Кратко «крыжовник» а. п. чехов

Характеристика главных героев рассказа а.п. чехова «крыжовник»

Краткое содержание

Иван Иваныч Чимша-Гималайский и его друг Буркин из-за начавшегося дождя навещают своего знакомого — Алехина. В процессе приятельской беседы Иван Иваныч рассказал одну историю о своем брате, которого звали Николай Иваныч.

Все детство оба жили в усадьбе отца, но после его кончины дом отсудили за долги. Для брата это было тяжелым ударом, он сильно мучился, поскольку поместье стало ассоциироваться у Николая с беспечным детством, и целую жизнь он потратил, чтобы выкупить назад свою усадьбу и вернуть потерянное счастье.

Брат постоянно трудился, собирал деньги, пытался экономить абсолютно на всем, недоедал. Из-за этого невыносимого образа жизни скончалась его супруга — неприглядная, но зажиточная женщина, на которой Николай женился лишь из-за ее состояния. Но в результате он добивается цели — брат приобретает поместье и высаживает на участке крыжовник.

Через несколько лет рассказчик навещает своего брата, однако он неприятно удивился и был угнетен тем, как изменился Николай. Он стал недалеким и обленившимся обывателем, который думает только о богато накрытом столе и комфорте.

Краткое содержание рассказа «Крыжовник» подробно

В начале произведения рассказывается про трёх персонажей: Ивана Ивановича, Буркина и Алехина. Два приятеля попали под очень сильный дождь. Иван и Буркин идут по полю, в поисках укрытия от ливня и замечают Алёхину усадьбу, решают остановиться у него.

Сам Алехин не выглядит как помещик, он был неряшлив и неаккуратен. Помещик встречает товарищей очень радушно и дружелюбно, предлагает им искупаться, переодеться.

В доме, где за чашкой чая царит непринужденная атмосфера, Иван Иванович решает рассказать историю про своего брата.

Детство братьев прошло беззаботно и легко. Их отец дослужил до офицерского чина и передал своим детям дворянский титул. После того, как отец умер у Николая и Ивана отобрали усадьбу, из-за большого количества долгов.

Старший брат работал в казенной лавке, а у Николая была мечта-купить усадьбу, он считал это смыслом жизни. И обязательно на территории поместья должен быть посажен крыжовник.

Николай очень долго копил деньги на мечту всей его жизни, но в один момент ему надоело и он решил выбрать кратчайший путь, женясь на состоятельной вдове.

Николай никогда не испытывал к своей жене искренних и настоящих чувств.

Он даже отобрал все её деньги и положил на своё имя в банке. Не выдержав данного беспредела, через три года женщина скончалась.

На накопленные деньги, Николай Иванович купил поместье и посадил некое количество кустов крыжовника.

Однажды, в один прекрасный день Иван Иванович решил приехать и повидаться с братом. Увидев в кого превратился брат ему стало страшно.

Николай все время бездельничал и ел. Единственное занятие, которым он занимался-спорил с соседями. Николай угостил своего брата крыжовником.

Было заметно, что тот доволен своей жизнью, можно сказать, что он счастлив.

Всю эту дождливую ночь, Иван Иванович негодовал по поводу счастливой жизни брата. Такое ощущение, что он находится под гипнозом.

Он не понимал, как Николай может быть настолько счастлив, зная, что в мире большое количество обделённых и несчастных. Нужно замечать не только себя, но и окружающих людей.

Если с тобой произойдёт горе, то никто не подаст тебе руку помощи. В конце Антон Павлович Чехов пишет о том, что смысл жизни заключается не в личном счастье, а в добре, которое ты творишь

Но друзья Ивана Ивановича, Алехин и Буркин, не понимают смысла рассказанного. Алехин не понимает размышления своего друга, так как это очень сильно отличается от его обычной, повседневной жизни. Но хозяин усадьбы рад, что гостям есть о чем поговорить.

Сюжет рассказа «Крыжовник» с цитатами

Краткое содержание «Крыжовника» с цитатами из работы:

Иван Иванович и Буркин перешли поле. Впереди было видно село Мироносицкое. Буркин попросил своего партнера рассказать историю, которую он обещал ранее. Однако внезапно пошел дождь, и мужчины решили спрятаться от непогоды от Алехина до Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из сараев на работе: мужчина был в пыли, в грязной одежде. Алехин остался очень доволен гостями и пригласил их в дом.

После посещения бани гости и хозяин расселись в креслах. Официантка подала чай с джемом, и Иван Иванич продолжил обещанный рассказ.

У Ивана Иванича был младший брат Николай Иванич, «моложе на два года». Его отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство», а также имущество, которое вскоре после его смерти отобрали из долгов.

Все детство мальчики провели в деревне. Отбыв с девятнадцати лет «в казну», Николай Иванович пропустил завещание. Он мечтал купить небольшое имение, где обязательно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «домашние книги», объявления о продаже земли, мечтал, как будет проводить время в деревне.

Иван Иванович хоть и любил брата, но не разделял его желания. «Принято говорить, что человеку нужно всего три аршина земли. Но три аршина для трупа, а не для человека».

Пытаясь сэкономить как можно больше, Николай «недоедал, мало пил», одевался «как нищий». Когда ему было сорок, мужчина женился на старой уродливой вдове с деньгами, и все с той же целью: купить ферму с крыжовником. Он положил деньги в банк на свое имя и «держал женщину из рук в руки». Жена начала увядать и умерла через три года.

Николай Иванович, не виня себя в гибели жены, вскоре купил «сто двенадцать соток с усадьбой, домом для человека, парком, но без сада, без крыжовника, без пруда с утками; река, но вода в ней была цвета кофе », так как рядом были фабрики. Однако Николай Иванович не огорчился:« Я заказал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и залечил как помещик».

В прошлом году Иван Иванич поехал навестить брата. Николай Иванович «пожилой, крепкий, дряблый». «Это был не бывший стеснительный бедняк-бюрократ, а настоящий помещик, хозяин». Николай Иванович уже подал в суд на компанию и заводы, заставив крестьян называть себя «ваша честь». У него появилась «дерзкая» самонадеянность, он стал говорить «только правду», как министр: «Образование необходимо, но для людей это преждевременно». Более того, он называл себя дворянином, как будто забыл, что их дед был мужчиной, а его отец был солдатом.

Вечером подавали крыжовник, «убранный впервые после посадки кустов». Николай Иванович в слезах с азартом съел ягодку, восхищаясь ее вкусностью, хотя на самом деле крыжовник был твердым и кислым. Иван Иванович увидел перед собой «счастливого человека», «достигшего своей цели в жизни», «одержимого тяжелым чувством», близким к отчаянию. Всю ночь Иван Иванич слышал, как Николай Иванич встает и собирает крыжовник.

Иван Иванович задумался о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, кто страдает. «Очевидно, счастливые чувствуют себя хорошо только потому, что несчастные молча несут свою ношу». Счастливые люди живут как бы в «гипнозе», мало замечая вокруг себя. «Необходимо, чтобы у дверей каждого счастливого и счастливого человека был кто-то с молотком и постоянно помнил ударом», что рано или поздно случится беда. Иван Иванич понял, что и он жил спокойно и счастливо. Он произносил те же слова, что и его брат, он учил: «как жить, как верить, как управлять людьми», но уже не в этом возрасте что-то менять.

Вдруг Иван Иванич встал и подошел к Алехину. Он стал пожимать хозяину руку, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сели и ничего не сказали. Алехин хотел спать, но гости интересовались. Он не стал вдаваться в сказанное Иваном Ивановичем: слова врача не имели никакого отношения к его жизни.

В конце концов гости легли спать. «Всю ночь дождь лил в окна».

Чехов глубоко чувствовал противоречия в обществе. Осуждая господство, он справедливо возмущался нежеланием подчиненных господ. Подробнее читайте в аннотации «Размазни». Работа написана в 1888 году. В то время Чехов постепенно отходил от юмористических рассказов и работал в реалистической манере.

История создания

Впервые рассказ был напечатан в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Вероятнее всего, в основу произведения легла история об одном российском дипломате, поведанная Чехову его соратником и коллегой по писательскому цеху Львом Николаевичем Толстым. Один петербургский чиновник долгое время копил деньги, чтобы приобрести парадный мундир с золотыми нашивками, свято веря, что обновка сделает его счастливым человеком.

После того как он стал обладателем желанного наряда, ему так и не представилось ни одного удобного случая, чтобы продемонстрировать дорогую вещь. Более того, мундир с потускневшими от нафталина золотыми вставками на бедолаге впервые увидели лишь тогда, когда провожали его в последний путь.

Описание персонажей

Главные герои чеховского «Крыжовника» — Иван Иванович и Николай Иванович, которые сильно отличаются друг от друга и по-разному понимают смысл жизни. Также описаны другие персонажи. Список актеров:

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский. Благородный по происхождению, работает ветеринаром. В произведении мысли писателя выражаются его устами. Он рассказчик, который рассказал друзьям историю своего брата. Он сожалеет, что он уже стар, чтобы бороться с пороками общества, которые приводят к моральной деградации. Он критичен к себе, так как также склонен к различным недостаткам.
  2. Николай Иванович Чимша-Гималайский. Брат Ивана, государственный служащий, был добрым и добродушным человеком. Он тосковал по жизни в деревне, мечтал купить имение, где крыжовник должен быть обязательным атрибутом. Для этого он превратился в грубого: голоден, ходил в лохмотьях. Добившись своей цели, он стал дряблым помещиком.
  3. Буркин. Он преподает в гимназии, является представителем «боксов». Он не понимал сути рассказываемой истории, для него это обычная неинтересная ситуация. Это ближе к совершенно другим темам: девушки, богатые люди.
  4. Алехин. Высокий, полный мужчина, помещик. Застрявший в экономических делах, кроме проса, дегтя и сена, ему все равно. Все делает сам, гостями доволен, гостеприимный и гостеприимный, владеет двухэтажной виллой.
  5. Пелагея. Красивая молодая официантка, которая работает у Алехина. Нежный и тихий, он поражает своей привлекательностью. Послушно и осмотрительно раздает посетителям полотенца, сушеную одежду, накрывает на стол.

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Пересказ концовки произведения

Как-то раз Иван Иванович решил проведать своего брата. Когда он приехал к нему в поместье, то был крайне поражен тем, какие изменения произошли с Николаем. Постаревший и обрюзгший барин целыми днями только и делал, что ел и спал, в перерывах между этим успевая браниться с мужиками и судиться с соседними заводами. Он забыл про свои корни и стал надменным человеком, взявшим на себя право поучать всех вокруг.

Вечером на десерт подали крыжовник, впервые собранный с тех пор, как Николай Иванович обосновался в поместье. Дрожа от волнения, хозяин усадьбы со слезами на глазах аккуратно отправлял в рот ягодки, восторгаясь тем, какие же они вкусные, хотя на самом деле крыжовник уродился:

  • кислым;
  • жестким.

Брат с тоской наблюдал за этим «счастливым человеком», который обрел то, о чем давно мечтал. Всю ночь до Ивана Ивановича доносились шаги Николая, периодически просыпавшегося, чтобы отведать крыжовника.

Главный герой долго думал, что ему часто встречаются счастливые люди, совершенно не задумывающиеся о тех, кто страдает. Довольные жизнью чувствуют себя комфортно только по той причине, что несчастные молча несут свое бремя. Словно загипнотизированные, счастливчики игнорируют чужие проблемы, ошибочно полагая, что с ними никогда не стрясется беда.

Собравшиеся еще долго сидели молча. Алехина клонило в сон, но он не хотел обидеть гостей. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вдумывался — слова товарища были для него пустым звуком, поскольку никоим образом не касались его жизни.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе
. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Пересказ тезисно

Недавно прошел сильный дождь. Иван Иванович и Буркин идут по проселочной дороге уставшие и в грязи. Решают свернуть в гости к местному помещику Алехину, Алехин встречает их в таком же виде и предлагает всем вместе помыться и переодеться. После процедур посвежевший Иван Иванович поведал о своем брате.

Николай был мелким служащим. Отказывал себе во всем, даже в элементарных потребностях, движимый давней мечтой заиметь поместье и высадить в нем кусты крыжовника. Позже он женится на состоятельной вдовушке, не дает ей пользоваться деньгами, состояние кладет в банк на свое имя. Вскоре жена умирает, и Николай, вступив в наследство, исполняет свою мечту. Но Иван Иванович замечает, что имение далеко не самое лучшее, брат стал плохо выглядеть, а ведет себя как богатый дворянин, коим не является. И даже его крыжовник оказывается несладким и слишком твердым. Тут Иван понимает, что его брат, он сам и еще множество людей тратят свою жизнь на пустое. Что есть в мире люди, которым необходима помощь, но все, кто считает себя благополучным и счастливым, не видят этого и не хотят видеть.

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-kryzhovnik-chekhova.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/3114-harakteristika-geroev-rasskaza-kryzhovnik.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kryzhovnik/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kryzhovnik.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kryzhovnik-chehov/

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события нам передает рассказ «Крыжовник» (Чехов). При виде родственника брата Николая охватило чувство, близкое к отчаянию. Проведя ночь в имении, он задумался о том, сколько людей в мире сходят с ума, страдают, пьют, сколько детей умирают от недоедания. Другие тем временем живут счастливо, спят по ночам, днем ​​едят, несут чушь. Иван Иванович подумал, что за дверью счастливого человека обязательно должен быть кто-то «с молотком» и стучит, чтобы напомнить ему, что на земле есть несчастные люди, что однажды с ним произойдут проблемы, и никто его не услышит и не увидит, правда, как сейчас он не слышит и не замечает других.

В конце рассказа Иван Иванович говорит, что счастья нет, а если и есть смысл в жизни, то не в этом, а в том, чтобы делать добро на земле.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей

Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ «Крыжовник» (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания. А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху. Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью непременно должен находиться некто «с молоточком» и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Рассказ Чехова лишен каких-либо будоражащих воображение событий. Здесь нет описания военных подвигов, приключений, любовных перипетий. Но, в то же время, в рассказе Крыжовник смысл сюжета потрясает своей глубиной, раскрывающей многие злободневные проблемы.

В небольшом по объему произведении Чехов сумел раскрыть такие темы, как:

  • поиск смысла жизни;
  • нахождение путей реализации мечты;
  • понятие человеческого счастья;
  • отзывчивость;
  • равнодушие;
  • алчность и тщеславие;
  • эгоизм.

Все эти темы показаны через личность главного героя – Николая Чимша-Гималайского. На его примере Чехов раскрывает образ «маленького человека», стремящегося к построению собственного «футлярного» мира, не гнушающегося сомнительными способами.

Ироничный смысл содержится в простецком на первый взгляд названии рассказа – Крыжовник, ставшего символом счастливой жизни. В нем улавливается тонкий намек автора на глупость, ограниченность главного героя, потратившего всю жизнь на достижение мечты, не стоившей того.

Это не значит, что автор выступает против личного счастья. Основная мысль, которую хотел донести Чехов до читателя – невозможность достижения личного счастья без всеобщего благоденствия. Нельзя наслаждаться жизнью, когда рядом столько бед и горя. Для обретения истинного счастья нужно творить добро в силу своих возможностей. Это и есть главный смысл произведения «Крыжовник».

В чем суть концовки

В рассказе Крыжовник смысл повествования раскрывается ближе к концовке. Рассказ Ивана Ивановича заканчивается довольно неожиданно. Крыжовник, принесенный кухаркой, оказывается настоящей кислятиной. Но Николай утверждает, что ничего вкуснее в своей жизни не ел. Он чувствует себя абсолютно счастливым от того, что его мечта сбылась.

Иван Иванович с удивлением видит, как изменился брат за эти годы. Стремление к личному счастью сделало Николая равнодушным к окружающим людям, нелюдимым, злым. Это наводит Ивана на мысль, насколько примитивны бывают желания людей и что людей, подобных его брату – довольно много.

Кульминацией этих размышлений становится обращение Чимша-Гималайского к Буркову и Алехину с призывом не давать усыпить себя. Но приятели не понимают смысла слов, произнесенных Иваном Ивановичем в финале истории о крыжовнике.

Молодые люди отнеслись к истории Николая Ивановича равнодушно, посчитав ее обыденной, скучной. Это еще больше утвердило героя в мысли, что многим людям нет дела до окружающих, им для счастья достаточно своего «футляра».

Устами героя рассказа «Крыжовник» Ивана Ивановича Чехов призывает к состраданию и взаимопомощи, видя смысл жизни в борьбе за всеобщее благо. Обывательское равнодушие, тихая жизнь в собственном болоте способна привести к деградации личности и общества в целом. И эта мысль проходит через весь рассказ Чехова.

Деградация главного героя

Анализ «Крыжовника» Чехова — это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены — он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием — его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал «выносить полведра» и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу

Именно на этом акцентирует внимание А. П

Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение — он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

Жанровая композиция

Произведение «Крыжовник» было написано в рамках литературного направления реализм. Писатель пытался передать в своей короткой повести окружавшую его реальность. Описанные им персонажи являются будничными и натуральными. Ситуация, которая легла в основу сюжета, это действительный случай из жизни.

Произведение относится к жанру рассказ. Оно представляет собой историю с небольшим количеством главных героев. В нем нет какой-то конкретики, это дает возможность с легкостью переложить описанную ситуацию на любую плоскость.

Основное отличие композиции произведения — использование приема «рассказа в рассказе». Вначале писатель описывает разговор трех действующих лиц, один из них и повествует о брате и его маниакальной любви к деревне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого

Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник»

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов. Человек («Крыжовник» обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни — добрые дела, а не ощущение счастья. По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью «человек с молоточком», напоминающий ему о том, что необходимо творить добро — помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

Так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.

Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) — это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: