Анализ произведения н. гоголя «мертвые души»: жанр, особенность композиции

Гоголь, анализ произведения петербургские повести

Зачем Чичикову мертвые души?

Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

Вариант №2

Произведение создается автором на протяжении семнадцати лет с подсказки сюжетной идеи Пушкиным А.С.

По задумке писателя произведение должно было состоять из трех томов, однако для потомков сохранился лишь первый том поэмы, поскольку по некоторым источникам второй том был уничтожен самим автором, а третий том – не написан.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве прозаической поэмы, однако с точки зрения большинства литературоведов жанром сочинения является реалистический роман с включением романтических черт.

Основной темой произведения является изображение нравов и жизни русских помещиков в тридцатых годах девятнадцатого столетия в виде представления галереи человеческих пороков.

Композиционная структура романа состоит из одиннадцати глав, которые объединяется образом главного персонажа в лице Чичикова. Цель композиции поэмы заключается в раскрытии картины жизни в России путем представления типовых героев. Своеобразием композиции романа является включение в повествование лирических отступлений, философских рассуждений и природных описаний.

В начале создания произведения автор задумывает сатирическое творение, что обуславливает использование общей композиции.

Главным героем является Павел Иванович Чичиков, представленный в образе коллежского отставного советника, зарабатывающего на жизнь путем авантюрных махинаций. Герой отличается опрятностью, многоликим, переменчивым характером, способностью подстраиваться под любыми обстоятельства.

Также в качестве основных персонажей произведения представляются помещики в лице Манилова, сентиментального фантазера, не желающего работать, Коробочки, мелкой помещицы, одинокой вдовы, аккуратной, рачительной хозяйки, Ноздрева, лихого прожигателя жизни, любителя вкусно покушать и выпить, а также Собакевича, зажиточного помещика, прямолинейного, грубого человека, отличающегося хитростью и изворотливостью, и Плюшкина, невероятно скупого старика, характеризующегося жадностью даже по отношению к самому себе, а не только к окружающим.

Второстепенными персонажами произведения являются Петрушка, представленный в образе лакея главного героя, Селифан, изображенный в качестве кучера Чичикова, капитан Копейкин, описанный в виде обедневшего офицера, а также городское чиновничество, представляющееся как ярко выраженные отрицательные персонажи.

Тема произведения

Темы, раскрываемые в произведение Николая Васильевича, в действительности способны покорить сердце каждого человека, имеющего отношение к самовыражению через искусство:

Важность искусства в жизни человека — Гоголь считает, что человек, желающий развиваться в творческих направлениях, возлагает на свои плечи огромную ответственность. Не каждый справляется с возможными тяготами, однако сам автор с любовью относится к деятельности, которой занимается.

Судьба творца — Андрей Петрович мог либо развиваться в художественном ремесле, либо гнаться за мнимыми богатством и наживой.

Судьба «маленького человека» — Питер, описанный творцом, сжирает художника, который не может справиться с общественным мнением, критикой и в конечном итоге сходим с ума от собственных душевных терзаний

Андрей Петрович слаб, оттого пал перед легкой наживой и отринул путь истинного творца, желающего продемонстрировать миру свои талант, умения и навыки.

Важность православия в жизни верующего — именно набожность взглядов помогает некоторым основным персонажам повести излечить душу от социальных искушений.

Записки сумасшедшего

Опять же повторяется тема неравенства.

Аксентий Иванович Поприщин –мужчина, 42 года, является чиновником, который не может найти свою настоящую любов.

Директор департамента – руководитель Аксентия, дальновидный и очень властный человек.

Софи –дочь директора, имеет чувство юмора, возлюбленная Поприщина.

Теплов– камер-юнкер, тот которому Софи отдала предпочтение – влюбилась в него.

Меджи и Фиделька – персонажи с помощью, которых Гоголь показал всю «гниль» светского общества. Были наделены чертами человека. Писали записки, которые впоследствии выкрал Поприщин.

Чухонка Мавра – служанка.

Поприщев работал у директора в департаменте, нередко бывал у него дома, где и влюбился в Софи – дочь директора. Аксентий Иванович яро верил, что она тоже к нему неравнодушна, но как оказалось она предпочла камера-юнкера. Это он узнал с помощью записок собачек Меджи и Фиделька. С этого момента моральное состояние Поприщева стало стремительно ухудшаться. Сначала он начал понимать то, о чем говорят собаки, а потом и вовсе думал, что он король.

В конце он оказался в психушке, где его подвергли жестоким пыткам.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь

Гоголь пытался представить в своей поэме всю широту картины русской жизни. Он создал красочную галерею образов. Имена его героев стали нарицательными. Описанные им явления получили название «ноздревщина», «маниловщина» и др.

Автора интересует нравственное состояние души человека. Подчеркивая недостатки своих героев, он в определенной степени симпатизирует им, наделяя их и некоторыми положительными качествами. Например, Коробочка — бережливая хозяйка, заботящаяся о крестьянах; у Манилова нежные и трогательные отношения с супругой; Ноздрев привязан к своим питомцам и т.д.

Причины, по которым помещики оказались в таком состоянии духа, Гоголь не указывает. Исключением является образ Плюшкина, который до смерти супруги был гостеприимным и добрым хозяином. Также дается некоторое понимание того, как сформировался характер Чичикова — семейное окружение и воспитание способствовали развитию у него негативных черт. Гоголь намечает контуры своих героев, а право делать выводы оставляет на усмотрение читателей.

Примечание

В романе в высокохудожественной форме показаны пороки крепостнической системы, когда крестьян можно было продавать, проигрывать в карты, сдавать в заклад, как неодушевленные предметы.

Герои

В обеих частях повести герой — художник. Это два разных образа, связующим звеном между ними служит портрет.

Главные герои

Андрей Чартков — художник, в начале повести — юноша 22 лет, искренне влюбленный в искусство, глубоко уважающий своего учителя-профессора. Он обладает талантом, беспечен и романтичен, но тяготится своим бедственным положением. В юности он прилежно служит искусству. Даже не имея средств на жизнь, он готов тратить последние деньги на живописные полотна.

Приобретенный портрет и обнаруженные в нём богатства полностью меняют не только жизнь, но и характер персонажа. Герой становится алчным, меркантильным и завистливым, из творца он превращается в ремесленника, заурядного модного живописца. Чартков пал жертвой земных соблазнов. Он утратил свой талант, потому что променял служение искусству на поклонение золотому тельцу.

Ростовщик — пожилой мужчина крупных форм, с выразительными живыми глазами изображен на портрете, который купил художник Чартков. Персонаж проявляется в реальной жизни и на портрете, в этом образе сочетается реалистическое и мистическое. При жизни ростовщик был неприятным, жадным стариком с дурной репутацией. Желтый оттенок его лица вызывал ассоциации с золотом. Этот человек был азиатского вида, но точной его национальности никто не знал.

Герой на выгодных условиях давал людям деньги, но для всех заемщиков они становились источником горя. Образ ростовщика, безусловно, демонический: он сеет зло. Душа его после смерти вселяется в портрет, и он по-прежнему вершит черные дела.

Автор портрета — талантливый художник-самоучка, служитель искусства, не гонится за богатством и славой, семьянин, отец троих детей, благочестив, свой художественный талант посвящает христианской тематике, служению церкви. Работа над портретом ростовщика принесла ужасные плоды. Лица в картине, которую писал для церкви, потеряли святость и приобрели демоническое выражение. Сам художник стал злым, способным на интриги, завистливым. Его постигло несчастье — смерть жены и двоих детей.

Осознав происшедшее, художник отдает сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где долгим покаянием  и постом искупает грех. После этого создает дивное полотно на библейский сюжет. Став старцем, художник поручил взрослому сыну уничтожить портрет, если он ему попадется.

Художник Б — сын автора портрета, человек 35 лет, стройный, с длинными волосами и приятным лицом. Он потомственный живописец, выпускник Академии художеств, совершенствовал свое мастерство в Италии. Во второй части повести он рассказывает об истории создания портрета и о личности ростовщика.

Второстепенные персонажи

Приятель отца художника Б — веселый жизнерадостный человек, художник, уговаривает своего друга и коллегу не уничтожать работу, забирает её с собой.

Продавец картин — хозяин лавки на Щукином дворе, ушлый и ловкий продавец, цепляющийся за покупателя и стремящийся продать ему товар во что бы то ни стало.

Хозяин квартиры — владелец квартирки на Васильевском острове, которую нанимает Чартков, требует с художника деньги за проживание, эпизодический персонаж, его образ подробно не раскрывается.

Квартальный — полицейский надзиратель, упоминается имя персонажа – Варух Кузьмич. Он  приходит вместе с хозяином в квартиру Чарткова. По сюжету, благодаря его действиям из рамы картины выпадает сверток с деньгами, изменивший судьбу Чарткова.

Дама-заказчица — богатая аристократка, заказавшая у Чарткова портрет дочери, требовательна, мнит себя знатоком и любительницей искусства. Её не устраивает настоящий, реалистичный портрет, умело отражающий как достоинства, так и недостатки лица героини, она предпочла красивое, но лживое изображение.

Lise — дочь заказчицы, которую следовало нарисовать Чарткову, девушка 18-ти лет.

Санкт Петербург

В «Петербургских повестях» Гоголя важную роль играет образ самого города, Петербург является полноценным действующим лицом. Красивая величественная столица, город соблазнов, он великолепен и порочен одновременно. Гоголь показывает «мрачную» сторону Петербурга, суетливый город «подавляет» и «растворяет» маленького человека, переламывая судьбы в огромном жизненном котле.  Жертвой большого города становится художник Чартков.

История написания

Повесть «Нос» входит в антологию «Петербургские повести» и была написана Гоголем в 1832 году. Она основана на старом анекдоте, который был переведен с французского и был популярным источником шуток с множеством различных версий его окончания.

Это не первое изображение Гоголем носа как органа, разрушающего жизнь; также появляется в его незаконченной повести «Фонарь умирал», которая была написана в том же году, что и обсуждаемая нами. Само произведение подвергалось частым правкам из-за цензуры, а также потому, что Гоголь хотел довести до совершенства свою идею. В частности, он изменил концовку так, что все события, пережитые Ковалевым, вместо сверхъестественных вмешательств объяснялись обыденно – ему все это просто приснилось.

Возникли сложности, связанные с публикацией этой истории. Автор попытался добиться, чтобы его произведение напечатали в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. В то время Александр Сергеевич Пушкин уже создал свой журнал, и пришел на помощь Гоголю, опубликовав «Нос» в 1836 году в «Современнике».

Когда произведение, наконец, вышло в свет, Гоголь уже был хорошо известен читателям, поскольку люди оценили его рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», где автор изображал мистические образы, основанные на суеверных верованиях людей. С другой стороны, «Петербургские повести» отличались тем, что в них элементы фантастики сочетались с актуальными социальными проблемами, с которыми сталкивалось общество в то время. Этим своим творением Гоголь сформировал новое литературное направление, названное фантастическим реализмом.

Николай Васильевич Гоголь, который переживал социальные конфликты на протяжении всей своей жизни, осознавал тот факт, что не может изменить ситуацию

Поэтому вместо того, чтобы пытаться изменить ситуацию, он решил привлечь к ней внимание, написав убедительные произведения. Его рассказы представляли собой смесь реальности и вымысла, хотя в них можно было выявить определенные черты реальности

Поскольку Гоголь не мог найти другой выход для своей бурной фантазии, то прибегнул к добавлению драматизма, включив в свои произведения элементы нереального. Эта стратегия впоследствии будет использоваться другими русскими авторами, такими как Михаил Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Андрей Белый и В. В. Маяковский.

История создания

Работа Н.В. Гоголя над повестью «Портрет» от идеи до подготовки к публикации заняла три года, с 1832 по 1834 год. В 1835 году она впервые увидела свет в сборнике авторских работ «Арабески». Сборник был очень разноплановым по содержанию, включал статьи Гоголя по истории, искусству, географии и несколько художественных произведений. Среди них и повесть «Портрет». Произведение было критически воспринято современниками, получило много негативных откликов, и Гоголь задумал его редакцию. Второй вариант повести создавался в 1841-1842 гг. и был опубликован в 1842 году в третьем номере «Современника» — самого популярного журнала того времени.

Экранизации

Известны три экранизации гоголевского сюжета, две отечественных и одна зарубежная.

Самый первый фильм был снят ещё на заре истории кинематографа, в Российской Империи, в 1915 году.

В 1975 году советскими деятелями театра была создана радиоверсия спектакля, поставленного в «Современнике». Она примечательна актерским составом, текст от автора читает Олег Табаков, Чарткова озвучивает Константин Райкин, а продавца картин – Авангард Леонтьев.

В 1987 году «Портрет» представлен в формате фильма-спектакля режиссера Сергея Сергеевича Евлахишвили.

В 1999 году повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была экранизирована в Швеции.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» Гоголя

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Главный герой Чичиков Павел Иванович, бывший таможенный чиновник, выдает себя за помещика и втирается в доверие к общественности уездного городка N. Его цель — покупка крепостных крестьян, но не здравствующих, а уже умерших. Смысл этого действия не совсем понятен и тут стоит обратиться к истории. В период с 1857 по 1859 год была проведена перепись населения царской России и посчитано, сколько и кого крепостных крестьян имелось в наличии у каждого помещика. В переписной книге указано, что «крепостных крестьян в России до 23 млн. душ обоего пола». Отсюда понятно появление термина «души».

Крепостное же право было отменено лишь в 1861 году. До этого помещик мог продавать и покупать крепостных крестьян, как вместе с землей, так и без оной, семьями и по одному. А в случае надобности мог и в банк заложить. Так вот, бывший коллежский советник придумал следующую аферу. Он уговаривал недалеких провинциальных помещиков продать ему недорого крестьян, которые уже умерли, но по документам последней переписи считаются живыми (так появляется прилагательное «мертвые»). Получив купчую на людей, Чичиков планировал взять кредит в банке, оставив оных в залог. Понятно, что деньги отдавать он не планировал и банку в собственность переходили заложенные крестьяне. Поскольку те уже были мертвы, то и потерь для Чичикова никаких.

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи. Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей. Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Вариант 2

Н.В.Гоголь – один из уникальных и загадочных писателей XIX столетия. Масштабность его творчества поражает читателей вот уже несколько веков. Самобытность писателя проявляется во всех его произведениях. Правда о русской действительности девятнадцатого века – одна из ведущих тем его творений.

Одно из самых гениальных произведений Н.В. Гоголя считается поэма «Мертвые души». Семнадцатилетний труд создателя не прошел даром. Тонкий психолог человеческих душ в образах героев своей поэмы воссоздал реальную историю того времени. В самом названии скрыт глубокий философский смысл задуманного писателем. Мертвые души — те ли умершие люди, которых собирал главный герой, или это сам Чичиков с его окружением.

Сюжет необычен и в то же время прост. Коллежский советник Чичиков скупает у помещиков умерших, но еще числившихся крепостных крестьян, мечтая разбогатеть на этом. Каждая из сторон сделки при этом имеет выгоду. Один — продает воздух, другой — покупает его. Автор окутал тайной происхождение главного героя, его возраст до последней 11 главы, в которой и раскрыта тайна советника Чичикова

Писатель умышленно в развитии сюжетной линии не заостряет внимание на прошлом героя. Для Гоголя он ничем не примечательным не отличался, «средний» человечек

Раскрывая тайну рождения Чичикова, писатель хочет подчеркнуть заурядность его героя.

Тема, подсказанная писателю А.С.Пушкиным, реальность того времени. Мошенничество, цинизм, стремление к наживе любыми способами — изобличает Гоголь в своем творении.

Композиционно поэма состоит из первого тома и нескольких глав второго тома. Яркие лирические отступления дополняют обстановку русской жизни. Шесть портретов рисует перед глазами читателя художник слова Гоголь. В полном цвете представляется перед глазами Чичиков, Собакевич, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Плюшкин. С нескрываемым юмором описывает писатель своих героев: самодурство, глупость, расчетливость — основные их черты характера. 11 глав поэмы раскрывает всю внутреннюю сущность общества того времени. Удивителен литературный жанр произведения — поэма ( так назвал его сам автор). Но отсутствие стихотворной рифмы, структура скорее напоминало бы роман. Гоголь назвал свое творение именно поэмой в силу большого количества отступлений лирического характера, философских размышлений автора. До настоящего времени вызывает восхищение монолог о русской тройке, в котором прослеживается настоящее и будущее России.

Актуальность произведения не иссякла и по сей день. Разве нет сейчас людей, желающих получить богатство из ничего? А мечтающих, но ничего не делающих для этого Маниловых? Глупых и скупых Коробочек? Несомненно есть, они рядом и стоит только хорошенько присмотреться , то встретишь гоголевских героях в наши дни. В этом и проявляется бессмертие творения Н.В.Гоголя под названием «Мертвые души».

Образ Чичикова – нового человека эпохи, «приобретателя» и антигероя

В образе Чичикова получил воплощение образ нового человека с зарождающимся капиталистическим сознанием. Мелкий авантюрист, нашедший прореху в бюрократической системе, решил ею воспользоваться для личного обогащения, чтобы достичь положения в обществе, со временем обзавестись семьей. Он обладает практическим умом и деятельным характером.

О жизненном пути Чичикова мы узнаем лишь в конце первого тома. Получив от отца завет«беречь копейку», он сделал целью своей жизни богатство и статус. Способы для достижения цели были сомнительными: он давал и брал взятки, проворачивал сомнительные делишки, служа на таможне, ради продвижения по службе ухаживал за дочерью крупного чиновника, но от женитьбы уклонился. Дослужившись до среднего чина, решил обзавестись поместьем и задумал махинацию с умершими крестьянами.

Он ничем не выделяется внешне, у него все «не то, ни се»: не молод и не стар, не красив и не уродлив, не толстый и не худой. Нет и описания его лица, хотя он постоянно любуется собой в зеркале, сам себя треплет за подбородок, обращаясь к себе: «Ах ты, мордашка эдакой!». Но что отражается в зеркале – непонятно, может у него и отражения нет, как у нечисти.

За подобной непонятной внешностью скрывается много личин, Чичиков способен очаровать любого. Павел Иванович, опытный льстец и лицемер, мог поддержать любой разговор, о чем бы не шла речь. Как хамелеон, он меняет манеру разговаривать, в зависимости от того, кто его собеседник. В общении с Маниловым он сентиментально-трогателен, с Коробочкой настойчив, прост и «без церемоний», с Собакевичем деловит. Сам Гоголь дает характеристику Чичикову в определении «хозяин-приобретатель», а после вовсе нелестно: «Подлец».

Загадочный Павел Иванович Чичиков является утонченно скрытым проявлением зла, хотя он сам считает, «делание зла» для него лишь временное. Среди невежественных обывателей распространяются сплетни, в которых Чичиков предстает не только похитителем дочки губернатора или разбойником капитаном Копейкиным, сбежавшим Наполеоном, но и антихристом. Ведь Чичиков скупает мертвые» души, а душу можно продать только дьяволу.

Если следовать мифологии Гоголя, антихрист грядущего явится не в демоническом облике, а будет невзрачным,заурядным, обычным. Чичиков говорит о себе, что он ничего «не значащий червь мира сего», который проедает его сердцевину. Гоголь считал, что его антигерой может уничтожить мир, но может, пройдя через чистилище, преобразить существующую реальность в рай. Не случайно главного героя зовут также, как апостола Павла, который был прежде фарисеем и гонителем христиан Савлом, внезапно однажды ослепшим; но уверовав в Христа, прозрел и стал праведником. Гоголь желал для своего антигероя Чичикова такого же перевоплощения.

«Мертвые души» – какой жанр произведения, особенность композиции

На начальном этапе написания Николай Васильевич хотел создать сатирический опус, это отразилось на композиции. До нас дошел первый том произведения, несколько эпизодов второй части. Главная задача композиции – раскрытие образа русского народа, особенностей его жизни. Писатель долго работал над типовыми образами. Всего в произведении одиннадцать глав. 

Лирические мотивы выражаются в следующих моментах:

  • Философские рассуждения;
  • Лирические отступления;
  • Описание пейзажей, природных картин.

Поэма завершается размышлениями автора о том, что ждет его родину в будущем. Он позиционирует Российскую империю как могущественное, сильное государство. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии последовательности в сюжетной линии. О главном герое читатель узнает только в конце романа. Первая глава посвящается описанию губернии, главного действующего лица поэмы. 

Последующие пять эпизодов повествуют о помещиках, которые продают души крестьян Чичикову. Порядок описания имеет строгую последовательность. Первый образ – помещик Манилов. Человек мечтательный, но не озлобленный. Он бесплатно отдает души, продолжая мечтать о несбыточных проектах, нереальных свершениях. Последний дом, где побывал Чичиков, – усадьба Плюшкина. В его образе автор показывает полную деградацию человека. 

Очень кратко

В цикл «Петербургские повести» вошли пять произведений Гоголя Н. В. Они связаны одной идеей и замыслом. Столица Петербург, её лицо описывается во всех пяти моментах. Этот город символизирует могущественную Россию.

Писатель Гоголь рассмотрел столицу с особой точки зрения. При написании он использовал сатирический жанр. Его больше интересуют жители города — они весь эпицентр внимания. А сам облик Питера не так интересен.

В «Невском проспекте» читатель словно попадает на уличную выставку. Разные слои общества так и блещут в своих нарядах, у каждого своя «изюминка», свой шарм. По их одежде можно понять кто к какому человеческому статусу относится. А таланты, достоинства, честь и личные качества — это отложено на второй план. Всё лживо, внешняя красота обманчива, за ней скрыты продажные и пошлые люди. Гоголь уверяет, что не стоит доверять Невскому проспекту.

Читатель в повести «Портрет» знакомиться с художником Чартковым. Молодой человек талантлив. Но случайным образом он попадает на уловку: лёгкая нажива становится для него тупиком, он полностью теряет свой талант. Гоголь подчеркнул, что деньги сводят людей с ума, ведут их к разврату. Искусство тоже страдает, уничтожается.

«Нос» — вообще сказочное произведение. Герой — чиновник просыпается без своего носа. Нос разгуливает по городу в одежде. Это трудно представить, и всё же читатель словно попадает в иной странный мир. Нос возвращается к своему владельцу. Здесь нам показано, как хозяин исчезнувшего носа потерял достоинство, и в глазах людей ещё и свой авторитет.

Герой «Записок сумасшедшего» Аксентий Поприщин — мелкий чиновник. Он беден, ему не на что претендовать. Департаментские служаки обижают Аксентия Ивановича. Его директор живёт по правилам, что чин делает людям репутацию. Имея высокое положение, деньги и должность — только такой человек считается порядочным, так полагал Поприщин. Он живёт в своём мире и не замечает, что жизнь-то его полное издевательство над достоинством человека, над его личностью. Его неожиданный вопрос самому себе: «Почему именно он титулярный советник?» доводит его до потери рассудка. Он совершенно этим оскорблён, словно растерял своё человеческое достоинство. Николай Васильевич показал его комические и жалостливые моменты, так же всю боль за унижение общества.

В «Шинели» другой мелкий чиновник Акакий Акакиевич, тоже неудачник, который приобретает шинель. Но его обкрадывают. Гоголь не смеётся над своим героем. Напротив, он обвиняет общество, которое уродует таких людей как Акакий Башмачкин.

Гоголь призывает народ бороться с тем обществом, которое унижает человека, его права и достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: