Краткое содержание
Стихотворение начинается с того, что лирический герой описывает публику, которая безразличная и обрюзгшая. Она не стремится понимать искусство и ее интересуют только низменные вещи. Герой же открывает им стихи, он не может не писать, так как это его основная задача.
Дальше автор описывает ту самую толпу. Он словно нарочно подчеркивает их некрасивые места.
В следующей строфе герой сетует на то, что толпа одержима только поиском удовольствий. Но в порыве ярости люди объединяются и могут затоптать неугодного поэта. В последних строках герой признает, что даже если его не будут любить, то он только засмеётся и плюнет в лицо толпы. Транжирить слова и образы — его жизненная цель. Поэтому мнение публики ему малоинтересно.
Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс.
«Стихи о советском паспорте»
В.В. Маяковский с гордостью носил звание гражданина молодой Советской страны. В «Стихах о советском паспорте» патриотическое чувство поэта достигает максимальной концентрации. В центре сюжета стихотворения — обыденная на первый взгляд, ситуация: проверка паспортов при пересечении границы, но она вскоре вырастает в величественный гимн любимой отчизне.
Необычайно выразительным получился у В.В. Маяковского образ «учтивого» господина чиновника, проверяющего паспорта. Он меняет свои лики, как уж на сковородке: то становится чрезмерно услужливым, то высокомерно застывает «в тупой полицейской слоновости». В.В. Маяковский подчеркивает, что каждый паспорт на мировой арене — не просто необходимый бюрократический документ, но и важнейший символ определенной страны, ее державной мощи и силы капиталов или наоборот слабости, которая, как в зеркале, отражается в отношении к гражданам.
Плавное развитие сюжетной линии постепенно достигает кульминационного момента — наивысшего накала страстей:
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Далее блестящим каскадом метких развернутых сравнений В.В. Маяковский описывает ту эмоциональную бурю, которую вызывает советский паспорт у чопорного чиновника. Ритм стиха становится более четким, словно мы слышим учащенное биение сердца господина. Аллитерации «б» и «р» в этом отрывке сообщают повествованию дополнительную экспрессию. Эту же функцию выполняет гиперболизированный образ змеи, которую выразительно характеризует эпитет- неологизм «двухметроворостая».
Затем художественное пространство расширяется: мы видим уже несколько действующих лиц. Их реакция на паспорт мгновенно обнажает классовые противоречия во внешне благополучном капиталистическом обществе: хранители порядка — сыщик и жандарм — настороженно переглядываются. Они словно чувствуют зловещую опасность, исходящую от «молоткастого», «серпастого» паспорта. Носильщик же, представитель рабочих низов, многозначительно подмигивает владельцу «пурпурной книжицы», проявляя тем самым чувство интернациональной солидарности.
Поэзия В.В. Маяковского тесно связана с драматургией. Перед нами словно разворачивается сцена театрального действия. Герои стихотворения изображены настолько ярко и выразительно, что буквально ощущаются читателем. Их меткие и лаконичные характеристики долго сохраняются в памяти, потому что в них воплощены особенности реальных людей.
В.В. Маяковского не назовешь щедрым на цветовые эпитеты поэтом, но он умело использует цветопись как средство художественной выразительности. В стихотворении всего два цветовых эпитета. Оба они подчеркивают красный цвет обложки паспорта, который в контексте всего произведения воспринимается также и как цвет революционного знамени.
Повтор фрагмента о бюрократизме в начале и почти в самом конце произведения придает ему композиционную стройность и подготавливает его заключительную часть, в которой лирический герой говорит о своей гражданской гордости. Стих в финале становится максимально размеренным. Ритм его меняется, слегка замедляется, и последняя фраза звучит очень торжественно и фундаментально:
Читайте,
завидуйте,
я — гражданин
Советского Союза.
Даже сейчас, уже спустя почти столетие, когда изменился и герб, и флаг, а государство вернулось к прежнему (с небольшими изменениями) названию «Россия», энергетический импульс, который несут в себе эти стихи, огромен, и их воспитательное значение не иссякло. Это достойный ответ гордого человека и гражданина, истинного патриота любителям пресмыкаться перед иностранщиной во всех ее видах и проявлениях.
Легко и приятно быть патриотом державы, которую уважают на мировой арене, где высок уровень жизни населения, где благополучие и процветание гарантировано всем жителям. Но родину не выбирают. В конце двадцатых годов XX века, когда создавались эти стихи, Советский Союз не был еще мощной державой. Этот образ жил лишь в мечтах и планах его граждан. Разрушенная войнами и революционными потрясениями экономика отставала от мировой на десятки лет. Страна еще не оправилась от голода и гражданской войны. Но В.В. Маяковский видел далеко вперед: он осознавал глубинные возможности новых социальных отношений и верил в светлое будущее своей отчизны.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Лиличка!» заключается в утверждении поэтом всепоглощающей силы любви. Часто любовь приносит мучения, но лирический герой воспевает ее как высшую ценность. Возлюбленная становится Музой поэта, и он создает невероятные по красоте и страстности художественные произведения.
Лирический герой помнит мельчайшие подробности встреч с возлюбленной и так же подробно представляет неминуемое расставание. Любовь для него неразрывна со страстью, а его состояние порою граничит с безумием («руки твои исступленно гладил», «обезумлюсь»). Поэт сравнивает чувство с «тяжелой гирей», которую невозможно будет скинуть и забыть, даже если герои попытаются расстаться без ссор и скандалов.
Смысл стихотворения «Лиличка!» – еще одна попытка выразить свою любовь, чувство, которое срослось с героем. Поэт не готов и не может отказаться от этой любви даже после всех испытанных им мучений.
Владимир Маяковский: Стихи о советском паспорте
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.
К одним паспортам —
улыбка у рта.
К другим —
отношение плевое.
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский —
глядят,
как в афишу коза.
На польский —
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости —
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет —
как бомбу,
берет —
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.
В чем состоит гуманистический идеал Гоголя?
Гуманистический идеал Гоголя состоит в том, что писатель всегда обращается к теме человеческой свободы и высокой нравственности
Поэтому в «Мертвых душах», «Записках сумасшедшего», «Ревизоре» и «Шинели» писатель пытается обрисовать ту жестокую действительность, которой живут его современники, он описывает жизнь простого народа и чиновников, чтобы обратить внимание насколько различно их мышление и способ существования
В своих произведениях Гоголь стремился как можно тоньше и точнее осмеять все низменное и пошлое, и как можно более реально изобразить жизнь простых, обездоленных людей. Его гуманизм имел социальное направление, описывая судьбы людей, он делал акцент на том, в каких жизненных условия они оказались и какими идеалами живут.
Из трагедий «выше стоящих» Гоголь создавал смешные и остроумные картины действительности, а в неудачах его простых, но настоящих персонажей чувствуются подлинные трагедии. Гоголь подчеркивает глубину переживаемых ими несчастий в то время, как трагедии, приключившиеся с более высокими по рангу людьми, он высмеивает, тем самым высмеивая их стремления и жизненные приоритеты, которые и привели их к подобным происшествиям. Особо примечательной в данном случае можно назвать повесть «Нос».
Для того, чтобы привить своим современникам и будущим поколениям уважение к личности любого человека, независимо от его положения в жизни, Гоголь использовал эффектную и страстную сатиру. Для него было важен не только прогрессивный рост общества, но и место каждого человека в нем, проблемы так называемых «маленьких» людей часто поднимаются в его произведениях.
Гоголя заботило не только уровень развития социума, но и те условия, которые социум создавал для человеческой личности. Его произведения пронизана любовью к жизни и любовью к людям. Этот великий писатель был не только талантливым сатириком, но и настоящим гуманистом, о чем говорят гуманистические идеалы в его прозе.
