Изучение пейзажной лирики.самуил яковлевич маршак «ландыш»

Тема урока с. маршак «ландыш»

Стихи про первые ландыши

Первый ландыш
О первый ландыш! Из-под снегаТы просишь солнечных лучей;Какая девственная негаВ душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!Какие в нем нисходят сны!Как ты пленителен, подарокВоспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает —О чем — неясно ей самой, —И робкий вздох благоухаетИзбытком жизни молодой.А. Фет

А ландыши растут на круче…
А ландыши растут на круче,Где папоротники дремучи,Где ели хмуры, бородаты,Где заблудилась я когда-то.

Тот день был не совсем обычен:Десяток первых земляничинНесла я в кулаке зажатомНа радость маленькому брату.

Десяток земляничин первыхНесла и потихоньку пела.И птицы надо мною пели,Пока не обступили ели.

В лесу, где только снег растаял…
В лесу, где только снег растаялИ солнце бликами в тишиИграет с первыми листами,Недавно ландыши взошли.

Их белоснежные соцветьяТак целомудренно чисты.Они совсем, совсем, как дети,Без нашей взрослой суеты.

Сжимают их в своих объятьяхЕщё зелёные листыИ колокольчики от счастьяЗвенят от этой красоты.Ю. Соловьев

Ландыш расцветает!
Люблю я раннюю весну,Лес ароматом наполняет,Красивей нет цветов в лесу,Смотрите, ландыш расцветает!

Какой прекрасный аромат,Вдыхаю — сердце замирает,Сердечко бьётся невпопад,Весна — вокруг всё оживает!

О, первый ландыш — красота!Какая девственная нега,Листом прикрыта нагота,Висят бутончики над снегом.

Красивей нет цветов в лесу,Смотрите, ландыш расцветает,Любите раннюю Весну,Сердца Любовью наполняет!В.Шулика

Летняя ночь на севере

На неизвестном полустанке,От побережья невдали,К нам в поезд финские цыганкиИюньским вечером вошли.

Хоть волосы их были русы,Цыганок выдавала речьДа в три ряда цветные бусыИ шали, спущенные с плеч.

Блестя цепочками, серьгамиИ споря пестротой рубах,За ними следом шли цыганеС кривыми трубками в зубах.

С цыганской свадьбы иль с гулянкиПришла их вольная семья.Шуршали юбками цыганки,Дымили трубками мужья.

Водил смычком по скрипке старойЦыган поджарый и седой,И вторила ему гитараВ руках цыганки молодой.

А было это ночью белой,Когда земля не знает сна.В одном окне заря алела,В другом окне плыла луна.

И в этот вечер полнолунья,В цыганский вечер, забрелиВ вагон гадалки и плясуньиИз древней сказочной земли.

Полынью пахло, пахло мятой,Влетал к нам ветер с двух сторон,И полевого ароматаБыл полон дачный наш вагон.

Не знаю, когда прилетел соловей,Не знаю, где был он зимой,Но полночь наполнил он песней своей,Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:То слышится где-то свирель,То что-то рокочет, журчит и стучитИ вновь рассыпается в трель.

Так четок и чист этот голос ночной,И все же при нем тишинаДля нас остается немой тишиной,Хоть множества звуков полна.

Еще не раскрылся березовый листИ дует сырой ветерок,Но в холоде ночи ликующий свистМы слышим в назначенный срок.

Ты издали дробь соловья улови –И долго не сможешь уснуть.Как будто счастливой тревогой любвиОпять переполнена грудь.

Тебе вспоминается северный сад,Где ночью продрог ты не раз,Тебе вспоминается пристальный взглядЛюбимых и любящих глаз.

Находят и в теплых краях соловьиНад лавром и розой приют.Но в тысячу раз мне милее свои,Что в холоде вешнем поют.

Не знаю, когда прилетел соловей,Не знаю, где был он зимой,Но полночь наполнил он песней своей,Когда воротился домой.

Белые звоночки у меня в садочке

Небольшие, звучные и запоминающиеся загадки про ландыши для детей 6-7 лет в стихах обязательно понравятся детям.

***

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.
(Ландыш)

***

Цветок – как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли – не слышно.

***

Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке.

***

На зелёном стебельке,
Белые фонарики,
И цветут, благоухают,
Только в мае …
(Ландыши)

***

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
(Ландыши)

***

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

***

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
(Ландыш)

***

Он на солнце поглядел,
В мае бусинки надел,
Белоснежна кисть цветка,
Гроздь изящна и легка,
Наслаждайся и дыши,
Распустились …
(Ландыши)

***

Цветок душистый каждый знает,
Он расцветает только в мае —
Зеленый тонкий стебелёк,
Где белых бусинок рядок.
(Ландыши)

***

На зеленой ножке
Выросли сережки,
Белые, душистые,
Как росинки чистые.
(Ландыши)

***

Словно на гирлянде,
Лампочки висят,
Ветерок весенний,
Их качает ряд!
(Ландыши)

***

Нежным ароматом,
Колокольный ряд,
На зелёном стебельке,
Плотненько висят!
(Ландыши)

***

В саду в тенёчке,
Горошинки висят,
Как будто бусы жемчуга,
Нанизаны все в ряд!
(Ландыши)

***

Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!
(Ландыши)

***

Под занавес весны цветёт,
В тени, где солнышко не жжёт,
И словно бусы — ровный ряд,
На стебельке цветы висят!
(Ландыши)

***

На зелёной ножке,
Фонарики, горошки,
Ароматны и милы,
Поскорей их назови!
(Ландыши)

Покажите вашему малышу это видео с загадками о цветах. Пока папа рисует, нужно отгадать, какой цветок будет изображён на рисунке.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?Лес.

Аромат- струями, ручьями. Благоуханны ручьи, целительны: зачерпни, испей- и с сердца прочь кручина…

Слайд 3С. Я. Маршак Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным

товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно

рисовать цветные картинки мира. Можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать. Маршак не терпел пустого времяпровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было- работать.В его стихах слово так точно выбрано и поставлено в строку, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов.

Слайд 4Попробуйте создать ряд слов, который возникает у вас , когда

вы слышите слово «ландыш».Лес, весна, белый душистый цветок, тонкий аромат,

благоухание, свежесть,чистота, любовь, нежность.

он использовал?

Слайд 6Ландыш.Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.Природой бережно спелёнутый, Завёрнутый в зелёный листРастёт цветок в глуши нетронутойПрохладен, хрупок и душист.Бутонов круглые бубенчикиЕщё закрыты и плотны,Но солнце раскрывает венчикиУ колокольчиков весны.Томится лес весною раннею,И всю счастливую тоску ,И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку.(Самуил Яковлевич Маршак)

Слайд 7Какие краски использовал поэт для изображения картины природы?
Чёрную(чернеет лес)
зелёную(зелёный лист)
Белую(

круглые бубенчики)
Жёлтую(солнце)

бубенчиков.«А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат..»

Слайд 10Обратите внимание, что поэт ни разу не употребил слово «ландыш»

в стихотворении.
Какими словами он воспользовался для замены?…на ниточках жемчужины..…бережно

спелёнутый, завёрнутый в зелёный лист (цветок)……бутонов круглые бубенчики……колокольчики весны……горький цветок…

Слайд 11Найдите слова, помогающие нам определить состояние поэта, когда он писал

стихи. Если предположить,что поэт, олицетворяя лес, наделил его своими переживаниями,

тогда он испытывает следующее:Томится- что-то ждётСчастливую тоску- смешанное чувство счастья и тоски

Слайд 12Выберите слова, которые показывают, как поэт относится к природе.
С печальюС

Слайд 13Релаксация.Вы в лесу… Тёплый ветерок коснулся щеки. Ласковое солнышко нежно

щекочет вам затылок. Щебечут птицы. Они рады весне. А вот

и ландыши

Мы не будем срывать цветы , а осторожно погладим зелёные листочки, наклонимся и ощутим горький аромат.

Слайд 15По всей видимости, С.Я. Маршак любил цветы.Он написал стихи также

о розе, тюльпанах, сирени.
Тюльпаны.
Какие гости в комнате

моей!Узбекские, туркменские тюльпаны.Они пришли в одежде пестротканойК нам из садов, из парков, из степей.Вот розовый, с каёмкою узорнойВот золотой- шесть огоньков огня,А есть цветок почти как уголь, чёрный,Лоснистый, точно кожа у коня.В диковинных цветах земли восточнойЯ удалое племя узнаю.Поддерживает чашу стебель прочный,Пробившийся на свет в степном краю.

Слайд 16О ландыше писали и другие поэты.
Вот стихи А.А. Фета:О

первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучейКакая девственная негаВ

душистой чистоте твоей!Как первый луч весенний ярок!Какие в нём нисходят сны!Как ты пленителен, подарокВоспламеняющей весны!

Слайд 17Этот цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли

в сердце, до бешеного обожания любил П.И. Чайковский. Живя во

Флоренции, Пётр Ильич так затосковал по родине, что обратился к поэзии:

-В чём тайна чар твоих? Не знаю.Но меня твоё благоуханье,Как винная струя и греет и пьянит,Как музыка, оно стесняет мне дыханьеИ как огонь любви, питает жар ланит.И счастлив я, пока цветёшь ты, Ландыш скромный

Слайд 18Итог урока.
Закончите предложения.Сегодня на урокемы узнали…мы учились…мы смогли…было трудно,

Слайд 19 Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку…
Должны мы

В дороге

В сумерки весенниеЗа листвой березГулко в отдаленииСвистнул паровоз.

Дымными полотнамиЗастилая лес,Окнами бессчетнымиЗамелькал экспресс.

Слабо отраженные,Чуть светясь во мгле,Очерки оконныеМчатся по земле.

Желтая вагоннаяЖесткая скамья –Жизнь моя бессонная,Молодость моя.

По безвестным станциям –Из конца в конецПо Руси постранствовалВдоволь мой отец.

Скучной ночью длинноюОн смотрел в окно.Перед ним пустынноеСтлалось полотно.

С тайною тревогоюПод немолчный шумМного он дорогоюПередумал дум.

Не ему ли следуя,Я живу в пути.Все куда-то еду яЛет с пяти-шести.

Но теперь вагоннаяЖелтая скамья –Словно обновленнаяМолодость моя.

И легко мне с первымиВстречными в путиБудто давний прерванныйРазговор вести.

Бывало, в детстве под окномМы ждем, – когда у насПроснется гость, прибывший в домВчера в полночный час.

Так и деревья – стали в ряд,И ждут они давно, –Когда я брошу первый взглядНа них через окно.

Я в этот загородный домПриехал, как домой.Встает за садом и прудомЗаря передо мной.

Ее огнем озарены,Глядят в зеркальный шкафОдна береза, две сосны,На цыпочки привстав.

Деревья-дети стали в ряд.И слышу я вопрос:– Скажи, когда ты выйдешь в садИ что ты нам привез?

Олимпиада по русскому языку3 с ответами

Выполните разбор слов по составу: РАЗБУЖЕННЫЙ, НИТОЧКАХ, ВЕНЧИКИ, СПЕЛЕНУТЫЙ,

БЕРЕЖНО. Дана транскрипция слова: . Что это за слово? Составьте с ним предложение или словосочетания (продумайте варианты). братца (сущ. в род.п.): нет братца братца (сущ. в вин.п.): увидел братца браться (инфинитив): браться за настоящее дело Как правильно сказать: БЕГИТЕ или БЕЖИТЕ? Обоснуйте свою точку зрения. Какова особенность данного глагола? Правильны оба варианта: Бегите – повелит.накл., бежите – изъявит.наклЭто разноспрягаемый глагол с чередованием согласной в корне 4. Какой способностью отличаются глаголы, стоящие первыми в парах? Первые слова – глаголы называют, а не описывают действия, с помощью них можно выполнять действие (я обвиняю, нельзя сказать я упрекаю тебя). Это так называемые перформативные глаголы. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые обладают указанной способностью: вымогать, грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять, отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать, ругать, сдаваться, требовать.Попробуйте придумать еще два глагола, обладающих такой способностью. Например, благодарить, посвящать 5. Прочитайте текст И.А.Гончарова. На одной станции я спросил, сколько считают они градусов такого мороза. “Градусов пятьдесят, батюшка”,- сказала мне старуха. Мой человек усмехнулся. “Градусов пятьдесят не бывает”,- сказал он. “‘И, родимый! у нас и семьдесят бывает. ” – “Как вы это живете тут?”- спросил я. “Да мы уж обнатуренные”, – сказала она. “А лето у вас хорошо?”- спросил я. “Годявое, да только коротко: сеем ярицу, да озябает, не каждый год родится, а когда родится, так хорошо “. В другом месте станционный смотритель позабавил меня уже другим языком. Он предложил обедать у него. “А что у вас есть?”- “Налимы имеются”. – “А мясо есть?” – “Имеется баранина.” – “Да скоро ли все это поспеет?” – “Быстро соорудим”. Откуда этот язык. 5.1. Чем один язык отличается от другого? Почему эти особенности позабавили автора? 1 – разговорный: окказиональные слова, просторечия 2 – «деловая» речь, неуместная в данной ситуации Ответьте на вопрос Гончарова: “Откуда этот язык?” Откуда – оригинальные версии (от проезжающих) 5.2. Объясните значения подчеркнутых слов. Станция – пункт остановки на большой дороге, почтовом тракте Батюшка – ласково-фамильярное обращение к собеседнику Человек – крепостной слуга Обнатуренные – привыкшие к природе, натуре Годявое – от слова «годное, пригодное, годится» (или «год» – год на год не приходится) Ярица – яровой хлеб, пшеница или рожь Озябает – повреждается, пропадает от холода, вымерзает Станционный смотритель – чиновник XIV класса 5.3. Выполните морфологический разбор слов: ОДНОЙ – количественное числительное в значении местоимения СЕМЬДЕСЯТ – колич. числительное КОРОТКО – прилагательное. 6.1. Известно, что в Х1Х веке сочинять палиндромы на русском языке было труднее, чем сейчас. Объясните, с чем это связано. Ъ, Ь (ер, ерь) на конце слов. 6.2. Для каждого из следующих палиндромов попробуйте определить, мог ли он быть сочинен в Х1Х веке: + А роза упала на лапу Азора. У липъ Леша нашелъ пилу. Леша на полке клопа нашелъ. + Я пишу шипя. Аргентина манитъ негра. 6.3. Что такое палиндром? Какие условия необходимо учитывать при его сочинении? Палиндром – текст, который читается одинаково слева направо и справа налево (не учитываются знаки препинания, пробелы, прописные буквы) 7. Объясните и исправьте ошибки в следующих предложениях: 7.1. Составляя предложение, должен учитываться стиль речи. Деепричастный оборот не относится к грамматической основе. 7.2. Тютчев тонко чувствовал и восхищался красотой природы. Чувствовал (что?) и восхищался (чем?) 7.3.Это была массивная, щербатая от времени мебель, покрытая толстым слоем вечной пыли. Употребление паронимов: вечный – вековой 7.4. В этот раз Игорь одел на себя маску раскаявшегося. Надел на себя – одел кого-то (употребление паронимов) 7.5. Молчание – это хранить в тайне что-либо. Нарушение видового, родового признака 7.6.Написанное в ранней молодости произведение А.С.Пушкиным и сейчас впечатляет читателей. Разрыв причастного оборота: Написанное А.С.Пушкиным в ранней молодости произведение… 7.7.И правильно утверждает пословица: ” С волками жить – волком станешь”. Искажение пословицы, фактическая ошибка: ” С волками жить – по-волчьи выть”.

SchoolFilesNet_126810Размер файла: 35 kB Загрузок: 0

http://rustih.ru/samuil-marshak-landysh/http://dom-knig.com/read_239296-2http://schoolfiles.net/2244743

голоса

Рейтинг статьи

Анализ стихотворения «Ландыш» Маршака

«Ландыш» Самуил Яковлевич Маршак впервые опубликовал на страницах сборника с емким названием «Стихи». Он дорожил этим стихотворением, и год спустя разместил его в своей новой книге.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Оно написано не позднее 1951 года. Его автору в это время за шестьдесят, он не только признанный поэт (прежде всего, детский), но и критик, и переводчик. Был в его жизни и опыт организации издательства, однако оно было закрыто за «неблагонадежность, чуждый дух». Жанр – изящная пейзажная лирика, стихи ямбические с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Рифмы есть как открытые, так и закрытые. Лексику можно назвать возвышенной, хотя С. Маршак смог наделить ее теплотой и живостью разговорной. Лирический герой – лишь очарованный наблюдатель, сам оживающий в дыхании весны. Описание преображения природы давно уже стало общим местом не только в русской, но и мировой поэзии. Однако поэт сумел создать и нужную атмосферу, настроение стиха, и подобрать свежие образы, передающие трепет и свет. В начале стихотворения стоит инверсия: чернеет лес. Олицетворение – один из главных приемов в палитре средств художественной выразительности. Оно позволяет писать о явлениях как о живых существах, придает рассказу особую трогательность. От припекающего солнышка просыпается лес. Кругом сырость, обнажившаяся прошлогодняя листва. «На ниточках жемчужины»: метафора, перифраз. Собственно, до самого финала поэт не назовет цветок по имени. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: бубенчики, ниточки, венчики. Впрочем, автор ими не злоупотребляет, чтобы стихотворение не стало слащавым. Он сравнивает цветы с драгоценностями, кстати говоря, естественного происхождения. Их хрупкость обманчива, за ней скрывается большая жизненная сила. «Закрыты и плотны» (есть впечатление, что он говорит о глазах): поэту удается придать зримости своему вдохновенному портрету. Он скрупулезно сообщает все детали. Лирический герой именует ландыши колокольчиками весны. В третьей строфе природа выступает в образе заботливой матери, пеленающей цветок, как ребенка. «В глуши нетронутой»: почти сказочная формулировка. Следом идет перечислительная градация. Оксюморон в заключительном четверостишии: счастливую тоску. В финале природа, еще не столь богатая на краски и запахи, дарит раннему цветку весь свой накопленный за долгую зиму аромат. «Горькому цветку»: что ж, он ведь еще и ядовит, его гликозиды используются в медицине в рецептуре сердечных лекарств.

В творчестве С. Маршака есть место и почти классическим пейзажным зарисовкам. Примером такой лирики служит «Ландыш».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Стихотворение-загадка

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнатый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Ландыш)
С. Маршак

Почитайте на сайте и другие статьи с занимательными загадками:Книга – кладовая знаний. Загадки про книгу для детейУ меня в ладошке облако на ножке. Загадки про одуванчикЛюбит жить среди людей наш веселый воробейЗагадки про ежика для детей

Лесная сказка про ландыш описывает этот весенний цветок очень красиво и понятно.

https://youtube.com/watch?v=lslR6eBLb-s

Анализ стихотворения Маршака «Ландыш»

Для многих представителей современного поколения имя С. Я. Маршака в сознании тесно связывается с задорными детскими стихами. Действительно, на творчестве Самуила Яковлевича многие из нас выросли. Однако это не повод забывать о поэте, оставляя его работы для детей. Значительный пласт лирики Маршака посвящен вечным проблемам, поэтому прекрасно воспринимается в зрелом возрасте.

Например, можно обратиться к произведению «Ландыш», чтобы почувствовать всю глубину мысли поэта. Это стихотворение впервые увидело свет в 1951 году, когда вышла книга «Стихи. 1948 – 1951». Оно было помещено в цикл «Из лирической тетради» под заглавием «Ландыши». В сборник «Стихи. Сказки. Переводы» 1952 года оно вошло уже под названием «Чернеет лес».

Стихотворение состоит из четырех строф. Размер – стройный четырехстопный ямб. Аккуратно рифмуются нечетные и четные строки, укладываясь в схему abab. Каждая строфа имеет собственную мелодию, которая создается с помощью особых созвучий. Первое четверостишие словно трепещет благодаря повторению вибрирующего звука «ж»: «разбуженный», «каждого», «жемчужины», «дрожат».

Вторая отзывается музыкой. Читая ее, мы слышим игру инструментов: «бубенчики», «венчики», «колокольчиков». Третье четверостишие отвечает ей тихим шелестом, возникающим благодаря аллитерациям: «Спеленатый», «лиСТ», «раСТет», «душиСТ». Четвертая строфа звучит минорнее из-за протяжных сонорных согласных – «весНою», «раННею» и др.

В стихотворении автор предстает тонким ценителем природы, умелым художником. Благодаря его мастерству с помощью точных эпитетов и олицетворений легко представить, что ты сам очутился в густом бору и можешь прикоснуться к душе пробуждающегося от зимнего сна леса. Эффектные метафоры делают повествование очаровательно живым:
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

При этом стихотворение воспринимается не просто как живописное отображение природы. Удивительно многогранным предстает образ леса, изображенного в тексте произведения. Не зря автор использует прием олицетворения, придавая части природы противоречивые человеческие чувства («всю счастливую тоску»). Думается, картина бережно взращиваемого лесом нежного цветка указывает на сложные взаимоотношения родителей и детей. Как и лес в стихотворении любой любящий родитель готов отдать все, что у него есть своему чаду, даже если оно не оправдывает его надежд, представая «горьким цветком». Под лесом можно также понимать общество, которое предоставляет человеку возможность раскрыться, проявить себя. Много смыслов можно обнаружить в этом простом и красивом стихотворении.

С. Маршак
Ландыш
(Чернеет лес, теплом разбуженный…)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Впервые в сб. «Стихи. 1948-1951», под названием «Ландыши», в цикле «Из лирической тетради». В сб. «Стихи. Сказки. Переводы», кн. 1, 1952, под названием «Чернеет лес».

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887-1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.
Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть. В суете забывается сам автор, а зря, ведь жизнь Маршака была полна событиями, в корне изменившими его мировоззрение. Возможно, именно поэтому, его произведения настолько глубоки по смыслу и поистине бессмертны. Время не властно над искусством, не в силах поставить точку в летописи жизни Мастера и его произведений. Творчество Самуила Маршака живет и находит отклик в сердцах людей разных стран, культур и эпох. Сменяются поколения, приходят новые исследователи, читатели и почитатели. И несомненно, маршако­ведение, постоянно развиваясь, всегда будет «недописанной страницей» русской литературы.

Разбираем тропы

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и имеет линейное развитие композиции – начинаясь от попытки укрыться от жары в лесу, до описания главного лесного синонима весны – ландыша.

Рифмовка перекрестная (отводи – разом – позади – алмазом), где мы видим открытые и закрытые рифмы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Начинается стих явным диссонансом «с утра жара», который отчетливо противопоставляется названию стиха – Ландыши. Нежность и прохлада против жары, Пастернак берет с места в карьер, начиная с контрастов.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (грузный полдень, потное плечо, нещадная резня, стекольный ящик, сырой овраг).
  2. Сравнение («весна, как Углич», «полдень рухнет, как стекольный ящик», «шурша, как парча»).
  3. Олицетворение (полдень хряснет позади).
  4. Метафора (жары нещадная резня).

На посошок рекомендуем ещё одно годное стихотворение Пастернака за весну – это стих «Март», написанный на 20 лет позже, но также прославляющий приход весенних дней.

Весенняя красота леса

Весеннее тепло, иногда переходящее даже в жару после холода зимы, обманчиво, ведь стоит только зайти в лес и раздвинуть еловые лапы, как мир начинает преображаться. На смену неласковому с непривычки солнцу приходит прохлада, пропитанная ароматом хвои. Ещё шаг-другой и лесному гостю открывается главное весеннее таинство леса и его украшение – ландыши.

Ландыши в сыром овраге походи на последствие сухого дождя, когда каждая капелька отразилась на земле нежностью белого цветка.

Кисти капелек поднялись на полтора пальца от корневища, словно бы желая обозреть место своего пристанища, границы своего королевства.

В ландыше заключено все, что томило лес в зимнюю стужу – вся нежность нетронутой чистоты, хрупкость надежды и истинная красота, нуждающаяся в постоянной защите лапами вековых елей и полками березняка.

Согласитесь, ландыши, которые продает бабушка у входа в метро – это другое, это ненастоящее, за это надо бить по рукам. Когда цветок с гирляндой белых капель сухого дождя оторван от земли, то он теряет свою магическую красоту, становится пресным и лишь отдаленно напоминает себя в царствии сырого оврага.

Не рвите ландыши, не позволяйте этого делать другим, ведь настоящая красота и магическая сила этого цвета открывается только на лесной земле. Оторванный от корней цветок становится мертвым и не подарит ничего, кроме пресной улыбки высохшей росы по пути к гербарию двоечника.

С. Маршак «Ландыш»

Целипробудить
у детей интерес к творчеству
С. Я. Маршака; формировать стремление к самостоятельному чтению, умение
подтверждать своё мнение выдержками из текста.

Оборудование:
портрет
С. Я. Маршака; выставка книг
писателя.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

1.
Выставка
книг С. Я. Маршака.

2.
Чтение
стихотворений поэта (3–5 вариантов).

III.
Подготовка к восприятию.


Что вы знаете о С. Я. Маршаке?


Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964
гг.) – один из самых знаменитых детских поэтов. Стихи Маршака
сопровождают нас
на всех дорожках детства. Вчитайтесь в его стихи – и вы
почувствуете, как точно
выбрано каждое слово. Вслушайтесь в пружинистый и чёткий ритм его стиха.

IV.
Работа по теме урока.

1.
Слово
учителя.

На
столе у учителя – букетик ландышей.


Сегодня у нас новые открытия поэзии.
Мы будем читать стихотворение С. Я. Маршака
«Ландыш». Интересно, что оно нам
откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

2.
Выразительное
чтение стихотворения учителем (с. 122).

Учитель
читает стихотворение медленно,
останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После
чтения –
пауза.


Поделитесь своими мыслями, чувствами.

3.
Самостоятельное
чтение учащимися.


Какие два весенних образа
представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес. Он ещё не
распустился.
И ландыши
.)

Учитель
показывает ландыши – раздаёт их
ребятам.


Вот такой ландыш изобразил поэт.


Рассмотрите его. Какой он на самом
деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

4.
Беседа
по содержанию.

1)
Как вы думаете, почему поэт начинает
и завершает стихотворение картиной леса? Что он
«обрамляет» (вставляет в
рамку)?(Ландыш
как клад, как
драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы,как тёмная закрытая
шкатулка, внутри которой,
в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шелковой подкладке
.)

2)
В каких именно образах С. Маршак
передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение
ландыша с
ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша –
круглые бубенчики,
венчики колокольчиков весны
.)

3)
Как поэт передаёт чистоту и
хрупкость цветка? Зачитайте. («Природой бережно
спелёнутый…»
)

4)
Какой из этих образов помогает вам
представить ландыш?

5)
Какие слова поэта представляются
каждому из вас наиболее точными ипронзительными? (Особенно две первые и четыре
последние строчки
.)

6)
Какой образ леса создаёт поэт?

7)
Как лес относится к ландышу?


Да,вы правы, удожественный образ – это что-то
глубокое, многослойное:
тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах
раскрывается. Это
колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же
– тоска, но
счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается,
бывает счастливая
тоска!


Вот как много нам открыл поэт, как в
образе цветка он передаёт большую картину весны. Мы многоепоняли.

8)
А скажите, вы поняли, как надо
читать это стихотворение? (Нежно и тихо.)

V.
Итог урока.


Если бы вас попросили
проиллюстрировать это стихотворение, какими быкрасками вывоспользовались
и
почему?

Домашнее
задание.

Выразительное
чтение стихотворения, с.
122. По желанию выучить стихотворение «Ландыш»
наизусть.

Что это — счастливая тоска? Интерпретация стихотворения Маршака Ландыш

Самуил Яковлевич Маршак широко известен как автор замечательных детских стихотворных историй и поэтических переводов. Малыши, а порой и взрослые с удовольствием хохочут над человеком рассеянным с улицы Бассейной. Или, видя груженых сверх меры прохожих, тут же цитируют: «Дама сдавала в багаж…» А с каким волнением читали мы романтическую балладу Стивенсона, переведённую Маршаком, о вересковом меде и мужественном шотландском народе! Подвиг её героев западал в память надолго, и отголоски его не забывались с течением времени. Однако есть у поэта и оригинальные, потрясающе красивые лирические стихотворения.

Номер №532

  1. Используя текст стихотворения, докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Для этого спишите стихотворение, обозначая прилагательные и причастия (одиночные и с зависимыми словами).ЛАНДЫШЧернеет лес, теплом разбуженный,Весенней сыростью объят.А уж на ниточках жемчужиныОт ветра каждого дрожат.Бутонов круглые бубенчикиЕщё закрыты и плотны,Но солнце раскрывает венчикиУ колокольчиков весны.Природой бережно спелёнутый,Завёрнутый в зелёный лист,Растёт цветок в глуши нетронутой,Прохладен, хрупок и душист.Томится лес весною раннею,И всю счастливую тоску,И всё своё благоуханиеОн о́тдал горькому цветку.(С. Маршак)
  2. Выучите наизусть стихотворение. Научитесь выразительно читать его вслух. Приготовьтесь к письму по памяти.
  3. Составьте схему последнего предложения, объясняя пунктуацию.
  4. Выполните лексический разбор выделенных слов.

Решение

ЛАНДЫШ Чернеет лес, теплом разбуженный (прич. об.), Весенней сыростью объят (кр. прич.). А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые (прилаг.) бубенчики Ещё закрыты (кр. прич.) и плотны (кр. прич.), Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спелёнутый (прич. об.), Завёрнутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой (прич.), Прохладен (кр. прич.), хрупок (кр. прич.) и душист (кр. прич.). Томится лес весною раннею (прилаг.), И всю счастливую (прилаг.) тоску, И всё своё благоухание Он о́тдал горькому (прилаг.) цветку. (С. Маршак)

Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он о́тдал горькому цветку. Схема: , .

Жемчужины 1 . Жемчужина − зерно жемчуга. 2 . Переносное значение (метафора). 3 . Синоним — драгоценность. 4 . Книжное. 5 . Заимствованное. Томится 1 . Томиться − мучиться, испытывать тягость чего−нибудь. 2 . Переносное значение (олицетворение). 3 . Синоним − изнывать. 4 . Книжное. 5 . Исконно русское.

Источник статьи: http://reshalka.com/uchebniki/6-klass/russkii_yazik/razumovskaya/532

Что такое «счастливая тоска» в стихотворении Маршака «Ландыш»?

В стихотворении Маршака изображен пробуждающийся от зимней спячки лес. В лесу еще пахнет сыростью и тленом, но в самых потаенных его уголках уже расцвели ландыши — жемчужины, как их образно и удивительно точно назвал поэт.

Лес, в сладостном предвкушении приближающейся весны, еще по привычке тоскует, но эта тоска счастливая, потому что скоро все оживет: в буйной зелени листьев начнут вить гнезда и щебетать птички, звери выведут на прогулку своих детенышей, жизнь, которая, кажется, замерла зимой, будет бить ключом.

Ну, а пока — ландыши, эти колокольчики весны, радуют взгляд, разгоняя счастливую тоску, и даря то предчувствие, предвосхищение счастья, которое порой ценнее самого счастья.

С.М.Маршак популярен как автор не только незабываемых детских стихотворных историй, но и удивительных лирических стихотворений. Одно из них – стихотворение «Ландыш». Это стихотворение прорисовывает весеннее пробуждение природы. «Счастливая тоска» в этом стихотворении представляет из себя яркий пример оксюморона. Оно является художественным приемом для усиления выразительности передаваемых чувств, эмоций. Благодаря его использованию автору удается выразить радостное предвкушение пробуждения природы, цветения и возрождения жизни. Маршак, рисуя картину прощания леса с холодной природой зимы, придает этому прощанию ожидание солнца, теплых ливней и красоты весенней природы. Пусть лес сейчас черный и неприглядно-мрачный, но все впереди. Скоро он наполнится гогомоном птиц. Лес предвкушает момент своего торжества. Вот что такое «счастливая тоска» в исполнении Я.С.Маршака. Сейчас можно любоваться красотой ландыша, который, распускаясь и направляя свои лепестки цветов к солнцу, становится все краше и краше.

В Воронежских краях города Острогожска прошло детство и юность Самуила Яковлевича Маршака. Дошкольником, мальчик пытался сочинять короткие тексты, а десятилетним, гимназист мог слагать настоящее произведения.

В жизни ему везло с предшественниками поэзии и литературы. В период школьных лет в гимназии, Владимир Иванович Тёплых, стал первым наставником и учителем.

Спустя годы, талант Маршака оценит Максим Горький. И в скором произведения молодого поэта пустят в свет в издательский газеты, журналы, а книги выпустят большими тиражами и переведут на иностранный русский язык.

Взрослые дети всего мира узнают и полюбят Самуила Маршака. С интересом и любовью станут перечитывать от поколения к поколению.

Маршак написал много хороших стихов и сказок для детей. Одна из них мне запомнилась с детства. Я рано начала читать. Про глупого мышонка и другие сказки я читала сама себе уже в три года. Такие книжки детям легко даются, ещё и потому, что всегда очень красиво оформлены картинками.

Стихи Маршака не просто весёлые, но и поучительные.

Вот так! Надо маму слушаться и вовремя засыпать.

Картинки для сказки можно посмотреть здесь:

а так же — распечатать, вырезать персонажей и сделать театральное представление.

Текст сказки читайте здесь:

Саму сказку смотрите здесь >> ivi . ru

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: