Анализ стихотворения «мои пенаты» (к. батюшков)

Анализ стихотворения «мои пенаты» (к. батюшков)

Анализ стихотворения Батюшкова «Радость»

Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке. Первая реформа в этом направлении принадлежит поэту Константину Батюшкову, который считается родоначальником литературного русского языка. Ему удалось облагородить простонародную речь и сформулировать основные каноны стихосложения, которых впоследствии придерживались многие русские литераторы, включая Пушкина и Лермонтова.

Тем

не менее, сам Константин Батюшков был довольно сильно подвержен влиянию зарубежной поэзии, увлекался переводами и неоднократно признавался, что восхищается творчеством своих европейских коллег. Один из них, Джамбаттиста Касти, даже удостоился стихотоврения-подражания, которое Константин Батюшков написал в 1810 году и назвал «Радость».

Правда, стоит учитывать, что в то время европейские поэты подражали своим древнегреческим и древнеримским предшественникам. Именно по этой причине стихотворение «Радость» представляет собой вариации на тему античности. Однако смысл этого произведения достаточно

глубок, он заключается в том, что сам автор идентифицирует себя как поэта и видит в литературном творчестве свое признание. День, когда пришло понимание своей избранности и уникальности, Батюшков считает самым радостным и светлым в жизни. Ведь именно тогда он понял, что ему «лиру тиискую камены и грации вручили с улыбкою». Звуки этой лиры, символизирующие строки стихов поэта, кажутся автору настолько прекрасными, что он чувствует себя «любимцем Кипридина», возлюбленным Филлиды и другом Пафоса в одном лице. Конечно же, в стихотворении Батюшкова присутствует определенная ирония, ведь, подражая Касти и всем вместе взятым античным поэтам, автор отдает себе отчет в том, что это не самый лучший путь для самовыражения. Тем не менее, Батюшков не может удержаться от того, чтобы не отдать дань уважения безупречному слогу своих предшественников. Ведь без их вклада в литературу не было бы и поэзии 19 века с ее блистательными авторами. Однако расцвет русской литературы еще впереди, и Батюшков интуитивно это понимает. Более того, он постепенно отрывает для себя всю прелесть стихосложения, испытывая при этом удивительный душевный подъем и радость творчества. Эти ощущения, по его мнению, сравнимы лишь с победой в любви, однако автор понимает, что ему предстоит венчание не с «девой стыдливой», а с музой, капризной и своевольной.

Батюшков и Пушкин

Пушкин познакомился с Батюшковым в доме своих родителей ещё в детстве. В 1815 г. Батюшков даже посещал Пушкина в лицее. Пушкин уже знал стихи Батюшкова и высоко их ценил. Особенно часто они общались в 1817-1818 гг., на заседаниях общества «Арзамас». Пушкин среди других провожал Батюшкова в 1818 г. во время его отъезда в Италию. Поэзия Батюшкова раннего периода, насыщенная мотивами беспечной любви, дружбы, радости общения с природой, оказала сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Через много лет Пушкин посетил душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 г. Предполагают, что именно впечатление от этой последней встречи отразилось в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума…». Батюшков пережил Пушкина почти на 20 лет, но остался для современников его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования. Пушкин ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии.

  • < Назад
  • Вперёд >

Анализ стихотворения Константина Батюшкова «Мои пенаты».

Появление в раннем творчестве К. Н. Батюшкова мотива, связанного с определением особого внимания земным благам — яркий, своеобразный элемент, который выделил его поэзию. Произведение написано вдали от интеллигенции и городской суеты, в стенах имениях родственников.

Стихотворение «Мои пенаты» — это своеобразный гимн всем земным утехам, которые позволяют человеку расслабиться. Именно так выглядит первая часть текста. Среди них автору стиха уютно, здесь он «сыскал себе приют». Однако у этой стороны есть одна особенность. Родные его просторы не отличаются богатым убранством («стол ветхой….с изорванным сукном»). Неуютная постель, скромная утварь для этого человека – все это есть путь к вдохновению. Таким образом, оценка лирического героя, нашедшего свое место в уединении, в безлюдном месте деревенской атмосферы, выражает личное отношение к простоте и скромности.

Переход от темы к теме показывает внутреннюю динамику поэта, который стремится своим настроем, отношением к окружающему миру показать, что для него важнее в жизни. Свой деревенский обычный дом он называет без стеснения простым («мил шалаш»), при этом не признает роскошь городской обстановки. Автор стиха не исключает связи с прекрасной барышней, которая становится для него источником вдохновения. Не отрицает К. Н. Батюшков и роли природы в своей жизни. Он проводит параллель между своими нежными чувствами и птенцами в гнезде, вспоминает утро, родные поля.

Дальнейшее развитие происходит благодаря обращению к древнегреческой культуре, древней мифологии. В стихотворении привычные деревенские предметы обихода изображаются в сопровождении различных образов, связанных со временами античности. Основная мысль, в которой автор убеждает читателя состоит в осознании того, что богатство внутреннего мира человека несравнимо ни с какими материальными благами.  

С огромным уважением автор относится к известным выдающимся личностям того времени. Среди них Карамзин, Вяземский, Жуковский. Они представлены достойными друзьями, поэтому тема настоящей дружбы занимает в произведении не последнее место. Подобные отношения для лирического героя бесценны.

В стихотворении Батюшков развивает философскую мысль о скоротечности и вечности, о том, что каждый имеет право по-своему относиться к ним. Автор произведения желает донести до читателя мысль о том, что опыт показывает – в жизни нужно ценить самое дорогое, что касается прошлого. Именно оно может доставить истинное ощущение счастья и умиротворение.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»

Стихотворение «Мои пенаты» было написано К. Батюшковым в 1811 году. Первоначально его опубликовали в 1814 году. В это время поэт сходится с Н. Карамзиным. Стихотворение воспевает радость жизни, дружеских отношений, любви. Кредо поэта «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» находит свое выражение в стихотворении «Мои пенаты». Лирический герой стихотворения – поэт, который нашел свое пристанище в деревне в древнем доме. С первых строк читатель может понять, что такое жилище и жизненный уклад особенно нравится лирическому герою. Благодаря этому можно сопоставить лирического героя и самого Батюшкова. Образ героя раскрывает отношение к миру, которое близко поэту. В образе поэта отображено и авторское самосознание.

В стихотворении создается так называемое «двоемирие», где существуют как античные образы, так и детали, рисующие реальную жизнь в деревне. Для создания античности автор прибегает к использованию различных элементов. Например «пенаты». Это боги, которые покровительствуют домашнему уюту.

В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков использует вольную рифму. Он смешивает несколько разных схем рифмовки и не разделяет стихотворения на строфы. Такая рифма четко выделяет дисгармонию происходящего.

По структуре стихотворение можно разделить на 5 неодинаковых частей. В первой части наблюдается образ жилища, которое тонко намекает читателю на неприятие лирическим героем любого проявления роскоши.

Вторая часть представлена как противопоставление мира деревенского и жизни богатых людей, которая полна излишеств и роскоши.

Третья часть стихотворения появляется духовный мир лирического героя Константина Батюшкова. Эта часть организована богатыми звуковыми средствами. Например, автор использует различные фонологические приемы, сочетает повторы с контрастом.

Четвертая часть стихотворения Константина Батюшкова снова рисует картину противоречия между светским обществом и душой поэта, которая наполнена миром. Внутренняя организация души лирического героя освободилась от всех противоречий и зла, теперь там только любовь, счастье и радость. Батюшков показывает преемственность культуры, ее непрерывность.

Ранний творческий процесс Батюшкова наполнен радостью жизни, любви. Поэт нацелен на то, чтобы показать читателю внутреннюю жизнь человека, его достоинство. Поэт в своих стихах сталкивает бедных людей и людей, которые гонятся за роскошью. Этим он показывает, что внутренний мир человека гораздо богаче всех земных материальных благ. Главной ценностью жизни Батюшков считает любовь и, разумеется, творчество. Счастье поэт сможет найти только там, где находятся покой и мир. Именно в такой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение. В своих пенатах поэт жаждет видеть только своих друзей и людей, которые поддерживают его внутренний мир.

Ранняя лирика Константина Батюшкова является образцом художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком, а также внутренней гармонией. Лирический герой поэта находится в постоянном развитии.

Анализ стихотворения Батюшкова «Переход русских войск через Неман» Анализ стихотворения Батюшкова «Надпись к портрету Жуковского» Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…»

Популярные темы анализов

Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг,

Стихотворение « Звезды » было написано Есениным еще в юношеские годы, когда молодой поэт только начинал литературную карьеру, произведение написанные в этот период, отличаются особой романтичностью,

Есенин был любим женщинами, но сам любил немногих. Тёплые чувства были у него к Зинаиде Райх, она была его первой женой. У них родились двое детей, но они не смогли удержать Есенина в семье, и он ушёл к другой.

Стихотворение было написано сестре Александре оно называется «Ты запой мне песню, что прежде». Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением

Темы и проблемы

  • Философская тема. Лирический герой ведёт некий спор с «толпой» эпикурейцев, пытаясь доказать то, что истинные ценности жизни не в комфорте и лоске, а в любви, дружбе, творчестве.
  • Тема творчества. Лирический герой — поэт, живущий в бедности и аскетизме. Именно такой герой и отображает авторское сознание. Необходимо жить умеренно и скромно, только тогда муза придет в дом и покажет путь достижения самых смелых целей. Никто не должен отвлекать творца, он обязан думать о высоком своем предназначении, а не смаковать роскошь.
  • Тема дружбы. Только поддержка близких по духу людей может обеспечить творческий подъем, вырвать поэта из тяжелых дум, направить его на правильный путь.

Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.

  1. На первой ступени стоят боги и музы. Они — символ аргументированной праздной жизни, к которым нет возражений, ведь они выше обычного человека, они покровители и владыки.
  2. 2 ступень — античные поэты, представители ничем необъяснимого роскошного и шикарного образа жизни. Лирический герой не пытается говорить о каких-либо пороках Горация и Пиндара, он лишь рассуждает о том, что ему такая судьба попросту не нужна.
  3. 3 ступень – русские литераторы и главные герои одновременно — Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский. Для лирического героя мир русского литературного общества более близок, чем мир античности. Если в прошлом он видит много комичного — «тупой меч» для боя, рваные одежды, то в обществе друзей, кому и посвящено стихотворение, ноты комизма отсутствуют.

Популярные темы анализов

  • Александрова Александрова Зинаида является детским поэтом и автором более 70 произведений. Её произведения печатаются в хрестоматии, создают музыку, переиздают в других редакциях.
  • Суриков Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.
  • Анализ стихотворения Брюсова Быть без людей Как иногда бывает необходимо человеку побыть одному, отдохнуть от общения с людьми привести свои мысли в порядок и просто пополнить свои силы. Особенно это хорошо проводить на природе, в ее безмятежной, упоительной тишине,
  • Анализ стихотворения Фета Зреет рожь над жаркой нивой Серебряный век. В этот период были написаны самые яркие стихотворения и именно в это время жили одни из самых известных писателей. Во второй половине, все великие поэты боролись между собой. Были два направления: «Натуральная
  • Северянин

Мастерская художника

Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.

Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.

Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север. Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал. Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.

В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.

На полках лежат:

  • костюмы натурщиков
  • копия запорожского знамени
  • сабли
  • ружьё
  • сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану

«Мои пенаты». Анализ стихотворения

В свой эпикуреизм Батюшков вносит много прелести и изящества, это не простое сибаритство, а своеобразный культ наслаждения жизнью, земными радостями. И это упоение жизнью и молодостью – то новое, что внес Батюшков в русскую поэзию. С особой силой это проявилось в стихотворении «Мои пенаты» (1812).

В стихотворении та же антитеза: простой образ жизни поэта (странника, «скромного в желаниях») – противопоставлен «богатству с суетой», в котором живут:

Придворные друзьяИ бледны горделивцы,Надутые князья!

Дом поэта – «смиренный уголок», «смиренная хата», «хижина убогая». Обстановка столь же бедна:

Стоит перед окном Стол ветхой и треногойС изорванным сукном.В углу, свидетель славыИ суеты мирской,Висит полузаржавыйМеч прадедов тупой;Здесь книги выписные,Там жесткая постель –Все утвари простые.

Но в бедной комнате горит «яркий огонь», и в своей «смиренной хате» поэт радостно встретит старого солдата, «убеленного годами и трудом».

Ты смело постучися,О, воин, у меня,Войди и обсушисяУ яркого огня.

Но вот в «свой смиренный уголок» поэт приглашает «прелестницу» – и в «бедной и убогой» комнате появляется «ложе из цветов», на котором с «розами и нарциссами» в златых локонах» мирно почивает Лила в «дымчатом покрове».

Творчество К.Н. Батюшкова

Первый период творчества (1802-1812)

В ранний период творчества Батюшков писал анакреонтические стихи, воспевая радости жизни: «Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты». Много переводил греческих авторов. Это была «лёгкая поэзия», прославлявшая дружбу, любовь, право человека жить в соответствии со своими внутренними потребностями.

О. Кипренский. Портрет К. Батюшкова Главными жанрами этого периода были послания, посвящения, надписи, эпиграммы, стихотворные шутки. Элегии ещё не занимали самого главного места в его творчестве.

К. Батюшков «Весёлый час» (отрывок)

Вы, други, вы опять со мною, Под тенью тополей густою, С златыми чашами в руках, С любовью, с дружбой на устах!

Други! сядьте и внемлите Музы ласковой совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться; Полной чашей радость пить: Ах! не долго веселиться И не веки в счастьи жить!

Батюшков Константин » Полное собрание стихотворений под ред. Фридмана

Но вы, о други, вы со мною, Под тенью тополей густою, С златыми чашами в руках, С любовью, с дружбой на устах.

Батюшков старался быть искренним в своём творчестве, избегать всего надуманного, искусственного. Чуждался он и иносказаний, намёков, пафоса. Его девизом были слова «живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Батюшков участвовал в войне против Наполеона в 1807 г., в 1808 г. – со шведами, принял участие в заграничном походе 1813-1814 гг. В более поздние годы поэзия Батюшкова приобретает элегические и трагические мотивы, что является отражением перенесенного им духовного кризиса: «Надежда», «Мой гений», «Разлука», «Умирающий Тасс» и др. В 1809-1811 гг. он написал несколько лучших своих стихотворений: «Воспоминание 1907 года», переводы из римского поэта Тибулла, большое дружеское послание к Жуковскому и Вяземскому «Мои пенаты» и сатиру «Видение на берегах Леты». Батюшков полностью на стороне Карамзина, который считал что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», что современной поэзии должны быть чужды славянские слова и устаревшие обороты и что силу язык может черпать лишь в живой речи.

К. Батюшков «Мой гений»

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – с любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1813

Война 1812 г. потрясла Батюшкова. Он недоумевал, как французы, этот «просвещеннейший» народ, может хозяйничать на захваченных землях.

Второй период творчества

В послании «К Дашкову» уже ничего от эпикурейской поэзии Батюшкова не осталось. Он рисует страшную картину войны:

К. Батюшков «К Дашкову» (отрывок)

Анализ стихотворения Батюшкова “Вакханка

Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье “Речь о влиянии легкой поэзии на язык”, датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и повестях, посланиях, баснях. Важнейшей особенностью легкой поэзии Батюшков считал стройный, ясный, гибкий слог, совершенство и чистоту

выражения мысли.

Главным шедевром, написанным Константином Николаевичем в вышеназванном жанре, считается стихотворение “Вакханка” , созданное в 1815 году. В нем античные мотивы органично переплетаются с традицией французской эротической поэзии. При создании произведения автор опирался на девятый эпизод поэмы “Переодевание Венеры”, принадлежащей перу Парни. В нем описывается любовное приключение богини. Согласно сюжету, она переоделась вакханкой и с легкостью завоевала сердце юного пастуха Миртиса. Батюшков существенно меняет первоисточник. Галантный эпизод он преобразует в торжество языческой

страсти. Вместо Венеры у него действует настоящая вакханка. Преследует ее не пастух, а участник праздника Эригоны. Скорей всего, имеется в виду ежегодный праздник вина, проводившийся в Афинах. Он был посвящен Икарию, первому человеку, научившемуся делать популярный алкогольный напиток, и его дочери Эригоне, соблазненной Дионисом.

У Парни история рассказывается в статике. В стихотворении Батюшкова бал правит динамика (нимфа бежит легче серны молодой, жрицы Вакховы мчатся). Кроме того, произведение русского поэта отличается живописной красочностью и пластической рельефностью. Пушкин, высоко ценивший творчество Батюшкова, считал, что “Вакханка” Константина Николаевича получилась живее оригинального текста, лучше его.

В зарисовку на тему античности поэт вводит славянизмы – ланиты (щеки), ризы (одежда), нагло (в значении “быстро”). Впрочем, не пренебрегает автор и древнегреческими реалиями – тимпан (ударный музыкальный инструмент), Эвр (божество восточного ветра), нимфа (олицетворение живых стихийных сил).

Батюшков оказал огромное влияние на развитие русской поэзии. По мнению Белинского, без творчества Константина Николаевича, Пушкин не явился бы таким, “каким явился действительно”.

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении очень сложная. Из-за достаточно большого объёма, каждый из образов представлен очень подробно.

Образы праздной и созидательной жизни. Пышная и роскошная жизнь высмеивается лирическим героем, который выражает авторскую позицию. Будничное существование, неразделимое с трудом, не серое и невзрачное, оно настоящее! Каждый человек, по словам литератора, должен наполнить свое бытие смыслом, а не ленивым прозябанием на шелковых подушках. Он отрекается от богатства, избирая скромную келью, куда приходит вдохновение.
Также немаловажную роль в стихотворении играет образ темного приюта, дома для эпикурейцев. Автор специально отводит эпикуреизму «темный угол», показывая тем самым своё недовольство и несогласие с главным тезисов данного философского учения — «личный комфорт превыше всего». Поэту по душе аскетический образ жизни, где нет ничего лишнего.

Образы верных друзей (Жуковский, Дмитриев, Карамзин, Вяземский). Тема дружбы и банального земного счастья от встреч в родными людьми проходит красной нитью сквозь стихотворение, ведь этого просит сам жанр лирического произведения. Это веселые молодые люди, с которыми герой чувствует духовное родство

Они талантливы, добры и умны.
Невозможно не заострить внимание на том, что двоемирие в стихотворении чувствуется очень хорошо благодаря использованию всевозможных отсылок и образов из реального мира (скатерти, столы, комнаты и обычные люди) и античного (географические объекты — Пермес, Геликон и античные имена богов — Харит, Вакх).
Весьма важным образом является образ Лиры — женщины-музы, именно она и вынуждает лирического героя думать о сути праздной жизни.

Лирический герой – поэт, который пребывает в радостном настроении, его переполняет энергия и творческий порыв. Он говорит о своих принципах, мировоззрении, а также делится рецептом творческой активности.

История создания

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»

Хрестоматийные строки поэтического послания были написаны в 1811–12 гг., когда автор жил в Хантаново, пошехонском имении своих сестер.

«Мои пенаты» определили особенности развития жанра стихотворного послания в русской традиции: ответные отклики батюшковских адресатов, Жуковского и Вяземского, также написаны трехстопным ямбом, воссоздающим атмосферу непринужденного дружеского общения. Аллюзиями на строки анализируемого произведения насыщены опыты Пушкина-лицеиста. Не только французская поэзия, но творчество старшего соотечественника и коллеги обусловили обращение юного автора к антологическим темам.

В первых строфах моделируется основная антитеза текста: незатейливый, скромный быт и спокойный образ жизни героя-поэта противопоставлен пышному интерьеру владений царедворцев, их бесконечным хлопотам о богатстве и карьере.

Особое внимание уделяется описанию темного и тесного, но уютного «приюта» эпикурейца, для характеристики которого используются лексические средства с семантикой небогатой, скудной домашней обстановки. Лирический герой доволен своим положением: находясь в идеализированном пространстве, он энергичен, радостен, любим, полон творческих сил

Смешение реалистических деталей и атрибутов античной мифологии является существенной приметой художественного мира «Пенатов». Явные и противоречивые стилевые контаминации – объект критических замечаний, сформулированных зрелым Пушкиным. В интерьере античного жилища появляется стол, покрытый рваной скатертью, а хозяина хижины навещает старый солдат, играющий на балалайке, – столкновение разнородных деталей производит нежелательный комический эффект.

За любовными сценами, в которых возникает условный женский образ Лилы, следуют строфы, посвященные божествам, покровительствующим земным талантам. Галерея портретов поэтов-современников открывается обращением к Державину, охарактеризованному перифразом «парнасский исполин» и сравнением с лебедем. В многообразии интонаций и стилевых решений субъект речи видит основное достоинство державинских творений. Участниками поэтического хора становятся еще восемь авторов, каждому из которых воздаются похвалы.

Герой призывает лирических адресатов, добрых товарищей, единомышленников и «философов-ленивцев», к наслаждению земными радостями. Эпикурейца не тревожит мысль о конечности человеческого бытия: не стоит скорбеть о безвременном уходе тех, кто был счастлив при жизни.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Популярные темы анализов

  • 6 класс
  • Анализ стихотворения Ахматовой Молитва Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы статьи одним из символов величия России
  • Пускай мечтатели осмеяны давно анализ стихотворения Некрасова Все творчество этого знаменитого русского поэта, можно отнести к пейзажной лирике, так как он достаточно тонко чувствует все прелести природы, которая его окружает. Большинство его стихов и поэм, посвящены России и ее сложной судьбе, судьбе ее народа.
  • Анализ стихотворения Есенина Золото холодное луны «Золото холодное луны» входит в цикл «Персидские мотивы» и, как можно догадаться, это стихотворение посвящено Востоку. Оно, как и весь цикл, примечательно настроением покоя, безмятежности. Эти настроения были у самого поэта в то
  • Анализ стихотворения Маяковского Революция Стихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое

Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»

Лирическим героем этого стихотворения, написанного в форме послания к Жуковскому и Вяземскому, является поэт, живущий в деревне в старом, бедном дедовском доме. Для создания деталей античного мира автор применяет большое количество мифологем, которые начинаются уже с названия стихотворения: Пенаты — (рим. миф. ) боги — покровители домашнего очага, а в переносном смысле — дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны; Пермес — (греч. миф. ) ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный

музам, а, в свою очередь, под фразой «Богинь пермесских дар» понимается вдохновение; Лары — (рим. миф. ) души предков, хранители домашнего очага; Аония — (греч. миф. ) область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы; Стигийские берега — (греч. миф. ) т. е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (клятва Стиксом считалась самой страшной) ; Феб — (греч. миф. ) Аполлон, бог искусств; Хариты — (греч. миф. ) три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни; Пиериды — музы; Фортуна — (рим. миф. ) богиня судьбы; Вакх — (греч. и рим. миф. ) бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии» , отличавшиеся необузданностью и разгулом; Парки — (греч. миф. ) богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни. При обрыве нити человек умирал.

Но хотелось бы отметить, что при описании мира поэта Батюшков применяет старославянскую лексику: Цевница — пастушья свирель, а в переносном смысле — поэзия вообще; Сретать — (старосл. ) встречать. Отсюда «сретение» — встреча.

Все стихотворение построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного поэтом, «богатству с суетой. А жанр послания, в свою очередь, позволяет поэту непосредственно обратиться к этим личностям, тем самым показать свое отношение к ним.

Это стихотворение вольной рифмовки, т. е. в нем используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами — это нестрофические двустишия. Такой тип рифмовки еще раз подчеркивает дисгармонию.

В структурном отношении стихотворение делится на пять неравных частей. В первой части мы наблюдаем, как уже было отмечено выше, образ убогого, но милого сердцу поэта жилища, с лишь тонким намеком на неприятие роскоши. Во второй части наблюдается уже открытое противопоставление мира поэта полной излишеств жизни богачей, образ которых представлен в тусклых тонах («и бледны горделивцы») , а в печи поэта горит «яркий огонь». В третьей части снова возникает мир поэтический, духовный мир поэта.

А вот в четвертой снова предстает противоречие страстей и сует светской жизни и мирной души творца, которая описывается, как было сказано ранее, особой лексикой (добрый, святой, мирный, беседовать, светлый, небесно, упоенье, отрадная тишина и т. д.) , а светский мир совсем иными словами (волненье, суета, наемная, развратные, надутые, горделивцы) , что, впрочем, просматривается сквозь все стихотворение.

В последней, пятой, части Батюшков обращается к главным адресатам стихотворения: к Жуковскому и Вяземскому.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Главные ценности жизни, по Батюшкову, — это любовь и творчество. Счастье поэта там, где вдохновение, а вдохновение там, где покой и мир

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: