«муза» — анализ стихотворения е.а. баратынского

Анализ стихотворения баратынского «муза. поэзия баратынского: общая характеристика, анализ сборника "сумерки"

Анализ стихотворения

Стихотворение «Она» принадлежит к ранней лирике поэта. В основе содержания стихотворения – душевные волнения, эмоциональные переживанья-раздумья лирического героя, своеобразная «исповедь», в которой Баратынский не только описывает чувства героя, но и пытается их объяснить. Автор хотел показать, что любовь к женщине необъяснима и загадочна, как стихия, с которой невозможно совладать. В стихотворении представлен некий синтез восторга и печали, надежды и какой-то безысходности.
Повествование ведется от лица лирического героя. Несмотря на то, что образ героини не описан детально, в повествовании она предстает как «небесное создание», недосягаемый идеал женской гармонии и чистоты. В стихотворении ничего не сказано о внешней привлекательности героини но автор, с большой нежностью и любовью говорит о том , что в ней есть нечто большее — умиротворяющая красота. «Она» обладала душевной, тонко чувствующей, понимающей натурой:

"Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной..."

Она сравнивается с небесным светилом, дарующим душе покой и мечту необъятную»:

"Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней..."

Главная героиня, как путеводная звезда, загадочна и непостижима. Своим светом она озаряет все вокруг, помогая пережить душевные сомнения и мучения. В общении с ней герой находит утешенье и покой:

"Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна..."

Героине автор «отводит роль, небывалую еще в любовной лирике, — роль «врача душевного», спасающего от болезни-мысли». Причина болезненного состояния души – обман мечтаний. «Больная» бренностью жизни душа, может излечиться, если ее переполняют чувства. Именно любовь, а не пылкая страсть, спасает больную душу:

"Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучаясь, в пустынный угол твой –
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской."

Композиционно-жанровое своеобразие

Поэтический текст представляет собой монолог лирического героя, в котором невозможно выделить структурные части. Мысли его плавно текут, описывая дарующую вдохновение богиню. Постепенно, строка за строкой ее образ становится все более ярким и понятным, проявляются те черты, которые наиболее значимы для поэта. Особенности текста:

  • Отсутствует деление на строфы.
  • Жанр стихотворения — элегия. Автор размышляет о проблемах творчества и делится с читателем своими мыслями.
  • Размер стиха — пятистопный ямб.
  • Рифмовка двух видов — перекрестная и параллельная.
  • Присутствуют мужские и женские рифмы.

Баратынский был современником Пушкина, поэтому нет ничего удивительного в том, что он сравнивал себя с великим поэтом, возможно, что даже невольно. В стихотворении негласный, невыраженный образ Александра Сергеевича присутствует. Баратынский понимает, что добиться таких же высот в поэзии ему не суждено, но готов смириться с этим фактом и достойно занимать ту стезю, которую подготовила для него муза.

Становление стихотворчества Евгения Баратынского

Становление стихотворчества Баратынского происходило в сложный период развития русской литературы. Он был одним из представителей «золотого века» русской поэзии – времени расцвета романтизма. Баратынский, как многие его соотечественники, был вдохновлен идеями революции, стремился выразить свой голос и мысли в стихах.

Первые стихи Евгения Баратынского появились в начале 1820-х годов. Он начинал как автор лирических стихотворений, отразивших те мировоззренческие идеи, которые царили в той эпохе. Однако, со временем, Баратынский стал отходить от общественных проблем, предпочитая обращаться к философским и культурным темам. Его стихи стали более глубокими, философскими, рефлексивными.

В 1830-х годах Баратынский пишет стихи, посвященные природе и значению жизни. В этот период он пишет как о природе России, так и о природе вообще. Его стихотворения характеризуются медленным, ритмичным повествованием, философскими размышлениями о мире и человеке.

Известны две сборников стихов Баратынского: «Строфы» (1821) и «Еще стихи» (1838). В них представлены его лучшие произведения, которые являются образцами высокой поэтической культуры и проникновенности мысли. Темы стихов варьируются от философских размышлений и призывов к самосовершенствованию до мистических пейзажей и экзистенциальных вопросов.

Год Сборник Значимые произведения
1821 Строфы «Бизарра», «Утопленник», «Подруге», «Строфы»
1838 Еще стихи «Не время имею сладких бесед», «После нескольких летних отсутствий», «Поздно бежать»

Стихотворчество Евгения Баратынского является уникальным явлением в истории русской литературы. Его стихи отражают сложные процессы, происходившие в русском обществе того времени, а также его собственные мысли и переживания. Баратынский оставил непередаваемый след в русской литературе, чьи стихи продолжают жить и сегодня, вдохновляя и поражая своей глубиной.

Жизнь и творчество Евгения Баратынского

Баратынский родился в московской дворянской семье и получил классическое образование. В юности он был страстным приверженцем романтизма и близким другом Александра Пушкина. Вместе с Пушкиным и другими писателями он состоял в литературном обществе «Арзамас», где развивал свой талант и вел активную литературную деятельность.

Творчество Баратынского отличается глубокой философской проницательностью и романтической сентиментальностью. Его стихи, пропитанные лиризмом и музыкальностью, характеризуются тонкой эмоциональностью и внутренним психологизмом.

Основной темой стихов Баратынского является самоанализ и автобиографическое отражение. Он исследует сущность человеческой души, ее трагическое состояние и постоянный поиск идеала. Часто в его стихах прослеживается тема меланхолии, одиночества и утраты.

Баратынский писал стихи на различные темы, отражая свои мысли и переживания. Он обращался к природе, к теме любви, к религиозным и философским вопросам. Его стихотворения отличаются сложной структурой и богатым языком, а также глубоким самоанализом и философским смыслом.

Талант Баратынского получил признание современников, однако его творчество оказалось недооцененным вплоть до середины XX века. Сегодня его стихи изучаются в школах и вузах, а его поэзия по-прежнему вызывает интерес и восхищение своей глубиной и красотой.

Срочно нужен анализ стихотворения «Муза» Баратынского! Помогите. очень очень очень!

-Паня- Ученик (108), на голосовании 6 лет назад

Оксана Гончарова Мудрец (10217) 6 лет назад

Подобно другим поэтам, Баратынский создал образ своей Музы, оставил нам ее портрет. Но странная особенность отличает этот портрет: в стихотворении «Муза» (1829) главным образом говорится о том, на кого не походит Муза поэта и каких черт она не имеет. «Не ослеплен я Музою моею: Красавицей ее не назовут. » Присмотревшись к тексту стихотворения, мы замечаем, что слова отрицания — «не». «ни». «нет». — господствуют в нем. В тени этих слов словно таится героиня стихотворения — «как дева юная темна для невнимательного света». Когда же свету «мельком» откроется ее истинный лик, то и он определяется «отрицательно». по признаку неподобия: «лица необщее выраженье». Несколько странное, само по себе «необщее» слово; однако мы встретим у Баратынского и еще более необычные слова, тоже как бы помеченные отрицательным знаком: «безвеселье долгих дней». «Храни свое неопасенье». или — из описания страны бессмертия, венчающего стихотворение «Запустение» (1834): «Он убедительно пророчит мне страну, Где я наследую несрочную весну. » «Несрочная весна» — это вечная весна, «безвеселье» — это грусть. Но ведь очевидно, что эти общие значения никак не могли бы заменить у поэта его выразительных неологизмов, что поэту как бы приходится создавать свои новые слова как самые точные, чтобы высказать ими свой смысл и выразить свой мир. «Эти необычные не заостряют его философскую поэзию» . Что же ими выражается, что они заостряют? Очевидно, в этих словах важна их отрешающая, отъединяющая направленность — от какого-то всем знакомого мира и его знакомых свойств: у Баратынского этот знакомый мир называется «светом». и слово это имеет широкий диапазон значений (и современное общество, и вообще человеческая жизнь в ее обычных проявлениях, и даже шире — весь мир известного, обнаруженного, явленного, мир явлений, как таковой). От этого общего выраженья отъединяется мир поэта обретая в отъединении свойство особенной сокровенности, «темной». невскрытой и непроявленной глубины. Об этом свойстве и говорит портрет Музы — автопортрет поэзии Баратынского. Поэт хорошо знал за собой это свойство как свое индивидуальное отличие, обособлявшее его среди «самоцветных поэтов» эпохи. Ведь не только от светских красавиц (с «игрою глаз, блестящим разговором» ) отъединял он свою Музу, но и, например, совершенно иными красками живописал Музу высоко ценимого им Языкова. Во втором послании к Языкову (1831) он призывает друга-поэта явить ее «в достойном блеске миру». Свою же, напротив, словно утаивает, сохраняет в сокровенном состоянии, «в себе» .

Александра Пушкарева Ученик (186) 1 месяц назад

Важной деталью является и то, что Евгений Абрамович использует в этих стихах, большое количество отрицательных частиц и делает свою вдохновительницу внешне непривлекательной, безыскусно одетой, не имеющей ничего необычного. В общем, такой, что никто даже не глянет на нее

Но в то же время, Баратынский отмечает осмысленность взгляда у своей музы, особенную простоту манер и плавное спокойствие ее речей. Но в таком описании своей вдохновительницы Евгений Абрамович отображает не только ее необычайную несхожесть с другими, но и свою.

Образы и символы

В стихотворении Евгений Абрамович создал несколько образов. Здесь присутствуют муза, лирический герой и свет. Образы можно кратко описать:

  1. Самым ярким из них, конечно же, является муза. Она скромна и непримечательна. Писатель, описывая свою вдохновительницу, идет от обратного, обращается к отрицанию. К моменту создания стиха многими поэтами уже был создан традиционный образ музы. Однако Евгений Абрамович его не придерживается и утверждает, что она другая. По мнению поэта, муза не должна быть талантливой, безумно красивой или образованной. Она не обязана пленить юношей, влюблять в себя и дарить им поцелуи. Но и при таком раскладе она способна покорить человека и вдохновить его на новые свершения. Муза поэта наделена человеческими чертами, которые просматриваются в образе самого автора.
  2. Свет — это общество, читающие люди, на которых ориентируется автор. Любому творцу необходимо признание, слава, он должен понимать, что люди его знают и любят. Но добиться славы писатели и поэты чаще всего стараются путем создания чего-то необычного, грациозного.
  3. Лирический персонаж Баратынского прост и посредственен. Поэт пишет о том, что желает его душа, но делает это легко и невычурно. Герой произведения рассказывает о своей вдохновительнице. Он передает ее образ и описывает чувства к ней. Хоть муза отнюдь не красавица, герой любит ее и считает, что в ней и без того много достоинств.

Муза также выступает символом творчества. Писатели и поэты XIX века полагали, что без нее человек не сможет что-либо создать.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Смысл стихотворения

«Муза» Баратынского — это стихотворение взрослого серьезного человека. К моменту написания произведения у автора уже прошел юношеский максимализм. Он стал понимать свое место в русской литературе и то, чего он может достичь. Когда-то Евгений мечтал стать всемирно известным, но теперь он стал скромнее в своих амбициях. Нельзя сказать, что поэта тревожит чувство безнадежности или он перестал надеяться на успех. Нет, он лишь научился радоваться своему небольшому призванию.

Смысл произведения заключается в осмысленном подведении итогов творческого пути. Поэт честен с собой в рассуждении о том, чего смог достичь, и понимает, что он все-таки не последний человек среди поэтов. Евгений называет свое творчество музой.

При помощи такой аллегории он характеризует собственные произведения. Его работы открыты, просты, в них нашла отражение душа поэта, а в большем он не нуждается.

Значение в творческой эволюции

Перу Баратынского принадлежит большое количество стихов: «Признание», «Скульптор», «Поцелуй», «Последний поэт», «Безнадежность». Но именно «Муза» является программным, в нем поэт заявляет о том, как именно он понимает вдохновение, видит свое место как творца

Важно для понимания творчества и стихотворение «Разуверение», анализ которого в сопоставлении с рассматриваемым текстом покажет перемены настроения.

«Разуверение» было написано в ранний период творчества, в 1821 году. По жанру это элегия, в которой поэт описывает свои чувства к Варваре Кучиной. Реальная земная женщина рисуется им в ярких красках, она прекрасна, в отличие от музы, которая скромна и проста. Именно говоря о Варваре, Баратынский использует фразу, позднее ставшую крылатой «Не искушай меня без нужды». Его земная возлюбленная совсем непохожа на ту богиню, которая дарит вдохновение.

Таковы особенности музы Евгения Абрамовича Баратынского. Она не отличается прекрасным внешним видом, не изыскана, не украсит собой светское общество. Но именно такая простая муза и важна для поэта.

Баратынский и Жуковский

Как уже отмечалось в работе, Жуковский посвятил А.А. Воейковой балладу «Светлана» . Его стихотворение, которое он записал в альбом А.А. Воейковой.
Перекликается по стилю написания и смысловой близостью со стихотворением «Она» и вполне возможно, что у них один адресат. Дополним, что стиль написания стихотворение «Она» напоминает поэтическую манеру Жуковского. Как и стихотворение «Она», ряд текстов Жуковского о высокой и неземной любви написаны 5-ти стопным ямбом. Следует, также, отметить наличие большого количество повторов, что не свойственно для лирики Баратынского, но этот прием часто использовал при написании Жуковский. Часто, используемую Жуковским рифмопару «воспоминанье-очарованье», мы тоже встречаем в анализируемом стихотворении «как сладкое душе воспоминанье»…«какое-то влечет очарованье». Возможно, Баратынский знал об этом посвящении Жуковского Воейковой и вторил поэту. Такие совпадения позволяют предположить, что адресатом стихотворения «Она» была Воейкова.

Основная тема

Основная тема стихотворения — муза. Она дарит вдохновение человеку. В тексте развивается идея о божественном начале поэзии. Главная тема также определила систему образов: лирический герой и муза — главные герои стиха, а общество (свет) — второстепенный персонаж. Уже в первой строфе автор говорит, что муза не всегда должна быть прекрасна внешне, она не кокетка и не похитительница мужских сердец. Однако герой все равно влюблен в нее. Она поражает своей простотой и скромностью. Автор уверен, что его музу никогда не осудят и все равно будут любить.

Евгений Баратынский выражает в стихотворении мысль, что весь смысл поэзии состоит в простоте и высказывании идей, которые будут заставлять читателя рассуждать, думать о вечном и строить великие планы.

Вторая тема произведения — скромность

В своей работе поэт напоминает, насколько важно это качество для человека, о нем должен помнить любой. Современницы автора, увы, позабыли о том, что девушка должна быть скромной и спокойной

Свои мысли поэт выражает через отрицание общепринятых стереотипов. Евгений противопоставляет это качество красоте и говорит, что именно скромность способна тронуть людей, но никак не напористость.

Автор также поднимает тему творчества. Он рассуждает о том, что такое настоящий талант. Баратынский понимает, что сердца людей способна покорить только искренность, ведь многие устали от окружающих их изо дня в день вранья и лицемерия.

Значение стихотворения «Она» в творчестве Евгения Баратынского

Стихотворение «Она» занимает особое место в творчестве Евгения Баратынского и имеет глубокое значение. В этом стихотворении поэт изображает свою внутреннюю борьбу с тоской, одиночеством и невозможностью наслаждаться жизнью.

Главная тема стихотворения — это любовь и ее разрушительное влияние на человека. «Она» является аллегорическим образом, символизирующим женскую красоту и привлекательность. В поэме Баратынский олицетворяет свою страсть к «неведомой» женщине, которая является источником его страданий и печали. Казалось бы, описание этой женщины доставляет поэту радость, но на самом деле она лишь усиливает его чувство безысходности.

Строфа за строфой поэт передает свои чувства и эмоции. Темные образы и яркие сравнения помогают создать атмосферу меланхолии и тоски. Баратынский великолепно владеет языком и метафорами, что делает его стихотворение уникальным.

Основное значение стихотворения «Она» — это исследование сложности человеческих чувств и внутреннего состояния. Баратынский передает свою тревогу и болезненное состояние души, которое вызывает женская красота и привлекательность. Он выражает свое разочарование в жизни и безысходность, которую он ощущает, несмотря на свою любовь к «Оной».

Строки этого стихотворения отображают внутренний мир поэта и его эмоциональное состояние. Однако, хотя стихотворение «Она» пронизано темной тоской и безысходностью, оно все же отражает глубину человеческой души и вечное стремление к любви и счастью.

Мне нравитсяНе нравится

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Описание стихотворения «Она» Евгения Баратынского

Строфический ряд стихотворения «Она» Евгения Баратынского насчитывает двадцать одну строфу. Оно написано в форме пятистопного хорея и состоит из двух частей.

В первой части стихотворения поэт описывает таинственную женщину, олицетворяющую воплощение красоты и нежности. Она является вдохновением для поэта и приносит ему радость и счастье. Ее образ описывается с помощью ярких образных средств, таких как сравнения и метафоры. Читатель встречается с такими образами, как «утренняя заря», «цветущая роза» и «родников живая волна». Автор подчеркивает непостижимость и магичность ее существования.

Во второй части стихотворения поэт говорит о своих чувствах перед этой женщиной. Он понимает, что никогда не сможет полностью познать и осознать всю глубину ее души. В стихотворении отражается некая тоска и отчаяние поэта, вызванные его неспособностью достичь истинного понимания и объединения с этой женщиной. В конце стихотворения поэт обращается к этой женщине с просьбой о посвящении ему своих чувств и мыслей, о чем свидетельствует строка: «Тебя моей душе открой!».

Строфическое устройство стихотворения обеспечивает его ритмичность и музыкальность. Благодаря использованию образов и яркой поэтической метафоры, поэт передает свои чувства и эмоции, а также вызывает у читателя восхищение и восторг перед непостижимой красотой и совершенством женской природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: