Анализ стихотворения андрея белого «родине»

«раздумье (ночь темна. мы одни…)» андрей белый: читать текст, анализ стихотворения

Анализ стихотворения Андрея Белого «На улице»

Конец XIX – начало XX века в истории ассоциируется с бурным развитием промышленности. Повсюду открываются заводы, фабрики, которые обеспечивают экономику новыми товарами, а людей – рабочими местами и заработком. Однако не всё, что связано с производством, можно считать только благоприятным и безопасным. Часто вместе с расширением индустрии приходило и разрастание городов, ухудшение экологической обстановки на окрестных территориях.

Такие негативные последствия развития промышленности были заметны не только специалистам по охране природы

Многие деятели культуры – композиторы, писатели и художники, обращали внимание на то, что индустриализация несёт не только добро. Одним из таких неравнодушных дальновидных людей был Андрей Белый. В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране

В своём стихотворении «На улице», написанном в 1904 году, он выразил тревоги, связанные с разрастанием фабрик и заводов в стране.

В этом произведении автор выступает в качестве лирического героя. Он рассказывает о своей жизни в городе, которая напоминает скорее бесконечную погоню среди препятствий и опасностей, нежели спокойное существование в комфортных условиях. Первая же строка бросает читателя в самую гущу событий: герой мчится по улицам, окунаясь то в серые, то в жёлтые облака, испускаемые бессчётными трубами автомобилей и заводов.

Атмосфера в произведении пугающая. Для описания города поэт использует ядовитые краски – жёлтый, ярко-оранжевый (в эпитетах «огневой горизонт», «раскалённые зевы»), серый и чёрный. Повсюду клубятся ядовитые испарения. Страшная картина дополняется ужасающими звуками. Их автор описывает в таких эпитетах, как «грохочущий рокот», «пронзительный хохот». Всё это заставляет протагониста, да и читателя, стремиться спрятаться, защититься от агрессивной стихии хотя бы с помощью зонта.

Автор упоминает, что он «отдал все напевы». Думается, речь идёт о том, что некоторое время до описываемых событий, поэт, как и многие другие, с энтузиазмом приветствовал, воспевал промышленную революцию, которая обещала значительно улучшить жизнь обычных людей. Но нововведения оказались противоречивы. Заводы и фабрики стали выбрасывать в воздух токсичный пар, который поэт наделяет эпитетом «сухие столбы холодной отравленной пыли». Новый транспорт оказался травмоопасен. Потому-то герой в отчаянии пытается спрятаться. Поэт применяет здесь анафору
Прижался к железной решётке –
Прижался…

Кажется, будто автор в поисках защиты готов приникнуть к стволу могучей берёзы, но вместо душистого дерева он находит лишь безжизненный металл. Подобное противопоставление встречается снова – «клёны в чугунные жерди багряными листьями бьют». Чувствуется, что поэт хотел бы вернуться в прошлое, когда эти металлические леса ещё не выросли на его родной земле, но поздно. С помощью градации «Сгибаются, пляшут, закрыли…» он показывает, что назад пути уже нет.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Особенности творчества Андрея Белого

Блок был величайшим, но Андрей Белый, конечно же, самым оригинальным и самым влиятельным из всех символистов. В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам. В особенности большое влияние оказала его проза, которая революционизировала стиль русских писателей. Белый – фигура более сложная, чем Блок, да и все прочие символисты; в этом смысле он может соперничать с самыми сложными и смущающими фигурами в русской литературе – Гоголем и Владимиром Соловьевым, которые оказали немалое влияние на него. С одной стороны Белый – это самое крайнее и типичное выражение символистских воззрений; никто не пошел дальше его в стремлении свести мир к системе «соответствий» и никто не воспринимал эти «соответствия» более конкретно и реалистично. Но именно эта конкретность его нематериальных символов возвращает его к реализму, как правило, находящемуся вне символистского способа самовыражения. Он настолько владеет тончайшими оттенками реальности, выразительнейшими, значительнейшими, подсказывающими и одновременно ускользающими деталями, он так велик и так оригинален в этом, что невольно возникает совершенно неожиданное сравнение с реалистом из реалистов – с Толстым. И все-таки мир Белого, несмотря на его более чем жизнеподобные детали, есть невещественный мир идей, в который наша здешняя реальность лишь проецируется как вихрь иллюзий. Этот невещественный мир символов и абстракций кажется зрелищем, полным цвета и огня; несмотря на вполне серьезную, интенсивную духовную жизнь он поражает как некое метафизическое «шоу», блестящее, забавное, но не вполне серьезное.

Лекция Николая Александрова «Поэты серебряного века: Андрей Белый и Саша Черный»

У Белого до странного отсутствует чувство трагедии, и в этом он опять-таки совершенная противоположность Блоку. Его мир – это мир эльфов, который вне добра и зла; в нем Белый носится как Ариэль, недисциплинированный и сумасбродный. Из-за этого одни видят в Белом провидца и пророка, другие – мистика-шарлатана. Кем бы он ни был, он разительно отличается от всех символистов полным отсутствием сакраментальной торжественности. Иногда он невольно бывает смешон, но вообще он с необычайной дерзостью слил свою наружную комичность с мистицизмом и с необычайной оригинальностью использует это в своем творчестве. Он великий юморист, вероятно, величайший в России после Гоголя, и для среднего читателя это его самая важная и привлекательная черта. Но юмор Белого озадачивает – слишком он ни на что не похож. Русской публике понадобилось двенадцать лет, чтобы его оценить. Но те, кто его отведал и получил к нему вкус, всегда будут признавать его редчайшим, изысканнейшим даром богов.

Андрей Белый в молодости

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого. Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся. Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет. Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью. В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле. Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»)

Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует

Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»). Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Жанр, направление и композиция

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика

Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Литература и творчество

Первое произведение было опубликовано в 1901 году. «Северная симфония» и остальные части работы были названы ритмической прозой. Благодаря этому Андрей белый познакомился со многими писателями того времени. В частности, в 1903 году это был Саша Блок, известный поэт. Они долгое время не виделись и поддерживали общение только посредством письменных сообщений друг другу.

В 1905 году поэт приехал в Петербург, где в то время происходили революционные события и, прожив там всего один год, переехал в Мюнхен, после в Париж. Там он и оставался вплоть до 1907 года, когда вернулся в Москву. В конце первой декады 1900-х вышли такие сборники стихотворений и романов:

  • Урна;
  • Пепел;
  • Петербург;
  • Серебряный голубь.

После этого писатель выпустил ещё массу произведений, которые были весьма популярны в то время.

Анализ стихотворения Белого “Любовь

В жизни Андрея Белого было несколько серьезных романов, каждый из которых закончился весьма трагически. Поэт предвидел, что его личная жизнь будет состоять из сплошных взлетов и падений, так как предъявлял к своим избранницам весьма высокие требования. Его не интересовали тривиальные взаимоотношения с представительницами слабого пола, которые он считал верхом пошлости. Однако если Белый испытывал сильные чувства, и дама отвечала ему взаимностью, то даже такой пустяк, как разрушение чужой семьи, не являлось для этой пары препятствием.

Охладевал

к своим избранницам Андрей Белый так же быстро, как и влюблялся. Поэтому исследователи его творчества до сих пор спорят о том, кому из женщин адресовано стихотворение “Любовь” , написанное в 1901 году. Вероятнее всего, его героиней является особа, ставшая одной из многочисленных жертв этого утонченного обольстителя, который мог вскружить голову практически любой женщине, довести ее до восторженного исступления и – бросить на произвол судьбы, нисколько не заботясь о том, что именно она испытывает в этот момент.

О том, что любовь мимолетна и непредсказуема, Андрей Белый знал не понаслышке. И

он с легкости принимал условия игры, в которой приходится давать клятвы в вечности своих чувств, считая это неизменным атрибутом взаимоотношений с женщиной. Впрочем, и представительниц слабого пола поэт также подозревает в лукавстве, поэтому в самом начале стихотворения приводит сцену прощания с очередной возлюбленной, когда оба понимают, что они расстаются навсегда. “Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон”, – признается поэт, подчеркивая, тем самым, что уходящая любовь причиняет ему душевные страдания. Однако это возвышенное и романтическое чувство поэт воспринимает, как “корабль, с зарею уплывавший”. Его невозможно удержать возле берега, когда ветер уже надувает паруса. Точно так же невозможно и сохранить любовь к женщине, если сердце уже наполнено предвкушением новой встречи.

Декларируя в этом стихотворении неотвратимость финала любых взаимоотношений, Андрей Белый, тем не менее, остается оптимистом и верит в то, что любое страдание будет вознаграждено. И если человек философски относится к тому, что его сердце вдруг стало закрытым для возлюбленной, то не стоит этому противиться. Лучше принять все, как есть, оставить в прошлом свои обиды, страхи и сомнения, потому что обязательно будет новая встреча, и восхитительное чувство любви еще не раз ворвется в душу, согрев ее своим теплом.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

  • Министерство образования Московской области
  • НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
  • государственного образовательного учреждения
  • высшего образования
  • Московского государственного областного университета
  • Исследовательская работа на тему:
  • «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
  • Выполнила: студентка 4 курса
  • группы 4 «Е»
  • Специальность: Преподавание в начальных классах
  • Костенко Мария
  • Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
  • Ногинск 2018
  • Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
  1. Задачи изучения лирики в начальной школе.
  2. Мир живой природы в лирике А. Белого.
  3. Образы-символы в стихотворениях поэта.
  4. Особенности языка и стиля произведений А. Белого.

Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.

В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.

В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».

В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.

В программе Р.Н. и Е.В.

Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».

Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».

Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А

Жанр, направление, размер

Произведение Андрея Белого «Родина» относится к жанру лирического стихотворения. Можно заметить, что главный герой высказывается о Родине довольно резко. Это вызвано тем, что автор очень переживал за родную страну и за свой народ. К сожалению, на протяжении многих лет удручающая обстановка в стране не менялась. Главный герой из года в год наблюдает за одним и тем же. Он уже не в силах молчать.

Создавая свое произведение «Родина», Белый использовал размер — трёхстопный анапест.

Произведение «Родина» представляет собой образец гражданской лирики, в котором заметны философские элементы. Автор погружен в глубокие раздумья о судьбе родной страны.

Направление творчества А. Белого — модернизм. Течение — символизм.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье»

«Раздумье» – последнее стихотворение цикла «Багряница в терниях» сборника «Золото в лазури». Оно посвящено Владимиру Сергеевичу Соловьёву, известному русскому философу. Этот человек стал идейным вдохновителем молодого поэта. Собственно, даже название сборника является отсылкой к его учению о Софии (душе мира). Как сообщает А. Белый в своих воспоминаниях (сборник статей «Арабески»), идея Софии родилась у Соловьёва в результате видения, «пронизанного «лазурью золотистой».

В очерке, посвящённом Соловьёву, поэт рассказывает о том, каким запомнил мыслителя. Ещё в детстве поэт встретил философа, и тот запал в его память как добрый мудрец с облаком взлохмаченных седых волос. Только посоха не хватало Соловьёву для полного сходства с восточным дервишем или волхвом.

Отголоски этих впечатлений раздаются в стихотворении «Раздумье». Эпиграф гласит «Посвящается памяти Вл. С. Соловьёва», то есть, произведение написано тогда, когда сам философ покинул этот мир. Оттого начальные слова стихотворения печальны. Вместе с автором читатель попадает в неприютную холодную ночь. Чтобы усилить ощущение окутывающего одиночества, поэт использует короткие фразы. Предложения звучат отрывисто, словно тают, едва прозвенев в морозном воздухе.

Но уже совсем скоро тон стихотворения меняется. Герои, в числе которых присутствует и сам автор, слышат знакомый голос. Ветер доносит ободряющее послание: «Не смущайтесь… я с вами… за мной!..». Наступает замешательство. Поэт использует анафору, чтобы показать, как много чувств обуревает его.
И не знаешь, кто там.
И стоишь, одинок.
И боишься довериться радостным снам.
И с надеждой следишь, как алеет восток.

Здесь мы видим и страх, и недоверчивое ожидание, и светлое предчувствие. Неспроста автор упоминает разгорающуюся на востоке зарю. Этот живописный образ указывает на философские концепции экуменизма и панмонголизма, разработанные Владимиром Сергеевичем Соловьёвым и заключающиеся в идее об объединении всех наций, в котором движущей силой станут восточные народы.

Снова полный надежды призыв разносится над полями. На этот раз голос обещает наступление нового дня, что, несомненно, является метафорой идеи Соловьёва о новой эпохе, в которой человечество объединится и станет жить в согласии с Божьими заповедями. Как бы подтверждая эти слова, герой замечает, что «неверная тень», т. е. эра неправедности и заблуждений, исчезает, «убегает на запад», как и предсказывал философ в своих рассуждениях о покорении западных цивилизаций новыми течениями.

В финале мы видим самого чудесно воскресшего мудреца

Показательно, что он выступает из облака тумана, которое символизирует забытье и невнимание к его учению. Сама природа показывает, что философ оказался прав: могучие деревья шумят, знаменуя возвращение мыслителя, и звёзды смущённо прячутся от сияния его мудрости. Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье»

«Раздумье» – последнее стихотворение цикла «Багряница в терниях» сборника «Золото в лазури». Оно посвящено Владимиру Сергеевичу Соловьёву, известному русскому философу. Этот человек стал идейным вдохновителем молодого поэта. Собственно, даже название сборника является отсылкой к его учению о Софии (душе мира). Как сообщает А. Белый в своих воспоминаниях (сборник статей «Арабески»), идея Софии родилась у Соловьёва в результате видения, «пронизанного «лазурью золотистой».

В очерке, посвящённом Соловьёву, поэт рассказывает о том, каким запомнил мыслителя. Ещё в детстве поэт встретил философа, и тот запал в его память как добрый мудрец с облаком взлохмаченных седых волос. Только посоха не хватало Соловьёву для полного сходства с восточным дервишем или волхвом.

Отголоски этих впечатлений раздаются в стихотворении «Раздумье». Эпиграф гласит «Посвящается памяти Вл. С. Соловьёва», то есть, произведение написано тогда, когда сам философ покинул этот мир. Оттого начальные слова стихотворения печальны. Вместе с автором читатель попадает в неприютную холодную ночь. Чтобы усилить ощущение окутывающего одиночества, поэт использует короткие фразы. Предложения звучат отрывисто, словно тают, едва прозвенев в морозном воздухе.

Но уже совсем скоро тон стихотворения меняется. Герои, в числе которых присутствует и сам автор, слышат знакомый голос. Ветер доносит ободряющее послание: «Не смущайтесь… я с вами… за мной!..». Наступает замешательство. Поэт использует анафору, чтобы показать, как много чувств обуревает его.
И не знаешь, кто там.
И стоишь, одинок.
И боишься довериться радостным снам.
И с надеждой следишь, как алеет восток.

Здесь мы видим и страх, и недоверчивое ожидание, и светлое предчувствие. Неспроста автор упоминает разгорающуюся на востоке зарю. Этот живописный образ указывает на философские концепции экуменизма и панмонголизма, разработанные Владимиром Сергеевичем Соловьёвым и заключающиеся в идее об объединении всех наций, в котором движущей силой станут восточные народы.

Снова полный надежды призыв разносится над полями. На этот раз голос обещает наступление нового дня, что, несомненно, является метафорой идеи Соловьёва о новой эпохе, в которой человечество объединится и станет жить в согласии с Божьими заповедями. Как бы подтверждая эти слова, герой замечает, что «неверная тень», т. е. эра неправедности и заблуждений, исчезает, «убегает на запад», как и предсказывал философ в своих рассуждениях о покорении западных цивилизаций новыми течениями.

В финале мы видим самого чудесно воскресшего мудреца

Показательно, что он выступает из облака тумана, которое символизирует забытье и невнимание к его учению. Сама природа показывает, что философ оказался прав: могучие деревья шумят, знаменуя возвращение мыслителя, и звёзды смущённо прячутся от сияния его мудрости

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Основная тема

Основная тема — печальная картина безрадостной российской природы. Бунину, в отличие от многих русских поэтов и писателей, было свойственно критическое отношение к российской действительности. Это отношение можно назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной фальшивыми фразами. Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира. Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.

Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.

Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.

Сочетание безграничной любви и резкой критики — непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности — вот истинная заслуга Бунина. Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.

Образы Руси от Блока

Впрочем, Русь имеет в глазах Блока много образов, в них переплетены древние традиции, которые иногда прекрасны, но часто не дают сделать уверенного шага вперёд.

Россия, по мнению автора, почует в тайне, никто не знает, что случится, когда она проснётся.

Поэт видит Русь в мутном взоре колдуна, что показывает поклонение древним традициям, и в ночных хороводах, и в утлом жилье, заметённом до крыши вьюгой.

Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье.

Анализ стихотворения сразу открывает, что Блок отмечает видимую нищету родной страны, но под лохмотьями хорошо видна душа Руси – она сохранилась, жива, но дремлет. Это главное, ведь рано или поздно сон закончится, а душа позволит двигаться вперёд на базе исконных ценностей.

И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

Душа нагая, то есть, открытая. Это хорошо и плохо, ведь такая душа не способна на подлости, но легко открывается другим, чем и пользуются.

В России всегда отдавался приоритет внутреннему, духовному миру, поэтому утлые избы и разбитые дороги не так важны русскому человек, ему главнее внутренний мир.

Он с радостью идёт в непогоду со свечкой к пасхальному богослужению, но не всегда найдёт время починить плетень.

След революции в душе поэта

Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.

Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.

И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

Текст стихотворения

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,

  • И в тайне — ты почиешь, Русь.
  • Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,
  • И с мутным взором колдуна,
  • Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводы
  • Под заревом горящих сел.
  • Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.
  • Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого друга
  • Под снегом точит лезвее.
  • Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

  1. Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотий
  2. Души скрываю наготу.
  3. Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,
  4. Подолгу песни распевал.
  5. И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,
  6. Какую девушку любил.
  7. Живую душу укачала,Русь, на своих просторах, ты,И вот — она не запятнала
  8. Первоначальной чистоты.
  9. Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь,Она и в снах необычайна.
  10. Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

Русь читает А Кутепов

Отлично передаёт загадочный образ Руси чтение стихотворения А Кутеповым. Немного монотонный голос чтеца только лучше передаёт дремоту родной страны, но между строк чуется великая сила и стремление к обновлению

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: