Анализ стихотворения: отчего

Анализ стихотворения лермонтова «отчего»

Стихотворение «Отчего» Лермонтов Михаил Юрьевич

Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно… потому что весело тебе.

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

Не знаю, отчего Не знаю, отчего так грустно мне при ней? Я не влюблен в нее: кто любит, тот тоскует, Он болен, изнурен любовию своей, Он день и ночь в огне — он…
Признание даме, спрашивающей автора, отчего ему жарко Мне жарко потому, что я тебя люблю! Хоть знаю, что вконец себя я погублю, Но тем не менее как свечка я горю. Как свечка я горю и таю, как она!…
Ах, отчего мне Ах, отчего мне Сердце грусть кольнула, Что за печаль у сердца моего? Ты просто В кочегарку заглянула, И больше не случилось ничего. Я разглядеть успел Всего лишь челку, Но за…
Отчего от отчего порога Отчего от отчего порога Ты меня в кануны роковые Под чужое небо уводила, Поводырка страшная, любовь? Отчего меня замкнули Альпы В год, когда он грянул, — гром Цусимы, И обидой…
К А. М. Т-й Могу ль забыть то сладкое мгновенье, Когда я вами жил и видел только вас, И вальса в бешеном круженье Завидовал свободе дерзких глаз? Я весь тогда желал оборотиться в зренье,…
Отчего боятся дети Отчего боятся дети И чего? Эти сети им на свете Ничего. Вот, усталые бояться, Знаем мы, Что уж близкие грозятся Очи тьмы. Мурава, и в ней цветочки, Желт, синь, ал,-…
С невыразимым наслажденьем С невыразимым наслажденьем, О невыразимою тоской Слежу за речью, за движеньем, За взглядом, кинутым тобой

Мне сладко верить, что судьбою Тебе проложен светлый путь, Что радость встретится с тобою Когда-нибудь…
К мальчику Мальчик, солнце встретить должно С торжеством в конце пиров! Принеси же осторожно И скорей из погребов В кубках длинных и тяжелых, Как любила старина, Наших прадедов веселых Пережившего вина. Не…
На северном берегу Бледнеет даль

Уж вот он — день разлуки, Я звал его, а сердцу все грустней… Что видел здесь я, кроме зла и муки, Но все простил я тихости теней. Все…
Она Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было, все мы четыре любили, но все имели разные «потому что»: одна любила, потому что так отец с матерью ей велели, другая любила,…
А. С. Пушкину (О ты, чья дружба…) О ты, чья дружба мне дороже Приветов ласковой молвы, Милее девицы пригожей, Святее царской головы! Огнем стихов ознаменую Те достохвальные края И ту годину золотую, Где и когда мы —…
Погост Здесь все живет торжественно и грустно И каждый камень, каждый тяжкий куст Наполнен оживленным чувством, Прозрачным призраком умерших чувств….
N. N. поднося ей яблоко Я выбран, как Парид, судьей; Ты торжествуешь, как Киприда; Решил не хуже я Парода; Заплатишь ли подобно ей?…
Я ль не молилась, — отчего ж Я ль не молилась, — отчего ж Такая тьма меня постигла, И сердце, как пугливый еж, Навстречу всем топорщит иглы? Не мучь меня, не тормоши: Здесь неба нет, над этой…
Как весело… итти вослед толпы Как весело… итти вослед толпы, Не разделяя с ней душевных убеждений, Брать от нее колючие шипы Ее пристрастных осуждений… Как весело… на помощь призывать Пустых надежд звенящие гремушки, Чтоб после…
Отчего же дым над городом Отчего же дым над городом, Тишина и голубое небо… Тополей раздвоенные бороды И больших домов ковриги хлеба. Почему, разбитая, усталая, В этот мир, кричащий про тоску, Ты вошла зеленая и…
Отчего так мучительно душно Отчего так мучительно душно в холода этой жесткой зимы? То ли тело душе непослушно. То ли долго не старимся мы. И, казалось бы, утро положе, и не той уже сухости…
Ах! когда б я прежде знала Ах! когда б я прежде знала, Что любовь родит беды, Веселясь бы не встречала Полуночныя звезды! Не лила б от всех украдкой Золотого я кольца; Не была б в надежде…
Отчего со всеми я любезна Отчего со всеми я любезна, Только с ним нас разделяет бездна? Отчего с ним, хоть его бегу я, Не встречаться всюду не могу я? Отчего, когда его увижу, Словно весь…
Отчего, как стихает речь Отчего, как стихает речь И на улице, и в дому, Стоит только скорее лечь Помолясь, обо всех – Ему, Стоит только, глаза закрыв, Позабыть, что с утра вело, – Чтобы…

Вы сейчас читаете стих Отчего, поэта Лермонтов Михаил Юрьевич

Поэт

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает… В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны… Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.

Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лер­монтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».

М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».

Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — ли­рическая миниатюра романсного типа с элементами фило­софской медитации.

Исследователи неоднократно отмечали, что в произведе­ниях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятель­ства, безответная любовь, невозможность счастья. То же са­мое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он от­крывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спас­ти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Ос­новные чувства лирического героя — это грусть, горькое осоз­нание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив про­тивостояния искреннего, чистого, свободного человека и свет­ской толпы.

Произведение имеет кольцевую композицию: открывает­ся и заканчивается оно обозначением одного и того же чув­ства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в на­чале стихотворения, и в финале его:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цве­тущая молодость» героини противопоставлена «молвы ковар­ному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финаль­ная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.

Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворе­ния основана на формах разговорного языка. «Именно по­этому три предложения, составляющие произведение, совер­шенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответ­ствии с их строением эти предложения обусловливают ритми­ческие переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из чет­вертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце не­четных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритми­ческими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, про­стотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными ка­кие бы то ни было образные убранства и риторические укра­шения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословно­го, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («моло­дость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инвер­сию («молодость цветущую твою»), синтаксический паралле­лизм (начало и финал стихотворения).

Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной ли­рики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта восприни­мает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»

Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив мол­вы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю. Лермонтов. «Дума».

Тема, идея, проблемы.Тема: судьба поколения, размышление о духовной разобщенности общества и необходимости его единения.

Идея: необходимость активного участия в жизни страны, духовного единения, опасность безразличия и отстранённости.

Проблемы.

Проблема разочарования в современниках, в их бездеятельности, равнодушии к всему, что происходит в стране.

Автор описывает дворянскую интеллигенцию 30-х годов, которых жизнь «уже томит», являясь бесцельной. Он осуждает современников за пассивность ( «К добру и злу постыдно равнодушны»), за их «малодушие» перед опасностью, за их рабскую психологию:

Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.

Поэта возмущает безразличие современников даже к искусству, которое совершенно их не волнует:

Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят.

Проблема бессмысленности существования.

Жизнь современников видится поэту бесцельной, а значит, лишённой смыла.

как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Автор использует много сравнений, которые помогают ярче показать, какова жизнь молодого поколения дворянства, которое, казалось бы, должно играть важную роль в жизни страны. Молодость для этих людей – не время расцвета, а «час паденья».

Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!

Проблема взаимодействия представителей разных поколений («отцов и детей»).

Деятельность декабристов рассматривается поколением 30-х как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»).

Новое поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

Проблема отношения потомков к современникам поэта.

Поэт убежден, что потомки строго осудят людей его поколения за его бездействие. Поэтому так суров его приговор: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Автор выражает надежду, что последующие поколения осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины. Свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

Таким образом, автор размышляет о многом, его волнует настоящее и будущее своего поколения, к которому относится и он сам. Автор с осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

Помогите срочно нужен анализ стихотворения!

Таня

Знаток (488), на голосовании 6 лет назад

Нужен анализ стихотворения Лермонтова «на светские цепи На блеск утомительный бала» ну очень надо уже всё посмотрела нигде нет(( заранее спасибо)

Liudmila Sharukhia

Высший разум (169288) 6 лет назад

Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, родную душу. Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья она причиняет ему множество страданий и боли. Поэт воспевает прекрасных женщин, которым также, как и ему, чужды светские цепи и блеск утомительный бала, которые естественны даже среди ледяного, среди беспощадного света. Вот так он характеризует М. А. Щербатову: Как ночи Украины, В мерцании звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных, Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки, Как ветер пустыни, И нежат и жгут ее ласки.

Эта женщина привлекает поэта глубиной своих чувств, умением по-настоящему верить, надеяться, любить: От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром, Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.

Лирический герой развивается вместе с автором. Он становится более опытным и мудрым, и эти качества помогают ему выбирать более достойных возлюбленных, хотя по-прежнему понять женскую суть этому человеку сложно. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.

Эволюция образа возлюбленной в лирике Лермонтова свидетельствует о развитии личности поэта, а также о том, что женская душа это вечная тайна, и мужчина всегда будет стремиться ее постичь Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу.

«Отчего», анализ стихотворение Лермонтова

Лирика М.Ю. Лермонтова – это своеобразный дневник, в котором поражает прежде всего безоглядное, бесконечное одиночество.

Написанная в 1840 году лирическая миниатюра «Отчего» не имеет конкретного адресата, но есть предположение, что эти строки поэт посвятил своей последней музе, Марии Щербатовой. Именно защищая честь этой женщины, Лермонтов дрался на второй дуэли, за участие в которой был выслан на Кавказ. Ответные чувства тоже поражали самоотверженностью: Мария поехала к месту ссылки, чтобы встретиться с опальным поэтом.

Интимность обращения завораживает своей философской и психологической глубиной. Тонко сочетаются в нем общее и частное.

Название «Отчего» звучит как вопрос, ответ на который мучительно ищет лирический герой. Трагизм любви, ее неразрешенности герой видит в невозможности противопоставить себя толпе и отгородить любимую женщину от «молвы коварного гоненья».

Во всех произведениях Лермонтова фактически нет любви в настоящем, это уходящее чувство, оставляющее боль и светлую тоску. Стихотворение «Отчего» выглядит как прощание, нотки сожаления выливаются в антитезу, что открывает лирический мир:

Лишенный метафор, сжатый, фактически прозаический текст, переполненный инверсиями, звучит как многократно продуманный про себя монолог. Сила лермонтовского психологизма кроется в умении не выпячивать эмоции, а умело скрывать их за словами, показывая тем самым внутренний мир во всех его незримых аспектах.

Цельность натуры лирического героя передается через скрытое волнение его за судьбу возлюбленной. Субъективный протест против несправедливости – это форма жизненной позиции героя. Ведущее начало произведения – скрытый язык чувств.

Синтаксический параллелизм, создающий кольцевую композицию стихотворения, разрешается резкой антитезой, и финальная строчка, где подводится итог всего перечувствованного, пережитого, звучит резким приговором:

Одиночество и тоска, пронизывающие все творческое наследие поэта, и в любовном послании заняли свое место. Нет возможности стать счастливом тому, кому предназначено страдать и тем самым приносить страдания другому.

Тональность грусти, открыто скользящая во всем произведении, сопряжена со всем творческим наследием поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Отчего»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Пророк

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят с улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, не него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»

Анализ стихотворений Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Ангел
  • Благодарность
  • В минуту жизни трудную
  • Валерик
  • Весна
  • Выхожу я на дорогу
  • Горные вершины
  • Дума
  • Есть речи значенье
  • Завещание
  • Звезда
  • И скучно и грустно
  • Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Кавказ
  • Как часто пестрою толпою окружен
  • Кинжал
  • Когда волнуется желтеющая нива
  • Листок
  • Мой демон
  • Молитва я матерь божия
  • Мцыри
  • На севере диком
  • Нет я не байрон я другой
  • Нищий
  • Одиночество
  • Она не гордой красотою
  • Осень
  • Парус
  • Пленный рыцарь
  • Поэт
  • Предсказание
  • Пророк
  • Прощай немытая Россия
  • Расстались мы но твой портрет
  • Родина
  • Смерть поэта
  • Сон
  • Сосед
  • Стансы
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Тучки небесные, вечные странники
  • Узник
  • Утес
  • Я жить хочу, хочу печали
  • Я не унижусь перед тобою

Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.

Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.

Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».

В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.

В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».

По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.

Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.

В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.

В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.

Средства художественной выразительности

В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.

  • Эпитеты: грядущее, богаты, ровный, чужом, созрелый, постыдно равнодушны, лучшие, промотавшимся отцом.
  • Олицетворения: пусто, темно (о будущем целого поколения) наукою бесплодной, осмеянных страстей, Восторгом сладостным, зарытый скупостью и бесполезный клад, холод тайный, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат. мысли плодовитой, Насмешкой горькою;
  • Метафоры: мы вянем, иссушили ум, огонь кипит,
  • Сравнения: жизнь томит, как путь без цели, Так тощий плод
  • Гипербола: презренные рабы.
  • Антитезы: к добру и злу; надежды лучшие – неверие; и ненавидим мы, и любим мы; ни злобе, ни любви, холод – огонь.

В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: