Короткие стихи блока

Часть вторая. александр блок как поэт. критические рассказы

Образы и символика в поэзия А. Блока

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделял свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». Но главный цикл, и это несомненно, о Прекрасной Даме. До конца жизни это была любимая книга А. Блока, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах», наполненный мистическим предчувствием приближения «Вечной женственности», которая озарит и преобразует мир. Огромное влияние на Блока оказало учение Платона о «Душе мира».

Известно, что Блок принадлежит к такому направлению в русской поэзии как символизм, а точнее к младосимволистам. В его стихах много различных образов и символов, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. Поэзия Блока несколько раз претерпевала изменения.

Рассмотрим символику и образы блоковской поэзии. Поскольку Блок был символистом, то и чувство Блок изображает с помощью символов. Можно сказать, что ранняя поэзия Блока даже эротична Чувство любви к Прекрасной Даме (первому главному образу стихов А. Блока) поэт выражает как манящие руки, спадающая вуаль, «горячих поцелуев брёд». Любовь к Прекрасной Даме наполняет стихи Блока этого периода. Для Блока его Божество это — «Она», «Прекрасная дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности. Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней.

В стихах последнего цикла первой книги («Распутья») с наибольшей силой звучит тема катастроф. Лирический герой чувствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, верный служитель Прекрасной дамы, но возникают новые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов, все больше ощущается горечь узнавания жизни. Образ Прекрасной дамы трансформируется в обрат Прекрасной Незнакомки. Теперь ее лицо закрыто вуалью, что придает стихам печальное звучание. Лицо Незнакомки закрыто, видно, что она прекрасна, но разглядеть ее нельзя (стихотворение «В ресторане»). Прекрасная Дама как бы отдалилась от поэта, превратившись в Незнакомку. Синее платье, вуаль — все создаст чувство одиночества, покинутости. В ресторане полумрак (это не только в ресторане, во и в душе полумрак), за окном непогода, воет ветер. Настроение сразу становится печальным, появляется чувство одиночества поэта в мире людей. Вообще, Блок часто использует мотив погоды для передачи настроения, обстановки. Вьюга, ветер, холод а поэме «Двенадцать» показывают враждебность мира прошлого по отношению к человеку. Вьюга, ветер не дают просто так пройти к обновленному миру, они изображают силы, которые мешают отказаться от старого мира. Но образ Прекрасной Незнакомки не вечен и ему на смену приходит образ Родины. Блок любит Родину так, как он раньше любил Прекрасную Даму. Для Блока Родина — это жена. «О, Русь моя, жена мою». Родина — это третий главный образ блоковской поэзии. Он прослеживается во всех последующих его произведениях. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия»), создается двуликий образ страны — нищей, обездоленной и в то же время разбойной, вольной. Образ родины — тоскующей невесты, жены —наделен поэтом человеческими чертами. Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:

В 1917 году прогремела революция. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой он принимает революцию и все ее жертвы: «. Вы думаете, что народ — это паинька. ». Блок оправдывает жертвы тем, что без них нельзя отбросить старый мир и войти в новый мир.

И пес к ним не зря пристал. Пес — это символ старого мира. Старый мир по пятам идет. Прогоняют они его: «Уйди, штыком пощекочу. ». А он не отстает. Не так-то легко от него избавиться. Нельзя в одночасье из черного белое сделать. Надо трудный путь пройти, кровавый. Вот он и не отстает. И пурга, пурга, пурга. Непросто пройти к новому миру. Но Блок верит в революцию и число двенадцать. И Христос — символ надежды, символ того, что новое время настанет: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших русских поэтов. Так заканчиваются. поиски смысла бытия, гармонии, обретенной им в единстве с судьбой Родины.

Источник

Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр)

Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним из декадентских течений в русской литературе конца XIX – начала XX века, возникшим

При всей неоднородности этого сложного явления его сущность заключалась в противопоставлении реальному миру мира идеального, якобы постигаемого с помощью символов, способных выявить тайную сущность бытия. В реалистическом искусстве символ служит средством художественного обобщения, типизации жизненных явлений.

Символические образы мы находим в творчестве Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Леонова, Шолохова и многих других писателей.

Символисты же создавали отвлеченные, мистические символы, намекающие на связь человека с потусторонним

В кругу символистов Блок занимал особое положение: он не был проповедником религии, крайнего индивидуализма, культа смерти, сознательного ухода от действительности, разрыва с классической традицией и увлечения чисто формальными экспериментами. Но он разделял с ними некоторое время идеалистические представления о нравственно-религиозном перерождении общества, о пришествии на землю “Вечной Женственности”, “Мировой Души”, о спасении мира красотой и т. д.

Влияние символизма сказалось в “Стихах о Прекрасной Даме” (1901-1902), которые носили субъективный, созерцательный характер. Это были вариации на тему идеальной, неземной любви и рыцарского поклонения поэта Прекрасной Даме, выступавшей в таинственном облике Светлой Девы, Золотой звезды, далекой души, желанной подруги, волшебницы и пр. В этих стихах были Он и Она, обитающие в условном, отрешенном от жизни и людей мире.

В них преобладали отвлеченные, туманные, зыбкие образы, выражавшие смутные и хаотические настроения поэта. Он использовал набор готовых эпитетов (лазурный, лучезарный, туманный, несказанный и т. д.)., метафор и символов (тьма, свет, ночь, день, рассвет, закат), обозначавших душевное состояние лирического героя.

От стихов о “Прекрасной Даме” до “Двенадцати” поэт прошел большой и сложный путь. Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью. Уже в ранний период он пробивался сквозь мистические туманы и грезы к выражению подлинных человеческих чувств и переживаний.

Его лирика все более и более проникалась осознанием обреченности буржуазного мира, тревожными предчувствиями грозных катастрофических событий (“За краткий сон, что ныне снится…”, “Гамаюн, птица вещая”, “Все ли спокойно в народе?”).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: