А.с. пушкин

Философская лирика александра пушкина на сёзнайке.ру

«К морю» (1824)

В стихотворении «К морю», которое автор пишет в 1824 году, как и в стихотворении «Погасло дневное светило», поэт находит для себя новый источник вдохновения – океан. Сидя на берегу, автор придается мечтам и размышлениям. Именно из моря он начинает черпать свое вдохновение. Он неоднократно ставит в сравнение море и человеческую жизнь.

Найдя новые увлечения и идеалы, автор отрекается от прежних ценностей

Они для него больше не играют такой важной роли, как играли в юношестве

В середине 20-х годов поэт переживает кризис мировоззрения. Все меньше в его жизни остается места романтизму, и все больше начинает проявляться реализм. Автор начинает смотреть на жизнь трезво, она его перестает так радовать, как это было ранее, проблемы становятся реальнее. Пушкин перестает вообще видеть в ней как таковой смысл, а так же ту самую высокую цель, которую преследовал до этого.

Направление лирики

Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.

Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.

Александр Сергеевич был склонен к философским рассуждениям ещё с юности. В своих ранних поэмах он призывает читателя хранить свободный дух, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чём не заботиться. Яркие примеры подобных стихотворений — «Гроб Анакреона» (1815), «Стансы Толстому» (1819). В них воспеваются пирушки, гулянки и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в свои лицейские годы.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.

В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.

Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.

«Анчар» — анализ стихотворения по плану

Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы».

В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры.

Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдосредневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.

Главная тема стихотворения

Сюжетом для стихотворения послужили прочитанные Пушкиным в русской периодике того времени заметки врача из Голландии одной Вест-Индийской торговой компании об удивительном зловещем дереве упас-анчар, которое выделяет ядовитый сок, добываемый местными жителями с большим риском для собственной жизни и используемый ими в качестве пропитки для стрел и другого метательного оружия.

Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).

Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу.

Следующие три строфы, являющиеся основным развитием сюжета и относящиеся ко второй части, показывают нам образ неумолимого и жестокого владыки, который посылает раба «одним лишь властным взглядом» за ядовитой смолой, прекрасно зная, что тот обречен на мучительную смерть. Последняя строфа рассказывает для чего владыке нужен яд, чтобы пропитать им стрелы и принести смерть и разрушение соседним государствам.

Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования.

Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.

Структурный анализ стихотворения

По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.

Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб — владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый).

В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.

Философская лирика А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин не зря получил славу одного из самых великих поэтов того времени. Благодаря ему в русской литературе впервые появилось понятие реализма, основоположником которого и является Александр Сергеевич. Благодаря этому смогли раскрыться таланты и других великих поэтов и писателей, таких как: Лермонтов, Гоголь, Толстой. Некрасов, Достоевский. Лирика Пушкина затрагивает огромное количество различных тем. Но какими бы не были разными темы, поднятые поэтом в своем творчестве, их все объединяет философское содержание и размышления.

Александр Сергеевич, как человек образованный, всю свою недолгую. Но яркую жизнь, размышлял над различными философскими темами. Он очень много думал о смысле жизни, добре и зле, о роли поэта и поэзии как таковой. Это далеко не весь список тем, которые интересовали поэта. Все эти темы проявились и в его творчестве.

Отличительной чертой философской лирики у Пушкина заключается в том, что она носит глубоко личный, можно даже сказать интимный характер. Каждую из интересующих его тем он пропускал через себя, вкладывал в неё свою душу, опят, мысли и переживания.

Вопросы вечности начали его волновать ещё в то время, когда он был студентов Царскосельского лицея. На тот момент поэт считал, что главный смысл жизни заключается в наслаждении: дружеских посиделках, веселых компаниях, веселье, но никак не в грусти.

Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

Пророк

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

*****

Приемы раскрытия образов

Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:

Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.

Царь показан как жестокий и эгоистичный человек, смело отправляющий покорного и готового исполнить любые прихоти правителя раба на смерть в своих личных целях, — ему нужна ветвь ядовитого дерева, и для него не имеет никакой ценности жизнь этого человека. Этот лирический герой беспокоится лишь о своих личных целях и желаниях.

Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.

Талисман

Там, где море вечно плещет На пустынные скалы, Где луна теплее блещет В сладкий час вечерней мглы, Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман.

И, ласкаясь, говорила: «Сохрани мой талисман: В нем таинственная сила! Он тебе любовью дан. От недуга, от могилы, В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман.

И богатствами Востока Он тебя не одарит, И поклонников пророка Он тебе не покорит; И тебя на лоно друга, От печальных чуждых стран, В край родной на север с юга Не умчит мой талисман…

Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя, Иль уста во мраке ночи Поцелуют не любя — Милый друг! от преступленья, От сердечных новых ран, От измены, от забвенья Сохранит мой талисман!»

*****

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Анализ стихотворения Арион Пушкина

Среди древнегреческих мифов есть легенда о певце Арионе. Он путешествовал и пел знатным особам. Его голос был настолько прекрасный, что однажды после публичного выступления певцу преподнесли сундук с несметными богатствами. Арион мог осесть на этой земле, но жажда путешествий взяла своё. Певца манил остров Коринф, и он поплыл туда на судне вместе с сундуком. Но моряки прознали, что везёт Арион. Они выбросили его за борт, и легендарный певец мог умереть. Его спас дельфин. И Арион превратил эту историю в произведение искусства.

Пушкин, конечно, знал эту легенду, когда писал своё стихотворение «Арион». Зачем оно было написано? Поэт нуждается в самовыражении, таково его свойство души. Этим ответом можно было бы и ограничиться, но не только муза подтолкнула поэта к написанию очередного шедевра. Два года назад произошло восстание декабристов. Пушкин дружил со многими из них, а мятежники зачитывались его поэзией. Ещё при жизни Пушкин был признан величайшим поэтом, и вполне заслуженно. Его поэзия и вдохновила декабристов.

Закончилось всё печально. Восстание было подавлено, многие были казнены, остальные сосланы на каторгу в Сибирь. Были произведены массовые аресты. Пушкина всё это слабо коснулось, дело ограничилось только допросами, где великий поэт в очередной раз доказывал свою непричастность. В конце концов, его оставили в покое. Возможно, дело было в том, что бунтовщики скрыли от поэта дату восстания, и он не смог в нём участвовать. Поэтому его непричастность к мятежу была действительной.

Единственное чем, Пушкин помог восстанию – своей поэзией. Она и подтолкнула декабристов к активным действиям. Спустя время великий поэт осознал, какое это мощное оружие – искусство. Он решил создавать такое искусство, которое пробуждало бы в людях самосознание и стремление к свободе. «Арион» можно отнести к нему. О чём это стихотворение?

Миф об Арионе здесь изменён поэтом. Дружная команда плывёт на судне в неведомые дали. Кто напрягает парус, кто упирается в вёсла. Кормчий, молча, руководит судном, сам Арион поёт. Но вдруг буря, она разрушает судно, и выживает только певец. Его выбрасывает на берег. Он поёт прежние песни и сушит одежду на скале. Его жизнь продолжается.

Исходя из выше написанного, нетрудно догадаться, что это аллегория. Команда судна – декабристы, Арион – Пушкин, сочиняющий и декламирующий свои произведения мятежным друзьям. Стихия расправилась со всей компанией, пощадив только служителя муз – стихия закона подавила восстание, не тронув Пушкина. Всё это в краткой форме было перенесено в стихотворение «Арион». Но, даже не зная, зачем оно было написано, его можно читать с удовольствием, как и почти всё у Пушкина.

6, 9, 10 класс. Кратко по плану

20-е годы и творчество поэта

Данное время стало переломным в жизни и творчестве автора. Он занялся подведением итогов своей прожитой жизни, а так же реализации в творчестве.

Находясь в южной ссылке, автор полностью растворяется в романтизме, что свойственно было всему молодому поколению того времени. Он выбирает себе двух кумиров: Наполеона и Байрона. Так же меняются и философские размышления поэта. Он уже не видит смысла в развлечениях и прожигании жизни, теперь главным для него становится подвиг. Это все отражается в лирике поэта, которая наполняется стремлением действовать, героизмом, величественными порывами души.

Тематика и проблематика

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это монолог поэта с самим собой. Главная тема стихотворения — неизбежность смерти:

Главный вопрос, который встаёт перед лирическим героем: » И где мне смерть пошлёт судьбина?» Вопрос риторический, заставляющий размышлять и приходить к какому-то выводу.

Даже чистый и невинный образ младенца приобретает негативную окраску, так как для лирического героя образ «милого» ребёнка — символ его скорой смерти. Здесь же затронута ещё одна философская проблема: цикличность жизни — одни рождаются, другие умирают: «Мне время тлеть, тебе цвести».

Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.

Анализ стихотворения Пушкина «Гроб Анакреона»

Увлечение юного автора анакреонтической лирикой закономерно: с темами, посвященными жизненным наслаждениям, Пушкин познакомился в творениях Парни и Батюшкова – любимых поэтов, авторитет которых в глазах лицеиста был непререкаем.

Заголовок пушкинской стихотворной эпитафии повторяет название произведения Гёте, однако начинающий поэт демонстрирует самостоятельность, представляя оригинальное развитие темы философских размышлений у могилы знаменитого эллина.

Первоначальная редакция «Гроба Анакреона» датирована концом 1815 г. Через два года автор приступил к правкам: текст был сокращен, частично переработан. Окончательная версия произведения относится к 1825 г.

Пейзажная зарисовка, смоделированная в зачине, изображает поздний вечер. Сгустившиеся сумерки погрузили окружающий мир в «сладкую» и таинственную тишину. Почитатель, стоящий у могилы певца веселья и любви, рассматривает надгробие. На камне вырезаны узнаваемые символы поэтического таланта, атрибуты его божественной природы и земной славы, которую стяжал умерший. Атмосфера молчания и неподвижности влияет на восприятие героя: ему кажется, что лира на памятнике тоже «дремлет», а ее мертвые струны лишь изредка издают тоскливый звон.

Наблюдатель недолго пребывает в оцепенении. Субъект речи замечает искусно выполненное изображение «сладострастия мудреца», будто оживленное мастером. Барельеф, содержание которого контрастирует с обстановкой скорби и уныния, вызывает в воображении жизнерадостную сцену с участием Анакреона.

Фрагмент начинается с прямой речи состарившегося поэта. Предчувствия скорой кончины порождают горячее желание насладиться жизнью, выиграв минуты у «времени скупого». Неунывающий старец избирает оригинальный способ прощания с земной судьбой: он кружится в хороводе вместе с девами, музами и грациями. Близость смерти повлияла на выбор тематики произведений. Персонажу-поэту не удаются героические песни. Его творения прославляют любовь, наслаждение и веселье.

Сцена смерти лишена семантики ужаса и безнадежности. Окончание жизни подобно исчезновению: мудрец не умирает, а уходит вместе с божествами. Он пропадает, как легкий сон или наслаждение, – мотив перехода в новое состояние акцентируется при помощи сравнительных оборотов.

Дидактические интонации финала переданы комплексом глаголов в повелительном наклонении. Герой призывает следовать высшей мудрости, которую достиг жизнелюбивый старец, – ловить «резвое» земное счастье.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Анализ стихотворения Пушкина Арион 9, 10 класс

Стихотворение «Арион» А.С Пушкин посвятил декабристам. Написал он его в 1827 году, благодаря этому произведению А.С Пушкин многое переосмыслил и понял, что стихи – могущественная сила.

Певец в стихотворении — это сам автор. Так же как и в жизни, погибают плывшие с ним люди, также погибают и его друзья -декабристы

Главным героем в стихотворении было мифическое существо, по имени – Арион. Он зарабатывал тем, что пел на улицах простому народу, путешествуя по разным городам, деревням и губерниям.

У Ариона появился сундук с сокровищами, и с этими богатствами он решил отправиться на какой-то остров. Но моряки, с которыми он плыл, узнали о том, что находится в сундуке, и тем самым решили утопить обладателя этих сокровищ.

Арион выжил благодаря дельфину, который подобрал его. И вот, Арион решил рассказать всему миру о своей беде.

А.С Пушкин считает, что Арион был не мифическим существом, а одним из членов команды. Ариону была отведена роль писателя, он развлекал остальных членов команды, пел им, писал стихи.

Автор все равно отступает от мифологии, и описывает, что начинается шторм, в котором Арион выжил, и его выбросило волнами на берег.

Поэт снова предугадал события и описал их в этом стихотворении. Ведь Пушкин был в числе тем, кому удалось спастись во время восстания так же, как и Ариону.

Но всё равно, поэта немного задели эти события, его пытались обвинить в восстании, потому что многие его друзья были декабристами, ему пришлось отстаивать свою невиновность.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион» 9 класс

Стихотворение «Арион» относится к 1827 году. Оно было приурочено к годовщине восстания декабристов. А.С. Пушкин при написании этого творения обратился к аллегории. Он сравнил себя во времена страшных событий с легендой о древнегреческом певце Арионе.

По легенде Арион плыл на корабле, везя с собой несметные сокровища. Однако моряки, решившие поживиться чужим богатством, напали на его судно. Ариону ничего не оставалось, как прыгнуть в море. Ему повезло, и на его чудесное пение откликнулся дельфин, который и спас героя.

У Пушкина корабельщики и Арион находятся на одном корабле. У каждого из них свои обязанности. Корабельщики уверенно ведут свой корабль, а Арион поддерживает их своим пением. Лирический герой очень близок автору, он такой же свободный, открытый и талантливый.

Размер – четырехстопный ямб. Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике. Используются различные художественный средства: эпитеты, метафоры, аллитерация, ассонанс, а также присутствуют старинные слова. «Арион» относится к произведениям, утверждающим идеалы декабристов.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион» 10 класс

Стихотворение относится к политической лирике последекабрьских лет. Бесчеловечная расправа с декабристами, когда все ждали от царя проявления милосердия, не могло оставить равнодушным никого, тем более народного поэта.

Хотя стихотворение было написано еще в 1827 году, при жизни Пушкина она увидела свет с анонимным автором лишь в 1830 году. Опасаясь преследований, Пушкин был вынужден скрыть свое авторство.

Дело в том, что стихотворение, отразившее в себе известные события 1825 года на Сенатской площади, несмотря на прошествие стольких лет, все еще было опасно публиковать открыто, так как царская реакция все еще была сильна.

Основу произведения составляет сказание античности о певце Арионе, чудом спасшемся в море, благодаря дельфину. Сказание является своего рода ширмой, за которой поэт скрывает свой истинный замысел. Древнегреческий «Арион» переделан Пушкиным с учетом русской реальности, с учетом замысла автора. Пушкинский Арион – это сам поэт, описывающий восстание декабристов.

Если греческий Арион оказывается один против враждебно настроенной команды, то у Пушкина он вместе с командой, у них общая цель. Он вдохновляет их своей песней.

В мифе отрицательно представлена корабельная команда, решившая позаимствовать богатства Ариона, а у Пушкина автор с сочувствием относится к преследующей совершенно отличной цели команде, некоторые члены которой гибнут в результате набежавшей бури. Не трудно догадаться, что разыгравшаяся буря символизировала само восстание.

В стихотворении автор называет себя таинственным певцом, как бы давая знать о вынужденном скрывании своего авторства: «Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою…». Певца Пушкина спасает гроза, которой поэт заменяет дельфина из мифа.

Месяц

Зачем из облака выходишь, Уединенная луна, И на подушки, сквозь окна, Сиянье тусклое наводишь? Явленьем пасмурным своим Ты будишь грустные мечтанья, Любви напрасные страданья И строгим разумом моим Чуть усыпленные желанья. Летите прочь, воспоминанья! Засни, несчастная любовь! Уж не бывать той ночи вновь, Когда спокойное сиянье Твоих таинственных лучей Сквозь темный завес проницало И бледно, бледно озаряло Красу любовницы моей. Почто, минуты, вы летели Тогда столь быстрой чередой? И тени легкие редели Пред неожиданной зарей? Зачем ты, месяц, укатился И в небе светлом утонул? Зачем луч утренний блеснул? Зачем я с милою простился?

*****

Анализ стиха Пушкина Анчар

С первых же строк стихотворения “Анчар” читатель проникается выразительными и оценочными эпитетами, которые указывают на окружающую атмосферу вокруг этого дерева. Все живые существа стараются избегать приближаться к этому дереву.

И только одному человеку под силу нарушить не писаные законы природы. Один властелин посылает своего раба за соком ядовитого дерева. Он нуждается во власти над ближними. В произведении, дерево описывается, как символ уничтожения всего живого, как какая-то фантастическая сущность, несущая погибель для всего живого. Возле анчара даже ветер и дождь обретают ядовитую силу.

Идея стихотворения заключается в изображении царствования. Оно губит общество. Но не только власть способна погубить общество. Рабы сами виноваты в этом. Самодержавие и рабство описываются как две разные стороны одной медали. Тем не менее, они не могут существовать в единственном числе.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения представлена аллитерациями с шипящими и свистящими согласными. Сочетания «сч», «чл», «чн» передают волнение говорящего, создают атмосферу тайного сговора.

Ассонансы с итоговыми «и», «у», «ы» рождают настроение преодоления трудностей. Ариону пришлось тяжело, но он выстоял и продолжит петь.

В стихотворении преобладают сложные предложения, в которых описываются отношения корабельщиков со свирепой стихией.

Противительные союзы «а» в составе сложносочинённых предложений подчёркивают особую участь «таинственного певца», выброшенного грозой на берег.

Словарный состав стихотворения почти полностью относится к общеупотребимой лексике, но встречаются в нём и старославянизмы:

  • кормщик – это капитан корабля, стоящий на корме;
  • чёлн – судно;
  • риза – одежда пловца.

