Краткое содержание рассказа
Очень краткое содержание произведения «Возвращение» может не объяснять мотивации главных героев. Постараемся внести больше подробностей. Алексей чувствует в случайной попутчице Маше духовное родство – ведь она тоже была на фронте. Девушка делится с мужчиной своими переживаниями о будущем и о том, какова жизнь без войны.
«Оба они ощущали себя без армии осиротевшими»
На станции поселка отца встречает сын Петруша. Иванов помнит его совсем маленьким, и чувствует себя неловко от деловитости подростка. В родных стенах Алексея встречает жена. Обняв ее, и прижавшись к родному телу, он приходит в радостное возбуждение.
Неожиданное озарение
Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов — краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают — имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.
Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.
Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя. В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…
Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.
Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?
Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование
Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе
Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах
Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь
Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре
«Всадник без головы», автор Майн Рид.
Как можно изменить судьбу? Например, переехав и выбрав другой род занятий, как сделал герой данного романа. Морис, богатый баронет, принимает решение начать новую жизнь в Техасе. Там он осваивает профессию мустангера – человека, который ловит, приручает и продает диких лошадей. Морису эта непрестижная, опасная и трудная работа приходится по душе, поскольку позволяет расширять мировоззрение. Герой научился зарабатывать деньги собственным трудом, обрел полезные навыки и завел интересные знакомства. Вместо скучной праздной жизни в Великобритании, Морис выбрал насыщенную приключениями и свободой жизнь в Техасе. Он изменил свою судьбу, сделав шаг в неизвестность и открыв для себя не только другою стану, а еще новые навыки и чувства.
Главные герои рассказа Платонова «Возвращение»
Алексей Алексеевич Иванов
— фронтовик, гвардии капитан. Ему около 35 лет, лицо обветренное, загоревшее, глаза серые, голос хриплый и глухой. В тёмном грубом лице Иванова выражение силы и беззащитности.
На войне Алексей был отважным воином и надёжным товарищем. За четыре года фронта он привык к походному, боевому образу жизни, к своим однополчанам. После войны он возвращается домой, в семью, к жене и двоим детям. За годы фронта он отвык от них. Дети росли без него, Алексею трудно с ними общаться.
Ко всему, он ещё заподозрил жену в неверности, изводит её вопросами и упрёками. Иванов не слышит жену, не слышит, как ей было тяжело, не прощает её, он думает только о своём оскорблённом самолюбии. Сгоряча он решает уехать к своей знакомой Маше.
С поезда Алексей увидел двух бегущих детей, и не узнал в них своих сына и дочь. Но он почувствовал боль за них, и вдруг стал понимать жизнь лучше и точнее, жизнь, которую раньше воспринимал «через преграду самолюбия и собственного интереса». Алексей сошел с поезда и пошёл навстречу детям.
Любовь Васильевна
— жена Иванова. Работала на кирпичном заводе и поднимала детей, пока муж был на фронте. Ей лет 30–35, миловидная, но от тяжёлой работы и недоедания стала худая на лицо, подурнела. Любовь Васильевна тосковала по мужу и любила его: «У меня руки от горя тряслись». Но муж ничего не хотел слушать в оправдание за единственный раз, когда она пыталась как-то вырваться из чёрной тоски.
Петруша
— одиннадцатилетний сын Иванова, ответственный, не по годам рассудительный и хозяйственный мальчик. Он малорослый и худощавый, но головастый, с большим лбом. Его лицо спокойно, как у человека, свыкшегося с житейскими заботами, а взгляд маленьких карих глаз был сумрачным и недовольным, как при виде непорядка. Одет Петруша аккуратно, всё на нём заштопано, залатано. Паренёк имел вид небогатого, но исправного мужичка.
Мальчик взял на себя роль хозяина дома, пока отец воевал. Как может, заботится о матери и сестре. Защищает мать от нападок отца. Привык брать инициативу в свои руки. Когда видит, что отец бежит из семьи, бросается за ним с сестрёнкой, и они долго бегут за поездом, пока отец не спрыгнул к ним навстречу.
Петруша уже многое понимал в жизни так, как отец понял, только глядя на них из вагона.
Настя
— пятилетняя дочка Иванова, тоже рано повзрослевшая. Девочка уже ведёт работу по дому, она привычна для неё. Детство её трудное, одинокое, мать всё время на работе.
Анализ главного героя рассказа «Возвращение»
Мать
Мать является одним из главных героев рассказа «Возвращение» А. Платонова. Она представляет собой образ многодетной матери, которая тяжелыми трудами вырастила своих детей на дальнем Прикаспии.
Мать характеризуется как женщина сильной воли и многолетним опытом выживания в трудные времена. Её муж умер давно, оставив её семью без поддержки. Она вынуждена была сама ухаживать за детьми, работать на промысле и выживать в трудных условиях Прикаспия.
В то же время, Мать заботится о своих детях и надеется на их лучшее будущее. Она рада, что её сын-солдат возвращается домой, но одновременно переживает за его будущее и присутствие на войне. Мать старается подбодрить сына и убедить его вернуться на фронт.
Мать также символизирует надежду и оптимизм, несмотря на трудности жизни и тяжелый быт. Она верит в то, что её дети смогут выжить и добиться успеха в жизни, и готова бороться за это всеми своими силами.
Нравственно-этическая проблематика рассказа
Мотивы мира и войны. Смысл названия рассказа «Возвращение»
Война порождает множество проблем, которые с ее окончанием не сразу уходят. Затронуты такие проблемы и в рассказе «Возвращение»: распад семей, разрушение родственных связей, появление «взрослых» детей, которых война лишила полноценного детства. Платонов показал страшные последствия войны, разрушающей естественный постепенный процесс взросления, что привело к искажению сознания: дети рано перестают быть детьми,почти ничему не радуются, не играют, не учатся.
Обнажена в рассказе еще одна проблема влияния войны на человека.Победа – праздник радости, торжества жизни, весны. Война окончена, нужно возвращаться к мирной жизни. Возвращение героя после победы происходит не весной, а осенней порой, мрачной и унылой. И в душе возвращающегося с войны солдата нет радости, он уже забыл о мирной жизни. Он привык довольствоваться «подручной радостью» в фронтовых условиях. Сначала кажется странным, что человек, выживший на войне, не получивший увечий, у которого остались живы жена и дети, не испытывает жизнерадостных чувств. Он не торопится домой: то в часть возвращается с вокзала, то сходит с поезда и гостит несколько дней у своей однополчанки, которая стала частью его жизни на войне. Иванову трудно расстаться со своим фронтовым прошлым. Человек на войне получает не только физические, но и тяжелые психологические травмы, как в смертельной обстановке фронта, так и в тяжелых условиях тыла.
В рассказе затронута проблема несоответствия мечты и реальности, связанная с мотивами мира и войны. Иванов мечтает вернуться домой, жить со своей семьей счастливо, как до войны, растить детей. Послевоенная реальность оказалась иной: мирная жизнь была не такой, как раньше, жена не сохранила верность, рано повзрослевший сын стал словно чужой, дочь и вовсе его не помнила, а привязалась к чужому человеку. На этом фоне важны в рассказе мотивы доброты и жестокости, великодушия и мести. Все понимающий Петруша – самый рассудительный из всей семьи. Он не осудил мать за проступок, не проклял отца за уход, а бросился возвращать его, простив эгоизм и жестокую месть. Благодаря великодушию мальчика семья воссоединилась.
Приезд домой не стал для героя настоящим возвращением. Все, что было родным до войны, стало чужим. Искалеченной, очерствевшей душой он не вернулся с войны. Истинным возвращением стало его прозрение при виде бегущих за поездом, спотыкающихся и падающих детей. Его сердце, бившееся «напрасно всю жизнь», защищенное «корой эгоизма», словно обнажилось, «пробилось на свободу». Он почувствовал, преодолев «преграду самолюбия и собственного интереса», что должен быть отцом и защитником для своих детей.
Образ возвращения автором понимается не только как «путь домой», а еще как «внутреннее возрождение». Все главные герои рассказа «Возвращение» прошли трудный путь возврата к себе. Возвращение происходит и с женой Иванова, которая от отчаяния искала утешения у другого и не нашла его, поняв, как ей дорог муж. Возвращение совершает и рано постаревший мальчик Петруша, став в финале снова ребенком, нуждающемся в отце.
В названии рассказа «Возвращение»заложен глубокий философский подтекст. Автор с психологическим мастерством открывает духовные стороны личности человека, столкнувшегося с нравственными проблемами войны и сумевшего их преодолеть. Типичность подобных явлений разобщенности между близкими людьми в послевоенное время отражено было в первоначальном названии «Семья Иванова», олицетворявшем собой многочисленные семьи фронтовиков, терявших и после войны оставшихся в живых родных.
Кадр из фильма «Отец» по рассказу «Возвращение» (2007 г.)
Словарь
1. Подвижничество – деятельность, направленная на самоотверженное достижение высоких целей.
2. Мелиоративный – улучшающий качества почвы.
3. Электрификация – оснащение электричеством населенных пунктов.
4. Порожняя – пустая.
5. Крамольный – мятежный, бунтарский.
6. Кулацкий – относящийся к кулакам, зажиточному крестьянскому сословию.
7. Фантасмагорические – причудливо изображенные, фантастически-гротескные.
8. Военкор – военный корреспондент.
Основные персонажи
Первым названием произведения Платонова было «Семья Ивановых», и это не случайно. Основные персонажи – это члены одной семьи, тем самым автор показывает повсеместность представленной темы.
Главные герои
- Алексей Алексеевич – глава семейства, вернувшийся с фронта;
- Любовь Васильевна – его супруга, в одиночку воспитывавшая двух детей, которой приходится работать на кирпичном заводе;
- Петруша – 12-летний сын пары, не по годам развитый, трудолюбивый мальчик, ставший во время отсутствия отца главой семьи;
- Настя – 5-летняя девочка, не помнящая отца и привязавшаяся к соседу Семену Евсеевичу.
Второстепенные лица
- Маша – 20-летняя девушка, также возвращающаяся с фронтом, где она работала помощником повара.
- Семен Евсеевич – сосед, утративший в годы войны жену и детей. Сам он в рассказе не появляется, но о нем супруги ведут жаркие споры.
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным
То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь
Подробный пересказ
Алексей Иванов возвращается домой. Страшная война наконец-то закончилась и вот наш персонаж демобилизировался в звании капитана. На станции Алексей знакомится с Машей. Им предстоит ехать вместе, а после Алексей задержится в том городе, в котором когда-то родилась новая знакомая. Иванов дарит девушке прощальный поцелуй.
Вскоре поезд Алексея Иванова прибывает в город, на вокзале нашего персонажа встречает горячо любимый сын по имени Петрушка. Мужчина не узнает в нескладном, серьезном двенадцатилетнем подростке, которым успел стать Петрушка, сына. Жена в ожидании любимых мужа и сына стоит на крыльце родного дома. Алексей обнимает жену, которую так давно не видел, ощущает тепло любимой, давно забытое, но такое знакомое ощущение. Маленькая дочурка Алексея Иванова по имени Настя совсем не помнит его и поэтому вовсю заливается слезами. Вся семья собирает на стол, чтобы отпраздновать возвращение главы семейства. Петрушка руководит остальными членами семьи, а отец удивляется, насколько его сын не по-детски взрослый. Но Алексею ближе к сердцу маленькая и кроткая Настенька. Муж начинает расспрашивать жену о том, как семья жила в отсутствие главы семейства. Но жена совсем отвыкла от Алексея и поэтому стесняется его, совсем как невеста. И Иванов понимает, что почему-то долгие годы разлуки не заставляют его радоваться долгожданной встрече с родными, он почему-то не понимает членов своей семьи.
Наконец семья в полном составе рассаживается за большим обеденным столом. Алексей замечает, что дети совсем мало съели. А Петрушка равнодушно отвечает, что хочет, чтобы остальным осталось больше еды. Родители при этих словах вздрагивают и переглядываются. Дочь откладывает кусок для дяди Семена. Алексей интересуется, кто это. И ему рассказывают про Семена Евсеевича, у которого фашисты убили всю семью, поэтому он ходит к ним. Жена говорит, что знают о новом друге только хорошее, но Алексей недобро улыбается на эти слова.
Дети идут спать, а Алексей выпытывает у жены, как она жила, подозревает ее в измене. Сын подслушивает, он жалеет свою маму. Однако Любовь Алексеевна честно говорит, что ее с Семеном ничего не связывало. Она всегда любила мужа и верно ждала его со злосчастной войны. Однажды, когда, по словам жены, душа погибала, она позволила стать ей близким одному человеку, но тут же пожалела о содеянном. Она осознала, что счастлива лишь со своим мужем. Сын слышит стон отца и звук раздавленной лампы, отец слишком сильно сжал ее в руке. Петрушка сердится и выговаривает отцу все, что камнем лежит у мальчика на сердце. Ведь мать так ждала его, и вот он вернулся, а мама все равно несчастна. Отец злится в ответ, ведь сын совсем еще мальчишка и не понимает взрослых проблем. Но сын оказывается взрослым не по годам. Петрушка рассказывает отцу историю о Харитоне. Харитону изменяла жена, и они тоже ругались, но потом Харитон сказал, что у него на фронте тоже было много всяких, они с женой посмеялись и помирились. Хотя Харитон про свои измены все выдумал. Алексей с удивлением слушает сына.
Наутро Алексей собирается и отправляется на вокзал. Персонаж собирается ехать к Маше. Петрушка же, проснувшись поутру, обнаруживает дома младшую сестренку – мать на работе. Брат расспрашивает сестру об отце, а потом одевает и ведет за собой.
Поезд движется недалеко от родного дома Алексея, а наш герой стоит в тамбуре. У переезда он замечает очертания двух детей – ребенок постарше ведет за собой маленького, а малыш не успевает перебирать ножками. Алексей уже знает –это его дети. Дети уже отстали, но Петрушка не перестает тащить за собой Настеньку. Алексей кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда, возвращаясь к своей семье.
Это произведение учит добру, учит тому, что нужно уметь прощать, а еще тому, что главное в жизни любого человека – это его семья.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Юлия Вяткина
Юлия Вяткина – молодая и энергичная девушка, которая переживает возвращение своего мужа с фронта. Вокруг нее разворачиваются события, связанные с постепенным изменением ее отношения к реальности и окружающему миру. Она начинает видеть повседневность с новой стороны и задается вопросами о морали, справедливости и смысле жизни.
Главная мысль произведения, которую передает Юлия Вяткина, заключается в том, что возвращение с войны не означает полное возвращение в прежнюю жизнь. Героиня пытается написать статью о том, что война меняет людей и окружающий мир, и эти изменения не всегда положительны. Она открывает для себя новые грани реальности и борется с привычными образами мышления.
Таким образом, Юлия Вяткина символизирует героев, которые возвращаются с войны, но при этом уже не могут в полной мере устроиться в прежний мир. Они видят мир по-новому и ищут новые способы взаимодействия с ним
Их мысль заключается в том, что важно не только возвращение к привычному, но и изменение самого себя и своего мировосприятия
Лояльность и преданность
Главные герои произведения, артисты Миша и Люба, являются примером преданных и верных своему делу людей. Они всегда были связаны тонкими нитями к театру, и никогда не позволяли себе изменить своей профессии или отступить от своих принципов. Все их жизненные решения и действия всегда направлены на развитие театра и совершенствование своего искусства.
Автор показывает, что реальная жизнь театра не сводится к ярким спектаклям и аплодисментам. Он показывает жестокую реальность, но вместе с тем и бесконечное вдохновение, которое дает артистам их любимая работа. Он показывает, что мысли о том, что «чтобы создать нечто великое, нужно постоянно усиливать свои навыки и идти вперед», не дает им спуститься духовно.
Эта мысль пронизывает всю книгу и является основным философским стержнем произведения. Она говорит о том, что лояльность к своему делу и верность своим принципам сделают человека сильнее и помогут преодолеть все трудности и испытания, с которыми ему предстоит столкнуться.
Недостатки и слабости
Еще одним недостатком произведения является его сложность и трудность для понимания. Язык и стиль писателя могут показаться непривычными и запутанными, что затрудняет восприятие основной мысли произведения.
Основная мысль, Проблематика рассказа:
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
15 стр., 7259 слов
Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого
… на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» — сочинения … знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя …
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным
То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь
«Лирика»
Поэтический язык А. Платонова
В рассказе «Возвращение» А. Платонов использует поэтический язык, который создает особенную атмосферу и добавляет глубину в описание моментов и чувств героев. Разнообразие метафор, эпитетов и сравнений позволяет читателю в полной мере почувствовать эмоции и переживания персонажей.
Например: в описании расцвета яблони говорится:»И с каждым годом яблоня была больше и больше, а цветов на ней становилось все меньше, и они как-то стали на выпадать на серую землю, как нарядное горе».
На протяжении всего рассказа употребляются образные слова и выражения, которые раскрывают особенности характера героев и их миропонимание. Благодаря такому языку, человеческие чувства описываются точнее и осознаннее, чем в обычном повествовании.
Таким образом, поэтический язык А. Платонова играет важную роль в создании глубокой эмоциональной составляющей его произведений.
Основные персонажи
Первым названием произведения Платонова было «Семья Ивановых», и это не случайно. Основные персонажи – это члены одной семьи, тем самым автор показывает повсеместность представленной темы.
Главные герои
- Алексей Алексеевич – глава семейства, вернувшийся с фронта;
- Любовь Васильевна – его супруга, в одиночку воспитывавшая двух детей, которой приходится работать на кирпичном заводе;
- Петруша – 12-летний сын пары, не по годам развитый, трудолюбивый мальчик, ставший во время отсутствия отца главой семьи;
- Настя – 5-летняя девочка, не помнящая отца и привязавшаяся к соседу Семену Евсеевичу.
Второстепенные лица
- Маша – 20-летняя девушка, также возвращающаяся с фронтом, где она работала помощником повара.
- Семен Евсеевич – сосед, утративший в годы войны жену и детей. Сам он в рассказе не появляется, но о нем супруги ведут жаркие споры.
Роль машины в рассказе «Возвращение» А. Платонова
В рассказе «Возвращение» машина играет важную роль, она символизирует современный мир, разделение людей на бедных и богатых и отчуждение человека от природы.
Сначала машина представлена как средство передвижения, которое позволяет герою Даниле добраться до места своего детства. Однако позже машина становится символом богатства и неравенства. Герой осознает, что он находится в ином мире, где властвуют другие ценности, и его жизнь не так проста и естественна, как он думал.
Но машина не только символизирует положение героя в мире, она также указывает на проблемы современного общества. Платонов убедительно показывает, что машина, которая должна облегчать жизнь человека, на самом деле разрушает её. Герой, находясь за рулем машины, не обращает внимания на прекрасную природу, которая его окружает, и утрачивает свою внутреннюю гармонию и связь с миром.
Таким образом, машина является важным символом рассказа «Возвращение», показывающим проблемы современного общества и отчуждение человека от природы.
Сюжет рассказа
Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.