Михаил ломоносов 📜 письмо о пользе стекла

Наука о стекле в творчестве м. в. ломоносова | наука | fandom

Содержание

  • Слайд 1

    «Письмо о пользе стекла»
    Презентацию подготовила
    Бондаренко Н.О.
    Учитель химии КЦМЛ

  • Слайд 2

    Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    Которые стекло чтут ниже минералов.
    Приманчивым лучом блистающих в глаза.
    Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
    Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
    И ныне для нея наверх их возвращаюсь,
    Пою перед тобой в восторге похвалу
    Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу.

    М.В.Ломоносов

  • Слайд 3

    Не должно тленности примером тое быть,Чего и сильный огнь не может разрушить,Других вещей земных конечный разделитель:Стекло им рождено; огонь его родитель.
    Но что ж, от недр земных родясь, произошло?Любезное дитя, прекрасное Стекло.

  • Слайд 4

    Лекарства, что в Стекле хранят и составляют:В Стекле одном оне безвредны пребывают.Мы должны здравия и жизни часть Стеклу.Какую надлежит ему принесть хвалу!

  • Слайд 5

    Тем стало житие на свете нам щастливо:Из чистаго Стекла мы пьем вино и пиво

  • Слайд 6

    Искусство, коим был прославлен АпеллесИ коим ныне Рим главу свою вознес,Коль пользы от Стекла приобрело велики,Доказывают то Финифти, Мозаики,Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,Приятность нежную и красоту девиц,Чрез множество веков себе подобны зрятсяИ ветхой древности грызенья не боятся.

  • Слайд 7

    Великой не терпя и строгой перемены,Скрывает человек себя в толсты́я стены.Он был бы принужден без свету в них сидетьИли с дрожанием несносной хлад терпеть,Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускаетИ лютость холода чрез то же отвращает.

  • Слайд 8

    И в северных странах в снегу зеленой сад,Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад.И удовольствовал он мысли прихотливы:Зимою за Стеклом цветы хранятся живы,Дают приятной дух, увеселяют взор

  • Слайд 9

    И коль искусны вы убор переменять,Чтоб в каждой день себе приятность нову дать.Но было б ваше все старанье без успеху,Наряды ваши бы достойны были смеху,Когда б вы в зеркале не видели себя:

  • Слайд 10

    Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеютИли снегами вкруг глубокими белеют?Без оных что бы вам в нарядах помогло,Когда бы бисеру вам недало Стекло?

  • Слайд 11

         Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,Любимо по всему земному ходит кругу.Им красится народ в полунощных степях,Им красится Арап на южных берегах.

  • Слайд 12

         По долговременном теченье наших днейТупеет зрение ослабленных очей.Померкшее того не представляет чувство,Что кажет в тонкостях натура и искусство.Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг,Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!Тогда противен день, веселие — досада!Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

  • Слайд 13

    Во зрительных трубах Стекло являет нам,Колико дал Творец пространство небесам.Толь много солнцев в них пылающих сияет,Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.

  • Слайд 14

    Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,Что Бог в невидимых животных сотворил!Коль тонки члены их, составы, сердце, жилыИ нервы, что хранят в себе животны силы!Не меньше, нежели в пучине тяжкий Кит,Нас малый червь частей сложением дивит.

  • Слайд 15

         Но что еще? Уже в стекле нам БарометрыХотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,
    Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,Иль, облаки прогнав, их солнце осушит.

  • Слайд 16

    Вертясь, Стеклянный шар даёт удары с блеском,
    С громовым сходственны сверканием и треском

  • Слайд 17

         Далече до конца Стеклу достойных хвал,На кои целой год едва бы мне достал.За тем уже слова похвальны оставляю,
    И что об нем писал, то делом начинаю.

