Три заметки о стихах мандельштама

Анализ стихотворения мандельштама «декабрист. анализ стихотворения мандельштама «декабрист декабрист мандельштам анализ

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания, что лирического героя мучает бессонница. Он недолго промучился и нашел выход: прочел список кораблей из поэмы Гомера «Илиада». Суден было очень много и пока он их вспоминал, представлял корабли чем-то вроде поезда или журавлиного клина.

Постепенно его мысли переключились на Троянскую войну. Люди отправились в другие страны для завоевания и покорения земель. Он упоминает пену на голове царей и это отсылка к появлению Афродиты. Она появляется именно из пены и символизирует любовь.

Ахейцами двигало не стремление завоевывать. Они хотели получить Троянскую Елену. Именно из-за женщины разгорелась война, умерло много людей. В последнем катрене лирический герой противопоставляет море и Гомера. Что бы человек не делал, он не сможет отказаться от душевных мук, ведь все в мире движимо любовью. Шум моря вернул героя в реальность, где он лежит в кровати и перечисляет названия кораблей.

Стихотворение выражает одну главную мысль — ради любви люди отправились на войну. Они не испугались умереть и не побоялись отправиться к чужим землям.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 40 строк. Оно делится на 5 восьмистиший. Каждое восьмистишье формально распадается на 2 четверостишья, не соединённых рифмовкой, а связанных между собой по смыслу. Каждое восьмистишье – новый поворот мысли поэта.

В первой строфе лирический герой обращается к зверю-веку, который пришёлся на перелом эпох, чей позвоночник сломан. Поэт определяет основные проблемы века: все земные вещи ранены, у них горлом хлещет кровь. Но она же – кровь строительница. Только жертва крови склеит позвонки зверя. Это должен быть человек не робкого десятка, не захребетник. Ему придётся заглянуть в зрачки зверя, стать с ним лицом к лицу, постараться его понять. Это поиск героя, мольба о помощи.

Вторая строфа указывает на причину того, почему зверь ранен: волна играет его позвоночником. Исследователи творчества Мандельштама видят в волне символ революции, но символ всегда многозначен. Это могут быть разные драматические и трагические события на сломе веков. Во второй части строфы речь идёт о деяниях «волны». Век уподобляется нежному хрящу ребёнка, принесённому в жертву

С точки зрения лирического героя, убито всё наиболее важное и уязвимое (темя жизни), причём в начале своего существования, в младенчестве земли

В третьей строфе лирический герой предлагает свой выход, как начать «новый век» и вырвать из плена старый. Здесь слово век приобретает ещё более узкое значение «эпоха», то есть может исчисляться даже не человеческой жизнью, и тем более не столетием, а быть коротким переломным периодом. У века появляются колена, состоящие из узловатых дней. Флейта, которая связывает колена – это символ творчества или созидания. Но созидание невозможно, потому что волна (революция и катаклизмы) раскачивается не сама по себе, а люди своей тоской и жаждой хорошей жизни качают волну. Гадюка, дышащая мерой золотого века – одновременно и змей-искуситель, предложивший революционный путь, и мудрый идеал золотого века, к которому стремились жаждущие революции.

Четвёртая строфа о ходе истории и смене эпох в целом. Лирический герой предполагает, что другие времена будут счастливыми, но тот век, в который ему довелось жить, может только оглядываться назад, на то время, когда он был гибким зверем, на следы своих деяний тех времён, когда позвоночник не был разбит.

Последняя строфа трагична. Лирический герой не нашёл культурного героя, способного исцелить зверя. Кровь-строительница продолжает хлестать из земных вещей (рефрен первой строфы). Все земные стихии (море, небо) равнодушны к происходящему в человеческом обществе. Рана века смертельна, эта эпоха будет ознаменована трагическими событиями.

Тема стихотворения – пророчество о трагичности и неисцелимости века, о разрушительности происходящих событий. Основная мысль – неотвратимость и неизбежность разрушений и гибели, которая обусловлена бездействием и непониманием общества, отсутствием в нём настоящих героев.

Анализ стихотворения Мандельштама «Декабрист»

В начале 19 века группу русских дворян, участвовавших в организации восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, сослали на каторгу в Сибирь. Прошло почти 100 лет, и в 1917 году Осип Мандельштам посвятил свое стихотворение «Декабрист» добровольным каторжанам 20 века, которые выбрали путь отшельников только ради того, чтобы скрыться от суровой русской действительности.

История умалчивает о том, кто именно является прототипом героя этого произведения. Скорее всего, автором представлен собирательный образ русской интеллигенции. Точнее, людей, которые выбрали скитания, так как не в состоянии были навести порядок в том хаосе, который охватил Россию на пороге революции. Собственно говоря, сама революция уже произошла – царь отрекся от престола, и фактически власть перешла к сенату, который героя стихотворения Осипа Мандельштама именует языческим.

К своему персонажу у автора двоякое отношение. С одной стороны, он прекрасно понимает такой тип людей, которые искренне переживают за Россию. Однако персонажу стихотворения все же гораздо важнее собственные комфорт и душевное спокойствие, даже ценой отказа от жизни в столице. Сибирская глушь – именно то место, где можно чувствовать себя относительно безопасно и при этом претендовать на роль добровольного декабриста, который променял «честолюбивый сон» на сруб в тайге. Чубук вместо привычных папирос, чай – вместо изысканного пунша, и доверительные разговоры о будущем страны под уютно потрескивающие в русской печи дрова… Рисуя столь мирную картину, Мандельштам иронизирует над своим героем, показывая, что философскими рассуждениями о будущем и настоящем Россию не спасти.

Впрочем, автор подчеркивает, что подобные «декабристы» существовали во все времена, и пример тому – еще не закончившаяся Первая мировая война, когда «шумели в первый раз германские дубы» над могилами погибших солдат. По сути, общество разделилось на тех, кто пошел воевать, и тех, кто предпочел стать «декабристом» – оградить себя от ужасов войны даже ценой добровольной ссылки. Действительно, рассуждать на темы «вольности гражданства», сидя в теплой уютной избе, довольно приятно. Однако мир действительно катится в пропасть, и подобной жертвы в виде отшельничества «не хотят слепые небеса». Поэт предчувствует скорую кровавую развязку и понимает, что «все перепуталось». Но декабристы 20 века предпочитают закрывать на такие мелочи глаза, веря в благополучный исход, и «сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея».

Осип МандельштамРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Формальное построение текста

Выполняя анализ стихотворения Мандельштама, важно обратить внимание на формальные особенности. Произведение состоит из семи строф-двустиший, соединённых смежной рифмовкой: тип aa-bb (например, слёз-желёз, скорей-фонарей)

Автором используются закрытые мужские рифмы, позволяющие создать эффект ритмической «оборванной» фразы, читающейся на одном выдохе и завершающейся логическим ударением на конце слова. Весь монолог героя напоминает тихую речь, в финале перешедшую в шёпот. Этому также способствует использование четырёхстопного анапеста в качестве размера, поскольку анапест из всех существующих наиболее приближен к разговорной речи.

Таким образом, в «Ленинграде» Мандельштама воплощены главные страхи и трагедии времени, которым суждено будет сбыться: спустя 3 года после написания стихов Осип Мандельштам впервые будет арестован и осужден. «Ленинград» — это поэтическая попытка зацепиться за ускользающее прошлое, отгородиться от неизбежного страшного будущего. Попытка, обречённая на провал.

Образы и символы

Важную роль в стихотворении «Сохрани мою речь навсегда» играет образ древнего колодца. Он символизирует стремление автора к борьбе со смертью и забвением. Ведь времена меняются, а колодец, уходящий вглубь, остается прежним. Люди черпают оттуда воду — то, без чего не могут обойтись. Автор уподобляет поэзию этому источнику жизни и говорит о том, что его лирика имеет привкус и цвет русской земли

Поэтому ему так важно обрести единение с народом, для которого он — в силу образованности, интеллигентности, индивидуальности — является нелюбимым сыном

Взойдя на эту русскую Голгофу, поэт готов потерпеть любые жертвы. Он не желает никакого компромисса. Чтобы достичь одну великую цель, Мандельштам готов пережить все трудности. Поэт преследовал цель в соединении с людьми, ведь, по его мнению, только так можно обрести бессмертие в памяти народа. Подобно тому, как колодец состоит из брёвен, поэзия состоит из строчек, уходящих к самому корню жизни.

Поскольку поэт неотделим от истории своего народа, от его ментальности и специфики, он присоединяется даже к самым негативным проявлениям народной жизни: «И для казни петровской в лесах топорище найду». Конечно, это не означает, что автор хочет переквалифицироваться на палача. Он лишь обещает описать в красках то, что будет происходить с его страной. Топорище — это такое же орудие, как слово, которое может ранить и даже казнить. Такого глашатая плахи будут любить, потому что он поет им гимны и филиппики.

Размышляя о природе своей бунтарской поэзии, Осип Мандельштам использует образ Новгорода, который в истории олицетворяет свободолюбие и непокорность. Как известно, Новгород являлся вольным городом-республикой. Он был разрушен Иваном Грозным за неповиновение. Поэзия Мандельштама родом из этого места, где, вода, выходящая из глубин, напитана древностью.

Его слово сохранится, как и эта вода, куда татары опускали князей. Зачем эта историческая отсылка? Так автор изобразил еще одну драматическую страницу русской истории, в которой тоже были жертвы и певцы этих жертв. Смутное время на Руси дублируется и в 20 веке, и автор видит все те же события, только вместо татар на князей наступают народные орды.

В стихотворении Осип Эмильевич использовал также религиозную символику. Так, например, Вифлеемская звезда является символом света, который борется с тьмой и озаряет черные воды поэзии небесным огнем.

Также очень заметным в стихотворении является образ вериг (железной рубахи). Они олицетворяют те лишения и жертвы, которые терпит поэт ради достижения большой цели. А петровские казни — это первые репрессии в Российской империи, когда Петр Первый подавил стрелецкий бунт.

Композиция

Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой указывается причина, объясняющая переживания лирического героя. Он потерял то, что для него ценно: «Я лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей». Вторая часть – замкнутые в кольцо три четверостишия. Поэт начинает и заканчивает эти строки, называя наступивший век «волкодавом», и говоря: «… не волк я по крови своей», как бы еще раз подчёркивая, что он не принадлежит времени, в котором живёт, не хочет смиряться с новыми ценностями.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Поздние «Стихотворения»

В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу «Стихотворения». В ней поэт говорит, что «не услышан веком», вспоминается «крутая соль обид». Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении «1 января 1924» он пишет:

Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,

Еще немного – оборвут

Простую песенку о глиняных обидах

И губы оловом зальют.

В стихотворении «Концерт на вокзале» поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с «железным миром»:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

И ни одна звезда не говорит…

Стихотворения 30‑х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали «второстепенным поэтом», он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях «Речка, распухшая от слез соленых…», «Мастерица виноватых взоров…», «Я больше не ребенок! Ты, могила…», «Голубые глаза и горячая лобная кость…», «Меня преследуют две-три случайных фразы…».

У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: