Анализ рассказа льва николаевича толстого «прыжок»

Л. толстой «прыжок»: слушать, читать онлайн. читательский дневник. рисунок к рассказу

Краткое содержание Прыжок Толстого

Главным героем произведения является двенадцатилетний мальчик, сын капитана корабля, совершавшего кругосветное путешествие. В один из тихих дней скучающие матросы забавлялись на корабельной палубе игрой с шустрой обезьянкой. Неожиданно обезьяна сорвала с мальчика, стоявшего в толпе с матросами, шляпу и быстро вскарабкалась со своей добычей не вершину мачты.

Развеселившиеся матросы начали подзадоривать гордого мальчугана, отпуская насмешки и шуточки. Уязвленный мальчик в пылу азарта и безрассудности бросается в погоню за обезьянкой. Бесшабашный в силу юного возраста мальчишка, двигаясь за воровкой, залезает по мачтам все выше и выше и, сам не заметив как, оказывается на верхушке самой высокой мачты.

По воле судьбы в этот момент на палубе появляется отец мальчика, капитан судна, который сразу же оценивает сложившуюся непростую ситуацию и принимает не раздумывая решение. Выстрелив в воздух из корабельного ружья, капитан приказывает мальчику прыгать в открытое море, чтобы остаться в живых и не разбиться о палубное покрытие, поскольку другого выхода спастись у сына нет, а самостоятельно вернуться на палубу мальчик уже не сможет.

Испуганный мальчишка, понимая, что совершил необдуманный поступок, послушно выполняет требование отца и, зажмурившись от ужаса перед темным и холодным морем, совершает прыжок в воду. Пришедшие в себя матросы, которые только услышав выстрел осознали серьезность произошедшего и риск гибели ребенка, кидаются через борт корабля в море с целью помочь мальчику выбраться из воды.

Повествуя о случае из жизни маленького мальчика, писатель акцентирует внимание на поступки окружающих людей, подталкивающие порой к дерзким и опасным ситуациям, которые могут повлечь за собой необратимые последствия, в том числе с риском для жизни. Можете использовать этот текст для читательского дневника

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».

Краткое содержание Толстой Прыжок для читательского дневника

Год: 1880 Жанр: рассказ

Главные герои: капитан, его сынишка и матросы

Описывается ситуация на круизном корабле, который возвращался в родную страну после длительного плавания. На палубе много людей и также там есть неугомонная обезьяна, которая как подобает представителям этой народности, корчит рожи и всячески кривляется перед публикой. Публика на корабле забавляется, и люди на палубе радуются возможности посмотреть на такое развлечение.

Обезьяна берет шляпу к капитанского сына и отправляется на мачту, где сидит и рвет шляпу. Маленький мальчик начинает злиться и лезет за обезьяной, дабы вернуть собственную шляпу, но хитрое животное подпускает к себе, а потом залезает дальше, где продолжает веселить публику, кривляться и рвать шляпу. В итоге они по такой схеме долезают до самого верха мачты, и обезьяна вешает шляпу на самый дальний край.

Рассказ учит, не поддаваться эмоциям и сохранять самоконтроль. Помимо этого тут сказано про мудрые и нестандартные решения, которые может принять опытный человек.

Читать краткое содержание Прыжок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Содержание рассказа «Прыжок»

Рассказ концентрируется вокруг одного события: прыжка в воду. Но обстоятельства, приведшие к этому прыжку, весьма интересны. Главным героем рассказа является сын капитана корабля, которого дразнит корабельная обезьянка. Животное ворует у мальчика шляпу и забирается с ней на мачту корабля. Вернуть головной убор можно, только направившись за ней, и мальчик бросается за ней, желая забрать у нее свою шляпу. Но обезьяна продолжает его дразнить и отступает выше, заставляя главного героя идти за ней, а в конце концов и вовсе вешает шляпу на перекладину, а сама устраивается на верхушке мачты и наблюдает.

Мальчик, добравшись до перекладины, вынужден делать выбор: отступить и оставить шляпу обезьяне, или же попытаться по перекладине дойти до ее кона и забрать свой головной убор. И, хотя идти по перекладине приходится без страховки, и риск упасть и разбиться о палубу довольно велик, сын капитана решает попробовать забрать шляпу. Когда он отпускает канат и встает на перекладину, на палубе начинается переполох, и, испугавшись, мальчик пошатывается. В этот момент на палубу выходит капитан с ружьем и под угрозой того, что застрелит сына приказывает ему прыгнуть. Мальчик слушается и прыгает в воду. Сына капитана вытаскивают из воды, а сам мужчина уходит в каюту и не сдерживает там слез.

Популярные сегодня пересказы

  • Ослиная шкура — краткое содержание сказки Перро Как и все сказки Шарля Перро эта сказка интересная с увлекательным сюжетом и счастливым концом. Королевская чета удочерила девочку. Жили счастливо, пока не заболела королева
  • Сорок первый — краткое содержание рассказа Лавренева События произведения разворачиваются в период Гражданской войны на территории Туркменистана. В ожесточенных боях с белогвардейцами в живых остается небольшой отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым
  • Бедность не порок — краткое содержание комедия Островского Оставшись безучастными ко всеобщему святочному веселью, в доме богатого провинциального купца, Егорушка рассказывает Мите о том, что Гордей Карпыч очень зол на своего брата Любима Карпыча.
  • Крошка Цахес, по прозванию Циннобер — краткое содержание сказки Гофмана Раньше множество фей проживали в государстве, где правил князь Деметрий, так как он очень уважал волшебниц. Им жилось там хорошо. Однако Деметрий умер, а его преемник считал всех феи колдуньями.

Белка и волк (л.Н. Толстой)

Белка
прыгала с ветки на ветку и упала прямо
на сонного волка. Волк вскочил и хотел
её съесть. Белка стала просить: — Пусти
меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя,
только ты скажи мне, отчего вы, белки,
так веселы. Мне всегда скучно, а на вас
смотришь, вы там вверху всё играете и
прыгаете. Белка сказала: Пусти меня
прежде на дерево, я оттуда тебе скажу,
а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка
ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе
оттого скучно, что ты зол. Тебе злость
сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мыдобры и никому зла не

ЗАДАНИЯ
:

1.
Определите, к какому жанру относится
текст.

сказка
о животных

2.
Опишите своими словами ситуацию, которая
происходит в басне.

3.Почему
Волк отпустил Белку?

4.
Кто из персонажей басни оказался хитрее?
Почему?

6.
Какими
качествами обладают персонажи басни?
Заполните таблицу.

Персонаж

Качества

6.
Перечитайте ответ белки и выберите, как
белка говорит о хорошем человеке и
плохом человеке.

7.
Какие человеческие качества принадлежат
Белке, а какие – Волку?

Белка
­-

Волк

8.
В чём заключается мораль басни?

9.
Кто её произносит? Почему именно этот
персонаж?

10.
Сформулируйте вывод по басне «Белка и
волк».

Стрекоза и муравей (и.А.Крылов)

Попрыгунья
СтрекозаЛето красное пропела;
Оглянуться
не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело
чисто поле;
Нет уж дней тех светлых
боле,
Как под каждым ей листком
Был
готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой
холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза
уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На
желудок петь голодный!
Злой тоской
удручена,
К Муравью ползет она:
«Не
оставь меня, кум милой!
Дай ты мне
собраться с силой
И до вешних только
дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка,
мне странно это:
Да работала ль ты в
лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того
ль, голубчик, было?
В мягких муравах у
нас
Песни, резвость всякий час,
Так,
что голову вскружило».-
«А, так
ты…» — «Я без души
Лето целое всё
пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так
поди же, попляши!»

ЗАДАНИЯ

1.«Зима
катит в глаза», «помертвело чисто поле»,
«В мягких муравах у нас»
.
Как вы понимаете эти выражения? Замените
на понятные вам выражения.

2.
Можно
ли Стрекозу и Муравья назвать друзьями?
Если нельзя, то почему? А как поступили
бы друзья?

3.
Справедливо ли поступил Муравей?

4.
Сочувствуете ли вы Стрекозе?

5.
Какой вы представляете себе Стрекозу?
Опишите её? А Муравья?

6.Делу
время — потехе час. Что посеешь, то и
пожнёшь
.
Объясните значения этих пословиц. Почему
они здесь приведены? Подбериет ещё
несколько пословиц.

8.
Чему учит нас эта басня?

9.
Найдите
слова, в которых заключается главная
мысль произведения. Как вы их понимаете?

10.
Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Интересные темы

  • Братья Гримм — Рапунцель Жила была бедная семья, муж да жена, и не было у них детей. От чего они очень печалились. Но в один прекрасный день женщина ощутила, что скоро у них появится прекрасное дитя.
  • Крапивин — Оруженосец Кашка В простом лагере для детей «Синие камни» началась история обаятельного парня Кашки, когда в лагере проходила «волна». Волнами в тот момент называли развлекательные программы
  • Бажов — Малахитовая шкатулка После того, как умер муж Настасьи – Степан, женщина стала обладательницей малахитовой шкатулки. Внутри нее лежали богатые украшения, а подарила шкатулку Хозяйка Медной горы.
  • Погорельский — Черная курица или подземные жители В Санкт-Петербурге располагался мужской пансион. Среди учеников заведения был добрый, отзывчивый мальчик. Его звали Алёша. Мальчик жил в общежитии при пансионе, так как его дом находился очен

ПРЫЖОК.

…Надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов.

Л. Толстой.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его и полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

— Прыгай или застрелю!..

Раз, два…- и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов прыгнули с корабля в море. Секунд через сорок- они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет.

Прыжок Толстой рассказ

Похожие по содержанию произведения раздела:

Я выхожу в космос Леонов рассказ с иллюстрациями …Я выхожу в космос.
Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из кора …

Шесть километров пути Хомченко рассказ с иллюстрациями …Шесть километров пути.
I.
. Был холодный день, солдатам дали увольнительные. Шли они весёлые, …

Шар в окошке Митта …Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щи …

Чужое яичко Ушинский рассказ с иллюстрациями …ЧУЖОЕ ЯИЧКО К. Д. УШИНСКИЙ
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко …

  • < Лев и собачка Толстой быль с иллюстрациями
  • Я выхожу в космос Леонов рассказ с иллюстрациями >

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 — 1837) — Николай Ильич Толстой, подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Волконская Мария Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.

В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».

Сюжет

У одного офицера был маленький, но невероятно сильный, смелый и умный пёс по прозвищу Булька. Он был невысокий, коренастый, с мощной челюстью – уже если он вцепится, то ни за что челюсть не разожмешь.

Булька был очень предан своему хозяину, который взял его щенком и сам выкормил. Когда офицер отправился на службу на Кавказ, он не захотел брать с собой Бульку и запер его дома. Но умный пёс выбил оконную раму и что есть сил бежал до станции, где отыскал своего хозяина.

Офицер был заядлым охотником и часто брал с собой на охоту Бульку, который отличался удивительным бесстрашием. Как-то раз он набросился на огромного медведя и так вцепился в него, что ни грозный хищник, ни охотники не могли разжать его крепкие челюсти. Лишь ушат холодной воды помог привести в чувство храброго пса.

Однажды офицер взял с собой Бульку на охоту на кабанов. Увидев секача, маленький бульдог тут же атаковал его, но был серьёзно ранен в живот. Подбежавшие охотники принялись зашивать рану, а Булька преданно смотрел в глаза своему хозяину и лизал ему руки. Рана долго заживала, но выносливость и живучесть Бульки была феноменальной, и он поправился.

Роковым для бульдога стал поединок с диким волком, который заразил пса бешенством. Офицер, заметив рану, выжег её порохом, но было уже слишком поздно: пёс был заражён смертельной болезнью. Почувствовав скорую кончину, Булька бросил хозяина и убежал подальше от людей, чтобы в одиночестве встретить смерть. Как рассказали потом офицеру опытные охотники, так поступают только самые умные, достойные собаки.

Читательский дневник «Прыжок» Толстого

Сюжет

12-лений сын капитана корабля под смех толпы лезет на мачту за укравшей его шляпу обезьяной. Отпускает руки и идет по перекладине. Его отец с ружьем приказывает ему прыгать в воду, а то пристрелит. Мальчик прыгает, его спасают матросы. Отец уходит плакать в каюту.

Отзыв

Автор убеждает, что это быль, то есть, случилось на самом деле. Вопрос жизни и смерти, мгновения, от которого зависит жизнь

Главная мысль: не нужно обращать внимание на насмешки людей, упрямиться, зря рисковать собой. Сила родительской любви, самообладание и находчивость отца спасли мальчика

Капитан плакал из-за пережитого страха, и от счастья. Рассказ учит думать, прежде чем что-то делать, отвечать за свои поступки, слушаться родителей, потому что они желают добра. Учит быть смелым, чтобы спасти свою жизнь.

Смысл рассказа «Прыжок»

Это произведение очень поучительно

Оно обращает внимание детей на то, с чем они постоянно сталкиваются, пока растут: на насмешки и желание быть лучше других. И, хотя в стремлении выделиться мы редко попадаем в те ситуации, когда ради достижения своей амбициозной ели нам приходится рисковать жизнью, Толстой в своем рассказе-были создает немного гиперболизированную ситуацию, чтобы сделать впечатления от прочитанного более яркими и позволить подрастающему поколению точно усвоить урок. В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них

С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя

В рассказе также затрагивается тема провокаций и ответа на них. С провокациями мы также сталкиваемся довольно часто, но этот рассказ учит тому, что вестись на них не стоит. Стоит осмысливать каждое свое действие и лишний раз не идти на риск ради цели, которая того не достойна. И, кроме того, в рассказе прослеживается мысль о том, что далеко не все риски соизмеримы нашим целям, и иногда стоит не бояться показаться трусом или неуверенным в себе человеком, но отступить и поберечь себя.

В рассказе также затрагивается вопрос семьи и послушания. Мы можем сколько угодно говорить о глупости главного героя рассказа, но его беспрекословное послушание приказу отца, который может лучше оценить ситуацию и понимает весь риск положения, в котором оказался его ребенок, достойно уважения. При этом несмотря на то, что отец ребенка проявил себя как строгий и уверенный в себе человек на палубе, не показатель того, что в нем не было страха. Напротив, именно страх за сына заставил его действовать жестко и безапелляционно, принять быстро правильное решение и тем самым спасти своего ребенка. В то же время в каюте капитан дает волю своим эмоциям и не сдерживает слез от страха за ребенка, который он испытал, от любви к своему еще глупому, неопытному, по-юношески горячему сыну, который чуть было не погиб из-за какой-то глупой провокации.

«Прыжок» — читательский дневник по рассказу Л. Толстого

Рассказ «Прыжок» великого русского писателя Льва Николаевича Толстого был написан в 1880 году.

Главные герои и их краткая характеристика

Мальчик, сын капитана. 12 лет. Самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый, стеснительный.

Капитан. Решительный, находчивый, смелый.

Обезьяна. Дурная, бестолковая, злобная.

Краткое содержание и сюжет

Один корабль возвращался домой после кругосветного путешествия

Народ на палубе смеялся над проделками большой обезьяны, которой казалось нравилось такое внимание людей и она веселилась еще больше

Обезьяна подскочила к сыну капитана, мальчику двенадцати лет, и сорвала у него с голову шляпу. Потом она ловко забралась на первую перекладину мачты и стала оттуда корчить мальчику рожи.

Матросы засмеялись, а мальчик покраснел. Он не знал что ему делать и стал ругать обезьяну. Но обезьяна принялась рвать шляпу и еще пуще дразнила мальчика. Тогда мальчик полез на мачту и в минуту оказался на первой перекладине. Но обезьяна в то же время поднялась еще выше. Мальчик полез за ней, и очень скоро они забрались на самую вершину мачты.

Там обезьяна вытянулась во весь рост, ухватилась за веревку и повесила шляпу мальчика на самый край последней перекладины. А сама забралась на макушку мачты и оттуда стала корчить рожи. Шляпа висела в двух аршинах от мачты и достать ее можно было только отпустив мачту и веревку.

Мальчик в азарте выпустил мачту и ступил на перекладину. Внизу все затаили дыхание. Если бы мальчик оступился и упал, он бы разбился о палубу. Вдруг кто-то охнул и этот звук услышал мальчик. Он взглянул вниз и впервые испугался. Он зашатался на перекладине.

Сразу несколько матросов бросилось за мальчиком и скоро втащили его на палубу. Мальчик закашлялся, у него изо рта хлынула вода и он начал дышать. Капитан увидев это страшно закричал, словно его что-то душило, и убежал в каюту, чтобы никто не видел его слез.

Очень краткое содержание для читательского дневника

На палубе корабля большая обезьяна показывала забавные трюки. Она утащила шляпу мальчика и забралась на мачту. Мальчик полез за обезьяной и на самом верху выпустил мачту. Люди внизу перепугались и мальчик зашатался. Капитан приказал ему прыгать в воду и мальчик прыгнул. Мальчика подняли на борт и откачали, а капитан закричал.

Чему учит

Рассказ учит не обращать внимание на глупые шутки и не обижаться на дураков и обезьян. Учит быть уверенным в себе, быть выше насмешек

Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро, по ситуации. Учит не потакать глупым шуткам.

Мне понравился этот рассказ, хотя поведение мальчика я не могу одобрить. Ему показалось стыдным, что обезьяна сорвала с него шляпу, и тем самым он словно уравнял себя и обезьяну, забыв, что человек всегда останется выше животного. А вот капитан поступил очень решительно и быстро. Только благодаря его действиям мальчик не разбился и все закончилось благополучно.

Вывод и мое мнение

Дразнить и насмехаться над другими нельзя, во-первых, это обижает и может сильно ранить душу, особенно у ребенка, который и так эмоционально хрупок и нежен, а во-вторых, такие слова могут подтолкнуть ущемленного к необдуманным и опасным поступкам.

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Слушаем аудиозапись произведения.

После чтения делается не­большая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:

— Ка­кие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышле­ние детей, задается проблемный вопрос:

— Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного об­суждения ребята высказывают свои предположения: из-за обе­зьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

— Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из круго­светного путешествия?

(Эти детали помогают понять настрое­ние людей на палубе: люди психологически и физически ус­тали от многомесячного путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обе­зьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту). — Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

— Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

— Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

(Сын капитана — значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет — начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого ха­рактера) со стороны окружающих).

— Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Уяснение мотива поступка героя.

Работа с ней требует вни­мательного перечитывания основной части рассказа.

В завер­шении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

— Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Чи­татели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьян­кой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезь­янке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезь­янка — не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

Характеристика героя.

— Каким, предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с тестовым заданием:

«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы­берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».

(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче­ника).

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

— Похож ли мальчик на отца-капитана?

Работа в группах.

Прочитайте пословицы, и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите!

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: