Сюжет[ | ]
Рассказ написан от первого лица, состоит из 7 частей.
Герой рассказа, Павел Андреевич, живёт в своем загородном доме со второй женой, Натальей Гавриловной. Незадолго от описываемых событий Павел Андреевич вышел в отставку. В настоящее время он собирается писать книгу об истории российских железных дорог. С женой Павел Андреевич находится в разладе, она живёт на первом этаже дома. Супруги иногда встречаются в вестибюле. Наталья Гавриловна и её родня живут за счёт Павла Андреевича.
Время, описанное в рассказе, — это 1892 год. В России случился неурожай, свирепствует голод, а ослабевшие от голода крестьяне болеют и умирают. Наталья организует помощь голодающим. Обсуждается вопрос, как лучше организовать распределение помощи нуждающимся.
Павел Андреевич ссорится с женой и решает уехать. Тем не менее небольшая поездка сильно влияет на него; он возвращается, объясняется с женой и начинает писать книгу.
Критика[ | ]
До настоящего времени дошли положительные отзывы современных читателей. Чертков писал в письме к Горбунову-Посадову, что он получает «с разных сторон отзывы о том, что из всех рассказов нашей первой серии многим „Жена“ нравится больше всего».
Критика в целом оценила рассказ отрицательно. Ю. Николаев отнёс рассказ к группе «вычурных, придуманных, безжизненных» вещей Чехова, написанных после «Степи». Критик «Русских ведомостей» отмечал, что «сама по себе прекрасная цель на первый раз не удалась автору»; кроме того, он добавлял: «Но это только начало: оно, несмотря на неудачу, неразлучную со всяким началом, заслуживает всяких приветствий».
Отрицательно оценивалось критикой изображённое уездное общество, занимающееся вместе с Натальей Гавриловной сбором средств для голодающих. По мнению Ю. Николаева, «интеллигенция», изображаемая Чеховым, ничем не отличается от общества, описанного Гоголем в произведении «Мёртвые души». Это мнение разделяли также критики М. Протопопов и М. Южный.
Примечания
. См.: Качур М.Д. О рассказе А.П. Чехова «Именины» // Творчество А.П. Чехова. Особенности художественного метода. Респ. сб. науч. тр. Вып. IV Ростов-на-Дону, 1979. С. 71—77; Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.: Современный писатель, 1986; Maegd-Soep Carolina de. Chekhov and Women in The Life and Work of Chechov. Colambus, Ohio, 1987; Толстая Е. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х — начале 1890-х годов. 2-е изд. М.: РГГУ, 2002; и др.
. И.А. Гурвич заметил, что у Чехова «психологически «намагничивается» предельно непсихологический материал: самый, казалось бы, нейтральный пустяк может нести в себе напряжённое переживание; через череду обыденнейших деталей передаются метания души; глубинный анализ вырастает из внешне бесхитростной живописи». См.: Гурвич И. Проза Чехова (человек и действительность). М.: Худ. лит., 1970. С. 82.
. Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2005. С. 611.
. Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 187.
. Астафьев П.Е. Психический мир женщины // Русский вестник. 1882. № 6. С. 866—867.
. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск: Изд-во В.П. Ильин, 1997. С. 38.
. Берн Ш. Гендерная психология. С. 177.
. Там же. С. 168.
. Берн Ш. Гендерная психология. С. 108.
. А. Шопенгауэр полагал, что «справедливость — более мужская добродетель, человеколюбие — более женская (О женщинах. С. 59). Современный психолог считает, что «мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак не заметили этого по их поведению» См.: Берн Ш. Гендерная психология. С. 102.
. Н. Шапир в статье «Чехов как реалист-новатор» писал: «для Чехова естественна задача описания — реального, непрерывного течения времени как формы психической жизни: ведь выясняемая характеристика показывает, что в центре ставится сама психика (средняя) в самом общем виде, т. е. нечто непрерывно существующее и неизбежно варьирующее; то, что должно прежде всего быть охарактеризовано как процесс смены (во времени)» (Шапир Н. Чехов как реалист-новатор // А.П. Чехов: pro et contra. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887—1914). СПб.: РХГИ, 2002. С. 660—661). Любопытна реакция критика с феминистской позиции: «Чехов выводит Ольгу Михайловну в то тяжелое для замужних женщин время, когда беременность подходит к концу. Тут женщины в силу своего критического положения, которое ставит их лицом к лицу с неизбежностью страшных страданий, а нередко и со смертью, невольно начинают относиться иначе к окружающим и видят в них то, на что прежде ими обращалось мало внимания» (Женский вестник. 1905. № 1. С. 11).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Публикации
Рассказ А. П. Чехова «Жена» написан в 1892 году, впервые опубликован в 1892 году в журнале «Северный вестник» № 1 с подписью «Антон Чехов». В 1893 году печатался в серии «Для интеллигентных читателей», вошёл в издание А. Ф. Маркса. Для собрания сочинений рассказ был переработан.
Рассказ «Жена» связан с событиями голодного 1891 года. В этот год из-за неурожая были охвачены голодом центральные и поволжские губернии России. На помощь голодающим была направлена и общественная деятельность Чехова. Писатель принял участие в организации сборника «Помощь голодающим», помогал в сборе пожертвований, покупках скота, посещал голодающие губернии.
При жизни Чехова рассказ «Жена» переводился на болгарский, немецкий, сербскохорватский и шведский языки.