Сочинение: восприятие, истолкование и оценка стихотворения Лермонтова «Родина»
Одно из самых знаменитых своих стихотворений “Родина” Лермонтов написал в 1841 году. Это стихотворение получило широкую известность и любовь читателей за истинный, глубокий патриотизм, воспевающий Великую Родину. Поэт будто бы обнажает перед нами её истинную тонкую душу и без страха, открыто говорит как о её достоинствах, так и о недостатках. И именно недостатки в глазах автора становятся истинными причинами, по которым эта страна так близка ему. В этом стихотворении мы видим Россию грустной, депрессивной, и именно это состояние совпадает с настроением лирического героя в момент написания произведения.
Лермонтов видит грустную Россию, печальную Россию. Стихотворение наполнено воздушными и таинственными образами, пропущенными через призму личных ощущений. Эпитеты, которые использует автор, рисуют для нас образ необъяснимый, труднопонимаемый, но в то же самое время прекрасный и чувственный. Довольно интересно сравнение Пушкинского и Лермонтовского стихотворений о Родине. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Оба сделали громадный вклад в русскую литературу и погибли в расцвете сил. Но Пушкин представляет Родину ярко, празднично. Поэт использует народные образы гуляний, веселья, душевности, широкой души простых людей. Для него Россия — в первую очередь это дом, мать, деревня, няня
Хотя, Пушкин тоже далёк от идеализации и видит недостатки, говорит о них, но не акцентирует на этом внимание. Родина у него яркая и красивая, а незначительные изъяны лишь украшают её
А вот в лермонтовском варианте мы видим картину противоположную, почти полный антипод тому, что написал Пушкин. Перед нами предстает образ большой матери с огромными изъянами, но лирический герой всё равно, как любящий сын, не в силах оставить её и вынужден жить, принимая её убожество. Он пытается лечить её критикой в адрес недостатков.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
Теперь подробнее обсудим цвета в этом стихотворении. В первую очередь, мы видим много тёмных тонов. Тьма и сумерки окутывают почти каждый образ, им на смену иногда приходит темно-синий и темно-зеленый, которые воплощают море, реку и лес. Лишь изредка встречаются жёлтая нива, окна изб в ночи или то же спаленная жнива, благодаря которым мы видим нечто похожее на свет в кромешной темноте. Есть в стихотворении и белый цвет, он присутствует лишь небольшими вкраплениями в образах берёз и других небольших деталей. Белый появляется только как отражение света, наподобие жёлтого, освещая темноту и давая слабую надежду на лучшее.
Очень сильно читатель чувствует мелодичность произведения. Именно поэтому стихотворение легко выучить наизусть. Лермонтов — настоящий мастер, который виртуозно использует перекрестную рифму, строчки будто бы плавно перетекают одна в другую.
Также в стихотворении присутствует ассонанс, что придает некоторую мелодичность. За счёт звучной буквы “о” мы будто бы слышим пение народного русского хора, но пение не величественно, а наоборот — печально, тяжело, напоминает мольбу о помощи, стон. Боль за судьбу Отечества звучит здесь в каждой строчке.
В “Родине” есть и насущный политический подтекст. Строчка «полный гордого доверия покой» — прямая отсылка к манифестам Николая Второго, который превознес покой до небес и сделал его своей основной стратегией правления. «Слава, добытая кровью» — также отсылка к совести русских правителей, известных своими сделками на души русских солдат, продаваемые за границу, будто пушечное мясо.
Можно ли любить такую Родину? Об этом и думает автор в этом произведении. И, пожалуй, он находит ответ — да, можно, — душой, чувствами, эмоциями. Бесполезно объяснять такую любовь разумом, видимо в этом и есть настоящий русский патриотизм.
У Лермонтова нет пафосного восхваления России, как в иных одах. Он видит реальную страну, с реальными проблемами и недостатками, поэтому читать его стихотворение одновременно и грустно, и тепло. Автор попытался найти то, за что любят Родину по-настоящему, без всяких причин. И мне кажется, любовь эта кроется в искренности и прямоте, честности и открытости настоящих, простых людей. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана…
Стихи Лермонтова о природе, которые легко учатся
Утёс
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
На севере диком стоит одиноко…
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растёт.
Из Гёте
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Посреди небесных тел…
Посреди небесных тел Лик луны туманный, Как он кругл и как он бел, Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!
Ночь (отрывок)
Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной Жужжа в долине пролетит порой; Из-под травы блистает червячок, От наших дум, от наших бурь далек. Высоких лип стал пасмурней навес, Когда луна взошла среди небес…
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск и светит там и там…
Осень
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Гроза (отрывок)
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется – И здесь стою недвижим я.
«Нет, не тебя так пылко я люблю»
В отличие от Пушкина, сердечные привязанности чаще, чем перчатки, Лермонтов был в большей степени однолюбом. Причиненные в юности страдания, а может быть и неуверенность в собственном обаянии, мешали поэту заводить новые отношения. Биографы расходятся во мнении о том, кому посвящено стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю». Сохранилось, правда, воспоминание Софьи Михайловны Соллогуб о том, что Лермонтов преподнес автограф этого стихотворения ей. Супруг, ревновавший Лермонтова, забрал у нее листок с автографом и унес неизвестно куда. Это стихотворение было записано в книжке, подаренной Лермонтову Одоевским.
Стихотворение состоит из 3 строф, написанных пятистопным ямбом и кольцевыми рифмами.
Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.
Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»
Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России. В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что «страна порочна». В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и «позабытый прах». Скорей всего, речь здесь идет об отце поэта, скончавшемся в 1831 году.
По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной…» имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза «но». Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны. Герой отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.
Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что «страна» — не равно «земля». Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.
Есть еще один важный для стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова. Финал стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» — это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.
Новорожденный
Общее представление
Природа является душой в лермонтовской поэзии. Именно в ней молодой поэт находит высшие ценности: совершенство и свободу. Поэтические размышления, а также живопись, полны именно природой. Поэма «Измаил-бей» начинается в первой части со строк: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Автор пишет о том, что лирический герой Кавказу не чужой человек, что горы его с младенчества носили, и к этим небесам он приучен с ранних лет. Он замечает красоту и суровость гор, сравнивает с привидениями облака и тени. Молодому дарованию, как поэту, помогает его талант художника.
Пейзажная лирика Лермонтова олицетворяет собой покой, любимые картины родины, а также вечно холодные облака. Кроме того, природа у поэта отражает внутреннее настроение лирического героя, его стремление к общему идеалу. Благодаря нашей статье школьники смогут написать сочинение «Пейзажная лирика Лермонтова».
Гроза
Ревет гроза, дымятся тучи Над темной бездною морской, И хлещут пеною кипучей, Толпяся, волны меж собой. Вкруг скал огнистой лентой вьется Печальной молнии змея, Стихий тревожный рой мятется — И здесь стою недвижим я. Стою — ужель тому ужасно Стремленье всех надземных сил, Кто в жизни чувствовал напрасно И жизнию обманут был? Вокруг кого, сей яд сердечный, Вились сужденья клеветы, Как вкруг скалы остроконечной, Губитель-пламень, вьешься ты?
О нет! — летай, огонь воздушный, Свистите, ветры, над главой; Я здесь, холодный, равнодушный, И трепет не знаком со мной.
Стихотворение “Прекрасны вы, поля земли родной…” датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России.
В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что “страна порочна”. В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и “позабытый прах”.
Скорей всего, речь здесь
По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении “Прекрасны вы, поля земли родной…” имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза “но”.
Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны.
отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.
Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что “страна” – не равно “земля”.
Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.
Есть еще один важный для стихотворения “Прекрасны вы, поля земли родной…” биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова.
Финал стихотворения “Прекрасны вы, поля земли родной…” – это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.
Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы. Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы. Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий серебристый И для страны порочной — слишком чистый Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.
М.Ю. Лермонтов, 1831 год
“Прекрасны вы, поля земли родной. ” (1831) — юношеское стихотворение М.Ю. Лермонтова, в котором он выразил свое отношение к пейзажам, красота и очарование которых открылись ему в раннем возрасте. Произведение содержит характерное для патриотической лирики поэта противопоставление прекрасной природы родной земли “стране порочной”. С биографией М.Ю. Лермонтова связана последняя строка: “И позабытый прах, но мне, но мне бесценный”. По мнению большинства исследователей, поэт говорит в ней о своем отце, умершем в год создания стихотворения. По версии же Арзамасцева В.П., Лермонтов имел в виду могилу матери, похороненной в Тарханах.
Вид на сельскую церковь
В стихотворении Лермонтова “Родина” выражена любовь к русскому народу и природе, передан личный глубокий патриотизм. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта, для которого характерны философские размышления. Полный и краткий анализ “Родина” по плану поможет в подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Открытый урок М.Ю.Лермонтова «Весна»
Открытый урок по русскому языку на тему: «Весна» стихотворение М.Ю. Лермонтова проведённый в 6 «Б» классе учителем общей среднеобразовательной школы №1 Ачиловой Д.Ю.
Весна Когда весной разбитый лёд Рекой взволнованной идёт, Когда среди полей местами Чернеет голая земля И мгла ложится облаками На полуюные поля,– Мечтанье злое грусть летеет В душе неопытной моей ;
Гляжу, природа молодеет, Но молодеть лишь только ей ; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведёт, И тот, кто так страдал,бывало, Любви к ней в сердце не найдёт.
М.Ю.Лермонтов
Тема:М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Весна » Цель: Научить выразительно читать текст, расширить словарный запас, развить умение видеть в природе прелесть всех времён года и описывать природу родного края, стремление сохранить его природные богатства.Воспитание бережного отношения к природе, привить интерес к русской литературе, развить правильную и интонационную речь.Дать представление о природе весной. Тип урока: комбинированный Метод: объяснительно –иллюстративный,эврестический, интоннационный. Приём урока: диалог,дискуссия,мозговой штурм Конструкция урока 1 Организационный момент Подготовка класса к уроку 3 мин 2 Опрос домашней работы Вопросно- ответная работа 10 мин 3 Новая тема Объяснение темы учителем 10 мин 4 Закрепление Выразительное чтение, презентация 15 мин 5 Обобщение Подведение итога урока 5 мин 6 Домашняя работа Выучить стихотворение наизусть 2 мин Процесс урока 1 организационный момент :учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих, создаёт благоприятную атмосферу при помощи упражнения :«Я желаю тебе …», для поднятия настроения и интереса к уроку, а также для более лучшего усвоения новой темы.- Какой сегодня день недели ?Какое число? Какое время года ? Какие месяца относятся к весенним ? Какая погода стоит на дворе ?Чем нам нравится весна ? 2 опрос домашней работы :Мозговой штурм. Какие вы знаете части речи, назовите главные из них, на какие вопросы они отвечают ? постарайтесь построить кластер Опросить «десять правил» на странице 80 Проверить ответы на вопросы к этому правилу. 3 новая тема :объяснение учителем новой темы.Слушание Рефератов приготовленные учениками на тему: М.Ю.Лермонтов творчество и биография. Чтение стихотворения учителем.Правильная постановка ударение на слова, нахождение новых и незнакомых слов и запись их в словарные тетради.Отдельна работа с вопросами поставленные к стиху.Как описывает поэт приход весны ? Как молодеет природа ? Словарная работа Лелеять –эркалатмок, ардокламок Молодить –ёшартирмок Чернеть-корайиб турмок Презентация приготовленная учителем. Годы жизни -1814-1841 годы он прожил 26 лет Детство прошло в Тарханах с бабушкой Елизаветой Алексеевной ОН учился :в Благородном пансионе,Московском университете Его творения, стихи и поэмы : «Демон», «Вадим », «Маскарад», «Смерть поэта », «Герой нашего времени», «Дума », «Смерть поэта » Его стихотворения о природе : «Родина», «Чаша жизни », «Выхожу один я на дорогу …» Вопросы после просмотра слайда :Где и когда родился Лермонтов ? Где он вырос ? Кто его воспитывал ? Где он учился ? Куда его ссылали? Как и где он умер? О чём он писал ? Чем понравился вам его стих?Что общего вы видите между Пушкиным и Лермонтовым? Диаграмма Вен
Составление своих примеров с новыми словами. 4 Закрепление темы : Чтение по цепочке стихотворения «Весна » 5 Подведение итога урока :выставление оценок в дневники и журнал, оценивание за творческую работу.Проведение метода ЗХУ Домашняя работа : выучить стихотворение наизусть и слова, умение правильно их произносить Подготовить другие стихотворения про весну, но только узбекских поэтов.
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон…
Лермонтов: стихи о природе для детей 6-7-8 классов
Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем всё жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе, как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток. На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.
Приходит осень, золотит… (отрывок)
Приходит осень, золотит Венцы дубов. Трава полей От продолжительных дождей К земле прижалась; и бежит Ловец напрасно по холмам: Ему не встретить зверя там. А если даже он найдет, То ветер стрелы разнесет. На льдинах ветер тот рожден, Порывисто качает он Сухой шиповник на брегах Ильменя. В сизых облаках Станицы белых журавлей Летят на юг до лучших дней; И чайки озера кричат Им вслед, и вьются над водой, И звезды ночью не блестят, Одетые сырою мглой. Приходит осень! Уж стада Бегут в гостеприимну сень; Краснея догорает день В тумане. Пусть он никогда Не озарит лучом своим Густой новогородский дым, Пусть не надуется вовек Дыханьем теплым ветерка Летучий парус рыбака Над волнами славянских рек! Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана. Свершилось! Дерзостный варяг Богов славянских победил; Один неосторожный шаг Свободный край поработил! Но есть поныне горсть людей, В дичи лесов, в дичи степей; Они, увидев падший гром, Не перестали помышлять В изгнанье дальнем и глухом, Как вольность пробудить опять; Отчизны верные сыны Еще надеждою полны: Так, меж грядами темных туч, Сквозь слезы бури, солнца луч Увеселяет утром взор И золотит туманы гор.
Когда волнуется желтеющая нива…
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он.
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе. И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон…
Лермонтов: стихи о природе для детей 6-7-8 классов
Солнце осени
Люблю я солнце осени, когда, Меж тучек и туманов пробираясь, Оно кидает бледный, мертвый луч На дерево, колеблемое ветром, И на сырую степь. Люблю я солнце, Есть что-то схожее в прощальном взгляде Великого светила с тайной грустью Обманутой любви; не холодней Оно само собою, но природа И всё, что может чувствовать и видеть, Не могут быть согреты им; так точно И сердце: в нем всё жив огонь, но люди Его понять однажды не умели, И он в глазах блеснуть не должен вновь И до ланит он вечно не коснется. Зачем вторично сердцу подвергать Себя насмешкам и словам сомненья?
Вечер после дождя
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон, Прощальный луч на вышине колонн, На куполах, на трубах и крестах Блестит, горит в обманутых очах; И мрачных туч огнистые края Рисуются на небе, как змея, И ветерок, по саду пробежав, Волнует стебли омоченных трав… Один меж них приметил я цветок, Как будто перл, покинувший восток. На нем вода блистаючи дрожит, Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.
Приходит осень, золотит… (отрывок)
Приходит осень, золотит Венцы дубов. Трава полей От продолжительных дождей К земле прижалась; и бежит Ловец напрасно по холмам: Ему не встретить зверя там. А если даже он найдет, То ветер стрелы разнесет. На льдинах ветер тот рожден, Порывисто качает он Сухой шиповник на брегах Ильменя. В сизых облаках Станицы белых журавлей Летят на юг до лучших дней; И чайки озера кричат Им вслед, и вьются над водой, И звезды ночью не блестят, Одетые сырою мглой. Приходит осень! Уж стада Бегут в гостеприимну сень; Краснея догорает день В тумане. Пусть он никогда Не озарит лучом своим Густой новогородский дым, Пусть не надуется вовек Дыханьем теплым ветерка Летучий парус рыбака Над волнами славянских рек! Увы! Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой (Какая б ни была она) Уже забвенью предана. Свершилось! Дерзостный варяг Богов славянских победил; Один неосторожный шаг Свободный край поработил! Но есть поныне горсть людей, В дичи лесов, в дичи степей; Они, увидев падший гром, Не перестали помышлять В изгнанье дальнем и глухом, Как вольность пробудить опять; Отчизны верные сыны Еще надеждою полны: Так, меж грядами темных туч, Сквозь слезы бури, солнца луч Увеселяет утром взор И золотит туманы гор.
Когда волнуется желтеющая нива…
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он.
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе. И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.
Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»
Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России. В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что «страна порочна». В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и «позабытый прах». Скорей всего, речь здесь идет об отце поэта, скончавшемся в 1831 году.
По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной…» имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза «но». Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны. Герой отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.
Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что «страна» – не равно «земля». Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.
Есть еще один важный для стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова. Финал стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» – это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.