«я иду долиной. на затылке кепи…», анализ стихотворения есенина

Я иду долиной. на затылке кепи…

Вариант 2

Произведение «Запели тесаные дроги…» вышло в 1916 году. Состоит из пяти катренов. Начало представлено в виде зарисовки родных мест, затем передается личное настроение героя и идёт его обращение к Руси.

Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.

Тема произведения — судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.

В первом катрене использован художественный прием — олицетворение. «Запели тёсаные дроги», звуки издаваемые повозкой символизируют начало движения. Знакомые звуки у поэта вызывают ассоциацию с песней. Скорость самого движения тоже передается при помощи олицетворения все растения как бы бегут. С помощью однородных членов предложения в самом начале идёт описание того, что возникает перед глазами пассажира. На пути возникают часовни и кресты, которые устанавливают на месте гибели людей. Лейтмотив смерти, который возникает в начале, является причиной последующей грусти героя. Смерть угадывается уже с появлением звука дрог, тележки для перевозки покойника.

Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.

Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина — это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.

Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.

Стихотворение основано на перекрестной рифмовке «дроги — на дороге», «кусты — кресты». Анафора отрицания «и не» в последней строфе служит показателем того, на сколько дорога Русь для поэта. Несмотря на все тяготы, которые представлены в образе «цепей», герой не собирается с ними расставаться.

Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану

Сочинение Анализ стихотворения С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…»

Стихотворение С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» датировано 18 июля 1825 года. Оно было написано незадолго до гибели поэта и посвящено его возращению к своим «истокам» — к земле, к природе, к деревне и ее ценностям. Стихотворение сюжетно: герой приезжает к себе на родину после долгих странствий – «по столицам и заграницам». Он выглядит как щеголь: «На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука». И хочет казаться возвышенным и легкомысленным, далеким от «крестьянской приземленности»: Я — беспечный парень. Ничего не надо. Только б слушать песни — сердцем подпевать, Только бы струилась легкая прохлада, Только б не сгибалась молодая стать. Однако у деревенского края и деревенских жителей – своя красота, не менее привлекательная для героя. Можно сказать, что он даже он – в своем английском костюме – даже теряется среди розовых степей и синей реки. Жители деревни тоже красивы и нарядны по-своему – прежде всего, своим трудом: «Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы. . . » Для этих людей лирический герой совеем не авторитет. Они берут его «на слабо»: «Размахнись косою, покажи свой пыл». Можно сказать, в этом стихотворении пот демонстрирует переоценку ценностей: его лирический герой утверждает, что крестьянский труд ценнее и долговечнее, чем любое писательство: «Но косой выводят строчки хоть куда. … Их читают люди всякие года». Герой, вслед за крестьянами, сам себе бросает вызов: Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? Он берет в руки косу, и в его мыслях звучит горькое разочарование в публике и даже, где-то, в самом занятии поэзией: В этих строчках — песня, в этих строчках — слово. Потому и рад я в думах ни о ком, Что читать их может каждая корова, Отдавая плату теплым молоком. В землепашестве герой видит исконный глубинный смысл. А вот есть ли он в поэзии? В стихотворении звучат нотки разочаровании, пессимизма и депрессии, которые в последние годы жизни так жестоко преследовали Есенина и, вероятно, привели к столь трагическому финалу. Произведение имеет четкую внутреннюю композицию: вступление, развитие темы и финал, который полностью переиначивает тему стихотворения. Стихотворение наполнено типичными «есенинскими» средствами выразительности. В первую очередь нужно отметить эпитеты, которых в произведении немного: «розовые степи», «легкая прохлада», «травяные строчки». Кроме того, здесь присутствуют метафоры: «синеет река», «плавать в небо», «сердцем подпевать», «не сгибалась молодая стать», «шепчут грабли», «выводить по долам травяные строчки». Мы видим, что поэт поэтизирует крестьянский мир, наполняет его красотой, внутренней легкостью, свободой. Он, по-прежнему, остается мечтой и идеалом для Есенина. Стихотворение наполнено экспрессией. Почувствовать ее помогает синтаксический строй стихотворения, написанного в форме диалога. Наличие междометий, риторических вопросов, восклицаний и тире между словами в предложении помогает почувствовать эту экспрессию. Стихотворение создано с помощью чередования мужских и женских рифм (с преобладанием неточных), здесь использована перекрестная рифмовка. Таким образом, стихотворение Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи», с одной стороны, выражает извечное стремление поэта к крестьянскому миру, который он идеализирует и поэтизирует. Но, в то же время, мы понимаем, что его взгляд на этот мир стал более зрелым и осознанным. Став поэтом, пройдя испытания, выпавшие на его долю, Есенин все же считает, что труд хлебопашца – самый благодарный и осмысленный. Тогда как поэзия – неблагодарное и «зыбкое» дело, смысл которого зачастую неясен не только публике, но и самому творцу. Несмотря на светлые краски, легкость, с какой создано это произведение, в нем просматриваются «черные» нотки пессимизма, свидетельствующие о неблагополучном душевном состоянии поэта. .

