Список литературы Особенности метафорической экспликации ценностных смыслов в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рассвет» (к вопросу о путях преодоления угрозы деаксиологизации личности)
- Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011.
- Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань, 2004.
- Баевский В.С. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма. М., 2011.
- Воротынцева К.А., Тюпа В.И. Повседневность и катастрофа в романе «Доктор Живаго» // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 109-124.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. ХХ век: антология. М., 1995. С. 297-330.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М., 1956.
- Заботкина В.И., Боярская Е.Л. К вопросу о динамической концептуальной семантике: моделирование структуры концепта «Преодоление» // Когнитивные исследования. 2020. № 43 (в печати).
- Заботкина В.И., Коннова М.Н. Оппозиция «временное — вечное» в стихотворении Б.Л. Пастернака «Бальзак» (к вопросу об угрозе деаксиологизации культуры) // Новый филологический вестник. 2019. № 4 (51). С. 255-268.
- Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Нижний Новгород, 2008.
- Крашенинникова Е. Крупицы о Пастернаке // Новый мир. 1997. № 1. С. 204-213.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев, 2004.
- Лосский Н.О. Ценность и Бог. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков; М., 2000.
- Максим Исповедник, преподобный. Послание к Иоанну Кувикуларию о любви // Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. М., 2019.
- Малыгина И.В. Идентичность в пространстве пост-культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 13 (829). С. 173-185.
- Пастернак Б. Борис Пастернак — Галине Улановой // Советская культура. 1988. № 148 (6560). С. 9
- Пастернак Б. Избранное: в 2 т. Т. 2. Доктор Живаго. СПб., 1998.
- Пастернак Б. Письма к Жаклин де Пруайяр // Новый мир. 1992. № 1. С. 127-189.
- Пастернак Б. Сочинения: в 4 т. Т. 1. М., 1989.
- Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Материалы к биографии // Наследие. Искусство. Величие: . URL: http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/pasternak-e-b/biografiya.htm (дата обращения: 3.07.2020).
- Переписка Бориса Пастернака. М., 1990.
- Скоропадская А.А. Библейские мотивы в изображении деревьев в стихах Юрия Живаго (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго») // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 7 (168). С. 111-113.
- Тюпа В.И. Рассвет // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении / под ред. В.И. Тюпы. М., 2014. С. 461-465.
- Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
- Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 183-559.
- Ханзен-Леве А. Русский символизм: система поэтических мотивов. СПб., 2003.
Борис Пастернак
В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак наделил главного героя недюжинными литературными способностями и от его имени создал цикл замечательных стихов
В него вошло произведение «Рассвет», написанное в 1947 году и рассказывающее о том, как важно ценить в жизни то, на что мы редко обращаем внимание
Великая Отечественная война словно бы надвое расколола жизни миллионов людей. Борис Пастернак оказался в их числе, глубоко переживая трагедию своей страны. Когда на Москву враг сбрасывал первые бомбы, поэт осознал, что возврата к прошлой жизни уже никогда не будет. Тем не менее, прошли годы, и к пастернаку вернулись забытые ощущения, которые он испытывал в юности, и которым никогда не придавал особого значения.
Проснувшись холодным зимним утром, Борис Пастернак вдруг ощутил, каким прекрасным может быть самый обыкновенный рассвет, который когда то «значил все в моей судьбе». Однако настала война, и ощущения радости от наступления нового дня стерлись, стали далекими и иллюзорными. Поэт обращается к рассвету, как к старому другу, наделяя его чертами живого человека. Именно поэтому в его стихотворении звучит фраза: «И через много-много лет твой голос вновь меня встревожил». Пробуждение ото сна было стремительным, и автор вдруг почувствовал, что вновь возвращается к полноценной жизни, когда не нужно опасаться ночных бомбежек, экономить суточный хлебный паек и сжигать в буржуйке старую мебель, чтобы хоть как-то согреться в зимнюю стужу.
«Мне к людям хочется, в толпу», — признается поэт, отмечая при этом, что весь мир предстает перед ним совершенно в новом свете. «Как будто выхожу впервые на эти улицы в снегу и вымершие мостовые», — с удивлением подчеркивает автор. Он видит, как любимый город оживает, в окнах домов загораются огоньки, указывающие на то, что люди наспех завтракают и собираются на работу. Казалось бы, ничто не напоминает о том, что еще недавно почти весь город лежал в руинах. Обращаясь к незнакомым. Но таким родным и любимым москвичам, Пастернак признается: «Я чувствую за них за всех, как будто побывал в их шкуре». Тысячи лиц мелькают перед глазами, но в каждом из них поэт видит что-то родное и знакомое. Взрослые, дети, старики – ко всем этим людям Пастернак испытывает нежность и признательность. «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа», — отмечает поэт, подчеркивая, что является частью этой суетливой столичной толпы, что доставляет ему огромное удовольствие.
Рассвет
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
1918
Темы и настроение
Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.
Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.
Ссылки
- Kaczaj-bołoto (польск.) в Географическом словаре Царства Польского и других стран славянских, том III (Haag — Kępy) от 1882 года
- Kaczaj-Błoto (польск.) в Географическом словаре Царства Польского и других стран славянских, том XV, ч. 2 (Januszpol — Wola Justowska) от 1902 года
Населённые пункты Октябрьского района Гомельской области |
Малые населённые пункты Белоруссии |
Альбинск • Андреевка • Берков • Бубновка • Буда • Булков • Бумажково • Волосовичи • Гать • Годуни • Гороховищи • Грабьё • Двесница • Дербин • Жуковичи • Заболотье • Заозерщина • Заозерье • Заречье • Зарижье • Затишье • Зуб-Буда • Иванищевичи • Истопки • Ковали • Корма • Красная Слобода • Курин • Лавстыки • Лески • Ломовичи • Любань • Лясковичи • Малын • Медухов • Микуль-Городок • Мойсеевка • Мошны • Мушичи • Нестановичи • Нивное • Новая Дуброва • Новики • Новые Завалёны • Оземля • Оспин • Подветка • Подгать • Поречье • Порослище • Протасы • Пружинищи • Рабкор • Радков • Рассвет
• Растов • Ратмиров • Ратмировичи • Репин • Рог • Рожанов • Романищи • Сапейков • Слободка • Смоловка • Смыковичи • Сосновка • Старая Дуброва • Старые Завалёны • Углы • Хоромцы • Чёрные Броды • Чернявка • Шкава • Юрки |
Анализ стихотворения Пастернака «Ветер»
В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением — романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по литературе. Советские власти приняли масштабный труд писателя без восторгов. Более того — началась травля Пастернака, продолжавшаяся до самой его смерти в 1960 году.
Роман заканчивается сборником, включающим в себя двадцать пять стихотворений. Согласно сюжету, они принадлежат перу главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Под восьмым номером в тетради расположился «Ветер». Текст представляет собой не просто короткую пейзажную зарисовку, локальную картину. Борис Леонидович рисует перед читателями огромный весенний мир. Это свойственно и ранней лирике Пастернака — он предпочитал описывать кусок живой природы, отражая в нем все мироздание. Что же изменилось с годами? В позднем творчестве поэт цельность бытия начал выражать и подчеркивать в большей степени. Кроме того, в стихотворениях последних лет Борис Леонидович обрел высшую гармонию, приведя в равновесие чувства и мысли.
В романе «Доктор Живаго» важную роль играют два образа: сада и леса. Первый считается кольцевым. Книга начинается описанием кладбищенского огорода. Тетрадь стихотворений Юрия Андреевича завершается « «. Круг замыкается. Что касается образа леса, то он упоминается чаще как в прозаической части, так и в стихотворной. Появляется он и в анализируемом тексте. Пастернак упоминает лес, состоящий из сосен. Издавна это дерево считалось олицетворением возрождения природы, жизненной силы, бессмертия. Через образ сосны можно подойти к философской составляющей произведения. Основная тема стихотворения «Ветер» — тема смерти, воспринимаемая через призму просветленной мудрости. Физическая гибель — не есть завершение пути. Смерть преодолевается в духе чуда, что соотносится с христианской тематикой многих текстов, вошедших в тетрадь Живаго. Здесь появляется мотив поэта и поэзии. Гений может воздействовать на человечество мгновенно, словно быстрее времени, как Петр Великий, Ленин. В основу «Ветра» положен другой тип чуда — спокойное присутствие стихотворца в будущем, как в случае с Пушкиным. Позднее творчество Пастернака — приятие и преодоление смерти, проходящее под знаком утешения и мудрости.
Произведение «Ветер» входит в один из самых знаменитых романов великого русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».
Само по себе это произведение представляет собой небольшую стихотворную зарисовку, которая расположилась в данном романе на восьмом месте. Стихотворение «Ветер» — это локальная картина, в которой описывается природная стихия. Причем стоит отметить, что описывается она довольно таки четко и ясно. Для этого автор использует различные литературные приемы, такие как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные.
Нужно сказать, что в целом в данном романе природа описана очень ярком, и произведение «Ветер» не стало исключением.
Более того, нужно отметить, что ветер является непременным составляющим пейзажа данного произведения. Поэт считает, что ветер является некой стихией, которая способна все изменить, причем не совсем понятно в какую сторону. Тем не менее, он ярко описывает весеннюю природу, и данную стихию.
Вообще нужно сказать, что несмотря на такое подробное описание, это произведение было не понято ни в романе, ни в отдельном прочтение, за что после выхода произведения в свет на поэта посыпались обвинения и оскорбления.
Тем не менее, нужно сказать, что для того, чтобы понять данное стихотворение необходимо прочитать его именно как часть романа.
Рифма для данного стихотворения использована перекрестная, она делает стихотворение мелодичным, непрерывным и одновременно показывает основную мысль, которую автор хотел донести до читателей. Так же именно рифма помогла поэту сделать произведение ярким и запоминающимся.
Идея
Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.
Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.
Анализ стихотворения «Ночь» Пастернака 2 вариант
Среди всех стихотворений Бориса Пастернака произведение «Ночь» стоит особняком. Оно было написано в 1957-м году и относится к позднему творчеству поэта. Выбрано непривычное для его лирики пространство – мир, разорванный прогрессом, и разорванность которого автор пытается восстановить. Вероятнее всего, на это создание этого произведения повлияло творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
В самом начале кажется, что Пастернак говорит о вещах простых, обыденных – о людях, вынужденно или добровольно бодрствующих в ночи. Оно объединяет и ночной труд, и ночные развлечения. Лирический герой представлен летчиком, который наблюдает за миром с высоты, поднимаясь выше самолетов – в открытый космос.
Упоминаются тем или иным образом совершенно разные люди – кочегары, праздные гуляки, истопники, художники. Почти слышен звук баров, поездов, вокзалов. Ночной мир объят каким-то особенным огнем, не видимым глазом в свете дня. Ночь в культуре обладает своим, мистическим смыслом, означающим и приход вдохновения, и время пробуждение потусторонних сил.
Поэт словно возвышается над собой самим, над миром, наблюдая за ним с высоты даже не полета – космических тел. Даже звезды глядят на беспокойную Землю, не засыпающую полностью и ночью. Через этот полет передается тема власти и силы, которую имеют те самые далекие Марс и Венера, ибо они имеют возможности, недоступные обычному человеку. Так и творец имеет возможности создавать новые миры и пространства.
Однако главный мотив произведения прослеживается только к его концу
Художник обязан творить в любое время суток, сон для него – непозволительная роскошь, во время которой он может упустить что-то важное. Если небо для летчика – холст, на котором он рисует узоры полета, то для художника оно – холст для узоров мысли. Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге
Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия
Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге. Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия.
Используются такие литературные приемы, как эпитеты («ночные бары», «страшным креном», «спящий мир»), олицетворения («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела», «Венера или Марс глядят»), метафоры («став крестиком на ткани», «горят материки», «вечности заложник»), гипербола («беспредельные пространства»), неоднократная анафора.
«Опять весна» Б.Пастернак
«Опять весна» Борис Пастернак
Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду? Неузнаваемая сторона, Хоть я и сутки только отсюда. Замер на шпалах лязг чугуна. Вдруг — что за новая, право, причуда? Бестолочь, кумушек пересуды… Что их попутал за сатана?
Где я обрывки этих речей Слышал уж как-то порой прошлогодней? Ах, это сызнова, верно, сегодня Вышел из рощи ночью ручей. Это, как в прежние времена, Сдвинула льдины и вздулась запруда. Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она, Это ее чародейство и диво. Это ее телогрейка за ивой, Плечи, косынка, стан и спина. Это Снегурка у края обрыва. Это о ней из оврага со дна Льется безумолку бред торопливый Полубезумного болтуна.
Это пред ней, заливая преграды, Тонет в чаду водяном быстрина, Лампой висячего водопада К круче с шипеньем пригвождена. Это, зубами стуча от простуды, Льется чрез край ледяная струя В пруд и из пруда в другую посуду,- Речь половодья — бред бытия.
Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»
Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна. Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».
«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир. В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.
Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла. По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.
Анализ стихотворения Пастернака «Весна»
Стихотворение Б. Л. Пастернака «Весна» было написано в 1918 и затем вошло в стихотворный сборник поэта «Темы и вариации».
Вообще, тема весны очень глубоко раскрыта в творчестве поэта. Он считает её живым началом, воплощением живого духа, способного воссоединить две части: природную и человеческую воедино, воплотив в это некий мистический идеал который так тщетно ищут не только поэты, но и все обыкновенные люди.
С помощью глубоких и осмысленных метафор автор пытается показать своё единение с природой, слияние, конкретное отожествление с обыкновенными предметами, окружающими главного героя в самый обыкновенный весенний день.
Чувства, эмоции и переживания лирического героя выражены через данные средства выразительности не случайно. Пастернак строками своего стихотворения хочет показать единство всех окружающих его предметов, всего дышащего холодным синим воздухом весны. Герой сам по себе, но одновременно, он и всё вокруг, живущее сейчас. Один человек и вся улица сразу.
Приём звукописи, изолирующий в этом стихотворении играет тоже далеко не последнюю роль. Различные слова, казалось бы, не имеющие ничего общего, сливаются в единое целое, звучат упорядоченно, чётко и ясно.
Все тонкие весенние ароматы, волшебные запахи и звуки, всё это мастерски передано игрою слов и литературными приёмами, раскрывающими тонкости не только времени года, но и поэзии, и человеческой души.
Смятение и волнение главного героя сравнимо с состоянием больного до конца непонравившегося от лихорадки, в строках:
«Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы…»
Весна Пастернака—это не подробное описание журчания ручьев и звука капели, не сладкое пение птиц, не таяние снегов и яркого солнца. Это время поисков, осознания собственной неопределенности, метания в толпе, поисков чего нового, того, что даст глоток того самого животворящего воздуха.
Герой полон страхов, как дом, боящийся рухнуть, как тополь неутомленно стоящий в стороне. Он идёт навстречу людской толпе, смотрящей на него безразлично и отстранённо. Он недоумевает, он потерян…
Всё, не только природа, но и люди ждут «продолжения рассказа, оставленного без окончания», ждут, что весна несёт всему что-то новое, обновление, которое зажжет в их душах нечто горячее, покажет ту истину, которую так долго искали…
Анализ стихотворения «Весна» Пастернак Б.Л.
Пастернак – это лирик, который старается отвести всех читателей от каких-то конкретных условий действительности. Он умеет красиво сочетать в одном произведении разнообразные вариации и темы, которые красиво и гармонично переплетаются между собой. Поэзия Бориса Пастернака очень музыкальна и живописна. В ее мотивах ощущаешь лирическую интонацию, невообразимый поток света и легкости. Поэт очень любил природу, гармонию, которую всегда глубоко чувствовал и передавал в своих произведениях. Природа для поэта — живой организм. Он не равнодушен ко всем ее проявлениям, поэт с благоговением и благодарностью относится к дождю, к солнцу, ко всем временам года.
Пастернак написал очень много красивых произведений, которые греют душу при чтении и заставляют задуматься о самых важных моментах жизни. За его произведения и за его умение красиво излагать свои мысли Пастернака наградили Нобелевской премией.
Весна для Бориса Пастернака — это обновление всего живого, возрождение после долгой болезни. Стихотворение передает весеннее состояние единения человека с природой, с помощью сравнения, в которых Борис Пастернак передает аромат, звуки, запахи весны. Поэт наделяет природу человеческими качествами и с помощью метафор создает атмосферу легкости и возрождения к жизни. Природа, как греческая губка, впитывает в себя и плохое и хорошее, природное и человеческое.
Бытовые детали в произведении делают природу еще более человечной. Окружающий мир и внутренний мир человека взаимосвязан. И поэт убеждает читателя в этом, заставляет своим поэтическим даром, своим пронзительно теплым стихотворением посмотреть на природу вокруг нас, как на самое удивительное чудо на свете. На природу, которая является частью самого человека, преображает его в лучшую сторону.
Поэт заставляет человека понять, что все вокруг поэзия. И поэзия, как часть живого впитывает в себя и природное и человеческое. Поэзия Пастернака говорит о том, что, несмотря на все бури в жизни человека, как и катаклизмы в природе, наступает весна и все возрождается вновь. Так и у самого человека. Борис Пастернак, как и все гениальные поэты, в своем произведении дает людям свет и надежду на лучшее и светлое в жизни. Поэзия Бориса пастернака пронизана светлым и легким воздухом, воздухом надежды, светом счастья, у которого есть настоящее, которое зовется мгновением.
История создания
Стихотворение «Ночь», написанное в 1957-ом, относится к позднему периоду творчества Пастернака, когда поэт жил и работал в писательском поселке Переделкино. Его литфондовская дача хоть и располагалась среди леса, но в то же время находилась недалеко от столицы. Удобный дом с огородиком, где можно работать для души, а не для пропитания, интеллигентные соседи. Странная, скорее, ненормальная ситуация с личной жизнью стала почти привычной, страсти улеглись: Пастернак живет на две семьи, которые каким-то непостижимым образом уживаются по соседству. Прекрасно чувствуя себя в обеих семьях, поэт проводит большее время у «подруги», а работать всё же предпочитает в своём кабинете.
Этот период жизни Пастернака, наверное, можно назвать самым счастливым этапом его жизни. И в то же время – постоянно испытываемая вина перед близкими. И всё же это идёт на пользу процессу созидания. В тот год Пастернак написал около сорока произведений, среди которых множество великолепных стихотворений.
После грозы
Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздыx Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды. Дождь заливает кровель желоба, Но все светлее неба переходы, И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней Со всех вещей смывает грязь и пыль. Преображенней из его красильни Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминание о полувеке Пронесшейся грозой уходит вспять. Столетье вышло из его опеки. Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты Для новой жизни очищают путь, А откровенья, бури и щедроты Душе воспламененной чьей-нибудь.
Борис Пастернак. Август.
Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.
Читать полностью
Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту
В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».
Свернуть
1953 год