Содержание стихотворения
Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) несет в себе черты сразу двух жанров: оды и элегии. Его лирический герой перечисляет памятники Царского Села, которые проплывают перед его взором. Это Чесменская колонна, установленная в память об успешной победе отечественного флота над турецкой армией в 1770 году, памятник, появившийся после успеха армады Румянцева опять над турками. На этот раз при местечке Кагул в том же 1770 году. В тексте стихотворения автор вспоминает славных и великих полководцев тех времен, их успехи и поэтов, которые их воспевали.
В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) герой задумывается о новом веке, который начался совсем недавно. И в нем уже случилось немало событий, потрясших Россию: нашествие войск Наполеона, сгоревшая Москва, покорение Парижа.
В финале своего произведения поэт как бы обращается к поэту нового времени Жуковскому, которого он называет скальдом России. Он призывает всех окружающих восхвалять будущие успехи русского народа.
Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.) всегда направлен на высокую роль поэта в обществе, которую отмечает автор. Пушкин прямо заявляет, что каждой эпохе требуются не только полководцы и отважные солдаты, но и поэты, которые будут вдохновлять героев на их подвиги.
Анализ стихотворения Пушкина «Возрождение» 1 вариант
На протяжении многих лет в качестве времени написания стихотворения «Возрождение» без каких-либо сомнений указывался 1819 год, хотя автографа не сохранилось. Сейчас некоторые литературоведы пытаются оспорить эту датировку. По их мнению, содержание произведения не соответствует настроениям двадцатилетнего Пушкина. Они считают, что молодому поэту было не до раскаяний. Тем более, никаких серьезных невзгод пережить Александр Сергеевич на тот момент не успел. Южная ссылка, восстание декабристов и его трагические последствия – все было впереди. Кроме того, всерьез задумываться в стихотворениях о смысле бытия Пушкин начал только в середине 1820-х. «Возрождение» в печати впервые появилось в «Невском альманахе» за 1828 год. Исследователи творчества Александра Сергеевича, отрицающие традиционную датировку стихотворения, считают, что создавалось оно в промежутке между осенью 1827 и первой половиной 1828.
В начале «Возрождения» поэт упоминает «художника-варвара», кистью сонной чернящего картину гения. Здесь имеется в виду полотно великого итальянца Рафаэля «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»). Работа попала в коллекцию Эрмитажа в восемнадцатом столетии. Ранее картина была переписана в реставрационных целях не слишком талантливым художником. В начале девятнадцатого века мастера вернули творению Рафаэля первоначальный вид:
…Созданье гения пред намиВыходит с прежней красотой.
В 1930-х годах советские власти намеревались продать полотно. Покупателя не удалось найти из-за того, что знатоки девятнадцатого-начала двадцатого века сомневались в его подлинности.
Для духовных стихотворений Александра Сергеевича характерна покаянная тема. Достаточно вспомнить хотя бы переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны…». Причем зачастую лирический герой Пушкина находится в предвкушении покаяния. Эта тенденция нашла отражение и в «Возрождении». Картина выступает в роли метафоры человеческой души – творения Господа. Ее марает некий варвар, то есть грех или демон-искуситель. Поэт не говорит, какая сила помогла чуждым краскам спасть ветхой чешуей. Если воспринимать стихотворение через призму православного христианства, становится ясно, что речь идет как раз о покаянии. Именно оно привело лирического героя к желанному духовному возрождению.
Значение события
Этюд к картине Репина Уже на современников сцена, когда патриарх литературы (Державин умер через год) благословил 15-летнего лицеиста в свои преемники, произвела большое впечатление. В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, а во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина» сказал своё знаменитое:
Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.Средства выразительности
Это стихотворение действительно богато выразительными средствами. Так, поэт использовал:
- Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.
- Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.
С помощью этих троп он создал торжественный настрой произведения, показал возвышенность дум поэта и его серьезный настрой.
Анализ стихотворения Пушкина «Пробуждение»
Раннее произведение разделило судьбу многих текстов из лицейского наследия. Вариант, написанный в 1816 г. и вскоре опубликованный в журнале-еженедельнике, позже был переработан. Изменения затронули финальную часть, стилистика которой избавилась от витиеватости, стала лаконичнее и проще. Из четырех причастий, служащих для изображения душевного состояния героя, осталось лишь половина.
Риторические вопросы зачина усложняются фигурой удвоения. Мир сладостных мечтаний, увиденный во сне, противостоит реальности. Антитеза четко разграничивает два состояния юного героя: в воображаемой среде он счастлив и любим, наяву – одинок, окружен тишиной и темнотой.
Субъекта речи поразила быстрота, с которой исчезла картина идеального, явившаяся во сне. Стремительность событий подчеркнута при помощи лексической анафоры «вмиг». Разочарование, растерянность и тоска – гамма эмоций отражена в зачине и центральной части текста. Душа пробужденного еще очарована растаявшими образами.
Жгучее желание вновь погрузиться в радостные сновидения порождает настойчивую просьбу, обращенную к олицетворенному образу любви. Субъект речи мечтает вновь оказаться в гармоничном мире воображаемого, сулящем счастливые переживания. Последние столь сильны, что решительный романтик не против расстаться с жизнью, променяв ее на пребывание в идеальном пространстве. Выбор, обозначенный в финале, соответствует элегической традиции и является своеобразной формой протеста, направленной против приземленной действительности. Неожиданную развязку можно объяснить и влиянием анакреонтической лирики, трактующей смерть как переход в гармоничную среду, населенную божествами и талантливыми обитателями.
Формальные особенности поддерживают энергичное звучание раннего опыта: автор избрал короткую двухстопную ямбическую строку, использовал внутренние рифмы, акцентировал мужские окончания, задействовал средства звукописи с опорой на звонкий «й».
Афористичное двустишие, которое открывает текст, поэт повторил в «Евгении Онегине», переосмыслив элегическую семантику эмоционального вопроса. К грусти повествователя присоединяются юмористические интонации: поэт иронизирует над «вечными» рифмами – избитым приемом, обильную дань которому он воздал в лицейских произведениях. На смену юношескому протесту пришло трезвое осознание неизбежности хода времени.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»
«Воспоминания в Царском Селе» — самое известное стихотворение Пушкина из тех, что написаны во время обучения в Лицее. Оно создавалось в период с октября по ноябрь 1814 года и предназначалось для чтения на публичном экзамене, состоявшемся в начале января 1815-го. На нем присутствовал Гавриила Романович Державин, которому на тот момент было более семидесяти лет. Один из величайших русских поэтов восемнадцатого столетия от «Воспоминаний в Царском Селе» пришел в восторг. После экзамена он сказал, что Пушкин – тот стихотворец, который заменит его. Положительная реакция Гавриила Романовича произвела на Александр Сергеевича сильнейшее впечатление. О ставшей хрестоматийной истории говорится в «Евгении Онегине»: Старик Державин нас заметил, И, в гроб сходя, благословил.
В стихотворении соединяются черты оды и элегии. Лирический герой рассказывает читателям о знаменитых памятниках Царского Села, которыми ему посчастливилось любоваться на протяжении нескольких лет. В их числе – Чесменская колонна, символизирующая могущество русского флота и возведенная в честь победы в сражении в бухте Чесма. Оно произошло в 1770 году и определило исход русско-турецкой войны. От славных лет правления Екатерины Великой герой переходит к недавнему прошлому. Он повествует об основных этапах Отечественной войны, среди которых сожжение Москвы и Бородинская битва, и победоносном шествии русской армии по просторам Европы до Парижа. Освобождение Старого света от Наполеона подается как избавление от «бича вселенной». Завершается стихотворение обращением к Жуковскому, названному «скальдом России». Его лирический герой призывает воспеть новые победы родной страны.
Произведение «Воспоминания в Царском Селе» несет в себе признаки классицизма. Оно написано торжественным слогом. При этом Пушкин часто употребляет архаизмы. Рассказывая об Отечественной войне, поэт упоминает звон мечей и кольчуг. Ни того, ни другого в девятнадцатом столетии не использовали. Музыка битв того времени – это грохот артиллерии. Не только на классицистические образцы ориентируется Александр Сергеевич. Просматриваются в стихотворении и сентиментально-романтические черты. Наиболее яркий пример – пейзаж в начале «Воспоминаний в Царском Селе». Конечно, рассматриваемый текст носит во многом подражательный характер. Пушкин старался брать лучшее у поэтов старшего поколения и на основе их произведений вырабатывать индивидуальный стиль.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Любовь мертвеца»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я и Вы»
- Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Я в лес бежал из городов…»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Чудо»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер»
Воспоминание в Царском Селе
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавал и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Вот наваринский Ганнибал.
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек медных светлый ряд.
На юных ратников взирали,
Ловили брани дальний звук
И детские лета и …. проклинали
И узы строгие наук.
И многих не пришло. При звуке песней новых
Почили славные в полях Бородина,
На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,
Вблизи Монмартра ……
Композиция
У этого стихотворения три части. В первой поэт описывает эмоциональное состояние лирического героя, передавая через него свои эмоции, которые он испытывает, гуляя по Царскому Селу, которое за годы учебы стало для него по-настоящему родным местом.
Вторая часть произведения посвящена знаменитым памятникам, которыми поэт любовался несколько лет
Особенно его влечет Чесменская колонна, посвященная одной из самых значимых побед за всю русско–турецкую войну, и обелиск, который также напоминает об этой войне, но посвящен другому важному событию – победе при Кагуле
Наконец, третья часть стиха – это дань совсем недавно отгремевшей Отечественной войне. Он рассказывает не только о Бородинском сражении и сожженной Москве, но и о том, как русская армия победоносно дошла до Парижа. Завершает эту часть и все произведение обращение юного стихотворца к Жуковскому. Именно в этой части Пушкин говорит о предназначении поэта – таком, каким он его видит.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воспоминания в Царском селе.История создания – стихотворение написано в 1814 году (ориентировочный период создания – октябрь-ноябрь) и было прочитано на публичном экзамене в 1815 году.
Тема стихотворения – величие России, ее военная слава и подвиги.
Композиция – трехчастная.
Жанр – сочетание оды и элегии.
Стихотворный размер – сочетание четырех– и шестистопного ямба.
Эпитеты – “священный сумрак”, “родимая обитель”, “скоротечные восторги”, “сердечные сокровища”, “недоступные мечты”, “предел благословенный”.
Метафоры – “до капли истощив раскаянья фиал”, “расточил сокровищ я сердечных”, “летит брадатая пехота”, “узы строгие наук”.
Анализ стихотворения «Возрождение» Пушкина 2 вариант
Александр Сергеевич Пушкин, переживая душевный кризис, пишет стихотворение «Возрождение», где в метафорической форме выносит приговор собственному прошлому.
Стихотворение написано в 1819 году. Автору его в эту пору 20 лет, он государственный чиновник, активный участник литературных вольнодумных обществ, записной сатирик, повеса. Именно в этот период он с увлечением работает над «Русланом и Людмилой», восхищается Д. Байроном, готов всегда принять участие в дуэли. Первая публикация этого стихотворения состоялась спустя 9 лет после создания. Возможно, тогда поэт внес в него финальные правки. Впрочем, исследователи его творчества сходятся на том, что автор умышленно поставил более раннюю дату. По жанру – элегия, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Открытые рифмы чередуются с закрытыми. Лирический герой здесь – сам автор. Композиция условно делится на 3 части: негодование героя по поводу испорченного неумелой реставрацией шедевра, затем возвращение полотна публике в его практически первозданном виде, наконец, исповедальная авторская нота.
Картина «Святое семейство» Рафаэля попала в Россию еще в XVIII веке. Уже тогда «художник-варвар», которому поручили освежить живопись, нанес ей ущерб. Только в начале XIX века картину очистили хотя бы от части поздних наслоений: созданье гения выходит с прежней красотой. Такой в Эрмитаже ее и увидел А. Пушкин. Он проводит параллель с уродливыми наслоениями на собственной «измученной душе», сожалеет о потерянном времени, ничтожном времяпрепровождении. Процесс выздоровления души поэта еще только начался, пока еще в «виденьях» предстает перед ним утраченная чистота «первоначальных дней».
В первой строфе интонация возмущенная, во второй он призывает читателя полюбоваться на работу мастера («пред нами»), ближе к финалу – задумчивая.
Эпитеты: кистью сонной, бессмысленно, краски чуждые, чистых дней.
Сравнение: ветхой чешуей.
Инверсия: исчезают заблужденья.
Олицетворение: созданье выходит.
Само название этого стихотворения трактуется двояко: тут и собственно Ренессанс, к которому относят творчество Рафаэля, и – преображение сердца поэта.
Произведение «Возрождение» появилось на страницах «Невского альманаха» в 1828 году
Его истинная датировка скрыта самим автором, не желавшим привлекать внимание к истории своей души
Жанр
Поскольку молодой поэт работал еще в подражательной манере, нет ничего удивительного в том, что «Воспоминание в Царском Селе” написано в духе классицизма и соединяет в себе черты классической элегии и оды. В то же время в первой части произведения явно прослеживаются черты сентиментализма и романтизма. В целом ощущается сильное влияние Жуковского и Батюшкова.
Что касается стихотворного размера, то в этом произведении Пушкин использует сочетание четырех- и шестистопного ямба. В то время поэт находился в творческом поиске и испробовал почти все размеры, кроме, пожалуй, анапеста.
Художественные приемы
В стихотворении Пушкин во время написания использовал множество средств выразительности. Так, в нем присутствуют:
- эпитеты — «седые валы», «священный сумрак», «родимая обитель», «священный сумрак», «скоротечные восторги», «сердечные сокровища», «недоступные мечты», «предел благословенный»;
- сравнения — «луна, как лебедь величавый, плывёт в сребристых облаках»;
- метафоры — «до капли истощив раскаянья фиал», «водопады стекают бисерной рекой», «расточил сокровищ я сердечных», «летит брадатая пехота», «строгие узы наук».
Благодаря этим тропам поэт сумел воссоздать торжественное настроение произведения, создал атмосферу таинственности и сумел передать свои мысли и воспоминания о Царскосельском лицее. Пушкин в стихотворении также использовал инверсию и анафору.
Экзамен Пушкина
Сам экзамен в Царскосельском лицее проходил в самом начале 1815 года
Приехавший Державин чувствовал себя неважно. Он был стар, а экзамен длился слишком долго
Оживился он, только когда оценивали русскую словесность.
Смотреть галерею
Лицеисты читали наизусть и разбирали стихотворения самого Державина. Он слушал внимательно и с удовольствием.
Пушкин позднее писал, что прочел стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.), находясь в нескольких шагах от Державина. Едва закончив чтение, он тут же убежал, не помня куда. Державин был восхищен, он требовал привести к нему поэта, чтобы обнять его. Он сразу заявил, что этот поэт сможет его заменить.