Да! Теперь решено. Без возврата
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь, напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
— Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.
*****
Популярные темы анализов
Анализ стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»
Трудно вспомнить более народного поэта, чем С. А. Есенин. Каждая его строчка пронизана любовью к природе, деревне, народу, русским красавицам, бескрайним просторам, Родине. Тема патриотизма первостепенна в его лирике. Тексты певучи, раскатисты, плавны, гармоничны, их хочется петь. Неудивительно, ведь поэт был воспитан на фольклоре, с колыбели слышал народные песни, сказки.
Детство его прошло на Рязанской земле, на воле, что помогло ему сроднится с лесами, полями, реками. Поэтому в его творчестве так много олицетворений, художественного параллелизма. Для него природа – главное действующее лицо. Тонкоствольная белая березка – любимая героиня поэта, олицетворяет юную скромную красавицу, деревенскую девушку. Черемуха – барышня, ее наряд дорог, одета по моде. Себя же он сравнивает с опавшим, заледенелым кленом, выжженным эмоционально и физически.
Психология, душа русского народа сквозит в каждом катрене. Здесь нет спокойствия, только эмоции, буря, безудержность во всем. Будучи истинным певцом России, вышедшим из крестьянской жизни, Сергей Александрович умел находить прекрасное в любом сезоне, погоде. В звонких весенних ручейках, которые напитывают влагой почву, в летней грозе, которая прекрасна своей несдержанностью, кратковременностью, в заснеженных лесах и полях, которым нет конца.
Осень – время особенное для поэта. Это пора сбора урожая, как материального, так и жизненного, философского, время подведения итогов. Ведь для любого крестьянина, новый год наступает осенью после торжественного окончания полевых работ
Поэтому так важно то, что останется с человеком после того, как будут сжаты последние нивы и окончательно опустеют рощи, скинув свою листву. Будет ли это тоска, одиночество или надежда на светлое будущее, радужные планы. Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» написано в 1917 году – непростой для страны период
Тогда каждый понимал, что урожай собран, итоги подведены, старое разрушено на корню. Но никто не мог однозначно утверждать каким будет то новое, за которое так боролись. Тем не менее стихотворение не несет прямых подтекстов и относится к пейзажной лирике автора
Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы» написано в 1917 году – непростой для страны период. Тогда каждый понимал, что урожай собран, итоги подведены, старое разрушено на корню. Но никто не мог однозначно утверждать каким будет то новое, за которое так боролись. Тем не менее стихотворение не несет прямых подтекстов и относится к пейзажной лирике автора.
У Есенина осень еще острее, пронзительнее, чем у Лермонтова. Здесь нет пушкинского восторга от поздней осени, но и душевного метания, неприятия, как у Фета, читатель не встретит. Сергей Александрович, как настоящий художник, рисует нам картины осенней природы, передавая унылость, тоску, горечь, но выбирая яркую, глубокую, насыщенную палитру. Облетевшие рощи, опустевшие нивы, сырость, туман – все это поглотило былую радость жизни, навеяло легкую грусть. Заставило задуматься о будущем.
В природе все естественно, гармонично, что стремится передать автор. Поля, леса, изрытая дорога находятся в предвкушении, в ожидании зимы. Это неудивительно, что дороге мечтается о пушистом снеге, который скоро на нее ляжет. Ведь она с весны до поздней осени трудилась, потому изрыта. По ней часто ездили, возили собранный урожай. Зима – отдых для крестьянина, труженика поля. Поэтому ожидание нового времени года так остро в стихотворении. Осталось совсем немного.
Ключевые образы стихотворения: явления, происходящие в природе и лирический герой, то есть сам рассказчик. Кажется будто автор стоит в эпицентре предстоящих перемен. Но от него ничего не зависит, он лишь наблюдатель.
Примечательно описание «рыжего месяца». Использовано сравнение его с жеребенком. Конь, жеребенок – любимые образы автора, которые появляются достаточно часто в его стихах. Лошадь – это перевозчик, способный привезти что-то новое. А жеребенок – олицетворение чего-то невинного, незащищенного.
Речь Есенина, яркая, образная. Использовано много средств художественной выразительности. Солнце сравнивается с колесом, месяц с жеребенком. Эпитеты: «седая зима», «звонкая чаща». Дорога отождествляется с живым существом, которому «примечталось» скорое наступление зимы.
Композиция стиха простая. Он включает три катрена, изложенных с помощью перекрестной рифмы. Чтобы придать певучести, мелодичности строкам, автор останавливается на четырехстопном хорее. Интонация спокойная, размеренная. Текст читает легко, певуче. Остаются приятные эмоции после прочтения.
Мне нравится1Не нравится
Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»
В работе «Terra amata! Сердце мечтает… »(1914) природа возрождается, очеловечивается, обожествляется. Автор сравнил разноцветное, земное полифоническое («порывы солнца в водах груди», «в зелени твоих ста колоколов», «ожоги в ярме небесных») и князей небесных («Ива — кроткие монахини «звенят розарием»). Вся земная красота, в которой поэт хочет потеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, потусторонней жизни. Эта идея подтверждается не только изображением ив — кротких монахинь с четками в руках, но и заключительным стихом стихотворения, его двумя последними строками:
Я пришел на эту землю, Чтобы поскорее покинуть ее.
Поэма метафорична: «рискует солнце», «ивы добрые монахини», «болото дымится тучей», «дымишь в ярме небесном». Доминирующую (основную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «сто зеленоватое брюхо». В этой комбинации и далее в тексте эффект «звенящей природы» усиливается шипящими звуками: резьба, риза, зов, в небесном иге, заключенном в сердце мысли. Эффект светового настроения лирического героя «подкреплен» поэтическим счетчиком — ямбическим тетраметром. В первых текстах С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земных и человеческих помыслов; алый (розовый, золотой, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, рассвета, рассвета. Черный цвет практически отсутствует (используется только при описании ночных и ночных предметов и явлений).
Анализ стихотворения Близнецы Тургенева
И. С. Тургенев – известный поэт и писатель XIX века. Он оказал существенное влияние на развитие не только отечественной, но и западной литературы и был признан одним из классиков. В круг его литературных интересов входили стихотворения, повести и романы, публицистические статьи.
Стихотворение «Близнецы» И. С. Тургенев написал зимой 1878 года, однако опубликовали его только после смерти поэта. Произведение было включено в сборник «Стихотворения в прозе», поэтому анализировать его стоит с учетом настроения всей книги. В данном сборнике преобладают мрачные и депрессивные тона: автор в своих строках выражает душевную боль, пессимизм и ненависть к порокам людей.
Стихотворение «Близнецы», так же выражающее пессимизм, наполнено чувством глубокого разочарования. В произведении описывается спор близнецов. Герои стихотворения, несмотря кровные узы и внешнюю схожесть, отчаянно ненавидят друг друга.
Для передачи чувств персонажей автор использует глаголы с сильной эмоциональной окраской «корчились», «пылали», грозились»). Чувство взаимной неприязни близнецов также подчеркивается с помощью дефиса в начале стихотворения. В данном произведении этот знак препинания символизирует разделительную черту, не позволяющую героям договориться и прийти к общему решению.
Автор выражает недовольство поведением героев и подводит одного из братьев к зеркалу, объясняя, что, споря с близнецом, он, по сути, ссорится с самим собой. Зеркало в стихотворении является отсылкой к поговорке «нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».
Несмотря на то что поэт пишет о близких родственниках, основную мысль произведения следует рассматривать шире. И. С. Тургенев остро ощущал разобщенность и конфликтность людей и призывал читателей относиться как окружающим как к самим себе.
7 класс по плану, кратко
С добрым утром!
В стихотворении «С добрым утром!» Сергей Есенин описывает момент пробуждения природы от ночного сна. Всё произведение наполнено светом. Пейзаж, каждый его элемент, предстают в стихотворении живыми существами. Так, свет брезжит и «румянит сетку небосклона», берёзки улыбаются, крапива шепчет, а звёзды наоборот заснули.
Написано произведение хореем, который передаёт плавное, но стремительное пробуждение природы. Создавать атмосферу неумолимо наступающего утра помогает и перекрёстная рифма, которая создаёт восходящий темп. Всё в произведении живёт и дышит счастьем нового дня, именно поэтому финальная строчка выбивается по ритму. Автор делает акцент на том, что наступает доброе утро. Читать текст стихотворения…
Художественное средство в стихотворении
В стихотворении «Не напрасно дули» С. Есенин использует художественное средство повторения. Это прием, при котором автор повторяет один и тот же фразовый оборот или слово несколько раз, чтобы усилить эмоциональную и выразительную силу высказывания.
Фраза «не напрасно дули» повторяется несколько раз в разных частях стихотворения:
- Не напрасно дули дубровы по широкому краю,
- Народ целый весь-то затрепетал от восторга.
Этот прием позволяет автору передать сильную эмоциональную реакцию на происходящее
Повторение фразы «не напрасно дули» усиливает смысл и ценность действия, которое оно описывает, и подчеркивает важность и значимость событий
Художественное средство повторения в данном стихотворении помогает создать образ духа и солидарности народа, единства с природой и праздного предвкушения радости. Благодаря повторению фразы, стихотворение обретает мелодичность и ритмичность, а также передает ощущение восторга и эмоций, которые испытывает народ.
Метафора — основа творения
Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, который активно использовал различные художественные средства, чтобы передать свои мысли и эмоции через стихи. Одним из таких средств является метафора, которую он мастерски применял в своих произведениях.
Метафора — это речевое выражение, основанное на переносе значения одного слова на другое, связанное с ним образовательными ассоциациями.
В стихотворении «Не напрасно дули» Сергей Есенин также использует метафору для создания образов и раскрывания своих эмоций.
Вот несколько примеров метафор из этого стихотворения:
- «Забушевало в душе» — здесь душа олицетворяется рекой, которая бушует и шумит, передавая образ сильных эмоций и внутреннего переживания поэта.
- «Горят мосты наши» — в этой метафоре мосты олицетворяют связь между людьми, которая сгорает, указывая на разрушение отношений и расторжение связей.
- «Плыву вдоль порога» — порог здесь перенесен на судьбу или границу, которую автор преодолевает, плывя по жизни.
Таким образом, метафора является одним из важнейших художественных средств, которое Сергей Есенин активно использовал в своих стихах. Она помогает передать сложные эмоциональные состояния, создать насыщенные образы и усилить впечатление от произведения.
Риторические вопросы для эмоциональной силы
С Есенин не напрасно использовал риторические вопросы в своем стихотворении «Дули». Это художественное средство помогает ему передать эмоциональную силу произведения.
С помощью риторических вопросов автор задает важные вопросы, на которые он сам отвечает. Это создает эффект размышления и вовлечения читателя в произведение
Такой прием помогает акцентировать внимание на определенных моментах и усилить эмоциональную окраску текста
Риторические вопросы, которые использовал С
Есенин в стихотворении «Дули», позволяют привлечь внимание к теме утраты и несправедливости. Например:
- «Какое» — вопрос о причине, смысле или значении события. В данном случае автор спрашивает о том, какую ценность имел его труд и талант, если его не ценили и прогоняли.
- «Напрасно» — вопрос, подразумевающий отрицательный ответ. Этим С. Есенин выражает свое разочарование в том, что его усилия были напрасными и бесполезными.
Примеры риторических вопросов в стихотворении «Дули»
Строка
Риторический вопрос
1
Дули не напрасно?
2
Какое здесь художественное средство использует С. Есенин?
3
С Есенин не напрасно дули?
4
Напрасно ли дули?
Таким образом, использование риторических вопросов в стихотворении «Дули» позволяет С. Есенину достичь эмоциональной силы и усилить воздействие на читателя.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «За тёмной прядью перелесиц»
Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не менее, очень скоро у поэта появились свои почитатели, которые смогли разглядеть среди простых и незатейливых фраз образ той России, которая им дорога, близка и понятна.
Столица произвела на Есенина противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищался высотными зданиями и очень быстро освоился в московских ресторанах. Но постоянная суета и отчужденность людей пугали поэта. Поэтому мысленно он предпочитал каждый раз возвращаться в родное село и все свои стихи посвящал старинному рязанскому краю, который так любил с самого детства. В этот период (1914 год) было написано и стихотворение «За темной прядью перелесиц…», которое стало еще одним ярким штрихом к портрету русской природы — самобытной, яркой и удивительно красивой.
Для творчества Есенина характерны образность и стремление наделить чертами живых людей неодушевленные предметы. Именно поэтому месяц у поэта ассоциируется с кудрявым ягненочком, который «гуляет в голубой траве», а «вода качает берега» из-за того, что это небесное светило словно бы бодается рогами с речной осокой. Таким образом, незатейливый пейзаж Есенин наполняет особым волшебством и очарованием, придавая каждой мелочи смысл. Его пейзажи легки, словно «черемуховый дым», который опускается над русской степью, по-весеннему зеленой и благоухающей.
Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Есенин поверяет все свои самые сокровенные мысли и желания. Однако и автор умеет слушать, различая в шелесте листьев изысканную мелодию приближающегося лета. Удивительная метафоричность, свойственная многих стихам Есенина, порождает очень запоминающиеся образы. Так, поэт с равным успехом называет рощей не только скопление берез у края поля, но и заросли ковыля — степной травы, которая уже к середине лета высыхает, превращаясь в колючую и непроходимую стену. Но сейчас, пока ковыль еще набирает соки, поэт искренне восхищается «пущей», признаваясь: «Ты сердцу ровностью близка». Тем не менее, даже в этом зеленом ковре автор видит изъяны в виде островков солончака, которые навевают на него тоскливые мысли.
Автор прибегает к довольно распространенному приему, вживаясь в образ героев своего повествования. Однако ситуация необычна тем, что Есенин повествует о русской степи и примеривает на себя ее внешний антураж. Если бы зеленый ковыль был одушевленным предметом и умел бы говорить, то наверняка смог бы поведать о том, что испытывает, находясь весь день под жарким весенним солнцем. Его мысли озвучивает сам автор, утверждая, что ковыль тоскует о розовом небе и «голубиных облаках». При этом Есенин проводит параллель между собой и героем стихотворения, утверждая, что в данный момент испытывает подобные чувства, пребывая «в печальной требе». Он стремится к заоблачным высотам, но осознает, что то, о чем мечтает, является для него недостижимым.
Вместо небесно выси ковылю достаются «кандалы твоей Сибири и горб Уральского хребта». То же самое получает и поэт, для которого родина ассоциируется не только с красотой окружающей природы, но и с рабским крестьянским трудом. Попытки убежать от детских воспоминаний в этом случае не дают результата, так как Есенин все равно остается сном своего народа. Он с детства лелеет мечту о возвышенном, но вынужден довольствоваться земным, уподобляясь степному ковылю, чья жизнь лишена взлетов и падений.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гляну в поле, гляну в небо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Грубым даётся радость»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Да! Теперь решено»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою»
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,—
Примечания
Стихотворение выделялось критикой
Одним из первых обратил на него внимание Д. Н
Семеновский, который отметил «тонкую наблюдательность» автора и в доказательство привел вторую строфу стихотворения (газета «Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 1918, 20 июля, № 110). К. В. Мочульский видел в стихотворении пример использования Есениным метафор: «Излюбленный — и быть может единственный — прием, которым оперирует Есенин — метафора. Он как специализировался на нем. У него огромное словесное воображение, он любит эффекты, неожиданные сопоставления и трюки. Здесь он — неисчерпаем, часто остроумен, всегда дерзок. Мифология первобытного народа должна отражать его быт, об этой „апперцепции“ говорится и в учебниках психологии и в учебниках эстетики. Скотовод воспринимает мироздание сквозь свое стадо. У Есенина это проведено систематически». Приведя многочисленные примеры из этого («ягненочек кудрявый месяц») и других стихотворений («Голубень» , «Не напрасно дули ветры…» , «Тучи с ожерёба…» , «Хулиган» , «Осень» и др.), критик заключал: «Острота этого, я сказал бы, зоологического претворения мира, притупляется очень скоро. Удивляешься изобретательности, но когда узнаешь, что и ветер тоже „рыжий“, только не жеребенок, а осленок, это уже перестает радовать» (газета «Звено», Париж, 1923, 3 сентября, № 31).
Яркий пример цветописи увидел в стихотворении Р.Б.Гуль:
«Второй дар крестьянского поэта — живопись словом
.
Есть поэты и прозаики, воспринимающие звуковую сторону слова в ущерб второй сущности его — „цвету“. Наиболее определенен здесь Андрей Белый. У Есенина почти обратное. „Цвет“ доведен до необычайной, в глаза бьющей яркости. Он ворожит цветами. Образы его по краскам удивительны. Но в этом нет дисгармонии. Живопись в дружбе с органической песенностью.
Поэтический штандарт Есенина — сине-голубой с золотом. Это любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стихотворения. И в этих цветах я издавал бы все его книги.
„Голубая Русь“, „голубая осина“, „вечер голубой“, „голубые двери дня“, „голубизна незримых кущ“, „заголубели долы“, „синий лязг“, „синь сосет глаза“, „синий плат небес“, „синяя гать“, „неколебимая синева“, „синяя гуща“, „синий вечер“, „равнинная синь“, „синь во взорах“, „синяя мгла“, „синеющий залив“, „синий лебедь“.
Синим цветом залито все. И всегда он в отделке с золотом звезд, зорь, заката, золотых осин»,- писал критик и далее цитировал данное стихотворение (Нак., 1923, 21 октября, № 466).
Критики вульгарно-социологического и пролеткультовского толка трактовали стихотворение как «взгляд хозяйчика», «домовитого кулачка» и т.п. Явно имея в виду подобные суждения, А.П.Селивановский в статье «Москва кабацкая и Русь советская» писал о дореволюционных стихах поэта: «Правда, он видел в мире не только голубые звоны. Уже тогда другие мотивы прорезали тишину деревенских полей. Сквозь „черную прядь перелесиц“, сквозь степь, качающую над пологом зеленым „черемуховый дым“, он чувствовал вековой гнет, сковавший деревню, тяжесть оков царизма, опутавших ее по рукам и ногам». Процитировав две последние строфы стихотворения, он заключал: «Бежали от этих кандалов крестьянские парни в лес, на большую дорогу, уходили „в разбойники“. Недаром многие из старых русских писателей-революционеров считали разбойника национально-русским типом» (журнал «Забой», Артемовск, 1925, № 7, апрель, с. 15).
Послушайте стихотворение Есенина За темной прядью перелесиц
Дикое Поле
Голубые просторы, туманы, Ковыли, да полынь, да бурьяны… Ширь земли да небесная лепь! Разлилось, развернулось на воле Припонтийское Дикое Поле, Тёмная Киммерийская степь.
Вся могильниками покрыта – Без имян, без конца, без числа… Вся копытом да копьями взрыта, Костью сеяна, кровью полита, Да народной тугой поросла.
Только ветр закаспийских угорий Мутит воды степных лукоморий, Плещет, рыщет – развалист и хляб По оврагам, увалам, излогам, По немеряным скифским дорогам Меж курганов да каменных баб. Вихрит вихрями клочья бурьяна, И гудит, и звенит, и поёт… Эти поприща – дно океана, От великих обсякшее вод.
Распалял их полуденный огнь, Индевела заречная синь… Да ползла желтолицая погань Азиатских бездонных пустынь. За хазарами шли печенеги, Ржали кони, пестрели шатры, Пред рассветом скрипели телеги, По ночам разгорались костры, Раздувались обозами тропы Перегруженных степей, На зубчатые стены Европы Низвергались внезапно потопы Колченогих, раскосых людей, И орлы на Равеннских воротах Исчезали в водоворотах Всадников и лошадей.
Много было их – люты, хоробры, Но исчезли, «изникли, как обры», В тёмной распре улусов и ханств, И смерчи, что росли и сшибались, Разошлись, растеклись, растерялись Средь степных безысходных пространств.
Долго Русь раздирали по клочьям И усобицы, и татарва. Но в лесах по речным узорочьям Завязалась узлом Москва. Кремль, овеянный сказочной славой, Встал в парче облачений и риз, Белокаменный и златоглавый Над скудою закуренных изб. Отразился в лазоревой ленте, Развитой по лугам-муравам, Аристотелем Фиоравенти На Москва-реке строенный храм. И московские Иоанны На татарские веси и страны Наложили тяжелую пядь И пятой наступили на степи… От кремлёвских тугих благолепий Стало трудно в Москве дышать. Голытьбу с тесноты да с неволи Потянуло на Дикое Поле Под высокий степной небосклон: С топором, да с косой, да с оралом Уходили на север – к Уралам, Убегали на Волгу, за Дон. Их разлёт был широк и несвязен: Жгли, рубили, взымали ясак. Правил парус на Персию Разин, И Сибирь покорял Ермак. С Беломорья до Приазовья Подымались на клич удальцов Воровские круги понизовья Да концы вечевых городов. Лишь Никола-Угодник, Егорий – Волчий пастырь – строитель земли – Знают были пустынь и поморий, Где казацкие кости легли.
Русь! встречай роковые годины: Разверзаются снова пучины Неизжитых тобою страстей, И старинное пламя усобиц Лижет ризы твоих Богородиц На оградах Печёрских церквей.
Всё, что было, повторится ныне… И опять затуманится ширь, И останутся двое в пустыне – В небе – Бог, на земле – богатырь. Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь. Широко наше Дикое Поле, Глубока наша скифская степь.
История создания
Анализируемый стих был написан поэтом в 1924 году за год до смерти, поэтому он относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, даже если условия для написания были не из лучших. А. Есенина напомнила, что Сергей Александрович несколько часов писал, не выпрямляясь. Затем он работал над «Poema dei 36».
Параллельно на бумаге появилось проанализированное стихотворение. Публиковался в «Бакинском рабочем» и «Красной Ниве».
Критики высоко оценили произведение, посчитав, что оно знаменует новый период в творчестве поэта.