Краткое содержание — Чук и Гек — Гайдар Аркадий
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Чук и Гек”
Жанр: повесть
Тема произведения: дети
Число страниц: 86
Главные герои и их характеристика
- Чук. Упитанный мальчик. Веселый и озорной.
- Гек. Его брат, худенький, но такой же проказник.
- Мама. Добрая, любящая.
- Серегин. Отец мальчиков. Геолог. Суровый, спокойный, добрый.
- Сторож. Добрый и отзывчивый.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.
Краткое содержание
- Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
- Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
- Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
- Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
- Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
- Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.
План произведения для пересказа
- Телеграмма от отца;
- Баловство детей;
- Потерянная телеграмма;
- На станции;
- Пустой лагерь;
- Домик сторожа;
- Спрятавшийся Гек;
- Возвращение сторожа;
- Подготовка к Новому году;
- Встреча с отцом.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.
Чему учит эта книга
Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.
Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.
Новые слова и выражения
Гимнастерка — солдатская рубашка.
Растеря — человек, который все теряет.
Эшелон — воинский поезд с вагонами.
Ямщик — возчик.
Пословицы к произведению
Вместе жить — все делить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На что и клад, коли в семье лад.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Перед Новым годом в московскую семью пришло письмо. Его написал геолог. Он звал жену с двумя сыновьями приехать к нему на Новый год. Семья начала собираться в дорогу.
Когда мамы не было дома, дети получили телеграмму. Они потеряли её во время ссоры и не сказали о ней маме.
Приехав в посёлок геологов, мать и дети не нашли там никого, кроме сторожа. Оказалось, что все геологи ушли на 2 недели в тайгу. Об этом и предупреждал в телеграмме отец мальчиков.
Сторож сказал, что идёт на охоту, а сам пошёл к геологам и принёс матери мальчиков письмо от мужа и ключ от его комнаты.
Вскоре геологи возвратились и вместе и приехавшей семьёй своего начальника весело встретили Новый год.
Содержание «Чука и Гека» с цитатами
А. Гайдар «Чук и Гек» краткое содержание с цитатами из произведения:
Возле Синих гор в лесу жил человек. Он много работал, но зимой отправил жене в Москву письмо, чтобы она вместе с сыновьями – Чуком и Геком, приехала к нему. Когда почтальон принес письмо, мальчики из-за чего-то дрались, но тут же прекратили. Узнав, что письмо от папы, и он зовет их в гости, ребята очень обрадовались.
Через неделю багаж был собран. Мать поехала за билетами на поезд. Пока ее не было, пришел почтальон и принес телеграмму. Чук спрятал ее в свою металлическую коробочку. В это время Гек в соседней комнате своей пикой из палки и гвоздя тыкал в картонку Чука. Чук забрал и поломал пику.
Тогда Гек выбросил коробочку Чука в форточку. Чук с криком «Телеграмма!» выскочил на улицу, Гек за ним, но найти коробочку им не удалось. Мальчики решили не рассказывать маме о случившемся, только если она сама не спросит о телеграмме.
На следующий день вечером они уехали поездом. Ночью Гек вышел в коридор поезда, а затем случайно забрался не в свое купе. К счастью, незнакомый усатый дядька-офицер сразу отвел его к маме.
Когда мама и мальчики приехали на станцию, вопреки ожиданиям отец их так и не встретил. До места его жилья было «километров сто тайгою», поэтому женщина договорилась с ямщиком. По дороге они заночевали в небольшой избушке-станции и к вечеру следующего дня были на месте.
Подъехав, все очень удивились: на базе не было ни собак, ни людей. Сходив в сторожку, ямщик сказал, что сторож, скорее всего, будет вечером. Мама и сыновья остались в сторожке, поели и уснули.
Проснулись от грохота – вернулся сторож. Мать представилась женой Серегина. Сторож рассказал, что им было не велено приезжать, даже была отправлена телеграмма, чтобы «задержались выезжать на две недели». Женщина была удивлена, но по реву мальчиков поняла, что это их рук дело.
Сторож сказал, что разведывательная партия вернется не раньше, чем через десять дней. Оставив маме и детям продукты, он ушел в тайгу. Сторож долго не возвращался, утром четвертого дня женщине пришлось самой наколоть дров. После обеда мама с Чуком пошли за водой.
Гека оставили дома – женщине показалось, что он заболел. Когда мама с Чуком вернулись, Гека нигде не было. Нашла мальчика собака вернувшегося сторожа – Гек хотел пошутить над братом и мамой и спрятался в старом сундуке, но уснул.
Оказалось, что сторож ходил к далекому ущелью Алкараш, принес письмо от начальника Серегина: «он с людьми здесь будет через четверо суток, как раз к Новому году». На следующий день мальчики с мамой начали наряжать елку, делая игрушки из подручных материалов и свечки из воска.
«Четыре дня за делом пролетели незаметно». Уже с утра мальчики ждали отца, но геологи приехали на лыжах к обеду. Увидев отца, Гек бросился ему навстречу. Вечером «все дружно встречали Новый год». Один из мужчин заиграл на баяне веселый танец, все танцевали, а затем Гек спел песню. В полночь Серегин включил радиоприемник и «донесся мелодичный звон» курантов.
«И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить» и беречь свою страну.
Заключение
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» композиционно и по стилю имеет много общего с волшебной сказкой, за счет чего создается особый, условный мир, в котором становится реальным воссоединение и счастье семьи.
Краткое содержание «Чук и Гек» Аркадия Гайдара
Жили-были два брата – Чук и Гек. Была у них мама, был папа, который, впрочем, частенько отправлялся в дальние экспедиции и командировки, так что, дома он бывал нечасто. Однако, это не мешало ему быть хорошим отцом и подавать своим сыновьям пример настоящего мужчины. В общем, стандартная семейная пара с двумя непоседливыми мальчишками.
И вот, однажды, когда оставалась уже не так долго до наступления Нового года, пришёл почтальон с письмом от их любимого отца. Пока обрадованные дети бегали по комнатам, ожидая радостных известий, мать вскрыла письмо и прочитала его. Новости были не такими уж весёлыми: отец не может приехать на Новый год домой, что означает только одно – если отец не приедет к семье, то семья поедет к нему.
В течение всей следующей недели шла активная подготовка к предстоящей поездке.
За несколько часов до начала новогоднего путешествия Чук поругался с Геком, из-за чего последний, в пылу обуревавших его на тот момент чувств, выбросил в окно коробку брата, в которой, по несчастливому стечению обстоятельств, оказалась срочная телеграмма от их отца. Братья отправились на поиски, но успеха не было.
Итак, мать и братья отправились в путь, благоразумно решив поехать на поезде, дабы поездка была удобной и время прошло как можно быстрее. Всё было хорошо, пока Гек не проснулся глубокой ночью, подстёгиваемый неодолимой жаждой.
Пытаясь как-то снова вернуть сонливость, он начал бродить по коридору, пока ему это не надоело. Гек принял решение о возвращении в свою тёплую постель, но, ввиду ночи, а значит и темноты, он перепутал комнаты и вошёл в другое купе.
Не заметив особых отличий (что тут спят, что там) Гек залез в чужую постель. Вскоре, он понял, что мамы и брата рядом нет, зато есть какие-то совершенно посторонние люди, которых он не знает, а значит они могут быть опасными.
Но, сонные попутчики оказались вполне добродушными людьми и быстро оказали Геку посильную помощь в поисках своего купе. Утром, несчастный мальчишка был обидно осмеян как матерью, так и братом, причём последний хохотал особенно ехидно.
Так или иначе, больше ничего интересного в поезде не происходило и братья просто любовались пейзажами снежных лесов, видневшихся за окном.
По прибытию на свою станцию, торжественной встречи не было, да и вообще никто не пришёл. Раздосадованная мать оставила братьев охранять их вещи и ушла на поиски грузового транспорта, способного помочь ей отнести их пожитки к нынешнему месту проживания её мужа.
Сторговавшись с ямщиком, они загрузили вещи в сани и продолжили свой путь, наслаждаясь видами зимней тайги, через которую они проезжали.
На следующий день они, наконец, добрались до пункта назначения. Однако, там никого не было. Умудрённый опытом ямщик оценил обстановку и пришёл к нехитрому выводу – бывшие здесь люди сейчас на охоте. Найдя утеплённую печку, семья устроилась на ночлег, решив подождать возвращения отца или хоть кого-нибудь, кто сможет объяснить им происходящее.
Утром пришёл сторож и объяснил удивлённой матери, что их отец должен был отправить им срочную телеграмму, в которой было ясно написано, чтобы они остались дома. Мать быстро смекнула, куда делась телеграмма и убедилась в своих догадках, услышав виноватый плач сыновей.
После окончания истерики, Чук и Гек поведали своей матери душещипательную историю о потерянной телеграмме. Наблюдавший за происходящим сторож решил вмешаться и рассказал матери, что отец будет только через 10 дней, ведь он ушёл не на простую охоту, а в разведывательную пешую экспедицию.
Услышав решение матери дожидаться мужа, сторож объяснил, где тут еда и вода и ушёл в лес заниматься своими делами.
Вскоре начали заканчиваться дрова и мать была вынуждена сама их колоть. Да и воду нужно было доставать. Однажды, мать, захватив с собой Чука, отправилась в лес за хворостом, а Гек остался дома. Ему быстро наскучило одиночество и он решил повеселиться.
Так что, по возвращении с охапками хвороста, мать и Чук не нашли в доме Гека
Пытаясь найти потерявшегося сына, мать начала палить из ружья в воздух, чем привлекла внимание проходящего мима сторожа, прогуливавшегося со своей собакой
Псина быстро обнаружила Гека, который спрятался в большом сундуке, да там и заснул.
(2 votes, average: 4.50
Краткое содержание рассказа
Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.
Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.
Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.
На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.
На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.
Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.
Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.
Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.
Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.
Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)
Персонажи рассказа
Главные герои
- Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
- Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
- Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.Братья Чук и Гек
Второстепенные герои
- Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
- Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
- Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
- Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.
Сокращенное содержание рассказа читайте далее.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2379 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Сюжет
Отец Чука и Гека очень много работал, и не мог приехать навестить семью. Вместо этого он отправил телеграмму и попросил приехать к нему в гости. Когда мама отправилась за билетами, почтальон принес новую телеграмму. Но в это время братья ссорились, и в запале выкинули телеграмму в окно. Когда они одумались и выбежали во двор, они уже не нашли ее. Понимая, что врать нехорошо, они все же ничего не рассказали маме о телеграмме.
Прибыв на маленькую заснеженную станцию, мама очень удивилась, что отец их не встретил. Она решила, что телеграмма о приезде, которую она отправила, еще не дошла до мужа. Тогда мама наняла ямщика, которой повез семью в тайгу. Дорога была долгой, но когда они приехали, то увидели опустевшую базу. Мама и братья остались в сторожке, а ямщик уехал. Сторож рассказал, что начальник геологической партии Серегин отправлял телеграмму жене с просьбой ненадолго задержаться в Москве. Чуку и Геку ничего не оставалось, как во всем признаться.
Сторож разрешил пожить у него, и даже обеспечил семью убитым зайцем. Мальчики впервые познакомились с тайгой, которая покорила их своей красотой и величием. Мать с Чуком отправилась за водой, а когда они вернулись, нигде не могли найти Гека. В отчаянии мама выстрелила из ружья, и в ответ послышался выстрел – это сторож спешил на выручку. Он дал понюхать своему псу калоши Гека, но тот остался в избе. Оказалось, что Гек решил подшутить над братом, и спрятался в сундуке, где крепко заснул.
Тем временем сторож сообщил Серегину о приезде семьи, и тот должен был успеть встретиться с близкими на Новый год. Мама принялась украшать дом, а сторож принес очень красивую ель. Вскоре приехали геологи на собачьей упряжке, и Новый год прошел очень весело: играли на баяне, мама танцевала, Гек пел песни, а после все слушали бой курантов по радиоприемнику.
Основные мотивы в романе
Другим важным мотивом является тема справедливости. Герои романа не могут мириться с несправедливостью, которая существует в их окружении, и они делают все возможное, чтобы бороться с этим. Они не могут пройти мимо, когда кто-то страдает, и готовы идти на риск ради того, чтобы вернуть справедливость в мир.
Еще одним важным мотивом в романе является тема самопознания и самосовершенствования. Герои романа сталкиваются с разными испытаниями и трудностями, и эти ситуации помогают им развиться и стать сильнее. Они учатся самостоятельно принимать решения и ответственность за свои поступки. Они пытаются стать лучше и помочь друг другу в этом.
Также, в романе присутствует тема веры в себя и свои силы. Герои романа не останавливаются перед трудностями и не сдаются. Они верят, что смогут преодолеть любые преграды и достичь своей цели. Их уверенность и настойчивость позволяют им не только добиться успеха, но и вдохновить других на подвиги.
В целом, роман Гайдар, Чук и Гек — это история о преданности, справедливости, саморазвитии и вере в лучшее будущее. Герои романа, через свои действия и поступки, передают важные моральные ценности, которые помогают им и другим людям преодолевать трудности и бороться за свои идеалы.
Популярные сегодня пересказы
- Школа клоунов — краткое содержание рассказа Успенского Когда открылась новая школа, профессиональной подготовки клоунов, дирекция заведения дала в газету объявление о наборе учащихся. На собеседование пришло много клоунов, но когда строгая женщина озвучила правила школы
- Краткое содержание повести Заповедник Довлатова Одной из работ, написанных Довлатовым Сергеем Донатовичем стала повесть «Заповедник», в которой герой произведения является воплощением самого автора. Различие данного произведения с иными работами
- Стрижонок Скрип — краткое содержание рассказа Астафьева Стрижонок вылупился и провёл первую ночь под тёплым маминым крылышком. Утром птенец понял, что мамы нет, а рядом возятся другие стрижата.
- Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.
Тема, идея, проблематика, сюжет
Произведение повествует о смысле человеческой жизни, это и является темой рассказа. Писатель поднимает проблему счастья. Он пишет, что надо честно жить, быть трудолюбивым и любить Советскую страну. По сути, это и есть главная мысль сказки. По мнению Гайдара, человек должен при любых обстоятельствах вести себя в соответствии с честью. Автор считает, что нельзя не только лгать, но и утаивать. Надо отвечать за своё поведение, ни на кого не перекладывая ответственность.
Сюжет рассказа строится на основе путешествий и приключений. Давая характеристику братьям, Гайдар говорит, что между ними есть что-то общее, но, вместе с тем, каждый мальчик является индивидуальностью. У них разные:
- привычки;
- взгляды на жизнь;
- характеры.
Если Чук практичен, то Гек невнимательный. Недаром писатель отмечает, что именно последний потерял телеграмму. А ещё в ходе повествования Гек таинственно исчезает. Однако он по-своему талантлив: в отличие от брата, он прекрасно поёт.
Через каждый эпизод произведения проходит сказочная окраска. С подобными мотивами связана поэтичность рассказа и его лирический подтекст. Произведение очень эмоционально благодаря тому, что происходящее воспринимаются глазами детей. Ребята в этом рассказе вовлекаются во все события реальной действительности:
- противостояние классов;
- гражданская война.
Всё это не прошло мимо мальчишек. Гайдар намекает, что времена формировали у мальчишек определённые типы характеров, и им приходилось принимать участие далеко не в детских сценах. Однако, невзирая на основательность подобного подтекста, писатель всё-таки задействует юмористические приёмы, ведь главные герои ещё дети.
Сказка «Чук и Гек» учит любить свои корни: отца, мать и родную землю. Автор призывает читателя всегда быть честным и никогда ничего не бояться, в этом и состоит основная мысль рассказа.
Ответы на вопрос
Отвечает Рыбин Кирилл.
21.10.2023 в 08:57
Для написания плана рассказа «Чук и Гек» можно использовать следующую структуру:
1. Введение:
— Вступление в историю и представление главных героев — Чука и Гека.
— Описание их внешности, характеристик и обстановки, в которой они живут.
2. Основная часть:
— Описание их повседневной жизни на станции: работа, учеба, общение с другими людьми.
— Раскрытие характеров главных героев: их силы, умения, недостатки, особенности характера.
— Появление конфликта: внезапное изменение обстановки на станции, столкновение с проблемами или врагами.
— Постепенное накаление конфликта и развитие событий.
3. Кульминация:
— Описание самого яркого и насыщенного момента в рассказе: крупное событие, сильное волнение или решающий шаг для героев.
— Развитие действия в этом моменте, описываются причины и последствия произошедшего.
— Преодоление трудностей или решение проблемы.
4. Развитие и разрешение конфликта:
— Постепенное успокоение событий: примирение, возвращение к прежней обстановке или нахождение новой сферы деятельности.
— Изменение героев: их взгляды, отношения между собой, отношение к окружающим.
— Заключение итогов и выводы, сделанные героями.
5
Завершение:
— Заключительная часть рассказа, в ней подводятся итоги.
— Описание, как герои изменились и что они извлекли из произошедшего.
— Завершающее слово или фраза, подчеркивающая основную идею рассказа.
Важно помнить, что план рассказа «Чук и Гек» может варьироваться в зависимости от авторского стиля и предпочтений. В данном случае приведен общий план, который можно дополнить или изменить в соответствии с конкретными идеями и целями автора
Сюжет
Незадолго до Нового года мать, Чук и Гек получают письмо от папы — он зовет их на Новый год в свою деревню геологов под синими горами в Сибири. Дети счастливы, ведь они так давно не видели отца! Они весело собираются и готовятся к отъезду. Когда мама ушла по делам, пришел почтальон с телеграммой. Дети стали спорить, кто отдаст ее маме и в итоге потеряли. Они умолчали об этом. Семья собралась и поехала в Сибирь. Добравшись до деревни геологов, они нашли там только сторожа. Выяснилось, что геологи срочно отправились в экспедицию, и об этом сообщал отец в телеграмме. Дети расплакались. Сторож отправился к геологам, и в итоге Новый год семья встретила дружно.
В чем заключается идея автора
Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.
Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.
- https://blmb.ru/chuk-i-gek-kratkoe-soderzhanie/
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/chuk-i-gek.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1721-chuk-i-gek.html
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post28.html
- https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/gaydar-chuk-i-gek.html
Анализ
Всё произведение пронизывает светлый положительный настрой, в нём можно найти черты классического святочного рассказа, пересмотренные исходя из уверенности в правильном устройстве советского общества. Борис Камов считает, что Гайдар воспроизвёл те светлые настроения, которые он вынес из детских воспоминаний.
Рассказ отличают сказовый стиль и композиция, характерная для волшебной сказки (в частности — отсутствие конкретных дат и адресов), что придаёт ему особое мифопоэтическое звучание. Первый элемент сказочной условности ожидает читателя уже в заглавии рассказа: это имена героев, отсутствующие в современном русском языке. Далее следует типичный сказочный зачин («Жил человек в лесу у Синих гор»), где мы видим работающие на предельное обобщение отсутствие у человека имени и условный топоним «Синие горы», звучащий почти как «тридевятое царство», которое Гек и его мать характеризуют в своих рассуждениях как место, дальше которого уже «немного осталось мест на свете».
Собственно завязкой произведения служит отправка отцом Чука и Гека письма (а затем телеграммы) домой. Драка детей, из-за которой эта телеграмма была потеряна, выполняет функцию запрета и его нарушения
, наказанием за которое, согласно логике волшебной сказки, и являются дальнейшие приключения, представленные как сказочныеиспытания . Поездка в безымянную далёкую страну к отцу вводит в сюжет мотивыпоиска ипутешествия . Впрочем, Дмитрий Быков в своей лекции «СССР — страна, которую придумал Гайдар» говорит о самоценности мотива путешествия для Аркадия Гайдара: «всё, что написал поздний <�…> зрелый Гайдар <�…> — о путешествиях, о человеке, которому не сидится дома, которому дома плохо, который в дом не вписался. О человеке, который отправился странствовать и где-то далеко нашёл что-то своё.» «все эти цели далёких бесконечных странствий, в которые отправляются Чук и Гек <�…> — ведь всё это истории бродяжничества.» На безымянной станции, где героев никто не встречает, путешествие окончательно обрастает фольклорно-сказочными подробностями, гдевокзал — место перехода между миром детей и миром отца, аямщик , берущийся довезти их «до места» через загадочный ночнойлес — проводник между этими мирами.
Такие эпизоды, как встреча на вокзале с козлом
, ночёвка визбушке на ямщицкой станции, и «борьба » там Гека с «медведем » (за которого тот принимает лошадь) и следующий за тем страшный сон Гека, который «тушит» мать (приобретающую в рассказе роль фольклорногозащитника ), не являясь ключевыми для сюжета, служат сгущению сказочной атмосферы. Сам сон при этом имеет пророческий характер, поскольку в нём мальчику видятся события грядущей войны (она в 1939 году и вправду была близка). Художественные приёмы, которые при этом использует Гайдар, сближают рассказ «Чук и Гек» с произведениями Гоголя. В перепадах от нагнетаемой атмосферы тайны к подчас приземлённым её объяснениям видна характерная для Гайдара серьёзно-ироническая манера повествования.
Появление сторожа в заброшенном лагере геологов ассоциируется с возвращением в свою избушку Бабы-Яги (сравните его первый вопрос — «Что это за гости сюда приехали?»). Страхи детей, вызванные необычностью происходящего с ними, находят свою кульминацию в эпизоде с «пропажей» Гека и его поисками. Именно тогда, в соответствии с чеховскими законами драматургии, и стреляет оставленное сторожем ружьё. Эпизод пародирует фольклорный сюжет о пропавшем в лесу ребёнке (в отличие от архетипического сюжета Гек спрятался в сундук и заснул). Гека «спасают» сторож с собакой, появившиеся с «громом и стуком» после третьего выстрела матери из ружья. Привезённые им «тяжёлый ключ» от комнаты отца и письмо в «измятом голубом конверте» символизируют скорое завершение поиска героев, который завершается возвращением отца и празднованием Нового года.
В конце рассказа автор даёт одно из хрестоматийных определений счастья: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной
».
Однако, несмотря на вроде бы счастливый финал и светлый настрой рассказа, воссоединение семьи оказывается лишь свиданием
: после праздника мать с детьми должна вернуться в Москву без мужа, гармония мира, которую дети ощущают через гармонию в семье — лишь временное явление.
Заключение к краткому пересказу
Основная мысль (идея) рассказа «Чук и Гек»: утаивание правды может привести к большим неприятностям. Нужно не бояться отвечать за свои плохие поступки.
Рассказ учит не обманывать людей и отвечать за свои проступки.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Гробовщик» — краткое содержание и пересказ повести А. С. Пушкина«Моцарт и Сальери» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина«Евгений Онегин» — краткое содержание и пересказ по главам романа в стихах А. С. Пушкина«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
«Чук и Гек» – добрая, веселая, поучительная история о двух братьях-шалунах, которые вместе с матерью отправились на далекий север проведать отца-геолога.