1 НЕЗАБЫВАЕМОЕ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И.А.БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»
Самым совершенным своим созданием
Бунин считал книгу «Темные аллеи»
— цикл рассказов о любви. Книга
была написана во время второй мировой
войны, когда семья Буниных оказалась
в крайне бедственном положении
(конфликты с властями, практическое
отсутствие еды, холод и др.). Писатель
совершил в этой книге беспрецедентную
по художественной смелости попытку: он
тридцать восемь раз (таково количество
рассказов в книге) написал «об
одном и том же». Однако результат
этого удивительного постоянства
поразителен: чуткий читатель всякий раз
переживает воссоздаваемую картину (казалось
бы, заведомо известную ему) как абсолютно
новую, а острота сообщаемых ему
«подробностей чувства» не только не
притупляется, но, кажется, лишь усиливается.
Писательская судьба Ивана Алексеевича
Бунина — судьба удивительная. При
жизни он не был столь славен,
как Горький, о нем не спорили,
как о Л. Андрееве, не вызывал он
столь разноречивых — где шумно-восторженных,
а где безоговорочно осуждающих
— оценок, как символисты. В литературных
и читательских кругах с необычным
единодушием он был признан Мастером.
Вторая мировая война застала
Бунина в Париже. Бедность, равнодушие
издательств тягостно переносились
Иваном Алексеевичем. Вот как он
сам говорит об этом: «Живу, конечно,
очень и очень плохо — одиночество, голод,
холод и страшная бедность… Единственное,
что спасает, — это работа.» Создание
цикла рассказов Темные аллеи было для
Бунина в военные годы родником душевного
подъема. Сам автор считал произведения
сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим
высшим достижением.
Цикл рассказов Темные аллеи критика определила
как энциклопедию любви или, еще точнее,
— энциклопедию любовных драм. Любовь
здесь изображается как самое прекрасное,
самое высокое чувство. В каждом из рассказов
(Темные аллеи, Руся, Антигона, Таня, В Париже,
Галя Ганская, Натали, Чистый понедельник;
сюда же можно отнести написанный до Темных
аллей рассказ Солнечный удар) показан
момент высочайшего торжества любви. Все
рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний
о молодости и родине. Все они вымышлены,
что не раз подчеркивал сам автор. Однако
они все, в том числе ретроспективная их
форма, вызваны состоянием души автора.
«Какое удивительное время — молодость!
Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить
ее лишь тогда, когда все осталось позади»,
— утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты
возвращения к самому яркому, сильному
переживанию и воспроизведены в цикле.
Бунин пишет о незабвенном, что
оставило глубокий след в человеческой
душе. Нередко запечатлен самый момент
воспоминания, грустного прикосновения
к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь,
а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная
память, заставляющая с годами по-иному
воспринимать многое из того, что осталось
позади. Однако убеждение Бунина в чистоте,
незамутненности, здоровой естественности
любви осталось неизменным. Правда, порой
в бунинском изображении любви преобладал
земной, чувственный характер, но это никогда
не случалось за счет снижения главной,
духовной значимости любви. Только в таком,
своем качестве она составляет самые лучшие
мгновения жизни. «Любовь — высший судья
в человеческих отношениях», — утверждает
Бунин.
О книге Темные аллеи автор написал
в апреле 1947 г.: Она говорит о
трагичном и о многом нежном и
прекрасном, — думаю, что это самое
лучшее и самое прекрасное, что
я написал в жизни.
У Бунина надо учиться, как проникновенно,
на самой высокой эмоциональной
волне выражать самое необыкновенное
и прекрасное чувство человека. Бунин
не интригует сложным сюжетом, он
пробуждает чувства лирическим монологом,
исповедью. То, о чем он тоскует, давно
стало историей, а то, как он умеет выразить
чувство, — это наше нетленное духовное
богатство. Эта грань духовного — незыблемость
и вечность России.
«Зойка и Валерия»
Всепоглощающему и иногда смертоносному чувству посвящает Бунин рассказы про любовь. Список персонажей «Темных аллей» непросто составить, так как многие из них безлики. На первом плане в рассказах этого цикла – не человек с характерной внешностью и привычками, а чувство, которое правит его действиями. Жорж Левицкий – один из немногих персонажей, который не лишен имени и внешнего облика.
Он задумчив, меланхоличен, неряшлив. Любовь приходит к нему не с появлением избранницы, а значительно раньше. Он ждет этого чувства, но к кому оно будет обращено, в начале истории он еще не знает
То ли это будет дочь коллеги Жоржа, то ли дальняя родственница, неважно. Важно то, что однажды появляется Валерия, и именно на нее этот нервный и чувственный персонаж направляет всю свою силу переживаний
Валерия, как и многие другие бунинские героини, беспристрастна и холодна. Ее равнодушие и побуждает главного героя рассказа «Зойка и Валерия» к самоубийству.
Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина
Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве. Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут. «Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.
Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины. Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину. Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях.
Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви».
У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.
Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах. Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной. Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.
Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, в первый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.
Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.
Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами. Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.
Образ женщины-простолюдинки в рассказах И.А. Бунина
С образами крестьянок, женщин-простолюдинок читатель сталкивается в рассказах «Степа» и «Дубки»
Писатель при создании этих образов сосредотачивает внимание на их чувствах, поведении, а внешность дается отдельными штрихами. Смуглые и темноволосые, они напоминают восточных женщин, но при этом отличаются от них
Образы привлекают своей непосредственностью, естественностью, импульсивностью. Так, Анфиса и Степа отдаются чувствам, не раздумывая. В новелле «Дубки» писатель не задерживается на описании внешности героини, но подробно описывает ее одежду. Крестьянка, одетая в шелковое платье – эта деталь несет определенную смысловую нагрузку. Женщина, которая большую часть своей жизни прожила с нелюбимым, встречает человека, который в ней пробуждает любовь.
Натали из одноименного рассказа, дочь обедневших дворян, она напоминает пушкинскую Татьяну. Натали воспитана вдали от столичного шума. она естественна и проста, так естественен и чист взгляд девушки на мир. Она без остатка отдается чувству любви.
Тема
Ведущая тема
– тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
«Муза»
Мир мужчин и мир женщин у Ивана Бунина находятся в постоянном антагонизме. Бунинскому повествованию свойственна резкая смена жизненных обстоятельств героя, которая не является следствием каких-либо событий. Перемены в жизни персонажа происходят под воздействием его чувств к женщине, которая нередко имеет образ эгоистичной и эксцентричной натуры. На вопрос о том, какая любовь в рассказах Бунина не имеет печальной концовки, ответить можно однозначно: такой любви нет. Жизнеутверждающей силе этого чувства писатель не уделял внимания.
Главного героя не постигнет смертельная участь, чем нередко заканчиваются рассказы Бунина о любви. Краткое содержание злоключений главного героя новеллы «Муза» сводится к описанию совместной жизни с возлюбленной и разлуке с ней, которая наступает так же внезапно, как и встреча. Неожиданное расставание приводит его в смятение, вызывает чувство опустошенности.
Повествование ведется от первого лица. Главный персонаж берет уроки живописи, но не проявляет в изобразительном искусстве каких-либо способностей. Из небольшого вступления, которое предшествует знакомству с героиней, имеющей символическое имя Муза, читатель делает вывод, что рассказчик – человек не волевой. Он не способен влиять на ход событий своей жизни. К нему является однажды Муза, влечет его за собой, жизнь его меняется. Но когда девушка-муза теряет к нему интерес, его место занимает другой, такой же безвольный персонаж.
«Дурочка»
Трагическая любовь в рассказах Бунина не всегда прекрасна. А порою ее можно сравнить скорее с животной страстью, которую может испытывать только человек чрезвычайно самовлюбленный и эгоистичный. В центре рассказа «Дурочка» – весьма аморальная и лицемерная личность.
Хозяйский сын проводит лето у родителей. Будучи студентом духовной семинарии, он проявляет в учебе блестящие успехи. При этом его душевный и нравственный мир исключительно беден. Воспользовавшись безответностью дурочки-кухарки, он овладел ею: «Она от страха даже крикнуть не смогла». Безнаказанность этих действий привела к тому, что молодой человек повторял их не раз. В конце концов кухарка родила мальчика. Но вид ребенка, как и облик самой «дурочки», удручал хозяйского сына, и он приказал прогнать ее со двора. С тех пор она скиталась по улицам с сыном, прося милостыню «Христа ради».