Посмотреть все слайды

Лирические произведения Ломоносова

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения. Таковы его «Переложения» псалмов. Наибольшей творческой силы Ломоносов достиг в переложении 103-го псалма, в «Оде, выбранной из Иова» и в двух «размышлениях» («Утреннее размышление о божием величестве …» и «Вечернее размышление о божием величестве …»). Эти произведения лучше и больше всего выражают особенности поэтического мышления Ломоносова. В них обнаруживается его умение видеть и чувствовать природу. Основной мотив этих произведений — прославление мироздания, которое предстало перед человеком во всем многообразии своих больших и малых творений. Тут и «прекрасное светило», небо, луна, звезды, тучи, вихри, молнии, море, бездна, северное сияние. Все эти явления живут каждое своей особой стремительной и бурной жизнью, и в то же время внутренне упорядоченной и единой. Природа для Ломоносова-поэта является одновременно предметом изучения и художественного любования. Мироздание, становясь образом, одухотворяется авторским чувством, перестает быть неодушевленным. Картина звездного неба в «Вечернем рассуждении…» Ломоносова —

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет,

бездне — дна… —

с необходимостью предполагает человека с его разумом и чувством, энергией познания и действия.

Площадь Революции

Станция Площадь Революции со знаменитыми скульптурами

  • Линия: Арбатско-Покровская
  • Год открытия: 1938
  • Авторы проекта: А. Н. Душкин, М. Г. Манизер
  • Статус: объект культурного наследия

«Как живые!» — вынес вердикт Сталин, глядя на бронзовые фигуры, расставленные по станции. Их здесь 76, и все они созданы с удивительной точностью: колхозники, революционеры, шахтеры.

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

  • не трите носы бедным бронзовым овчаркам — их уже затерли до неприличия студенты, желающие «халявы» на сессии,
  • туфельки студенток с книгой тоже лучше не трогать — счастливее свидание от этого не станет,
  • касаться скульптур Петуха, говорят, вообще к беде.

На самом деле памятники портятся от такого «трогательного» внимания. Лучше просто смотреть.

Вступление

На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.                И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну свое повествованье.Печален будет мой рассказ.

Оды Ломоносова: характеристика

С именем Ломоносова в истории русской литературы связывается создание и утверждение жанра «торжественной» оды. Ломоносов писал свои оды в связи с торжественными датами, когда их ждали от него при дворе или когда ему поручала их писать Академия наук. Однако, создавая свои произведения по тому или иному «поводу», Ломоносов никогда не оставался в пределах этого «повода», превращая оду в содержательное и многотемное произведение.

Прославление «истинных дел» — вот к чему стремится прежде всего Ломоносов в своём одическом творчестве. Современная Ломоносову действительность не отличалась «необъятностью дел», и поэтому своим героем поэт выдвигает Петра I: здесь он получает возможность прославлять «истинные дела». Об этом Ломоносов говорит в своей поэме «Петр Великий» (1760):

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Хотя и до Ломоносова были попытки дать образ Петра в поэзии (Ф.Прокопович, А. Кантемир), однако именно Ломоносов превратил этот образ в символ исторического прогресса, национального могущества, разума, воли, неустанного созидательного труда и преданности стране. В творчестве Ломоносова образ Петра сливается с Россией, так как сама гениальность Петра заключается, по мнению поэта, в том, что он следовал нуждам России. Ломоносов видит в петровской эпохе не только Петра, но и русский народ как активную и мощную силу истории.

Обращение к личности Петра вносит в произведения Ломоносова острый политический смысл. Образом Петра I Ломоносов пользуется для выражения своей неудовлетворенности настоящим. Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II заставляют его мечтать о том, чтобы

Произошли б земны владыки,

Родились бы Петры Велики,

Чтоб просветить весь смертных род.

Наибольшей глубины содержания и в то же время простоты и конкретности в средствах поэтического выражения Ломоносов достиг в своей оде 1747 г. В ней он пишет о России, о Петре, о русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума, об исключительных возможностях России. Ни в одном его произведении Россия не выглядит такой величественной, огромной, богатой своими морями, реками, недрами, лесами, как в этой оде.

Величие России заключается не в одних ее безмерных пространствах, но и в людях, призванных эти пространства обжить. Глубокой верой в русских людей проникнуты слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Часть первая

Над омраченным ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле беспокойной.Уж было поздно и темно;Сердито бился дождь в окно,И ветер дул, печально воя.В то время из гостей домойПришел Евгений молодой…Мы будем нашего герояЗвать этим именем. ОноЗвучит приятно; с ним давноМое перо к тому же дружно.Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блисталоИ под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто. Наш геройЖивет в Коломне; где-то служит,Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине.Итак, домой пришед, ЕвгенийСтряхнул шинель, разделся, лег.Но долго он заснуть не могВ волненье разных размышлений.О чем же думал он? о том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы бог ему прибавитьУма и денег. Что ведь естьТакие праздные счастливцы,Ума недальнего, ленивцы,Которым жизнь куда легка!Что служит он всего два года;Он также думал, что погодаНе унималась; что рекаВсё прибывала; что едва лиС Невы мостов уже не снялиИ что с Парашей будет онДни на два, на три разлучен.Евгений тут вздохнул сердечноИ размечтался, как поэт:«Жениться? Мне? зачем же нет?Оно и тяжело, конечно;Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.Пройдет, быть может, год-другой Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…И станем жить, и так до гробаРука с рукой дойдем мы оба,И внуки нас похоронят…»Так он мечтал. И грустно былоЕму в ту ночь, и он желал,Чтоб ветер выл не так унылоИ чтобы дождь в окно стучалНе так сердито…                Сонны очиОн наконец закрыл. И вотРедеет мгла ненастной ночиИ бледный день уж настает…Ужасный день!                Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури…И спорить стало ей невмочь…Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод.Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен.Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!                         НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять?                В тот грозный годПокойный царь еще РоссиейСо славой правил. На балкон,Печален, смутен, вышел онИ молвил: «С божией стихиейЦарям не совладеть». Он селИ в думе скорбными очамиНа злое бедствие глядел.Стояли стогны озерами,И в них широкими рекамиВливались улицы. ДворецКазался островом печальным.Царь молвил из конца в конец,По ближним улицам и дальнымВ опасный путь средь бурных водЕго пустились генералыСпасать и страхом обуялыйИ дома тонущий народ.Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился, бедный,Не за себя. Он не слыхал,Как подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Как дождь ему в лицо хлестал,Как ветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал.Его отчаянные взорыНа край один наведеныНедвижно были. Словно горы,Из возмущенной глубиныВставали волны там и злились,Там буря выла, там носилисьОбломки… Боже, боже! там Увы! близехонько к волнам,Почти у самого залива Забор некрашеный, да иваИ ветхий домик: там оне,Вдова и дочь, его Параша,Его мечта… Или во снеОн это видит? иль вся нашаИ жизнь ничто, как сон пустой,Насмешка неба над землей?И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.

«Письмо о пользе стекла»

Среди поэтических творений Ломоносова есть произведение, подобного которому по жанру русская поэзия до него не знала. Это «Письмо о пользе стекла» (1752). Произведение это объединяет в себе элементы научного трактата, публицистического рассуждения, гневной сатиры и вдохновенного панегирика. Ломоносов пишет это «Письмо» как будто по совсем частному поводу — он оправдывает свой интерес к изготовлению стекла. Однако по смысловому содержанию «Письмо» — это экскурс в историю человечества, взятую под углом зрения борьбы разума с невежеством. Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей. В прославлении человеческого разума и всех тех, кто выступал борцами за торжество его, проявлялся «духовный интернационализм» Ломоносова. Будучи патриотом в самом глубоком смысле этого слова, он вместе с тем мыслит масштабами человечества, а не только одной нации, ибо понимает, что подлинный разум не знает национальной обособленности, он не разъединяет, но объединяет человечество.

Рассказовка

Рассказовка — одна из самых необычных станций московской подземки / wikimedia.org

  • Линия: Солнцевская
  • Год открытия: 2018

Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.

Сейчас у нее появился конкурент — Рассказовка. На фанатов Федора Михайловича она не претендует, а вот ценителям библиотек и буккроссинга рекомендую задержаться на этой «страничке» метро.

Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.

Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.

Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.

Стекольная фабрика[]

Файл:The granted Letter for Lomonosov on possession in Ust Rudici.jpg

Жалованная грамота М. В. Ломоносову на владение землями в Ораниенбаумском уезде. 1756

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть Рудицы Копроского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на первоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклоплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая оформлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

Эта страница деятельности М. В. Ломоносова — яркий пример органичного сочетания всего разнообразия его способностей: как увлечённого учёного-теоретика, в совершенстве владеющего экспериментом, практика, очень удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, умелого организатора производства, вдохновенного художника-дилетанта, наделённого природным вкусом, умеющего с толком применить свои познания и в этой области. Но и сим не исчерпывается многосторонняя творческая натура — М. В. Ломоносов, ища поддержки и субсидий для развития исследований стёкол, написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — эту своеобразную «рекламу» составило почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику действительному Ея Императорскаго Величества камергеру, Московскаго университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святаго Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…

Поддводя итог этому последнему разделу творчества М. В. Ломоносова, завершающему его служение и науке и искусству, мозаикам, Н. Н. Качалов в таких словах отмечает основные его результаты :

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Неправо о вещах те думают, Шувалов,Которые стекло чтут ниже минералов.Приманчивым

лучом блистающих в глаза.Не меньше польза в нем, не меньше

в нем краса.Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;И ныне для нея наверх их возвращаюсь,Пою перед тобой в восторге похвалуНи камням дорогим, ни злату, но стеклу.

М.В.Ломоносов

Слайд 3Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не

может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его

родитель.

Но что ж, от недр земных родясь, произошло?
Любезное дитя, прекрасное Стекло.

Слайд 4Лекарства, что в Стекле хранят и составляют:
В Стекле одном оне

безвредны пребывают.
Мы должны здравия и жизни часть Стеклу.
Какую надлежит ему

принесть хвалу!

Слайд 5Тем стало житие на свете нам щастливо:
Из чистаго Стекла мы

Слайд 6Искусство, коим был прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу свою

вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в

век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.

Слайд 7Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толсты́я

стены.
Он был бы принужден без свету в них сидеть
Или с

дрожанием несносной хлад терпеть,
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
И лютость холода чрез то же отвращает.

Слайд 8И в северных странах в снегу зеленой сад,
Цейлон бы посрамил,

пренебрегая хлад.
И удовольствовал он мысли прихотливы:
Зимою за Стеклом цветы хранятся

живы,
Дают приятной дух, увеселяют взор

Слайд 9И коль искусны вы убор переменять,
Чтоб в каждой день себе

приятность нову дать.
Но было б ваше все старанье без успеху,
Наряды

ваши бы достойны были смеху,
Когда б вы в зеркале не видели себя:

Слайд 10Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими

белеют?
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру

вам недало Стекло?

Слайд 11     Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит

кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных

берегах.

Слайд 12     По долговременном теченье наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не

представляет чувство,
Что кажет в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь

лишиться чтенья книг,
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие — досада!
Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

Слайд 13Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал Творец пространство небесам.
Толь

много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна

ночь являет.

Слайд 14Но в нынешних веках нам Микроскоп открыл,
Что Бог в невидимых

животных сотворил!
Коль тонки члены их, составы, сердце, жилы
И нервы, что

хранят в себе животны силы!
Не меньше, нежели в пучине тяжкий Кит,
Нас малый червь частей сложением дивит.

Слайд 15     Но что еще? Уже в стекле нам Барометры
Хотят предвозвещать, коль

скоро будут ветры, Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,
Иль,

облаки прогнав, их солнце осушит.

Слайд 17     Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целой год едва

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: