Сюжет и смысл поэмы
Прошло три года после отмены крепостного права в 1861 году и можно было подводить первые итоги реформы. Итак, русский мужик освобожден. Это сделало его счастливым? Перед нами семеро мужиков, которых жизнь явно не балует, решают поискать счастья и правды. Пойти ради этого по Руси матушке и поучиться уму разуму у людей. А вдруг счастливых встретят?
Вот, вроде бы, счастливыми должны быть баре, хоть и не распоряжаются больше крестьянской жизнью. Но это как посмотреть… В главе «Последыш» выписан удивительный образ старого помещика, уже глубоко нездорового, которому никто не решается сказать, что крепостного права больше нет, потому что его хватит удар. Неужели у помещиков не такая счастливая жизнь? Эту догадку подтверждает и барин на бричке, который вздохнув рассказывает о новых порядках, о том, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику».
Что уж говорить о крестьянах, чьи вздохи еще тяжелее:
Под царской грамотой имеется в виду реформа. Да, крестьянин больше не личный раб помещика, но он теперь ему по жизни должен, как жители села Вахлаки, которые никак не могут отсудить у помещика свои законные земли. А как же им кормиться?
С горечью описывает Некрасов тип крестьянина-холопа, лакея. Крепостное право искалечило души некоторых мужиков, которые только и привыкли, что барину угождать. Им и свобода-то не нужна. Вот о чем говорится в строках:
Затем нам рассказывают страшную историю Якова, лакея, который решается бунтовать. Но каков же этот бунт? Несчастный лишает себя жизни, вот и вся месть…
Мы видим, что двухсотлетнее проклятие крепостного права изуродовало российскую жизнь глубоко, до основания. И реформа не сильно помогла – она не сделала народ счастливым. Некрасов честно рисует все проблемы, ею вызванные, продолжающие старые беды. Народ по-прежнему нищ и гол, тёмен и бесправен. Маловато у нас и честных людей, чтобы быть счастливой страной. Но главная-то беда в том, что народ даже не представляет себе образа счастливой жизни, не видит пути к ней. Каким должно быть счастье, где его искать, вопрошают странники? Но – с кем держу совет, ни в ком правды нет. Нет ответа, молчит Русь.
Однако Некрасов не только сострадает народу – он любуется им, его силой, его сердцем, уцелевшим несмотря на годы рабства:
Где же он находит эти уцелевшие сердца? В удивительных народных образах. Таких, как Савелий, Матрёна Тимофеевна. Матрена Тимофеевна – удивительный образ русской женщины: красивой, умной, сильной, но слишком много страдавшей. Мужики находят ее, когда решают поискать счастья среди баб. Вот уж совсем не по адресу, прямо скажем…Не было счастья в Матрениной жизни. Промелькнуло оно и растаяло, погиб ее единственный любимый сыночек – еще совсем ребенком. А виновен в его гибели другой народный персонаж — русский богатырь Савелий, которому дана была недюжинная сила, да , видать, зря.
Но вот еще один народный образ, Гриша Добросклонов, герой с говорящей фамилией. Мы встречаем его в главе «Пир на весь мир» во время большого народного гуляния и разговора в селе Вахлачина. Гриша – сын бедного дьячка, чудом получивший образование, всю свою молодую жизнь проработавший тяжко, надсадно. Но он любит свою мать и односельчан, и решает посвятить всю жизнь борьбе за народное счастье.
Смысл финала поэмы
Некрасов не успел завершить произведение, однако старался поработать отдельно над последней, финальной частью. Гриша Добросклонов идет по родному краю и славит Русь:
Ему предстоит огромная работа народного просвещения, счастливая и страшная судьба. Русское счастье, оно такое – с оттенком боли и горечи. И Некрасов именно с горечью говорит об этой судьбе:
И все равно финал поэмы пронизан светом и верой в народное возрождение.
Персонажи и их характеристика
Мне нравится15Не нравится3
Семеро крестьянских мужиков – Роман, Демьян, Лука, братья Губины, Пахом и Пров – являются главными героями поэмы Некрасова. Они объединены великой целью – найти человека, который живет счастливо на Руси. Эта группа мужиков символизирует русский народ в целом, и в рамках поэмы они представляют единое целое.
Герои поэмы обладают простой и неприхотливой натурой. Они являются работящими и трудолюбивыми людьми, которые отражают дух коренных “русских жителей”.
Краткие характеристики всех персонажей поэмы представлены в таблице ниже:
Персонаж | Характеристика |
---|---|
Роман | Считает, что лучше всех живут помещики. |
Демьян | Умный и образованный человек, считает, что хорошо живется чиновникам. |
Лука | Коренастый и бородатый мужик, говорливый и глуповатый. Считал, что попы живут счастливо, но понял, что это не так. |
Братья Губины | Любят пить и считают, что самая беззаботная жизнь у купцов. |
Пахом Онисимыч | Старик, который раньше торговал медом. Считает, что вельможи – бояре и министры – живут припеваючи. |
Пров | Угрюмый мужик, считает, что только царю живется вольно и хорошо. |
Поп | Изначально считался человеком, кому на Руси прекрасно живется, но мужики поняли, что это не так. |
Вавило | Пьяница, который потратил все деньги на ярмарке. Благодаря Павлуше Веретенникову получил помощь и вернулся домой. |
Павлуша | Помог Вавиле и получил прозвище “барин”. |
Яким Нагой | Работящий, но любящий выпить. Проиграл суд с барином и попал в тюрьму, после чего вернулся в родную деревню. |
Бывший дьяк | Худощавый мужчина, верит, что настоящее счастье – в чистоте души. |
Старуха | Рыжая старушка, считает себя счастливой из-за репы на своем огороде. |
Солдат | Старый вояка, счастлив тем, что остался жив после участия в двадцати боях. |
Каменотес | Радует себя тем, что зарабатывает 5 рублей в день благодаря своей силе. |
Дворовый | Счастье слуги – получать от хозяев вино и еду. |
Гриша Добронравов | Худощавый и бледный, семинарист, посвященная ему целая глава. Поклялся вести честную жизнь и сделать Родину счастливой. |
Цель поэмы
Цель анализа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в раскрытии замысла и особенностей данного произведения. Поэма, написанная Федором Ивановичем Тютчевым, родилась в эпоху романтизма и раскрывает тематику жизни на родной земле.
Замыслом поэмы является передача образа идеальной России, где каждый человек может найти свое место и счастье. Художественная форма произведения позволяет автору описать все прелести и прекрасные стороны русской природы, а также особенности национального характера.
Главной тематикой поэмы является жизнь на Руси, которая олицетворяется как идеальное место для существования человека
Автор акцентирует внимание на том, что только здесь, в родной стране, каждый человек может обрести истинное счастье и гармонию
Основные черты русской жизни, которые передаются в поэме, это любовь к своей земле, преданность традициям и культуре, глубокое понимание духовного мировосприятия русского человека. В поэме прослеживается национальная идентичность и уникальность нашего народа.
Социальная критика
Главной темой произведения является неразрешимый вопрос – кому на Руси хорошо жить. Грибоедов раскрывает сущность русской действительности, которая характеризуется социальным неравенством и несправедливостью. В поэме отчетливо прослеживается остроумная и саркастическая картина общества, где богатые и властные населяют благоденствующие поместья, а бедные и угнетенные вынуждены терпеть страдания.
Грибоедов с помощью сатиры и иронии критикует русское общество, его привычки и укоренившиеся установки. Поэт высмеивает праздность и бездействие помещиков, изображает их житие, над которым они сами постоянно шутят. Главным объектом насмешек становится герой поэмы, Молчалин, который олицетворяет тупость, лени и бездушность высшего сословия.
Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой резкую социально-критическую поэму, которая раскрывает и анализирует проблемы и недостатки русского общества. Грибоедов художественно передаёт реальность, затрагивая темы неравенства, неправедности и безразличия, а также призывает к изменению рода отношений с целью создания лучшего и справедливого общества.
Восхваление идеала
В поэме Александр Корнейчук описывает род Руси как идеальное место для жизни, где можно найти счастье и удовлетворение своих потребностей. Автор подчеркивает хорошие качества русских людей — их доброту, гостеприимство, простоту и трудолюбие.
С помощью живописных образов и ярких описаний, Корнейчук передает красоту русской природы, связывая ее с качествами и характером народа.
Одной из центральных тем произведения является идеализация сельской жизни. Поэт отмечает, что именно на селе человек может наслаждаться прекрасной природой, находить вдохновение и мир в душе. Высоко ценятся простые и честные трудовые усилия селян, их взаимопомощь и семейные ценности.
Таким образом, анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» позволяет увидеть ее главную идею — восхваление идеала счастливой жизни на родной земле, где ценятся простота, честность, трудолюбие и семейные ценности.
Поэтическое исследование жизни
Анализируя образ жизни на Руси, поэма подчеркивает ее величие и неповторимость. Это место, где каждый человек может найти свое место под солнцем и наслаждаться прекрасной природой, богатой культурой и духовными традициями. Произведение передает глубокое уважение к родной земле и гармоничному сосуществованию человека с природой.
Особенность поэмы заключается в том, что она сочетает красоту и гармонию русской природы с изображением тягот и лишений, которые испытывает русский народ. Проводя подробный анализ жизни на Руси, автор передает испытываемую боль и невзгоды, но в то же время дарит нам надежду на лучшее будущее.
Поэтическая форма произведения помогает создать особую атмосферу и передать разнообразие чувств и эмоций, связанных с проживанием на Руси. В каждой строке поэмы мы можем ощутить глубину и мощь русской души, ее великое и многогранное значение.
Тематика произведения показывает, что для правильной жизни и счастья необходимо прислушиваться к своим корням, уважать и беречь свою родину. В поэме передается идея, что только тот, кто умеет ценить и любить свою Русь, может по-настоящему открыть для себя все ее прекрасие и глубину.
1 часть
Пролог
Семь мужиков с разных деревень собрались на дороге и стали спорить, кому живется на Руси весело и вольготно. Место встречи и название деревень выбраны автором со смыслом. Уезд – Терпигорев (горе терпим), волость – Пустопорожняя (пустая или порожняя). Деревни с передающими основные характеристики жизни крестьян названиями:
- одежда из заплат – Заплатово;
- дырявые вещи – Дырявино;
- без обуви – Разутово;
- знобит от болезней и страха– Знобишино;
- горелые дома – Горелово;
- нет еды – Неелово;
- постоянные неурожаи – Неурожайка.
- помещик;
- чиновник;
- купец;
- боярин;
- министр;
- царь.
«Все будет делать скатерть»
Обещала пеночка. Птица предупредила, что нельзя у скатерти просить еды больше, чем выдержит живот, а водки только по 1 ведру. Если эти условия не исполнять, на 3 раз желание приведет к беде. Нашли мужики скатерть, устроили пир. Решили, что узнают, кому живется счастливо на русской земле, только потом вернутся домой.
2 глава. Сельская ярмонка
- Грязная гостиница с красивой вывеской и подносчика с посудой.
- Две церкви: православная и старообрядская.
- Училище.
- Фельдшерская изба, где больным пускают кровь.
3 глава. Пьяная ночь
«ползли, лежали, ехали, барахтались».
Трезвые странники шли, поглядывая по сторонам и слушая речи. Некоторые были настолько дурны, что становится жутко, как спивается русский народ. В канаве спорят бабы, кому тяжелее живется. Одна идет как на каторгу, другую бьют зятья.
Странники слышат знакомый голос Павлуши Веретенникова. Он хвалит умный русский народ за пословицы и песни, но огорчается из-за пьянки до одурения. Но ему не дает записать мысль мужик. Он стал доказывать, что крестьяне пьют по времени. В страду народ в поле, кто работает и кормит всю страну? На семью пьющую — непьющая семья. А беда приходит ко всем одинаково. Некрасивые хмельные мужики не страшнее тех, кого поела мошка, изъели болотные гады. Одним из пьяных стал Яким Нагой. Труженик решил потягаться с купцом и попал в тюрьму. Яким любил картины, из-за них чуть не сгорел во время пожара. Снимая картины, не успел вытащить целковые. Они слились в комок, потеряли ценность. Решили мужики, что не одолеть хмелю русского человека.
Действующие лица
Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.
Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).
Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.
Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.
Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.
Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.
Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.
Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.
Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.
Ионушка — богомолец; рассказчик.
Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.
Анализ произведений русской литературы 10 класс
А.А. Фет «Весенний дождь» анализ стихотворения
(586)
Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет («Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет»). Запоминается образ купающегося…
А.А. Фет «Ива» анализ стихотворения
(964)
В стихотворении «Ива» А. Фет изображает трепетную картину любовного свидания. Характерной особенностью сюжета произведения является ориентация на настоящий момент: кажется, что описываемые в стихотворении события происходят прямо сейчас. Этот эффект усиливает остроту романтического переживания лирического героя.
Его восторженное состояние…
А.А. Фет «Какая грусть! Конец аллеи» анализ стихотворения
(695)
Стихотворение А.А.Фета «Какая грусть! Конец аллеи…» рисует зимний пейзаж. Он метафоричен («Опять серебряные змеи Через сугробы поползли»), овеян авторской фантазией.
Взгляд лирического героя даже в пустынном пейзаже видит любопытные детали: «Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело».
Душе лирического героя передается печальное…
А.Н. Островский «Гроза» анализ произведения
(685)
А.Н. Островский пришел в литературу, имея много нового, непривычного материала. Проработав несколько лет в Московском совестном суде, он был хорошо знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому неведомой жизнью. За глухими заборами купеческих домов царили невежество и суеверие, бушевали жестокость и…
А.П. Чехов «Вишневый сад» анализ произведения
(466)
Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину
Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы. Примечательно, что герой сам себе дает характеристику
Выясняется, что состоятельным человеком он стал сравнительно недавно: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках….
А.П. Чехов «Ионыч» анализ произведения
(566)
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной критике в периодической печати того времени. Сразу же после публикации произведения в 1898 году посыпались многочисленные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.
В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой образованной и талантливой в городе С. Живут они на…
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» анализ произведения
(672)
«История одного города» — одно из центральных произведений творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869— 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно…
М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист» анализ произведения
(651)
Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естест венное состояние общественног о устройства….
М.Е. Салтыков-Щедрин «Коняга» анализ произведения
(870)
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного…
М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве» анализ произведения
(645)
Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».
Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведения — Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит намеком на первое лицо в…
Глава 2. Сельская ярмонка
Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.
К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.
Глава 3. Пьяная ночь
Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей
Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории
После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.
Глава 4. Счастливые
Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить. Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит. Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.
Направление, жанр и тема
По мнению самого автора, его произведение — это эпопея настоящей жизни крестьян, написанная в жанре эпической поэмы. В ней соединились эпос и лирика. По законам жанра были определены композиция и сюжет, по которым должна развиваться поэма.
Автору было крайне тяжело в последние месяцы жизни строго следовать сюжетной линии. По этой причине в произведении присутствует множество беспорядочных отхождений от сюжета. Поэма уникальна тем, что она, по сути своей — народный эпос и являет результатом изучения и понимания мировой литературы, а не заимствованием конкретного образа. Поэма наполнена персонажами, которые помогают представить картину нравов и жизни тех времен.
Основной темой является проблема свободы. Она заключалась в том, что крестьянам свободу дали, но не сказали, как ей пользоваться, и им пришлось самим приспосабливаться к изменившимся условиям. Проблема национального характера в том, что люди-мыслители, люди-искатели справедливости проводят время:
- в забытьи;
- за выпивкой;
- за пустыми разговорами.
Главные герои
С помощью главных героев упорядочивается вся поэма. Семь мужиков не обладают какой-либо индивидуальностью, характером — они едины и являют собой народное сознание, их диалог — речь общества, которая берет начало из устного народного творчества.
В образах семи странников предстают бывшие крепостные крестьяне из смежных деревень — Неурожайки, Гореловой, Нееловой, Знобищиной, Дырявиной, Разутовой, Заплатовой. Каждый из них дает свое понимание, кому лучше всего живется на Руси:
- министру государеву;
- царю;
- вельможному боярину;
- купцу;
- попу;
- чиновнику.
Каждый из них изображен крайне упорным в своих суждениях, никто не желает уступить. Но их всех объединяет одно: они сильны, отважны и желают найти истину. Их темпераменты отличаются пылкостью и отходчивостью. Они добры и отзывчивы, что делает их желанными собеседниками даже при кажущейся дотошности.
Их отличает суровый нрав, но ведь и жизнь их тяжела: раньше крепостные люди были вынуждены гнуть спины на барина, а после отмены крепостного права они не нашли себе места. Потому-то они и вынуждены ходить по родной земле и искать истину и справедливость.
Гриша Добронравов являлся семинаристом, сыном дьячка. Это довольно мечтательная натура, он сочиняет песни и приносит радость людям. В своих песнях он говорит, какой будет судьба России, и отмечает ее могучую силу, которая непременно победит всю несправедливость.
В его характере присутствуют черты идеалиста, он тверд и уверен в своем желании искать истину до конца. Мужчина ощущает, что его призвание — быть вождем и певцом России. Его делает счастливым тот факт, что он может принести себя в жертву во благо родины.
Еще одной главной героиней является Матрена Тимофеевна Корчагина, крестьянка. Соседи считают, что она счастливица, ведь она смогла у жены военачальника попросить оставить своего мужа дома (а ему уже грозила рекрутская служба на 25 лет, а кроме него кормить семью было некому). Но не такой счастливой была ее жизнь — в ней были и горе, и унижения, потеря единственного ребенка, гнев свекрови, труд до потери сил.
У мужа Матрены есть дедушка — Савелий Корчагин, который является настоящим русским богатырем. Однажды он покончил с немцем-управляющим, который измывался над крестьянами, доверенными ему. За это Савелию пришлось пройти десятилетия каторги. По возвращении его тело было растоптано, но воля осталась сильна, он все так же боролся за справедливость.
Ермил Гринин, бурмистр на земельном владении князя Юрлова, является человеком исключительно честным. Чтобы выкупить мельницу, он выходит на площадь и просит помочь ему деньгами. Позже он возвращает взятое в долг, за что Гринина начинают уважать и почитать.
Образ помещиков
Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной — реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.
Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Реформа Александра II об отмене крепостного права послужила для Некрасова толчком к написанию поэмы. Насущный вопрос о человеческом счастье стал основным. Счастливы ли крестьяне после проведенной реформы? А помещики? Как перекликаются их судьбы и жизненные истории? Смысл названия поэмы лежит на поверхности. Семеро мужчин собрались на дороге и начали обсуждать: кому все-таки хорошо живется на русской земле. Каждый предложил свой вариант и с задором начал доказывать свою правоту. Спор развернулся нешуточный. А все потому, что у всех разное представление о понятии «хорошо». И крестьяне связывают его лишь с материальными благами. Бурная перепалка переросла в ночевку у костра. Не обошлось и без водки. Спиртной напиток заставил мужиков еще больше раскрепоститься. Они рьяно начали отстаивать свои позиции.
Утром все семеро отправились на поиски истины. И начали они с попа. Но услышав доводы, поняли, что попу живется несладко. И на Руси он не самый счастливый человек. Много повидали крестьяне мест после той встречи со священнослужителем. Обойдя знатную часть честного народа, они пришли к выводу, что никто не живет вольготно на Руси. В глубине души у всех опрошенных есть груз, который тянет вниз и не дает насладиться жизнью.
Отмена крепостничества дала формальную свободу крестьянам. На деле, жить им стало хуже. Помещики, оставшись без крестьян, тоже не смогли выстроить новую стратегию жизни. Недовольство выливалось в обиду и подкреплялось чувством зависти. Мысль «хорошо всем, кроме меня» не давала покоя.
Название поэмы с первого прочтения готовит читателей к погружению в атмосферу российской действительности. Чем глубже копнуть, тем больше ощущается неизбежность бытия. Безрадостное существование всех членов общества навивает грусть. Всегда чего-то не хватает: денег, времени, душевного спокойствия. Люди не ценят, что имеют. Не умеют довольствоваться малым. Главная ценность – человеческая жизнь. Но в бесконечном круговороте жалоб это сложно осознать. Крестьяне нарисовали в своих головах идеальные образы счастливых людей. Но забыли оценить, что мнение – дело субъективное. Что одному хорошо, другому – наказание.
Образ Матрены Тимофеевны был одним из последних в поэме. Крестьянка с виду могла показаться той, кому вольготно жить на Руси. Но ее жизненная история всколыхнула самые черствые сердца. Судьба преподнесла много испытаний. Для женской души они оказались непреодолимыми.
Григорий Добросклонов – единственный счастливый человек на Руси. Борясь за справедливость, он отстаивал интересы крестьян. И просто был счастлив от того, что помогает народу. Он был из бедной семьи, но при этом понимал: счастье далеко не в деньгах. Стремление сделать мир лучше, бескорыстная любовь к людям – факторы, влияющие на ощущение внутренней гармонии. И хорошо жить тому, кто это понимает.
Некрасов приковал внимание к вопросу, который задают люди по сей день. Рецепт счастья хочет узнать каждый
Но до сих пор вольготно живется лишь единицам. Кто не сравнивает, не завидует, а идет с высоко поднятой головой к благим целям. Смысл названия произведения и в том, чтобы показать, ставшее для России привычным, деление на богатых и бедных. Оценивать друг друга по сословному признаку – глупость. Но именно это деление и используют герои поэмы
Автор хотел показать, как важно помещикам перестать давить на крестьян. А крестьянам научиться жить другой жизнью, используя свою голову для решения проблем
Пессимизм поэмы — кому же все-таки жить хорошо?
Некрасов очень сочувствует крестьянам, но творчество его глубоко пессимистично. Очевидно, замысел этой поэмы состоит в том, чтобы показать: в России не счастлив никто — священники берут деньги, помещики жалуются на обнищание деревни, солдаты вынуждены тяжело служить, а крестьянам приходится самим обеспечивать себе кусок хлеба.
Есть в поэме глава «Счастливые», в которой временнообязанные странники обещают напоить водкой любого человека, который докажет, что счастлив. Однако никто не может этого сделать, т.к. на Руси нет счастливых людей. Единственная их радость в жизни — это та самая рюмка водки, без которой было бы совсем уж грустно.
Единственный счастливый человек во всей поэме — это Гриша Добросклонов, который выбирает для себя дорогу борьбы. Однако у Руси есть надежда на лучшее будущее, которая связана с крестьянами. Они не умеют быть свободными, и Некрасов выделяет три типа крестьян: те, что гордятся своим рабством; осознающие рабство, но не могущие противостоять; борющиеся с несправедливостью.
Главные герои этой поэмы — семь временнообязаных
Хотя предполагалось, что показаны в поэме будут все сословия, Некрасов все равно делает акцент на крестьянстве. Он рисует его жизнь мрачными красками, особенно сочувствует женщинам.
В поэме есть часть «Крестьянка», посвященная некой Матрене Тимофеевне и ее печальной жизни. Ее настигают подряд два несчастья, связанных с ее сыновьями: сначала погибает младенец Дёмушка — за ним не уследил дед, мальчика затоптали свиньи, потом общество решает наказать сына-пастуха Федота — тот отдал мертвую овцу волкам, за это его хотели высечь.
Но высекли в итоге самоотверженную мать, спасшую его. Потом мужа Матрены забирают в армию, и она, беременная, идет за помощью к губернатору. В результате чего рожает прямо в его приемной, с помощью его жены. После этого губернаторша помогает ей вернуть мужа. И, несмотря на все беды, Матрена Тимофеевна считает себя счастливой женщиной.
Также жизнь женщины описана в песне «Солёная». У крестьянки закончилась в доме соль для супа, поскольку не было денег. Но крестьянская женщина может найти выход из любой ситуации: она начинает плакать прямо над кастрюлей и, в результате, солит суп собственными слезами.