Сочинение: образ петербурга цикле стихотворений н.а. некрасова «о погоде»

Николай некрасов - перед дождем

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А. Некрасова “О погоде”

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.

На мой взгляд, цикл стихотворений «О погоде» — редкий случай, когда цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно «одухотворенного» образа города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в явлениях природы.

Погода — это «выражение лица» города, если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской идиллии:

Солнце, воздух, цветов аромат —

Это всех поколений наследство.

Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это стихотворение,
как и многие другие его «гражданские» произведения, пронизано довольно тривиальным
умозаключением — корень народных страданий не в самом народе, а вне его. Образ
города, который занят истреблением своих обитателей, тех, кто создает его и
о нем заботится, напрашивается сам собой.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против бедных.

Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о Петербурге времен Петра — городе молодом и прекрасном. Не подходит этот образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до восстановления в правах столицы «Москвой купеческой», всегда хранил дух возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть гораздо глубже — в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица — это не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему. Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти — неотъемлемая часть человеческой природы.

КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ

(С. 187)

Ежедневно газетная проза… — Впечатление «газетности» некрасовской сатиры, создававшееся этими ссылками на «газетную прозу» и вовлечением в орбиту наблюдения рядовых фактов повседневности, было так велико, что реакционная критика трактовала его творчество как «поэзию журнальных мотивов» (так называлась статья В. Г. Авсеенко о Некрасове). В действительности это была мнимая «газетность», нарочитый литературный прием: факты, по поверхности которых скользили газетный фельетон и газетная хроника, поднимались поэтом на недосягаемую высоту осмысления (см.: Гин М. М. О так называемой «газетности» Некрасова. — В кн.: Журналистика и литература. Под ред. Э. А. Лазаревич. М., 1972, с. 126–137).

Самоед на Неве удивляется… — Самоедами тогда называли ненцев. Два-три ненецких семейства зимой приезжали в Петербург на заработки и устанавливали свой чум на льду Невы. Это неизменно отмечалось газетной и журнальной хроникой (см.: С, 1859, № 2, с. 414; Петербургский листок, 1865, 10 янв.).

Вспомним — Бозио. — Итальянская певица Анджелина Бозио (1824–1859) с 1856 г. с большим успехом выступала на Петербургской оперной сцене; весной 1859 г. умерла от простуды.

…известья из Вильно… — Под заглавием «Из Вильно» печатались газетные сообщения о ходе подавления восстания 1863 г.: Вильно было административным центром Северо-Западного края и штаб-квартирой генерал-адъютанта М. Н. Муравьева-Вешателя (1796–1866), кровавого усмирителя и жестокого палача восставших.

408

…статьи из Москвы… — Передовицы газеты «Московские ведомости» М. Н. Каткова (1818–1887), горячего сторонника и трубадура свирепых расправ Муравьева-Вешателя с восставшими.

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А. Некрасова “О погоде”

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.

На мой взгляд, цикл стихотворений «О погоде» — редкий случай, когда цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно «одухотворенного» образа города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в явлениях природы.

Погода — это «выражение лица» города, если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской идиллии:

Солнце, воздух, цветов аромат —

Это всех поколений наследство.

Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это стихотворение,
как и многие другие его «гражданские» произведения, пронизано довольно тривиальным
умозаключением — корень народных страданий не в самом народе, а вне его. Образ
города, который занят истреблением своих обитателей, тех, кто создает его и
о нем заботится, напрашивается сам собой.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против бедных.

Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о Петербурге времен Петра — городе молодом и прекрасном. Не подходит этот образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до восстановления в правах столицы «Москвой купеческой», всегда хранил дух возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть гораздо глубже — в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица — это не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему. Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти — неотъемлемая часть человеческой природы.

ДО СУМЕРЕК

(С. 179)

Тесак — рубящее и колющее оружие с широким обоюдоострым клинком на крестообразной рукояти; находилось тогда на вооружении русской армии.

Под жестокой рукой человека… — Существует мнение о том, что стихи об избиваемой кляче представляют собой перевод одного из эпизодов стихотворения В. Гюго «Меланхолия» (см.: Русскоевропейские литературные связи. М. — Л., 1966, с. 133–135). Однако, как отметил Б. Я. Бухштаб, аналогичная сцена была описана Некрасовым еще в фельетоне «Литературной газеты» от 13 июля 1844 г. (см.: ПСС, т. V, с. 459, 626). Впоследствии образ коня-труженика, символизирующий труженика-мужика и восходящий в конечном счете к народной поэзии, пройдет через все творчество Некрасова. Не исключена возможность влияния Некрасова на других писателей, обращавшихся к этому образу, — Л. Н. Толстого («Холстомер»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Коняга»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»; первый сон Раскольникова), В. В. Маяковского («Хорошее отношение к лошадям»), еврейского писателя М. Мойхер-Сфорима («Кляча») (см. об этом: Гин М. Судьба одного сюжета. — В кн.: Гин М. Литература и время. Петрозаводск, 1969, с. 187–204).

406

Федотов П. А. (1815–1852) — художник-жанрист, прославившийся изображением быта городской бедноты, купечества и мещанства.

…бедняк-итальянец с фигурами… — продавец гипсовых статуэток. Итальянец с фигурами изображен в водевиле Некрасова «Актер» (1841). В статье Некрасова «Современные заметки» «итальянцы с гипсовыми фигурками» упоминаются в числе любимых действующих лиц водевилей 1840-х гг. (ПСС, т. IX, с. 553–554).

…рассыльный Минай с корректурами. — Очевидно, реальное лицо. Ему посвящена одна из «Песен о свободном слове» — «Рассыльный».

— Много было до сорок девятого; Отдохнули потом… да опять С пятьдесят этак прорвало с пятого… — Речь идет об эпохе цензурного террора (1848–1855), когда резко сократилась печатная продукция. В доцензурной редакции было сказано еще более опре= деленно: «Заколодило с сорок девятого; Отдыхали лет семь да опять…» (см.: Другие редакции и варианты, с. 306).

Я «Записки» носил с основания… — Журнал «Отечественные за писки» был основан в 1818 г. П. П. Свиньиным.

С «Современником» нянчусь давно… — «Современник» был ос нован в 1836 г. Пушкиным.

То носил к Александру Сергеичу… — к Пушкину.

А теперь уж тринадцатый год Всё ношу к Николай Алексеи чу, — На Литейной живет, — Николай Алексеич — Некрасов, редактировавший «Современник» с 1847 г. На Литейной улице (ныне Литейный проспект) Некрасов жил с 1857 г. до конца жизни, там же находилась редакция журнала.

Всё зарезать друг дружку стараются. — Речь идет о конку рентной полемике («битье по карману») — борьбе за подписчика (см. стихотворение «Деловой разговор» на с. 83–93 т. I наст. изд. и комментарий к нему).

Фрейганг А. И. (р. 1805) — цензор.

Объяви, говорит, ты Краевскому… — А. А. Краевский (1810–1889), с 1839 г. редактор-издатель «Отечественных записок».

Я хожу уж полвека без малого… — Здесь явный анахронизм «Современник» издавался Некрасовым с 1847 г. Время встречи рассказчика с Минаем («А теперь уж тринадцатый год Всё ношу к Николай Алексеичу…»), следовательно, приурочено к 1859 г. — году опубликования первой части «О погоде». Между тем к 1859 г, со времени смерти «царицы» (Екатерины II, умершей в 1796 г.), при которой Минай, по его словам, уже ходил с корректурами, прошло не «полвека без малого», а более 60 лет. И даже сменивший ее Павел I тоже более полувека назад сошел в могилу (см. об этом: Гин М. От факта к образу и сюжету. М., 1971, с. 248–249).

Знал Булгарина, Греча, Сенковского, у Воейкова долго служил… — О Булгарине и Грече см. на с. 436–438 наст. тома комментарий к стихотворению «Молодое поколение своему Зоилу». О. И. Сенковский (1800–1858) — журналист, писатель, историк, редактор «Библиотеки для чтения»; А. Ф. Воейков (1779–1839) — поэт, переводчик и журналист.

407

Анализ стихотворения Николая Некрасова — Перед дождем

Николай Алексеевич Некрасов был великим русским поэтом, публицистом, сторонником зарождающейся демократии в стране.

Одной из главных тем, на которые опирался поэт при написании стихотворений  это тема социального неравенства. Некрасова всегда интересовали реальные проблемы России того времени: классовая несправедливость и неравноправие. Он не любил писать романтические стихотворения и плохо отзывался о пейзажной лирике. Однако, поэт часто использовал пейзаж для того, чтобы сгладить резкие моменты в произведении и даже написал не много стихов, посвящённых пейзажу. В их числе произведение «Перед дождём».

«Перед дождём» было написано в 1846 году. Это одной из ранних произведений Николая Алексеевича. В нём автор показывает ситуацию, когда природа оказывается бессильна перед грозой, а человек низшего класса не может противостоять человеку высшего класса.  Ямщик не может не противостоять жестокому жандарму, который то и дело подгоняет неприятным словом «пошёл». Хотя оба персонажа не могут противостоять природной стихии. Однако, жандарм слишком труслив и истеричен. Всю свою злобу этот человек вымещает на своём беззащитном слуге. Такой можно сделать вывод из четвёртой строфы.

Стихотворение делиться на три половины:

В первой части Некрасов показывает грустную природу леса. Он одушевляет её «стая туч» ,лес «глухо шепчет», « ель стонет». В этой части создаётся ощущение, что лес обсуждает между собой что-то унылое.

Во второй части автор даёт  понять, что всё происходящее случилось осенью «за листком летит листок» и падает на холодную землю. Далее применяются такие слова, как « гонит», «набегает» чтобы показать приближение бури. Так же в небе летают галки и вороны, что по народной примете подтверждает надвигающийся дождь.

В третьей части вместо природы на главный план выходит два человека: жандарм и ящик. Жандарм, то и дело бьёт кнутом тем самым подгоняя бедного ямщика словом «пошёл». Этим мужчина показывает свою безграничную власть над бесправным слугой, который изо всех сил пытается довезти барина домой до наступления бури.

Невозможность противостоять — именно в этом заключается вся идея.  Люди низшего класса не могут себя защитить. Это социальное неравенство невыносимо для людей без чинов, должностей и хорошей родословной, ибо отношение к ним как к мусору. Жестокий жандарм сравнивается с грозой, которая может успокоиться или разгневаться, а ямщик это обычный человек, который не может противостоять ни грозе ни представителю власти.

СУМЕРКИ

(С. 184)

Там торчит Веллингтонов сапог… — Сапог для верховой езды на вывеске сапожника.

Там с открытою грудью Диана… — Восковой манекен в витрине парикмахерской.

Ты знаком уже нам, петербургский бедняк… — В. Е. ЕвгеньевМаксимов утверждает, что здесь имеется в виду альманах Некрасова «Физиология Петербурга» (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова, т. 3. М, 1952, с. 396). Речь, однако, идет о «ловкой кисти», т. е. об одном авторе «модной книги». «Физиология Петербурга» — сборник, созданный коллективом авторов. Скорее, Некрасов имеет в виду другую популярнейшую книгу 1840-х гг. — роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

Вариант №2

Тема произведения: Темой данного стихотворения выступает надвигающаяся гроза. Ни человек, ни природа не могут противостоять этому стихийному бедствию, поэтому ее последствия нельзя предугадать и порой они оказываются очень плачевными.

Идея стихотворения: Идея стоит в том, чтобы противопоставить буйную и неподвластную стихию социальному нраву общественности и вынести на обозрение беспомощность и беззащитность простого работящего человека перед властью. Автор проводит параллель между никому неподвластной бурей и властью, которой тоже никто не может противостоять.

Сюжет: Сюжет рисует нам приближение грозы. Ее приближение вызывает у человека необъяснимую тревогу и беспокойство. Ведь гроза – явление неконтролируемое. Она способна навредить личному имуществу, убить человека или сжечь всю деревню, а противостоять этому почти невозможно. Могуществом природы в минуты перед грозой обычно принято восхищаться, однако у Некрасова по этому поводу немного другое мнение. Он старается передать далеко не восхищение могуществом природы, а напротив страх перед этим могуществом. Скорее всего через эту картину автор пытался передать свое настроение и свой взгляд на ситуацию «творящуюся» в стране на тот момент. У автора настолько сильно болела душа за простой народ, что он не мог просто безмятежно наслаждаться этой красотой и могуществом природы.

Композиция: Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая строфа является четверостишием. Стихотворение по смыслу делится на три части. В первой части перед нами рисуется картина унылого мрачного осеннего леса. В этой части Некрасов использует такой прием, как олицетворение, пытаясь вдохнуть в природу жизнь. Из второй части мы можем понять, что действие происходит холодной поздней осенью. Для того, чтобы показать читателю движение и динамичность надвигающейся грозы поэт употребляет много глаголов по типу: «набегает», «гонит». В третьей части появляются люди. Жандарм и ямщик. Жандарм демонстрирует свою силу и превосходство перед ямщиком, который в свою очередь олицетворяет простой народ. Жандарм представляет собой власть, которая разбушевалась как гроза. Поэт сравнивает жандарма с надвигающейся бурей.

Основная мысль: Своим стихотворением Некрасов хочет показать, что все живое бессильно перед стихийными бедствиями. Человек не может противостоять стихийному бедствию, то есть грозе. Точно также и простой крестьянин не может противостоять воле властей. В этой жизни всегда есть и будет то, что мы не можем контролировать.

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А. Некрасова «О погоде»

Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А. Некрасова “О погоде”

В стихах Н.А. Некрасова главной темой является тема народных страданий. Писателю самому пришлось пережить много трудностей и невзгод, после того как он переехал в Петербург. Но это позволило ему увидеть город изнутри.

На мой взгляд, цикл стихотворений «О погоде» — редкий случай, когда цензура в чем-то поспособствовала увеличению художественных достоинств произведения. Ее запрет на открытые обличения и политические призывы привел к тому, что Н.А Некрасов стал писать цикл стихотворений о нелегкой судьбе петербургской бедноты под видом заметок о погоде. Это привело к созданию поразительно «одухотворенного» образа города. Если бы не этот конфликт, стихотворение могло бы сильно потерять в художественном отношении. А так, будучи вынужден прибегать к иносказаниям, Некрасов, может быть, и создал образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в явлениях природы.

Погода — это «выражение лица» города, если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Он старается сделать все, чтобы досадить человеку : летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Этой череде выражений гнева, горя, ужаса и страха Некрасов противопоставляет спокойное, умиротворенное описание сельской идиллии:

Солнце, воздух, цветов аромат —

Это всех поколений наследство.

Изображение Некрасовым города в виде живого существа не случайно. Это стихотворение, как и многие другие его «гражданские» произведения, пронизано довольно тривиальным умозаключением — корень народных страданий не в самом народе, а вне его. Образ города, который занят истреблением своих обитателей, тех, кто создает его и о нем заботится, напрашивается сам собой.

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Не случайно вместе с природными бедствиями, буквально через несколько страниц, Некрасов описывает человеческое злодеяние, совершенное богатыми против бедных.

Это изображение Петербурга можно обобщенно назвать образом русской столицы. Мне кажется, что такой образ не вяжется с нашим представлением о Петербурге времен Петра — городе молодом и прекрасном. Не подходит этот образ и Ленинграду, который, в отличие от Москвы, называвшейся до восстановления в правах столицы «Москвой купеческой», всегда хранил дух возвышенной интеллигентности. Зато теперешней Москве, с ее контрастом роскоши и нищеты, этот образ весьма к лицу. По моему мнению, город становится врагом бедняков не по своей воле и даже не по воле богачей. Суть гораздо глубже — в самом человеке. Ведь даже во времена Некрасова был сильный поток людей из деревни в город, а особенно в столицу. Столица — это не просто сосредоточение дворцов и галерей, как поначалу кажется приезжему. Это центр человеческой жизни, деловой и социальной, это отражение иерархии человеческого общества, его неотъемлемая часть. Даже если всех людей переселить из Столицы, мне кажется, что на новом месте люди выстроят себе новую столицу, потому что стремление к иерархии, к борьбе, к власти — неотъемлемая часть человеческой природы.

Теги:
Образ Петербурга цикле стихотворений Н.А. Некрасова «О погоде» 
Сочинение 
Литература

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: