Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.
Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Иллюстрация Анатолия Иткина
Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.
Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой
Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.
К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.
Иллюстрация Анатолия Иткина
Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».
На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Краткое содержание
Гимназист Володя Королёв приехал домой на зимние каникулы. Его с нетерпением ожидала вся семья: отец, мать, тётя, его сёстры Катя, Соня и Маша, самой старшей из которых было одиннадцать лет, а также прислуга Наталья и большой чёрный пёс Милорд. Приближалось Рождество, на улице продолжал мести снег, а от Володи исходит морозный запах. Когда первый порыв радости от встречи иссяк, все заметили, что мальчик приехал не один: он пригласил погостить своего друга и ровесника, гимназиста Чечевицына. Володя представил его своей семье, но никто так и не смог запомнить его фамилию.
Мальчиков пригласили пить чай, но они вели себя довольно странно, выглядели задумчивыми и скрытными. Если Чечевицына о чём-то спрашивали, то он даже не слышал это с первого раза, но, вздрогнув и встряхнув головой, просил повторить вопрос. Да и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, теперь не улыбался и как будто даже не радовался приезду домой. Кроме того, он говорил непонятные фразы про Калифорнию, в которой вместо чая пьют джин.
После чая семья отправилась в детскую. Отец с девочками занимался приготовлениями бахромы и цветов из бумаги для ёлки. В другое время Володя непременно присоединился бы к ним или побежал на улицу играть с детворой, но теперь ему было интереснее шептаться о чём-то с Чечевицыным, рассматривая карту в географическом атласе. Во время короткой беседы с девочками Чечевицын тоже говорил странные слова о бизонах, мустангах и индейцах, а также сказал, что он — «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Все эти загадки заставили Катю и Соню перед сном подкрасться к двери спальни мальчиков и подслушать их разговор. Выяснилось, что они собрались бежать в Америку, чтобы добывать золото, и даже собрали всё в дорогу: пистолет, ножи, сухари, увеличительное стекло, чтобы добывать огонь, компас и немного денег. Мечты ребят были немного наивными: они собирались идти пешком несколько тысяч вёрст, по пути побеждая диких зверей и дикарей, потом — добывать золото, убивать врагов, быть морскими разбойниками, пить джин и, наконец, жениться на красавицах и начать обрабатывать плантации. Чечевицын называл Володю «Бледнолицый брат мой».
https://youtube.com/watch?v=3kDj6MQwKHI
Девочки решили ничего не говорить родителям о побеге. Но на следующий день Володя был очень мрачным, ничего не ел, а к вечеру даже расплакался, волнуясь о предстоящем побеге в Америку. Когда девочки вновь подслушали разговор мальчиков, выяснилось, что Володе очень жалко маму, он сомневался, снова плакал и хотел отказаться от этой идеи, но Чечевицын убеждал его ехать. Он расхваливал Америку, рычал как тигр и манил друга сказочными красотами путешествия.
Побег всё-таки состоялся. Родители, заметив исчезновение мальчиков, бросились на их поиски, поднялась страшная суматоха, мама плакала, когда их не нашли даже в деревне. Но на следующий день их задержали в городе, в Гостином дворе. Володя очень раскаивался и сразу бросился обнимать маму, а Чечевицын, в отличие от него, даже после этого продолжал бредить Америкой, не испытывая никаких угрызений совести. Королёвы послали его родителям телеграмму, после чего приехала его мать, которая забрала его с собой.
План для пересказа
Рассказ «Мальчики» — довольно небольшое по объёму и ёмкое произведение, как и многие другие рассказы Чехова. Автор умел в сокращении передать глубинный смысл и заставить читателя о многом задуматься. Но даже малое по объёму произведение детям будет удобно разделить на несколько частей и тем самым составить план для пересказа:
- Приезд гимназистов.
- Странное поведение.
- Раскрытие девочками плана побега.
- Побег удался.
- Возвращение и угрызения совести.
Интерпретация повествования в рассказе «Мальчики» А.П. Чехова
Тема и символика
В рассказе «Мальчики» А.П. Чехова присутствуют не только повседневные события, но и глубокая символика, которая помогает раскрыть тему произведения – трагическую трансформацию человека под влиянием окружающей среды. Символика здесь неяркая, но явная. Так, внешнее поведение героев не всегда соответствует их внутренним переживаниям, что отражает внутреннюю борьбу между детскими мечтами и реальностью взрослой жизни.
Характеры героев
Главными героями рассказа «Мальчики» являются два несчастных подростка, заброшенные в безысходность житейской рутины. Внешне они кажутся похожими, но их отличия сильно просматриваются в их значимых действиях. Первый герой – Игорь, энергичный и амбициозный мальчик, предпочитающий искать новые впечатления и приключения. Второй герой – Буркин, спокойный и уравновешенный, ищущий отдушину в книгах.
Взаимоотношения героев
Несмотря на различия характеров, герои дружат и проводят много времени вместе. Их отношения описываются как необычайно теплые и душевные, и здесь также видна символика дружбы, которая служит утверждению темы рассказа. Однако в результате внешних обстоятельств, таких как смерть Буркинского отца, Игорь теряет веру в мечту и вместе с ней свое человеческое достоинство.
Интерпретация темы рассказа
Таким образом, рассказ «Мальчики» А.П. Чехова является глубоким и трогательным произведением, в котором удачно запечатлена тема перехода от детства к взрослой жизни и трансформации личности под влиянием социума. В произведении раскрывается противостояние мечты и реальности, индивидуального и коллективного, детства и взросления. Рассказ читается легко и просто, но под поверхностью скрывается глубокий смысл, который заставляет задуматься о своей жизни, выборах и ценностях.
Рассказ «Мальчики» А.П. Чехова
В рассказе «Мальчики» Чехова делает акцент на детский мир, на описание, каким образом два дружелюбных мальчика, Ваня Билокур и Женька Трофимов, играющие вместе и счастливые, вдруг превращаются в ревнивых и вспыльчивых. В центре сюжета — конфликт между друзьями, из за которого они оказались на обратных сторонах.
В рассказе достаточно мало персонажей, однако каждый из них имеет свою уникальность, характер и поведение. Основными героями являются дети. Психологический портрет каждого из них подтверждает, что затрагиваются психологические проблемы всего народа.
- Ваня Билокур: мальчик крупного телосложения с опухшей левой щекой, суровый и замкнутый после того, как попал в ДТП, у которого подростки посмеивались. Живет с матерью и старшим братом, рано потерял отца.
- Женька Трофимов: маленький и худой мальчик, из бедной семьи, живет вместе с отцом-уборщиком. Женские качества проявляет обыкновенным слезливым нежным поведением, любит соль.
Чехов умело использовал язык, невоспитанность героев подчеркивает природность их поведения, реалистичность и колоритность. Описания скромны, а задача автора – описать этих парней не только как персонажей, но и как очень живых людей. Большая часть текста выполнена в диалогах между героями рассказа.
Жанр, направление
«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.
Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.
Главные герои
Чехов противопоставляет двух мальчиков друг другу буквально во всём: начиная от внешности и заканчивая их моральными принципами. Володя внешне охарактеризован кратко, тогда как портрет его приятеля прописан буквально до мелочей. Характеристика главных персонажей:
- Володя Королёв — гимназист, пухлый и белый, всегда весёлый и разговорчивый, но теперь, под влиянием своего друга, ставший таким же угрюмым и задумчивым. Увлекается чтением книг Майн Рида, грезит об Америке, золоте и индейцах. Можно сказать, что он очень добропорядочный, хорошо воспитанный, искренне любящий свою семью и привязанный к ней. В нём воспитаны благородство и чуткость, он заботится о близких и с трепетом относится к маме, думая в первую очередь о том, что его побег её огорчит. По характеру он более мягкий, чем Чечевицын: может заплакать от волнения и терзаний, а также довольно быстро сдаётся под натиском уверенного приятеля. Набожен и искренне просит помощи у Бога, перекрестившись у иконы и молясь за свою бедную маму.
- Чечевицын — гимназист, ученик второго класса. Такого же возраста и роста, как Володя, но худой, смуглый, покрыт веснушками. Имеет щетинистые волосы, узенькие глаза, толстые губы, злой взгляд исподлобья. Некрасив, и если бы не гимназическая куртка, то его можно было принять за сына кухарки. Угрюмый, молчаливый, за всё время в гостях ни разу не улыбнулся, но на девочек произвёл впечатление «очень умного и учёного человека», поскольку был задумчив. Позже они увидели в нём настоящего героя, необыкновенного, замечательного и неустрашимого путешественника. Он решительный, смелый, отчаянный, суровый, гордый и азартный, в своих убеждениях и ради своей заветной мечты готов идти до конца, даже расстраивая близких людей. Но для него не важны семейные ценности, из чего можно сделать вывод, что ему неведомы тепло семейного очага и такая родительская любовь и забота, какой окутывают Володю.
Противопоставление персонажей наблюдается и в конце рассказа: Володя искренне раскаивался, бросился матери на шею, а потом лежал, и ему к голове прикладывали смоченное в уксусе полотенце. Чечевицын же, наоборот, гордился побегом и гордо ответил, что они ночевали на вокзале. Прощаясь с девочками, он выглядел сурово и надменно и в знак памяти написал у них в тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это говорит о том, что и после произошедшего он не отказался от своей мечты о побеге в Америку.
Краткая аннотация и характеристика второстепенных персонажей произведения:
- Отец и глава семейства, Иван Николаевич — интеллигентен, уважительно относится к собственному сыну, любит своих детей и вместе с ними готовится к Рождеству, вырезая украшения на ёлку. В конце рассказа, вызвав мальчиков к себе в кабинет после побега, проводит с ними воспитательную беседу и учит их вечным постулатам — что такое хорошо и что такое плохо.
- Мать — заботливая женщина, которая очень любит своих детей и страшно волнуется, когда Володя убегает из дома. Она плачет и надеется, что сын будет найден.
- Катя, Соня, Маша — младшие сёстры Володи, самой старшей из которых одиннадцать лет. Романтичные натуры, весёлые и немного боязливые, поскольку не рассказали родителям о подслушанном разговоре о побеге мальчиков. Маша всегда задумчиво говорит про чечевицу, когда видит Чечевицына.
Чему учит
История учит, что вы должны быть уверены в своей цели, что вы не должны сдаваться, что вы должны быть твердыми и решительными
Важно хорошо учиться, чтобы быть готовым ко всем возможным ситуациям. Это также учит вас брать на себя ответственность за свои действия
В детстве захватывающие приключения стимулируют воображение многих детей. Но вы должны помнить, что не все безопасно. Прежде всего, нужно немного повзрослеть и научиться в школе применять полученные знания на практике.
Сюжет и композиция
Продолжим анализ пьесы Чехова «Мальчики», обратившись к структуре сюжета.
- Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
- Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
- Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
- Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.
Образы главных героев и их характеристика
В рассказе А. Чехова анализ персонажей показывает их различия и сходства. Оба — старшеклассники, что позволяет предположить их возраст: 8-10 лет. Общее у мальчиков — мечта о героической ситуации, взятая из книг американского автора.
Различия можно найти в области личности и социального статуса.
Только у одного из героев есть имя: Володя Королев. Это сочетание подчеркивает его аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — ее неоднократно использует младшая сестра Володи. Автор объясняет, как ее имя ассоциируется с блюдами из чечевицы. «Чечевичный суп» — символ жизни в бедности в культурной традиции. Это подчеркивает разницу между мальчиками.
Важны описания портретов, обратите внимание на языковые средства:
Заметно, что второй персонаж наделен автором более ярко выраженными отрицательными характеристиками. «Сын кухарки» — это образное выражение современников автора, обозначающее «обездоленных детей».
Семейные отношения важны для Володи, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от проекта. Сцевичин не тоскует по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется ему чуждым, он напряжен.
В этой паре персонажей четко прослеживается контраст: раб — господин. Автор сочувствует Володе как ребенку, который не осознает опасности своих поступков. Описание прощания Чечевичина с девушками подчеркивает его эмоциональную холодность: «Лицо его было сурово и надменно»; у него нет теплых слов для них. Девочки, напротив, восхищаются им, считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь становится очевидной разница между детским и более зрелым взглядом на вещи.
У взрослых читателей концовка вызывает симпатию к Чечевичину. Описание его отъезда, телеграмма, отправленная «куда-то», «дама, мать», которая его приняла, — все указывает на возможные проблемы в семейных отношениях и одиночество мальчика.
Язык и стиль произведения
Чехов в произведении «Мальчики» использует особый стиль изложения, которые характеризуется краткостью, лаконичностью и простотой
Он старается использовать понятные каждому слова, которые создают особый колорит произведения и акцентируют внимание на главной теме, а именно на несчастных судьбах мальчиков
Особое внимание в произведении уделяется речи персонажей, которые были взяты из повседневной жизни. Чехов умело, использую сарказм и юмор, передает настроение персонажей и создает характеристику каждого из них
Диалоги между главными героями являются особенным элементом произведения, через который автор создает эмоциональное напряжение и привлекает внимание читателя.
Также в произведении можно заметить много поэтических описаний, где Чехов умело использует метафоры и эпитеты, чтобы передать красоту природы и состояние души персонажей. Например, описание реки, которая была «как глаза с массивной наоруженной бровью», создает яркую картину и усиливает эмоциональную насыщенность произведения.
Таким образом, стиль и язык произведения «Мальчики» являются основными инструментами Чехова в создании атмосферы печали и грусти, которые сопровождают главных героев на протяжении всего произведения.
Сравнение «Мальчиков» с другими произведениями Чехова
Сравнивая «Мальчиков» с другими произведениями Чехова, можно заметить, что в этом рассказе автор обращается к теме детства и взросления, которая является одной из основных в его творчестве. Однако, в отличие от других произведений, где детство изображается как радостный и беззаботный период жизни, в «Мальчиках» Чехов показывает, что детство может быть трудным и полным проблем. Кроме того, в рассказе присутствует тема социальной несправедливости, которая также является характерной чертой творчества Чехова. В целом, «Мальчики» — это еще одно яркое произведение, которое отражает многогранность и глубину творческого мира великого русского писателя.
Анализ и основная мысль рассказа
Жанр произведения — юмористический рассказ, направление — реализм, что характерно и для творчества Чехова в целом. Это направление было основным в литературе второй половины XX века, и Чехов являлся его ярким представителем. Как и в этом рассказе, он рассматривал случаи из жизни и писал об обычных людях — не идеальных, но пропускающих через себя все веяния того времени, в котором они жили. Они имели свои недостатки, но им не были чужды и добродетели.
Интересно, что и в начале, и в конце текста присутствует одна и та же восторженная фраза: «Володя приехал!». Но оттенок экспрессии, с которой она произносится, в обоих случаях существенно отличается.
Название «Мальчики» говорит само за себя, а также ассоциируется с детством, мальчишечьими шалостями, приключениями и мечтами. Тема произведения — детство и мечты. Это выражается в желании мальчиков отправиться в далёкую неизведанную страну, в демонстрации их грёз, иллюзий и фантазий. В героях многие читатели могут увидеть самих себя, ведь практически каждый человек в детстве о чём-то мечтал и чем-то увлекался, как Володя и Чечевицын зачитываются книгами Майн Рида и всерьёз обсуждают неосуществимые планы.
https://youtube.com/watch?v=7ubRI6Ey6B0
Важно задумываться о последствиях принимаемых решений, а в некоторых ситуациях разумнее и вовсе отказаться от различных авантюрных предприятий. Мечты и сказки — это хорошо, мечтать необходимо, но, к примеру, прежде чем отправляться в путешествие, нужно вырасти, столкнуться с непростыми жизненными испытаниями и тестами и извлечь из этого уроки, многое узнать, подготовиться и не отправляться в путь с четырьмя рублями.
В произведении «Мальчики» Чехов главная мысль рассказа раскрывает проблемы отцов и детей и вопросы воспитания. Володя является прекрасной иллюстрацией того, каким вырастает ребёнок в любящей и заботливой семье, где ему прививают правильные приоритеты. А на примере Чечевицына наблюдается противоположная картина. По-видимому, он был лишён родительской любви, поэтому он ни к чему не привязан, ему не о чем грустить, он хочет скорее стать независимым и самостоятельным. Автор противопоставляет семью, любовь, отношения между родственниками — и глупые, а порой и опасные детские причуды.
Отношение к современной литературе
Современная литература часто становится объектом критики и споров. Некоторые читатели считают ее качество ниже, чем у классических произведений, другие наоборот, находят в ней свежие и интересные идеи и подходы.
Однако, важно понимать, что качество литературы — это субъективное понятие и каждый читатель имеет право на свое мнение. Некоторые авторы современности продолжают традиции классической литературы, другие же экспериментируют с формой и содержанием, создавая необычные и нестандартные произведения
Важно уметь не только критически оценивать современную литературу, но и находить в ней интересные идеи и подходы. Чтение таких произведений может помочь расширить свой кругозор и понять различные точки зрения на современность
В заключение, отношение к современной литературе — дело каждого
Но важно давать шанс новым идеям и авторам, чтобы не упустить возможность открыть для себя что-то новое и уникальное
Вариант 2
Рассказ Чехова “Мальчики” – это история о двух друзьях, Володе и Жене, которые живут в провинциальном городке и мечтают о приключениях. Они решают отправиться на рыбалку, но вместо этого оказываются в доме богатого купца, где случайно разбивают статую. Володя и Женя пытаются скрыть свою вину, но в конце концов признаются и получают наказание.
Одним из главных мотивов рассказа является тема детской непосредственности и наивности. Мальчики не задумываются о последствиях своих поступков и не понимают, что их действия могут привести к серьезным последствиям. Они живут в своем мире, где все возможно, и не хотят принимать реальность.
Еще одним важным моментом в рассказе является образ купца. Чехов изображает его как жестокого и бесчеловечного человека, который не проявляет никакой милости к мальчикам. Он не понимает, что дети могут ошибаться, и не хочет слушать их объяснения.
Кроме того, рассказ “Мальчики” является примером того, как Чехов умело передает тему социального неравенства. Володя и Женя – это дети из бедных семей, которые не могут позволить себе такие роскошные вещи, как статуя. Купец же – это богатый человек, который не понимает, что для мальчиков это была всего лишь игрушка.
В конце рассказа Чехов показывает, что мальчики вынуждены принять ответственность за свои поступки. Они понимают, что не могут жить в своем мире и что их действия имеют последствия. Это важный урок для них, который поможет им стать взрослыми и ответственными людьми.
Также стоит отметить, что рассказ “Мальчики” является примером того, как Чехов умело передает тему дружбы. Володя и Женя – это настоящие друзья, которые всегда готовы помочь друг другу. Они не бросают друг друга в трудную минуту и всегда стоят рядом.
В целом, рассказ “Мальчики” является прекрасным примером того, как Чехов умело передает тему детства и взросления. Он показывает, что дети могут быть наивными и непосредственными, но в конце концов они должны принять ответственность за свои поступки и стать взрослыми. Кроме того, рассказ является примером того, как Чехов умело передает темы социального неравенства и дружбы.
Символика в произведении
В произведении А.П. Чехова «Мальчики» присутствует символический подтекст, который помогает автору раскрыть глубинные смыслы произведения. Один из таких символов — «колодец», который символизирует жизнь и ее источник. Именно от колодца начинается и заканчивается произведение, подчеркивая круговорот жизни.
Также в произведении важную роль играет символика цвета. Темные цвета, такие как черный и серый, используются автором, чтобы передать мрачность и унынье. В свою очередь, белый цвет символизирует чистоту и свет, что выражает надежду и оптимизм.
Отдельного упоминания заслуживает символика головного убора героя произведения — Толика. Его кепи является не просто частью образа, но и символом его характера и отношения к жизни. Она находится на голове героя в любой ситуации, отражая его уверенность в себе, но в конце произведения, когда Толик остается один, он снимает кепку, что символизирует изменение его отношения к жизни и зрелость, пришедшую к нему в результате испытаний.
Таким образом, символика в произведении «Мальчики» помогает автору описать глубокие метафоры и передать скрытые смыслы, которые окунут читателей в атмосферу произведения и помогут им лучше понять героев и автора.
Выводы и рекомендации
Тема произведения
В произведении А.П. Чехова «Мальчики» рассматривается тема детских игр и безмятежности жизни, которые неизбежно сменяются реальностью и взрослением.
Символика произведения
В рассказе использована символика в виде синего неба как символа свободы и безграничности, а также сравнение мальчиков со зверятами, которые борются во имя доминирования и выживания.
Интерпретация произведения
Произведение А.П. Чехова «Мальчики» можно интерпретировать как поэтику детства и его неповторимый светлый мир, который с течением времени теряется. Также в произведении выявлены проблемы социального неравенства и конфликты среди людей, основанные на силе и статусе.
Рекомендации
Рассказ «Мальчики» А.П. Чехова рекомендуется к прочтению как классикой русской литературы. Это произведение может быть полезным как пример работы с символикой и мотивами, а также как источник информации о детской психологии и социальных проблемах. Для более глубокого понимания произведения рекомендуется обращаться к комментариям и исследованиям критиков.