Смысловой анализ
Первую часть стихотворения представлен в виде размышления лирического героя о Боге — «Значит, кто-то хочет, чтобы они были?». Маяковский спрашивает о необходимости существования мироздания в целом, задаёт вопросы себе, и для ответов отправляется к Создателю («Надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу»). Метафорой «жилистая рука» подчёркивается близость высших сил к человеку, ведь жилистые руки чаще всего встречаются у рабочих и трудяг.
Во второй части произведения он врывается не только для удовлетворения любопытства, но и чтобы просить Бога создать звезду («Чтоб обязательно была звезда!»), без которой жизнь не имеет смысла. В этом контексте под «звездой» можно понимать и искусство, без которого человеческое существование становится пресным и однообразным.
Далее поэт обращается к неизвестному лицу, которое может представлять собой того редкого единомышленника, задающегося аналогичными вопросами — «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!». Вопросительно-восклицательное предложение является скорее попыткой успокоить самого себя, встревоженного думами о жизненном пути человечества
Поэт уясняет для себя один из важнейших принципов жизни — важно быть для кого-то полезным, необходимым; с этим сходна точка зрения, что в этом стихе Маяковский выразил свои глубинные сомнения по поводу нужности его творчества людям (несмотря на внешнее бахвальство и демонстрируемую самоуверенность).
В конце концов, в третьей части стихотворения лирический герой вновь возвращается к заданному вопросу, который уже звучит более обнадёживающе, чем в экспозиции («Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»).
Что характерно, высокие образы в произведении не только подчёркнуты «приземлёнными» метафорами, но и сопровождены урбанистическими образами — звёзды, парящие в небесах, «зажигают над крышами», будто фонари, Бог, который в начале стиха подразумевается как некто («кто-нибудь»).
Всё стихотворение в целом является одной развёрнутой метафорой, сквозь которую нанизан мотив одиночества человека в чуждом для него мире. Сравнивая звёзды с человеческой жизнью, которую тоже «кто-то зажигает», Маяковский подводит читателя к выводу, что «раз кто-то называет эти плевочки жемчужиной», то смысл жизни художника в универсальном смысле — творить для людей, подобно звезде, освещая их путь.
Языковые особенности стиха
В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.
Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.
В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.
Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.
Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.
Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…
Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.
Краткий анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” 2 вариант
Стихотворение Маяковского под названием “Послушайте” написано в 1914 году. Читатель увидел в этом стихе пренебрежительные интонации и ранимую душу. Стихотворение начинается с просьбы к людям “Послушайте!”. Этим восклицанием герой прерывают собственную речь, для того чтобы быть услышанным, герой произносит это слово в отчаянии пытаясь обратить внимания людей на волнующую проблему, которая беспокоит героя. Эта проблема человеческое равнодушие.
Построение речи в стихотворении так, как будто ведется Достопримечательная дискуссия, похожа на поиски лихорадочным аргументом в надежде что люди поймут. Чувствуется в герое сильный накал страстей и эмоций, а также замечается забота, надежда и сопереживание. Последняя строчка стихотворения начинается в точности так же как и первая, но если сравнить эти две строки, то развитие последней уже намного уверенное, оптимистическое и бодрое.
Расположение стихотворения сделано “лесенкой” здесь каждое слово считается главным для лирического героя. Кажется, что некоторые стихотворения Маяковского читаются с криком. Автор пишет стихи которые преобладают интонации доверчивости и интонации интимного характера. Маяковский человек душевный, добрый, дружелюбный и понимающий, но некоторые читатели представляют автора как грозного и дерзкого. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя.
Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”- передает не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Каждое слово здесь выразительное с обостренными чувствами. В стихотворении “Послушайте” интонации доверительные, обличительные с некой робостью. Герой собственные мысли высказывает с ноткой тревоги и в смятении. Для лирического героя жизнь без звезд кажется бессмысленной, утверждает что звезды светят не попросту, а для каждого человека на Земле. Отчаяние так велико, что герою тяжело переносить “эту беззвездную муку”. Стихотворение Маяковского написано с развернутой метафорой. Кроме материального, людям надобно мечтать, стремится к целям в жизни и духовно развиваться.
В стихотворении присутствует боль и крик души поэта, этим произведением автор пытается достучаться к сердцам читателей, добиться признания, понимания модерного творчества. Маяковский величайший лирический поэт, созданное ним стихотворение “Послушайте!” – шедевр русской литературы.
4.8
5
(
44
голоса
)
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковский
Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна ещё не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечён футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чём заключается смысл жизни человека.
Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения — исповедальная и доверительная.
Начинается оно с просьбы, обращённой к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взволнованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.
Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмоциональному воздействию.
В первой части обозначена проблема:
…если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим своеобразную молитву, обращённую к Богу.
А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращённый к каждому из читателей:
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Автор вводит в своё произведение элемент фантастики («врывается к Богу»)
В системе выразительных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог — не только одухотворённая высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи
А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звёздного неба жизнь представляется немыслимой, кто не может перенести «беззвёздную муку».
Поэтические приёмы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение невелико по объёму. Нет ни одного нейтрального слова — все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся — они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.
Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклицание (Послушайте/), риторический вопрос (значит — это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит — это кому-нибудь нужно? / Значит — кто-то хочет, чтобы они были? / Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).
Метафоры у Маяковского всегда необычны и красивы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звёзды зажигают; загоралась звезда.
Но и всё стихотворение «Послушайте!» есть одна развёрнутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота — ценности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.
В этом стихотворении автор добился того, что каждое выделенное им слово стало значимым и весомым. Акценты достигаются также за счёт знаков препинания — они создают эмоциональный настрой произведения.
«Послушайте!» — крик души
Стих этот является криком души Владимира Владимировича. Начинается он с обращения к людям: «Послушайте!». Каждый из нас таким восклицанием прерывает часто речь в надежде быть понятым и услышанным. Не просто произносит лирический герой это слово
Он «выдыхает» его, пытаясь отчаянно обратить внимание на волнующую его проблему людей, живущих на земле. Это жалоба поэта не на «равнодушную природу», а на человеческое безразличие
Маяковский как будто ведет спор с воображаемым оппонентом, приземленным и недалеким человеком, мещанином, обывателем, убеждая его в том, что не следует мириться с горем, одиночеством, равнодушием.
Средства художественной выразительности
В поэме очень много окказионализмов. Так, например, фразы «штыки ощетинивши», «шаги саженьи», «город, в плакаты кадрованный», «по анфиладе, приветствиями оранной». Керенки перекликается с фамилией Керенский, а также сам Александр Федорович Керенский (министр-председатель Временного правительства) ассоциируется у Маяковского с царицей Александрой Федоровной («Быть Керенскому биту и ободрану!/Уж мы подымем с царёвой кровати/ эту самую Александру Федоровну»).
Встречаются неожиданные сравнения: «слухи-свиньи», «тучи-корабли».
Часто можно встретить имитацию разговорной речи, разговорных фраз («Мне скушно…», «три тыщи дней»), очень подробно передаются аббревиатуры («Эс Эс Эс Эр», «Веэсэнха»).
Для Маяковского Россия- «страна-подросток», а значит, ее ожидает пора взросления и долгих лет жизни («Лет до ста расти нам без старости»). Молодая республика только начинает строиться и дыбиться, расти и развиваться, засеиваться и улучшаться, а значит, всё действительно будет хорошо.
«Послушайте!» В.Маяковский
«Послушайте!» Владимир Маяковский
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»
Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.
Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.
По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.
Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?
Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.
Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства. который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.
Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского 3 вариант
Маяковский – один из самых оригинальных русских поэтов. Его творчество вызывало массу критических и такое же количество положительных отзывов
Важно то, что оно никого не оставляло равнодушным. Его стихи всегда имели острую социальную направленность
Их отличает глубокая личная заинтересованность в поднятой теме. Стихотворение «Послушайте!» было написано в начале 1914 г. Оно представляет собой призыв тонко чувствующего поэта к равнодушному обществу, попытку вывести его из спячки.
К 1914 г. Россия находилась в глубоком кризисе. Нищета большей части населения, голод, набирающие оборот революционные настроения все больше раскалывали страну. Чувствовалось приближение страшной мировой бойни – Первой мировой войны. Высшие слои общества, прикрываясь красивыми фразами, жили буквально последним днем, проводя время в кутежах и праздниках. Царила атмосфера обреченности и безверия.
Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие
В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей
Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.
Стих написан в характерной манере Маяковского – «лесенкой». Рифма неточная, сбивчивая, переходящая в белый стих. Произведение имеет очень сильную эмоциональную окраску. Для этого автор использует многократные восклицания и риторические вопросы. Очень выразительно контрастное сравнение звезд с «плевочками» и одновременно с «жемчужинами». Вызовом Маяковского является приближение бога, имеющего «жилистую руку», к земному миру. Бог выполняет страстные желания людей о том, чтобы на небе появлялись новые звезды, дающие ощущение стабильности и правильного миропорядка.
Стихотворение «Послушайте!» полностью отражает особенности раннего творчества Маяковского, его протест против существующего общественного устройства.
Разговор с фининспектором о поэзии
Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо… не тревожьтесь… я постою… У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю. В ряду имеющих лабазы и угодья и я обложен и должен караться. Вы требуете с меня пятьсот в полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций. Труд мой любому труду родствен. Взгляните — сколько я потерял, какие издержки в моем производстве и сколько тратится на материал. Вам, конечно, известно явление «рифмы». Скажем, строчка окончилась словом «отца», и тогда через строчку, слога повторив, мы ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца. Говоря по-вашему, рифма — вексель. Учесть через строчку! — вот распоряжение. И ищешь мелочишку суффиксов и флексий в пустующей кассе склонений и спряжений. Начнешь это слово в строчку всовывать, а оно не лезет — нажал и сломал. Гражданин фининспектор, честное слово, поэту в копеечку влетают слова. Говоря по-нашему, рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфой летит. Где найдешь, на какой тариф, рифмы, чтоб враз убивали, нацелясь? Может, пяток небывалых рифм только и остался что в Венецуэле. И тянет меня в холода и в зной. Бросаюсь, опутан в авансы и в займы я. Гражданин, учтите билет проездной! — Поэзия — вся! — езда в незнаемое. Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Конечно, различны поэтов сорта. У скольких поэтов легкость руки! Тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя и у других. Что говорить о лирических кастратах?! Строчку чужую вставит — и рад. Это обычное воровство и растрата среди охвативших страну растрат. Эти сегодня стихи и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами — двумя или тремя. Пуд, как говорится, соли столовой съешь и сотней папирос клуби, чтобы добыть драгоценное слово из артезианских людских глубин. И сразу ниже налога рост. Скиньте с обложенья нуля колесо! Рубль девяносто сотня папирос, рубль шестьдесят столовая соль. В вашей анкете вопросов масса: — Были выезды? Или выездов нет? — А что, если я десяток пегасов загнал за последние 15 лет?! У вас — в мое положение войдите — про слуг и имущество с этого угла. А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга? Класс гласит из слова из нашего, а мы, пролетарии, двигатели пера. Машину души с годами изнашиваешь. Говорят: — в архив, исписался, пора! — Все меньше любится, все меньше дерзается, и лоб мой время с разбега крушит. Приходит страшнейшая из амортизаций — амортизация сердца и души. И когда это солнце разжиревшим боровом взойдет над грядущим без нищих и калек, — я уже сгнию, умерший под забором, рядом с десятком моих коллег. Подведите мой посмертный баланс! Я утверждаю и — знаю — не налгу: на фоне сегодняшних дельцов и пролаз я буду — один! — в непролазном долгу. Долг наш — реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипенье. Поэт всегда должник вселенной, платящий на го́ре проценты и пени. Я в долгу перед Бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии — перед всем, про что не успел написать. А зачем вообще эта шапка Сене? Чтобы — целься рифмой — и ритмом ярись? Слово поэта — ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист. Через столетья в бумажной раме возьми строку и время верни! И встанет день этот с фининспекторами, с блеском чудес и с вонью чернил. Сегодняшних дней убежденный житель, выправьте в энкапеэс на бессмертье билет и, высчитав действие стихов, разложите заработок мой на триста лет! Но сила поэта не только в этом, что, вас вспоминая, в грядущем икнут. Нет! И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг, и штык, и кнут. Гражданин фининспектор, я выплачу пять, все нули у цифры скрестя! Я по праву требую пядь в ряду беднейших рабочих и крестьян. А если вам кажется, что всего дело́в — это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило́, и можете писать сами!
Стилистические нюансы
Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи
Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.. Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании
Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.
Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.
Средства выразительности
Несмотря на небольшой объём стихотворения Маяковского «Послушайте», анализ показывает наличие множества поэтических и художественных приёмов, направленных на усиление образности произведения
В первую очередь внимание читателя или слушателя приковывается к образу звёзд, которые являются ключевой метафорой всего стиха; именно их причина возникновения будоражит ум поэта и вызывает у него бесчисленные вопросы. С литературной точки зрения, Маяковский использовал в своём стихотворении следующие приёмы:
- Сравнение («звёзды» — «плевочки» — «жемчужины»).
- Эпитеты — «тревожный, но спокойный наружно», «беззвёздная мука», «полуденная пыль».
- Соблюдение пауз и ударения (как стиховых, так и психологических).
- Включение элемента фантастики — «врывается к Богу».
- Использование экспрессивных глаголов, подчёркивающих динамику действия лирического героя — «плачет», «просит», «клянётся».
- Анафора — троекратное повторение «значит».
К удивительным моментам также можно отнести практически полное отсутствие в стихотворении неологизмов, столь любимых Маяковским. Следует отметить уникальное соединение метафор — возвышенного и приземлённого («божественного» и «человеческого»), как, к примеру, «жилистая рука» Бога, «звёзды» — «плевочки» и пр.
На протяжении всего стиха встречается лишь одно повествовательное предложение, которое утопает в эмоциональных взрывах поэтических реплик. При этом Маяковский использует то монолог, то обращение к слушателю. В произведении множество знаков препинаний, тире, подчёркивающих недосказанность автора, а также указывающих на сумбурность, характерную для людей, охваченных чрезвычайным волнением и энтузиазмом.
Для подчёркивания важности цели человека, который стремится узнать у Бога ответы на свои вопросы, Маяковский использует множество однородных глаголов подряд.
История создания, жанр, композиция произведения
Стихотворение В. Маяковского «Послушайте» было написано в 1914 году. К этому времени молодой поэт уже успел выпустить сборник «Нате» и приобрести известность и популярность в литературных кругах. В сборник вошло всего четыре произведения, но уже в них ярко проявилась манера Маяковского, в которой он продолжал работать и дальше. Стихотворение «Послушайте» показало, что поэт может не только бунтовать – он способен предаваться и лирическим раздумьям.
Стихотворение создавалось в сложной исторической обстановке: 1914 год – все худшее еще впереди – Первая мировая война, революция, приход большевиков. Увлеченный футуризмом молодой поэт смотрит с надеждой в будущее и пытается понять, в чем же заключается смысл жизни. 1914 год – это время, когда страна активно развивалась, жители верили в завтрашний день и в свои возможности. На сознание людей влияли урбанизация, развитие промышленности, постепенная смена старого на новое. И в стихотворении Маяковского ощущается этот оптимистичный настрой.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Стихотворение «Послушайте!» по жанру является элегией. В произведении есть и черты послания. Маяковский размышляет на вечной проблемой, при этом обращаясь к читателям. Строки стихотворения написаны тоническим стихом. Здесь наблюдается белый стих, некоторые строки рифмуются.
Произведение написано в форме монолога-обращения. Стихотворение можно разделить на три части:
- Риторические вопросы о том, для чего зажигают звезды;
- Благодарность Богу за то, что он зажигает звезды, освещает путь;
- Рассуждения о необходимости звезд.
Третья часть закольцовывает композицию стихотворения, но в первой части строки о звездах звучат как гипотеза, а в третьей части – как утверждение.
Стихотворение не делится на строфы. Благодаря необычной форме, характерной для футуристической литературы, произведение выделяется на фоне философской лирики.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении Маяковского предстает бунтарской натурой. Он протестует против однообразного и примитивного миру, борется против той серости, той безликой толпы, которая его окружает.
«Карта будня», которую смазал лирический герой, — это четкое устройство жизни, сильно укоренившееся в современном ему мире. Он стремится имеющуюся реальность подстроить под себя, и если не изменить окружающий мир, то хотя бы внести новшества в унылую картину действительности, «плеснувши краски из стакана».
Лирический герой в банальной трапезе видит нечто особенное, то, что не способен узреть заурядный человек. Лишь наблюдательность и романтическое мировосприятие поможет в незначительных деталях увидеть красоту. Так, в обыкновенном студне он находит «косые скулы океана». А на «чешуе жестяной рыбы» читает «зовы новых губ», то есть слышит новые идеи, мысли, воззрения. Водосточная труба, которая иному кажется уродливой железякой, предстает перед лирическим героем как чудесный музыкальный инструмент.
В порыве восторга он обращается к читателю, вовлекая его в свою игру: «А Вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Лирический герой будто интересуется у окружающих, способны ли они так же увидеть новые стороны обыденных вещей, разглядеть очарование в неприглядных предметах, раскрыть тайны и детали неизведанного мира.
Деталь в системе средств выразительности
В системе выразительных средств у поэта огромное значение имеет деталь. Всего лишь из одной состоит характеристика Бога — это «жилистая рука». Настолько эмоциональным, живым, чувственным, зримым является этот эпитет, что руку как будто видишь, чувствуешь, как кровь пульсирует в ее венах. «Длань» (привычный для христианского сознания образ) абсолютно естественно, органично заменяется просто «рукой». В необычной антитезе противопоставлены важные вещи. Поэт говорит о Вселенной, о звездах, о небе. Звезды для одного — это «плевочки», тогда как для другого человека — «жемчужины».
Основные характеристики
Тема произведения — место поэта в жизни общества.
Жанр — гражданская лирика. Особенность этого жанра заключается в том, что поэт стремится передать свои переживания и мысли о том, что происходит в его родной стране. Однако гражданская лирика — это не только взгляд автора на происходящее, но и отражение мыслей и идей общества, ведь ещё Пушкин писал, что голос поэта — «эхо русского народа».
Размер — тонический стих, называемый иначе акцентной системой. Такой размер предполагает одинаковое число ударных слогов в одной строке, но произвольное — безударных. Один из самых распространённых примеров тонического стиха — былины.
Анализ стихотворения Маяковского “Разговор с фининспектором о поэзии
Многие классики русской литературы в своем творчестве пытались дать ответ на вопрос – какова же роль поэта в современном обществе? Владимир Маяковский в этом отношении не является исключением. Отвергая многие литературные приемы, так удачно используемые предшественниками, он был согласен с ними в одном: поэт в России – это человек, который способен вскрыть любые пороки общества и изменить мировоззрение людей, которые не осознают, что жизнь может быть совсем иной. Именно поэтому Маяковского, который был ярым сторонником революционных
идей, возмущала та уравниловка, которую пыталась навязать советская власть. Поэт понимал, что каждый человек индивидуален, но при этом отчетливо видел, что затертый до дыр марксистский лозунг “От каждого по способностям, каждому – по труду” в советском обществе превращается в фарс.
В 1926 году Владимир Маяковский в присущей ему ироничной манере написал стихотворение под названием “Разговор с фининспектором о поэзии” , в котором не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Поводом
для создания этого произведения стало изменение налогового законодательств, согласно которому творческая интеллигенция должна была наравне с рабочими и нэпманами отдавать часть своего дохода в пользу государства. К примеру, литераторам предлагалось платить по фиксированной ставке или же с учетом каждого полученного гонорара, который в те времена начислялся построчно. Маяковского возмутил не столько тот факт, что его вынуждают делиться и без того скромными доходами с государством, сколько сам подход к учету этих доходов – банальный, приземленный и подчеркивающий, что поэт ничем не лучше обычного крестьянина, который ежегодно должен платить налог с каждого фруктового дерева и с каждой курицы, даже если она давно сварена в борще.
Обращаясь в своем стихотворении к фининспектору, поэт подчеркивает, что “труд мой любому труду родствен”. Поэтому и у него, как у автора многочисленных произведений, есть свои издержки. Однако они заключаются не в количестве исписанной бумаги и изведенных чернил, а в растрате своих душевных сил, которые непременно расходуются при создании каждого стихотворения. И если на них экономить, то толку от поэзии не будет никакого, а роль поэта в обществе сведется к обычному коммерсанту, который “тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя, и у других”.
Маяковский Отмечает, что в анкете фининспектора слишком много вопросов, которые призваны конкретизировать расходы людей, зарабатывающих себе на жизнь литературным творчеством. Но как при этом учесть то количество выкуренных папирос и те пуды соли, которые, по мнению Маяковского, приходится съедать поэтам прежде, чем на свет появится хотя бы одна достойная строчка. Кроме всего прочего, автор отмечает, что “машину души с годами изнашиваешь”, после чего “приходит страшнейшая из амортизаций – амортизация сердца и души”. Как посчитать при этом затраты душевных сил, необходимых для того, чтобы создать хотя бы одно стихотворение?
Маяковский убежден, что когда придет время подводить посмертный баланс, он один будет “в непролазном долгу”. И речь идет не столько о деньгах и каких-то материальных благах. Автор утверждает, что он не сможет выплатить свой долг перед вселенной, так как вместо работы над новыми произведениями вынужден подсчитывать, сколько ему нужно заплатить в казну. При этом совершенно никого не интересует, какая судьба уготована его произведениям, и вспомнит ли кто-нибудь Маяковского через триста лет.
Поэтому поэт с определенной долей сарказма просит зачислить его в ряды “беднейших рабочих и крестьян”, которые отдают стране больше, чем получают взамен. Финальная же строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – “А если вам кажется, что всего делов – это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!”.