Окказионализмы из поэмы «Во весь голос»
В этой поэме встречаются следующие оригинальные образцы: кудреватые, мудреватые, мандолинят, песенно-есененный, амурно-лировой, многопудье. Маяковский начинает внедрять в стихотворения составные окказиональные прилагательные: «песенно-есененный», «амурно-лировой». Это новшество принадлежит именно ему. Сложные построения, которые представляют собой эпитеты, – яркие цвета в картине поэта. Они запоминаются, как индивидуальный стиль автора, и долгое время аналогичные опыты всплывают в сознании читателя. Он подражает мастеру и пытается раскрасить свои мысли столь же насыщенными красками.
Маяковский не сводит поэзию к набору собственных штампов: он постоянно развивается и проводит новые эксперименты. Если в предыдущей поэме главную роль играют глаголы, то в данном произведении на первом плане прилагательные. Автор делает ставки не только на динамику и оглушительный темп, но и на полутона описаний, точные и тонкие грани предметов, которые в суете и будничной сутолоке человек просто не замечает.
«Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
Творчество многих поэтов и писателей начала ХХ века условно разделяют на дореволюционный и послереволюционный периоды. Так уж вышло в их творческой жизни, что эпоха, наступившая после Октябрьской революции, потребовала новых тем, новых ритмов и новых идей. Среди тех, кто поверил в идею революционного переустройства общества, был Владимир Маяковский. поэтому многим читателям он известен, прежде всего, как автор «Стихов о советском паспорте» и поэмы «Владимир Ильич Ленин».
Однако были в его творчестве и лирические произведения, например стихотворения «Лиличка!». «Письмо Татьяне Яковлевой» или поэма «Облако в штанах». До революции Маяковский был одним из основателей и активных участников модернистского направления футуризм. Представители этого течения называли себя «будетлянами» — людьми, которые будут. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «бросить Пушкина, Достоевского. Толстого с парохода Современности». Ведь новая действительность требовала новых форм экспрессивности в выражении новых смыслов, по сути, нового языка.
В итоге это привело к созданию иной системы стихосложения – тонической, то есть основанной на ударении. Тонический стих становится акцентным, ведь новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Современная поэзия должна была «вырваться из темницы книги» и зазвучать на площади, должна была эпатировать, как сами футуристы. Ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?». «Нате!». «Вам!» уже в названии содержали вызов тому обществу, с которым оказывался в конфликте лирический герой, — обществу обывателей, лишенных высокой идеи, бесполезно коптящих небо.
Но есть среди ранних стихотворений молодого Маяковского одно, в котором нет вызова и обличения. «Послушайте!» — уже не вызов, а скорее, просьба, даже мольба. В этом произведении, об анализе которого и пойдет речь, можно ощутить «бабочку поэтиного сердца», ранимого и ищущего. Стихотворение «Послушайте!» — это не пафосное обращение к толпе, не эпатирующий призыв, а просьба к людям остановиться на миг и взглянуть на звездное небо. Конечно, фраза из этого стихотворения «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» известна широкому кругу читателей, ее довольно часто пародируют. Но этот риторический вопрос заставляет задуматься о смысле жизни.
Звезда всегда была путеводной, она служила маяком в бескрайнем море. У поэта этот образ становится символом: звезда – это цель, та высокая идея, к которой нужно идти на протяжении всей своей жизни. Бесцельное существование превращает жизнь в «беззвездную муку» .
Традиционно лирический герой в поэзии персонифицирован с помощью местоимения первого лица – «я», как бы сливаясь с самим автором. Маяковский называет своего героя неопределенным местоимением «кто-то». Возможно, поэт даже не надеется на то, что еще есть такие люди, кто хотел, чтобы звезды зажигались, чтобы они были. При этом, однако, чувствуется скрытая полемика героя с той самой толпой равнодушных обывателей, для которых звезды лишь «плевочки». ведь для него это жемчужины.
Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку». просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Сразу бросается в глаза удивительная деталь – «жилистая рука» Бога
Возможно, поэту было важно подчеркнуть близость к людям даже самых высших сил, ведь жилистые руки были у рабочих – пролетариата. А может, данный эпитет, по замыслу автора, должен свидетельствовать о том, что и Бог трудится в поте лица для нашего блага
В любом случае, эта деталь необычна и неповторима и, как многие средства в стихах Владимира Владимировича, создает яркий, запоминающийся образ, отличающий именно стиль Маяковского и остающийся в памяти надолго.
Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно». но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то». кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли». Это оставляет надежду, что крик души героя — «Послушайте!» — не будет гласом вопиющего в пустыне.
Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:
Значит — это необходимо ,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда.
Поэтому последние строки стихотворения звучат, выражаясь словами современницы Владимира Маяковского Марины Цветаевой. как «требованье веры и просьба о любви».Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.
«К ответу!» В.Маяковский
«К ответу!» Владимир Маяковский
Гремит и гремит войны барабан. Зовет железо в живых втыкать. Из каждой страны за рабом раба бросают на сталь штыка. За что? Дрожит земля голодна, раздета. Выпарили человечество кровавой баней только для того, чтоб кто-то где-то разжился Албанией. Сцепилась злость человечьих свор, падает на мир за ударом удар только для того, чтоб бесплатно Босфор проходили чьи-то суда. Скоро у мира не останется неполоманного ребра. И душу вытащат. И растопчут там ее только для того, чтоб кто-то к рукам прибрал Месопотамию. Во имя чего сапог землю растаптывает скрипящ и груб? Кто над небом боев — свобода? бог? Рубль! Когда же встанешь во весь свой рост, ты, отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?
Анализ стихотворения Маяковского «К ответу!»
Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в этом мире все решают деньги. Поэтому когда было свержено самодержавие, и простым людям пообещали достаточно сытную и обеспеченную жизнь, Маяковский воспринял это с воодушевлением. Однако если другие поэты очень четко понимали, что жертвами революции станут сотни тысяч ни в чем не повинных людей, то Маяковский относился к подобной перспективе весьма спокойно. Он допускал, что ради великой идеи необходимо приносить жертвы, поэтому предпочитал закрывать глаза на то, что происходит в России. Кровавой бойне, которая впоследствии переросла в затяжную гражданскую войну, поэт все же мог найти оправдание. Однако он искренне не понимал, почему «под шумок» происходит передел мира, и кто стоит за тем, что «сцепилась злость человеческих свор».
В 1917 году Маяковский пишет стихотворение «К ответу!», в котором разоблачает мировой капитализм. Не исключено, что это произведение было заказным, т.е. написанным для агитационной и пропагандистской работы большевиков. Ведь поэт призывает к ответу людей, которые покушаются на Албанию, Босфор и Месопотамию, совершенно игнорируя тот факт, что в кровавом месиве захлебывается вся Россия, от Крыма до Дальнего Востока.
Впрочем, Маяковский остается верен себе, когда предрекает, что «скоро у мира не останется неполоманного ребра». Эта фраза указывает на то, что автор лишен идеализма, и прекрасно понимает, что происходит вокруг. Однако он всё еще верит нелепым обещаниям о том, что земля достанется народу, а в стране будет равноправие. Именно по этой причине он готов найти оправдание, когда видит, что брат убивает брата только из-за того, что у этих двух людей разные политические взгляды. В отношении же войн в других странах Маяковский не питает иллюзии, считая, что попросту происходит передел собственности. Именно поэтому поэт с горечью восклицает, что миром правит не Бог, а рубль. И в финальной строчке своего стихотворения он обращается к Создателю с вопросом: «Когда же ты бросишь в лицо им: за что воюем?».
Ответ на него поэт прекрасно знает, однако очень хочет, чтобы простые люди понимали: мир находится на грани катастрофы, и если не сложить оружие, то она непременно произойдет, развязав руки мародерам от капитализма, которые лишь ждут, чтобы оторвать от матушки-земли наиболее жирный кусок.
Средства выразительности
Стихотворение «Послушайте!» отличается от остальных стихотворений поэта в первую очередь тем, что в нем поэт использует неологизмы, пафосные и «резкие» фразы. Поэт не противопоставляет себя обществу, как в «Облаке в штанах», никого не обличает, не осуждает, как в «Прозаседавшихся» и «Дряни». В своем лирическом стихотворении Маяковский раскрывается как человек с добрым сердцем, искренней душой, желающий, чтобы каждый рано или поздно нашел своем место в жизни.
В стихотворении каждое слово эмоционально, экспрессивно, выразительно. Стихотворение искренне, близко читателю. Возможно, это из-за того, что поэт не использует местоимения, кроме «кто-то». Читатель ощущает себя на месте лирического героя.
Стихотворение ритмично, что свойственно произведениям Маяковского. Неповторимый эмоциональный настрой достигает благодаря использованию таких приемов, как:
- Переход от одного к другому;
- Игра слов;
- Акценты, которые достигаются за счет использования знаков препинания.
В тексте много метафор: «метели полуденной пыли», «звезды зажигают», «врывается к богу». Поэт использует эпитеты: «жилистая рука», «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах выражена индивидуально-авторская манера поэта – его склонность к соединению возвышенного и приземленного (например, звезды Маяковский называет «плевочками», руку бога – «жилистой»). Поэт использует экспрессивную лирику, чтобы передать невыносимость жизни без звезд: плачет, врывается, клянется.
Интонация играет важную роль в стихотворении — кажется, что лирический герой рассказывает публике о своих предположениях с трибуны.
Анализ стихотворения «К ответу» Маяковского
Лирика Владимира Владимировича Маяковского пореволюционного периода часто выступает как инструмент воспитания масс, пропаганда. Активно включившись в политическую жизнь того времени, поэт участвует в создании «нового искусства».
Стихотворение написано в августе 1917 года. Его автору 24 года и он решительно приветствует революцию. В сентябре он уже выступает с докладом «Большевики искусства». По жанру — агитационный стих, по размеру — авторский амфибрахий. Лирический герой — сам поэт в роли трибуна.
Разговаривает с толпой на ее языке, грубо, плакатно, он упрощает вплоть до карикатуры мировую политическую и общественную жизнь начала века. Однако этот номер спустя лет 10 уже не пройдет: его начнут обвинять в поклепе на советскую действительность. «Ты, отдающий жизнь свою им»: здесь В. Маяковский обращается к народу, солдату Первой Мировой. Пора бросить в лицо «им» веское: за что воюем? Прогнивший царский «режим», прогнившее русское общество не стоит ломаного гроша, по мысли молодого поэта. Его заботят «поломанные ребра» целого мира. «Албания, Босфор, Месопотамия» звучат как названия мифических мест, за которые уж точно не стоит умирать. Повторы рубленых фраз крепко оседают в мозгах: только для того, чтоб кто-то! Тавтология усиливает этот прием: гремит, рабом, удар. Поэт вопрошает: за что? Во имя чего? Впрочем, в 1915 году у него самого был порыв отправиться на войну, но когда его мобилизовали, В. Маяковский сумел найти возможность сперва заниматься чертежами, а потом поиском жилья для различных военных частей. Так что «его война» проходила в достаточно комфортных условиях.
Антивоенная риторика близка и любому сегодняшнему читателю. Когда же она сама смешивается с политикой, отношение к ней становится более взвешенным. Поэт восклицает: кто над небом боев? И сам же отвечает: не свобода, не Бог, а деньги. Аллегория войны — скрипящий и грубый сапог военного. Он пишет о земле как о живом существе, она дрожит, нагая и голодная, ее душу вынимают и топчут. Эпитеты: кровавой баней, человечьих свор. Ареной войны поэт делает весь мир, все человечество. Он в ужасе требует остановить «мировую бойню», требует «к ответу» ее зачинщиков и сторонников. Он не хочет дожидаться суда истории — суд должен состояться немедленно.
Стихотворение «К ответу» В. Маяковского — протест поэта против затянувшейся Первой Мировой войны. В нем также четко слышится призыв к народу о неповиновении властям.
Владимир Маяковский — Гремит и гремит войны барабан ( К ответу! )
Gremit i gremit voyny baraban.Zovet zhelezo v zhivykh vtykat.Iz kazhdoy stranyza rabom rababrosayut na stal shtyka.Za chto?Drozhit zemlyagolodna,razdeta.Vyparili chelovechestvo krovavoy baneytolko dlya togo,chtob kto-togde-torazzhilsya Albaniyey.Stsepilas zlost chelovechyikh svor,padayet na mir za udarom udartolko dlya togo,chtob besplatnoBosforprokhodili chyi-to suda.Skorou mirane ostanetsya nepolomannogo rebra.I dushu vytashchat.I rastopchut tam yeetolko dlya togo,chtob kto-tok rukam pribralMesopotamiyu,Vo imya chegosapogzemlyu rastaptyvayet skripyashch i grub?Kto nad nebom boyev —svoboda?bog?Rubl!Kogda zhe vstanesh vo ves svoy rostty,otdayushchy zhizn svoyu im?Kogda zhe v litso im brosish vopros:za chto voyuyem?
Uhtvbn b uhtvbn djqys ,fhf,fy/Pjdtn ;tktpj d ;bds[ dnsrfnm/Bp rf;ljq cnhfyspf hf,jv hf,f,hjcf/n yf cnfkm insrf/Pf xnj?Lhj;bn ptvkzujkjlyf,hfpltnf/Dsgfhbkb xtkjdtxtcndj rhjdfdjq ,fytqnjkmrj lkz njuj,xnj, rnj-njult-njhfp;bkcz Fk,fybtq/Cwtgbkfcm pkjcnm xtkjdtxmb[ cdjh,gflftn yf vbh pf elfhjv elfhnjkmrj lkz njuj,xnj. tcgkfnyj,jcajhghj[jlbkb xmb-nj celf/Crjhje vbhfyt jcnfytncz ytgjkjvfyyjuj ht,hf/B leie dsnfofn/B hfcnjgxen nfv ttnjkmrj lkz njuj,xnj, rnj-njr herfv ghb,hfkVtcjgjnfvb/,Dj bvz xtujcfgjuptvk/ hfcnfgnsdftn crhbgzo b uhe,?Rnj yfl yt,jv ,jtd —cdj,jlf?,ju?He,km!Rjulf ;t dcnfytim dj dtcm cdjq hjcnns,jnlf/obq ;bpym cdj/ bv?Rjulf ;t d kbwj bv ,hjcbim djghjc:pf xnj dj/tv?