по натуре человек – Антон Павлович Чехов – в своих произведениях часто поднимает проблему «маленького человека». Рассказ «Злоумышленник» не является исключением, ибо в нём Чехов продолжает раскрывать сложности и трудности русского быта, разные взгляды людей на одну вещь. Написан он в 1885 году, опубликован был в «Петербургской газете».
Произведение «Злоумышленник» навевает после прочтения одновременно веселость и грусть. Смех появляется от той ситуации, что происходит в книге: люди, обсуждающие одно, глядят и толкуют о происшествии по-своему. Герой, имя которого Денис Григорьев, предстает перед судом. Он провинился и был пойман за свое деяние: откручивал болтики, благодаря которым держатся рельсы, проезжает поезд. Судья утверждает, что такое действие не есть здравое, так как люди, находящиеся в поезде, могли пострадать, рельсы имеют возможность сходить со своего конкретного положения, если их лишать такой опоры, как болты. Григорьев отрицает свою вину, ибо считает, что это действие совершено лишь из-за бедственного положения героя. С одной стороны у судьи своя правда: подсудимый виновен в том, что воровал принадлежности, с помощью которых крепятся рельсы. Много жизней могла с собой забрать смерть, если бы поезд отклонился и сошел с курса. Но с другой стороны: Денис Григорьев пытался выжить. В стране ужасно трагичное положение, из-за которого не имеется средств к существованию. В этом и проблема, ибо воровство начинается тогда, когда власть ограничивает народ в чём-то потребном.
Что же нагоняет тоску и уныние после прочтения рассказа? Дело кроется в необразованности подсудимого. Он не осознает, какой вред мог принести множеству людей. Потери бы были неисчислимыми, но герой не может этот факт понять. Печально, что очевидные вещи не представляются персонажем. Когда ему выявляют, что он виновен, тот лишь задается вопросом: «за что?» Действительно страшно, когда человек не способен осознать: в чем его проступок. Ему настолько кажется доступным и дозволенным совершение определенного действия, что об отрицательном воздействии на окружающих забывается. И это трагедия!
Денис Григорьев, находясь на суде, пытается донести следователю, что его деяние продумано до мельчайших подробностей, что персонаж делает все «с головой». Однако сразу раскрывается сущность героя. Защищая свои права, словно крестьяне в историческое время, становится понятно, что от героя следует ожидать что угодно, его шаги будут совершенно непредсказуемы, ибо персонажа заботят только собственные интересы, да выгода, что он может вынести из того или иного поступка. Дениса Григорьева волнует, как он будет жить дальше, на какие средства сможет существовать. Поэтому неудивительно, что он выходит за рамки дозволенного. Герой такой натуры, его не переделать.
Помимо того, что Антон Павлович обращает внимание читателей на власть, что сделала из народа толпу, заставляя тех слепо следовать за главарем, писатель указывает нам на халатность и безрассудность людей, которые, прикидываясь «дурачками», мечтают найти выход из сложившегося затруднительного положения. Неужели и сейчас в нашей жизни такого не происходит?. 5, 6, 7 класс
5, 6, 7 класс
Анализ рассказа «Злоумышленник» — идея произведения
Чехов в своем произведении хорошо показывает халатность русского человека, которая была и остается извечной проблемой. Но вот чья вина в том, что деревенским мужикам приходится откручивать гайки с рельс, а итогом таких деяний становится крушение поезда? Конечно, когда мы читаем рассказ и проводим его анализ, четко видно, что у главного героя нет злого умысла губить людей. Например, неспроста Чехов представил Григорьева босым — это бедный мужик, и кормится он только благодаря этому неводу.
Поэтому взглянув на проблему не поверхностным взглядом, а глубоко, мы понимаем, кто же виноват в этой ситуации на самом деле. То есть злоумышленником является не деревенский мужик. Вот что становится ясно благодаря анализу рассказа «Злоумышленник»: простые мужики делают неводы с гайками, а поощряют их к этому господа, которые охотно покупают эти изделия. Неужели господам не ясно, откуда берутся гайки на рыболовных снастях? Все они прекрасно понимают, но предпочитают молчать.
Особенностью рассматриваемого нами произведения является его реалистическая направленность, потому что Чехов описал то, что на самом деле происходило в России в конце XIX века. Не будем опускать еще одну важную деталь анализа рассказа «Злоумышленник». Композиция его такова, что автор как бы вырывает момент из происходящих событий — это суд над Григорьевым. Но мы не знаем ни начала этой истории, ни ее окончания. Да и о приговоре Чехов не сообщает, из чего следует вывод, что автор оставляет это на усмотрение читателя.
Итак, подводя итог, можно сказать, что в произведении поднимается одна из острых проблем российского общества — халатность и ее настоящие виновники.
В этой небольшой статье мы сделали краткий анализ рассказа «Злоумышленник» Чехова, и надеемся, что он помог вам лучше понять произведение и его главную идею. Заходите почаще в наш литературный блог , где размещены сотни статей с обзорами, анализами и характеристиками персонажей.
Когда читаешь этот рассказ, в голову приходят слова одного из русских классиков, что в России две беды: дураки и дороги. В данном случае речь идёт о первом варианте. Рассказ А.П Чехова «Злоумышленник» увидел свет летом 1885 г. в «Петербургской газете». Это один тех многочисленных чеховских рассказов, которые читают, смеясь сквозь слёзы. При анализе рассказа открывается бездна отношений между крестьянами и господами, которые присутствовали в России на том момент.
Сюжетная линия
Судят мужика Дениса Григорьева. Стоит перед судьёй босой, судя по всему, особой остротой ума он не блещет, хотя готов до конца доказывать свою правоту. Суть преступления в том, что сей мужик откручивал на железной дороге гайки с рельсов. Как он объясняет судье, это крайне необходимая вещь при изготовлении невода, потому — что без него невод не тонет. На доводы судьи о том, что из-за этих гаек может сойти с рельсов поезд и погибнуть люди, Григорьев твердит одно, что у него и в мыслях того не было.
И это, действительно, так. У него не было никакого умысла навредить, просто человек настолько туп, что не может осознать последствия своих действий. Более того, в ходе следствия выясняется, что этим в их деревне промышляют все мужики и счёт открученным с рельсов гайкам идёт на десятки. А неводы, которые с помощью этих гаек делают мужики, у них покупают господа. Всё, что остаётся сделать судье, это приказать отвести Григорьева в тюрьму. Это решение искренне удивляет мужика. За что?!
Темы и проблемы
- Проблема народа решается писателем по-своему. Он живёт в России переходной поры, среди приниженных и обделённых судьбой людей. Он не остаётся в стороне от «крестьянской» тематики. Правдиво показывает противоречия деревенской жизни. Не имея других доходов, деревенские мужики, чтобы прокормиться, ловят рыбу. А для этого нужны гайки, которые можно только открутить с железнодорожных путей. И человек оказывается на распутье: подневольное состояние заставляет его совершать «преступление» (хотя он сам так не считает), за которым потом неизбежно следует «наказание».
- В связи с этим возникает проблема справедливости, ответственности перед законом. Злоумышленник – это человек, преднамеренно задумавший зло и поэтому обязанный предстать перед законом. Но оказавшиеся в трудных социальных условиях мужики таковыми не являются. Они христиане. «Зло» и «преступление» для них — понятия чуждые.
- Проблема власти, насилия красной нитью проходит через всё повествование. За то, что делают все, каторгу получит один, причем только за то, что ленивый чиновник случайно его заметил. Увы, никакого надзора за путями не производится, поэтому народ даже не знает, что можно делать, а что нельзя. Им, безграмотным и необразованным, никто не объяснил смысл законов.
- Проблема взаимного непонимания. Так, следователь, вспоминая крушение поезда в прошлом году, говорит о своем «понимании» произошедшего, связывая трагедию с похищением гаек. Денис же эту ситуацию воспринимает по-своему, трактуя «понимание» следователя как особенность, свойственную только образованным людям. По его мнению, «мужицкий ум» воспринимает происходящее иначе и не способен к умозаключениям. Григорьеву говорят, что он может быть приговорён «к ссылке в каторжные работы», на что Денис отвечает: « Вы лучше знаете… Мы люди тёмные…». Когда же объявляют, что следствием его «деяний» теперь становится отправка в тюрьму, он с удивлением возражает, что сейчас некогда, так как необходимо ехать на ярмарку.
- Тема халатности, недобросовестного отношения к государственной собственности затрагивается неслучайно. Богатые господа приобретают неводы, чтобы удовлетворить свои личные потребности, и абсолютно не задумываются о том, откуда мужики берут гайки. Господ, покупающих снасти, абсолютно не волнует вопрос о состоянии железной дороги, о крушении поездов, о том, что в одном из них они могут оказаться сами. Это какая-то типично российская безответственность, которая веками накапливается в русском народе.
Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.
Объяснение концовки книги «Злоумышленник»
Следователь попытался объяснить простому деревенскому мужику, в чем он был не прав. Однако Денис Григорьев так и не осознал ошибку, не раскаялся в содеянном. Персонаж старался выяснить, когда же его отправят домой, разрешат уйти. Он не осознавал, что его отправят на каторжные работы.
Смысл концовки рассказа «Злоумышленник» заключается в нежелании представителя власти вникать в судьбу конкретного человека. Люди не заботились о своей безопасности и о безопасности окружающих. Они даже не понимали, в чем она проявляется и для чего она нужна.