Эти слова настраивают на высокий лад, подчёркивают иносказательность сюжета.

Кинжал

Лемносский бог тебя сковал Для рук бессмертной Немезиды, Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона, Свершитель ты проклятий и надежд, Ты кроешься под сенью трона, Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет, Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой: На суше, на морях, во храме, под шатрами, За потаенными замками, На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон, Державный Рим упал, главой поник закон; Но Брут восстал вольнолюбивый: Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик: Презренный, мрачный и кровавый, Над трупом вольности безглавой Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой, О Занд, твой век угас на плахе; Но добродетели святой Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал, Грозя бедой преступной силе — И на торжественной могиле Горит без надписи кинжал.

*****

Анализ стихотворения «Арион» Пушкина 3 вариант

Большую часть своего творчества Пушкин посвятил декабристам и их неудавшемуся восстанию. В 1827 г. в двухлетнюю годовщину казни зачинщиков восстания он написал стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме описал знаменитое событие. В основу произведения поэт положил древнегреческий миф об известном певце, но существенно изменил его содержание. Тем самым Пушкин стремился скрыть от цензуры истинный смысл стихотворения, о котором должны были догадаться лишь тонко чувствующие люди, разделявшие его взгляды.

Стихотворение напоминает произведения древнегреческих авторов благодаря торжественному стилю и использованию устаревших слов и выражений («челн», «лоно волн», «вихорь»), использовавшихся в описании героических деяний и подвигов.

В образе команды корабля Пушкин имеет в виду декабристов. Каждому из них была предназначена определенная роль в восстании, подобно различным функциям моряков («парус напрягали», «упирали… мощны веслы»). Поэт отводит особое место «кормщику умному», который непосредственно отвечает за курс корабля. Неизвестно, кого именно он имел в виду, так как у декабристов не было общего лидера. На это место претендовали Н. Муравьев и П. Пестель.

Себе Пушкин отводит скромное место «таинственного певца». Это заявление можно принять лишь отчасти. Обличительные произведения великого поэта вдохновили на восстание многих людей. Избежать ареста и суда ему помогли скрытность друзей и просто счастливая случайность. Пушкина во время восстания не было в столице, иначе он бы разделил участь всех декабристов.

«Вихорь шумный» символизирует расправу над восставшими. «Команда» декабристов была уничтожена: зачинщики казнены, остальные отправлены в сибирскую ссылку. Пушкин, избежав ареста, сравнивает свое спасение с неожиданным попаданием на берег. Он продолжает петь «гимны прежние», т. е. не отказывается от своих убеждений. Но «кораблекрушение» не прошло бесследно

Поэт находится под пристальным вниманием власти и цензуры

Из-за постоянной угрозы наказания он вынужден действовать крайне осторожно, т. е. сушить «ризу влажную»

сушить «ризу влажную»

е. сушить «ризу влажную».

В стихотворении «Арион» Пушкин блестяще использовал прием иносказания. Для неискушенного читателя оно представляется просто красивым переложением древнего сюжета. Но для более осведомленного человека стихотворение – резкое антиправительственное заявление. Хотя в нем и нет негативных оценок («вихорь шумный» — простое явление природы), но чувствуется огромное сочувствие поэта движению декабристов и сожаление по поводу его поражения.

«Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Поэт пишет свое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», будучи двадцатидевятилетним мужчиной. Его начинают интересовать темы бессмертия и смерти, смена поколений, извечная тема добра и зла.

Тему добра и зла он рассматривает и в своем произведении «Анчар», которое пишет в этом же году. В этом стихотворении речь идет об анчаре – ядовитом дереве, в образе которого поэт передает все воплощение зла, которым люди начинают пользоваться необдуманно, ради собственной выгоды.

Но не только грустные мысли одолевали автора. Если рассмотреть его стихотворение «Элегия», то здесь поэт утверждает обратное. Он не отрекается от жизни, предпочитая смерть. Несмотря ни на что, он собирается продолжить свой жизненный путь, продолжать свое творчество. Он считает, что именно таким образом он сможет к закату своих дней обрести гармонию, любовь, и быть, наконец-то, счастливым.

Так же Пушкин задумывается о разуме и безумии, считая безумием – самым страшным жизненным испытанием.

Он уверен в том, что его призвание – это творить, указывая своим творчеством путь народу. Своей поэзией он способен менять взгляды и судьбы людей, давая хорошие советы, пробуждая и вдохновляя на подвиги!

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Вон — теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали… «Что там в поле?» — «Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин… Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: