Темы, проблематика, настроение
Тема, поднятая Тютчевым в стихотворении «Листья» актуальна на все времена — мимолетность человеческой жизни. На эту тему можно рассуждать вечно, и мысли каждого об этом будут сугубо индивидуальны.
Из тематики плавно вытекает проблематика стихотворения – она представлена кругом вопросов относительно нашего места в этой жизни. То, как мы проживем отведенное нам время, что хорошего сделаем для окружающих, и какую пользу принесем этому миру – все это составляет проблематику данного стиха.
Несмотря на серьезную тему, затронутую автором, настроение, которое создают «Листья», довольно легкое и позитивное. Именно этот момент отличает необычайную лирику Тютчева от произведений других поэтов: через образы природы он объясняет серьезные, глубокие вещи, совершенно меняя у читателя взгляд на них.
Особенности стиха
Стихотворение «Silentium!» состоит из трех куплетов по шесть строк. Всего их восемнадцать. Каждая из трёх частей заканчивается словом «молчи». Но в то же время они несут разную смысловую нагрузку, развивая следующую и подкрепляя предыдущую по смыслу. Они музыкально созвучны. В этом произведении отсутствует полемика. Настойчивое повторение звучит как призыв, убеждение, желание объяснить. В нем можно увидеть утешение, смирение в отчаянии. Обращение к нуждающемуся и растерянному человеку, возможно даже к себе самому.
“Молчи, скрывайся и таи…”. Звучит успокоение: не переживай, чувства от этого не погибнут, будут жить в душевной глубине, “как звезды в ночи”, “любуйся ими”. Как будто кто то, более мудрый, заботится о младшем или неопытном и, даже, можно сказать – родном человеке. “Мысль изречённая есть ложь”. По мнению В. Брюсова эта фраза говорит о невозможности выразить свою душу, о непостижимости огромного мира и осознании того, что раскрыть свои мысли «…есть ложь». Это только личное познание каждого. Поэтому нужно ценить и оберегать все безрассудные формы постижения мира: мечту, фантазию, сновидения.
“Мысль изречённая” – это антоним слову “неизречённая”. А значит – необыкновенная, неописуемая, нереальная. Следовательно, «изречённая» – это просто «обыкновенная».
«Таинственно-волшебные думы» – это романтические мечтания. Переход в реальную жизнь — они не выдерживают, погибают. Философская лирика Тютчева выдержана в очень изысканном и тонком стиле.
Вариантов о размере, которым написано “Silentium!” несколько. Н. Королёва, придерживается мнения, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Многие его не разделяют и даже возмущены таким определением.
Ритмичность Тютчевского стиха и порядок ударений строки свободны от принятого размера. Здесь и возникли теории, что оно написано ямбом с включением трёх строк aмфибрахия. Возможно к «Silentium» нужен совершенно другой «ключ». Если рассмотреть ритмику с другой точки зрения, то можно увидеть в написании трёхударную строку.
Женщины, изменившие судьбу автора
Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений. Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману
Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене
Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.
Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.
Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».
Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы — в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.
Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.
«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
«О любви немало песен сложено…» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое…» (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое…» (1870), ставшее популярным романсом. Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных. Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского». К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение», «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним. Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви. Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея… изноет наконец». Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает…» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны. В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.
Анализ стихотворений Аксакова → Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Два паруса лодки одной»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Дремотность»
Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»
Особенности творчества Федора Ивановича
Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.
Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.
Стихотворение «Теперь тебе не до стихов» Тютчев Федор Иванович
Теперь тебе не до стихов, О слово русское, родное! Созрела жатва, жнец готов, Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат; Каким-то божьим попущеньем Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье,- Ты — лучших, будущих времен Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом, В последней, в роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед богом…
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- К тебе теперь я думу обращаю К тебе теперь я думу обращаю, Безгрешную, хоть грустную,- к тебе! Несусь душой к далекому мне краю И к отчужденной мне давно судьбе. Так много лет прошло,- и дни невзгоды,…
- О тебе О тебе, о тебе, о тебе, Ничего, ничего обо мне! В человеческой, темной судьбе Ты — крылатый призыв к вышине. Благородное сердце твое — Словно герб отошедших времен. Освящается им…
- О, как в тебе лазури чистой много О, как в тебе лазури чистой много И черных, черных туч! Как ясно над тобой сияет отблеск Бога, Как злой огонь в тебе томителен и жгуч. И как в твоей…
- Все бы я теперь сидела да глядела! Все бы я теперь сидела да глядела! Я глядела бы все на ясное небо, На ясное небо да на вечернюю зорю, — Как заря на западе потухает, Как на небе…
- — Ну что тебе еще, ведь это — вечер — Ну что тебе еще, ведь это — вечер. — Но почему он так похож на вечность? — Ну что тебе еще… Ведь скоро утро. — А почему во встречных…
- Мне бы только теперь Мне бы только теперь до конца не раскрыться, Не раздать бы всего, что напела мне птица, Белый день наболтал, наморгала звезда, Намигала вода, накислила кислица, На прожиток оставить себе навсегда…
- Я тебе ничего не скажу Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь…
- К И. А. Крылову («Сосед, ты выиграл! скажу теперь и я») Сосед, ты выиграл! скажу теперь и я; Но бог тебе судья, Наверную поддел ты друга! Ты, с музой Греции и день и ночь возясь, И день и ночь не ведая…
- Тебе я счастья не давал Тебе я счастья не давал довольно, Во многом я тебя не понимал, И мучил я тебя и сам страдал… Теперь я еду, друг мой! сердцу больно: И я с слезой…
- Что? стихов ты хочешь Что? стихов ты хочешь, что ли? Услужить бы я готов; Написал бы я для Коли, Только вот беда: нет воли, А без воли нет стихов. В наши будущие годы Высоко…
- Теперь не умирают от любви Теперь не умирают от любви — насмешливая трезвая эпоха. Лишь падает гемоглобин в крови, лишь без причины человеку плохо. Теперь не умирают от любви — лишь сердце что-то барахлит ночами….
- Освобожденная Россия Освобожденная Россия, — Какие дивные слова! В них пробужденная стихия Народной гордости — жива! Как много раз, в былые годы, Мы различали властный зов: Зов обновленья и свободы, Стон-вызов будущих…
- Я пишу тебе из такой тьмы Я пишу тебе из такой тьмы, которую не осветишь словом Завета, и все же, послушай, здесь были мы уже не помню в какое лето. Когда первые лучики на балкон просачивались…
- Вот тебе горы, вот тебе небеса Вот тебе горы, вот тебе небеса, а вот моя рука. Вот тебе скалы — это тоже немало — и еще река. За полчаса до утренней сияющей зари С товарищем по…
- Теперь не то Уж теперь не то, что было прежде! Грустно мне, как вспомню о былом: Раскрывалась сладко грудь надежде И мечтам о счастии земном. В горе я вдавалась безотчетно, Без сознанья радостна…
- Рок все теперь свершил, надежды больше нет Рок все теперь свершил, надежды больше нет. Противна стала жизнь, противен стал мне свет. Почто вступить в сей град желал я повсечасно? О суетная мысль, желание напрасно! О град, который…
- Где же вы теперь, друзья-однополчане? Майскими короткими ночами, Отгремев, закончились бои… Где же вы теперь, друзья-однополчане, Боевые спутники мои? Я хожу в хороший час заката У тесовых новеньких ворот, Может, к нам сюда знакомого солдата…
- Нет, не тебе идти со мной Нет, не тебе идти со мной К высокой цели бытия, И не тебя душа моя Звала подругой и сестрой. Я не тебя в тебе любил, Но лучшей участи залог, Но…
- Тебе обязан я спасеньем Тебе обязан я спасеньем Души, измученной борьбой, Твоя любовь — мне утешеньем, Твои слова — закон святой! Ты безотрадную темницу Преобразила в рай земной, Меня ты к жизни пробудила И…
- Тебе одному (Из «Неизвестного романа») Нет, не тогда бываю я счастлива, Когда наряд, и ленты, и цветы Блестят на мне, и свежестью красивой Зажгут в тебе влюбленные мечты. И не тогда, как…
Вы сейчас читаете стих Теперь тебе не до стихов, поэта Тютчев Федор Иванович
Образы и символы
Образ лирического героя «Листьев» не совсем обычен. Здесь им выступает отнюдь не человек, а простой маленький листочек, каких миллионы. Он прост, но жизнерадостен и даже немного авантюрен.
Произведение пресыщено образами. Так, автор, описывая многообразие листьев, каждым их видом олицетворяет определенные группы людей. Например, хвойные иголки – это люди — консерваторы, в их жизни нет места переменам и желаниям, их путь ровен и гладок, они лишены огня, искры.
Листья, напротив, олицетворяют собой людей ярких, ищущих перемен и не боящихся рисковать. Их жизнь подобна вспышке.
Символика также присуща данному тексту. Так, красный цвет здесь символизирует сразу несколько важных категорий человеческого бытия: мудрость, власть, любовь, красоту, огонь, радость, целостность жизни.
Ветер в стихотворении символизирует время, пространство и скорость, а также — возрождение. Лирический герой желает быть сорванным с опостылевших ветвей ветром, что хорошо показывает его готовность принести себя в жертву на благо лучшего будущего.
Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева
Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и “Как неожиданно и ярко…”.
Многие годы для Ф.И. Тютчева число 15 июля было “блаженно роковым”. В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что-то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!” И в этом была его драма.
Но еще в большей степени угнетало “людское суесловие” вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. «Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей», — пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.
Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и день спустя «Как неожиданно и ярко …».
Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, «Накануне годовщины…» написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же «р» и «с»:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Эпитеты «гаснущий день», «тихий свет», «последний отблеск дня» придают стихотворению темную окраску. А обращения «друг мой милый», «ангел мой» отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.
Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие «н», «л» и «м»:
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла». Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением «Накануне годовщины…». В ней тоже много шипящих: «ушло», «дышишь», «живешь». А глагол «побледнело» коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому.
Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф.И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год. Причем стихотворения писались по разные стороны от него.
Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, «какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти». Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.
Теги:
Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева
Сочинение
Литература
Система образов
Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.
Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.
На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.
Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.
Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.
Анализ стихотворения «Странник»
Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»
Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.
Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.
В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:
Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.
В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».
Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».
Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу. » Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.
В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор»
В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»). «Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека
Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение
«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение
Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:
Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.
К-во Просмотров: 2809
Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!
«Странник» Ф.Тютчев
«Странник» Фёдор Тютчев
Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.
Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…
Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.
Анализ стихотворения Тютчева «Странник»
Произведение, созданное в 1829—30 гг. посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.
Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.
Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.
Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.
Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья… », где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю — скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.
Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )
Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.
Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.
Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?
Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!
V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!
Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/
Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/
Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?
Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!
D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!