Жилая архитектура россии Жилая архитектура
Уравнения прямой в пространстве — это уравнения двух пересекающихся плоскостей Как найти прямую пересечения двух плоскостей
Анализ строк
Недоверие, боязнь и удивление страной Советов привели к установке между Западом и СССР железного занавеса, который, по мнению «продвинутой» буржуазии должен был остановить распространение «красной заразы». Мало кто из советских граждан выезжал за рубеж, одним из немногих был Маяковский. Он мог смотреть и сравнивать, видеть и чувствовать, замечать и передавать ощущения на бумаге. Стихотворение пишется не на фоне буйной фантазии, а основывается на личных ощущениях, которые возникают при пересечении границы и при нахождении в странах Европы.
Основа стихотворения – это взгляд советского человека на проверку документов таможней при выезде за границу. Автор описывает, как в вагоне собирают паспорта и как меняется отношение таможенного чиновника, в зависимости от гражданства пассажира. У кого-то документ берут с улыбкой раболепства, у других с почтение, у третьих с блеском в глазах и ожиданием солидных чаевых (кто же это может быть, если не американец). Когда в руки чиновника попадает советский паспорт, то он становится похож на ошпаренного кота:
Исторический контекст
С первых лет существования молодого советского государства воцарился так называемый железный занавес — барьер между Советским Союзом и странами Европы, предполагающий информационную и политическую изоляцию. Его существование сильно ограничивало выезд советских граждан за границу. Подобные привилегии имели лишь высшие должностные лица партии, а также деятели искусства, призванные пропагандировать коммунистический режим в европейских странах. Именно таким человеком и был Владимир Маяковский, объездивший со своими стихами пол-Европы.
Известно, что в последние годы жизни Владимир Маяковский очень много путешествовал, бывая, в том числе, и за границей. Благодаря своим революционным и патриотическим стихам этот поэт был одним из немногих, кому при советской власти позволено было в качестве собкора различных изданий бывать и в Европе, и в США. Маяковский никогда не писал путевых заметок, однако мог в коротких и емких фразах стихов передать ощущения от той или иной поездке.
К одной из таких зарисовок можно отнести и “Стихи о советском паспорте”, которые были написаны
В этом произведении поэт рассуждает на тему того, как пограничные службы относятся к паспортам и их обладателям. Сам Маяковский терпеть не может бюрократизм, а потому любые документы, которые он презрительно именует “бумажками”, вызывают у него брезгливость, граничащую с отвращением. Но к советскому паспорту он относится с особым почтением, так как эта “пурпурная книжица” вызывает у чиновников таможенных служб различных стран настоящее отвращение. Он берет ее в руки “как бомбу, берет – как ежа, как бритву обоюдостороннюю”.
проецирует отношение к советскому паспорту на себя, понимая, что подобные чувства его оппонент испытывает не из-за документа, удостоверяющего личность, а из-за того человека, которому он принадлежит. И в том нет ничего удивительного, ведь во второй половине 20 века граждане СССР, пересекающие открыто государственную границу, являются чем-то экзотическим. Ну, а общее отношение к представителям этой страны, изолированным от всего мира, носит настороженный характер. Попросту говоря, советского человека боятся и в Париже, и в Нью-Йорке, так как никто не знает чего от него можно ожидать.
И этот страх доставляет Маяковскому истинное наслаждение.
Он действительно гордится тем, что живет в великой и непобедимой стране, которая внушает страх всему миру и заставляет даже обычного пограничника трепетать при виде красного советского паспорта.
Знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.
Прозаседавшиеся
Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, — расходится народ в учрежденья. Обдают дождём дела бумажные, чуть войдёшь в здание: отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на заседания. Заявишься: «Не могут ли аудиенцию дать? Хожу со времени она». — «Товарищ Иван Ваныч ушли заседать — Объединение Тео и Гукона».* Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». Через час ни секретаря, ни секретарши нет — голо! Все до 22-х лет на заседании комсомола. Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришёл товарищ Иван Ваныч?» — «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!» Мечусь, оря, От страшной картины свихнулся разум. И слышу спокойнейший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться! До пояса здесь, а остальное там». С волнения не уснёшь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» ————— * Тео — театральный отдел Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Гукон — Главное управление коннозаводства при Наркомземе.
—————
Текст и видео
Я волком бывыгрызбюрократизм.К мандатампочтения нету.К любымчертям с матерямикатисьлюбая бумажка.Но эту…По длинному фронтукупеи каютчиновникучтивый движется.
Сдают паспорта,и ясдаюмоюпурпурную книжицу.К одним паспортам -улыбка у рта.К другим -отношение плевое.С почтеньемберут, например,паспортас двухспальныманглийским левою.
Глазамидоброго дядю выев,не переставаякланяться,берут,как будто берут чаевые,паспортамериканца.На польский -глядят,как в афишу коза.На польский -выпяливают глазав тугойполицейской слоновости -откуда, мол,и что это загеографические новости?
И не повернувголовы кочани чувствникакихне изведав,берут,не моргнув,паспорта датчани разныхпрочихшведов.И вдруг,как будтоожогом,ротскривилогосподину.
Этогосподин чиновникберетмоюкраснокожую паспортину.Берет -как бомбу,берет -как ежа,как бритвуобоюдоострую,берет,как гремучуюв 20 жалзмеюдвухметроворостую.
Моргнулмногозначащеглаз носильщика,хоть вещиснесет задаром вам.Жандармвопросительносмотрит на сыщика,сыщикна жандарма.С каким наслажденьемжандармской кастойя был быисхлестан и распятза то,что в руках у менямолоткастый,серпастыйсоветский паспорт.
Я волком бывыгрызбюрократизм.К мандатампочтения нету.К любымчертям с матерямикатисьлюбая бумажка.Но эту…Ядостаюиз широких штаниндубликатомбесценного груза.Читайте,завидуйте,я -гражданинСоветского Союза.
В завершении анализа предлагаю послушать аудиовариант стихотворения в исполнении юной девушки в форме курсанта.
Я волком бы выграз бюрократизм.К мандатам почтения нету.К любым чертям с матерями катисьлюбая бумажка. Но эту…По длинному фронту купе и каютчиновник учтивый движется.Сдают паспорта, и я сдаюмою пурпурную книжицу.К одним паспортам — улыбка у рта.К другим — отношение плевое.С почтеньем берут, например, паспортас двухспальным английским левою.Глазами доброго дядю выев,не переставая кланяться,берут, как будто берут чаевые,паспорт американца.На польский — глядят, как в афишу коза.На польский — выпяливают глазав тугой полицейской слоновости -откуда, мол, и что это загеографические новости?И не повернув головы кочани чувств никаких не изведав,берут, не моргнув, паспорта датчани разных прочих шведов.И вдруг, как будто ожогом, ротскривило господину.Это господин чиновник беретмою краснокожую паспортину.Берет — как бомбу, берет — как ежа,как бритву обоюдоострую,берет, как гремучую в 20 жалзмею двухметроворостую.Моргнул многозначаще глаз носильщика,хоть вещи снесет задаром вам.Жандарм вопросительно смотрит на сыщика,сыщик на жандарма.С каким наслажденьем жандармской кастойя был бы исхлестан и распятза то, что в руках у меня молоткастый,серпастый советский паспорт.Я волком бы выгрыз бюрократизм.К мандатам почтения нету.К любым чертям с матерями катисьлюбая бумажка. Но эту…Я достаю из широких штаниндубликатом бесценного груза.Читайте, завидуйте, я — гражданинСоветского Союза.Другие тексты песен «ниачем»
Другие названия этого текста
- ниачем — паспорт (В.Маяковский)
- 100Hz — Советский паспорт(Маяковский В.В.)
- «Стихи о советском паспорте» — (Н.Сухоруков — В.Маяковский) ДиМео (Никита Сухоруков)
- Маяковский — Стихи о советском паспорте
- Владимир Маяковский — Стихи о советском паспорте
- Маяковский «Стихи о советском паспорте» — читает известный советский актёр В. Яхонтов
- В.В. Маяковский — Стихи о советском паспорте
- Маяковский В. В. — Советский паспорт
- В.В, Маяковский — Советский паспорт
- Маяковский — Стихи о советском паспорте (1929 год)
- Долгий Эдгар — Стихи о советском паспорте
- В. Аксенов — Стихи о советском паспорте
Композиция произведения
Композиционно текст сложно разделить на смысловые части, как и стихотворения многих футуристов. Оно не делится на строфы и является единым потоком чувств, эмоций и рассуждений лирического героя.
Однако в произведении чётко обрисовываются три времени:
- прошлое, когда лирический герой за этим же окном впервые гладил руки возлюбленной;
- настоящее, когда поэт понимает, насколько их обоих тяготит его несчастная любовь, и осознаёт скорый конец;
- будущее, когда герой представляет, что назавтра возлюбленная, может быть, выгонит его, изругав, и ему ничего не останется, кроме как, обезумевшим, выбежать на улицу, поэтому он предлагает проститься сейчас.
«Стихи о советском паспорте», анализ произведения Владимира Маяковского
«Эх, хорошо в стране советской жить!» — это строчка из детской песни уже давно забыта вместе с ушедшими в прошлое советскими временами. Но осталось в антологии советской поэзии замечательное стихотворение Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте»
.«Краснокожей паспортины» уже не существует, но произведение, ее прославившее, не только «живее всех живых», но и вызывает до сих пор огромное количество подражаний и пародий. Это ли не свидетельство популярности?
Итак, в 1929 году, в седьмую годовщину образования Советского Союза, Владимир Маяковский, пересекая границу и проходя таможню, стал свидетелем различного отношения чиновников к представителям разных стран. Результатом этих наблюдений и становится произведение «Стихи о советском паспорте», анализ которого будет далее представлен.
Рассказ о будничной процедуре – проверке паспортов таможенными властями – становится яркой картиной противостояния двух миров. Появившийся впервые в истории «лагерь социализма, построенный в отдельно взятой стране», (согласно формулировкам классиков марксизма-ленинизма), вызывал у представителей всех стран буржуазного мира если не ненависть, то, по крайней мере, страх и непонимание. Именно эти чувства передает Маяковский в своем стихотворении.
Стихотворение начинается сатирическим изображением представителей «жандармской касты»
. которая еще с юности оставила у поэта неприятные воспоминания. Однако предшествует ему очень пафосное рассуждение о вреде бюрократизма, то есть канцелярщины, волокиты, пренебрежения к существу дела ради соблюдения формальностей:
Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету.
Однако герой уверен, что его паспорт как мандат Советского государства «к любым чертям с матерями»
не отправишь. Далее следует перечисление всех, кто проходит таможенный контроль. А паспорт становится своеобразным символом государства, выражением его силы и мощи на политической арене, что, как в настоящем зеркале, и отражается в отношении к гражданам. Меткимисравнениями иметафорами подчеркивает автор лакейскую угодливость и учтивость чиновников перед сильными мира сего – представителями крупных держав:
… не переставая кланяться, берут, как будто берут чаевые, паспорт американца.
К государствам «поплоше» и отношение совсем другое: пренебрежение и высокомерие проявляют чиновники к гражданам небольших государств, например, полякам. А еще, «чувств никаких не изведав, берут паспорта датчан и разных прочих шведов»
. Очевидно, рутинная работа приучила их воспринимать свои обязанности в качестве чего-то неизменного. Но вот таможенные чины встречаются лицом к лицу с представителем Советского Союза.
«Краснокожая паспортина»
. дорогая сердцу героя, вызывает у них замешательство и бессильную ярость. Поэтому и берут они«пурпурную книжицу» с опаской:«как бомбу, как ежа, как бритву обоюдоострую, как змею двухметроворостую» . Именно таким длинным перечнем сравнительных оборотов Маяковский стремился подчеркнуть невольное, но при этом вынужденное признание врагами могучей силы страны, все-таки воплотившей в своей истории вековую надежду человечества на равенство и справедливость. Возможно, новое государство, новый политический строй, что называется, вдохновили поэта на такое количествонеологизмов . что ни одно его стихотворение не сравнится с данным по количеству этих средств.
В заключение Маяковский вновь, в соответствии с кольцевой композицией
стихотворения, повторяет строки о бюрократическом непочтении к мандатам, но завершает оборванную в начале стихотворения идею патриотической мыслью о своей гражданской принадлежности:
Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.
Наверное, немного найдется сейчас учеников, знающих наизусть это стихотворение, ведь оно не входит в современную школьную программу по литературе. Но, несмотря на, казалось бы, устаревшее содержание, оно наполнено такой гордостью за свою страну, что аналогов в современной поэзии, к сожалению, найти невозможно.
Сможет ли кто-нибудь из ныне живущих мастеров пера создать столь мощное по силе любви к своей родине стихотворение? Напишет ли кто-нибудь с гордостью о своем российском гражданстве? Почему-то в это слабо верится.
Композиция
Стихотворение «Нате!» состоит из трех четверостиший и одного пятистишия.
- Первая строфа представляет собой экспозицию, обрисовывает декорации действия. Перед читателем предстает с одной стороны – сытая и безразличная публика, представленная общей массой «обрюзгшего жира», с другой – поэт, раскрывающий перед ней «шкатулки стихов».
- Далее Маяковский пытается рассмотреть этих людей поближе и описывает отталкивающие материальные подробности их облика вроде застрявшей в усах капусты или чрезмерно нанесенных на лицо белил.
- Публика сосредоточена на вещах и удовольствиях, она оказывается неспособна рассмотреть и оценить «бабочку поэтиного сердца». Снова объединяясь в толпу, эти люди становятся для поэта страшной «стоглавой вошью», которая в порыве ярости способна не только испачкать в грязи, но и затоптать неугодного ей человека.
- В последней строфе поэт повторно называет себя «бесценных слов мот и транжир», создавая таким образом кольцевую композицию и возвращая на первый план образ лирического героя. Он смело выступает против ненавистной ему толпы, ему ничего не стоит, если захочется, расхохотаться и плюнуть ей в лицо.
Завидуйте
Пусть завидуют, ведь старое всегда преклоняется перед молодым, всегда зависть к здоровой юности доминирует над старческим маразмом буржуйского мира
Для чиновников и жандарма абсолютно неважно, кто перед ними – дирижёр это или пахарь, личность обезличена – всё сознание занимает паспортина. Впечатление, что красная книжица вовсе не несколько печатных страниц, а манускрипт с древним, но возродившимся для мести проклятьем. Кто возьмёт его в руки, тот будет раздавлен воскресшими богами-уничтожителями
Кто возьмёт его в руки, тот будет раздавлен воскресшими богами-уничтожителями.
Для увеличения художественной цены паспорта Маяковский сравнивает его сначала с бомбой, потом с бритвой и ежом. Поэт смеётся над западным миром, в глазах которого при виде красной книжицы видит одновременно страх и ненависть. Пару страничек в пурпурном переплёте вводят таможенника и жандарма в стопор, это смешит и радует автора стихотворения. Причина смеха понятна – Запад сам создал себе страшный образ советского человека и теперь сам же пугается этого образа. «Никто не напугает тебя так, как ты сам себя напугаешь» — лучше не скажешь.
Маяковский стихотворением «Паспорт» буквально кричит всему миру – я гражданин СССР – хотите бойтесь этого, хотите ненавидьте меня, но я выше вашего старого и гнилого внутри мира!
Моральную сторону такой гордости за советскую Россию оставим на совести автора, к счастью ему не пришлось увидеть репрессии середины 30-х годов, когда гордые носители советских паспортов безвозвратно эшелонами увозились на Калыму и Соловки.
В завершении анализа предлагаю послушать аудиовариант стихотворения в исполнении юной девушки в форме курсанта.
ТОП русской поэзии
- Анна Ахматова
- Александр Блок
- Валерий Брюсов
- Иосиф Бродский
- Иван Бунин
- Константин Бальмонт
- Зинаида Гиппиус
- Николай Гумилёв
- Сергей Есенин
- Николай Заболоцкий
- Михаил Лермонтов
- Владимир Маяковский
- Осип Мандельштам
- Николай Некрасов
- Борис Пастернак
- Игорь Северянин
- Федор Тютчев
- Афанасий Фет
- Марина Цветаева