Духовный раздрай
Что происходило с поэтом, когда в 1919 году он написал эти строки? Давайте рассуждать.
В стране идет смута. Произошла революция, которая коснулась всех. Раскулачивали крестьян, отнимали самое необходимое. Сергей Александрович, как крестьянский поэт, не может мириться с этим. Он готов защищать свою Родину, понимая, что идет что-то очень страшное. Прежней России уже не будет, это тоже становится очевидным.
Откуда такие мысли, что Есенин готов защищать свою деревню? Строки, подтверждающие это:
Поэт никогда не был ни разбойником, ни конокрадом. Эти строчки — некое предупреждение, что связываться с Сергеем Александровичем не стоит. Он сам не лыком шит, имеет за плечами разбойное прошлое. И постоять за свой дом может.
Вместе с тем, в стихе Сергея Есенина «Хулиган» имеются и иные строки. В них автор признается, что хотел бы стоять с оружием в руках, но он всего лишь поэт.
Революция и настрои народные не могли не коснуться молодой души. Идут стремительные поиски себя. С одной стороны поэт очень хорошо знаком с Богом. Из его раннего творчества можно сделать вывод, что Есенин был верующим юношей. А здесь вдруг совершенно новый мир. Заявляют, что Бога нет, а власть переходит в «руки народа». Власть дана тем, кто раньше был в самых низах, по большому счету. Так почему бы не показать себя, и не воспользоваться данным шансом?
Сергей Александрович подчеркивает, что он хулиган. Хулиган, вынужденный быть поэтом. Его душа мечется. Он начинает отрицать Бога, поддаваясь новшеству, которое происходит повсеместно. Россию штормит. Ни какую-то кучку, находящуюся у власти, а каждого русского мужика касается происходящее. Кто-то принимает это с радостью, кто-то осознает, что так нельзя. А иные, как Сергей Есенин, молодые и горячие, мечутся.
Забегая вперед, стоит сказать о том, что стих Есенина «Хулиган» — не последний, который отразит перемены, произошедшие с поэтом. Они будут очень серьезными, а «Хулиган» — это только начало. Начало собственного духовного конца Сергея Александровича.
«Исповедь хулигана» анализ стихотворения Есенина
Стихотворение «Исповедь хулигана» было написано Есениным в 1920 году, во время увлечения поэта Имажинизмом. Влияние этого литературного течения явно ощущается в произведении: метафоры, бьющие на необычность, смелые образы, сочетание литературных и простонародных слов, рваный размер в духе Маяковского. Но сквозь этот надуманный, искусственный слой прорывается сердечность и искренность, отличавшая творчество Есенина, и «Исповедь хулигана» воспринимается все-таки как живой, правдивый монолог.
Вступление звучит раздумчиво, как
разговор героя с самим собой, и сразу утверждает, что исповедь — слова человека непокорного, не раболепного, и слово «хулиган» в названии стоит не напрасно. Дальнейшее описание, резкое и дерзкое, рисует нам героя: нечесаного, в которого летят «комья брани» и который свысока смотрит на остальных. Рубленый размер строк, Аллитерация с буквой «р» усиливают впечатление резкой отповеди героя.
Но следующая строфа, с мягкой рифмой, написанная Пятистопным ямбом, переворачивает впечатление читателя: «заросший пруд», «звон ольхи» — это уже Есенин, певец природы, он вспоминает своих отца и мать и необыкновенно
трогательно говорит об их любви.
Пятая строфа — прямое обращение к родителям, переходящее от душевности к хвастовству, и здесь вновь ощущается некая нотка неискренности: упоминание о цилиндре и лакированных башмаках кажется чужеродным, лишним…
Закономерно продолжая чередование частей с разным настроением, врезается шестая строфа: «задорный озорник» признается в неискоренимой любви к той самой грязноватой и слякотной деревне. Кланяется корове с вывески, вспоминает «запах навоза с родных полей», готов нести, словно шлейф, хвост извозчичьей лошади…
И начало следующей строфы — «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» — не кажется после предыдущих признаний ни выспренним, ни излишне громогласным. Перечисление Метафор, хоть и вполне в духе имажинисткой «образности»: «грусти ивовая ржавь», «хмарь и сырь апрельских вечеров», клен, «присевший перед костром зари», остается душевным и искренним. А дальше хлынул монолог героя, истосковавшегося по своей родине, по тому месту, где его знают и любят настоящим…
Обращение к верному псу, описание дружбы с ним и прорвавшееся диалектное, родное словечко «погребав» сметают все образные построения, возведенные искусственно, и именно в этой части стихотворения перед читателем является настоящая исповедь.
Кульминацией ее становится признание героя: «Я все такой же. Сердцем я все такой же». Настроение в этой строфе возвышенное, светлое, здесь поэт с добрым чувством говорит и о себе, и о людях — «мне хочется вам нежное сказать».
Но после пожелания «спокойной ночи», после прекрасной метафоры о косе зари, звеневшей по траве… настроение исповедующегося снова меняется. Он обрывает себя на полуслове, оставляя многоточие вместо заключительной рифмы, и со следующей строфы вновь надевает на себя маску.
Неприкрытая грубость, нелитературные слова отбрасывают читателя на первоначальную дистанцию, герой словно насмехается над своей недавней сентиментальностью и хочет заставить забыть о ней. Для чего вся исповедь? Чтобы признаться в том, что искреннее вдохновение не нужно поэту?
Что он пришел «воспеть крыс»? Эти прорвавшиеся неизвестно из каких глубин слова полностью меняют все впечатление от «Исповеди», оставляя в большей степени недоумение. И заключительные строки, пожелание поэта стать «парусом в страну, куда мы плывем», просто не сливаются со всем стихотворением, как будто он отчеркнул их и вписал позже, успокоившись и не помня настроения, с которым лилась «Исповедь» вначале.
Именно эта противоречивость, неровность произведения заставляют перечитывать его еще и еще, отыскивая связующее все строфы звено. И оно находится: это натура поэта, такая же мятущаяся, проявила здесь себя во всех ипостасях. Прочитав и проникнувшись каждым словом стихотворения, можно многое понять о Есенине и о том, кем он ощущал себя в неспокойные годы сразу после революции, после опрокидывания привычного мира.
Концовка
В концовке Есенин ещё раз показывает свой хулиганский нрав. Чего стоит только «прицепленный к заднице фонарь», который делает из поэта циника.
Последние строки остаются загадкой. В какую страну хочет плыть Есенин и почему он желает быть именно жёлтым парусом? Возможно, это цвет солнца, которое на заре освещает путь другим, возможно, он хочет показать, что есть в нём частичка сумасшествия, которое всегда ассоциировалось с жёлтым цветом (желтый дом – психбольница). А в какой хулигане нет брызг сумасшествия?
Достаточное сложное для восприятия, но очень глубокое стихотворение Есенина. В нём можно многое найти в словах и ещё больше между строк. Обязательно для прочтения тем, кто хочет глубоко понять поэта и вникнуть в его сложный внутренний мир.
«Исповедь самоубийцы» С.Есенин
«Исповедь самоубийцы» Сергей Есенин
Простись со мною, мать моя, Я умираю, гибну я! Больную скорбь в груди храня, Ты не оплакивай меня.
Не мог я жить среди людей, Холодный яд в душе моей. И то, чем жил и что любил, Я сам безумно отравил.
Своею гордою душой Прошел я счастье стороной. Я видел пролитую кровь И проклял веру и любовь.
Я выпил кубок свой до дна, Душа отравою полна. И вот я гасну в тишине, Но пред кончиной легче мне.
Я стер с чела печать земли, Я выше трепетных в пыли. И пусть живут рабы страстей — Противна страсть душе моей.
Безумный мир, кошмарный сон, А жизнь есть песня похорон. И вот я кончил жизнь мою, Последний гимн себе пою.
А ты с тревогою больной Не плачь напрасно Надо мной.
Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы»
Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе путь в прошлое, которое отныне будет существовать лишь в воспоминаниях.
Поэтому неудивительно, что свое стремление обосноваться в российской столице Есенин воспринимал, как акт духовного самоубийства. Он понимал, что без родных березок и рябин жизнь утратит свою чистоту и привлекательность. Однако поэт осознанно пошел на эту жертву ради возможности реализовать собственный талант, так как прекрасно знал: в родном селе Константиново его стихи никому не нужны.
После переезда в Москву Есенин начал работу над небольшим стихотворением под названием Исповедь самоубийцы», которое было закончено лишь в 1915 году. В этом нет ничего удивительного, так как первая часть этого произведения была написана под впечатление от первых месяцев столичной жизни. Именно в этот момент автор начал отождествлять себя с самоубийцей – человеком, который раде некой идеи добровольно отказывается от жизни. В данном случае поэт поставил жирный крест на своем прошлом, отрекаясь от сельского быта с его размеренность, упорядоченностью и простотой. Впоследствии Есенин неоднократно сожалел о том, что его судьба сложилась именно таким образом, хотя и понимал, что за славу и литературные успехи нужно платить. Однако плата эта оказалась для поэта слишком высокой, и поэт признается: «И то, чем жил, и что любил, я сам безумно отравил».
Есенин знает, что ради достижения своей цели ему предстоит измениться не только внешне, но и внутренне, отказавшись от всего того, что ему по-настоящему дорого. Поэтому автор признается, что он «проклял веру и любовь», став одним из тех столичных франтов, для которых проявление искренних чувств является признаком дурного тона. Осознавая все то, что с ним происходит, поэт считает, что лучшим выходом из ситуации является смерть. «И пусть живут рабы страстей – противна страсть душе моей», — подчеркивает автор.
Концовка стихотворения, написанная уже в 1915 году, посвящена прощанию с матерью, которую Есенин уговаривает не оплакивать его грешную душу. «И вот я кончил жизнь мою, последний гимн себе пою», — отмечает поэт, сетуя на то, что «безумный мир» устроен так нелепо, а земное существование человека больше похоже на «кошмарный сон».
Анализ стихотворения «Хулиган» Есенина
Стихотворение «Хулиган» Сергея Александровича Есенина впервые было напечатано в журнале «Знамя».
Стихотворение датируется 1919 годом. Поэту исполнилось 26 лет, он уже год живет в Москве и активно продвигает новое литературное движение – имажинизм, в котором вся власть отдана образу. Между тем, семейная жизнь поэта не ладится, он все больше времени проводит с приятелем А. Мариенгофом. Вместе с несколькими начинающими поэтами они открывают книжную «Лавку имажинистов», кафе «Стойло Пегаса» — довольно доходные поначалу. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, женские, мужские, часто неточные. Лирический герой – сам С. Есенин. Образы в стихах смелые, вызывающие, местами натуралистичные. Интонация горькая и циничная. Рисуется безрадостная, но вполне узнаваемая осенняя картинка: хмурый дождик чистит «ивняковый помет» (видимо, имеется в виду низинное болотце на брошенном лугу, часто зарастающее как раз ивами). Даже ветер здесь шпана, хулиган, сплевывающий на землю «охапки листьев». Мир без прикрас, возвышенной поэтизации. «Деревянная Русь», крестьянская, прорастает в каждом явлении природы. Чаща оборачивается неповоротливым волом, с животом, полным опавших листьев. Вот он понуро плетется, «марая стволы» (видимо, березок). Как добрый хозяин, с удовлетворением рассматривает герой свое «рыжее стадо». Даже сумерки, собаки, берут след «человечьих ног». Дважды он называет себя певцом Руси. «Звериных стихов»: то есть, неприрученных, не для салонов и кабинетов. Развернутая метафора: кормление грусти душистыми травами. Вновь повелительное наклонение и крестьянская по духу метафора: взбрезжи. Поэт будто толкает под руку полночь, замешкавшуюся с дойкой берез. Следом грубое предположение захмелевшего от воли человека: погост хочет придушить. А герой и сам не прочь помериться силой. Даже вор, крадущийся в ночи, его не пугает, напротив. «Я разбойник и хам»: город и ремесло поэта не изнежили его. В его крови – кипенье черемухи и дурман степных просторов. «С кистенем стоять»: врукопашную с таким молодцем не схватишься. Россыпь инверсий: увял куст, кипит рать. Предпоследнее четверостишие – отчаянная ирония. Удаль променял герой на поэзию, нерастраченную силу вложил в песни. «Каторга чувств»: приходится выворачивать наизнанку душу. «Жернова поэм»: перемалывая душевное сокровище, дорогие воспоминания, впечатления и моменты. «Но не бойся»: сердцем еще не измельчал, будет на пару с ветром еще куражиться, плакать и петь. Архаичная форма слова «ветр». Восклицания, вопросы, междометие и лексические повторы.
С. Есенин часто выступал с чтением своих стихов перед различной публикой. «Хулиган» в его исполнении пользовался неизменным успехом.
«Мне осталась одна забава…» анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» — знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешел к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле.
Поэт размышляет о том, каким он предстает перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.
Основной темой стихотворения стало место
поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В Образе лирического героя произведения предстает сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины.
Произведение представляет собой яркий
пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своем месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нем «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашел понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем — месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, емко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик.
Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной.
Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал ее как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришел от веры к неверию, о чем и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы.
Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он четко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признается, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно Анапестом, рифма перекрестная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с черною жабой <�…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и черной жабы.
Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Есенин и религия
Самоубийство в христианстве считается страшным грехом и ни один православный не должен даже позволять себе такие мысли. Значит ли это, что Есенин был убеждённым атеистом? – Нет, просто его душа металась между верой до молитвенных слёз и полным неверием. Помните:
К Богу Сергея когда-то привела бабушка, но с тех пор прошли годы, и Сергей отдалился от церкви. Он не отрёкся от Бога, как было модно после революции (это будет чуть позже), но и не оставил ему много места в душе. Бог остался в душе поэта, но он снимает в ней самую маленькую и отдалённую клеть…
Возможно, стихотворение пишется, когда Есенин находится на максимальном удалении от церкви, и над ним начинают доминировать суицидальные мысли. Никто тогда не мог подсказать, что рождение мыслей о самоубийстве – это и есть признак отделения от Бога.
Завершается стих просьбой не плакать над самоубийцей после смерти. Он сделал свой выбор и сам за него рассчитается, но не хочет причинять ещё боль и близким людям. Как-будто их «сухое» страдание будет легче…
Стихотворение написано в жанре исповеди четырёхстопным ямбом с параллельной рифмовкой (людей – моей – любил – отравил). Мрачности строкам придают эпитеты трагизма – кошмарный сон, безумный мир, последний гимн, пролитая кровь.
Обращение к читателям
Именно с 6 ой строфы идёт обращение поэта к своим поклонникам и тем, кто в него не верит. Автор пишет, что его образ хулигана нужен не столько ему, сколько им – это помогает освещать «душ безлиственную осень». Вся эта «нечёсанность» — это образ, который помогает другим лучше себя увидеть на фоне Сергея Александровича. Это уже близко к библейскому, где принято жертвовать собой ради других.
Автор пишет далее, что вся брань, которая обращается в его адрес, только делает его сильнее – помогает ему бодрее идти по жизни, ведь жить без внешнего сопротивления Есенин не может. В моменты нападок и непонимания Сергею легче вспомнить детство и представить себя настоящего. В такие минуты ему вспоминаются мать и отец, которые любят его безотносительно стихов:
Далее автор обращается к крестьянам, которых искренне жалеет за их неверие в новую жизнь, за боязнь Бога. Вместе с тем, Сергей помнит откуда он родом и напоминает крестьянскому люду, что он и сам вышел из крестьян и стал лучшим поэтом России. Раньше он тоже макал босые ноги в лужи, а теперь ходит в лакированных башмаках. Сергей как-бы напоминает, что дорога вверх открыта всегда и крестьянин может выйти наверх своей судьбы даже из крайнего хутора.
Тут же автор напоминает, что несмотря на цилиндр и лакированные ботинки он был и остаётся хулиганом – деревенским озорником. Изменилось только место, раньше для забав была деревня, теперь город.
«Исповедь хулигана»
Не каждый умеет петь,Не каждому дано яблокомПадать к чужим ногам.Сие есть самая великая исповедь,Которой исповедуется хулиган.Я нарочно иду нечесаным,С головой, как керосиновая лампа, на плечах.Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать.Мне нравится, когда каменья браниЛетят в меня, как град рыгающей грозы,Я только крепче жму тогда рукамиМоих волос качнувшийся пузырь.Так хорошо тогда мне вспоминатьЗаросший пруд и хриплый звон ольхи,Что где-то у меня живут отец и мать,Которым наплевать на все мои стихи,Которым дорог я, как поле и как плоть,Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.Они бы вилами пришли вас заколотьЗа каждый крик ваш, брошенный в меня.Бедные, бедные крестьяне!Вы, наверно, стали некрасивыми,Так же боитесь бога и болотных недр.О, если б вы понимали,Что сын ваш в РоссииСамый лучший поэт!Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,Когда босые ноги он в лужах осенних макал?А теперь он ходит в цилиндреИ лакированных башмаках.Но живёт в нём задор прежней вправкиДеревенского озорника.Каждой корове с вывески мясной лавкиОн кланяется издалека.И, встречаясь с извозчиками на площади,Вспоминая запах навоза с родных полей,Он готов нести хвост каждой лошади,Как венчального платья шлейф.Я люблю родину.Я очень люблю родину!Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.Приятны мне свиней испачканные мордыИ в тишине ночной звенящий голос жаб.Я нежно болен вспоминаньем детства,Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.Как будто бы на корточки погретьсяПрисел наш клен перед костром зари.О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,Карабкаясь по сучьям, воровал!Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой?По-прежнему ль крепка его кора?А ты, любимый,Верный пегий пес?!От старости ты стал визглив и слепИ бродишь по двору, влача обвисший хвост,Забыв чутьем, где двери и где хлев.О, как мне дороги все те проказы,Когда, у матери стянув краюху хлеба,Кусали мы с тобой ее по разу,Ни капельки друг другом не погребав.Я все такой же.Сердцем я все такой же.Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.Стеля стихов злаченые рогожи,Мне хочется вам нежное сказать.Спокойной ночи!Всем вам спокойной ночи!Отзвенела по траве сумерек зари коса…Мне сегодня хочется оченьИз окошка луну…………Синий свет, свет такой синий!В эту синь даже умереть не жаль.Ну так что ж, что кажусь я циником,Прицепившим к заднице фонарь!Старый, добрый, заезженный Пегас,Мне ль нужна твоя мягкая рысь?Я пришел, как суровый мастер,Воспеть и прославить крыс.Башка моя, словно август,Льется бурливых волос вином.Я хочу быть желтым парусомВ ту страну, куда мы плывём.
Стихотворение Есенина С.А. — Исповедь хулигана
См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :
Исус-младенец Собрала пречистая Журавлей с синицами В храме. Пойте, веселитеся И за…
Каждый труд благослови, удача!.. Каждый труд благослови, удача! Рыбаку — чтоб с рыбой невода, Пахарю -…
Обращение к матери
В начале стиха лирический герой обращается к матери, предлагая ей проститься с ним, ибо он умирает. Достаточно прощения, а оплакивать не надо, не стоит большую скорбь поливать слезами – герой делает выбор в сторону смерти и этот выбор обдуманный – значит сие есть огромный грех.
Далее герой объясняет, почему он умирает, одна из причин – это невозможность жить среди людей, имея гордую душу и неподкупный взгляд на жизнь. Автор считает, что свой кубок жизни он выпил до дна, душа отравлена полностью и интерес к бытию находится лишь на уровне любопытства.
В данный момент герою противна даже страсть, он не хочет быть её рабом, не хочет ради страсти прожить всего себя. Эка торкнуло Сергея Александровича, что страсть была отодвинута на задворки жизни:
Такие строки обычно пишут после болезненной разлуки, но стихотворение создаётся в один год и правится и дополнятся через 3 года. Или боль расставания была настолько велика, или Есенин провёл экскурс по душе и открыт все её потаённые места. Тогда и над Англетером приоткрывается завеса тайны, впрочем, у данного анализа нет цели копаться в биографии поэта.
Как умеет любить хулиган
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Еще песни Сергей Есенин
-
- слушать Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
- скачать Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
Сергей Есенин — Черный человек./С.Безруков./
-
- слушать Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
Сергей Есенин — Гой ты, Русь(читает С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
- скачать Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… /чит. С.Безруков/
-
- слушать Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
- скачать Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
Сергей Есенин — Пой же, пой. На проклятой гитаре
-
- слушать Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
- скачать Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
Сергей Есенин — Я московский озорной гуляка
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу
-
- слушать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
- скачать Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу…
-
- слушать Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
- скачать Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
Сергей Есенин — Как умеет любить хулиган
-
- слушать Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
Сергей Есенин — Сыпь, гармоника. Скука… Скука… (поёт С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
- скачать Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
Сергей Есенин — Мне осталась одна забава…(читает С.Безруков)
-
- слушать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
- скачать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь.
-
- слушать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
- скачать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…» (читает Злищев А.)
-
- слушать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
- скачать Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
Сергей Есенин — «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
-
- слушать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
- скачать Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
Сергей Есенин — Ты меня не любишь, не жалеешь…
Великая исповедь
Эта исповедь Сергея действительно великая, так как в ней автор постарался сказать максимум и донести это до тех читателей, которым не безразлична его судьба. В стихотворении чувствует увлечённость поэта имажинизмом (много метафор, оригинальность слога). По стилю эта работа более подошла бы Маяковскому, но если заглянуть между строк, то чётко виден именно Есенин.
С первого взгляда кажется, что стихотворение грубое и искусственное в свете творчества поэта, но вчитываясь можно легко заметить ранимую душу поэта и его страдания раненого вечным поиском человека.
Начало стихотворения не насыщено энергией, вступление мягкое и более похоже на разговор с самим собой, однако уже с 6 ой строфы чувствуется рука Есенина.
Вариант 2
Стихотворение Хулиган написанное Есениным в 1920 году было одним из наиболее популярных для чтения с эстрады. До нынешних дней сохранились некоторые записи поэта, и довольно легко представить с какой экспрессией и задором читал Есенин эти строки.
Образ хулигана практически сразу прикрепился к автору, он был выходцем из деревни, любителем кулачных боев, не лукавил в своих стихах, когда писал о том, как по ночам читает стихи проституткам и общается с бандитами. Также, пожалуй, не лукавит он и в Хулигане, когда пишет о своей родословной: «по крови степной конокрад» и о том, какая бы профессия могла быть ему уготована: «где-нибудь с кистенем стоять». Есенин действительно был склонен, так сказать, к маргинальному поведению и слоям общества и в этом была в какой-то степени его свобода, выход за рамки.
Подобный выход за рамки мы наблюдаем и на примере стихосложения. Автор старается создать стихи неподвластные читателю, резвые и неординарные. У него сумерки могут лизать следы, кресты на погостах – хотят придушить – все эти сравнения выдают человека, который выходит за рамки в пространстве собственного ума, видит мир не стандартно, пользуется словами как ему вздумается, подобно тому, как хулиган не подчиняется общим правилам, действует на свой лад.
Конечно, нужно отличать замаранное современной культурой и обществом слово хулиган от того смысла, который вкладывал в него Есенин. К примеру, он сравнивает себя с ветром, который плюется охапками листвы. Возможно, тут может проявиться образ хулигана-человека, который надменно стоит на улице и плюется охапками слюны, но, наверное, Сергей Александрович не в этом видел сравнение.
Он называет ветер безумным, он указывает на собственное единство с этой стихией, которое не «сотрет кличка «поэт»» и именно в этом смысловом контексте вольности и свободы, единения с собственной внутренней сущностью и лежит принадлежность к термину хулиган. Есенин призван вертеть жернова поэм подобно тому как ветру предназначено вращать листву и в этом заключается, хотя и предопределенность, автор даже говорит о каторге чувств, но также в этом есть и внутренняя свобода, которая обуславливается самой сутью поэтической деятельности вольной как ветер.
Анализ стихотворения Хулиган по плану