Стихотворение С.А.Есенина «Запели тесаные дроги. » (Восприятие, истолкование, оценка.)

Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых «тесаных дрогах», а по обочине «бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге и поминальные кресты». Но поэт не ограничивается зарисовкой природы, в стихотворении сквозит тревога: «Холодной скорби не измерить, ты на туманном берегу». Возможно, если судить по дате написания — 1916 год — это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная, своеобразная «неустроенность» человека, вынужденного жить не в родном селе, а в чуждом ему городе. Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя «последним поэтом деревни». Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями. Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью природы, символом Руси. Непонятное понятие «Россия» — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта, так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет освободиться от этого плена:

И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню. Марина Цветаева в «Памяти Сергея Есенина» точно выразила широту души поэта:

И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.

1319

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами
стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев – всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете»
, но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы»
. Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция
кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем
. Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Средства выразительности

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения
: “спит ковыль” , “плачут вербы”, “шепчут тополя” .

Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры
: “свинцовой свежести ковыль” , “не вольет мне в грудь мою теплынь” , “чужая юность брызжет новью” , эпитеты
: “Свет луны, таинственный и длинный” , “золотой бревенчатой избы” .

Интересно поэт включил в текст прием антитезы
, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси” . Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!” .

Краткий анализ

История создания
— стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема
— любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

Жанр
— лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.

Стихотворный размер
— написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры
“свинцовой свежести ковыль”
, “не вольет мне в грудь мою теплынь”
, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”
.

Эпитеты
“Свет луны, таинственный и длинный”
, “золотой бревенчатой избы”
.

Олицетворения
“Спит ковыль”
, “плачут вербы”, “шепчут тополя”
.

Антитеза
“Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”
.

Анализ стихотворения С. Есенина Я иду долиной. На затылке кепи

Стихотворение С. Есенина Я иду долиной. На затылке кепи датировано 18 июля 1825 года. Оно было нацарапано недавно. ant. задолго до последнего издыхания версификатора и приурочено к его возращению к своим истокам к земле, к природе, к деревне и ее ценностям. Стихотворение сюжетно: богатырь прибывает домой домой спустя продолжительных путешествий по столицам и заграницам. Он выглядит как щеголь: На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглолицая рука. И хочет представляться благородным и легкомысленным, отдаленным через общекрестьянской приземленности: Я неосторожный парень. Прилично далеко не надо. Исключительно б подслушивать песенки сердцем подпевать, Абы тек легковесная прохлада, Исключительно б не сгибалась молоденькая стать.

Впрочем у крестьянского края и деревенских обитателей своя красота, только симпатичная с целью героя. Я бы сказал, что он даже если он в своем британском костюмчике даже если затеривается промежду красных степей и голубее реки. Обитатели деревушки также благовидны и нарядны со своей точки зрения прежде, своим трудом: Отчего-то шепчут грабли, отчего-то свищут косы С целью данных людей поэтический богатырь совеем далеко не авторитет. Они берут его на слабо: Развернись косою, представь свой пыл. Я бы сказал, тут-то стихотворении налет обнаруживает переоценку ценностей: его лирический богатырь утверждает, что крестьянский труд значимее и долговечнее, чем любое литературный труд Но косой выгоняют строки годный Их читают люди каждые года. Герой, вслед крестьянами, сам себе швыряет вызов: Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревушки я ль не дорожу? Он берет своеручно косу, и в его мыслях звучит горьковатое расхолаживание в публике и даже если в круглых цифрах в самом занятии поэзией: В этих строках песня, в этих строках слово. Благодаря тому что и рад я в думах ни о ком, Что читать их может всякая корова, Передавая платку наитеплейшим молоком. В землепашестве богатырь наблюдает вековечный глубоководный смысл. А (у)потреблять ли он в поэзии? В стихотворении звучат ноты разочаровании, пессимизма и депрессии, тот или другой в в последнее время жизни этак невообразимо травили Есенина (а) также по всей вероятности дали почву настолько катастрофическому финалу. Творение иметь в распоряжении отчетливую внутреннюю композицию: вступление, формирование темы и финал, некоторый абсолютно переменяет тему стихотворения. Стихотворение заполонено характеристическими есенинскими лекарственное средство выразительности. В первую очередность необходимо обозначить эпитеты, тот или другой в творенье немного: радужные степи, легковесная прохлада, травянистые строчки. Кроме, у нас будут метафоры: синеет река, каботажничать в небо, сердечком подпевать, не сгибалась молоденькая стать, шепчут грабли, сделать вывод в области долам травянистые строчки.

Мы видим, что поэт поэтизирует общекрестьянский мир, заполняет его красотой, внутренней легкостью, свободой. Он, старым порядком остается иллюзией и идеалом для Есенина. Стихотворение заполонено экспрессией. Разгадать ее может помочь синтактический характер стихотворения, нацарапанного в фигуре диалога. Существование междометий, фразистых вопросов, восклицаний и минусе промежду словами в предложении может помочь разгадать данную экспрессию. Стихотворение сотворено посредством чередования мужеских и женских рифм (с превосходством неточных), на этом месте использована перекрестная рифмовка. Следовательно, стихотворение Есенина Я иду долиной. На затылке кепи, с одной стороны, высказывает стародавнее рвение версификатора к крестьянскому миру, некоторый он идеализирует и поэтизирует. Но, в то же время, мы понимаем, что его принцип для данный согласий сковаться льдом больше взрослым и осознанным. Сковаться льдом поэтом, миновав испытания, вывалившиеся для его долю, Есенин всегда же считает, что труд хлебопашца самый чувствительный и осмысленный. В то время как красота непризнательное и зыбучее дело, логос тот или другой частенько малопонятен не столько публике, но также самому творцу. Против ясные краски, легкость, с какой сотворено такое произведение, в нем рассматриваются чернейшие ноты пессимизма, удостоверяющие о неладном искреннем пребыванье поэта.

История создания стиха

Летом 1925 года Есенин в последний, как оказалось, раз приехал на побывку в родное Константиново (Рязанская губерния). Погода как будто ждала Сергея – небо стояло чистое, сенокос в разгаре, а закат наполнял небосвод на западе огнём утопающего на ночь солнца.

Пробыть в родном селе получилось почти неделю, но это так много, это позволило набрать полные легкие константиновского воздуха и очистить душу, как на исповеди. Сергей успел покосить траву, сошелся на пару дней с рыбаками рыбной артели, не чем не был поход на городского денди.

Этой поездке на малую Родину и посвящено стихотворение.

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина

Есенин всю жизнь оставался преданным поклонником своего родного края. Ранний переезд в Москву и громкая слава не могли поколебать его любви к своим корням. Поэт неустанно воспевал в своих стихотворениях красоту русского пейзажа. На некоторое время он увлекся революционными идеалами, но вскоре убедился в их беспочвенности. В социалистическом обществе не было места для крестьянского поэта. Есенин остается практически в одиночестве. Нападки критиков сделали его чужаком и обострили чувство непонимания. К концу жизни поэт все чаще обращался к излюбленной теме. Его идеалом оставалась святая и бесконечно милая сердцу Русь. В таком духе написано удивительно лиричное стихотворение — «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925 г.).

Есенин многое повидал в жизни. Он совершил масштабную поездку за границу, но и впечатления от увиденного не смогли пересилить любовь к Родине. Где бы поэт не находился, он всегда мысленно обращался к отчему краю. Автор идеалистически считает, что это чувство одинаково присуще всем русским людям. В истории России практически не было спокойного безмятежного периода. Население всегда испытывало беды и страдания, но при этом чувствовало себя счастливым. В таких условиях сформировался особый национальный характер. Многие воспринимают Русь не матерью, а злой мачехой, но это не мешает огромному чувству любви.

Установление советской власти Есенин сравнивает с «новым светом», озарившим старый несовершенный образ жизни. Он видит, что вся страна подвергается коренной ломке. При этом меняется и сознание людей. Поэт рад переменам, он ждал и призывал к ним. Но автор считает, что сам уже не способен изменить свое мировоззрение. Новые идеалы могут поддерживать молодое поколение, а он навсегда останется «поэтом… бревенчатой избы». Он даже сравнивает юных современников с «сильным врагом», против которого бесполезно сопротивляться. Есенин понимает, что должен уступить свое место.

В конце стихотворения появляется мотив обреченности. Автор испытывает только одно желание – «спокойно умереть» на «родине любимой». Он не хочет никому мешать и ждет ответного уважения. Вероятно, такие мысли были вызваны усилившейся травлей поэта, который вообще-то никогда не выступал против советской власти. Есенин прямо говорит о желании умереть за полгода до трагической гибели.

Сегодня многие придерживаются версии об убийстве поэта. Однако факты и душевное состояние Есенина прямо указывают на самоубийство. Поэта довели до отчаянного шага. Он постоянно высказывал в стихотворениях свои тяжелые размышления, но никто не смог оказать ему нужной поддержки в безвыходной ситуации.

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение
«спит ковыль»
. Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть»
. Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает»
в грудь поэта «теплынь»
. Далее используется смысловая антитеза
, экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси»
. Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный»
, «таинственный»
, изба «золотая»
. Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут»
, «плачут»
. Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом»
.

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью»
. Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть»
о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома
.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Композиция

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!

” . Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

Развитие сюжета и тема

Повествование ведется от лица главного героя, сюжет не изобилует крутыми поворотами и интригой меж строк. Беспечный парень, он же главный герой в кепи, прогуливается по родным местам в полной истоме от возвращения сюда из пыльного города.

Долго ходить и любоваться родными местами у героя не получается, чешутся руки, он не выдерживает и показывает, что коса ему не чужда, что местным косарям ещё надо подумать трижды, угонятся ли они за ним на покосе.

В финале автор строк сравнивает кошение травы с написанием стихов, только строки скошенной травы читает не человек, а лошадь, баран или корова, которая в дань уважения творчеств платит за него крынкой парного молока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: