Николай некрасов 📜 безвестен я

Анализ стихотворения некрасова безвестен

Реализм сменяет романтизм

Прежде главным направлением в литературе являлся романтизм, но в связи с острыми социальными изменениями глобальным переменам должна была подвергнуться и литература, в результате чего родился реализм. Это весьма широкое понятие: оно может применяться как к прикладному искусству, так и к литературной деятельности.

Реализм в литературе появился в качестве реакции на явление романтизма, на его острую популярность. Идеи романтизма постепенно теряли прежнюю востребованность, а новый вид межличностных отношений и жизненные ценности выходили на первый план. Читателю не была интересна сентиментальная лирика, присущая романтизму, он требовал детальный анализ. Реалистическое искусство теперь в большей мере отвечало идеям и потребностям времени, его приемы рассматривались с искренним и глубоким доверием.

Следовательно, реализм — это направление в искусстве и литературе, цель которого заключается в том, чтобы полно, емко, достоверно и всесторонне изображать картину мира, делая акценты на классических чертах, а главное — не идеализировать своих героев и окружение. Теперь стало необходимо глубоко раскрывать внутренний мир персонажей, сопоставлять их поступки и переживания с реалиями современного мира. Это означало полный пересмотр прежних подходов к художественному созданию героев и к написанию произведений.

Герои новых реалистичных произведений стали более глубокими и разумными, они мотивированы и стремятся к развитию. Персонажи стали личностями, поступки которых обусловлены внешними историческими и общественными обстоятельствами, объясняются уникальными чертами их характеров.

Герои погружены в социальную среду и живут в зависимости от общественных обстоятельств, которые напрямую влияют на их личность. Писатели-реалисты не боятся показать действительность такой, какая она есть, и наделяют своих героев способностями противостоять жизненным трудностям, находить собственные решения проблем и выходы из тяжелых ситуаций.

Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова

  1. Общественная мысль России накануне отмены крепостного права.
  2. Гражданская позиция Некрасова.
  3. Сомнения и сожаления поэта.
  4. Муза Некрасова.
  5. Последние годы жизни и творчества.

В 40—50-х годах XIX века в России сложился ряд направлений общественной мысли: официальная идеология, нашедшая отражение в модели графа Уварова — «православие, самодержавие, народность», а также славянофильство и западничество; в этот же период оформились идеи революционных демократов, возглавляемых Белинским и Герценом. Основной проблемой в то время была крепостная зависимость огромных масс сельского населения от сравнительно небольшого сословия помещиков. Необходимость освобождения крестьянства осознавалась всеми передовыми людьми той эпохи. Наряду с оживлением общественной жизни все чаще поднимается вопрос о назначении литературы, в том числе и поэзии.

Разумеется, Некрасова тоже волновали эти проблемы. Своеобразной поэтической декларацией стало его стихотворение «Блажен незлобивый поэт…», в котором автор обозначил внешне два понятия — «спокойного искусства» и «карающей лиры». Той же теме посвящено и стихотворение «Поэт и гражданин», построенное в форме диалога. Следует отметить, что диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его собственной душе Поэта и Гражданина. Автор драматически переживает эту раздвоенность, предъявляя к себе те же требования, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении укоряет Поэта за бездействие; в его понимании гражданский долг выше идеалов сво­боды творчества:

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Самым монументальным трудом Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», отразившая его многолетние духовные искания. Некрасов говорил, что она более 20 лет «собиралась по словечку». Он долгие годы вынашивал замысел поэмы, обрабатывал собранный материал из бытописаний крестьянской жизни и оттачивал образы. Публиковалась она отдельными отрывками и главами с 1866 г. по 1874 г. в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Последняя часть, значительно урезанная, из-за запретов цензуры появилась уже после смерти Некрасова в 1881 г. Поэма, к сожалению, осталась незавершенной и сохранилась в разрозненном виде, поэтому существуют различные версии последовательности расположения глав. Композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»построена, как «календарная»: действие в прологе происходит весной, в главах «Поп» и «Сельская ярмонка» упоминается майский праздник «Никола вешний»; в главе «Последыш» — указание на летний сенокос («Петровки. Время жаркое»); в «Пире на весь мир» и «Крестьянке» — осень, пора уборки урожая.

Иллюстрация из поэмы 

В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов стремится определить причины трагической судьбы народа, почему на «искрящейся» Руси повсеместно и поголовно несчастны люди.

Композиция

Стихотворение Некрасова «Элегия» состоит из четырех частей, которые позволяют читателю проследить за движением его поэтической мысли.

  1. Уже в первых строках поэт заявляет тему страданий народа. Некрасов твердо убежден в ее значимости, несмотря на явное общественное презрение к его попыткам описать бедственное положение простых людей. Не игнорирование страданий, а смелый разговор о них провозглашается по-настоящему достойным делом поэзии.
  2. Во второй части автор рассказывает, что избрал для себя путь служения народу, потому совесть его спокойна. Отмена крепостного права дала повод полагать, что мучительной крестьянской доле пришел конец, однако скоро стало ясно, что большая часть бывших крепостных по-прежнему оставалась бесправной и финансово зависимой.
  3. Картины крестьянской жизни, предстающие взору поэта, кажутся идиллическими: жницы стройно поют за своей нелегкой работой, а радостный довольный ребенок спешит доставить отцу в поле завтрак. И все же чуткий наблюдатель замечает, что, несмотря на внешние перемены, тяжелый труд и бесправие простого народа никуда не делись.
  4. За наблюдениями и раздумьями лирический герой проводит целый день. Он благословляет нелегкий крестьянский труд и видит своим долгом рассказать о нем миру, чтобы заставить мучителей народа опомниться и облегчить его долю.

Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы

Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.

«Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова

«Русские женщины» — сочинение

Поэма Некрасова «Русские женщины» рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская

Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение — «Декабристки», но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины — они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение — это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма «Русские женщины» представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ «русской женщины» — это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова — это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам — вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались — Русскими Женщинами с большой буквы!

«Элегия». Анализ содержания стихотворения

В первой части автор ссылается на модные тенденции, в которых нет места социальным настроениям, и сокрушается о том, что времена, когда поэзия сможет воспевать красоту, еще не наступили. Муза должна звучно взывать к совести «сильных мира», пока «народы влачатся в нищете» и покорно сносят свое физическое и моральное рабство. Дальше поэт утверждает, что сам он «посвятил лиру» народу и высказывает свое кредо: пусть не сразу виден результат, и кажутся безнадежными усилия, тем не менее «каждый в бой иди!» Во второй части стихотворения идиллические картины крестьянской жизни представляет читателю Некрасов. «Элегия» (анализ произведения мы позже дополним исследованием поэтических приемов, используемых автором) очень нежно и одновременно возвышенно передает любовь и уважение поэта к народу-труженику. В третьей части Некрасов апеллирует к природе, олицетворяющей вселенную, и противопоставляет ее живой и страстный отклик безучастному безмолвию народа, которому посвящены страстные призывы поэта.

Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова

Урок литературы в 9 классе

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова

Цели:

  1. расшифровать поэтическую формулу «поэт – гражданин», данную Некрасовым в своей поэтической декларации «Поэт и гражданин»;
  2. вызвать эмоциональный интерес к поэзии Некрасова;
  3. развить навыки критического мышления на примере сопоставления поэтических текстов.

Ход урока

  1. Вызов интереса.

Ф. Достоевский в своей прощальной речи, произнесенной на похоронах Н.А. Некрасова, поставил его по значению в истории русской поэзии вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Однако эмоциональные выкрики («Он выше! Выше!»), раздавшиеся из многочисленной толпы людей, собравшейся на похоронах поэта, заставили Достоевского, по свидетельству современников, произнести знаковую фразу: «Не выше, но и не ниже Пушкина».

II. Осмысление темы урока.

Проблемная беседа с учащимися о роли и назначении поэта. Итак, есть предмет для сопоставления – Пушкин – Некрасов. Давайте запишем тему урока, не ставя пока никакого знака между этими понятиями «Поэт гражданин».

Вопросы:

  • Какой тип поэта олицетворяет Пушкин? (Поэт – Пророк)
  • Какой вопрос напрашивается после слов Достоевского? Почему Некрасов – поэт «выше» Пушкина? (Заметим, что это кричали молодые люди, представители «новых людей».)
  • Кто такие «новые люди»? Какая это была эпоха? (Это была пореформенная эпоха 50-х-60-х годов, время, когда Россия, стоя на пороге перемен, пыталась найти ответы на основные вопросы «что делать?» и «кто виноват?»)
  1. Аналитическая работа с текстом.

1. Сопоставление стихотворений Пушкина и Некрасова.

— Прочитайте стихотворения «Муза» и «Поэт и толпа» и выпишите из них 3 – 4 поэтические формулы определения поэзии.

— Определите авторство, где Пушкин, где Некрасов?

— Пушкинское стихотворение написано в традиционной форме диалога. Поэт полемизирует с толпой о роли поэта и назначении искусства. Как начинается стихотворение Некрасова? ( Стихотворение начинается с ответной реплики «Нет,…».)

— А с кем полемизирует Некрасов? ( С Пушкиным.)

— В чем смысл этой полемики? (Декларация своих поэтических задач.)

2. Чтение и анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин».

— Какие аналогии вызывает название стихотворения Некрасова? В какой форме оно построено? ( Стихотворение Некрасова построено в форме диалога и «отсылает» к стихотворению Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом».)

— Какая лексика характерна для стихотворения Некрасова? («Непоэтическая».)

— Какую роль играет сопоставление стихотворений? (Снова выясняется роль и назначение поэта в эпоху 50 – 60-х годов XIX века.)

— Какова некрасовская поэтическая декларация? (Будь гражданин! Перестань быть поэтом. Долг. Стихотворение «Поэт и гражданин становится декларацией «нового искусства».)

IV. Решение проблемного вопроса – расшифровка некрасовской поэтической формулы «Поэт – гражданин».

  • Чем заканчивается стихотворение Некрасова? (Монологом поэта.)
  • Какова интонация этого монолога? (Исповедальная, это покаяние.)
  • Вернемся к формулировке темы урока. Какой знак можно поставить между этими понятиями? («Поэт – гражданин».)
  • Как вы расшифруете эту поэтическую формулу? ( Это не просто диалог, это трагическая исповедь поэта. Т.о., это метафора – диалог с самим собой.)
  1. Вызов эмоционального интереса к теме.

Учитель читает стихотворение «Зине» (1876 г.) из «Последних песен» Некрасова. Это исповедальняя лирика Некрасова, здесь звучат слова, которые могут быть эпиграфом ко всему творчеству Некрасова:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

  1. Рефлексия
  2. Д/з: сочинение-рассуждение «В чём служение поэта и гражданина»?

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Безвестен я…»

Стихотворение написано в 1855 году в период реакции, наступившей после событий французской революции, в период мрачного безвременья, когда усилились преследования передовой журналистики и литературы. Правда, говоря о собственной безвестности, автор слегка лукавит: к 1855 году Н. А. Некрасов уже зарекомендовал себя как успешный коммерсант и издатель популярного журнала «Современник», чутко реагирующего на общественные запросы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «почестей, денег, похвал»; «жизни, часов, слез, думы»; «не восхвалял, не заключал»; «приняла и умерла»;
  • риторическое восклицание – «Нет!» – подчеркивающее накал чувств лирического героя;
  • метафору – «вами не стяжал (не приобрел благодаря вам)», «плод жизни»;
  • метонимию – «умерла под кнутом» – придающую тексту зримую образность, экспрессию;
  • инверсию – «безвестен я», «жизни несчастливой», «думы боязливой», «венец терновый», «приняла Муза» – для создания акцента на ключевом слове;
  • олицетворения – «боязливая дума», «похищенные у отдыха часы», «не заключал союза с подлостью (не подличал)»;
  • перифраз – «приняла терновый венец» – приняла страдания, подверглась гонениям, преследованиям – отсылка к венку из колючих растений, который был возложен на голову Иисуса Христа во время поругания;
  • эпитет – «обесславленная Муза»;
  • синтаксический параллелизм – «но не восхвалял … глупцов, но не заключал союза…»;
  • лексику высокого стиля – «стяжал», «приняла венец» – для придания изложению торжественности, обозначения значимости описанных событий.

В контексте речи Муза – одновременно и покровительница искусств вообще, и источник творческого вдохновения автора в частности. В данном произведении она стала полноправным персонажем из плоти и крови, со своим характером и судьбой.

Стихотворение является попыткой самоанализа поэта, отчетом самому себе в том, насколько он честен перед собой и перед читателем, не совершал ли он сделок с совестью. Автор сознается, что ему нелегко даются его творения – журналистская работа и общественная борьба отнимают массу времени, доставляют страдания и лишают возможности добиться личного счастья. Обращением к собственным стихам автор наделяет их особой силой, считая мощным инструментом воздействия на умы.

Условно-романтический «кнут» в произведении устойчиво ассоциируется с темой цензуры.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Жанр, направление, размер

Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.

«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.

Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.

Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

В своей поэзии Некрасов отказывается от романтических канонов, главной в его творчестве стала гражданская тема. Свое поэтическое предназначение он определил в стихотворении-манифесте «Поэт и гражданин» (1856 г.)– «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», чтобы писать о страданиях и нуждах народа.

В стихотворении «Элегия» (1874 г.) Некрасов выразил свое отношение к переменам после отмены крепостного права; события обнажили полумеры реформ, не облегчивших участь«терпеньем изумляющего»народа, привыкшего влачить свое существование «в нищете, покорствуя бичам». Поэт ищет и не может найти ответ на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ему, достойному лучшей участи, он посвятил свою лиру. Но звучат сомнения поэта в своем предназначении: ведь на его песни откликается весь окружающий мир, лишь народ «не внемлет и не дает ответа».

В творчестве Некрасова возникает исключительный и самобытный образ Музы, которая не столько возвышенна и лирична, сколько приземлена и трагична. Никому до Некрасова не пришло в голову метафорически изобразить молодую крепостную крестьянку, наказываемую плетью палача и молча переносившую истязание, как родную сестру богини поэзии в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» (1845 г.) Этот трагический образ-символ станет постоянным в творчестве Некрасова на протяжении всей жизни. В стихотворении «Безвестен я…» поэт пишет, что своим божественным даром нужно жертвовать ради людей, встать на путь самоотречения, ибо «обесславленная Муза» как Христос, приняв терновый венец, «под кнутом без звука умерла». В преддверии смерти Некрасов в стихотворении «Музе» назовет ее сестрой своей и народа. В последнем стихотворении «О Муза! Я у двери гроба», предчувствуя свою творческую судьбу, Некрасов напишет о «завидном жребии» его окровавленной, кнутами «иссеченной Музы».

Гражданская позиция звучит даже в пейзажной лирике Некрасова. Пейзаж в стихотворении «Перед дождем» передает состояние человека, его страх перед надвигающейся стихией. Образ обездоленного ямщика в последних строчках стихотворения, виноватого во всем, даже в том, что гроза надвигается, передает незащищенность простого человека перед жандармом, олицетворяющего власть, грозящего нагайкой.

 В стихотворении «Несжатая полоса» оставшиеся на поле колоски перешептываются, жалуясь друг другу, вопрошая: «Где же пахарь?». Так в пейзаже осеннего поля с неубранной полоской ржи, звучит социальная нота о том, что страшный недуг помешал закончить жатву крестьянину, надломленному непосильной работой.

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги. Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает — вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: