Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Ночь. Не слышно городского шума…»
Множество стихотворений посвятил Фетприроде, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть «я», пытаясь убрать грань между внешним и внутренним.
Нередко в произведениях поэта фигурирует ночной пейзаж. По мнению Афанасия Афанасиевича, когда остается позади дневная суета, когда на землю опускается темнота, когда приглушаются все звуки, человеку легче всего слиться с природой, почувствовать ее красоту и мощь. Тютчев, в лирике которого также часто фигурируют ночные пейзажи, в ночи видел первозданный хаос, пугающий и завораживающий одновременно. У Фета другой подход. В его стихотворениях, напротив, ночью царит гармония. Важная роль отдается образам луны и звезд, олицетворяющим свет, хоть и не слишком яркий, а не тьмы и ветра. Ночные часы для поэта – период прозрения, постижения тайн мироздания.
Темному времени суток посвящено и пейзажное стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…»
Лирический герой обращает внимание на звезду в небесах, которая зарождает в его грустном сердце светлую думу. Интонации повествования меняются по ходу развития сюжета – от спокойных до взволнованных и вновь к спокойным. Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние
Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов. Дума, появившаяся благодаря звезде, помогает герою избавиться от грусти, вновь поверить во что-то, вернуть надежду. Он не понимает, как это произошло, и в последних строках стихотворения отказывается дальше искать объяснений. Ему удается обрести гармонию с самим собой и с окружающим миром, что оказалось возможным только ночью, вдали от дневного шума городов. Читатель словно наблюдает за перерождением, за тем, как человек заново обретает себя, находит смысл дальнейшего существования. Герой смиряется с нереальностью постижения всех бытийных тайн. В последних строках он благодарит Господа, названного Творцом, за радость жизни – за природу, красоту, любовь, обретая счастье в единение с природой, в ночном покое
Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние. Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов. Дума, появившаяся благодаря звезде, помогает герою избавиться от грусти, вновь поверить во что-то, вернуть надежду. Он не понимает, как это произошло, и в последних строках стихотворения отказывается дальше искать объяснений. Ему удается обрести гармонию с самим собой и с окружающим миром, что оказалось возможным только ночью, вдали от дневного шума городов. Читатель словно наблюдает за перерождением, за тем, как человек заново обретает себя, находит смысл дальнейшего существования. Герой смиряется с нереальностью постижения всех бытийных тайн. В последних строках он благодарит Господа, названного Творцом, за радость жизни – за природу, красоту, любовь, обретая счастье в единение с природой, в ночном покое.
Анализ стихотворения Во глубине сибирских руд Пушкина
А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания, многих приятелей А.С. Пушкина отправили на каторжные работы в Сибирь. Никто из них не посвящал поэта в свои дела, потому что знали, что Александр вечно конфликтовал с вышестоящим руководством и из-за этого уже дважды попадал в ссылку.
Во время декабристского восстания поэт был в ссылке в Михайловском. Но его душа и сердце всегда находились рядом с товарищами. Чтобы как-нибудь поддержать друзей, А.С. Пушкин написал дружеское послание в стихотворной форме «Во глубине сибирских руд…» и передал его через жену одного из декабристов А.Г.Муравьевой, которая, как и многие супруги каторжников, отправилась вслед за мужем, оставив все нажитое богатство за эти годы. Поэт понимал, что это большой риск для него. Тем не менее, это его не остановило. А.С. Пушкин подбадривает друзей, дает им надежду на скорейшую амнистию. Но, к сожалению, не все заключенные доживут до этого дня. Действительно каторжников освободят только через 28 лет. Домой они вернуться уже стариками, никому не нужными, одинокими, так и ничего в жизни не добившись.
Как стало известно позже, декабристы получили послание, и это было одним из счастливых моментов их пленной жизни.
А.С. Пушкин верит в то, что спустя много веков о героизме декабристов никто не забудет.
Жанр стихотворения – дружеское послание. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры и методы аллитерация и ассонанс.
Таким образом, основной мыслью стихотворения является показать сильного духом человека, который способен до последнего бороться за свои идеи и в конечном итоге их воплощать в реальность.
Анализ стихотворения Во глубине сибирских руд по плану
Анализ стихотворения Фета «Ночь. Не слышно городского шума…»
Множество стихотворений посвятил Фет природе, которую он считал источником божественной красоты. Ее созерцание преподносится как высшее состояние души лирического героя, когда жизнь обретает смысл. В пейзажной лирике Афанасия Афанасиевича природа будто наделяется человеческими эмоциями и чувствами. Она словно оживает, что чаще всего показано через олицетворения. Фет воспринимает природу как часть «я», пытаясь убрать грань между внешним и внутренним.
Нередко в произведениях поэта фигурирует ночной пейзаж. По мнению Афанасия Афанасиевича, когда остается позади дневная суета, когда на землю опускается темнота, когда приглушаются все звуки, человеку легче всего слиться с природой, почувствовать ее красоту и мощь. Тютчев, в лирике которого также часто фигурируют ночные пейзажи, в ночи видел первозданный хаос, пугающий и завораживающий одновременно. У Фета другой подход. В его стихотворениях, напротив, ночью царит гармония. Важная роль отдается образам луны и звезд, олицетворяющим свет, хоть и не слишком яркий, а не тьмы и ветра. Ночные часы для поэта – период прозрения, постижения тайн мироздания.
Темному времени суток посвящено и пейзажное стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…»
Лирический герой обращает внимание на звезду в небесах, которая зарождает в его грустном сердце светлую думу. Интонации повествования меняются по ходу развития сюжета – от спокойных до взволнованных и вновь к спокойным
Герой до конца не может определиться с возникшими ощущениями, пытаясь понять свое душевное состояние. Поэтому ближе к финалу произведения возникает целый ряд риторических вопросов. Дума, появившаяся благодаря звезде, помогает герою избавиться от грусти, вновь поверить во что-то, вернуть надежду. Он не понимает, как это произошло, и в последних строках стихотворения отказывается дальше искать объяснений. Ему удается обрести гармонию с самим собой и с окружающим миром, что оказалось возможным только ночью, вдали от дневного шума городов. Читатель словно наблюдает за перерождением, за тем, как человек заново обретает себя, находит смысл дальнейшего существования. Герой смиряется с нереальностью постижения всех бытийных тайн. В последних строках он благодарит Господа, названного Творцом, за радость жизни – за природу, красоту, любовь, обретая счастье в единение с природой, в ночном покое.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»
Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.
Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.
Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:
В этом волнении, в этом сиянье,
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.
Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной.
Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:
И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твое утолилося горе,
Как будто бы звезды тебя победили.
Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.
Это интересно: Лучшие примеры, как написать сочинение на произведение «Муму» И. С. Тургенева.
Текст стихотворения А. Фета «Море и звёзды»
На море ночное мы оба глядели.
Под нами скала обрывалася бездной;
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной.
Любуясь раздольем движенья двойного,
Мечта позабыла мертвящую сушу,
И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,
По-своему каждый, мы оба забыли,
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твое утолилося горе,
Как будто бы звезды тебя победили.
Текст стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Сила святого слова
Ключевский написал статью «Грусть», рассказывающую о творческой деятельности М. Ю. Лермонтова. Где автор старается доказать, что размер ритмичности и рисунок интонации поздних произведений поэта на самом деле стоит рядом с народной верой. Основную тональность стихов Ключевский определил словами «грусть-тоска» и рассматривал стихотворца в качестве первопроходца в новом ощущении мира, показанного в стихах поэта и соединяющего в себе основы романтики и православия.
Такие истинные основы национальной духовности также проявляются в обращении поэта к Божьей Матери наравне с народом. В стихотворении 1839 г. не показано, к кому именно обращается поэт, но его интонация больше походит на взывание к Святой Богородице
Основное внимание обращено на образ «созвучья слов живых», плавно переходящий в «молитву чудную»
В основном Лермонтов желает выразить замысловатое очарование и силу священных изречений
Как раз поэтому не столь важно, кому адресованы строки и о чём они. Намного важнее совсем иное — эффект, полученный после прочтения молитвы, которая исходит из недр груди страдальца. Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования
Поразительное внутреннее облегчение, освобождённое горестью раскаяния, стихотворец в итоге осознал только на закате своего существования.
«Тихая, звездная ночь» А.Фет
Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»
Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее.
Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая», «Еще весны душистой нега», «Я пришел к тебе с приветом», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна», «Еще весна, — как будто неземной», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.
Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции.
Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.
Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово «снова». Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.
Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.
Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая ещё не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролётные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
Метафоры – “березник желтеет”, “солнце греет”, “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “краснеет липа” .
Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Ещё майская ночь»
Стихотворение «Еще майская ночь» было создано в 1857 году. Его автор А.А. Фет славится своими стихами о природе. Его произведения скрашивают страницы различных хрестоматий, школьных учебников и всевозможных стихотворных сборников. Поклонники творчества А.А. Фета без сомнения утвердят, что практически каждое произведение поэта посвящено природе среднеевропейской России.
Стихотворение «Еще майская ночь» изначально может показаться довольно легким, простым и воздушным. Автор восхищается красотой природы в весеннюю пору, радуется наступлению тепла. Но вчитавшись в каждую строчку, каждое слово, понимаешь, насколько глубоко пропитан каждый слог теплом, восхищением и волнениями автора. А.А. Фет описывает звезды, песни соловья и листву берез. Афанасий Афанасьевич смог передать читателю свои ощущения. Кажется, что ты очутился в этой сказке – звезды смотрят прямо в душу, вдали слышится песня соловья, и на твоих глазах зеленеет молодой листок березы. Абсолютно все пропитано весной. Автор смог описать тонкий запах этого времени года словами: тепло и кротко, тревога и любовь, манит и тешит, радостен и чужд. Красота русской весны одарила героя этого стихотворения двойственными, но друг друга дополняющими чувствами. Именно на этом контрасте А.А. Фет смог передать нам свои эмоции и ощущения.
В стихотворении «Еще майская ночь» большое количество слов женского рода. Такой прием используется для передачи эмоционального состояния. Герой взволнован, восхищен и словно напуган красотой и властью майской ночи. Он не скрывает своего восторга и словно преклоняясь, произносит: «Какая ночь! Какая нега! Благодарю, родной полночный край!». Эти восклицания окунают читателя в душевные переживания лирического героя. Мы ощущаем трепет его души, радость, связанную с приходом весны. Кажется, что он ждал этого момента, начала новой жизни, целую вечность. И вот с наступлением майской ночи, он понимает, что теперь, после того, как природа одарила его своей необычайной красотой, он готов встретиться даже со смертью. Вот каким образом А.А.Фет смог рассказать нам, что такое смертельная красота.
Для того чтобы читатель смог прожить несколько минут жизни героя, автор использует эпитеты — лист полупрозрачный; олицетворения – звезды смотрят в душу, лист манит и тешит, твой вылетает май. Читая эти строки, ты невольно оказываешься в центре событий – слышишь, чувствуешь и живешь в кромешной тьме той майской ночи.
Стихотворение «Еще майская ночь» — это целая жизнь, заключенная в нескольких мгновеньях. А.А.Фет подарил нам мир, в котором мы можем раз за разом раскрывать новые детали, дополнять и восхищаться им. Каждый из нас является героем данного произведения. Каждое слово и строчка этого стихотворения подтверждает мастерство великого поэта.
Природа в творчестве Фета 10 класс
Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.
Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.
Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны
Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое. Фет сопоставляет природу с человеком
Фет сопоставляет природу с человеком.
Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.
Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.
Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.
6 класс, 10 класс
Средства художественной выразительности
Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.
В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:
- Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;
- Сравнение: «счастье, как дым»;
- Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;
- Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;
- Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;
- Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».
Природа в творчестве А. А. Фета
Фет — один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта. Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орел, жаворонок. Зато в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии: И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели… Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстает перед читателем в самых ярких красках: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведенное предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»: Куда не обращаю взор, Кругом синеет мрачный бор И день права свои утратил. В глухой дали стучит топор, Вблизи стучит вертлявый дятел. Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но все это не делает ее мертвой. Она богата звуками и красками: Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! — То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич, Точно грезы больные бессонных ночей В этом плачущем звуке слиты… При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звезды молятся, березы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта: Теплый ветер тихо веет, Жизнью свежей дышит степь И курганов зеленеет Убегающая цепь. Со временем в стихах Фета появляется все больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всем: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. Таким образом, стихи А. А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью ее. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты. По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения. Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Сравнения поэт не использует.
Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.