Несколько интересных сочинений
- Служба Николая Ростова в романе Война и мир: описание карьеры В образе Николая Ростова нет ничего особенного, он молод, волосы его кучерявились, был среднего роста, его выражение лица ничего не скрывало
- Сравнительная характеристика Обломова и Манилова В своей поэме Гоголь выстраивает канву помещиков, которые представляют собой в какой-то степени логический ряд, ведущий читателя по определенному пути развития. С одной стороны помещики Гоголя выражают череду человеческих пороков
В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе
Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов
Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения.
Первого русского нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина называют ювелиром слова, прозаиком-живописцем, гением российской литературы и ярчайшим представителем Серебряного века. Литературные критики сходятся во мнении, что в бунинских произведениях есть родство с картинами , а по мироощущению рассказы и повести Ивана Алексеевича схожи с полотнами .
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи»
и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма»
.
Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Воробей Тургенева 7 класс Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья. Сначала автор обрисовывает ситуацию. Известный всем любитель охоты и путешествий Иван Сергеевич возвращался домой
- Анализ стихотворения Пушкина Арион 9 класс В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями
- Анализ стихотворения Ты не забыта Некрасова В центре событий стихотворения под названием «Ты не забыта» девушка, которая закончила жизнь самоубийством. Она была убита одной единственной пулей, которую она специально сберегла
- Анализ стихотворений Лермонтова
- Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком
Библиография
- «Антоновские яблоки»
- «Деревня»
- «Суходол»
- «Легкое дыхание»
- «Сны Чанга»
- «Лапти»
- «Грамматика любви»
- «Митина любовь»
- «Окаянные дни»
- «Солнечный удар»
- «Жизнь Арсеньева»
- «Кавказ»
- «Темные аллеи»
- «Холодная осень»
- «Цифры»
- «Чистый понедельник»
- «Дело корнета Елагина»
Мир писателя настолько чувствительный, осязаемый, внимательный, слышимый, что на поверхность выходят насущные проблемы, выявляются забытые детали. Небольшой изложенный текст Бунина как раз полон впечатлением героя, гаммой звуков. Произведение творца – это монолог, в котором писатель излагает момент из своего детства. Бунин выступает перед читателями и как участник некоего события, в то же время как наблюдатель, что видит себя после стольких прошедших лет.
Как известно, сочинение сего творения Бунин вершил за границей. В этот период времени он сильно тосковал по дому. Соответственно, произведение «Именины» полностью отразило атмосферу царившего беспорядка в душе писателя. Несмотря на то, что вокруг праздник, идут именины, автор никак не может заставить себя радоваться, ибо тоска и горечь по родине берут своё. Настроение на праздничном дне для героя – это нечто приносящее ужас и беспокойство. Находясь на именинах, ему осознается, что он является вне жизни, оторванный от времени настоящего, идущего с неумолимой быстротой. Ощущается провал в темную и не отпускающую древность, забитость. У героя происходят эмоциональные перепады настроения, меняется поток сознания, мировоззрение персонажа уже не такое, какое было раньше. Он понимает, что отчужденность от сего настоящего убивает стремление жить. А такое, абсолютно точно, не должно возникать в сознании человека!
В чем же заключается финал рассказа? В горечи и тоске по родным местам и краям. В том, что время неумолимо берет своё, назад уже вернуть на свои места всё не получается. Однако воспоминания бьют ключом, оставляя колкие раны на сердце! Об этом говорит Бунин: о том, что оторванность от родины не только ломает тебя физически, но и калечит духовно!
Своим монологом автор смог описать собственные переживания в период разлуки с теплыми для него местами. Этот текст дает возможность погрузиться во внутренний мир Ивана Бунина, осознать, как сильно был привязан писатель к родным краям! Произведение, написанное во время пребывания за границей, необычно затрагивает все струны души! В этом и состоит талант творца: своими простыми словами навсегда западать в сердце, заставляя переосмысливать собственную жизнь!
Основная мысль
Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.
Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.
Полевые цветы
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
*****
Анализ 2
По словам Евгения Евтушенко – русский поэт всегда больше, чем обычный поэт. И несмотря на то, что утверждение было выдвинуто только на пороге двадцатого века, но под определение жизни и судьбы подходят все русские поэты, которые стали великими и известными. Иван Бунин стал известен широкому кругу читателей, как прозаик, но при этом его стихотворения подчеркнули имеющийся у него талант и возможность переживать за тяжелые судьбы Родины.
Стихотворение «Слово» было составлено им с 1915 году, через пять лет он отправиться в эмиграцию, которая закончится только после его смерти. На момент того, как было написано стихотворение в России разразилась Первая Мировая война.
Несмотря на то, что основной является философская лирика, но в нем прослеживаются также и черты гражданской лирики. Автор раскрывает роль родного языка не только в жизни его соотечественников, но и на мировой арене. В данном стихотворении автор переживает за происходящее на территории России, он полностью обеспокоен, чувствуется напряжение, нервное переживание, которое он старается передать посредством стихотворной формы.
При этом он побуждает всех беречь родной язык и культуру, оставить ее в сохранности, чтобы она не была повреждена врагом. Автор чередует женскую и мужскую рифму, что создает в стихотворении собственное настроение, подчеркивает обеспокоенность за жизни людей, а самое главное за людскую речь.
Бунин понимает, что именно речь помогла сохранить исторические свидетельства с момента зарождения письменности. Он размышляет о том, как свидетельства об основных событиях передавались из поколения в поколение.
Автор не знает в чьих руках по завершению войны останется власть, но он точно уверен, что в конце останется русское слово, которое может сплотить народ, помочь ему восстановиться и найти правильные приоритеты. Именно к этому он подталкивает население, бороться за сохранение слова и внутренней культуры, находить смысл стремиться к объединению народа.
Иван Бунин смог точно передать настроения народа, он переживает и нервничает, старается бороться за смысл жизни и существования, поэтому ему необходимо сохранить слово и сделать его дальнейшим смыслом.
7 класс
Анализ стихотворения Слово по плану
Анализ стихотворения «Первый снег» Бунина
«Первый снег» — стихотворение, которое принадлежит к раннему творчеству поэта. Бунин пишет о наступлении зимы и грусти об уходящих теплых днях. Детство автора прошло в деревне, поэтому он научился замечать красоту природы.
В произведении описывается то, как ночью зима борется за свои права и уже утром белый снег покрывает поля. Это становится понятно с первой строфы. Кругом веет ароматом морозной свежести. Небо окрашено в багряные цвета. Все описано понятной речью, потому что есть присутствие лирического героя. Стих состоит из трёх частей, в каждую заложен определённый смысл.
Ощущаются изменения в природе. Используя объективные эпитеты, кажется, что все природные явления происходят в настоящий момент. С самого начала есть первые признаки зимы. Это заметно по морозной свежести в полях и лесах, цвету заката. Тем самым, предвещается наступление настоящей зимы.
Прочитав вторую строфу, можно заметить некоторую тревогу. В этой части, наблюдая за изменениями в природе, поэт ждёт, когда выпадет первый снег. Но не только он томится в ожидании. Природа тоже это предчувствует. Листья опали с деревьев, не наблюдается цветов. Поля и сады опустели. Все готово к наступлении холодного времени года.
В третьей части ожидания оправдываются. Ночью слышится буря, а когда рассветает, то видны летящие хлопья снега. Происходит прощание с осенью, которое подчеркивается запоздалой вереницей гусей. Герой становится свидетелем, который наблюдает за сменой времён года.
Описывая приход зимы, становится заметен положительный настрой героя, его мечта о преображении мира. Он видит в этом светлый праздник и принимает жизнь во всех проявлениях.
В последних строчках присутствует чувство грусти. Поэт немного грустит о прошедших тёплых днях. Но скоро они вернутся. А события и само время уже не сможет вернуться. Именно от этого присутствует небольшая тоска. Прошедшие дни выражаются с помощью улетевшей вдаль вереницей.
Совмещение красных и белых цветов помогают проще описывать, показав причастность природных явлений к мироощущению лирического персонажа. Он является частью природы. Этому свидетельствует его употребление местоимения «мы».
Стихотворение Бунина передаёт движущуюся природу, ее жизнь, наводит на раздумья. Умело демонстрируется иллюзия того, что действия происходят прямо сейчас. Видно, как сильно, автор любит родную землю.
Жизнь в слове
Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.
Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно
В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове
Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».
Анализ стихотворения Слово
Два основных лирических образа стихотворения – слово и герой. Герой выступает от имени автора, транслируя его чувства и переживания. Отношение к идущей войне, обеспокоенность судьбой русского народа, сохранением его традиций и устоев – все это звучит в каждом слове этого небольшого, но такого емкого произведения.
Форма и художественные средства
- древняя тьма;
- молчащие гробницы;
- мировой погост:
- бессмертный дар.
В течение всего повествования Бунин будто играет с интонациями. В начале она повествовательная, спокойная, описывающая ценность речи. И в конце – громкое настойчивое риторическое обращение, высший эмоциональный накал, усиливающий общий призыв. Умейте же беречь!
Для противопоставления ценностей духовного и материального автором используется еще одно художественное средство – сравнение. Молчащие гробницы с костями, являющиеся просто немыми свидетелями бытия. И Слово, бессмертное и вечное, которым пропитано все вокруг.
Смысл стихотворения Слово в том, что материальные ценности с течением времени превращаются в прах, а настоящее – лишь в духовном. Именно духовное способно возродить даже разрушенные цивилизации. Именно таким должно быть завещание потомкам, которое они должны сберечь для последующий поколений. И нет у нас другого достояния, кроме как этот бесценный дар – Слово.
-
Кто читает стихи в москва слезам не верит
-
Золотая рыбка загадай желание стихи
-
Засыпет снег дороги стих пастернак
-
Мне еще ехать далеко стих
- Виктор шнитке стихи на русском
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Электронная почта проекта: [email protected]
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.
Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.
Стихотворение «Зима недаром злится. » Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».
Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая». а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится». «стучится». «гонит». «хлопочет». «хохочет». «шумит». Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.
После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит». Или оттого, что она «румяней стала». ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.
Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.
История создания
Обстановка в России в то время была неспокойна и накалена. Беспорядок и разруха, невозможность свободы для творчества, притеснение интеллигенции, революция и свержение самодержавия – все это Бунин назвал кратко и емко – «окаянные дни».
Именно в этих непростых условиях, в 1915 году Бунин, не прекращавший писать, создает стихотворение Слово. В нем автор затрагивает тему бережного отношения к важнейшему народному достоянию – к слову, к речи, которые становятся особенно уязвимыми в условиях мировых неурядиц.
В отличие от своих именитых предшественников Лермонтова и Пушкина, считавших, что поэты, являясь пророками, способны изменить современное общество, Бунин не полагается на представителей литературной нивы. Он делает ставку на народ, именно его призывая встать на защиту слова и сохранить его для потомков.
События последнего времени заставляют Бунина задуматься о судьбе не только русского народа, но и русского языка. Поэт, видя, что вокруг царят разруха и беззаконие, что власть сосредоточена в руках людей, лишенных представлений о культуре, духовности, о чести, все больше и больше задается вопросами:
- Что его современники способны оставить своим потомком в наследство?
- Будет ли новое поколение вообще иметь возможность оценить культуру, традиции и язык своих предков, или все канет в небытие?
Поэтому и родилось это произведение, своеобразный манифест, обращенный ко всем. С призывом беречь этот бессмертный дар – речь.
Смерть
В конце 1940-х врачи диагностировали у Бунина эмфизему легких. По настоянию медиков Иван Алексеевич отправился на курорт на юге Франции. Но состояние здоровья не улучшилось. В 1947 году 79-летний Иван Бунин в последний раз выступил перед аудиторией литераторов.
Нищета заставила обратиться за помощью к русскому эмигранту Андрею Седых. Тот выхлопотал больному коллеге пенсию у американского филантропа Фрэнка Атрана. До конца жизни Бунина Атран выплачивал писателю 10 тысяч франков ежемесячно.
Поздней осенью 1953 года состояние здоровья Ивана Бунина ухудшилось. Он не поднимался с постели. Незадолго до кончины писатель попросил жену почитать письма .
8 ноября доктор констатировал смерть Ивана Алексеевича. Ее причиной стала сердечная астма и склероз легких. Похоронили нобелевского лауреата на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, месте, где нашли упокоение сотни российских эмигрантов.
Ведущая тема стихотворения Слово
Основным лирическим образом произведения является Слово, а главной темой – его значимость. Поэт начинает с упоминания о гробницах, мумиях и костях, тем самым создавая гнетущую атмосферу, проводя грань между материальным и духовным миром.
Да, египетские гробницы также являются древнейшим мировым наследием, способным донести и рассказать свою историю до потомков. Но лишь Слово является бесценным даром, именно Слово выделяет человека из мира животных.
Поднимая тему вечности, Бунин лишает слова представителей темного материального мира – гробницы, мумии – молчат. Потому что материальное не может являться истинным носителем культуры. Древние артефакты дают представление о быте и жизни прежних цивилизаций. Но они молчат о том, что чувствовал человек, что его радовало и волновало, какие мысли занимали его в то или иное время.
Раскрыть духовный мир и предъявить его потомкам могут лишь «письмена» – речь, обладающая великой силой. В этом и заключается основной смысл стихотворения Слово.
Бунин чувствует, что в условиях таких мутных времен, называемых им в стихотворении «днями злобы и страдания», велика возможность того, что носители русской культуры и чистого русского языка будут подвергаться гонениям. Ведь люди, находящиеся в тот момент у власти не заинтересованы в духовном и культурном развитии славянской нации.
Лишь Слово, спустя десятилетия, сможет возродить целую страну. Причем Слово даже не с уст литератора или поэта, а Слово народное. Именно народ призывает автор относиться к нему как к «бесценному дару», данному свыше, и обеспечивающему сохранение традиций, культуры, нравственных устоев великой страны. Умейте беречь! Беречь то, что будет говорить и на «мировом погосте», когда все материальное канет в вечность.
Основная тема
Главная мысль и идея произведения в том, что смена сезонов — прекрасное явление, хотя для многих оно привычно. В событии, которое повторяется каждый год, автор сумел увидеть сказку, скрытую от большинства людей. Зима и весна в его строках — это не просто сезоны, а яркие живые образы, выписанные так тщательно, что стих похож на картину. Повествование ведётся от имени лирического героя, который называет холодное время года «ведьмой злой». Он рад, что ворчливой старухе, хоть она и старается создать помехи Весне, скоро придётся уйти.
При вдумчивом изучении произведения открывается философский смысл. Можно провести параллели с реальной жизнью: всё старое когда-то отживает свой век, и ему на смену приходит свежая и смелая молодость. Добро побеждает зло, безобра́зное уступает под натиском красоты, а обновление приходит на смену застою.
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»
Анализ философского смысла стихотворения
По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово»относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Еготема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа . Творение поэтаделится на две части.Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь. Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.
Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь».
Эти фразыотсылаютвнимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делаетсяакцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре
Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост»
дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.
Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры
. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.
Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении.Разгоралась Первая Мировая война . В России назревалипредпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.
Техническая характеристика стихотворения
Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.
Произведение имеет две строфы.
Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То естьрифма идёт через одну строку. Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов»
, которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредствомчередования пятистопного и трёхстопного ямба . Понятие «ямб» говорит опадении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.
В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская».
Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А вкаждой чётной строке рифмаздесь — «мужская» . То есть ударение идёт на последний слог.
ИВАН БУНИН
ВЕСЕННЕЕ
Тает снег — и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля ещё пустынны,
Но леса ещё безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно,
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, — а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними —
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придёт апрель-царевич
Из заморских стран далёких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зелёной хвоей,
Пахнет тёплою землёю
И апрельскими цветами,
И склонится он с улыбкой
Над царевною безмолвной
И прильнёт к устам царевны
Крепко жаркими устами,
И она в испуге вздрогнет,
Разомкнёт свои ресницы,
Глянет, вспыхнет — и улыбкой
Озарит весь мир влюблённый!
Стихи русских поэтов. Весна.Летят журавли
ДОГОРЕЛ АПРЕЛЬСКИЙ СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой. А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля
А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля
А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
Стихи русских поэтов о временах года.Грачи весной
БУШУЕТ ПОЛАЯ ВОДА…
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно. Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Красивая поэзия про весну
ВЕСЕННЕЕ
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Ночь
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.
Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!
Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков:
Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен,
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!
Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.
Прибрежья, где бродили тавро-скифы,
Уже не те, — лишь море в летний штиль
Все так же сыплет ласково на рифы
Лазурно-фосфорическую пыль.
Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь — и к тихому прибою…
Со мной на берег девушка пришла.
И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда печь мир любил и для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, —
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!
1901 год
*****