Лицемерие и жестокость главного персонажа приобретают особенно сильный эффект оттого, что он обладает духовным саном, является служителем церкви. История незамысловата, но благодаря неповторимому стилю Ивана Бунина вызывает у читателя сильные чувства. Скитания молодой матери не дополнены слезливыми эмоциями, а описаны очень кратко и лаконично. О ребенке автор говорит лишь несколько слов: «Он был урод, но когда улыбался, был очень мил».
2 ЕДИНСТВО ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»
Книгу «Темные аллеи» принято называть
«энциклопедией любви». Бунин в этом
цикле рассказов пытался показать
отношения двоих во всем многообразии
проявлений. Это была та тема, которой
Бунин отдавал все свои творческие
силы. Книга столь же многогранна,
как сама любовь. Название «Темные
аллеи» взято Буниным из стихотворения
Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Речь
в нем идет о первой любви, не завершившейся
соединением двух жизней. Образ «темных
аллей» пришел оттуда, но в книге нет рассказа
с таким названием, как можно было ожидать.
Это всего лишь некий символ, общее настроение
всех рассказов. Бунин считал, что истинное,
высокое чувство не только никогда не
имеет удачного завершения, но обладает
свойством даже избегать брака. Писатель
неоднократно повторял это. Он также вполне
серьезно цитировал слова Байрона: «Часто
бывает легче умереть за женщину, чем жить
с ней».
Любовь — это накал чувств,
страстей. Человек же, увы, не может
постоянно находиться на взлете. Он
непременно начнет падать именно тогда,
когда достиг наивысшей точки в чем
бы то ни было. Ведь выше самой высокой
вершины не подняться! В «Темных аллеях»
мы не находим описания непреодолимого
влечения двух людей, которое закончилось
бы свадьбой и счастливой семейной жизнью.
Даже если герои решили связать свои судьбы,
в последний момент происходит катастрофа,
нечто непредвиденное, что разрушает обе
жизни. Часто такая катастрофа — смерть.
Кажется, Бунину легче представить себе
гибель героя или героини в самом начале
жизненного пути, чем их совместное существование
в течение долгих лет. Жить до старости
и умереть в один день — для Бунина это
вовсе не идеал счастья, скорее напротив.
Таким образом, Бунин как бы останавливает
время на высшем взлете чувств. Любовь
достигает своей кульминации, но она не
знает падения. Никогда мы не встретим
рассказа, в котором повествовалось бы
о постепенном угасании страсти. Она обрывается
в тот момент, когда обыденность еще не
успела губительным образом повлиять
на чувства.
Однако подобные роковые исходы
нисколько не исключают убедительности
и правдоподобия рассказов. Утверждали,
что Бунин говорил о случаях
из собственной жизни. Но он не соглашался
с этим — ситуации полностью вымышлены.
Характеры же героинь он нередко
писал с реальных женщин. Книга
«Темные аллеи» — это целая
галерея женских портретов.
Здесь встречаются и рано повзрослевшие
девочки, и уверенные в себе молодые
женщины, и почтенные дамы, и проститутки,
и натурщицы, и крестьянки. Каждый
портрет, выписанный короткими штрихами,
удивительно реален. Остается только
удивляться таланту автора, который
умел в нескольких словах представить
там столь разных женщин. Главное — все
характеры удивительно русские и действие
практически всегда происходит в России.
Женские образы играют в рассказах главную
роль, мужские — вспомогательны, второстепенны.
Больше уделяется внимания мужским
эмоциям, их реакции на различные
ситуации, их чувствам. Сами же герои
рассказов отступают на задний план,
в туман. Рассказы поражают также огромным
разнообразием оттенков любви: простодушная,
но нерушимая привязанность крестьянской
девушки к барину, соблазнившему ее («Таня»);
скоротечные дачные увлечения («Зойка
и Валерия»); краткий однодневный роман
(«Антигона», «Визитные карточки»); страсть,
доводящая до самоубийства («Галя Ганская»);
простодушная исповедь малолетней проститутки
(«Мадрид»). Словом, любовь во всевозможных
проявлениях. Она является в каком угодно
облике: может быть поэтическим, возвышенным
чувством, мигом просветления или, наоборот,
непреодолимым физическим влечением без
духовной близости. Но какой бы она ни
была, для Бунина это лишь краткий миг,
зарница в судьбе.
Героиня рассказа «Холодная осень»,
потерявшая жениха, любит его на
протяжении тридцати лет и считает,
что в ее жизни только и был тот осенний
вечер, а все остальное — «ненужный сон».
Во многих рассказах цикла Бунин описывает
женское тело. Это для него нечто святое,
воплощение истинной Красоты. Никогда
эти описания не опускаются до грубого
натурализма. Писатель умеет найти слова,
чтобы описать интимнейшие человеческие
отношения без всякой пошлости.
Без сомнения, это дается лишь ценой
великих творческих мук, зато читается
легко, на одном дыхании. И. А. Бунин
в цикле рассказов «Темные
аллеи» сумел отобразить множество
граней человеческих отношений, создал
целую плеяду женских образов. И
объединяет все это разнообразие
то чувство, которому Бунин посвятил
большую часть творчества Любовь.
Тема любви в произведениях И.А. Бунина
Значительная часть произведений И.А. Бунина посвящена теме любви. Писатель видел любовь повсюду, так как это понятие для него было очень широким. Любовь он видит в каком-то особо свете. Его рассказы – это философия. Но при этом Бунин отражает чувства, которые испытывал каждый. Поэтому с этой точки зрения любовь не является отвлеченным, особым понятием.
Писатель показывает отношения во всех проявлениях: это и заурядные влечения, и возвышенная страсть, и страсть низменная, «животная». Бунин в свойственной ему манере находит нужные слова, поэтично описывает даже низменные человеческие инстинкты. Писатель никогда не опускается до пошлости, считая ее недопустимой. Бунин как настоящий мастер слова всегда точно передает оттенки переживаний и чувств, показывает все стороны человеческой жизни. Ему чуждо ханжеское умалчивание каких-либо тем. Для Бунина любовь – это вполне реальное, земное, ощутимое чувство. Духовность невозможно отделить от физической природы человеческого влечения. И это для писателя не менее притягательно и прекрасно.
Статья: Женские образы и их роль в рассказах И. Бунина
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В произведениях писателя нередко предстает обнаженное женское тело. Но даже тут Бунин умеет найти такие выражения, чтобы представить женщину прекрасной, как богиня, не закрывая глаза на недостатки, но и не опускаясь до примитивного натурализма. Бунин при этом не склонен чересчур романтизировать обнаженную натуру. Именно образ женщины – это та сила, которая постоянно влечет писателя. Бунин создает целую галерею женских образов.
В ранних произведениях Бунин более или менее осязаемо обрисовывает женские характеры. Все эти образы только намечены: Оля Мещерская из «Легкого дыхания», Клаша Смирнова из рассказа «Клаша».
Замечание 1
Во всем разнообразии женские типы в произведениях Бунина появятся в 20-е годы («Дело корнета Елагина», «Митина любовь», «Ида»).
«Темные аллеи» — настоящая энциклопедия любви. Писателя влекут самые различные оттенки и моменты в отношениях между мужчиной и женщиной. Это возвышенные, поэтичные переживания («Натали», «Руся»), странные и противоречивые чувства («Муза»), заурядные эмоции и влечения («Начало», «Кума»), низменные проявления страсти («Гость», «Барышня Клара»). Но главным образом писателя привлекает истинная земная любовь. Такая любовь, считает писатель, это огромное счастье. Но это счастье мимолетно – вспыхнуло и исчезло. В «Темных аллеях» любовь всегда краткая, и чем она совершеннее и сильнее, тем скорее ей суждено оборваться.
В «Темных аллеях» женщины играют главную роль, а мужчины, как правило, выступают в качестве фона, оттеняющего поступки и характеры героинь. Писатель делает упор на устремлении мужчины к женщине, на его желании постигнуть тайну и магию женского «естества».
В книге «Темные аллеи» проходит целая вереница женских типов:
- «простые души», преданные любимому до конца жизни (Таня и Степа в одноименных рассказах);
- Смелые, экстравагантные, изломанные «дочери века» («Антигона», «Муза»);
- Рано созревшие девочки, не способные справиться с «природой» («Натали», «Зойка и Валерия»);
- Женщины, обладающие необычайной душевной красотой, способные одарить счастьем возлюбленного и полюбившие на всю жизнь («Руся», «Натали»);
- Проститутки («Барышня Клара», «Мадрид») и т.д.